Психология педагогического общения

Психология педагогического общения Полезно
Педагогическое общение

Психология педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, в рамках педагогического процесса.

Педагогическое общение развивается в двух направлениях:

  • организация взаимоотношений с учениками (воспитанниками);
  • осуществление управления общением в детском коллективе.

Общение является сложным и многоплановым процессом по установлению и развитию контактов между людьми. Процесс общения порожден потребностями в совместной деятельности и включает в себя не только обмен информацией, но и выработку общей стратегии взаимодействия, понимания и восприятия другого человека.

В общении личность реализует свои потребности, стремления реализации себя как члена общества, удовлетворении партнерских и организаторских качеств, определение собственной социальной роли.

Структура педагогического общения

Педагогическое общение имеет следующую структуру:

  1. Коммуникативная сторона – осуществление обмена информацией между субъектами общения, являющимися участниками воспитательно-образовательного процесса.
  2. Интерактивная сторона – построение общей стратегии взаимодействия между педагогом и детьми, направленной на обмен информацией и фактами, организация общей деятельности. Выделяют два вида взаимодействия: «кооперация — сотрудничество» и «конкуренция – соперничество».
  3. Перцептивная сторона – представлена восприятием, пониманием, изучением и оценкой партнера по общению.

Педагогическое общение является одним из элементов метода обучения и воспитания, представляя собой способ организации и управления педагогического процесса. В связи с этим педагогическое общение выполняет следующие функции:

  • информационную
  • самопрезентативную
  • интерактивную
  • аффективную
  • социально-перцептивную

Замечание 1

Реализация педагогического общения осуществляется посредством вербальных и невербальных средств.

Важное значение, для продуктивности педагогического общения, имеют личные качества педагога:

  • наличие необходимых знаний психологии человека и ребенка;
  • четкая социальная установка;
  • безусловное принятие ребенка (опирается на принцип предвосхищающего уважения);
  • развитость таких качеств как внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение, интуиция;
  • воспитанность эмоциональной сферы, предполагающая умение сочувствовать и сопереживать;
  • личностные черты и индивидуальные психологические особенности, определяющие линию поведения педагога при общении с другими участниками образовательного процесса;
  • самооценка, самопознания и педагогическая рефлексия;
  • развитость коммуникативных умений и навыков (умение выступать перед публикой, владение техникой речи, словарный запас и т.д.);
  • наличие педагогической интуиции.

Стили педагогического общения

Большое значение на развитие личности ребенка, его отношение к педагогическому процессу и в целом личностное отношение к образовательному учреждению, зависит от стилей педагогического общения.

Замечание 2

Стиль педагогического общения – методы и приемы взаимодействия воспитательного характера, проявляющиеся в наборе требования и ожиданий соответствующего поведения учащегося (воспитанника).

Стиль педагогического общения воплощается в организации деятельности и реализации взаимоотношений с детьми. Традиционно выделяют три основных стиля педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения.

Данный стиль педагогического общения признан одним из наиболее эффективных стилей общения и взаимодействия между детьми и педагогами. Его характерными чертами являются:

Видео:Трейлер | Психология педагогического взаимодействияСкачать

Трейлер | Психология педагогического взаимодействия
  • взаимодействие с детьми устанавливается на основании взаимного доверия и уважения;
  • педагог выстраивает положительное эмоциональное взаимодействие с каждым ребенком;
  • в процессе общения и взаимодействия педагог не подавляет детей своим личным авторитетом, возможностью наказания;
  • наличие обратной связи с детьми, умение признавать и осознавать свои ошибки.

Педагог, использующий демократический стиль общения, нацелен на стимуляцию активной познавательной деятельности, мотивации на обучение, развитие дружеских взаимоотношений между детьми. В целом педагогический стиль общения создает дружеские взаимоотношения между педагогом и детьми, вызывает только положительные эмоции и развивает уверенность в себе как в личности.

Авторитарный стиль педагогического общения.

В отличие от демократического стиля общения, педагоги, использующие авторитарный стиль, отмечаются ярко выраженными установками и избирательностью в отношениях с детьми. Авторитарные педагоги используют в процессе взаимодействия с детьми такие методы как наказание, отрицательные оценки, строгость в общении, ограничения и т.п. Они ожидают от детей беспрекословного подчинения и послушания.

https://www.youtube.com/watch?v=RCizr8ZF5Xs

Авторитарный стиль педагогического общения зачастую является одной из причин конфликтов между педагогом и детьми, возникновению недоброжелательности в отношения. Особенно это актуально с детьми подросткового возраста, которые в отличие от дошкольников и детей начальных классов не желают подчиняться и стараются сделать все наперекор.

Педагог в свою очередь не идет на компромиссы и уступки, не выстраивает с детьми эмоционально положительных и доверительных отношений, он «напирает» на детей своим авторитетом и мнением, тем самым создаются неблагоприятные условия по воспитанию и обучению.

У детей отмечается снижение мотивации на обучения, желания посещать образовательное учреждение.

Либеральный стиль педагогического общения.

Данный стиль педагогического общения основан на безынициативности, безответственности и непоследовательности в принимаемых решениях и действиях со стороны педагога.

Зачастую либеральные педагоги не могут принять нужного решения в сложной ситуации и, по сути, плывут по «течению». Основой их поведения является настроение.

Педагог не оценивает знания детей по существу, он ставит оценки в зависимости от своего настроения и желания.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников.

Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям.

Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки.

Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности.

В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Видео:Основы педагогического общенияСкачать

Основы педагогического общения

https://www.youtube.com/watch?v=rdYtSDHwtrI

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей.

Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения.

Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей.

Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных плохое – негативные оценки.

Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю.

К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко.

На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения.

Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя.

Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

Видео:21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения.

Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга.

Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога.

К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

https://www.youtube.com/watch?v=rdYtSDHwtrIu0026t=13s

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний.

Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации.

Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Психологические основы и функции педагогического общения

Психология педагогического общения

Видео:Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнкаСкачать

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Важным видом коммуникации является педагогическое общение.

Это многоплановый процесс взаимодействия преподавателя с учениками, имеющий ряд особенностей.

Какие бывают средства общения в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Понятие: кратко

Что такое педагогическое общение?

Общение является ключевым фактором психического, социального развития личности.

Только в процессе коммуникации с взрослыми ребенок постигает нормы поведения, получает информацию об окружающем мире и об обществе.

https://www.youtube.com/watch?v=iHtwK8i5iGI

Чем продуктивнее складывается взаимодействие с окружающими, тем больше шансов на реализацию у личности.

Огромное влияние на ребенка оказывает не только ближайшее окружение в лице родителей, родственников и друзей. Также ощутимую роль играют педагоги.

Педагогическое общение — взаимодействие преподавателя с учащимся в рамках учебного процесса.

Это многоуровневая коммуникация, которая включает передачу и прием информации, возникновение эмоциональных реакций, установление взаимопонимания. В результате совместной деятельности происходит усвоение учеником новых знаний.

Психологические основы

Педагогическое общение является важным фактором, влияющим на социализацию ученика, на его личностное развитие. Если взаимодействие сторон происходит эффективно, ученик приобретает новые навыки и знания, уверенность в своих силах.

Учитель, в свою очередь, убеждается в собственной профессиональной состоятельности, получает удовлетворение от учебного процесса.

Отрицательные результаты взаимодействия негативно сказываются на психологическом состоянии обеих сторон: преподаватель может засомневаться в собственной компетенции, а учащийся потерять интерес к учебе.

Педагогическая коммуникация имеет тройную направленность: на само взаимодействие (передача информации), на учеников (их состояние, их развитие), на предмет освоения.

При этом педагог должен донести информацию до всей аудитории, учесть особенности каждого ученика, акцентировать внимание на всех важных моментах усваиваемого материала.

Сложность представляет и сам процесс выстраивания отношений с подопечными. С одной стороны, педагогический процесс предусматривает деловые отношения.

С другой стороны, продуктивного результата можно добиться только при создании благоприятной для обучающихся психологической атмосферы. Соответственно, эффективная деятельность учителя предполагает сочетание деловых и личностных отношений.

Культура педагогического общения

В основе лежит общая и педагогическая культура личности учителя.

Под общей культурой понимается уровень развития человека, его духовные и нравственные качества, интеллектуальные способности.

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Чем выше этот показатель, тем больше учитель может дать своим подопечным. Педагогическая культура — это понимание специфики своей профессиональной деятельности, направленной на воспитание подрастающего поколения.

У каждого педагога свой характер, манера поведения, стиль и т.д. Тем не менее, культура его поведения выражается в соблюдении следующих правил:

  • уважительное отношение к каждому ученику независимо от личного мнения о нем;
  • объективная оценка способностей учеников;
  • учет психологических особенностей учеников;
  • демонстрация доброжелательности и открытости;
  • заинтересованное отношение к любой точке зрения;
  • готовность давать пояснения и повторять информацию, не усвоенную с первого раза;
  • проявление терпимости, понимания, участия;
  • признание права подопечных иметь свою точку зрения, отличную от мнения большинства;
  • исключение любых угроз, высмеиваний, унижений достоинства, упреков (негативная оценка может даваться результатам учебы, а не конкретно личности ученика);
  • отсутствие в поведении учителя признаков ощущения собственного превосходства ввиду занимаемого положения или имеющегося жизненного опыта.

Функции

Педагогическое общение выполняет следующие функции:

  1. Нормативная. Учащиеся получают информацию об основных правилах и нормах поведения, вырабатывают у себя умение действовать в соответствии с ожиданиями общества.
  2. Познавательная. Получение знаний об окружающем мире, о явлениях и процессах, об отдельных сферах науки. Эти знания формируют интеллектуальный багаж, которым человек располагает в будущем.
  3. Эмоциональная. В процессе обучения происходит формирование определенных эмоций.
  4. Актуализирующая. Ученики в процессе получения знаний, во время коммуникации с учителем познают собственную индивидуальность, получают возможности для самореализации и самовыражения.
  5. Регулятивная. Регулятивная функция педагогического общения заключается в его способности оказывать влияние на поведение учеников.

    Воспитательный процесс предполагает наложение определенных обязанностей, применение мер воздействия и контроля.

Структура

Данный вид коммуникации состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Прогностический. Во время подготовки к осуществлению преподавательской деятельности педагог моделирует предстоящее общение. Он исходит из целей и задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае. Также влияние оказывает личность самого педагога, особенности аудитории, с которой предстоит взаимодействовать. Построение прогноза позволяет определить стиль поведения, освежить знания в конкретной области, подготовить при необходимости наглядные материалы и т.д.
  2. Начальный. Знакомство с новой аудиторией, построение первичного диалога с ее представителями. В этот момент у сторон формируются первые впечатления, основанные на эмоциональном восприятии оппонента. Этот этап во многом определяет успешность не только содержательной части деятельности, но и ее социально-психологическую основу.

    В первые же мгновения работы с аудиторией преподаватель должен определить, насколько выбранная им модель обучения соответствует обстановке, настроению подопечных.

  3. Управление общением. Это непосредственный процесс взаимодействия, во время которого преподаватель реализует намеченную на прогностическом этапе стратегию. В зависимости от ответной реакции аудитории, опытный педагог может корректировать свое поведение, подстраиваясь под конкретную ситуацию. Он оказывает речевое воздействие на учеников, подбирает и применяет различные средства передачи информации, поддерживает вербальный и невербальный контакт.
  4. Заключительный. Анализ промежуточных результатов общения. Выявление имеющихся проблем с целью корректировки выбранных методов. Определение педагогических задач, которые будут решаться в дальнейшем. Для преподавателя важно уметь объективно оценивать результаты взаимодействия, ощущать обратную связь с аудиторией. В противном случае эффективность коммуникации и самого учебного процесса будет очень низкой.

Виды и типы

Педагогическое общение представлено двумя основными видами:

  1. Индивидуальное. Двусторонний диалог, в котором принимает участие учитель и конкретный ученик. Так, во время вызова к доске одного подопечного или во время обсуждения на семинаре доклада конкретного студента происходит индивидуальное общение педагога и ученика.
  2. Фронтальное. Взаимодействие педагога со всей аудиторией одновременно. Происходит во время ведения урока в классе, чтения лекции в институте. В этом случае информация транслируется обезличено.

Преподаватель должен владеть в полной мере обоими видами коммуникации, поскольку учебный процесс практически всегда включает в себя и то, и другое.

Типология педагогического общения очень разнообразна в зависимости от тех его факторов, которые подлежат анализу:

  • по направленности: прямое, косвенное;
  • по содержанию: учебная, спортивная, досуговая деятельность;
  • по цели: стихийное, целенаправленное;
  • по управляемости: неуправляемое, частично управляемое, управляемое;
  • по установившейся взаимосвязи: равноправие, руководство;
  • по характеру коммуникации: сотрудничество, диалог, опека, подавление, конфликт.
  • по охвату аудитории: частное, публичное;
  • по наличию намерений: случайное, преднамеренное;
  • по продолжительности: длительное, кратковременное;
  • по результативности: продуктивное, непродуктивное.

Стили коммуникации педагога

Основные стили коммуникации:

  1. Авторитарный. Учитель выступает в качестве носителя некоторой власти, которая дает ему авторитет. Процесс обучения строится на основании существующих у педагога установок, взглядов и убеждений. Он самостоятельно определяет стратегию действий, цели обучения, субъективно оценивает результаты взаимодействия.

    Подобный стиль поведения приводит к тому, что ученики признают авторитет учителя, но не имеют возможности высказывать свое мнение и влиять на процесс обучения.

    https://www.youtube.com/watch?v=Ir2jM6W5a1g

    Часто личность педагога вызывает неприязнь, а его подопечные испытывают различные эмоциональные переживания.

  2. Демократический. Приветствуется сотрудничество сторон, коллективное принятие решений. Учитель и ученики обладают равными правами и возможностями. При таком стиле коммуникации подопечные имеют больше возможностей для самореализации, ощущают психологический комфорт во время занятий. Педагог устанавливает с ними доверительные, уважительные отношения. Демократический стиль педагогического общения является наиболее продуктивным способом сотрудничества, позволяющим получить высокие результаты.
  3. Попустительский. Педагог демонстрирует пассивную позицию. Он не стремится включаться во взаимодействие в той мере, в которой необходимо это делать. Подобное поведение объясняется неосознанным или сознательным желанием снять с себя ответственность за результаты взаимодействия. Все участники общения вовлекаются преподавателем в решение общих дел. Соответственно, результаты также становятся следствием общих усилий.

    По продуктивности такое взаимодействие уступает предыдущим двум типам, но с точки зрения психологического фактора является лучшим вариантом, чем авторитарный стиль.

Специфика

Подобная коммуникация отличается от всех остальных видов социального взаимодействия тем, что один из субъектов изначально признается авторитетом, источником знаний, примером соблюдения важных жизненных ценностей.

Учитель воспринимается как символ культуры межличностных отношений.

Ученики должны уважать его мнение, прислушиваться к нему.

Целью общения учителя с подопечными является не только предоставление информации, но и развитие их творческих умений и способностей.

Это требует индивидуального подхода, что представляет большую сложность при взаимодействии с большими аудиториями.

Отличительная особенность коммуникации — невозможность ее избегания для обоих участников взаимодействия.

В большинстве случаев любое нежелательное общение люди могут свести к минимуму — прекратить надоевшую дружбу, расстаться с нелюбимым человеком, уволиться с работы и т.д.

Ученик и педагог вынуждены на протяжении нескольких лет взаимодействовать друг с другом даже при наличии стойкой личной неприязни.

В итоге общение носит в некоторой степени принудительный характер и заставляет обе стороны по мере возможности и желания подстраиваться под обстоятельства.

Видео:Этика педагогического общенияСкачать

Этика педагогического общения

Таким образом, педагогическое общение является важным элементом системы становления личности. Эффективность подобной коммуникации зависит от квалификации педагога, его умения выстраивать отношения с учащимися.

Педагогическое общение, как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка:

Наша интересная группа :

🎥 Видео

Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Психологические особенности организации урока. Шингаев С.М., доктор психологических наукСкачать

Психологические особенности организации урока. Шингаев С.М., доктор психологических наук

Психологический тренинг 10 класс. Занятие ведёт педагог-психолог Шабалина Екатерина Александровна.Скачать

Психологический тренинг 10 класс. Занятие ведёт педагог-психолог Шабалина Екатерина Александровна.

Педагогическое общение Конфликты и способы их разрешенияСкачать

Педагогическое общение  Конфликты и способы их разрешения

МПО Урок 2 Основы эффективного педагогического общенияСкачать

МПО Урок 2  Основы эффективного педагогического общения

Педагогическое общениеСкачать

Педагогическое общение

Стили педагогического общения на примере киносаги о Гарри ПоттереСкачать

Стили педагогического общения на примере киносаги о  Гарри Поттере

Психологические механизмы педагогического взаимодействия, эмоциональное выгораниеСкачать

Психологические механизмы педагогического взаимодействия, эмоциональное выгорание

Диалог с родителями _Ч 1 Стили педагогического общенияСкачать

Диалог с родителями _Ч 1 Стили педагогического общения

Педагогическая психологияСкачать

Педагогическая психология

01 Психология и философияСкачать

01 Психология и философия

Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения
Поделиться или сохранить к себе: