Прямое общение

Прямое общение Полезно
Виды общения — классификация, особенности и нормы

Прямое общение

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.

С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.

Содержание
  1. Содержательный компонент процесса общения
  2. Цели общения
  3. Средства общения
  4. Временной критерий коммуникации
  5. Другие виды общения
  6. Количество участников в процессе коммуникации
  7. Классификация по Е.И. Рогову
  8. Императивное
  9. Манипулятивное
  10. Диалогическое
  11. Педагогическое общение
  12. Виды общения — формы, функции, средства
  13. Виды общения
  14. Вербальное и невербальное общение
  15. Представительское и ролевое общение
  16. Читать Социальная психология онлайн (полностью и бесплатно) страница 6
  17. 17. Понятие и виды общения
  18. 18. Уровни и функции общения
  19. 19. Коммуникативный аспект общения
  20. 20. Социальное взаимодействие и восприятие людьми друг друга
  21. Виды общения в психологии — обзор типов, примеры
  22. В зависимости от содержания
  23. В зависимости от целей
  24. В зависимости от средств
  25. В зависимости от времени
  26. Другие виды
  27. Основные типы общения
  28. Подводя итоги
  29. Общение и его функции, классификация и уровни
  30. Основные функции общения
  31. Классификация типов общения
  32. Уровни общения
  33. 📽️ Видео

Содержательный компонент процесса общения

Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  1. Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
  2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  3. Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  4. Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  5. Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  1. Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  2. Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

  1. Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, ые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
  2. Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
  3. Прямое — люди общаются между собой лично.
  4. Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

  • вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
  • невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:

  • кратковременное — длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
  • долговременное — контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
  • инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

  1. Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
  2. Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
  3. Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

https://www.youtube.com/watch?v=wYwdFsP4kaM

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
  • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
  • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека.

Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей.

Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции — педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение — для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание — взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Видео:Прямое общение через WhatsApp - что нужно знать | Психология отношенийСкачать

Прямое общение через WhatsApp - что нужно знать | Психология отношений

Виды общения — формы, функции, средства

Прямое общение

Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.

Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.

Отступление от этих условий делает общение опосредованным.

Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном.

Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт.

Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.

Непосредственное общение

При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно

(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).

Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).

Опосредованное общение

Опосредованное — может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.

Виды общения

Основными видами общения являются: Общение на уровне масок. Данный вид общения обезличен, поскольку вложить душу в каждый из тысячи ежедневных контактов попросту невозможно. Под контактами понимаются не только разговоры, но и безмолвные приветствия, взаимодействия на уровне глаз и т.д.

В силу психологических особенностей человеку приходится формализовать общение, надевая маски. У каждого их может быть десятки – от вежливости и почтения, до брезгливости и безразличия.

Такой вид общения является преградой для самовыражения, поскольку по привычке маска может быть надета при общении с друзьями или любимым человеком.

Манипулятивный вид общения. Особенностью такой коммуникации является то, что человек воспринимается как инструмент для получения пользы. В процессе общения может имитироваться заинтересованность, учтивость, внимательность и другие качества.

Классическим примером, в этой связи, является ситуация с бутербродом. Муж просит жену приготовить ему этот нехитрый завтрак на работу, несмотря на то, что там есть буфет.

Таким образом, он как бы демонстрирует свою бережливость и жене становится неловко претендовать на покупку новой шубы или других вещей.

https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4u0026t=1109s

Деловое общение. При таком контакте партнеры принимают во внимание вкусы, личные взгляды, возраст и характеры друг друга. Между тем, на первое место ставится исключительно общая цель, определяющая весь ход общения.

Подобный стиль разговора свойственен не только деловым людям, но и многим семейным парам. Он позволяет исключить примитивные грубые контакты и сохранить нормальную психологическую обстановку в семье.

Деловое общение, также присуще контактам в профессиональной сфере.

Игровой вид общения. Не случайно наши средневековые предки очень любили разнообразные обряды и театрализованные празднества. Гротеск и импровизация создает радостную приподнятую атмосферу. В межличностных отношениях контакты в форме игры свидетельствуют о неповторимости и богатстве участников общения. Поэтому не стоит считать игровой стиль общения бесполезным дурачеством.

Духовный вид общения. Контакты на духовном уровне являются наиболее персонализированными, обращенными к личности. Нередко они требуют немалых внутренних усилий, на которые способны далеко не все.

Более того, когда попытка одного из участников общения перейти на духовный уровень сталкивается с холодным непониманием партнера, в их отношениях могут исчезнуть теплота чувств, раскованность, а доверие дать серьезную трещину.

Вербальное и невербальное общение

Как уже говорилось, при непосредственной беседе важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.

Вербальное и невербальное общение

Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.

Невербальные средства используют не только при непосредственном, но и при опосредованном контакте:

тип бумаги, формат, почерк, знаки препинания (например, при несогласии — ?! или !!!), шрифты. К невербальным средствам общения относят рисунки, диаграммы, схемы.

Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.

Представительское и ролевое общение

В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.

И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).

Представительское общение

Видео:"Ченнелинг".Разговор с Богом Сварогом. Кому доступно прямое общение? Не ведитесь на мошенников!Скачать

"Ченнелинг".Разговор с Богом Сварогом. Кому доступно прямое общение? Не ведитесь на мошенников!

Читать Социальная психология онлайн (полностью и бесплатно) страница 6

Прямое общение

К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.

Исходя из анализа этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.

17. Понятие и виды общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной структуры.

Шаблон межличностных отношений создает матрицу, которая накладывает ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения.

https://www.youtube.com/watch?v=y35C_DuXEEY

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. Люди, участвующие в согласованном действии одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители кон-венциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, в то же время, когда ситуация недостаточно определена, индивид имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности.

Выделяют три аспекта общения: передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это общение лицом к лицу; происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Непосредственное общение реально только для малой группы, в которой все субъекты лично знают друг друга.

Опосредованное (косвенное) общение происходит, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.

К особому виду общения относится массовое общение. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит в больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

18. Уровни и функции общения

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Иногда этот уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный. Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Функции общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, критерию самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б.

Добро-вич); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А.

Карпенко) и др.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить группы функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыс-лительныхпроцессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова, между различными социальными группами.

https://www.youtube.com/watch?v=lIPOj0m1Gec

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество.

19. Коммуникативный аспект общения

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Широкое распространение средств массовой коммуникации породили понятие общего информационного поля. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных аудиторий, воздействуя на мнения и поведение людей.

Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Человек, передающий информацию, – коммуникатор; человек, воспринимающий ее, – реципиент.

В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами. Информационный обмен – глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.

Межличностный информационный обмен определяется явлениями психологической обратной связи, коммуникативных барьеров, феноменов межличностного влияния, различных уровней передачи информации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения (интерпретация информации).

Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. По вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к собеседнику.

Разработаны различные классификации невербальных средств общения.

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика – ритмико-интонационные стороны речи (высота, громкость ого тона и т. д.).

Экстралингвистическая система – это психофизиологические проявления человека: плач, кашель, смех и т. д.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения.

Общение всегда пространственно организовано. Э. Xолл ввел термин «проксемика» («близость»). К прок-семическим характеристикам относится ориентация собеседников в пространстве.

Э. Холл определил нормы дистанции четырьмя расстояниями:

1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;

2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

3) социальное (от 120 до 400 см) – при официальном общении;

4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиториями.

20. Социальное взаимодействие и восприятие людьми друг друга

Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, который изучает жизнедеятельность личности в социальном взаимодействии.

Видео:Прямое общение в ТГ - https://t.me/rusbear2024234 - 08.02.2024Скачать

Прямое общение в ТГ - https://t.me/rusbear2024234 - 08.02.2024

Виды общения в психологии — обзор типов, примеры

Прямое общение

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти.

Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого.

В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или ые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

  • Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

    • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.
  • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
  1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

https://www.youtube.com/watch?v=DljfvDEtZz0

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

( 5 среднее 4.4 из 5 )

Видео:Я В Гостях. Прямое ОбщениеСкачать

Я В Гостях. Прямое Общение

Общение и его функции, классификация и уровни

Прямое общение

Общение всегда рассматривалось в форме полифункционального процесса. Его функции определяются психологами согласно разным критериям:

  • эмоциональная;
  • информационная;
  • социализирующая;
  • трансляционная;
  • связующая;
  • направленная на самопознание (А. В. Мудрик); установление общности, самовыражение (А. А. Брудный), самоопределение (А. Б. Добрович), сплочение и тому подобное.

Наиболее часто в области психологии функции общения рассматриваются согласно такой модели отношений, как «человек-деятельность-общество».

Основные функции общения

Обычно из общения выделяют пять базовых функций:

  • прагматическая;
  • подтверждающая;
  • формирующая;
  • организация и поддержание межличностных отношений;
  • внутриличностная.

Рисунок 1. Основные функции общения

Определение 1

Прагматическая функция общения — это одно из главнейших условий объединения личностей в процессе совместной деятельности любого типа.

Наглядным примером того, насколько разрушительно невыполнение этого условия, является сюжет из Библии, рассказывающий о постройке Вавилонской башни.

Определение 2

Не менее важная роль принадлежит и формирующей функции. Не стоит считать общение между взрослым и ребенком обычным процессом передачи от первого ко второму набора знаний и навыков, усваиваемых механически. На самом деле это сложный процесс, в ходе которого происходит взаимное изменение, влияние и обогащение.

Насколько жизненно важную роль играет общение можно рассмотреть на следующем примере.

Пример 1

В 30-е годы прошлого века в двух клиниках США был проведен эксперимент. Находящиеся в них дети лечились от серьезных заболеваний, плохо поддающихся излечению.

Условия в обеих клиниках были идентичными, кроме одного: одна клиника запрещала посещения родственников в страхе перед инфекциями, второе учреждение допускало родителей в определенное время, чтобы они могли поговорить и поиграть с ребенком в специально отведенном для этого помещении.

Наблюдения велись несколько месяцев, после чего были получены следующие результаты: коэффициент смертности в первом медучреждении был около ⅓, хотя врачи прилагали все возможные усилия. Вторая клиника могла похвастаться тем, что на протяжении всего эксперимента ни один пациент не умер.

Определение 3

Функция подтверждения помогает познать и утвердить себя. Человек занимается поиском опорной точки в другом человеке для того, чтобы утвердиться в своем существовании и ценности себя.

Принцип подтверждения регулярно наполняет повседневный опыт общения людей. Это ритуалы, сопутствующие знакомству и приветствию, всевозможные знаки внимания и прочее. Р. Д. Лейнг (английский психиатр) утверждал, что неподтверждение — это универсальный источник множества психических заболеваний и в особенности шизофрении.

Определение 4

Межличностная функция направлена на оценивание других людей и установление определенного рода эмоциональных отношений — они могут быть или позитивными или негативными.

Отсюда эмоциональное отношение к другой личности может выражаться в ключе «симпатия-антипатия», что накладывает отпечаток не только на обычное, но и на деловое общение.

Определение 5

Внутриличностная функция чаще всего рассматривается как универсальный способ мышления человека.

Л. С. Выготским исходя из этого было отмечено, что «человек сохраняет функцию общения даже наедине с собой».

Вывод 1

Резюмируя, можно сказать, что ведущее значение общения в жизни человека — это средство организации совместной деятельности личностей, а также способ удовлетворения потребности одного человека в живом контакте с другим человеком.

Классификация типов общения

Определение 6

Общение, как социально-психологический феномен — это контакт между личностями, осуществляемый посредством языка и речи и имеющий различные формы проявления.

https://www.youtube.com/watch?v=HaQfX05usCY

Определение 7

Язык представляет собой систему словесных знаков, средство, благодаря которому возможно общение между людьми.

Определение 8

Речь — это применение языка в целях общения.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Общение, на основе его особенностей, подразделяют на следующие виды:

Рисунок 2. Разновидности общения

Если рассматривать его по контакту с собеседником, то общение можно разделить на непосредственное и опосредованное.

Определение 9

Непосредственное общение (иначе, прямое) — естественный тип общения, в процессе которого субъекты находятся рядом и используют речь, мимику или жесты.

Такой вид считается наиболее полноценным, за счет того, что личности получают наибольший объем информации друг о друге.

Определение 10

Опосредованное общение (иначе, косвенное) создается тогда, когда личности находятся на расстоянии друг от друга или отделены временем.

К такому типу можно отнести, переписку, телефонный разговор и тому подобной. Такое общение несет неполный психологический контакт, особенно когда имеются сложности с обратной связью.

Также общение можно разделить на межличностное и массовое.

Определение 11

Массовое общение — это многочисленные контакты людей, незнакомых между собой. Также это коммуникация, опосредованная разными типами массовой информации.

Такой тип общения делится на прямое и опосредованное. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, демонстрациях, различных собраниях и в любых многочисленных социальных группах (например, толпе или аудитории). Опосредованное массовое общение носит односторонний характер и напрямую связано с массовой культурой и соответствующими средствами коммуникации. 

Если рассматривать общение по равноправию партнеров в нем (межличностном общении), то оно делится на диалогическое и монологическое.

Рисунок 3. Типы межличностного общения

Определение 12

При диалогическом общении происходит субъект-субъектное взаимодействие в этом случае равноправное, целью его является взаимное познание и стремление к реализации целей каждого собеседника.

Определение 13

Монологическое общение предполагает, что позиции собеседников не равноправны и имеют вид субъект-объектных отношений.

Такой тип общения подразделяется на императивный и манипулятивный.

Определение 14

Императивное общение — это форма авторитарной (директивной) формы взаимодействия с собеседником. Ее целью является контроль над поведением собеседника, установками и мыслями, а также принуждение к выполнению определенных действий или принятию решений. При этом цель никоим образом не вуалируется, являясь открытой.

Определение 15

Манипулятивное общение — форма общения между личностями, в процессе которого воздействие на собеседника выполняется скрытым образом с целью достижения личных намерений.

По типу коммуникации выделяют ролевое и личностное общение.

Определение 16

Ролевое общение складывается под действием занимаемого собеседниками статуса.

Например, к такому типу общения можно отнести беседу между начальником и рабочим, или между учителем и учеником. Ролевая разновидность общения регламентируется правилами и спецификой общения, которые приняты в обществе.

Определение 17

Личностное общение имеет прямую зависимость от индивидуальных особенностей собеседников и взаимоотношений между ними.

Общение также можно разделить на кратковременное и длительное. Такое деление зависит от целей, вида деятельности, индивидуальных нюансов участников общения, их симпатий и антипатий, и так далее.

Обмен информацией может осуществляться при помощи вербального и невербального взаимодействия. Вербальное общение — это использование речи, все остальное, громкость и тембр голоса, жесты, позы, мимика (то есть паралингвистические средства) — невербальное общение.

Уровни общения

Существуют различные уровни общения, которые определяются общей культурой собеседников, их характеристиками (личностными и индивидуальными), нюансами ситуации, контролем, накладываемым социальной средой, ценностными ориентациями собеседников и их отношением друг к другу.

Рисунок 4. Уровни общения

Определение 18

Фатический (от лат. fatuus – глупый) относится к самому примитивному уровню общения. Он состоит из обычного обмена репликами, не несущими глубоко смысла и служащими исключительно для поддержания разговора.

https://www.youtube.com/watch?v=rQvWjT_UEIY

Определение 19

Информационный уровень состоит из обмена новой информацией, интересной для участников беседы, которая является источником эмоциональной, поведенческой и мыслительной активности личности.

Определение 20

Личностный уровень предполагает такое взаимодействие субъектов, при котором происходит их глубокое самораскрытие и постижение сущности собеседника, своей собственной и окружающего мира.

Такой уровень строится на позитивном отношении как к себе самому, так и к другим людям, а также окружающей среде в целом. Такое общение относится к высшему духовному уровню.

📽️ Видео

Прямое общениеСкачать

Прямое общение

Железногорск #2 | ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ С КОСМОСОМ!Скачать

Железногорск #2 | ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ С КОСМОСОМ!

Прямое общениеСкачать

Прямое общение

Прямое общениеСкачать

Прямое общение

Прямое общение. ХИРУРГИЯ ПЛЕЧА. беседа о базовых принципах на самом высоком экспертном уровне.Скачать

Прямое общение. ХИРУРГИЯ ПЛЕЧА. беседа о базовых принципах на самом высоком экспертном уровне.

Счастье в отношениях ❤ ОТКРЫТОЕ ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕСкачать

Счастье в отношениях ❤ ОТКРЫТОЕ ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ

Прямое общение. ХИРУРГИЯ ПЛЕЧА, ток-шоу (короткая версия 1 мин)Скачать

Прямое общение. ХИРУРГИЯ ПЛЕЧА, ток-шоу (короткая версия 1 мин)

КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.Скачать

КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.

Прямое Общение С Викторией Налаживаем Связь))Скачать

Прямое Общение С Викторией Налаживаем Связь))

Прямое общениеСкачать

Прямое общение

1001 секунда об экономике. Ян Арт. Прямое общение со зрителямиСкачать

1001 секунда об экономике. Ян Арт. Прямое общение со зрителями

ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ!Скачать

ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ!

Короче, про прямые и кривые коммуникации. Что на самом деле хочет сказать человек?Скачать

Короче, про прямые и кривые коммуникации.  Что на самом деле хочет сказать человек?

ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ С ОСНОВАТЕЛЕМ! Прямой диалог с основателем B2BСкачать

ПРЯМОЕ ОБЩЕНИЕ С ОСНОВАТЕЛЕМ! Прямой диалог с основателем B2B

Прямое общение Юмашева И.М. с Армейской студиейСкачать

Прямое общение Юмашева И.М. с Армейской студией
Поделиться или сохранить к себе: