Системное мышление

Системное мышление Статьи по психологии
Мыслить системно: что это значит и как научиться

Системное мышление

В статье мы расскажем, что такое системное мышление и какова его задача, основные свойства и признаки, уровни, какие существуют способы развития, преимущества и недостатки.

Содержание
  1. Понятие системного мышления
  2. Свойства и признаки
  3. Как работает системное мышление: примеры из жизни
  4. Зачем нужно системное мышление
  5. Дифференциация уровней владения системным мышлением
  6. Плюсы и минусы системного подхода
  7. Как развить системное мышление
  8. Что такое системное мышление и как его развить?
  9. Что значит мыслить системно?
  10. Можно ли развить системное мышление?
  11. Люблю, целую. Ваша Алеся Лукьянова
  12. Системное мышление – что это такое. Особенности формирования
  13. Что значит мыслить системно
  14. Что такое система
  15. Особенности системного мышления
  16. Способности людей с системным мышлением
  17. Формирование системного мышления
  18. Упражнение по развитию системного мышления
  19. Системное мышление: что такое, развитие, уровни
  20. Свойства системного мышления
  21. Как работает системное мышление?
  22. Польза системного подхода
  23. Как развить системное мышление?
  24. О системном мышлении
  25. Системы
  26. Системное мышление
  27. Что дальше…
  28. 📹 Видео

Понятие системного мышления

Системное мышление – это особый взгляд на ситуацию, при котором учитываются реальные и вероятные взаимосвязи объектов и категорий. Навык объективного восприятия формируется с раннего детства. Огромную роль в развитии системного интеллекта играет стиль воспитания.

К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания развитию системного мышления. Школьные педагоги также плохо справляются с этой задачей. Чаще они предпочитают подавать материал в упрощенной, оторванной от реальности форме. Закономерный итог подобного подхода – возмущение учеников, которые просто не понимают, зачем им нужны те или иные знания.

Между тем школьная программа разрабатывалась с учетом потребностей среднестатистического школьника. Информация школьного курса считается полезной для любого взрослого человека. Отрицание этого факта – один из признаков неразвитого системного мышления. Люди с узким кругозором даже не осознают собственной ограниченности и предубежденности.

Мудрые родители и опытные педагоги стараются подавать полезную информацию в контексте реальных потребностей. Практические занятия, примеры из жизни, опыты и наблюдения помогают осознать ценность системного подхода и развивать интеллектуальные способности в заданном направлении.

Свойства и признаки

Умение мыслить системно проявляется в поведении человека, его ответных реакциях и других проявлениях жизнедеятельности.

Свойства умозаключений, основанных на системном мышлении:

  • объективность;
  • адекватность;
  • достоверность;
  • логичность;
  • четкость.

Человека, наделенного развитым системным мышлением, определяют по таким признакам:

  1. Умение осознать и принять цельность окружающего мира и неизбежность множественных взаимодействий.
  2. Реалистичное восприятие происходящего, осознание вероятных искажений.
  3. Умение устанавливать обратные связи. Развитые умы легко угадывают мотивы, которые влияют на поведение людей и реакции систем.
  4. Гибкость мышления. Это свойство позволяет быстро принимать новую информацию и вписывать ее в существующую картину мира.
  5. Независимость. Человек с развитым системным мышлением не поддается на манипуляции и провокации. Любая важная информация подвергается тщательному и беспристрастному анализу, и только потом делаются выводы и принимаются решения.

Как работает системное мышление: примеры из жизни

Системное мышление позволяет принимать рациональные решения во всех серах жизни. Одним из ярчайших исторических примеров отсутствия системного подхода можно признать уничтожение воробьев в Китае в 1958 году.

Китайский лидер Мао Цзэдун призвал уничтожать воробьев как «отъявленных» вредителей. По подсчетам сельскохозяйственников (явно не наделенных навыками системного мышления) эти птицы съедают за год огромное количество зерна, которым можно накормить 35 миллионов человек.

Первым итогом массового геноцида стал успех – урожай зерновых действительно стал больше, но уже в следующим году потери агрокомплекса привели к массовому голоду. Причиной стало распространение гусениц и саранчи, которые расплодились из-за отсутствия естественного регулятора популяции в лице воробьев.

Вот такой на первый взгляд незначительный сдвиг экосистемы привел к гибели 30 миллионов китайцев. Чтобы исправить положение, живых воробьев пришлось завозить из-за границы. Этот исторический факт стал хорошим уроком для тех, кто принимает поверхностные решения, не анализируя проблему в комплексе.

Зачем нужно системное мышление

Системное мышление – идеальный инструмент для принятия оптимальных решений. Любые навыки, знания, опыт и таланты могут оказаться бесполезными, если их «хозяин» не умеет смотреть на мир широко открытыми глазами.

https://www.youtube.com/watch?v=2De9g2HkESA

Талантливые люди с недостаточно «прокачанным» интеллектом не замечают многих путей для самореализации. Они привыкли идти прямой дорогой и не видят альтернатив. Отсюда ошибки, неудачи, негативный опыт, потеря уверенности и прочие спутники ограниченного кругозора.

Умение извлекать уроки из неудач помогает развить системное мышление и оптимизировать усилия. Системный подход к решению проблем помогает видеть сразу несколько вариантов развития событий. Так можно выбрать оптимальную линию поведения и подготовиться к вероятным последствиям.

Дифференциация уровней владения системным мышлением

Четкой классификации уровней владения системным мышлением на сегодняшний день не существуют. Тем не менее, можно выделить несколько этапов, которые довольно точно определяют степень освоения навыка.

Уровни владения системным мышлением:

  1. Осознание проблемы. Это очень важный этап, который выступает мощным стимулом для работы над развитием интеллектуальных способностей. Для многих людей осознание проблемы становится началом новой биографии.
  2. Детальное изучение среды. Этот этап подразумевает максимальное овладение теоретическими знаниями в интересующей вас отрасли. Освоение базы – первый серьезный шаг на пути к успеху.
  3. Практические действия. Знания, полученные на предыдущем этапе, требуют проверки действием. На этом этапе теоретическая информация подвергается «проверке на прочность». Кругозор расширяется, открываются новые горизонты. Овладение практическими навыками позволяет перейти к освоению новой информации.

Плюсы и минусы системного подхода

Неоспоримое преимущество системного подхода – возможность рационального обобщения и распространения имеющегося опыта на другие сферы жизнедеятельности. Благодаря такому подходу нам не нужно каждый раз начинать с нуля: умение проводить аналогии помогает грамотно пользоваться уже имеющимися навыками.

Системное мышление – универсальный инструмент для анализа и синтеза существующих систем и для разработки принципиально новых схем.

К недостаткам системного подхода можно отнести отсутствие динамичности. Тому, кто рассматривает проблему с нескольких ракурсов, нужно дополнительное время. Существуют ситуации, когда решение нужно принять быстро, на интуитивном уровне. Однако некоторые ученые считают, что наша интуиция – порождение того же системного мышления, действующего на бессознательном уровне.

Как развить системное мышление

Психически здоровые люди обладают базовыми навыками системного мышления. Системное восприятие формируется на основе наблюдений и личного опыта.

Обыватели, жизнь которых была достаточно однообразна, примеряют одни и те же более-менее удачные схемы для всех ситуаций. Иногда это оказывается целесообразно, но если речь идет о внештатной ситуации, люди теряются.

В критический момент недостаточно развитое системное мышление может серьезно подвести.

Методики развития системного мышления:

  1. Беспристрастное изучение моделей поведения, типичных сценариев. У каждого человека есть личные вкусы, принципы, взгляды. На окружающий мир мы смотрим сквозь призму наших убеждений. По этой причине многие люди лишены способности к объективной оценке – мешает зашоренность. Для тренировки системного мышления нужно отслеживать моменты типичных реакций и анализировать их целесообразность в предложенных обстоятельствах.
  2. Наблюдение. Можно наблюдать за успешными людьми: помимо того, что у них можно перенять эффективные модели поведения, «ученикам» открываются неведомые раньше практические навыки. Анализ поведения людей, чьи успехи оставляют желать лучшего, тоже может быть полезен – его стоит использовать в качестве отрицательного примера. При этом важно не впадать в злорадство и не лелеять чувство собственного превосходства: цель упражнения – проработка объективного мышления, а не повышение самооценки за счет других.
  3. Развенчание стереотипов. Многие догмы, которые кажутся незыблемыми, давно утратили актуальность. Истина проверяется временем, поэтому любые прошлые убеждение требуют подтверждения.
  4. Просчитывание обратной связи. Каждый наш шаг имеет последствия. Умение прогнозировать развитие событий – один из критериев системного подхода. Просчитывайте все возможные варианты исхода действий, связанных с другими людьми или системами.
  5. Расширение круга интересов. Многие взрослые люди зациклены на работе и быте. Подобный стиль жизни накладывает негативный отпечаток на интеллектуальные способности. Расширение кругозора и поиск новых интересов – отличный способ сохранить ясный и любознательный ум до глубокой старости. Те, кто отмахивается от новых впечатлений, прикрываясь отсутствием времени, совершают ошибку. Ум у таких людей «засыпает», навыки системного мышления утрачиваются.
  6. Искусственный выход из зоны комфорта. Вы можете самостоятельно «придумать» себе проблему и постараться решить ее максимально эффективно. Главное условие – нестандартный подход к внештатной ситуации.
  7. Интеллектуальные игры. Головоломки, кроссворды, задачи на логику, загадки, викторины – все эти игры тренируют мозг и помогают развить системное мышление.

Системное мышление – один из признаков зрелой развитой личности. Умение воспринимать окружающую действительность во всем многообразии объектов и взаимосвязей открывает большие возможности для дальнейшего самосовершенствования.

Видео:Греф о системном мышленииСкачать

Греф о системном мышлении

Что такое системное мышление и как его развить?

Системное мышление

Часто системное мышление называют одним из ключевых навыков руководителей, да и в целом успешных людей. В этой статье поделюсь своими соображениями насчет того, что из себя представляет этот навык, и можно ли его развить.

Что значит мыслить системно?

Впервые я это ощутила, когда училась в университете. В школе знания немного не так преподносятся (ну, или так казалось просто). В университете, когда ты учишься на конкретную специальность, ощутить системность оказалось проще.

Каждая дисциплина — это выстроенная система, а в целом программа обучения — это система из систем, которая делает из студента «объемного» специалиста. Но не всем из однокурсников эта система была видна.

Не все могли увязать в своей голове взаимосвязь микроэкономики и, например, физики для практического применения. Для меня же, наверно, системность мышления была самым важным приобретением в университете. При том, что 70% дисциплин мне не пригодились, да и не пригодятся уже, скорее всего, никогда.

«Системноемышлениеэто тип мышления, который характеризуется целостным восприятием предметов и явлений, учитывая их связи между собой. » Одно из определений.

И что это значит?

  • Ты видишь всю «картину» целиком (всю систему), как бы издалека.
  • Ты видишь каждый отдельный элемент этой системы.
  • Ты видишь взаимосвязи этих элементов внутри системы. То есть понимаешь, как изменения одного элемента повлияют на другие элементы и на всю систему в целом.
  • Ты видишь взаимосвязь этой системы с внешними системами.
  • Ты можешь это все одновременно держать в голове и учитывать при анализе или принятии решений.

Звучит сложно, но, на самом деле, это встроенное свойство мышления для человека, необходимое для выживания в стае. Эту идею я прочитала в книгах психиатра А. Курпатова (горячо их рекомендую), где доступным языком описывается работа нашего мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=A7uY9Oz0Vx0

Что такое стая? Это открытая система (открытая — значит, взаимодействует с другими системами, влияет на них и подвержена влиянию), которая состоит из особей стаи, общих правил, традиций.

У стаи есть своя система ценностей, знаний, иерархия, которые служат цели выживания стаи и каждой отдельной особи.

То есть, чтобы тебя не выгнали из нее, и ты не погиб в одиночестве, не загрызли, ты должен хорошо ориентироваться в своей стае: запоминать, кто есть кто; с кем можно выпендриваться, а кто вожак; кто твоя самка, а кто чужая; чья очередь идти на охоту, а чья — мыть копья.

И вообще, кто свой, а кто чужой. Прекрасно понимать роли при взаимодействии с внешней средой. То есть, необходимо системно мыслить и выстраивать даже логические цепочки разной сложности, для того, чтобы оставаться в стае и занять в ее иерархии подобающее место.

Это значит, что человек, растущий в социуме и обладающей здоровой психикой, в целом имеет потенциальную способность мыслить системно.

А почему не все в итоге этим качеством обладают?

Как мне кажется, это связано с современным устройством мира. Проблема выживания остро не стоит (обычно), нет необходимости даже сильно взаимодействовать с социумом, чтобы выживать, а также гиперопека родителей в детстве и даже гиперопека государства лишают нас необходимости сильно напрягать наш мозг.

Впервые системность мышления хорошо развивается при общении в коллективах: детском саду, школе, даже дома. И чем больше количество людей, с которым в детстве нужно находить общий язык, тем больше «ячеек» в головушке образуется, чтобы потом их использовать для других, не только социальных целей.

Вы наверняка обратили внимание, что люди, выросшие в опасной среде, могут не иметь образования и знаний, но соображают очень быстро и по-житейски мудры.

Поэтому детям важно общаться со сверстниками, строить отношения, делить власть, даже драться. Там уже можно понять, кто ты есть, свою роль и положение в иерархии. Лидера и отщепенца сразу видно 🙂 И чем меньше взрослые вмешиваются, тем лучше ( но не исключая вмешательство совсем, конечно).

Итак, мы выяснили, что способность мыслить системно есть у каждого, кто рос в социуме хотя бы из 2 человек. Но не все это умеют применять в жизни.

Если интересна эта тема, рекомендую также книгу «Азбука системного мышления» Донелла Х. Медоуз.

Можно ли развить системное мышление?

Мое мнение (и не только мое) — можно.

Предлагаю вам варианты:

1. Обучение в ВУЗе.

Именно по нашей отличной советской системе обучения, когда есть составленная программа из множества предметов — для получения одной специальности. Как я говорила в начале статьи, системность изучения предметов, их взаимосвязанность приучает мозг к такому образу мышления. И учит учиться, что самое важное.

Но, должна оговориться (поскольку господа, читающие мои статьи и оставляющие комментарии, очень любят придираться к чему-то, не имеющего прямого отношения к теме, но, скорее всего, из-за этого статьи станут сильно длиннее):1.

У меня два красных диплома по разным направлениям, и я не считаю нашу систему высшего образования хорошей для обучения специалистов, особенно узких: то есть, мало кто после ВУЗа готов сразу эффективно работать, требуется еще доучиваться и переучиваться в процессе работы.

Возможно, не всех специальностей это касается, не берусь утверждать. Но в большинстве случаев, специалисты выходят очень сырые и недоученные.2. Не все ВУЗы одинаково хороши в этом отношении.

Можно быть более-менее уверенным в старых престижных учебных заведениях, где в коридорах еще пахнет Советским Союзом или даже Российской Империей.

2. Чтение книг.

Да-да, чтение хорошей литературы прекрасно тренирует мозг по всем фронтам. Просмотр видео, аудиокниги, статьи (на Дзене в том числе) в этом плане очень проигрывают. Даже не столь важно, художественная это литература или научно-популярная. Только читать тоже надо уметь.

Лучше не торопиться, читать вдумчиво, останавливаясь на осмысление прочитанного, подчеркивать карандашиком или выписывать интересные мысли.

Обязательно в голове это все переварить (мы для этого в школе сочинения и писали, чтобы научиться читать и думать), сделать выводы, поискать в реальной жизни аналоги персонажей/взаимоотношений или событий, подтверждения и опровержения фактам.

https://www.youtube.com/watch?v=CPJB9_f9bb8

Начать рекомендую с книги Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений.»

Я еще во всех статьях упоминаю о том, чтобы действовать, когда читаешь книжки, применять советы оттуда, а не просто покивать и пойти дальше, но об этом — в других статьях 🙂

Писать книжки, романы, сценарии — еще круче. Но для этого сначала — много читать. Без системности изложения ничего путного не выйдет.

3. Ну и, на десерт, самый доступный способ, даже если ты не умеешь читать и не можешь пойти учиться, но, наверно, самый эффективный: РЕФЛЕКСИЯ.

Что я имею в виду? Анализ происходящего с точки зрения стаи/ системы. Тут подойдет любое событие и любой материал.

Например, вы посмотрели киношку. Даже плохую, не важно. А теперь выстройте в голове мир с точки зрения главного персонажа, мотивы его поступков, кто есть кто для него. А теперь ту же ситуацию с точки зрения другого персонажа. Пятого, десятого.

А теперь подумайте про фильм с точки зрения картинки: операторской работы, цветовых решений, почему так, а не иначе. А еще подумайте, как бы этот фильм увидела и приняла ваша бабушка.

И держите все то в голове одновременно! Тренировочка нехилая, правда?

Для меня, например, просмотр кино не был отдыхом, когда я трудилась в сфере кинопроизводства. Потому что каждое кино я смотрела одновременно как актриса, как сценарист, как режиссер, оператор и художник-постановщик.. и немного как зритель.

Параллельно получая впечатления и проводя работу по вскрытию этого кино и разделению на составные части, чтобы потом применить это в своей работе. Попкорн в горле застревал)

Так же можно работать над любым событием в жизни.

Например, разложить один разговор с коллегой. Кто, что, почему сказал, удерживая в голове вашу систему отношений, его систему отношений с другими людьми, свою систему отношений с другими людьми, внешние факторы, ваше прошлое, его прошлое, вашу общую историю.

Попробовать смоделировать, что может произойти, скажи или поступи вы по-другому.

Это можно делать просто как тренировку, когда вы едете в транспорте или прогуливаетесь. Хорошо также вести дневник, анализируя там ключевые события дня, систематизируя свои мысли. Заодно и расхламляя голову от навязчивых «думок».

А если самостоятельная работа Вас пугает, можно пойти на курсы системного мышления. Полезно и детям, и взрослым.

Надеюсь, вам было полезно и интересно.

Люблю, целую. Ваша Алеся Лукьянова

Видео:Системное мышление, что это?Скачать

Системное мышление, что это?

Системное мышление – что это такое. Особенности формирования

Системное мышление

Современный, постоянно изменяющийся мир ежедневно ставит перед человеком десятки проблем, которые требуют быстрого и эффективного решения. Без этого невозможно стать успешным, да и просто благополучным человеком.

Для того чтобы соответствовать требованиям реальности, нужно обладать системным мышлением, позволяющим оценивать любую ситуацию целостно, видеть и использовать все взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений действительности.

Что значит мыслить системно

Системный подход к решению сложных задач сформировался давно, но в течение длительного времени о нем знали и рассуждали только ученые, и использовался он в научных исследованиях.

Но в конце XX века стало понятно: окружающий нас мир настолько усложнился, что не только обыденного, но и строгого логического мышления недостаточно.

Оно со времен Античности считалось высшей формой мыслительной деятельности, но оказалось не в состоянии справиться с теми задачами, которые ставит перед человеком современная, в прямом смысле слова многомерная реальность. Чтобы разобраться во всем и эффективно с ней взаимодействовать, нужно системное мышление.

Что такое система

Есть такое высказывание, которое приписывается Аристотелю: «Целое больше суммы своих частей». Эта на первый взгляд парадоксальная мысль хорошо отражает сущность системного подхода.

https://www.youtube.com/watch?v=zsJ3SKFDU2M

Любой объект, в том числе мы сами, наша психика, организация нашей жизни, имеет свойства системы. То есть не просто состоит из отдельных элементов, а представляет собой системную организацию их связей.

Взаимодействие структурных элементов делает систему жизнеспособной, а характер связей определяет ее свойства, качества, особенности, функции и возможности.

Причем этими особенностями и функциями обладает именно целое, их нет у отдельных частей, даже если их просто сложить вместе.

Можно привести простой, хоть и несколько утрированный пример. Вот человек. Он сложный объект, состоящий из множества частей или элементов. Но будет ли сумма его частей (голова, две ноги, две руки, туловище, пищевод, сердце, печень, мозг и т. д.

) живым, мыслящим, действующим индивидом? Нет. Это будет расчлененный труп, а не живой человек, потому что все его элементы должны быть связаны в единое целое.

И связи эти настолько сложны, разнообразны и многоплановы, что наука и сегодня еще далека от полного их понимания.

Взаимозависимость всех частей системы называется корреляцией и означает, что изменения в одном из элементов неизбежно влекут изменения и в других, а также в системе в целом.

Принцип корреляции объясняет, например, неэффективность несистемного подхода в медицине. Он заключается в следующем: если у человека болит голова, то лечат голову, если желудок, то, соответственно, желудок.

А ведь наш организм – целостная система, и лечить нужно с учетом системных связей.

Есть и еще один важный момент. Любая система состоит из подсистем, которые до бесконечности дробятся на все более мелкие части. Но изменения даже в самом, казалось бы, малозначимом элементе влияют на состояние системы в целом.

С другой стороны, любой объект — часть более крупного структурного образования: человек – частичка семьи, семья входит в этнос, этносы объединяются в государство, а то, в свою очередь, элемент человечества, которое является частью живой природы планеты Земля и т. д.

Отдельные объекты могут одновременно входить во множество систем. Так, человек не только член семьи, он входит в группу друзей, профессиональный коллектив, спортивный клуб, сообщество в социальных сетях и т. д. Учитывая это, становится понятно, насколько сложно бывает разобраться в происходящих с нами процессах, а тем более управлять ими. Для этого и необходимо системное мышление.

Особенности системного мышления

Мы привыкли считать, что логическое мышление самое лучшее и эффективное, а сейчас все чаще говорят о системном. Чем же оно отличается от логического?

Принцип логического мышления – совершение умственных операций анализа и синтеза.

Объект расчленяется на отдельные элементы, которые анализируются, изучаются, выявляются их особенности, возможности других комбинаций, а затем они соединяются вновь, возможно, в новом сочетании, или используются для конструирования других объектов.

Логическое мышление связано с принципом алгоритма, то есть последовательных операций, каждая из которых является своеобразной ступенькой для перехода к следующей.

Но это не всегда эффективно для решения сложных проблем, имеющих системный характер и связанных с разными аспектами нашей жизни.

Понять, как можно изменить ситуацию к лучшему или не сделать ее еще хуже, можно только взглянув на нее со всех сторон и увидев все внутренние и внешние связи и зависимости. Логический анализ здесь нужен, но он недостаточен.

Попытки решить проблему без учета системных связей могут привести к серьезным ошибкам. Вот, например, одна из таких ситуаций.

В середине XX века стала популярной идея мелиорации, то есть осушения болот. Если рассуждать логически, то эти залитые зловонной жижей и даже опасные участки совсем не нужны.

Если их осушить, то освободятся плодородные, покрытые торфом и другими органическими отложениями земли, так необходимые сельскому хозяйству.

А сами болота перестанут быть источником комарья, змей, повышенной влажности и опасности для грибников. Все логично? Да.

https://www.youtube.com/watch?v=iAJTBxq2WZs

Но на деле получилось не так. Осушение болот привело к исчезновению мелких ручейков и речушек, которые они питали. Из-за этого обмелели крупные реки, а уменьшение весеннего паводка привело к исчезновению заливных лугов, которые были источником пропитания больших стад скота.

Уменьшилось количество подпочвенных вод, родников, ключей, и это привело к засолению почв и снижению урожаев даже там, где до мелиорации они были высокими.

С исчезновением болот исчезают некоторые виды растений, насекомых, животных, которые тоже играли важную роль в единой системе жизни.

Вот вам реальный пример действий людей, не использующих системное мышление, не учитывающих все сложные взаимозависимости экосистемы.

Сообщество людей – не менее сложное структурное образование, и отсутствие системного подхода, например, при решении конфликтов может привести к обратному результату, когда этот конфликт будет распространяться вглубь и вширь, выйдет за пределы одной системы и будет неуправляемым. Ведь мы все являемся системами и живем в системном мире.

Способности людей с системным мышлением

Люди, обладающие системным мышлением, могут добиться успехов в разных видах деятельности, потому что их решения будут наиболее эффективными и лучшими. Это связано с целым комплексом индивидуальных качеств, к которым можно отнести следующие:

  • способность оценивать ситуацию в целом, комплексно;
  • восприятие объекта (ситуации, проблемы) с разных точек зрения, под разными, часто неожиданными углами;
  • умение замечать все связи между элементами, деталями, частями системы, а также с объектами, находящимися вне ее;
  • способность создавать модели реальности, которые помогают обнаружить причинно-следственные связи и возможные варианты развития событий;
  • умение прогнозировать развитие событий и выбирать наилучшую тактику поведения в любой ситуации.

Для людей с системным мышлением характерен высокий творческий потенциал.

Их креативность поддерживается способностью устанавливать связи-ассоциации между явлениями и событиями, на первый взгляд, ничем не связанными друг с другом.

Но это креативность в широком понимании, дающая возможность для самореализации не только в науке и искусстве, но и в других сферах жизни: бизнесе, менеджменте, образовании, политике и т. д.

Системное мышление позволяет увидеть перспективы развития, отличить правду от лжи. Поэтому личности, обладающие этим типом мышления, реже становятся жертвами обмана и манипуляций.

Формирование системного мышления

Есть люди, обладающие врожденной способностью к системному восприятию реальности на интуитивном уровне, но и эту способность нужно развивать, делать ее более осознанной и организованной.

Тем более стоит подумать о формировании системного мышления тем, кто таким даром не обладает. Это вполне реально.

Системному мышлению, так же как и логическому, можно научиться, но подходить к этому процессу тоже надо системно.

Психика человека – очень сложная система, все элементы которой находятся в тесной взаимозависимости. Мышление как высшая форма познания связано в первую очередь с познавательными процессами, и его развитие зависит от того, насколько они «прокачаны». Системный подход к развитию мышления включает следующее процессы:

  • Формирование способности к правильному восприятию окружающего мира с учетом его системной организации. Именно восприятие поставляет в наш мозг информацию, с которой потом работает мышление. Поэтому так важен не поверхностный взгляд на мир, а внимательное, детальное наблюдение. Оно предполагает проникновение в глубинную суть вещей, восприятие всех нюансов и деталей.
  • Развитие памяти, в первую очередь осознанного, целенаправленного запоминания информации, которое сопровождается ее анализом и систематизацией. Целостный мир требует системного подхода к его запоминанию. А оно предполагает активную работу всех видов памяти: моторной и сенсорной, слуховой и зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной и эмоциональной.
  • Память и восприятие невозможны без способности к сосредоточению, то есть внимания. Развитие этого психического процесса предполагает овладение также способностью к быстрому переключению внимания и увеличение его объема. Это позволит осмысливать одновременно несколько объектов и их связей, работать над несколькими проектами, удерживая в голове разные сложные задачи.
  • Формирование системного мышления предполагает развитие всех его видов: логическое мышление обеспечивает создание четких схем и алгоритмов решения задач; образное позволяет увидеть проблему в целом; наглядно-действенное необходимо для анализа практических действий и прикладного аспекта проблемы; ассоциативное мышление позволит устанавливать связи между различными объектами и явлениями действительности.

Так как вся наша действительность имеет системный характер, то любое ее познание, не просто принятие, а именно творческое познание будет способствовать развитию системного мышления. Творчество и системный подход вообще очень тесно связаны.

Творческое мышление специализируется на нестандартном решении задач, а это невозможно без системного подхода с его многомерным восприятием действительности. Любой вид творчества, пусть даже простое незамысловатое рукоделие – это повышение уровня системности вашего мышления.

Ведь творчество предполагает работу воображения по созданию нового образа, комбинирование различных идей, материалов, техник. И самое главное. Любое творчество – это создание упорядоченной системы из хаоса.

https://www.youtube.com/watch?v=OgsN7O_W474

Кроме очевидной пользы для развития мышления, воображение и творчество – это источник позитивных эмоций. А ничто так не стимулирует развитие, как получение удовольствия.

Упражнение по развитию системного мышления

Мы с вами уже знаем, что каждый объект представляет собой систему. Найдите в своем окружении любой случайный предмет, например, пусть это будет книга:

  1. Подумайте, какие подсистемы входят в структуру этого предмета. А теперь возьмите лист бумаги и запишите их в столбик. Это могут быть бумага, типографский шрифт, краска, клей, металлические скрепки, которыми скреплен переплет, картон обложки и т. д. А если посмотреть с другого ракурса: буквы, слова, предложения, оглавление, заголовки, иллюстрации и т. д. Напишите элементы этой структуры в другой столбик. Смотрите, мы нашли две разных системы, а их может быть значительно больше. Подумайте, какие еще варианты системной организации книги вы сможете обнаружить.
  2. А теперь подумайте, в какие более крупные системы входит книга, частью чего она является.

Выполняя это упражнение, вы поймете, что можно легко выйти за пределы несистемного мышления, ограниченного жесткими рамками стандартов.

Такие занятия интересно проводить в группе, устраивая своеобразное соревнование, выбирая каждый раз новые предметы. Можно усложнить задание и подумать, как изменится предмет, если внести изменения в какой-то элемент его структуры.

Видео:Введение в системное мышлениеСкачать

Введение в системное мышление

Системное мышление: что такое, развитие, уровни

Системное мышление

Мир, в котором мы живем, представляет собой сложную систему. Система – это совокупность организованных, упорядоченных элементов, связанных между собой и направленных на достижение единой цели. Для гармоничного существования в этом мире человек должен обладать системным мышлением (СМ). Разберемся, что такое системное мышление и как его развить?

Свойства системного мышления

Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на вещи и характеризуются следующими качествами:

  • Человек, обладающий развитым СМ, понимает целостность и умеет видеть множественные связи и закономерности.
  • Он осознает необходимость упрощения и искажения модели мира с целью лучшего ее понимания.
  • Он может видеть реальность под разными углами, в разных плоскостях и ракурсах, фокусироваться на системе в целом и на ее отдельных элементах.
  • Такой человек не связан жесткими стереотипами мышления и может с легкостью менять свои убеждения.
  • Он умеет создавать собственные ментальные модели реальности, помогающие ему видеть причинно-следственные связи.
  • Человек с СМ обладает способностью видеть обратные связи между объектами и явлениями.

Люди, обладающие этим типом мышления, могут неплохо реализовать себя в менеджменте, науке, творчестве и других областях.

Как работает системное мышление?

Системное мышление помогает увидеть процесс развития реальности. Любая система предполагает существование во времени – в настоящем, прошлом и будущем, поэтому такой тип мышления дает возможность проследить развитие того или иного объекта.

Противоположностью СМ является предметное мышление. Оно предполагает рассматривание каждого объекта в отдельности без учета связей, существующих между ними. В качестве иллюстрации к такому типу мышления хорошо подходит известная притча про трех слепых и слона.

Трое слепых встретили слона и стали его ощупывать, чтобы понять, как он выглядит. Первый слепой нащупал хобот и решил, что слон похож на змею. Второй слепой потрогал бивень и решил, что он похож на палку.

Третий слепой, исследовав ногу животного, пришел к выводу, что слон похож на колонну. Таким образом, они долго спорили и каждый пытался доказать свою правоту, хотя все трое были и правы и неправы одновременно.

Причиной этого стало то, что они исследовали слона по частям, а не полностью, как единую систему. Поэтому каждый из них, не имея возможности увидеть всю систему в целом, приписал ей свойства отдельных ее частей.

https://www.youtube.com/watch?v=Pbko-EU2FYs

Автор многих, получивших известность во всем мире книг по нейролингвистическому программированию Джозеф О’Коннор написал превосходную книгу: «Искусство системного мышления». В ней он описывает особенности этого типа мышления и дает немало полезных рекомендаций по его развитию.

Польза системного подхода

Системное мышление по-другому еще можно назвать системным подходом. На первый взгляд может показаться, что системный подход полезен только для руководителей, ученых, исследователей или творческих людей. Но это не так. Обычный человек тоже может развить системное мышление и тем самым улучшить качество своей жизни. Какую же пользу приносит системный подход в повседневной жизни?

  • Помогает лучше понять устройство мира и уменьшить количество совершаемых ошибок.
  • Способствует грамотному построению целей и нахождению методов их достижения.
  • Учит понимать устройство любой системы и эффективно управлять этими системами, например, организовывать работу других людей.
  • Помогает в создании новых систем (технических, организационных и пр.).
  • Позволяет в разы увеличить качество принимаемых решений и снизить затраты времени и сил на их поиск.
  • Учит объединять знания из разных научных теорий.
  • Дает возможность видеть объект сразу со всех сторон и объективно оценивать его. Человека, обладающего этим качеством, трудно ввести в заблуждение.
  • Позволяет правильно анализировать события, излагаемые в СМИ, зачастую искажающих информацию в своих целях.
  • Дает возможность прогнозировать события.

Как развить системное мышление?

К сожалению, природа не наделила человека СМ с рождения. Однако оно вырабатывается в процессе обучения. Существует несколько методов, позволяющих сделать это.

  • Наблюдение за успешными системами. Для того чтобы понять, как функционирует та или иная система, необходимо изучить ее свойства. Изучение происходит в процессе наблюдения за системой. Наблюдение за успешными системами позволяет исследовать их работу и взаимосвязь между ее отдельными элементами, протекание различных процессов, происходящих внутри системы, и их последствия. Это дает возможность изучить, как работает система, а затем применить полученные знания на практике для решения различных проблем.
  • Расширение круга своих интересов. Чем больше человек расширяет свой кругозор, тем больше развивается его способность мыслить системно и слаженно.
  • Избавление от стереотипов. Стереотипы формируются под влиянием жизненного опыта. Они существенно облегчают жизнь, помогая решать простые, типичные проблемы. Но при возникновении нестандартной ситуации стереотипы не только не помогают, а, наоборот, мешают найти решение. Поэтому умение избавляться от стереотипов – важное условие для развития системного мышления.
  • Создание ситуаций неопределенности. Для тренировки системного мышления полезно придумывать ситуации неопределенности и находить для них способы решения. Поскольку даже в реальных ситуациях не бывает стопроцентной определенности и обстоятельства в любой момент могут измениться, этот навык сможет пригодиться в жизни.
  • Решение творческих задач. Этот метод можно назвать самым эффективным. Существует немало творческих задач и головоломок, помогающих развить творческое и системное мышление. Существует масса специальной литературы, в которой не только приводятся примеры подобных задач, но и описываются возможные способы их решения.

Развивать системное и системно-векторное мышление весьма полезно. Это увлекательный процесс, который позволяет расширить границы восприятия реальности и научиться решать различные производственные, исследовательские и жизненные задачи.

Видео:Системное мышление - что это и как использовать? По книге Искусство системного мышления с примерами.Скачать

Системное мышление - что это и как использовать? По книге Искусство системного мышления с примерами.

О системном мышлении

Системное мышление

Это первый пост из серии про системное мышление и системную инженерию, в которой я постараюсь простым языком описать эти крутые штуки и объяснить зачем они нужны.

Системное мышление — это практический подход к восприятию мира, который значительно ускоряет способности анализировать, принимать решения и учиться.

Практический потому, что сформирован практикой, а не вырос из абстрактных математических теорий.

https://www.youtube.com/watch?v=RZBO-i6sBHY

Если вам знакома аббревиатура ТРИЗ, то я бы сказал, что методы ТРИЗ — это набор частных случаев применения системного мышления в физическом производстве.

Системы

Система — это абстрактное понятие, позволяющее нам структурировать окружающий мир в удобном для анализа виде.

Система — это совокупность связанных между собой штук сущностей.

Связанных — в смысле хоть как-то влияющих друг на друга: передающих информацию, скреплённых сваркой, дёргающих друг дружку за верёвочки, etc. Важно понимать: только человек решает что назвать системой, природа не различает систем. По сути, любой набор любых сущностей можно обозвать системой, но это недейственный метод. Система должна быть концептуально целостной, только тогда её использование будет полезным. С точки зрения математикиЕсли представить граф, вершинами которого будут все сущности в анализируемой нами области, а рёбрами — связи между ними, то хорошими кандидатами в системы станут кластера сильно связанных вершин. Выглядеть это может примерно вот так. Любая система может состоять из подсистем и быть частью одной или нескольких метасистем. Например:

  • двигатель — система из клапанов и прочих деталей;
  • автомобиль — система из различны устройств, одним из которых является двигатель;
  • автомобильная дорога — система из инженерных сооружений, транспортных средств и пешеходов;
  • автобусная остановка — система, являющаяся частью метасистем «автомобильная дорога» и «жилой квартал».

Итак, системное мышление — это умение выделять системы, переключаться между ними и анализировать их.

Системное мышление

Понятие системы выглядит не сложным и думать в таком стиле вряд ли адский труд, но зачем? Системное мышление — это порождение практики. Как оказалось, многие свойства систем слабо зависят от области в которой их выделяют (физика, педагогика, логистика, etc.), но сильно — от топологии системы — структуры и видов связей между её компонентами.

Оказывается, мир не такой разнообразный, каким кажется, достаточно правильно абстрагироваться.

Характерными общими свойствами систем можно назвать, например: жизненный цикл, обратную связь и ортогональность. Эти концепции неплохо живут и без отсылок к системной инженерии, но именно она даёт удобный способ распространить их на окружающий мир.

Поэтому, как только мы начинаем мыслить системно, то получаем ряд важных преимуществ.

Возможность обобщать и распространять свой опыт, полученный в одной области, на окружающий мир.

Допустим, вы всю жизнь проработали со станками и прочими механизмами и наверняка знаете много хитрых закономерностей и особенностей их функционирования. Будьте уверены, существенная часть этих закономерностей может быть перенесена на другие системы, например, информационные или, чего уж там, человеческие. Главное правильно заменить в этих закономерностях детали и связи между ними, на человечков и связи между ними (такая вот тавтология). Сделать это напрямую сложно, однако системный подход даёт нам общий язык представления подобных знаний в виде систем. Поэтому, если мы научимся смотреть на нашу работу со станками и с людьми как на работу с системами, то многие наши знания естественным образом можно будет применять сразу к этим двум областям (а заодно и к остальным).

Универсальный «инструментарий» для анализа, прогнозирования и разработки новых систем.

Инженерами выявлено множество свойств, характерных для всех систем, так и для их групп. Используя эти свойства в своей работе можно не только значительно упростить и ускорить решение задач, но и получить общий язык для общения с коллегами, в том числе, из других областей деятельности. Для IT-шников это особенно полезно, поскольку сегодня разрабатываешь банковское ПО, завтра медицинское, а послезавтра мобильную игрушку, CMS или любую другую загадочную вещь. Вникать заново в каждую область нет времени, к счастью, это и не требуется — достаточно мыслить системно. Однако это не избавляет от необходимости изучать базовые принципы соответствующей области, поскольку именно они позволяют выбирать правильные абстракции.

Что дальше…

📹 Видео

Девушки в баре, пример системного мышленияСкачать

Девушки в баре, пример системного мышления

Искусство адаптации: психологические стратегии в быстро меняющемся обществеСкачать

Искусство адаптации: психологические стратегии в быстро меняющемся обществе

Системное мышление для руководителей | Деннис ШервудСкачать

Системное мышление для руководителей | Деннис Шервуд

1. Системный подход и системное мышлениеСкачать

1. Системный подход и системное мышление

"Искусство системного мышления" - Иан Макдермотт, Джозеф О`Коннор. Основные мыслиСкачать

"Искусство системного мышления" - Иан Макдермотт, Джозеф О`Коннор. Основные мысли

В чём основа стратегического мышления? | Андрей КурпатовСкачать

В чём основа стратегического мышления? | Андрей Курпатов

Системное мышление. Часть 1. Повзрослеть, получить автономности и мудрость, расширить взглядыСкачать

Системное мышление. Часть 1. Повзрослеть, получить автономности и мудрость, расширить взгляды

АЛЕКСАНДР АЛЕШИН - Как построить отдел продаж? Как развивать системное мышление?Скачать

АЛЕКСАНДР АЛЕШИН - Как построить отдел продаж? Как развивать системное мышление?

Системное мышление - как развивать и тренировать| Системный подход к жизниСкачать

Системное мышление - как развивать и тренировать| Системный подход к жизни

Как начать развивать системное мышление. ЮНЕВЕРСУМ. Проект Вячеслава ЮневаСкачать

Как начать развивать системное мышление. ЮНЕВЕРСУМ. Проект Вячеслава Юнева

Системное Мышление - Развитие Системного Мышления - Аудиостатья - Психология ЧеловекаСкачать

Системное Мышление - Развитие Системного Мышления - Аудиостатья - Психология Человека

Системное мышление руководителя. Бизнес-урок №1. Сергей КурановСкачать

Системное мышление руководителя. Бизнес-урок №1. Сергей Куранов

Системное мышлениеСкачать

Системное мышление

Как использовать системное мышление в жизни?Скачать

Как использовать системное мышление в жизни?

Как развить глубину мышления?Скачать

Как развить глубину мышления?
Поделиться или сохранить к себе: