Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.
- Что такое потребности
- Развитие потребности
- Виды потребностей
- Теория А. Маслоу
- Теория К. Алдерфера
- Теория Э. Фромма
- Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда
- Потребность в достижении
- Потребность в присоединении
- Потребность во власти
- Послесловие
- Психология потребностей: понятие, свойства, виды. Общая характеристика потребностей человека
- Что такое потребности?
- Социальные потребности личности
- Иерархия потребностей Маслоу
- Потребности, желания, цели — Сергей Смирнов
- Потребности
- Мотивы или желания
- Цели
- Потребность в котятах
- Потребности человека: классификация и описание
- Классификация потребностей человека
- 1. Биологические потребности
- 2. Социальные потребности
- 3. Духовные потребности
- Теория Абрахама Маслоу
- Теория ERG Альдерфера
- Теория Фромма
- Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда
- Заключение
- Потребности и мотивы: определение и основы психологии
- Виды потребностей по Ломову
- Ключевые особенности потребностей
- Что такое мотив?
- Основные функции мотивов
- Как формируется мотив?
- Распространенные мотивы
- Ключевые особенности мотивов
- Основные концепции мотивации
- Нарушения, вызванные нереализованными потребностями
- Взаимодействие между целями, потребностями и мотивами
- 📽️ Видео
Что такое потребности
Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.
Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:
- Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
- Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.
Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.
Для потребностей характерны несколько особенностей:
- динамичность;
- изменчивость;
- развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
- зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
- возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.
Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).
Развитие потребности
Любая потребность развивается в два этапа:
- Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
- Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.
Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.
Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.
Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.
Виды потребностей
Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:
- К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
- К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
- К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.
Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.
Теория А. Маслоу
Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.
- Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
- Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
- Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
- Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
- Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).
Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.
https://www.youtube.com/watch?v=R2ixLtIkb4I
Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.
Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:
- Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
- Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
- Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
- Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
- Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.
Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.
Теория К. Алдерфера
Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:
- существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
- связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
- развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).
Теорию отличают еще два положения:
- одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
- чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).
Теория Э. Фромма
В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:
- Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
- Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
- Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
- Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
- Потребность к познанию и освоению мира.
Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально.
А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.
Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда
Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:
- потребность в достижении или свершении;
- потребность в человеческих связях или в присоединении;
- потребность во власти.
Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:
- если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
- при самостоятельности – потребность в достижении;
- при установлении дружбы – потребность в присоединении.
Потребность в достижении
Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.
Потребность в присоединении
Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.
Потребность во власти
Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.
Послесловие
Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.
https://www.youtube.com/watch?v=VbTUjZTNAbI
Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:
- физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
- в безопасности и защите – на 70 %;
- в любви и принадлежности – на 50 %;
- в самоуважении – на 40 %;
- в самоактуализации – на 10 %.
Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.
Видео:Психолог Наталья Кучеренко. Потребности, цели, мотивация. Объективные и скрытые. Лекция № 30.Скачать
Психология потребностей: понятие, свойства, виды. Общая характеристика потребностей человека
Потребности личности (нужда) – это так называемый источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определенным образом, заставляя двигаться в нужном направлении.
Таким образом, нужда или потребность – это такое личностное состояние, при котором обнаруживается зависимость субъектов от определенных ситуаций или условий существования.
Личностная активность проявляется только в процессе удовлетворения ее потребностей, которые формируются во время воспитания индивида, приобщения его к общественной культуре.
В своем первичном биологическом проявлении надобностью является не что иное, как определенное состояние организма, выражающее свою объективную нужду (желание) в чем-либо. Таким образом, система потребностей личности напрямую зависит от образа жизни индивида, взаимодействия между окружающей средой и сферой ее использования.
С позиции нейрофизиологии нужда означает образование какой-либо доминанты, т.е. появление возбуждения особых клеток головного мозга, характеризующееся устойчивостью и регулирующее потребные поведенческие действия.
Что такое потребности?
Потребности и мотивы заставляют человека действовать. Первая категория представляет собой исходную форму активности. Потребность — это нужда, которую нужно удовлетворить для нормальной жизнедеятельности. При этом она может быть осознанной и неосознанной. Стоит отметить такие основные характеристики человеческих потребностей:
- сила — это степень стремления к удовлетворению потребности, которая оценивается по степени осознания;
- периодичность — это частота, с которой у человека возникает та или иная потребность;
- способ удовлетворения;
- предметное содержание — те объекты, за счет которых нужда может быть удовлетворена;
- устойчивость — сохранение влияния потребности на те или иные сферы деятельности человека с течением времени.
Социальные потребности личности
Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.
Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.
Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом.
Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей.
Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.
https://www.youtube.com/watch?v=Jt9ywVm1Uok
Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.
Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого.
Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом.
То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».
Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др.
Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е.
достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества.
Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.
Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.
Иерархия потребностей Маслоу
Потребности и мотивы имеют многоуровневую структуру. Только тогда, когда полностью удовлетворены нужды низшего порядка, появляются более возвышенные. Исходя из этого А. Маслоу предложил к рассмотрению такую иерархию потребностей:
- Физиологические потребности. Это пища, вода, кислород, одежда и жилье. Если эти потребности не удовлетворены, ни о каких других не может быть и речи.
- Безопасность. Имеется в виду стабильное положение, которое вселяет уверенность в долговременном выживании. Чаще всего речь идет о финансовом благополучии.
- Потребность в принадлежности. Человек нуждается в том, чтобы быть к кому-то привязанным. Это родственные, дружеские и любовные связи.
- Потребность в уважении. Имея твердый фундамент в виде трех предыдущих уровней, человек начинает нуждаться в общественном одобрении. Он хочет быть уважаемым и нужным.
- Самоактуализация — это высший уровень потребностей. имеется в виду непрерывный личностный и карьерный рост.
Несмотря на то что данная иерархическая система считается общепринятой, многие исследователи (например, Леонтьев А. Н.) с ней не согласны. Есть мнение, в соответствии с которым последовательность возникновения потребностей складывается исходя из сферы деятельности субъекта и его личностных характеристик.
Потребность — это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.
Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности.
Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.
Несмотря на то, какую форму нужд испытывает человек, их формирование и осознание происходит по одному сценарию в несколько этапов:
1 этап — формирование потребности. В этот момент психика становится особенно чувствительной к внешним раздражителям.
2 этап – неосознанное чувство нужды. У человека возникает ощущение нового состояния, появляется тревожность.
3 этап –осознание самой потребности. В этот момент в голове всплывает четкая картина самой потребности. Виды потребностей:
· биологические потребности обеспечивают существование человека как одного из видов живых существ;
· социальные потребности означают желание человека принадлежать к какой-либо группе, имя в ней свое место. Сюда же относятся потребности пользоваться уважением окружающих и быть объектом любви;
· идеальные потребности заключаются в нужде человека познавать мир, который его окружает, быть частью этого мира, а также познать смысл своего существования и назначения на этой земле.
Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению. По происхождению потребности бывают: — естественные; — культурные.
https://www.youtube.com/watch?v=Ir-FM6tJnvc
Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.
По предмету потребности подразделяются: — на материальные (физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде)); — духовные (эстетические и познавательные); — социальные (потребность в общении, в общественном признании).
Если рассматривать человека как целостную личность, то можно также выделить ряд потребностей узкого профиля. Эти потребности рассматриваются в качестве свойств психики человека. К ним относятся:
· потребность как зависимость. Заключается в зависимости организма от конкретных условий существования;
· потребность как отсутствие блага. Здесь отсутствие какого-либо блага и является потребностью. Такая нужда имеет социально-экономические мотивы;
· потребность как отклонение от уровня адаптации. Возникает в том случае, когда привычный для человека образ жизни резко меняется и возникает нехватка старого режима существования. Например, меняется место жительства, город страна и появляется нужда в возврате старых сложившихся привычек и образа жизни;
· потребность в успехе. Напрямую связана с жизненными достижениями личности. Проявляется в постоянном стремлении стать успешнее и лучше в профессиональном плане. Эта потребность сильнее выражена у женщин.
Еще один ряд отличий имеют виды потребностей общества. Сюда относятся те запросы, которые сформировались под влиянием времени и развития экономики. Прогресс стал причиной появления новых потребностей людей.
С каждой сменой поколения потребности общества становятся все более высокими. Социально-экономический прогресс провоцирует возникновение все новых и новых потребностей.
Соответственно растут и виды удовлетворения потребностей.
Свойства потребностей:
1. Потребность по определению является предметной, т.е. на что-то направленной
. Потребность отражает не данность, не фактическое наличие предмета, а его субъективную значимость, нужность для человека. В качестве иллюстрации этого классического феномена приведем явление импринтинга (запечатления), описанного в зоопсихологии.
Мимо только что вылупившегося из яйца утенка один-два раза передвигают некий предмет. В результате утенок начинает следовать за этим предметом.
Латентная потребность утенка в матери нашла себя в постороннем предмете, и необходимы время и особые усилия для нового, биологически нормального переопредмечивания данной потребности.
Поиск и нахождение предмета потребности психологически интересны тем, что этот предмет отвечает не только внешнему раздражителю, но и соответствует внутренним условиям организма, вследствие чего потребность принимает прямое участие не только в построении образа.
2. Другим свойством потребности считается ее участие в активации психики, поведения и деятельности
. Потребность служит источником, необходимым энергетическим условием наличия всякой активности. Она присутствует в любом инициативном акте, стоит за каждой психической активностью и деятельностью: материальной и психической, хотя и не является, не рассматривается в психологии реальным побудителем (или мотивом).
Видео:🔋 Потребности человека: узнай и удовлетвори своиСкачать
Потребности, желания, цели — Сергей Смирнов
Потребности, желания, цели — это довольно похожие понятия. Эта статья ставит целью развести их у вас, уважаемый читатель, в голове.
Для начала приведу пример, а потом разберем где тут что.
Михрутка лежит на диване и ему хорошо. Он ничем не занят. Вдруг что-то происходит. Он чувствует что-то неприятное в теле. Сфоксировавшись на ощущении, он понимает что это — голод. Он думает: «Чего бы мне поесть?» и перебирает разные варианты. Он отвергает заведомо недостижимые фуа-гра и трюфели.
Отвергает ненавистную селедку под шубой и салат из цукини. Потом его молнией пронзает мысль: «Хочу борща!». Он вспоминает что борща в данный момент на кухне нет. Достает с полки книгу рецептов, ищет нужную страницу и направляется к холодильнику.
Он берет нужные продукты, режет, жарит, парит и вуаля — борщ! Съев его, Михрутка довольно поглаживает живот и ложится обратно на диван.
Потребности
Итак, потребность — это субъективное ощущение недостатка в чем-то.
Обратите внимание — «в чем-то» — это не просто показатель что потребности бывают разные. Это еще и характеристика потребности. Потому что потребность сама по себе не имеет предмета. В нашем примере Михрутка испытал голод. Это — потребность в пище. Но в какой пище — не ясно. Просто организм сигнализирует: «дай пожрать!». Дальше уже включается более-менее осознанное поведение.
https://www.youtube.com/watch?v=AXL94h-0YPg
Появление потребности, надо заметить, запускает поисковую деятельность. То есть, человек начинает искать что бы такого сделать чтобы этот «зуд» унять — удовлетворить свою потребность.
Мотивы или желания
В психологии это называется мотивами. Мотив или желание — это опредмеченная потребность. Что это значит — «опредмеченная»? Это значит — появляется четкий объект в среде, который эту потребность удовлетворяет. В примере с Михруткой это — еда. Действительно, голод (потребность в еде) лучше всего реализует еда. Вот такая сложная вещь — психология.
Мотив сужает поисковую деятельность. Теперь Михрутка будет искать в среде не все подряд что может удовлетворить его, а еду.
Цели
Мотивация в бизнесе
Цель — это результат формирования образа результата. То есть, конкретизация своего желания. Михрутка хочет не просто еду, а конкретно — борщ.
Для того чтобы сделать его, нужно узнать какие ресурсы потребуются, убедиться что ресурсы есть, убедиться что выбранный объект подходит человеку (Михрутка лезет в поваренную книгу, вспоминает что есть в холодильнике, отметает фуа-гра и ненавистную селедку под шубой).
Затем нужно произвести какие-то действия и в результате прийти к результату. Целая цепь сложных действий необходима для достижения цели.
Чем дольше потребность не утоляется, тем менее требователен цензор, отбрасывающий варианты. Скажем, если Михрутку неделю не кормить — он с радостью согласится на селедку под шубой даже если у него на нее аллергия.
Одна из главных вещей, которые нужно знать о целях — она конкретная и именно поэтому достижима (в отличие от желания), а еще она сознательная, учитывает и учитывает ресурсы. Правильная цель, фактически, задает алгоритм действий для ее достижения.
Именно поэтому многие психологи из мира бизнеса так молятся на целеполагание.
Потребность в котятах
Совершенно очевидно что потребности у человека были всегда одни и те же. Ну может, чуть изменялись в связи с развитием мозга. Но это мы уж совсем в глубь веков забрались. Скажем, люди, жившие в эпоху Римской Империи, имели совершенно такие же потребности что и мы с вами.
Отличие в том, что способы удовлетворения этих потребностей изменились. То есть, если раньше для удовлетворения голода человек выбирал из узкого меню, построенного на том, что в данной местности произрастает, то сейчас практически каждый может позволить себе чуть ли не любую еду любой страны мира.
Можно сказать что сейчас люди хотят больше. Хотят новый компьютер, хотят быстрый интернет, хотят лайков под аватаркой.
Таких вещей не было в древнем Риме, значит хотеть можно большего? Не следует забывать что это — лишь способы удовлетворения потребностей.
Не бывает потребности в лайке, не бывает потребности в айпаде, нет «нехватки котиков в организме» или «насущной потребности в лексусе». Все это — в лучшем случае цели, а чаще — желания.
Человек хочет айпад не чтобы удовлетворить потребность в айпаде, а для чего-то другого.
Какая потребность у него обслуживается этим желанием — индивидуальный аспект, который можно изучить во время консультирования или терапии.
Это может быть желание признания (вау какой ты крутой), социализации (у тебя тоже есть айпад? круто! а какие у тебя игры?), комфорта (удобней читать ленту, лежа на диване) и так далее.
Очень много можно о себе узнать, пытаясь уяснить потребность, которая обслуживается тем или иным желанием. Попробуйте как-нибудь.
Видео:ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВЫ, ЦЕЛИ, ЖЕЛАНИЯ - что это такое и в чем разница? Психология простыми словамиСкачать
Потребности человека: классификация и описание
Приветствую Вас, друзья!
В этой статье представлена классификация потребностей человека и их подробное описание. Также мы разберем основы: что такое потребности человека, как они проявляются. Кроме того, рассмотрим несколько наиболее популярных научных подходов к изучению потребностей человека, в том числе знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу». Начнем.
Классификация потребностей человека
В психологии все человеческие потребности принято делить на три группы. Данная классификация является достаточно однозначной, поскольку у каждой группы имеются вполне конкретные и очевидные критерии. Рассмотрим каждую из них подробно.
1. Биологические потребности
Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят:
- вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность);
- чистая вода для утоления жажды;
- комфортные условия жизни;
- безопасность и уверенность в своём будущем;
- удовлетворение сексуальных потребностей.
Перечисленные стремления присутствуют у всех живых существ. Они сформировались эволюционно, чтобы обеспечить выживание популяции. По сути, все они являются механизмами, позволяющими человеку (или другому существу) выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
2. Социальные потребности
Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры:
- Самоидентификация. Человек ассоциирует себя со своей социальной группой, при этом стремится осознавать себя индивидуальностью с особыми личностными и иными качествами.
- Самоутверждение. Для любого человека важно гордиться собственными поступками и достижениями, а также ощущать уважение окружающих.
- Альтруизм и пассионарность. Большинство из нас получает удовольствие, совершая поступки, приносящие пользу другим людям или обществу в целом. Самооценка при этом растёт даже если наш вклад остался незамеченным для других, поскольку для альтруиста важен сам поступок, а не одобрение окружающих.
3. Духовные потребности
Существует система общечеловеческих духовных ценностей, которую так или иначе разделяет большинство людей.
Мы стремимся к моральному и духовному росту, ценим красоту, изящество форм и гармонию, наслаждаемся созерцанием предметов искусства и прослушиванием красивой музыки.
При этом у каждого человека собственный вкус, поэтому нам всем нравятся разные стили в музыке и направления в живописи. Кроме того, приоритеты духовных ценностей меняются в течение всей жизни.
https://www.youtube.com/watch?v=_SkHHYPRCEE
К духовным относятся такие потребности как:
- Самоактуализация. Получение новых знаний, расширение круга интересов и увлечений, профессиональный рост, повышение квалификации – это всё естественные стремления для человека, который на данный момент не озабочен удовлетворением базовых биологических потребностей.
- Самосовершенствование. Взрослея, мы понимаем, что нам нравится становиться лучше не для того, чтобы кому-то понравиться, а просто чтобы ощущать свой прогресс. Мы отказываемся от курения и алкоголя, увлекаемся спортом, начинаем соблюдать распорядок дня и контролировать уровень стресса. Просто нам нравится думать, что с каждым днём мы становимся немного лучше.
- Романтическая любовь. Данный пункт можно было бы считать проявлением инстинкта размножения, но для нас это нечто гораздо большее. Нам очень важно, чтобы рядом находился любимый человек, вдохновляющий нас, дающий нам не только сексуальное, но и эмоциональное наслаждение.
Духовные потребности, в отличие от биологических и социальных, присутствуют только у людей. При этом их список не просто обширен, а практически бесконечен, поскольку каждый человек находит какие-то свои увлечения, которые не обязательно разделять с кем-то другим.
Кому-то нравится рыбалка, а кто-то предпочитает вязание, кто-то смотрит сериалы, а кто-то в сотый раз перечитывает «Маленького принца», кто-то обожает шум проливного дождя за окном, а кто-то испытывает умиротворение от гулкого кваканья лягушек в ближайшем пруду.
Теория Абрахама Маслоу
Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием.
Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных).
Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».
Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:
1. Физиологические потребности. В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.
2. Безопасность. Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.
3. Любовь и принадлежность. Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.
4. Уважение и признание. Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.
5. Самоактуализация. Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.
Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.
Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).
Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:
- высшие потребности проявляются гораздо позже (впервые они проявляются в подростковом возрасте, после чего развиваются в течение всей жизни);
- высшие потребности воспринимаются большинством людей как менее важные, «опциональные»;
- чем выше в иерархии находится потребность, тем проще перенести её реализацию на будущее ради решения более насущных проблем;
- люди, живущие на более высоких уровнях пирамиды Маслоу, обычно имеют крепкое здоровье (в частности, потому что следят за ним), испытывают меньше стресса и лучше спят;
- человек получает гораздо больше радости и удовольствия от удовлетворения высших потребностей.
В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.
https://www.youtube.com/watch?v=mRU6dlLVvbc
Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.
Теория ERG Альдерфера
Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):
- Existence (существование, жизнь).
- Relatedness (отношения, общение).
- Growth (личностный рост, развитие).
Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).
Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).
Теория Фромма
Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:
- Межличностные связи (любовь, дружба).
- Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
- Ощущение прочных и глубоких корней (стабильность).
- Поиск идеала и уподобление ему (самосовершенствование).
- Познание мира (духовное совершенствование).
Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.
Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда
Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:
- Причастность. Данная потребность возникает у детей, которые занимались коллективной деятельностью, играли в командные игры. В результате и во взрослом возрасте они чувствуют необходимость быть частью группы, участвовать в общественно значимом проекте или движении.
- Власть. Если в детстве так или иначе поощряется контроль над другими детьми, во взрослом возрасте такой человек нуждается в ощущении власти. Также данная потребность может формироваться под влиянием семейной атмосферы.
- Успех. Если ребёнка приучают быть самостоятельным, добиваться чего-то, получать призы и грамоты, во взрослом возрасте он также будет нуждаться в успехе.
Заключение
Знание того, какие существуют потребности и как они взаимосвязаны, имеет большую ценность для любого человека, заинтересованного в самосовершенствовании.
Хорошо понимая, как работает данный механизм, можно лучше понять уровень своей удовлетворенности жизнью, а также эффективнее мотивировать себя на достижение важных целей.
Кроме того, это знание поможет своевременно отказываться от лишних желаний, сосредотачиваясь на самом важном.
Видео:Экономика простыми словами. Серия 1. (Потребности и блага)Скачать
Потребности и мотивы: определение и основы психологии
Потребности и мотивы — это главные движущие силы, которые побуждают человека к действию. Изучению данного вопроса всегда уделялось пристальное внимание психологами и социологами.
Виды потребностей по Ломову
Потребности и мотивы — это достаточно сложные категории. Они включают в себя множество уровней и составляющих. Так, Ломов Б. Ф., говоря о потребностях, делил их на три основные группы:
- базовые — это все материальные условия для обеспечения жизнедеятельности, а также отдых и общение с окружающими;
- производные — это потребность в эстетике и образовании;
- группа высших потребностей — это творчество и самореализация.
Ключевые особенности потребностей
Потребность, мотив, действие… Это напоминает что-то вроде алгоритма. Тем не менее, чтобы разобраться в том, как работает данный механизм, важно понять основные особенности потребностей. Стоит уделить внимание таким моментам:
- возникают в случае, если наблюдается недостаток каких-либо полезных категорий или переизбыток вредных;
- сопровождаются состоянием внутреннего напряжения, связанного с поиском предмета, за счет которого будет удовлетворена потребность;
- целый ряд потребностей является генетически обусловленным, а остальные непременно возникают в процессе жизнедеятельности;
- после того как потребность была удовлетворена, наступает эмоциональная разрядка, но через некоторое время нужда может возникнуть снова;
- каждая потребность имеет свой конкретный предмет, который ассоциируется с ее удовлетворением;
- воспроизведение имеющихся и появление новых потребностей является обязательным условием непрерывного и гармоничного развития личности;
- в зависимости от того, какой способ выбран для удовлетворения потребности, она может приобретать разное содержание;
- по мере того, как изменяется качество и условия жизни человека, перечень его потребностей постоянно расширяется;
- потребности могут значительно различаться по силе, что определяет очередность их удовлетворения.
Что такое мотив?
Потребность, мотив, цель — эти категории можно смело назвать движущей силой, которая побуждает человека к активной деятельности. Говоря о втором из перечисленных понятий, можно сказать, что это стремление к действиям, которые призваны удовлетворить жизненно важные нужды. Мотив характеризуется такой структурой:
- потребность (определенная нужда, которую нужно удовлетворить);
- эмоциональное побуждение (внутренний импульс, который толкает человека на выполнение определенных действий);
- предмет (категория, за счет которой происходит удовлетворение потребности);
- способы достижения целей.
Основные функции мотивов
Потребность, мотив, цель — все это влияет на образ жизни и способ деятельности человека. Вторая категория выполняет такие основные функции:
- побуждение — человеческий мозг получает определенный импульс, побуждающий его к определенным действиям;
- направление — мотив определяет способ и сферу деятельности человека;
- смыслообразование — мотив наделяет человеческую деятельность значимостью, наделяет ее определенной идеей.
Как формируется мотив?
Потребности и мотивы поведения формируются в соответствии с определенным механизмом. Он состоит из трех блоков, а именно:
- Блок потребностей формируется на уровне сознания. В определенный момент человек начинает ощущать дискомфорт, связанный с отсутствием у него каких-либо материальных и нематериальных благ. Желание компенсировать этот недостаток становится причиной возникновения потребности.
- Внутренний блок — это своего рода нравственный фильтр, который включает в себя оценку ситуации, собственных возможностей, а также предпочтений. Учитывая все эти факторы, происходит корректировка потребностей.
- В основе целевого блока лежит предмет, который способен удовлетворить потребность. Таким образом, у человека появляется определенное представление о том, как он может добиться желаемого.
Распространенные мотивы
Потребности и мотивы человека достаточно многочисленны. Они формируются в зависимости от образа жизни, убеждений и прочих факторов. Так, к самым распространенным мотивам можно отнести следующие:
- убеждение — система идей и мировоззрений, которая побуждает человека поступать именно так, а не иначе;
- достижение — стремление к получению определенного результата, к действию на определенном уровне, обретению желаемого положения в профессии, семье или обществе;
- успех — мотив, побуждающий не только к достижению высот, но также и к предотвращению неудач (люди, руководствующиеся в своей деятельности данной категорией, предпочитают решать средние и сложные задачи);
- власть — способность реализовывать свою волю и желание вопреки сопротивлению со стороны окружающих (такие люди хотят доминировать над другими, используя при этом различные механизмы);
- аффилиация — подразумевает стремление к общению и взаимодействию с другими людьми, которые вызывают доверие и пользуются хорошей репутацией в деловых или общественных кругах;
- манипуляция — управление другими людьми с целью удовлетворения собственных интересов;
- помощь — самореализация путем бескорыстной заботы об окружающих, способность к жертвенности, обусловленная обостренным чувством ответственности;
- эмпатия — мотив, обусловленный сочувствием и сопереживанием.
Ключевые особенности мотивов
Потребности и мотивы личности характеризуются рядом специфических особенностей. Говоря о второй категории, следует отметить такие ключевые моменты:
- в процессе жизнедеятельности человека мотивы могут существенно изменяться;
- при сохранении одного и того же мотива на протяжении длительного периода времени, может возникнуть потребность в изменении способа деятельности;
- мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными;
- мотив, в отличие от цели, не имеет под собой какого-то предсказуемого результата;
- по мере развития личности некоторые мотивы становятся определяющими, формируя общую направленность поведения и деятельности;
- разные мотивы могут привести к формированию одной и той же потребности (и наоборот);
- мотив служит для придания направленного вектора психологической активности, которая вызвана возникновением потребности;
- мотив побуждает к тому, чтобы двигаться к достижению определенной цели или попытаться воздержаться от нее;
- в основе мотива могут лежать и положительные, и отрицательные эмоции.
Основные концепции мотивации
Потребности, мотивы и мотивация — это звенья одной цепи, которые во многом определяют деятельность человека. В соответствии с этим разработано множество концепций, которые были объединены в три основные группы. Так, теории мотивации могут быть следующими:
- Биологические побуждения. Если в организме присутствует какой-либо дисбаланс или недостаток чего-либо, он немедленно реагирует появлением биологического импульса. Как результат, человек получает импульс к действию.
- Оптимальная активация. Организм любого человека стремится поддерживать нормальный уровень активности. Это позволяет непрерывно и продуктивно работать над удовлетворением основных потребностей.
- Когнитивная концепция. В рамках подобных теорий мотивация рассматривается, как выбор формы поведения. В данном процессе активно участвует мыслительный аппарат.
Нарушения, вызванные нереализованными потребностями
Если потребность, мотив, интерес не были удовлетворены, это может привести к нарушениям деятельности ЦНС. Порой человеку удается за счет механизмов саморегуляции. Тем не менее если внутренних ресурсов оказывается недостаточно, могут возникнуть такие нервно-психические расстройства:
- Неврастенический конфликт — это противоречие между завышенными ожиданиями или потребностями и недостаточными ресурсами для их реализации. К таким проблемам предрасположены люди, которые не могут адекватно удовлетворить свои влечения и стремления. Для них свойственна повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, угнетенное настроение.
- Истерия, как правило, связана с неадекватной оценкой себя и окружающих. Как правило, человек считает себя лучше остальных. Также причиной может послужить противоречие между потребностями (например, моральными принципами и вынужденными действиями). Для истерии характерна болевая чувствительность, расстройства речи и нарушение двигательной функции.
- Невроз навязчивых состояний возникает у тех людей, чьи потребности и мотивы деятельности определены нечетко. Не зная, чего он хочет, человек становится раздражительным и быстро устает. Его могут мучить расстройства сна, навязчивые идеи и фобии.
Взаимодействие между целями, потребностями и мотивами
Многие исследователи считают, что мотив определяет потребность. Тем не менее делать какие-то однозначные заявления было бы неправильно, ведь точное взаимодействие между двумя этими категориями до сих пор не выяснено.
С одной стороны, потребность может вызвать у человека один или несколько мотивов. Тем не менее есть и другая сторона медали. Но и мотивы могут побуждать все новые потребности.
Огромный вклад в рассмотрение взаимосвязи между основными категориями внес Леонтьев А. Н.
Ему принадлежит разработка механизма сдвига мотива на цель. Также возможна обратная реакция. Так, цель, к которой человек стремится на протяжении длительного периода времени, непременно становится мотивом. И наоборот.
Если в жизни человека постоянно присутствует какой-то мотив, он может превратиться в основную цель.
📽️ Видео
Как понять чем тебе нужно заниматься? | Маргулан СейсембайСкачать
Учебный предмет "Технология", потребности человека и цели производственной деятельностиСкачать
Цели и потребностиСкачать
13 Потребность и мотивСкачать
2 ЗАДАНИЕ. Потребности и целиСкачать
Самооценка 4. Потребности и цели.Скачать
Аудиокнига. О потребностях реальных и мнимых, об отношении к болезни. Экхарт Толле. Читает NikOsho.Скачать
ПОТРЕБНОСТИ в основе МОТИВАЦИИ. Классификация ПОТРЕБНОСТЕЙСкачать
1 ЗАДАНИЕ. Потребности и целиСкачать
КАК ПОТРЕБНОСТИ ВЛИЯЮТ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЦЕЛЕЙСкачать
Потребности, желания, ценностиСкачать
Цели и потребностиСкачать
3 ЗАДАНИЕ. Потребности и целиСкачать
5 экспертных вопросов для выявления потребностей | Тренинг по продажамСкачать
Вы зависите от своих потребностей | Игорь ПогодинСкачать
Чем отличаются потребности от желаний?Скачать