Психопатии – это аномалии личности, которые характеризуются тотальностью психопатических особенностей, их относительной стабильностью, малой обратимостью, приводят к социальной дезадаптации.
Психопатиями чаще болеют лица мужского пола (мальчики, мужчины).
Современная патопсихология и нейропсихология может помочь вылечить расстройство личности, нормализует активность и направленность личности.
- Причины психопатии, этиологий психопатии
- Патогенез психопатии личности
- Виды психопатии, типы психопатий
- Классификация психопатий
- Психопатия симптомы, характеристика психопатии
- Возбудимый тип психопатии (эксплозивная психопатия)
- Эпилептоидный тип психопатии (эпилептоидная психопатия)
- Неустойчивый тип психопатии (неустойчивая психопатия)
- Истерический тип психопатии (истерическая психопатия)
- Психастеническая психопатия (тревожно-мнительная психопатия)
- Шизоидная психопатия (аустическая психопатия)
- Лечение психопатии
- Агрессия у ребёнка. Комментирует детский психиатр
- Признаки агрессии у детей
- Причины агрессивного поведения
- Последствия агрессии, оставленной без лечения
- Лечение детской агрессии
- Значение имеет всё:
- Нарушение психики у детей — симптомы, признаки, лечение | Медицинский центр «Президент-Мед»
- Распространенные нарушения психики у детей
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- Аутизм
- Задержка психического развития
- Умственная отсталость
- Шизофрения
- Медицинскаяи психологическаядиагностика
- Аппаратные методы
- Лечение
- Мамунц Цовинар Алексеевна
- Психические расстройства у детей. Семья. Учеба. Социум. Частые вопросы
- Психическое расстройство и социальные последствия
- Ребенок с расстройством психики и школа
- Проблемы с психическим здоровьем и семья
- Признаки психического расстройства у подростков
- Детский психоз
- Детский психоз: основные этиологические факторы
- Симптомы
- Диагностика детских психозов в медицинском центре «Лето»
- Принципы лечения детских психозов
- Кошель Наталья Александровна
- 📽️ Видео
Причины психопатии, этиологий психопатии
Ведущая роль в развитии психопатии принадлежит наследственным факторам, конституциональным факторам.
Большое значение имеют негрубые экзогенно-органические повреждения головного мозга плода, внутриутробная гипоксия, перинатальная энцефалопатия у ребенка.
На становление краевых психопатий, патологическое развитие личности большое влияние оказывают неблагоприятные факторы социальной и психологической среды.
Патогенез психопатии личности
При психопатии личности имеет место дизонтогенез нервной системы в виде задержанного, искаженного, диспропорционального, поврежденного ее развития. При развитии психопатии наблюдается преобладание второй сигнальной системы. У людей с истерической психопатией преобладает первая сигнальная система над второй и подкорковые структуры над корой головного мозга.
Виды психопатии, типы психопатий
Врачи выделяют определенные виды типы психопатий.
1. Тормозные психопатии (психастеники, астеники).
2. Патологически замкнутые психопатии.
3. Возбудимые психопатии.
4. Истерические психопатии.
5. Неустойчивые психопатии.
6. Мозаичные психопатии.
7. Сексуальные психопатии, половые психопатии.
Среди пациентов с задержкой психического развития выделяют истероидные и неустойчивые личности. В группе искаженного диспропорционального психического развития выделяют гипертимные, аутичные, психастеничные формы. В результате поврежденного развития могут возникать импульсивные и бестормозные формы.
Также можно выделить истинные психопатии, или генуинные психопатии, психопатическое развитие личности, или приобретенные психопатии. Органические психопатии.
Классификация психопатий
Основными видами психопатии являются астенические, ананкастические, шизоидные, параноидные (паранояльные, параноидальная), возбудимые, аффективные, истерические, неустойчивые, эмоционально тупые, мозаичные, ядерные, эксплозивные, краевые, алкогольные, сенсетивная, приобретенные, асоциальная.
Психопатия симптомы, характеристика психопатии
В связи с несформированностью личности диагноз психопатия желательно ставить после 12 летнего возраста. От психопатии нужно отличать патохарактерологические формирования личности и акцентуации характера. Рассмотрим основные симптомы психопатии.
Возбудимый тип психопатии (эксплозивная психопатия)
Возбудимый, или эксплозивный тип психопатии встречается преимущественно у мальчиков и впервые проявляется чаще всего во время первого биологического криза в возрасте от 2 до 5 лет.
У детей отмечаются следующие симптомы: чрезмерная возбудимость, повышенная двигательная активность, агрессивность, злобность, капризность. Двигательные и аффективные разрядки сопровождаются выраженным вегетативным проявлением.
Фон настроения неустойчивый: повышенное настроение сменяется часто дистимическим настроением со слезами и капризами. В дошкольном возрасте такие дети трудно адаптируются в детских садах, бьют детей, реагируют протестом на замечания.
В школе, гимназии, лицее и семье постоянно нарушают режим, конфликтуют с окружающими, уходят с занятий и из дома. Отмечаются также дисфории, нарушения влечений, астенические симптомы. В развитии возбудимого типа психопатии имеют значения перинатальная энцефалопатия, резидуально-органическая патология, конституционально-наследственные факторы.
Эпилептоидный тип психопатии (эпилептоидная психопатия)
Становление эпилептоидной психопатии обычно происходит в препубертатном возрасте. Однако иногда даже у дошкольников уже отмечается педантизм, чрезмерная аккуратность, обстоятельность, вязкость.
Любой дискомфорт или ущемление прав вызывает бурные аффективно-двигательные реакции. Злобное настроение в отличие от возбудимых психопатий длится долго. Дети обычно злопамятны.
В школьном возрасте у детей появляется более выраженный эгоцентризм, стремление к борьбе за порядок, недоброжелательное враждебное отношение к окружающим людям.
Неустойчивый тип психопатии (неустойчивая психопатия)
Неустойчивый тип психопатии чаще всего проявляется в препубертатном возрасте.
У таких детей наблюдаются слабость воли, волевых задержек, повышенная внушаемость, неустойчивость интересов, поверхностные суждения, легкомысленность, повышенное стремление к удовольствиям, жажда новых впечатлений.
Дети плохо учатся в школе, быстро попадают под влияние специфических асоциальных компаний, уходят из дома и школы, бродяжничают, курят, пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики. В компаниях всегда играют подчиненную роль. В основе неустойчивой психопатии часто лежит психофизиологический инфантилизм.
Истерический тип психопатии (истерическая психопатия)
Истерическая психопатия отчетливо проявляется в пубертатном возрасте. Истерический тип часто характеризуется стремлением любыми путями добиваться признания, быть на виду и в центре внимания. Встречается истерический тип чаще у девочек. Отдельные истерические черты могут проявляться еще в дошкольном возрасте.
Девочки стремятся выделяться одеждой, командовать другими детьми, выступать на утренниках и школьных мероприятиях, выслушивать похвалу. В школьном возрасте стремление быть первыми обостряется, появляется выраженный эгоизм, игнорирование интересов других детей, ревность к успехам одноклассников. Эмоциональные реакции бывают очень яркими, а поведение — демонстративно театральным.
Для завоевания признания дети могут использовать интриги, наговоры, фантазии, выдумки и каких-нибудь необычных своих приключениях или тайнах. В подростковом возрасте могут отмечаться демонстративные суицидальные попытки, участие в экстравагантных группировках (эмо, рокеры, байкеры, металлисты и др.).
В происхождении истерической психопатии имеют значение воспитание по типу кумира семьи, наследственные и конституциональные факторы.
Психастеническая психопатия (тревожно-мнительная психопатия)
Для детей с психастеническим типом психопатии характерны тревожность, неуверенность, мнительность. У таких детей часто возникают страхи, навязчивые состояния.
Они плохо переносят большие психоэмоциональные и стрессовые нагрузки, разлуку с родителями, родственниками и родными, плохо адаптируются в новом коллективе.
В школе они обычно учатся ниже своих возможностей, так как из-за неуверенности не проявляют активности, не успевают вовремя сделать самостоятельную или контрольную работу.
Шизоидная психопатия (аустическая психопатия)
У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте проявляется диссоциация развития, которая заключается в опережении речевых, умственных и интеллектуальных функций на фоне задержки развития психомоторных навыков.
Дети обычно рано начинают читать, считать, интересуются недетскими и отвлеченными проблемами. Впоследствии их увлечения могут иметь сверхценный и узкоспециальный характер.
В то же время у них заторможена моторика, дети поздно овладевают навыками самообслуживания, плохо успевают на уроках труда и физической культуры. Дети с шизоидной психопатией не участвуют в шумных играх, не испытывают потребности в общении со сверстниками.
Эмоциональная холодность у таких детей сочетается с сенситивностью. В отличие от шизофрении у них нет прогредиентности и психических расстройств.
Лечение психопатии
Комплексное лечение психопатии позволяет нормализовать развитие личности ребенка. Лечение зависит от вида психопатии и возраста пациента.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Poznyakov | Dreamstime.com Dreamstock.ru Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.
Перинатальная энцефалопатия, последствия, лечение
Энурез, лечение энуреза, как лечить ночной энурез в Саратове, России
https://www.youtube.com/watch?v=5bY4FmV9B9g
Неврозы у детей, детский невроз, лечение неврозов
Церебрастенический синдром: лечение, симптомы у детей, взрослых
Акатаграфия, лечение акатаграфии
Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *
Видео:Расстройства поведения у детей и подростков: ✅ где нормаСкачать
Агрессия у ребёнка. Комментирует детский психиатр
Как проявляется агрессия у детей? Каковы её причины? Чем опасна и как лечить? Рассказывает кандидат медицинских наук Лабутьева Ирина Сергеевна — детский психиатр нашей клиники.
Для консультации с доктором оставьте заявку на сайте https://stranaprotivnarkotikov.ru/nashi-specialisty/labuteva-irina-sergeevna/
Признаки агрессии у детей
- Нарушения адаптации в коллективе школы или садика
- Агрессивность по отношению к сверстникам, например, ребёнок рвёт чужие учебники и тетради, ломает пеналы, царапает и кусает других детей, вступает с ними в драки
Недавно в одной начальной школе был случай: мальчик попытался проткнуть руку девочки остро заточенным карандашом.
Ребёнок часто выдаёт протест, например, в грубой форме отказывается выполнять домашнее задание или идти в школу.
- Агрессия по отношению к членам семьи
Ребёнок набрасывается с кулаками на младших братьев и сестёр, мучает домашних животных, плюётся, бьёт и кусает родителей, кидается тяжёлыми предметами, разбивает стёкла, ломает мебель, игрушки и другие вещи.
Причины агрессивного поведения
Психологические. Например, с рождением младшего брата или сестры ребёнку не хватает внимания и он с помощью агрессии пытается привлечь его к себе.
Заболевания центральной нервной системы. Например, перинатальная патология, родовые травмы, которые вызывают органические поражения головного мозга, что приводит к расторможенности, агрессивности и неспособности сдержать аффект.
Психологическая незрелость. Из-за несформированности коры ребёнок расторможен, ему тяжело усидеть на месте. Часто агрессия возникает во время занятий, когда он длительное время пытается сосредоточиться на чём-то.
Например, гиперактивным детям нужно подвигаться. Если они этого не сделают, внутреннее напряжение переходит в агрессивные формы поведения.
Нарушения высшей нервной деятельности. Это психические расстройства, с которыми работает психиатр. Например, рано начавшее формироваться расстройство личности, заболевания шизотипического спектра — так называемый гебоидный синдром, при котором всегда присутствуют нарушения поведения и агрессивные тенденции.
Подробнее о детской шизофрении Ирина Сергеевна рассказала здесь.
Последствия агрессии, оставленной без лечения
Агрессивные проявления рано или поздно приводят к дезадаптации. Ребёнок не может нормально функционировать ни в семье, ни в коллективе сада или школы, не в состоянии выстроить нормальные отношения с другими людьми.
Иногда это становится поводом для судебных тяжб. Ребёнка берут из детского дома, он не может адаптироваться в семье, проявляет агрессию по отношению к другим членам. Тогда приёмные родители могут даже отказаться от него через суд.
В некоторых случаях агрессия перетекает в более серьёзные психические расстройства: прогрессирование заболеваний шизотипического спектра, вплоть до шизофрении.
Или переходит в стойкие нарушения поведения, которые не поддаются коррекции при работе с психологом и требуют лечения.
Лечение детской агрессии
Программа терапии агрессии у детей зависит от её причины.
Лечить нужно не болезнь, а конкретного пациента.
Поэтому терапия всегда начинается с обследования. Врач осматривает ребёнка, изучает анамнез, опрашивает родителей, анализирует школьную характеристику, назначает диагностические процедуры для исключения или подтверждения органических нарушений, например, ЭЭГ и МРТ.
Значение имеет всё:
- В какой семье воспитывается ребёнок
- Какой коллектив его окружает в детском саду или школе
- Как складываются отношения с педагогами, другими детьми и родственниками
- Насколько учителя, воспитатели, родители готовы к сотрудничеству с психиатром и т.д.
Полученная информация сводится к одному решению. Психиатр ставит диагноз и назначает лечение, которое обязательно включает:
- Индивидуальную психотерапию. На специальных занятиях ребёнок учится осознавать и контролировать свои эмоции, психотерапевт прорабатывает с ним психологические аспекты агрессии.
- Семейную психотерапию. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребёнком, создавать в доме благоприятную психологическую атмосферу.
- Медикаментозную поддержку. В зависимости от показаний врач может назначить нейролептики, антидепрессанты, седативные препараты, ноотропы (нормализуют работу мозга) и другие лекарственные средства.
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
И будьте здоровы!
Видео:Психические расстройства детского возраста (до 10-12 лет)Скачать
Нарушение психики у детей — симптомы, признаки, лечение | Медицинский центр «Президент-Мед»
Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.
Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.
Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.
При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).
Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет
Распространенные нарушения психики у детей
К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.
https://www.youtube.com/watch?v=1-daYOBpND4
Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида.
Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу.
Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.
На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже.
Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику.
Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.
При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.
Аутизм
Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.
Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.
Задержка психического развития
В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами.
Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность).
Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.
Умственная отсталость
Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:
- легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
- умеренная – 30-50 баллов;
- тяжелая форма – 20-35 баллов;
- глубокая р – менее 20 балльных единиц.
В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).
Шизофрения
Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).
Клиническая картина у дошкольников:
- редкий плач , отсутствие реакции дискомфорт,нарушения сна;
- отсутствие инстинкта самосохранения;
- состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
- стереотипное поведение, манипулятивная игра;
- речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
- эхолали;
- нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;
Медицинская и психологическая диагностика
Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.
Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.
Аппаратные методы
Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.
Лечение
Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:
- полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
- применение комплекса медикаментозных препаратов;
- непрерывную работу с родителями и педагогами;
- физиотерапию;
- дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.
Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.
https://www.youtube.com/watch?v=_6-Y45D7Jeo
Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.
В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.
Мамунц Цовинар Алексеевна
Главный врач Президент-Мед г. Видное
Высшее медицинское, Пермский государственный медицинский институт, лечебный факультет, специальность-лечебное дело
Видео:► Психически нервный ребенок! Как отличить "сложный характер" от психического заболевания? | МацпенСкачать
Психические расстройства у детей. Семья. Учеба. Социум. Частые вопросы
Психические расстройств у детей всегда вызывают множество вопросов.
Например, как понять, что «особенное» поведение ребенка не вариант нормы, а отклонение? Может ли регулярный отказ от еды у подростка говорить о нарушении психики? Почему ребенок умышленно наносит себе повреждения? К кому обращаться за помощью в первую очередь: к психологу, психотерапевту или психиатру? В чем разница между психологом и психиатром? Какие социальные последствия влечет диспансерный учет у психиатра? Если у ребенка есть психическое расстройство, то это обязательно «от родителей» и навсегда?
На самые частые вопросы, связанные с психическими расстройствами у детей, ответила врач-психиатр-нарколог Городского клинического детского психиатрического диспансера г. Минска Ольга Макович-Проференко.
Психическое расстройство и социальные последствия
Чем отличаются психиатр, психотерапевт, психолог?
Психиатр – врач, который лечит таблетками. Это специалист, который закончил именно медицинский вуз. Он использует в своей практике медицинские лекарственные препараты.
Психотерапевт тоже врач с высшим медицинским образованием. Он может лечить беседой, но при необходимости назначит и лекарственные препараты.
Психолог врачом не является. Как правило, таких специалистов готовят в вузах педагогического профиля. «Лечит» исключительно беседой.
При обращении к психиатру ребенок автоматически попадает на учет?
На моей практике нередки случаи, когда родители приходят с определенными опасениями по поводу психических нарушений у ребенка. Но после проведенной диагностики оказывается, что ребенок здоров.
То есть не каждое обращение к психиатру или психотерапевту влечет за собой заведение карточки, постановку диагноза и диспансерное наблюдение.
Много случаев, когда ребенок психически здоров, несмотря на странное, как считают окружающие, поведение.
Если ребенку выставлен психиатрический диагноз, это навсегда?
Психиатрические заболевания у детей очень разные по своей структуре. Действительно, есть такие, которые имеют затяжной хронический характер (пожизненный, можно и так сказать).
С ними ребенок попадает под наблюдение сначала детского психиатра (на протяжении всего детского возраста), а потом уже и взрослого. Но процент таких заболеваний небольшой — примерно 3% от общего числа.
Подавляющее большинство психических расстройств у детей и подростков можно успешно корректировать. Особенно если своевременно обратиться к специалисту за помощью.
Как в случае любого заболевания, соматического или психического, чем раньше вы попали на прием, тем скорее получите помощь, тем больше вероятность того, что расстройство будет быстро и успешно скорректировано, не перейдет в хроническую стадию и не будет иметь никаких социальных последствий в будущем.
Ребенок с расстройством психики и школа
Если ребенок состоит на учете у психиатра, сообщают ли об этом в школу?
Информация, которую собирает врач в процессе наблюдения ребенка, является закрытой. В детскую поликлинику по месту жительства ребенка и учреждение образования (сад, школу) эта информация не поступает. Сообщается она только в отделы внутренних дел (милицию, прокуратуру) по официальному запросу.
Исключение составляют случаи, когда в поле зрения врача-психиатра попадают дети с самоповреждениями. Это классифицируется, как парасуицид – попытка суицида. В таком случае мы можем передать эти сведения в школу и в детскую поликлинику, чтобы обеспечить ребенку повышенное внимание и предотвратить повторение парасуицида. Но делается это только с согласия родителей.
Если родители против, сведения остаются закрытыми. О случившемся знают только сам ребенок, его родители и лечащий врач.
Может ли ребенок с психическим заболеванием посещать общеобразовательную школу? Что делать, если из-за расстройства поведения ученика учитель не в состоянии организовать учебный процесс и обеспечить безопасность остальных детей?
Как правило, дети с хроническими психическими заболеваниями (а мы уже говорили, что их всего 3%) учатся на дому, если особенности течения болезни представляют какую-то угрозу для одноклассников или педагогов. Но надо понимать, что дети и без психического расстройства могут наносить ущерб и себе, и окружающим – в силу характера, темперамента или вследствие сиюминутных психотравмирующих факторов.
https://www.youtube.com/watch?v=jKip_LWCQhc
А вот расстройства поведения у дошколят и школьников не редкость. Они бывают как в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (начиная с детского сада до подросткового возраста), так и нарушения конкретно поведения у детей и подростков. Но это не повод изолировать их от общества и переводить на домашнее обучение.
Если у ребенка СДВГ, то он непоседлив, невнимателен везде и всегда: дома, в саду, школе… Но иногда бывает так, что дома ребенок спокойный, а в школе его будто подменяют: он никого не слушает, срывает уроки, грубит… СДВГ и другие расстройства поведения – это и есть повод прийти к врачу-психотерапевту, разобраться, чем вызваны эти нарушения и получить помощь в их коррекции.
Проблемы с психическим здоровьем и семья
Передаются ли психические расстройства по наследству?
Тут к каждой нозологии нужно подходить отдельно. Что касается шизофрении, биполярного аффективного расстройства, действительно определенную роль играет генетика, наследование болезни.
А такие состояния, как депрессия, тревожное расстройство, расстройства поведения и многие другие генетического наследования чаще всего не имеют.
В значительной степени играет роль характер и метод воспитания ребенка, атмосфера, в которой он растет и живет.
Может ли бабушка отвести внука на прием к психиатру без ведома родителей?
С ребенком на прием к психиатру или психотерапевту приходят законные представители — мама или папа. Можно вместе, можно поодиночке.
Если вы поручаете это дело бабушке, нужно оформить на нее нотариально заверенную доверенность о том, что она представляет интересы вашего сына или дочери. Поскольку бабушка хоть и родной и близкий человек для вашей семьи, но не является законным представителем ребенка.
Поэтому у бабушки не получится самолично, без вашего ведома и согласия, отвести на прием к психиатру внука, если она посчитала, что у него проблемы.
Признаки психического расстройства у подростков
Подросток отказывается от еды. Как понять родителям, что это признак психического расстройства?
Расстройства пищевого поведения у подростков (отказ от еды или, наоборот, переедание) достаточно распространены в современном обществе. Связано это в основном с трендом на худобу, навязыванием соцсетями «худых» идеалов красоты. Поэтому уже с 12-13 лет некоторые девочки начинают ограничивать себя в еде.
Если ваш подросток изо дня в день отказывается есть в кругу семьи, чего раньше не было – это повод насторожиться. В будни отследить это сложно: родители, как правило, работают с утра до вечера.
Еда на день оставляется в холодильнике в расчете, что дети сами поедят. Но подростки идут на всякие уловки. Например, чтобы не вызвать подозрения у родителей, подросток может просто выбросить свою порцию, а сказать, что съел.
Поэтому особое внимание на выходные дни и время семейного ужина.
Избегание совместного приема пищи, регулярный, частый отказ без объективных причин, поход в туалет сразу после еды – все это может указывать на расстройства пищевого поведения.
Обращайте внимание также на внешний вид и самочувствие подростка.
Симптомы расстройства пищевого поведения характеризуются снижением веса, частыми перепадами настроение (в основном оно плохое), раздражительностью, быстрой утомляемостью и т.д.
Самоповреждения у подростков. Зачем они это делают и как избежать подобного поведения?
Подростки (да и дети младшего возраста) могут наносить самоповреждения для снятия внутреннего эмоционального напряжения. Иногда ими движет желание совершить суицид, но банально не хватает физической силы сделать глубокий порез.
Почему это должно настораживать? Такой способ снятия напряжения не является физиологичным.
Если подросток нарушает целостность кожных покровов (режет, царапает, кусает до крови), доставляет себе боль, то в целом риск совершения в будущем суицида у него выше.
Самоповреждения, как правило, видны. Самое популярное место – тыльная часть предплечья. Иногда дети режут себя в области голени, бедер.
https://www.youtube.com/watch?v=p2wra7SBoMs
В настоящее время в программу диспансеризации входит визит к психиатру для мальчиков – в 14 лет, для девочек – в 15. Во время приема врач в том числе просит их показать предплечья. Но если ребенок режет себя в области бедер, врач этого не увидит. Поэтому многое зависит от настороженности родителей.
Какие признаки указывают на самоповреждающее поведение у подростка?
Он ходит постоянно закутанный, прячет руки, даже в жару у него рубашка с длинным рукавом, под любым предлогом избегает ситуаций, в которых родитель мог бы увидеть его руки или ноги.
Иногда подростки демонстрируют самоповреждения, как бы говоря родителю: посмотри, что я с собой делаю, ты в этом виноват. Такая демонстрация – сама по себе крик о помощи, который игнорировать нельзя.
Необходима работа с психиатром, психотерапевтом или психологом (иногда с несколькими специалистами сразу). Но это поможет вернуть подростку душевное равновесие и, возможно, спасти жизнь.
И хотелось бы обратиться к родителям: уделяйте внимание своему ребенку. Хотя бы 15 минут в день, но стабильно, регулярно и не отвлекаясь на другие вещи. Тогда он сам будет испытывать потребность не резать руки, а прийти к вам и поделиться наболевшим. Это лучшая профилактика самоповреждений.
Подписывайтесь на наши группы в , , OK, и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале , присоединяйтесь
Видео:Психические расстройства, рекомендации близкимСкачать
Детский психоз
Психозы у детей крайне сложно поддаются диагностике и лечению. Но шанс успешной коррекции заметно выше при своевременном обращении к профильному специалисту.
Доктора центра психического здоровья «Лето» проведут все необходимые диагностические обследования и подберут соответствующее лечение в индивидуальном порядке.
Чтобы избежать еще большей психотравмы все медицинские манипуляции, общение с докторами проходит в комфортной обстановке.
Детский психоз: основные этиологические факторы
По причине развития детские психозы (как, по большому счету и аналогичные нарушения психики у взрослых) делят на эндогенные и экзогенные.
К первой группе относят шизофрению и аутизм (диагностируются чаще), вторая более обширна и включает органические, соматические, реактивные психозы.
Учитывая распространенность и доступность разнообразных психостимуляторов, специалисты нередко сталкиваются с наркотическими психозами, развивающимися или на фоне передозировки, или при тяжелом абстинентном синдроме.
Наиболее распространенными причинами детских психозов (вне зависимости от их формы) являются:
- наследственные факторы;
- родовая травма, внутриутробная гипоксия;
- пороки развития центральной нервной системы;
- осложнения после перенесенного менингита или других нейроинфекций;
- последствия травм головы, высокой, несбиваемой температуры;
- особенности течения беременности, в том числе сопутствующие заболевания у матери, употребление при вынашивании плода наркотиков, алкоголя и т.д.;
- прием некоторых лекарственных препаратов;
- эндокринные патологии.
Говоря об этиологии детских психозов, нельзя не сказать о влиянии внешних факторов:
- взаимоотношения в семье;
- тяжелые психологические травмы (развод родителей, смерть кого-то из близких);
- переезд, смена коллектива в школе;
- стихийные бедствия или другие катастрофы, которые прямо или косвенно затрагивают ребенка.
Но одни лишь факторы психологического характера крайне редко становятся причинами психозов у детей. Они скорее провоцируют различного рода неврозы, которые лучше поддаются психотерапии. Но при наличии сопутствующих патологий стресс «запускает» цепную реакцию, заканчивающуюся психозом.
Симптомы
Клиническая картина детских психозов во многом зависит от конкретного вида расстройства. Нередко отмечают:
- ненормально приподнятое настроение;
- чрезмерную игривость, преобладает неуместная, шумная возня;
- непослушание;
- двигательную активность;
- многоречие.
Обычно все перечисленное сопровождается назойливостью, бесцеремонностью, циничными высказываниями. Ребенок стремится спровоцировать конфликт, ведет себя агрессивно, крайне раздражителен. В возрасте полового созревания вероятны проявления сексуальной активности.
https://www.youtube.com/watch?v=2lcr5fnK2ro
Чрезмерная подвижность и деятельность сопровождается и ускоренным ходом мыслей.
Этот процесс проявляется во множестве вопросов, направленных к родителям и окружающим (причем обычно дети не дожидаются ответа), комментировании всего происходящего вокруг.
Отсутствует чувство усталости или утомления. Присутствуют выраженные нарушения сна. Повышается аппетит, причем усиленное употребление пищи сопровождается похуданием.
С возрастом положительные эмоции все в большей степени заменяются негативными. У подростков нередко отмечают асоциальное, деструктивное поведение, не исключены попытки побега из дома в период обострения.
У ребенка психоз может сопровождаться соматическими признаками:
- боли в животе, диспепсия, тошнота;
- головные боли, аритмия, колебания артериального давления;
- нейродермит.
У многих именно на фоне психоза впервые проявляется бронхиальная астма, гастрит, аутоиммунные нарушения.
Особого внимания заслуживают клинические признаки, свидетельствующие о тяжелом течении патологии. Это:
- галлюцинации, замещение реальности выдуманными (услышанными в сказке, увиденными по телевизору) образами;
- потеря интереса сначала к учебе, затем ко всему окружающему, к своей внешности, гигиене и т.д.;
- бесцельные прогулки, иногда ребенок не может самостоятельно вернуться домой;
- утрата стыдливости;
- бредовые идеи;
- навязчивые страхи.
Диагностика детских психозов в медицинском центре «Лето»
Ребенок-пациент во многом схож со взрослым в вопросах, касающихся посещения специалиста. В раннем возрасте его можно «заманить» на консультацию в форме игры, но когда дети уже способны к анализу происходящего, сделать это гораздо сложнее. Поэтому мы постарались организовать прием в клинике таким образом, чтобы посещение врача прошло комфортно и не вызывало страх в будущем.
В первую очередь врач собирает анамнез, внимательно выслушивает рассказ родителей (опекунов). Доктор интересуется:
- были ли случаи психических расстройств в семье (или же настораживающие симптомы — просто человек не обращался в профильную клинику);
- когда именно появились изменения в поведении;
- как ведет себя ребенок со сверстниками во время прогулок или на занятиях (в группе детсада или классе), со взрослыми;
- проявляет ли интерес к окружающему миру, новым игрушкам, книгам и т.д.;
- особенностями поведения (склонность к агрессии, или наоборот, приподнятой настроение, эйфория);
- возможными причинами неврологических расстройств (течением беременности и родов, травмами, перенесенными заболеваниями).
Кабинеты оборудованы всем необходимым, чтобы во время игры с ребенком у психотерапевта была возможность сопоставить уровень развития (как умственного, так и эмоционального) с возрастом, оценить поведение пациента в различных ситуациях.
Внимание уделяют и другим методам диагностики. Назначают:
- энцефалограмму;
- рентгенологическое исследование костей черепа;
- томографию головного мозга;
- ангиографию;
- ЭКГ;
- УЗИ внутренних органов.
Также показаны стандартные клинические исследования крови и мочи, определение гормонального статуса, оценка основных показателей метаболизма. При выявлении отклонений от нормы на консультацию приглашают узкопрофильных специалистов.
Принципы лечения детских психозов
Тактика терапии всегда подбирается в индивидуальном порядке. Во многом это зависит от возраста:
- 2,5–4 года. В этом возрасте происходит активное становление личности, формирование самооценки и поведения в социуме. На первый план выходит игровая психотерапия, с помощью которой доктор корректирует взаимоотношение с родителями и сверстниками.
- 4–7 лет. Уже возможно включение в групповую и семейную психотерапию, где, опять же, в формате игры моделируются проблемные ситуации, и ребенка обучают поиску правильных решений.
- 7–8 лет. Необходима адаптация к процессу обучения и коллективу в общеобразовательной или специализированной школе, преодоление коммуникативных трудностей — именно это часто провоцирует обострения. Активно практикуется поведенческая психотерапия во время индивидуальных или групповых сеансов.
- Подростковый возраст. Эффективна личностно-ориентованная терапия, принимаются во внимание активные гормональные изменения, высокий риск «подсесть» на наркотики, совершить правонарушение и т.д.
Одну из главных ролей играет работа с родителями, ведь до определенного возраста основную часть времени дети проводят именно в семье. Мы рассказываем отцу, матери (а при необходимости и другим родственникам), как правильно выстроить линию взаимоотношений в семье, обучаем простым методикам коррекции поведения. Во многих случаях очень полезна семейная психотерапия.
https://www.youtube.com/watch?v=KKI5sQM-C2E
Помимо психотерапии, для лечения детских психозов применяют и лекарственные препараты. Медикаментозную терапию начинают с «мягких» средств с минимальным риском побочных эффектов, затем при необходимости переходят к сильнодействующим лекарствам.
С обязательной возрастной коррекцией дозы и режима приема назначают:
- растительные седативные;
- бензодиазепины;
- ноотропы;
- антидепрессанты;
- нейролептики.
Вы заметили у ребенка тревожащие симптомы? Необходима консультация по диагностике и терапии детского психоза? Звоните нам по телефону 8(969)060-93-93. При обращении к нам вам гарантировано соблюдение конфиденциальности. Возможно как амбулаторное, так и стационарное лечение.
Первичная консультация для будущих пациентов и их родственников в нашем Центре психического здоровья “Лето” проводится абсолютно БЕСПЛАТНО.
Несмотря на то, что лечение платно, мы делаем все от нас зависящее, чтобы услуги были доступны большинству нуждающихся. Вы можете обратиться в любой время дня и ночи, работаем 24/7 Её можно пройти на дому, амбулаторно или в стационаре. В случае необходимости, мы введем необходимые препараты на дому или сами осуществим доставку больного в клинику. О возникших у вас проблемах узнают только те, кому вы скажете сами. Мы придерживаемся международных протоколов лечения в психиатрической клинике.
Кошель Наталья Александровна
Врач психиатр-нарколог
📽️ Видео
Как отучить ребёнка от истерик? - Доктор КомаровскийСкачать
Что такое психические расстройства, симптомы и признаки, методы леченияСкачать
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕБЕНОК. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ИСПРАВИТЬ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНОГО РЕБЕНКА.Скачать
Истерика у детей. Как себя вести и что делать. Советы психолога Целикова 18+Скачать
Психопатия у детей: ✅ признаки и акцентуации характера у ребенкаСкачать
► Психические заболевания у детей | МацпенСкачать
Советы психолога родителям. Почему ребенок не слушается?Скачать
Как жить если ребенок психопат? Дети-психопаты.Скачать
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО У ВАС ПСИХИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО? | Отвечает психиатрСкачать
Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор КомаровскийСкачать
Как жить с психически больным человекомСкачать
Психические расстройства подросткового возраста (11 – 17 лет)Скачать
Эркен Иманбаев. Признаки психических нарушений. Психические расстройства- шизофрения, депрессияСкачать
Как за 3 минуты исцелить свои психологические травмы детства? Метод работает отлично!Скачать
Психические расстройства у детей. Беседа с детским психиатром |#ПСИХОТАРИЙ подкаст #36Скачать
Агрессия: ✅ лечение у детей, подростков и взрослыхСкачать