Правила мозгового штурма

Правила мозгового штурма Статьи по психологии
Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

Правила мозгового штурма

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Мозговой штурм является одним из методов ТРИЗ. Чтобы изучить больше методов, оценить творческий потенциал и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

Содержание
  1. Что такое метод мозгового штурма?
  2. Основные этапы мозгового штурма и правила его построения
  3. Главные плюсы метода мозгового штурма
  4. 10 правил эффективного мозгового штурма
  5. Мозговой штурм: правила проведения, преимущества метода
  6. Что такое метод мозгового штурма и в чем его привлекательность
  7. Описание этапов мозгового штурма и правил его построения
  8. Постановка проблемы
  9. Генерирование вариантов решения проблемы
  10. Отбор, систематизация и оценка предложенного
  11. Обзор нескольких популярных видов мозгового штурма
  12. Брейнрайтинг
  13. Мозговая атака с записью идей на доске
  14. Японский вариант
  15. Многоступенчатый метод
  16. Одиночный брейнсторм
  17. Главные плюсы метода мозгового штурма
  18. Как выбирать вопросы для обсуждения и нужны ли шаблоны
  19. 10 правил эффективного мозгового штурма
  20. В чем секрет грамотно проведенного мозгового штурма
  21. В чем особенности мозгового штурма в Agile командах?
  22. Сфера применения
  23. Генерация идей
  24. Отбор, систематизация и оценка идей
  25. Метод мозгового штурма, или мозговой атаки: суть, правила и этапы проведения
  26. В чем суть метода
  27. Основополагающие правила метода мозгового штурма
  28. Этапы мозгового штурма
  29. Примеры грамотного проведения мозгового штурма
  30. Как выбирать вопросы для обсуждения: нужны ли шаблоны
  31. Экскурс в метод обратной мозговой атаки
  32. Мозговой штурм на примерах: правила, технологии, приемы брейнсторминга
  33. Технология мозгового штурма: этапы и методика проведения
  34. 1. Формирование «ударной» группы
  35. 2. Постановка целей
  36. 3. Разминка перед стартом
  37. 4. Генерация идей
  38. 5. Оценка, классификация, отсеивание
  39. 6. Обсуждение и отбор рабочих вариантов
  40. Правила проведения мозгового штурма: 10 принципов для генерации гениальных идей
  41. Виды мозгового штурма
  42. Вместо заключения
  43. 📸 Видео

Что такое метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O».

Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения.

После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

1

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

3

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю.

В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи.

Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством».

Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи.

На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых, сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

https://www.youtube.com/watch?v=Ca77OVmwU04

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру.

Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет.

Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников.

    Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.

  3. Уточнение поставленной задачи.

    Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.

  4. Записи.

    На протяжении всей «игры» нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.

  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались.

    Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.

  6. Максимальная генерация идей.

    Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода.

    Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.

  7. Привлечение других людей.

    Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.

  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну.

    Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.

  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.

  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

Видео:Генерация идей. Мозговой штурмСкачать

Генерация идей. Мозговой штурм

Мозговой штурм: правила проведения, преимущества метода

Правила мозгового штурма

Мозговой штурм, как способ генерирования новых идей и стимулирования группового творчества, был предложен в середине прошлого века Алексом Осборном.

Понимание о том, что метод мозгового штурма (брейнсторма) идеально подходит для продуцирования новых идей, поиска решений задач разной сложности стало настоящим переворотом.

Творческая деятельность группы специалистов очень комфортна, она вдохновляет генерировать решения, в обычной рабочей обстановке остающиеся заблокированными сознанием.

Что такое метод мозгового штурма и в чем его привлекательность

Автор методики еще в начале 40-х годов прошлого столетия впервые продемонстрировал, что такое метод мозгового штурма. Он предложил использовать для решения непростых рабочих задач. С тех пор этот способ поиска решений, генерирования идей стал одним из самых известных и широко применяемых во всем мире специалистами разных сфер деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=OWLbSxwPHhQ

Для мозгового штурма собираются несколько экспертов, которые делятся на 2 команды. Участники одной предлагают абсолютно все соображения, возникающие в голове относительно обсуждаемой проблематики. Участники второй команды занимаются анализом предложенных идей.

Критика в адрес конкретных людей, участвующих в обсуждении, под строгим запретом Точно так же запрещено и высказывать свое отношение к предложенному. Ту идею, с которой согласны большинство специалистов, принимают за правильную. Мозговой штурм, по сравнению с другими способами поиска решений, обладает несколькими преимуществами:

  • оперативностью;
  • высокой степенью надежности;
  • возможностью генерировать множество идей за короткое время;
  • отсутствием критики;
  • возможностью развивать, комбинировать, модифицировать идеи.

Брейнсторминг можно с полной уверенностью назвать самым эффективным способом получения идей. За совсем короткое время (15-20 минут до часа) 6-7 участников обсуждения могут выдать более 100 предложений.

Группа специалистов, которая работает в традиционном подходе, зачастую демонстрирует намного более низкий уровень креативности и имеет меньше представлений о том, как справиться с определенным заданием.

Проведение мозгового штурма можно организовать очень быстро, практически в любых условиях  —  хоть на лесной поляне, хоть в актовом зале. Не нужно никакое сложное оборудование (достаточно доски и фломастера или большого листа бумаги, стикеров), техника или мебель. Метод может использоваться не только во взрослых коллективах, но и в школе, а в игровой форме  — в детском саду .

Недостатки у мозгового штурма тоже есть. Один из них  —  условие, что участвовать должны все члены группы. На практике, активность часто проявляют всего несколько участников, другие же ждут результатов. Из-за того, что идей слишком много, обсуждение может затянуться надолго, а это снижает заинтересованность и утомляет участников.

Метод неэффективен, если участники группы не настроены на командную работу и не способны к взаимодействию между собой. Нередко случается, что опытные участники обсуждения пытаются доминировать, обесценивать высказывания более молодых и неопытных  —  такое поведение недопустимо, оно снижает активность и обнуляет эффективность команды.

Описание этапов мозгового штурма и правил его построения

Генерирование большого количества идей за очень ограниченное время предполагает несколько этапов. На каждом из них проделывается очень важная часть работы  —   определяется проблема, рождаются идеи, происходит их анализ с последующим отбором наиболее удачных предложений. Чтобы взаимодействие было продуктивным, брейнсторминг всегда проводится в соответствии с правилами.

Читать далее:  Личностный рост

Постановка проблемы

На этой стадии происходит подготовка группы к работе над задачей. Участники выбирают ведущего, способного очень четко сформулировать проблему, а затем фиксирует все выдвигаемые группой идеи.

Генерирование вариантов решения проблемы

Второй этап является самым важным. Во время него все участники проявляют максимальную активность и высказывать вслух все без исключения идеи. Они не отбрасывают даже самые необычные предложения.  Этот этап очень продуктивный, но  очень энергозатратный для тех, кто в нем участвует, поэтому он длится от 15 до 30 минут.

Отбор, систематизация и оценка предложенного

Сортировка предложений по группам, их оценка  —  важный этап, который нельзя игнорировать. В ходе систематизации удается вычленить самые подходящие варианты, свести всю работу к единому решению.

То, насколько успешно пройдет брейнсторминг, определяется согласованностью действий всех его участников. Большое значение имеет их мнение о проблеме, способах ее преодоления.

Обзор нескольких популярных видов мозгового штурма

Такой прием, как мозговой штурм, имеет несколько разновидностей. Их различие заключается в используемой технологии, ролях, которые выполняют участники. Результаты, получаемые в ходе разных видов брейнсторминга, тоже отличаются.

Брейнрайтинг

Эта разновидность мозгового штурма предполагает, что участники обсуждения в течение четверти часа записывают все свои идеи, но не произносят их вслух. Листок для записи передается по кругу от одного участника к следующему. Каждый участник обсуждения читает предыдущую запись и под ней дописывает свой вариант.

https://www.youtube.com/watch?v=sLNvtevbQyY

Цель такой работы  —  получить максимальное количество предложений.

Мозговая атака с записью идей на доске

Доску размещают так, чтобы она была хорошо видна всем участникам. Каждую высказанную ими идею ведущий сразу же записывает на листе бумаги, прикрепляет его к доске или сразу производит запись прямо на доску.

Японский вариант

Эта вариация брейнсторминга иначе называют рисовым градом. Его смысл заключается в поиске вариантов, когда все участники действуют одинаково, а сама работа происходит пошагово:

  1. Проблему максимально точно и подробно описывает ведущий. Участникам выдается несколько листков бумаги, на которых они излагают свои мысли относительно видения проблемы. Каждый член группы должен сделать запись на всех листах. Затем определяются записи, которые связаны между собой, их передают ведущему. Он зачитывает записи вслух. Каждой группе записей дается название, которое отражает суть задачи.
  2. Этап поиска решения схож с предыдущим. Участники обсуждения делают записи относительно вариантов решения, сортируют их по группам, дают название, точно отображающие суть решения. На этой стадии мозгового штурма происходит выделение самых удачных идей, которые максимально подходят в заданной ситуации.

Японский метод проведения мозгового штурма считается одним из самых продуктивных. Он позволяет участникам группы сблизиться, научиться совместной работе, дает возможность понять позицию друг друга.

Многоступенчатый метод

В многоступенчатом методе брейнсторминга участники делятся на 2 группы   —  генераторы идей и оценщики результатов.

Условие для продуктивной работы по этой схеме  —  группу “генераторов мыслей” приглашают эрудированных людей со схожим типом темперамента, глубоко разбирающихся в предмете. В группе должно быть до 10 человек.

Читать далее:  Что делать, если не хватает общения? 

Участники оценочной группы анализируют предложенные креативщиками идеи. Члены оценочной группы, зачастую, представляют руководство. Они решают, какая идея будет реализована.

Обе группы выбирают себе ведущего. От его эрудированности, умения направить работу в нужное русло и привлечь каждого члена команды, зависит скорость появления нужных идей.

Мозговой штурм проводится по такому алгоритму:

  1. Участники команды “генераторов” высказывают мысли, фиксируют их.
  2. Затем работают над тем же предметом, но через другие, нестандартные подходы. Разрешается выдвигать предложения, противоположные уже названным.
  3. В работу вступают участники второй группы. Они объединяют все, предложенное на предыдущих этапах, систематизируют предложения, сводят их до единого варианта. Обсуждают возможные сложности при воплощении задуманного.
  4. Все полученные предложения группируют, ориентируясь на их суть.

На последнем этапе происходит дискуссия, в процессе которой высказывается критика предложенных идей. Многоступенчатый мозговой штурм должен происходить без заказчика работы. Это позволит всем участникам чувствовать себя свободно, безопасно и работать максимально продуктивно.

Одиночный брейнсторм

В некоторых ситуациях возникает потребность самостоятельно найти ответы на вопрос о том, как действовать. В любой ситуации лучше, чтобы решений было несколько.

Чтобы сгенерировать идей самостоятельно, необходимо выбрать спокойное, тихое место, занять удобную позу, закрыть глаза. Представить себе задачу максимально объемной (как голограмму), постараться внимательно “рассмотреть” ее с разных сторон. Затем задать себе вопрос: “Какими способами я могу решить свою ситуацию?”

Все всплывающие в голове ответы необходимо записать на листе бумаги. К каждому из ответов написать, какие ресурсы требуются для реализации, какие уже есть в распоряжении. Важно написать, что можно сделать уже сегодня.

Перечитав записи еще раз, нужно выбрать наиболее подходящий путь решения задачи.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Мозговой штурм  —  методика, которая позволяет быстро найти множество вариантов решения задачи. Но есть несколько качеств, которые делают этот способ поиска решений одним из самых популярных:

  • возможность максимально применить творческое мышление;
  • активное участие в работе всех членов группы;
  • возможность расширить рамки сознания.

Взаимодействие участников обсуждения делает их более открытыми к проявлению себя и принятию точки зрения других.

https://www.youtube.com/watch?v=0FvpejwDD1k

Мозговой штурм можно проводить не только  с “живыми” участниками, но и онлайн. Эффективность работы в таком варианте не только не ниже, но зачастую выше за счет того, что каждый из участников ощущает себя в безопасности и не стесняется высказываться.

В спокойной обстановке онлайн штурма участники генерируют уникальные идеи, которые фиксирует ведущий. Члены команды также могут одновременно оставлять предложения в чате или на форуме. Все выдвинутые идеи легко сгруппировать и обработать.

Как выбирать вопросы для обсуждения и нужны ли шаблоны

Вопрос, который необходимо обсудить при помощи мозгового штурма, организатор выбирает заранее. Приглашая экспертов, он информирует их о сути проблемы.

Перечень вопросов для подготовки участников формируется в произвольной форме. Это позволяет приглашенным активизировать собственные идеи и не бояться изложить их.

На завершающем этапе обсуждения выбирают ту идею, которая максимально отвечает запросу и не требует значительных ресурсов для реализации.

Читать далее:  Арт — терапия

Принцип выбора окончательной идеиСущественная отдачаМалозначимые изменения
Необходимо мало ресурсовПриоритетное направление
Требует много ресурсовОт идеи стоит отказаться

10 правил эффективного мозгового штурма

Соблюдение правил мозгового штурма дает возможность сделать его максимально эффективным. Среди обязательных требований к процедуре такие:

  • предварительная подготовка, которую начинают за 2-3 дня до штурма. Участники заранее знакомятся с проблемой, обдумывают варианты ее решения;
  • участие максимального количества людей. Группа должна составлять не менее 4 человек. Чем больше людей участвуют в мозговом штурме, тем больше удается получить идей;
  • доскональное изучение участниками поставленной задачи обязательно. Это позволяет вычленить ее суть, избежать разногласий при обсуждении, а также противоречий и непонимания проблемы;
  • задача записывать идеи возлагается на ведущего, но собственные варианты должны записывать также и все участники группы. В случае, если ведущий упустит какой-либо из предложенных вариантов, будет легко восстановить его;
  • отсутствие критики — это самое главное правило мозгового штурма. Ни одно произнесенное участником слово, даже если оно кажется глупостью, не должно подвергаться осуждению. Оно имеет право на существование и может быть использовано при доработке или реализации окончательного решения. Критика заставляет участников обсуждения сомневаться в своей ценности, они перестают высказывать вслух свои мысли относительно обсуждаемого вопроса;
  • участник должен выдать максимальное количество идей;
  • необходимо озвучивать все, что всплывает в уме. Стоит произносить мысли вслух даже, после озвучивания окончательного решения;
  • привлечение участников со стороны позволяет увидеть проблему в новом ракурсе и получить больше вариантов решения. Приглашать можно посторонних людей, не экспертов в обсуждаемой области;
  • все полученные идеи необходимо группировать и объединять;
  • чтобы информация легко воспринималась, необходимо пользоваться доской, большим листом бумаги;
  • обязательно моделировать ситуацию, в которой события будут развиваться не запланировано. Это дает понимание, как действовать, чтобы развернуть ее в нужное русло, найти еще больше интересных вариантов.

В какой бы сфере ни применялся брейнсторм, независимо от количества и уровня экспертности участвующих, правила обязательны всегда.

В чем секрет грамотно проведенного мозгового штурма

Качество и результативность мозгового штурма прямо зависит от того, как он организован. Важно, чтобы среди экспертов было несколько людей, которые уже знают, что такое брейнсторминг.

Качественный, грамотно организованный брейнсторм  —  это:

  • четко сформулированная проблематика;
  • заранее составленные списки экспертов, разосланные приглашения и перечень вопросов к обсуждению;
  • приготовленные материалы для самой процедуры: доска, фломастеры, ручки, бумага для записей;
  • распределение ролей —  выбор ведущего, его помощника;
  • определение времени первого этапа;
  • четкая формулировка задачи перед группой;
  • фиксирование вариантов решения;
  • вычленение лучших вариантов;
  • формирование окончательного варианта.

Модератор брейнсторма руководит процессом так, чтобы все участники активно работали, но чувствовали себя при этом комфортно.

https://www.youtube.com/watch?v=vn-12bERsaA

Если процесс правильно организован, то в ходе мозгового штурма решение найдется для любой проблемы.

В чем особенности мозгового штурма в Agile командах?

По сути, мозговой штурм в Agile-команде фокусируется на таких же общих целях, что и любой другой brainstorming. Отличия в команде, где основу участников составляют разработчики. Не нужно путать brainstorming и ежедневный stand up.
Daily Stand Up

(ежедневные собрания команд) – это мероприятие, которое проходит в командах Kanban, Scrum, Extreme Programming или других командах с целью синхронизации действий и обсуждения статусов по краткосрочным задачам.

Stand Up не должен превращаться в мозговой штурм, поскольку имеет временные ограничения, заданные менеджерам продукта или project менеджером (чаще всего, 10-15 минут).

Мозговой штурм в Agile командах – более основательное и детальное мероприятие с конкретной целью поиска решений.

Во время мозгового штурма участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения вопроса. В результате практики выбирается несколько наиболее приемлемых для проблемы решения.

Сфера применения

Использование метода мозгового штурма (ММШ) является на сегодняшний день одним из самых эффективных способов проведения экспертной оценки.

Его используют в научно-технических направлениях, в менеджменте и даже в тех случаях, когда необходимо решить личные проблемы. Находит также свое применение метод мозгового штурма в играх.

Другими словами, везде, где требуется эффективный и быстрый выход из сложившейся ситуации.

Сфера применения метода мозгового штурма обширна и касается тех случаев, когда:

  • объект, подвергающийся исследованию, не подлежит строгой формализации или математическому описанию;
  • характеристика объекта изучения обоснована недостаточно в связи с отсутствием обстоятельной статистики;
  • функционирование объекта отличается многовариантностью и зависит от большого количества факторов;
  • возникает необходимость в прогнозе сложных явлений из экономической сферы, которые постоянно эволюционируют и динамически развиваются;
  • существующая обстановка не приемлет других способов решения задачи.

Под описанные выше условия подпадает достаточно широкий спектр экономических и социальных процессов. Подобной сферой применения обладают и другие методы экспертных оценок. Мозгового штурма не должно быть в тех ситуациях, когда рассматриваемый объект хорошо изучен и прогнозируем.

Генерация идей

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

3

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду.

Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются.

А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Видео:Мозговой штурм / Владимир Спиридонов на ПостНаукеСкачать

Мозговой штурм / Владимир Спиридонов на ПостНауке

Метод мозгового штурма, или мозговой атаки: суть, правила и этапы проведения

Правила мозгового штурма

Метод мозговой атаки (brainstorm, брейнсторминг) — один из наиболее эффективных методов в ситуации отсутствия свежих и неизбитых решений. Он помогает найти оригинальные идеи и задействовать ресурс коллектива по максимуму.

В чем суть метода

Суть мозгового штурма (брейнсторминга) состоит в творческом споре специалистов относительно определённой проблемы. Личный контакт и рассмотрение проблемы с разных точек зрения помогает найти свежие идеи.

Для применения метода традиционно необходимы две группы специалистов. Первая группа выдвигает идеи, вторая – анализирует их.

Также распространённым является вариант применения метода, при котором и выдвижение идей, и их анализ проводится одной и той же группой.

Основополагающие правила метода мозгового штурма

Одним из основных принципов применения метода мозгового штурма является принцип разнообразия привлекаемых экспертов. Различия между привлекаемыми участниками позволяет привнести те самые разные точки зрения на проблему, которые и необходимы для поиска решения.

Мозговой штурм в «чистом виде» предполагает привлечение людей разных профессий. Однако в крупных компаниях обычно привлекаются для атаки сотрудники одного департамента (отдела/подразделения), которые занимаются разными направлениями работы.

Хорошие результаты также показывает привлечение 1-2 членов группы, которые абсолютно не ориентируются в рассматриваемом вопросе (имеют только общее представление).Исследования показали, что эффективность применения метода существенно снижается, если в группе присутствует один самый сильный член, который доминирует.

Авторитет лидера напрямую влияет на позицию других членов группы и уменьшает количество получаемых тезисов.Общие правила мозгового штурма:

  • поддержание высказываемых мыслей других участников группы
  • генерирование как можно большего количества идей
  • написание заголовков
  • иллюстрирование
  • масштабное мышление
  • неспешное принятие решения

Принцип написания заголовков предусматривает выражение концепции максимум в 6 словах. Это даёт возможность сделать мысль «концентрированной», легко применяемой. Иллюстрирование идей помогает выразить их суть (иногда рисунок справляется с эти лучше, чем слова). Необходимо учитывать, что иллюстрирование и написание заголовков не является обязательным для всех решений.

Этапы мозгового штурма

Можно выделить два основных этапа брейнсторминга:

  • генерация идей
  • практический анализ

Главной задачей первого этапа является сбор как можно большего количества вариантов решения проблемы. Все идеи отображаются на специальных карточках (записи проводятся непосредственно участниками или специальным членом группы).

На втором этапе карточки сортируются и анализируются группой. Также во время выдвижения идей можно проводить аудиозапись, которая на втором этапе прослушивается и анализируется.

Результатом проведения мозговой атаки является передача идей ответственным сотрудникам для воплощения их в жизнь.

Важно.Результат проведённой мозговой атаки должен обязательно воплотиться в так называемый прототип. Затягивание с созданием прототипа может привести к потере актуальности полученными идеями.

Примеры грамотного проведения мозгового штурма

Применение мозгового штурма зависит напрямую от масштаба группы, которой необходимо провести совещание и конечной цели. В группу обязательно должны входить специалисты, которые знакомы с техничкой проведения такого совещания.
Если говорить о методе мозгового штурма, пример правильного его применения может поэтапно может выглядеть так:

  • формирование проблемы (задачи/необходимости в поиске решения)
  • формирование списков участников группы
  • рассылка короткого содержания встречи и поставленной задачи всем участникам (рассылка «брифа»)
  • подготовка расходных материалов (мел, доска, листы бумаги, стикеры)
  • назначение ведущего
  • назначение секретаря (если избран метод фиксирования идей именно секретарём)
  • определение продолжительности первого этапа
  • постановка задачи
  • фиксирование идей
  • передача идей второй группе на обработку
  • выделение лучших идей
  • формирование «прототипа»

Такой приблизительный план помогает участникам быть готовыми к встрече (а, значит, более эффективными) и сделать её максимально результативной. Модератор (ведущий) встречи обязан деликатно курировать процесс.

На практике возможна ситуация, в которой сотрудники, которые ниже по званию или должности, не выражают мысли в присутствии директора. В таком случае модератор должен аккуратно привлекать всех участников.

Как выбирать вопросы для обсуждения: нужны ли шаблоны

Вопросы мозгового штурма должны быть сформированы его организатором ещё до начала. Ориентировочный перечень необходимо рассылать участникам собрания предварительно (для подготовки). Необходимо, однако, помнить, что суть техники – в свободном потоке мыслей. Поэтому план и вопросы должны быть приблизительными.

Экскурс в метод обратной мозговой атаки

Обратная мозговая атака предусматривает процесс выявления недостатков процесса или предмета. Обратный брейнсторминг предусматривает ответ не на вопрос «Что делать?», а ответ на вопрос «Чего делать не нужно?». Применение этой технологии является таким же эффективным, как и обычный brainstorm.

Видео:Методы Мозгового Штурма: Продуктивная Работа в ГруппахСкачать

Методы Мозгового Штурма: Продуктивная Работа в Группах

Мозговой штурм на примерах: правила, технологии, приемы брейнсторминга

Правила мозгового штурма

Часто, когда перед командой стоит важная или срочная задача, а творческий потенциал колеблется на отметке ближе к нулю, на помощь приходит незаменимый метод мозгового штурма. Эта техника направлена на спонтанное, потоковое генерирование огромного количества идей для решения какой-либо проблемы.

Брейнсторминг служит для стимулирования творческой активности команды.

Он предполагает участие большого количества людей (чем больше, тем лучше), которые за короткий интервал времени предлагают максимальное число идей, вариантов решения задачи или проблемы.

Например, если вы планируете запустить новый продукт и не можете придумать крутое название для него, с помощью брейнсторминга можно буквально за полчаса сгенерировать сотню рабочих вариантов.

https://www.youtube.com/watch?v=GRZW62uVRFI

Сам метод и его определение разработал Алекс Осборн — один из основателей рекламного агентства BBD&O в конце 30-х годов. Сегодня брейнсторминг считается основным способом быстрого поиска нестандартных решений каких-либо задач.

В этой статье мы разберем правила мозгового штурма, этапы, типы, а также примеры его проведения.

Технология мозгового штурма: этапы и методика проведения

Мы привыкли понимать под методом брейнсторминга что-то вроде неформального собрания по какому-либо вопросу, на котором все сотрудники говорят буквально все, что приходит в голову. С одной стороны, все верно. Но так как мозговой штурм — это, в первую очередь, метод решения проблемы, в нем также есть своя технология, этапы и правила.

Соблюдая эту технологию, вы в разы повысите эффективность мозгового штурма и получите на выходе качественный результат.

Итак, как проводить мозговой штурм? Начнем с того, что сам процесс брейнсторминга состоит из 6-ти ключевых этапов.

1. Формирование «ударной» группы

Это подготовительный этап, во время которого набираются люди для проведения брейнсторминга, распределяются роли и выбирается ведущий.

По какому принципу выбирать участников брейнсторминга? Все зависит от задачи, которую вы хотите решить. Можно пригласить весь отдел, которого касается этот вопрос. Но лучший вариант — подойти к заданию со всей ответственностью и отобрать именно тех людей, которые имеют непосредственное отношение к тематике вопроса.

Пример: мозговой штурм в рекламном агентстве. Задача — разработать идею рекламной кампании для производителя детского питания.

К обсуждению вопроса пригласили креативщиков, дизайнеров, руководителя отдела и сотрудниц/сотрудников агентства, у которых есть маленькие дети.

Именно последние являются возможными потребителями рекламируемого продукта, поэтому их идеи могут потенциально стать основой для будущей рекламной кампании.

2. Постановка целей

Постановка целей и задач, ради которых проводится данное мероприятие. Нужно максимально доходчиво и подробно разъяснить каждому участнику суть проблемы, чтобы свести к минимуму непонимание. Дайте как можно больше исходных данных. Это послужит толчком к началу обсуждения.

3. Разминка перед стартом

Точно так же, как мышцы требуют разогрева перед изнурительной тренировкой, мозгам нужна разминка перед активной творческой деятельностью. Поэтому важно раскачать группу до старта брейнсторминга. Роль «заводилы» должен взять на себя ведущий.

Как «разогреть» мозг? Можно несколько минут поиграть в любую групповую игру: фанты, ассоциации и т.п. Это позволит настроиться на правильный лад и задать темп основной части мозгового штурма.

4. Генерация идей

Это самый важный этап, от которого зависит конечный результат. Он состоит из активной, беспрерывной генерации идей. Причем любых идей, даже фантастических, нереальных, абсурдных. Крайне важно, чтобы процесс не провисал.

5. Оценка, классификация, отсеивание

После активного брейнсторминга наступает этап оценки и ранжирования идей. Критерии классификации и оценивания принимают сами участники или ведущий. В идеале для таких целей должна создаваться отдельная группа сотрудников, но это не обязательное условие.

После того, как все предложения пересмотрены, самые слабые отсеиваются. В итоге должны остаться лучшие варианты. Сколько их будет, зависит исключительно от продуктивности мероприятия.

6. Обсуждение и отбор рабочих вариантов

Это заключительный этап, во время которого результаты мозгового штурма выносят на общее обсуждение. Тут речь идет о возможностях и перспективах реализации той или иной идеи. То есть, на этом моменте группа переключается из волны полета фантазии на волну рационального мышления.

Лучше, если эта часть работы будет проведена несколькими днями позже. Участникам нужно время для переваривания информации. Но если вопрос не терпит отлагательств, финальное обсуждение можно провести по горячим следам.

Правила проведения мозгового штурма: 10 принципов для генерации гениальных идей

  1. Готовьтесь заранее. Это касается как информирования участников о мероприятии, подготовки презентации, так и оформления кабинета, где оно будет проводиться.
  2. Пригласите много людей. Чем больше участников в группе, тем больше идей.

    Метод мозгового штурма, как показывают примеры из практики, максимально эффективно работает в команде от 6 до 10 людей.

  3. Записывайте абсолютно все. Можно использовать доски или проекторы для быстрой фиксации и демонстрации записанных идей. К тому же наглядность может помочь участникам включиться в обсуждение.

  4. Не допускайте критики. Во время активного брейнсторминга критика или осуждение будут сбивать темп и даже обижать некоторых участников.
  5. Привлекайте других людей. Если процесс зашел в тупик, можно и нужно привлекать свежие головы.
  6. Визуализируйте идеи, предлагайте рисовать схемы, картинки и прочие иллюстрации.

    Используйте плакаты, доски, флеш-панели.

  7. Модерируйте процесс. Новички или участники, которые ниже по должности, могут стесняться высказать мнение. Также частенько, вопреки правилам, некоторые люди могут негативно встречать идеи других участников, что серьезно вредит творческому настрою.

    Поэтому ведущий должен вовремя пресекать такие выпады.

  8. Модифицируйте идеи. Соединяйте, группируйте разные концепции. Этот прием мозгового штурма поможет получить лучший результат.
  9. Поощряйте полет фантазии, задавайте наводящие вопросы. Цель брейнсторминга — получение нестандартных, креативных решений.

    Поэтому стимулируйте людей высказывать свои самые безумные идеи.

  10. Не отвлекайтесь. Попросите всех сотрудников отключить телефоны, полностью изолироваться от окружающего мира на время брейнсторминга.

Виды мозгового штурма

На сегодня существуют сотни разнообразных вариантов проведения мозгового штурма — от банальных ассоциаций до полного погружения в ситуацию с помощью различных технических примочек.

https://www.youtube.com/watch?v=lCKXBKKRJF8

Давайте разберем 3 интересных вида мозгового штурма и примеры его проведения.

1. Отыгрывание ролей. Суть способа заключается в том, что каждый участник обсуждения примеряет на себя определенный образ, старается максимально в него войти и отыграть какую-то ситуацию. С позиции этой роли им нужно писать на доске абсолютно все свои мысли, ощущения, идеи. Тут главное — максимально раскрепоститься, войти в роль, возможно, даже переодеться.

Такой мозговой штурм включает примеры ситуаций, которые участникам нужно отыграть. Если задача — придумать упаковку для нового продукта, можно предложить участникам примерить образ покупателя, выбирающего товары в супермаркете.

2. Метод «120 комнат» — это отличный способ сгенерировать 120 интересных идей. Представьте дом со 120-тью пустыми комнатами. Ваша задача — войти в комнату, прочувствовать атмосферу и наполнить ее идеей. Лучше всего визуализировать процесс, изобразив 120 ячеек, в которые по ходу вписываются предложения людей.

3. Обратный брейнсторминг. Суть метода: группе предлагается найти самые неудачные, неприемлемые решения проблемы, а затем преобразовать их в эффективные.

Например, задача: придумать, как повысить лояльность клиентов интернет-магазина косметики.

Провальные способы:

  • забросать их спамом — 20 писем в день;
  • повысить для них цены на категорию продуктов, которой они интересуются;
  • отменить систему лояльности и т.д.

Далее генерируются идеи, как превратить эти способы в эффективные. Например, мысль повысить цены на определенную категорию можно преобразовать в следующее: сделать спецпредложение на те продукты, которыми клиент интересовался в последнее время.

Вместо заключения

Брейнсторминг, как и любой другой способ коллективного поиска решения, имеет свои недостатки. Разберем плюсы и минусы метода мозгового штурма.

Главное преимущество брейнсторминга в том, что во время его проведения раскрывается творческий потенциал сотрудников, активизируется нестандартное мышление. Идеи, которые рождаются во время мозгового штурма, можно накапливать и применять для решения других задач. Кроме того, он доступен и не требует каких-либо дорогостоящих технических средств.

Недостатки метода: из-за довольно свободной формы обсуждения поток мыслей может уйти в совершенно другое русло. Также, если в группе присутствуют люди разного социального статуса, те, кто ниже, могут бояться высказать свое мнение. Кроме того, финальная стадия мозгового штурма предполагает отбор лучших идей, а этот процесс может вызывать споры и разногласия.

Но в любом случае, мозговой штурм остается эффективным методом поиска нестандартного решения любых задач, стоящих перед бизнесом. Главное — выбрать тот формат брейнсторминга, который идеально подходит именно вашей команде.

📸 Видео

Как правильно использовать метод мозгового штурма?Скачать

Как правильно использовать метод мозгового штурма?

Как провести мозговой штурм. Тренинг для тренеров MMIBAСкачать

Как провести мозговой штурм. Тренинг для тренеров MMIBA

МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Как его проводить (этапы, правила)? Методы синектики, Дельфи, ШареттСкачать

МОЗГОВОЙ ШТУРМ. Как его проводить (этапы, правила)? Методы синектики, Дельфи, Шаретт

Мозговой штурм | Креативность | Техника мозгового штурма | Узнать за 900 секунд #5 | 16+Скачать

Мозговой штурм | Креативность  | Техника мозгового штурма | Узнать за 900 секунд #5 | 16+

Игорь Манн: правила мозгового штурмаСкачать

Игорь Манн: правила мозгового штурма

Мозговой штурмСкачать

Мозговой штурм

Как организовать "мозговой штурм" по методу Диснея?Скачать

Как организовать "мозговой штурм" по методу Диснея?

Как проводить мозговой штурм? Видео от В. Довганя. Технология и правила проведения мозгового штурмаСкачать

Как проводить мозговой штурм? Видео от В. Довганя. Технология и правила проведения мозгового штурма

🧠 Правила мозгового штурма (классический вариант)Скачать

🧠 Правила мозгового штурма (классический вариант)

Важные правила мозгового штурмаСкачать

Важные правила мозгового штурма

правила мозгового штурма какправильно использоватьСкачать

правила мозгового штурма какправильно использовать

Правила проведения мозгового штурма при генерации идей. Урок 3Скачать

Правила проведения мозгового штурма при генерации идей. Урок 3

Урок. Правила проведения мозгового штурмаСкачать

Урок. Правила проведения мозгового штурма

Пример мозгового штурмаСкачать

Пример мозгового штурма

Правила эффективного мозгового штурмаСкачать

Правила эффективного мозгового штурма

Техника Мозговой штурмСкачать

Техника Мозговой штурм

24 Методы Мозгового штурма и ДельфиСкачать

24 Методы Мозгового штурма и Дельфи
Поделиться или сохранить к себе: