Сексуальное образование

Сексуальное образование Статьи по психологии
9 мифов о сексуальном просвещении

Сексуальное образование

Нужно ли половое просвещение? Конечно нужно, и хватит задаваться этим вопросом!

На дворе 2019 год, а в России всё ещё спорят, нужно ли рассказывать детям всю правду об их собственных телах, или лучше пускать эту важную часть образования на самотёк. И, что самое страшное, как правило, выбирают второе.

У нас нет культуры открытого разговора на темы, связанные с сексуальной жизнью. В лучшем случае мама может помочь девочке купить её первые прокладки, а папа, например, положить в рюкзак сыну-старшекласснику презерватив. А на биологии им обоим совершенно отвлечённо расскажут про зиготы и скрещивание ДНК.

В итоге всю реально необходимую информацию — как себя вести, как справляться с чувствами и эмоциями, зачем нужно предохраняться, как распознать нехорошие симптомы, как не позволить собой манипулировать, к кому обратиться в случае проблемы — всё это подростки узнают «сломанным телефоном» через друзей, форумы в интернете, порнографию и американские сериалы.

У нас даже банально нет подходящей риторики, приходится обходиться эвфемизмами и намёками, а открытая терминология в нашей культуре считается «грязной и пошлой». Разговаривать на тему секса это действительно сложно. Поэтому, кстати, многие родители предпочитают промолчать – «не вступая в бой, точно не проиграешь».

Содержание
  1. Почему нельзя молчать?
  2. Миф первый: половое просвещение приводит к раннему вступлению в половые отношения
  3. Миф второй: половое просвещение лишает детей «невинности»
  4. Миф третий: половое просвещение противоречит культуре и религии
  5. Миф четвёртый: половое просвещение – только родительская обязанность
  6. Миф пятый: родители против школьных уроков сексуального образования
  7. Миф шестой: сексуальное образование нужно взрослым, а не детям
  8. Миф седьмой: учителя, может, и хотели бы участвовать в секс-просвете, но они боятся или испытывают неловкость
  9. Миф восьмой: половое просвещение уже и так включено в школьную программу (биологию или обществоведение)
  10. Миф девятый: половое просвещение убивает наши ценности
  11. Как в России происходит половое воспитание
  12. История вопроса
  13. Подпольное просвещение
  14. Зачатие от одного касания и «тайны» от священника
  15. Половое самовоспитание
  16. Секс-просвет для всех
  17. Зачем нам нужно сексуальное образование
  18. такие очевидные последствия секса, как беременность или заболевания, передающиеся половым путем, окутаны множеством мифов — например о том, что секс во время месячных или прерванный половой акт являются надежной защитой от нежелательной беременности. Многие женщины до сих пор не знают, что огромное количество зппп протекают бессимптомно, и уж точно не слишком большое количество людей проверяют свое здоровье после того, как сменили сексуального партнера
  19. Сексуальное образование в СССР и России: от сталинской педологии до «папиных журналов»
  20. Половое воспитание в СССР. Начало
  21. Отголоски сексуальной революции 60‑х
  22. Эпоха вседозволенности
  23. Папины кассеты и журналы
  24. Источник
  25. Половое воспитание: что это такое и зачем это нужно
  26. Значение и смысл полового воспитания 
  27. Сексуальное просвещение, как способ защитить подростка от последствий «случайных» связей
  28. Неэффективность консервативного подхода
  29. Как говорить на интимные темы с детьми разного возраста
  30. 📹 Видео

Почему нельзя молчать?

Потому что домолчались уже. Подросткам не объясняют, зачем нужно использовать контрацептивы, многие думают, что это нужно только для предотвращения беременности, поэтому ими часто пренебрегают. Знания об инфекциях и опасности не сваливаются с неба, поэтому подростки начинают вести активную сексуальную жизнь, всё ещё не осознавая свою (без)ответственность. Что в итоге?

В конце 2018 года Всемирная Организация Здравоохранения опубликовала данные, согласно которым Россия стала первой (!) в Европе по числу новых заражений вирусом иммунодефицита человека.

Мы привыкли считать, что ВИЧ — это какой-то неведомый недуг, поражающий людей нетрадиционной ориентации, но это опасное заблуждение: 59 процентов заражений происходит через незащищённые контакты между мужчиной и женщиной, а 37 % – через инъекции наркотиков.

И это не говоря уже о статистике подростковых беременностей и абортов, число которых остаётся высоким.

Половое воспитание и образование – доказанный способ снизить все эти страшные цифры, нужно просто отказаться от предрассудков.

Кстати, о предрассудках. ЮНЕСКО ещё в 2010 году опубликовала документ под названием Международное техническое руководство по половому просвещению, в котором чётко и обоснованно была сформулирована необходимость подобных образовательных программ.

Но в нашей стране мифы относительно секс-просвета не только не исчезли, кажется, они ещё и расцвели за последние несколько лет – вот что бывает, когда к вопросу привлекают не специалистов, а депутатов и священников. Так что давайте заново разбираться.

Миф первый: половое просвещение приводит к раннему вступлению в половые отношения

Это не так. Множество исследований по всему миру говорят об обратном: секс-просвет либо отодвигает активную сексуальную жизнь, либо показатели остаются на том же уровне.

Миф второй: половое просвещение лишает детей «невинности»

Информация, которую получают дети, должна быть научно обоснованной, объективной и соответствующей возрасту – такая информация не может развращать, она всего лишь дополняет естественное развитие.

А вот информация, которую и сегодня подростки черпают из порнографии, непроверенных сайтов и телевидения – чуть ли не единственный источник знаний о сексе сегодня – как раз может быть противоречивой и вредной.

Качественное половое просвещение может стать хорошей альтернативой.

Миф третий: половое просвещение противоречит культуре и религии

Знание и осознанность не могут противоречить культуре, иначе что же это за культура такая? Безусловно, религиозные структуры должны принимать участие в разработке приемлемых форм полового образования, НО догмы, которые пропагандирует церковь не должны быть антинаучными, как это часто происходит у нас.

Часто половое просвещение требует изменений существующих традиций, и это нормально! Часто бывает, что религиозные представления сильно отстают от научных исследований, например, когда маленьким девочкам делают калечащие операции на половых органах из соображений религии.

Такие «нормы» недопустимы, и секс-просвет должен бороться и с такими средневековыми заблуждениями.

Миф четвёртый: половое просвещение – только родительская обязанность

Конечно, роль родителей в сексуальном просвещении первична, но школа и образовательные институты должны дополнять новые знания. Как минимум школа должна создать благоприятные условия для того, чтобы информация усвоилась, как максимум – помочь снять табу с темы сексуального здоровья и гигиены.

Миф пятый: родители против школьных уроков сексуального образования

Как раз-таки нет. Опросы показывают, что подавляющее большинство родителей только за, но вот как к этой теме подступиться и с чего начать — никто не знает. Наша проблема ещё и в том, что и сами взрослые зачастую не обладают полной и корректной информацией. Так что секс-просвету все возрасты покорны, как говорится.

Миф шестой: сексуальное образование нужно взрослым, а не детям

Сексуальное просвещение – это не про «научить детей заниматься сексом». Это про осознанный подход к важной сфере человеческой жизни.

Ребёнок может впервые заинтересоваться этой сферой уже года в 4, когда задаёт вопрос «откуда берутся дети?», и уже тогда ему нужно отвечать правду… или хотя бы ту её часть, что про взаимную любовь. Чуть позже он начинает изучать своё тело, тогда ему нужно предоставить информацию и об этом.

Дети учатся правильно называть части своего тела и понимать их функции и особенности, они начинают изучать основные принципы репродукции. Лучше, чтоб основные вещи ребёнок знал ещё до пубертатного периода, тогда и эта часть взросления пройдёт легче.

А в подростковом возрасте помимо изучения предохранения нужно уже переходить к психологической составляющей секс-просвета: рассказывать о семейной жизни, об ответственности, уважении, осознанности, выборе и отказе. Такой подход похож на соблюдение гигиены, он должен быть естественным и гармоничным.

Миф седьмой: учителя, может, и хотели бы участвовать в секс-просвете, но они боятся или испытывают неловкость

Такого не должно происходить при должной подготовке.

Если учителей в этом вопросе будут поддерживать, а не клеймить, если им будет предоставлена чётко сформулированная политика образовательной программы, а сама программа будет научной и обоснованной, то проблем возникнуть не должно. Нужно поощрять учителей, которые стремятся к просветительской деятельности, нужно не запугивать их адскими котлами, а помогать им и мотивировать.

Миф восьмой: половое просвещение уже и так включено в школьную программу (биологию или обществоведение)

Если на уроках биологии кто-то и рассказывает про секс, то скорее всего это личный энтузиазм, потому что в школьной политике таких тем на повестке нет. В последнее время появляются попытки поговорить о воздержании, материнстве или, простите, «женском предназначении» (естественно, с приглашением на такие лекции священников), но научного в таких разговорах мало.

Миф девятый: половое просвещение убивает наши ценности

Главный принцип, на котором должны быть основаны программы полового воспитания – соблюдение прав человека. При таком подходе пропагандируется уважение, равенство, терпимость, взаимность и безопасность. Невозможно пропагандировать все эти безусловные блага, не затрагивая тему сексуальных отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=hyngpZglg1M

Пора перестать обсуждать, нужно ли половое просвещение, здесь не может быть двух мнений. Нужно действовать и разрабатывать эффективные программы. Очень хочется, чтобы здоровье, просвещение и научный подход уже наконец стали одними из наших скреп, о которых все постоянно твердят.

Абрамчик Юлия Владимировна

Видео:Тимур Джанкёзов - "СЕКСУАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ" | Stand UpСкачать

Тимур Джанкёзов - "СЕКСУАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ" | Stand Up

Как в России происходит половое воспитание

Сексуальное образование

На диване в обычной московской квартире сидят парень и девушка, обоим не больше 16 лет. В воздухе чувствуется запах белого вина и неловкость.

В ухе у молодого человека установлен беспроводной наушник – отец и его друзья следят за парой через скрытые камеры и подсказывают, как ускорить момент близости.

Однако перед поцелуем связь внезапно обрывается, один из помощников выливает на аппаратуру кофе. В итоге сын вынужден действовать самостоятельно.

Как только связь налаживается, мы видим ту самую девушку, но уже в фате и свадебном платье. За руку ее держит тот самый парень в крайне растерянном и угнетенном состоянии – явный намек на то, что девушка в итоге забеременела, а парню, «как настоящему джентльмену», пришлось на ней жениться.

Это отрывок из совместного клипа русской рэп-группы «Каста» и латвийской рок-группы «Brainstorm» на песню «Про секс», который призывает родителей уделять внимание половому воспитанию детей. А то очнуться не успеешь, как вот она – незапланированная беременность и стремительно несущаяся к скорому разводу свадьба.

История вопроса

Рекомендованных для образовательных целей материалов по половому воспитанию в России нет, кроме маленькой главы с очень общими знаниями в учебнике по ОБЖ для 11 класса.

Школьникам приходится черпать знания об отношениях между мужчиной и женщиной, контрацептивах и рисках при незащищенном сексе из таких вот роликов, а еще – художественных фильмов, компьютерных игр, порнографии и разговоров со сверстниками.

При этом дети в большинстве случаев боятся обращаться к родителям с расспросами, а те и сами не против перенести ответственность за «неудобные разговоры» на школы – согласно опросу ВЦИОМ, более 60% россиян поддерживают введение уроков полового воспитания в школах.

Во времена СССР в школах эта тема, разумеется, тоже не поднималась, а глава о репродуктивном процессе появилась в советском учебнике анатомии лишь в 1986 году. 

В 2014 году Госдума утвердила Конвенцию о правах ребёнка, в которой предусматривается введение полового просвещения в школах.

Учебный курс до сих пор не ввели, а в правительстве не могут прийти к единому мнению по этому вопросу.

Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что о контрацепции нужно рассказывать уже в школе, но министр просвещения Ольга Васильева и детский омбудсмен Анна Кузнецова не поддержали эту идею.

Введение уроков полового воспитания также осложняет закон 2012 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который запрещает изображать и описывать действия сексуального характера детям до 16 лет. Потенциально он может работать и против учителей, однако некоторые предпочитают рисковать.

Подпольное просвещение

34-летняя учительница английского языка Светлана два года назад провела внеклассный урок о ВИЧ среди восьмиклассников. В ходе разговора выяснилось, что половой жизнью жила почти половина класса, однако презервативами никто не пользовался.

«На моё недоумение они ответили, что им стыдно их покупать. У меня прямо вырвалось: “Сигареты и алкоголь покупать не стыдно [в России нелегально продавать их детям до 18 лет], а презервативы стыдно [по презервативам никаких ограничений нет]?” Все хором ответили “Да”», — вспоминает учительница.

https://www.youtube.com/watch?v=4MPcjiIbXlw

После этого она провела отдельный разговор с женской половиной класса о методах контрацепции и абортах. Разрешения на проведение этого урока у родителей она не спрашивала.

«К родителям мы обращаемся редко, жалуемся на детей – еще реже, ведь всякое бывало. Однажды узнали, что мальчика, на которого жаловались учителя из нашей школы, отец избивал и запирал в погребе. После этого мы стараемся большую часть проблем решать без родителей», — заявляет учительница.

Учитель по физике из Москвы Дарья подтверждает – иногда дети даже из благополучных семей не знают базовых вещей.

«Некоторые девочки не знают, что менструация и моча идут из разных каналов, не знают о тампонах, девственной плеве. Мальчики стыдятся и боятся поллюций и эрекции», — жалуется она. 

И добавляет, что о репродуктивной системе и ВИЧ в российских учебниках по ОБЖ и биологии пишут в общих чертах. Да и многие учителя сами предпочитают опускать эти главы и переходить к следующей теме. 

Зачатие от одного касания и «тайны» от священника

Александра Сотова, 25-летняя продавец-кассир из Волоколамска, в августе этого года родит своего первого ребенка, девочку. И она хотела бы, чтобы половое просвещение будущей дочки проходило не так, как у нее.

«Нам рассказывали, что зачатие может произойти чуть ли не от любого прикосновения парня к девушке», — уверяет она.

Правдиво о защите начали рассказывать только в колледже, но в 16 лет эта информация была актуальна уже не всем, так как в каждой группе было по 2-3 беременных студентки.

Также в школы для бесед о нравственности иногда приглашают батюшек, рассказывает 26-летняя учитель-логопед Татьяна Грибанова. А их компетенция в этом вопросе вызывает большие сомнения.

«Представителей было двое, батюшка и его жена. Они рассказывали, что информация от всех партнеров женщины передаётся её ребёнку, и приводили пример: «Если попытаться скрестись кобылу и зебру, а потом ту же кобылу с жеребцом, то родятся полосатые жеребята».

Ситуация, в которой священник без согласования с епархией делится со школьниками своей личной «псевдонаучной» точкой зрения, является недопустимой, заявляет руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков, однако такие случаи происходят не так уж редко.

«Подобные высказывания не соотносятся с позицией церкви, это частная позиция конкретного человека. В этом случае родители имеют полное право пожаловаться в администрацию школы или епархию», — утверждает он.

При этом все визиты священнослужителей проходят исключительно с согласия самой администрации школы.

«Часто школы просят принять участие в воспитательных процессах. Администрация и учителя порой не знают, что делать с тем нравственным и моральным состоянием детей, с которым они сталкиваются каждый день», — объясняет Волков.

Половое самовоспитание

Уроки полового воспитания могут нанести ущерб психике ребенка — это первый и основной аргумент, которые приводят противники введения соответствующего образования в школах. 

Многие учители и родители считают эту тему слишком интимной, чтобы обсуждать ее с чужим человеком, такое должно обсуждаться только в семье. 

«Мы как-то без уроков всему научились, и дети смогут на своем опыте», — третий по популярности аргумент. 

Половое воспитание 40-летнего Алексея, отца десятилетней дочери, произошло через видеокассеты с эротическими фильмами, журналы для взрослых и христианскую литературу для детей.

«И всё хорошо у нашего поколения сложилось. А сейчас дети умнее нас, тем более со своими интернетами», — уверен он. 

Секс-просвет для всех

Кто умнее – родители с кассетами или дети с интернетом, понять сложно. Но сторонники сексуального образования среди детей и подростков  говорят о том, что оно еще очень важно для защиты от возможных посягательств. 

Пока одни спорят о необходимости введения полового воспитания в школах, активисты давно начали действовать в рунете. 

ЮНЕСКО запустил в российской соцсети «» сообщество «Двор». Там с помощью мемов делятся полезной информацией о контрацептивах, отношениях и способах борьбы с депрессией.

https://www.youtube.com/watch?v=m9WwP1EbL0k

По словам сотрудницы отдела Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Александры Илиевой, секс-просвет – это не только контрацептивы и личная гигиена, но и умение защититься от насилия со стороны противоположного пола. 

«Подросткам важно знать не только о физиологии, но и о том, как правильно сказать «нет», и у кого попросить помощи в случае оказания давления», — считает Илиева. 

Она сожалеет, что группу почти не посещают взрослые. Илиева уверена, что родителям и учителям тоже полезно прочитать и осмыслить информацию, и уже потом передавать ее детям.

Секс-просвещением начали заниматься и русские видеоблогеры. Татьяна Мингалимова, которая обычно берет интервью с поп-звездами на своем -канале, запустила проект «Подруги». Там она с подругами в баре обсуждает первый секс, виды оргазмов и главные ошибки в ласках.

Все эти темы на специальных мастер-классах и лекциях обсуждаются и со взрослыми, рассказывает специалист по связям с общественностью сообщества «Kinky Russia» Яна Задорожная. По ее словам, техника секса – далеко не главное.

«Мы учим в первую очередь культуре секса – защите и взаимному согласию. Ведь прежде чем учить детей, нужно научить чему-то и взрослых», — заявляет Задорожная. И не согласиться с ней действительно трудно.

Видео:Сексуальное образование. Что важно знать о сексе, отношениях и личных границах?Скачать

Сексуальное образование. Что важно знать о сексе, отношениях и личных границах?

Зачем нам нужно сексуальное образование

Сексуальное образование

 depositphotos.comdepositphotos.com

Так или иначе, секс является естественной частью нашей жизни и происходит вне зависимости от того, имеем ли мы достаточно знаний на эту тему. Школа учит нас основам размножения растений, но все, что мы должны были узнать о “человеческом” сексе, выглядит примерно так:

— используйте презервативы,

— лучше вообще никогда не занимайтесь сексом (или хотя бы не делайте этого до брака).

Весьма полезная информация для моих друзей, большинство из которых лишилось девственности до 16 лет. Так что все, что я узнала в школе — это названия частей тела и органов и тот факт, что во время полового акта происходит оплодотворение, а затем появляется ребенок.

Принято считать, что ответственность за “важный разговор” лежит на родителях. К сожалению, мало кто может похвастаться достаточно доверительными отношениями в семье, чтобы получить все необходимые ответы и откровенно обсудить все интимные моменты непосредственно с мамой или папой.

К тому же, родитель основывается на своем опыте и — самое главное — на своих ожиданиях от ребенка и того, каким он будет. Немногие родители имеют достаточно познаний в психологии, чтобы этот разговор не был травмирующим, неудобным или сковывающим.

Поэтому именно сексуальное образование может сделать секс комфортным и безопасным для каждого, особенно когда речь идет о первом опыте у подростков.

Человек обладает уникальной сексуальностью — для нас это гораздо более разнообразный и сложный процесс, чем для всех других видов на планете. Для людей секс не только биология — он имеет огромное психологическое значение и социальный смысл. Человек занимается сексом, когда влюблен, одинок, испытывает стресс, жаждет мести или просто хочет поднять себе настроение.

такие очевидные последствия секса, как беременность или заболевания, передающиеся половым путем, окутаны множеством мифов — например о том, что секс во время месячных или прерванный половой акт являются надежной защитой от нежелательной беременности. Многие женщины до сих пор не знают, что огромное количество зппп протекают бессимптомно, и уж точно не слишком большое количество людей проверяют свое здоровье после того, как сменили сексуального партнера

Секс не должен быть всегда красивым, неимоверно страстным и длиться всю ночь. Иногда секс это просто секс — непродолжительный, полный странных и неловких звуков.

Это не всегда весело и приятно, иногда вы будете задаваться вопросом, действительно ли это стоило того, и можете даже разочаровываться — и это не значит, что с вами что-то не так.

Лучше всего, когда секс — это личное выражение заботы, любви и уважения между двумя людьми, и не имеет значения, как именно это происходит между ними.

https://www.youtube.com/watch?v=IgHCiqIGKEU

Сексуальное образование должно фокусироваться на социальных и эмоциональных причинах секса и их последствиях, поднимать вопросы установления четких ожиданий и границ, учить слышать свое тело, справляться с чувствами стыда и неловкости и, конечно же, нести ответственность. Сексуальное образование — это не пособие о том, как войти, выйти и не нарожать при этом кучу детей. Это вопросы принятия себя, своего партнера, уважения, согласия, комфорта и безопасности — как физической, так и психологической.

Видео:Половое воспитание в РФ: зачем оно нужно? Сексолог Ольга Василенко. 18+Скачать

Половое воспитание в РФ: зачем оно нужно? Сексолог Ольга Василенко. 18+

Сексуальное образование в СССР и России: от сталинской педологии до «папиных журналов»

Сексуальное образование

После того как Советский Союз приказал долго жить, население бывших республик, ставших независимыми государствами, начало наверстывать упущенное за 70 лет изоляции.

Мы, наконец, узнали, что такое салями, пицца, «желтая пресса», артхаусное кино и, разумеется, что такое эротика. С сексуальности сняли гриф секретности и к «взрослым» фильмам, журналам, картинам и книгам получили доступ все, кто хотел.

Разумеется, стали доступны эти материалы и юным гражданам, для которых они стали пособиями для сексуального образования. (Осторожно! Взрослый контент)

На протяжении 70 лет отношения полов в СССР описывались простой формулой – бракосочетание – оплодотворение – роды. Без нюансов и вариаций. В том, как все должно происходить парам предлагалось разбираться самостоятельно или черпать информацию из учебника анатомии для 10 класса и примитивных брошюр для молодоженов.

Все что касалось сексуальности и радостей интимной жизни было под запретом и относилось к порнографии. Поэтому даже те материалы, которые за рубежом были доступны подросткам, в СССР распространялись на «черном рынке». Над продавцами и покупателями такой продукции незримо нависал меч правосудия, которое было сурово к любителям «клубнички».

Половое воспитание в СССР. Начало

Но попытки организации сексуального просвещения в СССР иногда предпринимались, хотя и были робкими и карикатурными. Впервые о необходимости такого образования для молодежи заговорили в конце 20‑х годов, прошлого века, когда молодую советскую страну охватила настоящая эпидемия венерических недугов.

Бывали в истории сексуального просвещения и периоды оттепели

Необходимость нести свет в массы породила появление особой науки – педологии. Она занималась проблемами развития и воспитания детей и подростков, в том числе и сексуального. В начале 30‑х годов было написано множество научных работ и книг, посвященных этой проблеме и, казалось, все идет так как нужно.

Но половое воспитание показалось партийному руководству делом подозрительным и даже нездоровым.

Поэтому в 1936 году Сталин подписал постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», ставившее крест на полезном начинании.

Следующие 30 лет о половом воспитании никто не вспоминал – стране было не до этого. Война, а затем годы восстановления народного хозяйства, сняли с повестки дня этот вопрос.

Отголоски сексуальной революции 60‑х

В 60‑х годах западные страны охватила сексуальная революция. В США, Великобритании, Франции и ФРГ стало модно обсуждать проблемы взаимоотношения полов, аборты и контрацепцию. Появились уроки на эту тему и в школах многих капиталистических стран.

В СССР, немного поразмыслив, также решили заняться секспросветом и в школах появился знаменитый курс «Основы советской семьи и семейного воспитания». Нужно сразу сказать, что это была кастрированная программа обучения, в которой основной акцент делался на пользе семьи как ячейки социалистического общества и прочих идеологических бреднях.

Сексуальные отношения на уроках «Основ» не упоминали и эти академические часы сразу же превратились в мучительное время ожидания школьного звонка, как для учеников, так и для педагогов. В 1965 году курс изъяли их школьной программы из-за его неэффективности.

https://www.youtube.com/watch?v=QHLe1tpHfW4

Последней попыткой советского государства внедрить половое воспитание в школах было предпринято в 80‑х годах. Тогда в школах появилось очередное убогое детище Министерства образования под названием «Этика и психология семейной жизни». Так как отдельных педагогов для такой программы институты и училища не готовили, обязанности проводить уроки возложили на классных руководителей.

Такое вот пособие для школьников из начала 90-х

Были и приятные редкие исключения в некоторых школах, где директора и завучи имели передовые взгляды, на уроки приглашали врачей. Медики рассказывали старшеклассникам об опасности заражения ЗППП и даже о контрацепции. Но специалистов узкого профиля – психологов и сексологов, в стране тогда не готовили и особого результата такое просвещение не принесло.

Эпоха вседозволенности

С распадом СССР и снятием запретов, жители «одной шестой части суши» с удивлением узнали, что во всем мире секс не является чем-то постыдным и запретным и о нем вполне можно говорить открыто. Первыми эксплуатировать тему секса в начале 90‑х начали только появившиеся коммерсанты.

Эротические карты стали непременным атрибутом 90-х

На улицах городов, на вокзалах и в переходах появилось бесчисленное количество ларьков, лотков и прилавков, где наряду с жевательными резинками и сувенирами появились зарубежные и первые отечественные книги журналы «об этом». Бывшие советские граждане смогли убедиться в том, что страшный Play­boy вовсе не издание для извращенцев, а «Камасутра» – не сборник порнографических рассказов с вульгарными иллюстрациями.

Вместе со взрослыми черпали новые знания из открывшихся источников и дети. При этом у них это получалось гораздо более легко и качественно. Родители изо всех сил старались оградить детей от новшеств, но этим только подстегивали интерес к запретному плоду.

Очень скоро к запоздалой сексуальной революции подключилось и телевидение. В 90‑е годы никто не вводил цензуры и было вполне нормально как ругать власти на федеральных каналах, так и крутить фильмы Тинто Брасса сразу же после «Спокойной ночи, малыши».

В телеэфире появилось множество эротический передач и шоу, где без стеснения раздевались, обсуждали интимные стороны жизни и даже делились нетрадиционным опытом. «Империя страсти» с Николаем Фоменко, «Секс с Анфисой Чеховой», «Про это» и множество других проектов одолевали телезрителя с голубых экранов с наступлением сумерек.

Такая вот «Империя страсти» по-постперестроечному

Что касается шоу-бизнеса, то там царил беспредел. Клипы «Тату», Бориса Моисеева, Сергея Пенкина, «На-на» и прочих звезд демонстрировали не только обнаженные тела, но и разнообразие сексуальных ориентаций.

Иногда эротика встречалась даже в мультфильмах – в анимационном сериале «Total­ly Spies!», популярном в начале нулевых, главные героини были очень откровенно одеты, а их антагонисты постоянно их заковывали в цепи, связывали и подвергали порке.

Отдельная, почти неисчерпаемая тема – это бульварная литература, которую у нас сразу же окрестили любовными романами. Страницы этих книг, сначала зарубежных авторов, а затем и отечественных, изобиловали «нефритовыми стержнями», «бутонами страсти» и прочими эпитетами, вызывающими сегодня смех. Сюжет этих романов был незамысловат и отличался эпохой, именами главных героев и локациями.

На обложках любовных романов мускулистые красавцы беззастенчиво тискали грудастых томных красоток, а на задних планах непременно виднелись старинные замки, особняки, яхты или, в виде исключения, кладбища и склепы. «Рабыня страсти», «Колдунья», «Тайные наслаждения» – названия «произведений» абсолютно не откладывались в голове и читали их, в основном, по диагонали, отыскивая многостраничные описания сцен соитий.

Папины кассеты и журналы

Многие из поколения 90‑х и начала нулевых почерпнули первую достоверную информацию об отношении полов дома.

Появление видеомагнитофонов в домах простых граждан повлекло за собой огромный спрос на эротические и порнографические фильмы.

Взрослые как могли маскировали эту VHS-продукцию от отпрысков, но те ее неизбежно находили и в отсутствие родителей познавали разнообразие сексуальных отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=J3dnACDa6uE

В таких «завалах» терпеливый юный исследователь мог найти немало познавательного

Важным моментом в таких «пиратских» просмотрах была перемотка кассеты с конспиративной подписью на торце «Афоня» или «Наша свадьба» на то место, в котором она была изначально. Настоящей трагедией могла стать «зажеванная» папина кассета или, боже упаси, застрявшая в деке видеомагнитофона. Сложно описать панику, которая овладевала юными эротоманами в таких случаях.

Пользовались спросом и «папины журналы». Все подобные издания, выпускаемые в постсоветской России, перечислить просто невозможно. «Хулиган», «Соблазн», «Страсть», «Шалунья» – названия говорили сами за себя. В отдельную группу можно было выделить печатные многостраничные издания, наподобие «SPEED-инфо», «Мира криминала», «Мира увлечений».

Очень типичный заголовок

Передовицы таких газет пестрели заголовками, которые можно назвать первыми и вполне успешными экспериментами с кликбейтом. «Банда лесбиянок-сатанисток устроила разврат в пионерском лагере», «Сторож универмага изнасиловал манекен в строительной робе» и другие «шедевры» заголовка били наверняка.

Обнаружить пачку подобной прессы за шкафом или на полке с постельным бельем было невероятной удачей. Главное было вовремя вернуть все на место и тщательно замести следы.

Сейчас, когда все, от мала до велика, имеют доступ к интернету, в страсти по засаленным газеткам и захватанных липкими пальцами видеокассетах верится с трудом.

Но целое поколение наших соотечественников еще отлично помнит, что такое вкладыши от жевательных резинок с обнаженными красотками и напечатанные в гаражах кустарями черно-белые порнографические колоды, количество карт в которых интересовало «игроков» меньше всего.

Смотрите также – Уроки любви: британские журналистки пожаловались на недостаток сексуального образования в школах

Источник

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Видео:Научпок объясняет — ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ у девочекСкачать

Научпок объясняет — ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ у девочек

Половое воспитание: что это такое и зачем это нужно

Сексуальное образование

Необходимость сексуального образования в современных школах всего мира — до сих пор дискуссионный вопрос, вокруг которого сломалось немало копий. Нужно ли оно? Если да, то с какого возраста и как преподносить информацию детям? Что вообще такое сексуальное просвещение и существует ли оно в Украине?  Давайте попробуем это выяснить. 

Значение и смысл полового воспитания 

Совокупные данные ЮНФПА и ВОЗ* понемногу развеивают сомнения о необходимости полового воспитания в школах. Давайте взглянем на цифры:

  • в среднем первый сексуальный опыт у подростков случается в возрасте 14-17 лет;
  • 4 из 5 школьников имеют сексуальные контакты;
  • на 1000 рождений приходится 200 абортов в возрастной категории до 20 лет;
  • только 40% украинок от 15 до 19 лет пользуются современными способами контрацепции;
  • 50% всех венерических заболеваний выпадает на возрастную группу от 15 до 24 лет.

И все же, несмотря на грустные цифры, противники сексуального просвещения опасаются, что все это рано или поздно сведется к пропаганде распущенности. При этом во внимание не берется факт, что сокрытие информации о сексе и сексуальности никак не защитит детей, а всего лишь будет держать их в неведении.

Безусловно, образовательная программа должна соответствовать возрасту, развитию детей, быть полной и последовательной.

30-летние исследования в области общественного здравоохранения показывают, что молодые люди, прошедшие подобное обучение, реже вступают в ранние половые и/или беспорядочные сексуальные связи, они более осведомлены о способах контрацепции и защиты здоровья, чем те подростки, которых учат воздерживаться и внушают, что секс — это плохо и стыдно.

https://www.youtube.com/watch?v=t7v8ntauScY

Качественное половое воспитание — единственный способ вырастить из подростков сексуально здоровых взрослых; это способ борьбы с пошлостями, которыми щедро делятся сверстники или «старшаки»; способ научить детей, что порнография — не самое лучшее пособие; научить отличать насилие и противостоять ему. 

*ЮНФПА — Фонд ООН в области народонаселения. ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

Сексуальное просвещение, как способ защитить подростка от последствий «случайных» связей

Исследования показывают, что большинству подростков во всем мире не хватает знаний, необходимых для ответственного отношения к сексу и своему здоровью. Они мало знают про развитие человека, его анатомию, контрацепцию, беременность и роды, про венерические заболевания, ВИЧ и СПИД.

А между тем, право человека на доступ к достоверной медицинской информации закреплено в Декларации ООН.

Чтобы распространить как можно шире концепт полового воспитания, организация прилагает огромные усилия.

Особенно много делают ее представители для африканских и азиатских стран, где показатель смертности девочек из-за ранней беременности (15-19 лет) пугающе высок, не говоря об острой проблеме ИППП.

Какие функции должно выполнять половое воспитание? Давайте перечислим:

  • воспитывать уважение к правам человека;
  • «продвигать» гендерное равенство;
  • решать проблемы насилия, ранней беременности;
  • давать конкретную, точную, достоверную научную информацию обо всех аспектах, связанных с отношениями полов, человеческого тела, сексуальности;
  • адаптироваться к возрасту, развитию, потребностям, культуре подростков разных стран;
  • предоставлять безопасную и здоровую среду обучения;
  • транслировать позитивный подход к сексуальности в течении всей жизни.

Неэффективность консервативного подхода

Программы полового воспитания для мальчиков и девочек — штука не новая. Некоторые из них были разработаны еще в 50-х годах XX века и действуют до сих пор в европейских религиозных странах и консервативных штатах Америки. Сторонники подобных концептов отстаивают позицию, что разговоры о сексе — не для детских ушей.

Очень жаль, потому что после сексуальной революции это дает прямо противоположный эффект: именно на этих территориях подростки рано вступают в сексуальные связи, мало знают о контрацепции, показатель ранних беременностей здесь выше в сравнении с более прогрессивными странами или штатами.

Возьмем, для примера Румынию — из 1000 девочек от 15 до 19 лет стали мамами или прошли процедуру прерывания беременности.

И потом, не все ученики религиозных школ соблюдает эти «нормы морали», но запреты и брезгливое отношение к сексуальному просвещение наносит психологические последствия — чувство вины, неумение называть интимные части тела своими именами, стыд от всего, что так или иначе связано с темой секса, жуткое смущение или даже неспособность посетить врача. 

Если секс — это «плохо, грязно и от лукавого», если у приличных мужчин и женщин партнер за всю жизнь может только один, что делать подростками, которые подверглись сексуальному насилию? Как помочь им, а не травмировать еще больше консервативными догмами? Ведь часто насильник манипулирует чувством вины своей жертвы, внушает стыд, чувство испорченности. И ребенок, к сожалению, молчит. А куда идти за помощью? Как рассказать, если он и так унижен, а общество осудит?

Как говорить на интимные темы с детьми разного возраста

Качественное половое воспитание помогает подросткам стать здоровыми взрослыми.

Но что говорить, как, в каком возрасте? Хорошо, если родители подсовывают энциклопедии и разные книжечки, а в школах есть предмет «Основы здоровья». Но часто это недостаточно.

Какие-то нюансы нужно дополнительно подсказать, обсудить — например, как девочке подготовится к походу к гинекологу, что с собой взять. Или мальчику рассказать о ночных поллюциях.

Кстати, есть половое воспитание, а есть сексуальное образование. Это две немножко разные темы, но мы коснемся и одной, и второй. Половое воспитание прививает мальчикам понятия о мужественности, а девочкам — о женственности. А сексуальное просвещение — это про тело, про отношения полов, про контрацепцию.

https://www.youtube.com/watch?v=HWY9ZQ-ZsHg

Суть полового воспитания дошкольников к тому, чтобы привить ребенку навыки гигиены, избегать тесного белья, неудобной одежды и любых раздражителей эрогенных зон. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что есть мальчики, а есть девочки, часто вгоняет родителей в краску, задавая неловкие вопросы, выпытывая о своем появлении на свет.

Рассказывать про аистов и капусту или вовсе не отвечать — идея так себе. Если не расскажут близкие люди, ребенок пойдет искать ответ к сверстникам или друзьям постарше. Как правило простого ответа без уточнения деталей в этом возрасте малышу/-ке хватает.

Например, «Мама/я родила тебя в роддоме» или «Такая физиология человека — у мальчиков есть пенис, у девочек — вагина». 

Половое воспитание подростков — это уже скорее о том, как помочь ребенку стать эмоционально зрелой личностью. Здесь речь идет о нормальных отношениях между представителями своего и противоположного пола в самых разных жизненных сферах, а не только с точки зрения сексуальности. В этом возрасте важно не стыдить ребенка в моменты влюбленности, не навязывать разговоры о сексе.

Про какие интимные особенности допустимо рассказывать детям разных лет

7-11 лет

📹 Видео

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ|СОВЕТЫ О ПЕРВОМ РАЗЕ И ГИГИЕНЕСкачать

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ|СОВЕТЫ О ПЕРВОМ РАЗЕ И ГИГИЕНЕ

СЕКСУАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ сезон 1 Русский трейлер #1 (2020) Эйса Баттерфилд Netflix Series HDСкачать

СЕКСУАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ сезон 1 Русский трейлер #1 (2020) Эйса Баттерфилд Netflix Series HD

Почему в России нужно сексуальное образованиеСкачать

Почему в России нужно сексуальное образование

СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕСкачать

СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Что происходит с ТЕЛОМ во время СЕКСА? — НаучпокСкачать

Что происходит с ТЕЛОМ во время СЕКСА? — Научпок

О чем НЕ РАССКАЗЫВАЮТ на уроках ПОЛОВОГО воспитания?Скачать

О чем НЕ РАССКАЗЫВАЮТ на уроках ПОЛОВОГО воспитания?

Научпок объясняет — ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ у мальчиковСкачать

Научпок объясняет — ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ у мальчиков

Что нужно знать до ПЕРВОГО РАЗА? | Правила первого секса ♀ Половое воспитаниеСкачать

Что нужно знать до ПЕРВОГО РАЗА? | Правила первого секса ♀ Половое воспитание

Половое воспитание детей. Гайд от сексолога Ольги Василенко. Ходят слухи 108Скачать

Половое воспитание детей. Гайд от сексолога Ольги Василенко. Ходят слухи 108

Подкаст №36. Медицина. Зачем нужно сексуальное просвещение?Скачать

Подкаст №36. Медицина. Зачем нужно сексуальное просвещение?

Сексолог разбирает сцены из сериала «Половое воспитание»Скачать

Сексолог разбирает сцены из сериала «Половое воспитание»
Поделиться или сохранить к себе: