Перцептивное общение

Перцептивное общение Полезно
Перцептивная сторона общения

Перцептивное общение

Может казаться, что в процессе общения люди обмениваются исключительно информацией – один задает вопрос, второй отвечает, и так постоянно.

Однако такое понимание коммуникации в корне неверно и не может быть полным. Для того, чтобы выразить это понятие более объемно, психологи ввели термин «перцептивная сторона общения».

Предлагаем его рассмотреть, опираясь на книгу Галины Михайловны Андреевой «Социальная психология».

Перцептивная сторона общения – это процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Это означает, что люди относятся друг к другу отнюдь не как к источникам информации – имеется еще с десяток факторов, по которым они оценивают собеседника как личность.

Почему же диалог нельзя рассматривать с точки зрения простого обмена информации? Этому есть несколько причин.

Во-первых, диалог нельзя рассматривать лишь как отправление информации одним человеком и прием ее другим, ведь когда человек произносит какую-либо фразу, он в первую очередь (скорее, подсознательно) ориентируется на мотивы, цели и установки собеседника.

В процессе диалога или взаимодействия происходит активный обмен информацией. Ведь люди не просто сухо обмениваются значениями, но при этом стремятся выработать общий смысл. Недостаточно просто принять информацию, ее еще надо осмыслить и понять. В какой-то мере диалог – это совместный процесс выработки понимания или решения.

Во-вторых, два справочных автомата, обмениваясь информацией, не могут повлиять друг на друга, в то время как живые люди – могут. Почти каждая фраза имеет своей целью каким-либо образом воздействовать на собеседника.

Соответственно, эффективность коммуникации определяется тем, насколько удалось это воздействие. В процессе диалога постоянно меняются типы отношений, чего точно не скажешь о справочных автоматах.

В-третьих, собеседники лишь тогда начнут влиять друг на друга, когда оба будут обладать единой системой кодификации и декодификации. Или просто – говорить на одном языке.

Для начала небольшая справка, которая пригодится в дальнейшем понимании: коммуникатор – это человек, отправляющий информацию, реципиент – принимающий ее.

Важно обладать единой системой кодификации и декодификации, как минимум потому, что в процессе разговора реципиент и коммуникатор постоянно меняются местами.

А это возможно лишь в том случае, если знаки и значения единиц информации понятны обоим участникам.

При этом фраза далеко не всегда равна прямому значению слов. К примеру, жена говорит мужу: «Я только что купила несколько лампочек», что тот должен интерпретировать как: «Иди и замени перегоревшие лампочки».

В-четвертых, при общении между людьми могут возникать коммуникативные барьеры. Они могут привести к искажению сообщения, поэтому вы рискуете потратить свое время  из-за того, что неправильно донесли информацию, вызвав путаницу и непонимание.

Примеры коммуникативных барьеров:

  • Использование жаргона: сложные, незнакомые или технические слова и термины.
  • Эмоциональные барьеры и табу. Некоторым людям сложно выразить свои мысли или воспринять их, поскольку определенные темы могут быть запрещены.
  • Отсутствие внимания, интереса или ценности для реципиента.
  • Различия в восприятии и точке зрения.
  • Физические недостатки, такие как проблемы слуха или речи.
  • Физические барьеры для невербального общения: невозможность увидеть и «считать» сигналы, жесты, позу и общий язык тела может сделать общение менее эффективным. Телефонные звонки, текстовые сообщения и другие методы коммуникации, основанные на технологиях, часто менее эффективны, чем общение лицом к лицу.
  • Языковые различия и трудности в понимании незнакомых акцентов.
  • Ожидания и предрассудки, которые могут привести к ложным предположениям и стереотипам. Люди часто слышат то, что хотят услышать, а не то, что им на самом деле говорят, поэтому приходят к неправильным выводам.
  • Культурные различия. Нормы социального взаимодействия в разных культурах сильно разнятся, так же как и выражения эмоций.
  • Различное миропонимание, мировоззрение, мироощущение.
  • Политические, социальные, религиозные и философские различия.

Проблема с коммуникативными барьерами еще и в том, что полностью их избежать не получится. То есть, прежде, чем ваше сообщение усвоится реципиентом, оно пройдет фильтрацию в его сознании на самых разных уровнях.

Содержание
  1. Как происходит передача сообщения?
  2. Модель коммуникационного процесса
  3. Как научиться эффективной коммуникации?
  4. Перцептивная сторона общения — функциональные особенности
  5. Понятие перцептивного общения
  6. Цели, задачи и функции
  7. Ошибки первого впечатления
  8. Механизмы социальной перцепции
  9. Особенности перцептивного общения: что включает в себя сторона, характеристика
  10. Функции и предназначение
  11. Неравенство
  12. Фактор привлекательности
  13. Фактор отношения
  14. Стереотипия
  15. Идентификация
  16. Эмпатия
  17. Аттракция
  18. Рефлексия
  19. Каузальная атрибуция
  20. Перцептивная сторона общения: что это такое
  21. Перцептивная сторона общения в психологии
  22. Функции социальной перцепции
  23. Перцептивный компонент
  24. Характеристика и особенности перцептивной стороны общения
  25. Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение
  26. Что такое перцептивная сторона общения?
  27. Примеры социальной перцепции
  28. Компоненты перцептивной стороны общения
  29. Практическая реализация перцепции
  30. Функции социальной перцепции
  31. Заключение
  32. 🎥 Видео

Как происходит передача сообщения?

Прежде всего, стоит сказать, что информация, которая исходит от собеседника, может быть двух типов:

  • Побудительная: выражается в просьбе, совете, приказе, то есть рассчитана на то, чтобы побудить кого-нибудь к действию. Это побуждение может быть активизацией, когда вы хотите, чтобы собеседник выполнил действие. Или интердикцией – когда вы хотите оградить человека от выполнения нежелательного действия.
  • Констатирующая: такое сообщение косвенно способствует выполнению какого-либо действия, однако не предполагает непосредственного изменения поведения. При этом интенсивность убеждения может сильно варьироваться: от нейтрального до очень эмоционального тона.

Однако так или иначе, коммуникатор использует речь. Она бывает вербальной и невербальной.

https://www.youtube.com/watch?v=dsCvZxZHKWg

Невербальная коммуникация – это взаимодействие между людьми без использования слов. Вербальная речь – это естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков.

Во время диалога коммуникатор кодирует информацию, а реципиент ее декодирует. Весь этот процесс можно пояснить на примере следующей цепочки:

(Коммуникатор): Интенция – Смысл – Кодирование – Текст (сообщение) – Декодирование: раскрытие смысла (Реципиент)

Прежде чем коммуникатор передаст сообщение, ему нужно осознать смысл, который он хочет донести, после чего кодировать эту информацию в словесные и невербальные сигналы.

Но как при этом коммуникатор удостоверится, что его сообщение воспринято правильно? Это случится, когда произойдет смена коммуникативных ролей, то есть коммуникатор станет реципиентом, а реципиент – коммуникатором.

Реципиент становится коммуникатором и при помощи своей речи дает понять, что уловил смысл сообщения. Диалог в этом смысле похож на пинг-понг, то есть смену ролей. Это можно представить следующим образом:

Сообщение коммуникатора – Обратная связь (интерпретация смысла) – Уточнение, дополнение – Приращение информации – Принятие или непринятие приращения – Обратная связь

Таким образом, роли постоянно меняются, чтобы коммуникатор удостоверился в том, что его сообщение собеседник понял правильно.

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

Дополненная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Как научиться эффективной коммуникации?

Существует множество способов и советов улучшить свои коммуникативные навыки, мы же предоставляем вам наиболее интересные и эффективные из них.

Всегда осознавайте контекст происходящего. Вам нужно понимать, какой формат у вашего диалога:

  • Социальное событие.
  • Формальный контакт на работе или в быту.
  • Случайная эпизодическая встреча.
  • Ассиметричная ситуация (в обучении, руководстве).
  • Игра.
  • Расслабленный неформальный диалог.

Исходя из контекста вам будет легче выбрать правильный стиль поведения.

Выберите правильный стиль поведения. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если вы неправильно «считаете» контекст, то коммуникация будет затруднена.

Вы наверняка видели со стороны как нелепо смотрится человек, который ведет себя неподобающе контексту и как тут же возводятся десятки барьеров между ним и остальными.

Считается, что есть три стиля поведения: гуманистический, манипулятивный и ритуальный.

Гуманистический – это стиль, который направлен на обоюдное изучение представлений партнеров, что приводит к возникновению эмпатии.

https://www.youtube.com/watch?v=01_TfJmmMnY

Манипулятивный – вы пытаетесь привить другому человеку свою точку зрения. Это всего лишь инструмент, который вы можете использовать как на благо, так и во вред.

Ритуальный стиль задается определенной культурой. В американском обществе принято отвечать «Прекрасно!» на вопрос «Как дела?».

Если вы верно разберетесь в контексте ситуации, а также сумеете выбрать правильный стиль поведения, то значительно повысите свои шансы на то, что ваше сообщение будет воспринято, как и задумывалось.

Используйте трансакционный анализ. Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» представляет свой оригинальный взгляд на транзакционный анализ – направление, которое предполагает регулирование действий собеседников при помощи регулирования их позиций. У Берна это Родитель («Надо!»), Взрослый («Хочу!» и «Надо!») и Ребенок («Хочу!»).

Вы будете эффективно общаться с людьми в том случае, если позиции совпадают. К примеру, если к вам обращается человек в роли Взрослого, а вы отвечаете ему тем же. Если же происходит взаимодействие Родитель – Взрослый или Родитель – Ребенок, цель разговора может быть не достигнута.

Желаем вам удачи!

Видео:Перцептивная сторона общенияСкачать

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения — функциональные особенности

Перцептивное общение

Отношения между людьми строятся по-разному: это может быть дружба, сотрудничество, соперничество, но все эти виды предусматривают общение между собой. Общение строится на вербальной и невербальной основе, состоит из трех компонентов: обмена информацией, взаимодействия, восприятия. О важности перцептивной стороны общения, пойдет речь в этой статье.

Понятие перцептивного общения

Слово «перцепция» пришло из латинского языка и означает «восприятие», которое в психологии подразумевает образ человека, формирующийся на основе оценки его другими людьми. От того, какие образы создаются в их сознании, зависит коммуникация.

Термин «перцептивное общение» ориентирован на умение строить контакт. Для этого понадобится не только талант рассказчика, но и умение чувствовать внутреннее состояние других людей, замечать едва уловимые телодвижения, говорящие лучше слов.

Внешние стороны поведения человека — материал для анализа и выстраивания определенного маршрута поведения. Здесь все взаимосвязано. Отслеживая жесты, мимику, интонацию, манеру говорить, собеседники составляют образы друг друга, вникают в мотивы действий. Составив образ, они настраиваются на его волну и стараются понять, какое впечатление производят друг на друга.

Чтобы общение развивалось в благоприятном направлении, важно не допустить ошибки в оценке собеседника и правильно выстроить линию поведения. Гибкость, готовность к изменениям – залог взаимовыгодного диалога.

Цели, задачи и функции

цель перцептивного общения – достижение взаимопонимания партнеров.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • составить содержание межличностного восприятия;
  • содействовать взаимопониманию;
  • обеспечить взаимное влияние собеседников.

Перцептивное общение строится по принципу отражения, что напоминает сценку из детского мультфильма о Крошке Еноте, который наблюдал за своим отражением в воде, оценивал его и делал выводы. Процесс коммуникации предполагает перцепцию следующих элементов:

  • собеседника;
  • самого себя;
  • контекста общения.

Ведя диалог, нужно предполагать, какие чувства вызывают слова, эмоции, выражение лица, интонации у собеседника. Восприятие проходит на социальном и межличностном уровнях общения.

Основная функция перцептивного общения заключается в достижении самого факта коммуникации, установлении взаимопонимания. Способность расположить к себе собеседника, понять его внутренний мир помогает внести гармонию в личную жизнь, правильно выстраивать отношения в деловой сфере.

Ошибки первого впечатления

К первой встрече люди готовятся особенно тщательно: от этого зависит, насколько продолжительным будет общение. При знакомстве сначала обращают внимание на внешность, потом на умение говорить.

https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI

Оценка внешности формировалась в человеке веками, но играет важную роль только на первых порах, «провожают» все-таки по уму. Основываясь только на внешней оценке, легко ошибиться, приписать партнеру несвойственные ему качества и неправильно построить коммуникативный контакт. Такое восприятие психологи считают искаженным, адекватное – вполне соответствует действительности.

На отражение другого человека влияют индивидуальные особенности личности, недостаточно развитые навыки общения, неумение замечать невербальные, телесные сигналы. Далеко не каждый после первого контакта в состоянии точно вспомнить рост, черты лица, одежду, голос, жесты собеседника, но то впечатление, которое испытал человек при знакомстве, запоминается надолго.

Личные качества субъекта влияют на его восприятие: одни замечают физические черты, другие обращают внимание на качества характера. Первое впечатление во многом зависит и от того, соответствует ли объект имеющемуся у субъекта идеалу красоты. Один и тот же человек вызывает симпатию и антипатию у разных людей.

На формирование первоначального мнения влияют установки и стереотипы. Если перед знакомством было сказано, что человек во всем ищет выгоду, то все его слова будут толковаться с этой точки зрения. Если есть мнение, что только аккуратные люди имеют высокий уровень интеллекта, то человека в грязных ботинках трудно будет воспринимать как интеллектуала.

Так проявляется эффект первого впечатления, когда все последующие исключаются. Его разрушает предупреждение не доверять первым ощущениям, так называемый эффект новизны. Дав себе однажды слово не решать ничего после первой встречи, человек начинает искать новые привлекательные черты в партнере.

Эффект края позволяет лучше запомнить все, что было в начале и в конце. Эффект ореола появляется, когда созданный образ мешает видеть реальные черты. Благодаря эффекту проецирования, субъект переносит свои качества на объект.

Когда не хватает информации о человеке, начинают делать свои предположения, приписывать ему чувства, мотивы, мысли на свое усмотрение. Такое явление получило название каузальной атрибуции.

При личностной атрибуции причины поступков приписываются тем, кто их совершил, при объективной – тому на кого направлено действие, при обстоятельственной – обстоятельствам. Себе субъект обычно приписывает заслуги, а в неудачах винит других и сложившиеся обстоятельства.

Первое впечатление может быть ошибочным, настоящую оценку личности дают только в ходе межличностного взаимодействия.

Механизмы социальной перцепции

Восприятие основывается на разных психологических механизмах.

В межгрупповом общении действуют такие механизмы, как превосходство, привлекательность. Для определения превосходства используют внешность, поведение, социальный статус. К внешним критериям относятся физические характеристики, одежда, вкус, аксессуары, машина, дом.

Особенности поведения раскрываются в действиях, поступках, эмоциональных реакциях, тембре голоса. Должность, дорогая машина, большой дом, уверенный голос, манеры выглядят привлекательно и вызывают уважение. При близком знакомстве эти качества могут потерять значимость, если человек внутренне непорядочен.

Для межличностного общения характерны идентификация, рефлексия, эмпатия, аттракция.

В процесс коммуникации включается по меньшей мере два активных субъекта. Сопоставление себя и другого участника диалога идет с двух сторон, что подразумевает идентификацию и рефлексию. Идентификация реализуется через рассуждение и сопереживание. Рефлексия достигается, когда приходит осознание того, что субъект понят другим участником диалога.

Механизм эмпатии – это правильное представление того, что происходит в душе другого человека, эмоциональный отклик на его чувства. Сопереживание и сочувствие заставляет смотреть на вещи со стороны партнера.

Аттракция – это умение нравиться, вызывать взаимную симпатию, что является ключевым фактором отношений. Она обуславливается эмоциональным состоянием: переживающий положительные эмоции, относится к окружающим доброжелательно.

Пространственная близость, потребность в признании способствуют взаимной симпатии. Физическая привлекательность при близком контакте проигрывает внутренней красоте. Аттракция проявляется, когда речь идет о любви и дружбе.

При общении людей из разных социальных слоев возникают противоречия, которые мешают решению общих задач. Владение механизмами перцептивного общения открывает многие двери. Оно позволит предсказать поведение собеседника, разработать стратегию своего поведения с разными людьми, чтобы достичь цели.

Видео:ЧТО ТАКОЕ ПЕРЦЕПЦИЯ?Скачать

ЧТО ТАКОЕ ПЕРЦЕПЦИЯ?

Особенности перцептивного общения: что включает в себя сторона, характеристика

Перцептивное общение

Перцепция в общении это – оценка людей на основе чувств, эмоций, их поступков и прогнозирование поведения партнера по взаимодействию. Последнее способствует созданию собственной стратегии в общении: близости, привязанности, которая может выражаться в дружбе, симпатии, любви или альтернативном восприятии (конфронтации, соперничестве, неприязни).

Общение как инструмент познания людей

Перцептивная сторона общения – эмоциональное восприятие и познание индивидуумов, социальных групп. Согласно высказываниям С. Л. Рубинштейна (2000), восприятие человека происходит за счет оценки внешних данных, их соотношения к личностным характеристикам, прогнозирования поступков. Возникающие в процессе общения впечатления определяют дальнейшее согласование действий.

Функции и предназначение

Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.

https://www.youtube.com/watch?v=KX62DbQBZgI

Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:

  • содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
  • процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).

Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).

Неравенство

Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.

Фактор привлекательности

Важным фактором выступает, нравится ли внешность собеседника. Под влиянием одного фактора идет переоценка или недооценка свойств партнера. При положительном восприятии внешних параметров высока вероятность восприятия человека как умную, интересную личность.

Искаженное восприятие собеседника

Фактор отношения

Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.

Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.

Стереотипия

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

Стереотипом принято считать краткий вариант представлений. Например, определенная ситуация неоднократно повторялась в жизни человека, полученный опыт дает установку на развитие дальнейших событий.

Люди могут выражать стереотипы тремя способами:

  1. Антропологическим приписыванием, ориентируясь на внешность.
  2. Социальными установками. Базу для размышлений могут обеспечивать профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических свойствах личности.
  3. Эмоционально эстетическими суждениями о психологических свойствах, поостренных на физиологической привлекательности. Например, симпатичных парней большинство девушек привыкло представлять как бабников, доверие многих девушек к симпатичным парням резко снижается.

Однобокое, ограниченное проявление стереотипов блокирует познание действительного положения дел, одновременно формирует традиции, устои и приметы.

Идентификация

В ходе общения люди сопоставляют себя с собеседниками, выявляя схожести и различия. Соответственно, определяют собственные особенности, возможности, ограничения. Познание внутреннего мира собеседника проходит через идентификацию – попытки поставить себя на место партнера. Идентифицируя личность, субъект усваивает поведение, запросы и привычки противоположной стороны.

Познание субъекта через сравнение

Эмпатия

Эмпатия в перцептивной стороне общения – это сочувствие, сопереживание (эмоциональный отклик на чужие проблемы, понимание внутреннего состояния партнера).

Отрицательное эмоциональное переживание (горе, тревожность, печаль) быстрее вызывает эмпатию, относительно положительного. Эмоциональная природа механизма проявляется больше в чувствах, нежели мыслях. Т.П.

Гаврилова, анализируя действующие определения эмпатии, выделяет 4 наиболее распространенных варианта:

  • чувствование события, объекта искусства, природы;
  • понимание потребностей;
  • разделение состояния;
  • характеристики психотерапевта.

Эмпатия может включать 3 формы проявления: непроизвольное воспроизведение эмоций партнера, сочувствие и переживание.

Аттракция

К аттракции принято относить субъективное восприятие собеседника под воздействием положительного отношения. В основе эмоциональной привязанности лежат общие взгляды, интересы или избирательное восприятие внешних характеристик, поведения, особенностей характера.

https://www.youtube.com/watch?v=lUxeVe5N92E

Аттракция играет особую роль в деловой психологии: ученые советуют выражать к клиентам положительное отношение даже при отсутствии симпатии, внешнее выражение доброжелательности создает эффект бумеранга: негатив сменится позитивом.

Рефлексия

Психологическая рефлексия – механизм самопознания, представление того, как выглядит индивид в глазах собеседника и воспринимается незнакомым человеком. В социальной рефлексии люди выбирают три позиции:

  • действительный образ;
  • индивидуальное восприятие самого себя;
  • представления партнера по общению.

Зачастую представление о собственном поведении, способе передачи данных не отвечает реальности, поскольку люди не имеют возможности наблюдать за собой со стороны. Просмотрев видеозапись, многие часто удивляются собственным движениям, смеху, манере общения.

Успех в общении будет максимальным при наличии совпадений между партнерами и, наоборот, неверные представления спровоцируют непонимание. Простым примером рефлексии является общение оратора с аудиторией: искаженное представление слушателей о восприятии артиста грозит провалом публичного выступления.

Схема самопознания

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция перцептивного общения – это процесс приписывания причин поведения при отсутствии информации о поступках, желании интерпретировать действия. Предполагать пояснение поступков приходится на основе ассоциаций из прошлого опыта или анализе собственных мотивов. Мера и степень навязывания мнимых причин могут состоять из двух показателей:

  • степени уникальности или типичности поступков;
  • социальной «желательностью».

В первом случае типичное восприятие предписано ролевыми образцами, легко поддающимися однозначным интерпретациям.

Уникальные действия позволяют выбрать различные интерпретации, открывая простор приписыванию причин и характеристик.

Под социально «желательным» подразумевается поведение, сопоставляемое с социальными и культурными нормами (успех, развитие, самореализация). Нарушение общепринятых установок расширяет диапазон толкований.

На характер атрибуции влияет участие в событиях индивида или наблюдение со стороны. Приписывания могут проявляться тремя формами:

  • личностной;
  • объектной;
  • обстоятельственной.

Фундаментальные ошибки чаще присущи наблюдателям в ситуации, где могут использоваться личностные атрибуции, участникам при обстоятельственных факторах. Тип приписываемых причин зависит от успеха и неудачи: участники «винят» в неудачах обстоятельства, а наблюдатели – исполнителя. Для успеха – наоборот.

Общение невозможно свести к простому обмену информацией. Важно получить обратную связь. Отдельные элементы физического облика (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонация людей служат носителем сведений, заслуживающих внимания при общении.

Приписывание причин из-за недостатка информации

Ключевые сигналы обратной связи поступают от лица собеседника или слушателя. Достаточно полное представление о восприятии субъекта может заключаться в оценке поступков. При межличностном взаимодействии важно оставаться открытым, искренним, интересоваться реакцией посторонних на поступки в определенных ситуациях, учитывать их последствия.

Как правильно разговаривать с мужчиной: психология общения с парнем

Видео:Лекция 6, Перцептивная сторона общения, Андреева Г.М.Скачать

Лекция 6, Перцептивная сторона общения, Андреева Г.М.

Перцептивная сторона общения: что это такое

Перцептивное общение

Перцептивная сторона общения – это форма диалога, которая подразумевает создание полного взаимопонимания между собеседниками.

Этого говорит о том, что человек должен понимать цели, мотивы и установки своего собеседника, разделять их и принимать его мировоззрение.

Подобное взаимодействие приводит к построению правильных межличностных отношений, в основе которых является восприятие одной личности другим индивидом. Давайте ознакомимся с функциями перцептивной стороны общения более подробно.

Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.)

Видео:Социальная перцепцияСкачать

Социальная перцепция

Перцептивная сторона общения в психологии

Перцептивное общение

Определение 1

Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» ‒ восприятие) ‒ процесс, появляющийся при взаимодействии людей на основании естественного общения и проходящий в форме понимания и восприятия человека человеком.

Определение 2

Перцепция ‒ это отображение индивидом на когнитивном уровне тех явлений и объектов, с которыми он встречается.

С точки зрения психологии под перцептивной стороной общения рассматривается восприятие другого индивида, осознание качеств другой личности.

https://www.youtube.com/watch?v=bNvezRxfFB8

Восприятие собеседника может совершаться через представление его установок, целей, взглядов и мотивов. В данном случае совершается развитие объективной оценки другой личности, качества которой не перекликаются с особенностями самого познающего субъекта.

С другой стороны, в ходе восприятия собеседника может совершаться не только его понимание, но и принятие. В данном случае все установки и ценности разделяются, согласовываются людьми.

Когда совершается такое принятие, появляются близкие межличностные отношения разного уровня: привязанность, дружба, любовь и т.д.

С помощью перцептивной стороны общения мы «читаем» другого человека. От уровня точности тех заключений, к которым мы приходим, зависит эффективность коммуникации с индивидом. Неверное прочтение личности собеседника может спровоцировать недопонимание, конфликтную ситуацию.

Все три стороны процесса общения могут легко сочетаться друг с другом.

Поверхностные взаимодействия между посторонними людьми, которые продолжаются непродолжительное время, как правило, представлены только интерактивной или коммуникативной стороной либо их сочетанием.

Функции социальной перцепции

Определение 3

Социальная перцепция ‒ это сложный процесс, во время которого происходит процесс понимания, оценивания людьми объектов социального окружения (людей, общностей, групп).

Вследствие такого процесса в сознании индивида складываются определенные устойчивые образы.

Рассмотрим кратко основные функции перцепции:

  1. Познание себя. Осознание себя через другие объекты. Как раз во время социального взаимодействия человек приобретает информацию о самом себе, пищу для рассуждений. Часто восприятие личности собеседника может помочь установить те характерные ему аспекты, которые обретают отзыв в своем сознании. В результате человек обнаруживает собственные скрытые сомнения, потребности, желания,
  2. Познание партнера. Узнать человека, понять его убеждения и взгляды можно исключительно с помощью коммуникации на перцептивном уровне. Это единственный способ приобретения правдивой информации о ком-либо.
  3. Организация совместной деятельности. Принятие и понимание субъектами социальных отношений друг друга считается основанием последующего выстраивания совместной деятельности. Отчетливое осознание мотивов, ценностей и установок партнера дает возможность сформировать модель действенного взаимодействия с ним. Если речь идет не о взаимодействии индивидов между собой, а о взаимоотношениях в группе, то роль социальной перцепции лишь увеличивается. Совместная деятельность членов группы делается успешной исключительно в том случае, когда все они способны понять или принять установки друг друга.
  4. Формирование взаимопонимания. В ходе общения люди добиваются взаимопонимания, которое считается консолидирующим условием любых социальных отношений (романтических, семейных, деловых и т.д.).
  5. Становление эмоциональных взаимоотношений. Человек представляется существом эмоциональным, потому любое социальное взаимодействие инициирует у него определенные эмоции. Когда люди контактируют, у них складываются определенные отношения на эмоциональном уровне: симпатия, вражда, непризнание, радость и т.д.

Перцептивный компонент

Представленный элемент дает возможность грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника.

На основании приобретенной информации делается заключение об отличительных чертах личности, факторах поступков.

Без перцепции коммуникации были бы довольно нерезультативными и поверхностными. Человек воспринимал бы лишь «внешнюю картинку» ‒ образ оппонента и его слова.

Реальные мысли, поведенческие мотивы, скрытые переживания и многое другое могло быть просто не замечено. Как раз благодаря социальной перцепции возникает возможность верного восприятия окружающих объектов, выстраивания успешного взаимодействия с ними.

https://www.youtube.com/watch?v=AeVZOlC_7K4

В полной мере этот элемент имеет место быть, когда человек освобожден от стереотипов, прежде сформированных убеждений и установок. Они препятствуют объективному оцениванию партнера и сформировывают некоторый образ в сознании, который зачастую далек от действительности.

Также важно не торопиться с заключением и дать себе время на формирование достоверной оценки собеседника. Часто люди делают ложные выводы о собеседнике, с которым не было выстроено длительного общения.

Адекватно дать оценку личности человека можно только вследствие получения полной информации о нем, наблюдения за ним в различных ситуациях повседневной жизни.

Замечание 1

Перцептивный компонент дает возможность изменить уже сформировавшееся мнение об индивиде.

Такая возможность отказаться от первичной оценки, возникает вследствие принятия и понимания тех черт собеседника, которые отмечаются у него в данный момент времени.

Характеристика и особенности перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона содержит следующие значительные процессы:

  • восприятие физических характеристик субъекта;
  • оценка невербальных сигналов, которые поступают от оппонента (жесты, мимика, взгляд);
  • восприятие поступающей вербальной информации в ходе беседы;
  • наблюдение за поведенческими проявлениями;
  • составление на основании приобретенных сведений представлений о намерениях, способностях, убеждениях, эмоциях собеседника;
  • формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • формирование эффективного взаимодействия (или отсутствие подобной возможности).

Замечание 2

Чем выше сформированы перцептивные навыки у личности, тем легче ей создавать коммуникационные процессы с другими членами общества, социальными общностями и группами.

Понимание соответствующих особенностей субъектов общения дает возможность эффективно формировать взаимодействие с ними, избегать появления недопонимания, конфликтных ситуаций.

К особенностям данного процесса необходимо отнести существенное влияние на него возрастного, профессионального, полового, эмоционального, психологического факторов.

Итак, перцептивная сторона общения играет большую роль в процессе взаимодействия людей друг с другом. Умение воспринимать внутренний мир собеседника дает возможность определить его убеждения и спрогнозировать поведение.

Видео:Лекция 5, Интерактивная и перцептивная стороны общения, Андреева Г.М.Скачать

Лекция 5, Интерактивная и перцептивная стороны общения, Андреева Г.М.

Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение

Перцептивное общение

Перцептивная сторона общения – фундамент коммуникации между индивидами.

С ее помощью люди могут «читать» своих собеседников, предсказывать их поведение в определенных ситуациях, находить к ним подход с целью выстраивания эффективной коммуникации.

Если человек неправильно интерпретирует информацию, полученную в ходе оценки поведения и слов собеседника, то это может привести к возникновению недопонимания или конфликта.

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцептивная сторона общения (от лат.

perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух.

Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции.

Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми.

С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

https://www.youtube.com/watch?v=EfYAcw2uKms

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Компоненты перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

  • Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
  • Наблюдение за поведенческими установками;
  • Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
  • Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • Создание эффективной и прочной коммуникации.

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Функции социальной перцепции

Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

  • Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
  • Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
  • Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя. В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
  • Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
  • Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.

Заключение

Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.

https://www.youtube.com/watch?v=ro0TBIBJryg

Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.

🎥 Видео

2) Виды сторон общение коммуникативная, интерактивная и перцептивнаяСкачать

2) Виды сторон общение коммуникативная, интерактивная и перцептивная

06 Перцептивное общениеСкачать

06 Перцептивное общение

Факультатив "Психология общения". Тема 1. "Перцептивная сторона общения". ч.1.Скачать

Факультатив "Психология общения". Тема 1. "Перцептивная сторона общения". ч.1.

Коммуникативная сторона общенияСкачать

Коммуникативная сторона общения

Социальная перцепцияСкачать

Социальная перцепция

Перцептивная функция делового общенияСкачать

Перцептивная функция делового общения

перцептивная сторона общения 1Скачать

перцептивная сторона общения 1

Психология. Перцептивное общение (лекция)Скачать

Психология. Перцептивное общение (лекция)

перцептивная сторона общения 2Скачать

перцептивная сторона общения 2

Интервью: Как перцептивные технологии помогают в жизни мужчин?Скачать

Интервью: Как перцептивные технологии помогают в жизни мужчин?

Психология общения 1.1. Структура общенияСкачать

Психология общения 1.1. Структура общения
Поделиться или сохранить к себе: