Общение для подростков

Общение для подростков Статьи по психологии
Тренинг общения для подростков

Общение для подростков

Идёт запись в психологическую группу «Искусство общения» для ребят от 10 до 20 лет. Группы формируются по возрастам. Развитие навыков общения, уверенности, эмоциональной сферы.

Коммуникативные тренинги общения для подростков приобретают все большую популярность. Это связано с несколькими важными аспектами:

  1. Самое главное в подростковом возрасте – общение. Для подростка самым главным является именно общение со сверстниками. Поэтому формирование навыков коммуникации и среды и благоприятной среды для общения – является одной из важнейших задач в подростковом возрасте.
  2. Значительное время, которое современные подростки тратят на онлайн общение в ущерб очному общению. Это приводит к понижению уровня социализации и плохо развитому эмоциональному интеллекту, отсутствию умения выстраивать длительные отношения.
  3.  Низкая психологическая грамотность. В современной системе образования отсутствуют учебные предметы, на которых подростки могли бы научиться эффективному общению, предотвращению конфликтов, выстраиванию длительных отношений, пониманию себя и своих ценностей.

Таким образом, в переходном возрасте подросток встречается с целым рядом вопросов и задач: как найти друзей, какие мои цели и ценности,  какой я, как научиться общаться, как стать уверенным в себе?

Поэтому социально-психологический тренинг общения для подростков (а также тренинг личностного роста) являются крайне полезной и эффективной формой как развития навыков общения, так и формирования самосознания, понимания себя, своих ценностей.

В некотором роде, такие тренинги для подростков (психологические группы) являются просто незаменимыми, так как зачастую это единственное (или одно из немногих) мест, где подросток может поделиться своими переживаниями, получить поддержку и понимание, задать интересующие вопросы на тему собственного психологического развития.

Содержание
  1. Основные концепции тренинговой работы с подростками
  2. Основными темами тренинга общения для подростков могут быть:
  3. Тренинг уверенности для подростков
  4. Тренинг личностного роста для подростков
  5. Основными темами тренинга личностного роста для подростков могут быть:
  6. Психологическая группа для подростков
  7. Рассмотрим этапы тренинга для подростков подробнее
  8. Рассмотрим данную схему на конкретном примере
  9. Формы проведения тренинговых упражнений
  10. Если вы хотите оперативно узнавать о новых тренингах, группах и других мероприятиях, а так получать интересные материалы о психологии детей и подростков, пожалуйста, подпишитесь на нашу рассылку
  11. Советы подросткам. Как правильно общаться?
  12. Формы общения со сверстниками противоположного пола
  13. Романтические отношения
  14. Рекомендации от психолога подросткам. Общение с товарищами
  15. Особенности общения подростков со сверстниками и родителями
  16. Отношения со сверстниками и дружба
  17. Отношения между мальчиками и девочками
  18. Особенности общения с взрослыми
  19. Как вести активную социальную жизнь и быть полноценным членом общества? Учим подростка дружить и общаться
  20. Сначала подростку нужно вновь начать общаться с прежними друзьями
  21. Порекомендуйте подростку познакомиться с ребенком соседей
  22. Тинейджеру нужно проявлять дружелюбие по отношению к людям, с которыми он учится
  23. Друзей можно искать даже в интернете
  24. Подростку необходимо вступить в какую-либо секцию
  25. Друзей можно найти на работе
  26. Посоветуйте чаду посещать различные мероприятия
  27. Тинейджеру нужно дружелюбно здороваться 
  28. Когда тинейджер знакомится, он должен запоминать имена
  29. Подростку нужно использовать правильный язык тела
  30. Во время диалога с малоизвестным человеком, подростку нужно узнавать его личность
  31. Тинейджер должен задавать собеседнику ответные вопросы 
  32. Тинейджеру необходимо сфокусироваться на вещах, которые объединяют его и собеседника
  33. Подростку нужно предложить своему другу повеселиться
  34. Как поддерживать активность в обществе?
  35. 🔍 Видео

Основные концепции тренинговой работы с подростками

В данной подходе тренинг представляет собой систему передачи знаний и отработки навыков, полученных на основе этих знаний. В таком виде тренинг общения представляет собой чисто навыковый инструмент обучения.

Например, ведущий тренинга общения для подростков рассказывает участникам о правилах эффективного и бесконфликтного общения, приемах и методах ведения дискуссии: техника «я-высказывание», открытые и закрытые вопросы, приемы активного слушания и т.д.

После этого участникам предлагается перевести полученные знания — в навыки, путем отработки с использованием различных заданий: моделирование типичных ситуаций, отработка в парах и т.д. Благодаря такому подходу у подростка появляется возможность тренировки полезных психологических навыков  в безопасной среде.

Основными темами тренинга общения для подростков могут быть:

  • Вербальное и невербальное общение
  • Признаки уверенного поведения
  • Отличия уверенного, неуверенного и агрессивного стилей поведения
  • Как правильно вести дискуссию
  • Как эффективно выражать свои эмоции
  • Как говорить комплименты
  • Конфликт и способы его предотвращения
  • Как знакомиться
  • О чем говорить со сверстниками
  • Элементы ораторского мастерства

Особенность такого подхода заключается в том, что у подростка УЖЕ должен быть определенный уровень общительности и уверенности. Иначе все техники и приемы просто не будут работать, так как подросток сам по себе не уверен и просто не сможет применить полученные знания на практике. Это может приводить к ситуации, когда неуверенный подросток с низкой самооценкой идет на такой тренинг развития навыков, а результата нет или он даже отрицательный. Если же подросток уже имеет базовый уровень общительности, в целом уверен в себе — то такие навыки будут ему очень полезны.

Тренинг уверенности для подростков

Развитие уверенности у подростков – это не просто навык, это набор качеств, которые формируются в результате комплекса факторов: формирование соответствующей среды общения, поддержка родителей и родственников, хорошие отношения со сверстниками, друзьями, отсутствие опыта буллинга, травли, развитые навыки коммуникации. Поэтому тренинг уверенности для подростков включает в себя не только элементы тренинговой работы по отработке коммуникативных навыков, но и элементы самопознания. Также большую значимость приобретает взаимодействие с родителями, изменение контекста общения вне тренинга.

Курсы уверенности для подростков могут быть эффективны именно при длительной психологической работе. В идеале такая работа может сочетать групповой формат (тренинг) и индивидуальный формат (консультации психолога).

Самое главное в тренинге уверенности для подростков – создание безопасной, поддерживающей атмосферы во время групповой работы. Такая безопасная атмосфера будет способствовать раскрытию и постепенному формированию уверенности.

Идёт запись в психологическую группу «Искусство общения» для ребят от 10 до 20 лет. Группы формируются по возрастам. Развитие навыков общения, уверенности, эмоциональной сферы.

  • Что такое уверенность
  • Как развить уверенность
  • Как понимать свои чувства и эмоции
  • Почему страшно проявлять себя
  • С кем мне комфортно общаться
  • Навыки уверенного человека

Специфика тренинга уверенности заключается в том, что это не столько навыковый тренинг, сколько длительная работа по работе с самооценкой, самоощущению в коллективе, принятию себя.

Тренинг личностного роста для подростков

Тренинг личностного роста для подростков направлен в первую очередь на познание себя, своего внутреннего мира, своих эмоций и чувств в контексте отношений, понимание своего места в мире, своих ценностей и приоритетов. Это очень актуально для подросткового возраста. Ведь именно в этот период подросток задается многими экзистенциальными вопросами, пытается осознать свое место в жизни, понять себя.

Тренинг личностного роста для подростков подразумевает высокую степень открытости и искренности участников, поэтому в данном формате особую значимость приобретают атмосфера безопасности, принятия и открытости.

https://www.youtube.com/watch?v=Eh3vuI2rt8I

Только в безопасной, теплой, принимающей атмосфере у подростков есть возможность приоткрыть себя окружающим, участникам группы и встать на путь познания себя. Умение формировать такую атмосферу – признак высокого профессионализма ведущего. Для формирования такой атмосферы требуется время и профессионализм ведущего.

Основными темами тренинга личностного роста для подростков могут быть:

  • Мой внутренний мир: какой он
  • Что для меня важно в жизни и в людях
  • Мои цели
  • Мои ценности
  • Качества, которые мне в себе нравятся и не нравятся
  • Мои страхи
  • Мои ресурсы и помощники

Специфика тренинга личностного роста для подростков заключается в длительной работе, когда создается безопасная среда, в которой подросток может раскрыться, поделиться своими чувствами, задать интересующие вопросы.

Психологическая группа для подростков

Ключевое отличие психологической группа для подростков от тренинга для подростков – это акцент на том, что происходит с участниками группы, на их эмоциях, переживаниях и желаниях, жизненных событиях и эмоциях с связанными с этими событиями.

Как правило, психологическая группа для подростков менее структурирована, в ней больше свободы для участников и меньше упражнений; больше разговоров и меньше двигательной активности.

Такой формат групповой психологической работы подразумевает уже определенный уровень самоконтроля и осознанности, поэтому психологическая группа для подростков подходит для возраста от 14 лет и старше.

Данный формат может показаться, на первый взгляд, менее интересным за счет меньшего количества упражнений и активностей. Однако психологическая группа для подростков – это прообраз взрослой терапевтической группы.

Такие группы характеризуются очень высокой степенью открытости, принятия, поддержки, доверия. За счет такого уровня открытости и глубины на группе может проявляться более широкий спектр чувств и эмоций: теплота, агрессия, боль, чувство вины, открытость и т.д. Поэтому вести такую группу сложнее.

Обычно ведущий такой группы – профессиональный психолог, психотерапевт с большим стажем.

Специфика психологической группы для подростков — акцент на том, что происходит с участниками в их жизни и в моменте «здесь и сейчас» на группе. Психологическая группа априори — это длительная и основательная работа.

Идёт запись в психологическую группу «Искусство общения» для ребят от 10 до 20 лет. Группы формируются по возрастам. Развитие навыков общения, уверенности, эмоциональной сферы.

Классическое тренинговой занятие с подростками (да и не только с ними), в котором мы хотим выработать определенные навыки строится по следующей схеме (обучающий цикл Колба):

  1. Личный опыт
  2. Осмысление опыта
  3. Теоретическая концепция
  4. Применение на практике

Рассмотрим этапы тренинга для подростков подробнее

  1. Личный опыт. Получение личного опыта проблематизирует участников тренинга. Это очень важный этап. Именно проблематизация показывает необходимость получения знаний.

    Благодаря проблематизации участник тренинга понимает, что у него есть зона роста, что не все получается сразу и необходимо получиться дополнительные знания и навыки, чтобы успешно решить поставленную задачу

  2. Осмысление опыта.

     В результате осмысления полученного опыта, совместного обсуждения с участниками тренинга появляется понимание необходимости иного способа поведения.

  3. Теоретическая концепция.

     На этом этапе ведущий тренинга предоставляет информацию, знания, которые способны помочь участнику в решение сложной ситуации

  4. Применение на практике. В соответствии с новыми полученными знаниями, участник тренинга успешно (или с ошибками) решает проблемную ситуацию.

Рассмотрим данную схему на конкретном примере

Ведущий тренинга неконфликтного поведения предлагает рассмотреть следующую ситуацию: «Вы договорились с товарищем встретиться и пойти на прогулку, он опоздал на 20 минут. Ваши действия?». Ведущий предлагает двум участникам разыграть сценку, где один будет опоздавшим, а другой – ожидающим.

Этап 1. Личный опыт — участники разыгрывают сценку, ожидающий каким-либо образом реагирует на опоздание товарища. Обычно возмущенный товарищ начинает обвинять опоздавшего в эгоизме и безответственности. Сценка доходит до логического завершения.

Этап 2. Осмысление опыта — участники подросткового тренинга обсуждают ситуацию, поведение каждого участника, какой результат получился, удалось ли сохранить отношения.

Этап 3. Теоретическая концепция — ведущий тренинга предлагает технологию для эффективного решения подобных ситуаций. Рассказывает о технологии «Я-высказывания». Описывает этапы, результат и особенности данной техники.

Этап 4. Применение на практике — на основе полученной информации участники тренинга снова пытаются решить конфликтную ситуацию, но уже с учетом полученных теоретических знаний.

https://www.youtube.com/watch?v=cWBe5hUJP8w

Вся группа обсуждает. Как изменилось поведение участников конфликта, какой получился результат и как на него повлияло использование техники «Я-высказывание».

Таким образом, зная технологию проведения тренинга, возможно разрабатывать тренинг общения, уверенного поведения для подростков с учетом этих знаний.

Формы проведения тренинговых упражнений

В процессе тренинг и психологической группы для подростков используются совершенно разные методы и формы. Разнообразие форм групповой работы делает занятия интересными.

Вот только некоторые формы групповой работы:

  • рисунок
  • общение в парах
  • коллаж
  • динамические упражнения
  • активные игры
  • ролевые и деловые игры
  • метафорические карты
  • работа в мини-группа
  • написание письма
  • разыгрывание сценок
  • и многое другое

Разнообразие форм не позволяет заскучать участникам тренинга!

В нашем Центре мы стараемся сочетать элементы тренинга уверенного поведения и психологической группы для подростков. С одной стороны, на наших тренингах для подростков присутствуют различные упражнения и задания —  в парах, в мини-группах.

С другой – ведущие часто делают акцент на эмоциональной составляющей занятий, на том, что происходит с каждым участником здесь и сейчас.

Такое соединение рождает уникальный формат, когда есть и активные задания, и возможность поделиться значимым жизненным опытом и переживаниями. Безусловно, это требует высокого уровня профессионализма от ведущего такой группы.

Именно поэтому все психологи СПП «Эмпатия» не только имеют высшее психологическое образование, но и повышение квалификации по одной или нескольким терапевтическим модальностям.

Наши занятия находятся на стыке тренинга общения для подростков, психологической группы и тренинга личностного роста.

Более подробную информацию о психологической группе для подростков «Искусство общения» вы можете узнать по этой ссылке: психологическая группа для подростков «Искусство общения».

Базовая группа. Помогает лучше понять себя и окружающих. Развиваем уверенность и навыки общения, умение выстраивать отношения и говорить о своих чувствах.ПодробнееБазовая группа. Помогает лучше понять себя и окружающих. Развиваем уверенность и навыки общения, умение выстраивать отношения и говорить о своих чувствах.Подробнее Эффективная программа выбора будущей профессииПодробнееЭффективная программа выбора будущей профессииПодробнее Учимся эффективно управлять своим временем, ставить цели и планировать.ПодробнееУчимся эффективно управлять своим временем, ставить цели и планировать.Подробнее Красивая, грамотная, убедительная речь нужна везде — в школе, в институте, на работе в личном общении.ПодробнееКрасивая, грамотная, убедительная речь нужна везде — в школе, в институте, на работе в личном общении.Подробнее

Если вы хотите оперативно узнавать о новых тренингах, группах и других мероприятиях, а так получать интересные материалы о психологии детей и подростков, пожалуйста, подпишитесь на нашу рассылку

Информация, размещенная на сайте, носит исключительно информационно-рекламный характер и не является офертой или публичной офертой в соответствии со ст. 435 и п.2 ст. 437 ГК РФ

2004-2021 СПП «Эмпатия» — комплексное психологическое сопровождение подросткового возраста. Все права защищены. 8-495-507-94-77, info@empatia.ru

Меню

Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Советы подросткам. Как правильно общаться?

Общение для подростков

Проявляющееся в подростковом возрасте чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействия. Этому, естественно, способствуют бурное телесное (физическое) развитие и, следовательно, идентификация подростка со взрослыми.

Отмеченные факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. В этой связи подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие.

С этим, прежде всего, связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя и др. соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина».

Особое значение в этой же связи придается личной привлекательности — это имеет первостепенное значение в глазах сверстников. Диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут служить источником переживаний.

Так, в физическом развитии девочки опережают мальчиков, они могут быть крупнее и выше. Девочка, опережающая других в росте, может переживать это как неполноценность. Низкий рост у мальчиков вызывает аналогичные чувства.

Особенно тяжело переживаются рост, полнота, худоба и др.

Формы общения со сверстниками противоположного пола

Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется сначала в неадекватных формах.

Так, для мальчиков характерны такие формы обращения на себя внимания, как «задирание», приставание и даже болезненные действия.

Девочки обычно осознают причины таких действий и серьезно не обижаются, в свою очередь, демонстрируя, что не замечают, игнорируют мальчиков. В целом мальчики также с интуитивным вниманием относятся к этим проявлениям девочек.

https://www.youtube.com/watch?v=6gVONXc9U-A

Позднее отношения усложняются. Исчезает непосредственность в общении. Часто это выражается либо в демонстрации безразличного отношения к другому полу, либо в стеснительности при общении.

В то же время отроки испытывают чувство напряжения от смутного чувства влюбленности к представителям противоположного пола. Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится.

У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц.

Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки того и другого пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.

Интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации.

Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще.

Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

Романтические отношения

Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой.

Стремление нравиться становится одним из значимых стремлений. Взгляд обретает особую цену: «Он на меня так смотрит! Я ему нравлюсь!» Взаимные взгляды и улыбки уже ко многому обязывают. Это как бы немой обет к предпочтению другим.

Другой становится предметом неотступного внимания, что побуждает его к ответному поведению в таком же духе. Если ответных взглядов нет, то подросток сильно и остро страдает.

У девочек переживания прорываются в слезы и отчаянные возгласы: «Он меня не любит!»

Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.

Именно в эту пору многие отроки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают писать дневник, стихи и т.д.

Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий.

Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.

Отроческая влюбленность может, конечно, оказаться истинной любовью. Но такие случаи редки — они не правило, а исключение. Обычно отрок страдает от любви, слезы накатываются на его глаза.

Многие отроки не переживают открыто и экспрессивно своих чувств.

Однако и они мечтают о ком-то прекрасном, а найдя в толпе сверстников симпатию, открыто не смотрят в глаза другому, милому, а лишь тайно посматривают в моменты, когда, как им кажется, никто не наблюдает за ними.

Безмолвные воздыхатели любят столь же кратко, как и их более открытые сверстники. Иногда подросток больше любит свою мечту о другом, чем его самого.

https://www.youtube.com/watch?v=GP5hYC4K718

Первые чувства оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и образ сердечной склонности, давно растворившийся в перипетиях реальной жизни.

Рекомендации от психолога подросткам. Общение с товарищами

1) Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

2) Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.

3) Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

4) Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем достоинства.

5) Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.

6) Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

7) Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

8) Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.

9) Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь. Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.

раздел психологарекомендации подросткам

Видео:Вот почему подростком быть трудно. Всё дело в мозге / #ТЕДсаммариСкачать

Вот почему подростком быть трудно. Всё дело в мозге / #ТЕДсаммари

Особенности общения подростков со сверстниками и родителями

Общение для подростков

Подросток продолжает оставаться школьником, и учеба сохраняет свою актуальность. Но в психологическом отношении она отступает на второй план. На первый план выходит общение со сверстниками и достижение автономии.

Подросток спешит освободиться от родительской опеки и контроля, заменив их на доверительные, эмоционально окрашенные отношения с друзьями. Возникает потребность в тесных дружеских связях, позволяющих делиться своими переживаниями, тревогами, трудностями, сокровенными мыслями, планами и мечтами.

Подростку необходимы близкие друзья, на которых можно положиться, которые выслушают, поймут и посочувствуют.

В начале подросткового возраста, общение и «социальное экспериментирование» с другими людьми (поиск новых друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний), выделяется в относительно самостоятельную область жизни. потребность периода, найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников.

Отношения со сверстниками и дружба

Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:

  1. Близкие дружеские отношения обеспечивают возможность для исследования своего «Я» и развития глубокого понимания другого человека. Открытые, искренние отношения с друзьями способствуют развитию чувствительности к потребностям и желаниям, к сильным и слабым сторонам друг друга. Подростки лучше узнают самих себя и своих друзей. Этот процесс способствует развитию и формированию идентичности.
  2. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром. Подростки, которые в 12–14 лет были ориентированы преимущественно на учебу, семью и мир взрослых, отказываясь от общения со сверстниками, в более старшем возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Продолжительное, эмоционально насыщенное общение, подготавливает подростков и к любовным отношениям. Помогает в дальнейшем устанавливать романтические отношения и разрешать возникающие в них проблемы.
  3. Дружеские отношения помогают справиться со стрессами повседневной жизни. Друзья и приятели придают подростку сил и уверенности в себе, помогают в решении внутренних и межличностных проблем. В результате тревога и чувство одиночества снижаются, а самооценка и уверенность растет.

Не секрет что влияние дружбы на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей. Так агрессивные друзья поощряют друг друга к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и антисоциальным поступкам. Тогда как здоровое соперничество среди друзей, например в математическом кружке или спорте, способствует развитию полезных качеств.

https://www.youtube.com/watch?v=gSccrABVtmI

К началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление подростков быть в группе сверстников ради общения.

Группа создает особое переживание — «чувство Мы», которое играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу.

Главные цели подростка: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании.

Отсюда и реакция конформности — стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую одежду, иметь одинаковые увлечения, слушать ту же музыку, смотреть те же сериалы, разговаривать на принятом в группе сленге и т. п. С возрастом подростки становятся более разборчивыми в дружбе, и к концу подросткового возраста происходит снижение числа близких друзей. Отношения с близкими друзьями становятся интимно-доверительными, т.е. более глубокими и устойчивыми, чем раньше.

Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся их образования. Сверстники же более влиятельны на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей.

Согласно исследованиям, подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.

Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы.

Этот человек может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет.

Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.

Отношения между мальчиками и девочками

Отдельно стоит выделить отношения между мальчиками и девочками. У подростков возникает интерес, вначале они наблюдают друг за другом, и практически не общаются между собой.

Часто первые попытки у мальчика привлечь к себе внимание проявляются в форме поддразнивания девочки (дернуть за косичку, спрятать учебники). Реакции девочек вполне традиционны и предсказуемы: визги, жалобы и т.п.

Однако мотивы таких действий, девочки часто понимают правильно и не обижаются всерьез.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: возникают разнополые компании, проявляются желания нравиться другому полу, возникают привязанности и симпатии, которые могут быть очень эмоциональными и занимать важное место в жизни подростка. Образование смешанных по полу компаний способствует тому, чтобы мальчики и девочки смогли лучше узнать друг друга, попробовали и усвоили модели взаимоотношений между собой.

Некоторые юноши и девушки образуют пары, в которых отношения приобретают характер привязанности и влюбленности. На ранних этапах эти отношения могут быть скрытными или не взаимными: подростки так и не решаются сказать о своих чувствах тому, в кого влюблены, предпочитая переживать осуществление надежды в мечтах и фантазиях.

Часто подросток любит больше придуманный образ «другого», свою мечту, нежели реального человека. В настоящее время средний возраст вступления в отношения с противоположным полом снижается.

Такая тенденция объясняется более ранним наступлением половой зрелости, изменениями социальных традиций, воздействием моделей поведения, пропагандируемых медиа и социальными сетями, а также стремлением самих подростков поскорее стать взрослыми.

Особенности общения с взрослыми

В подростковый период с развитием мышления, с более широким познанием мира социальных ролей и появлением чувства взрослости, у подростков падает авторитет своих родителей. Родители становятся «просто людьми». Поэтому они больше не подчиняются родительскому влиянию настолько же легко, как это было в более младшем возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0

Самоутверждение подростка и требование им прав наравне с взрослыми, создают определенные трудности во взаимоотношениях с родителями. В 11–12 лет начинается борьба подростка за автономию, его освобождение от контроля и опеки.

В этот период наблюдается своеобразное потребительское отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением подростков проверить равенство их прав с взрослыми. Он протестует против сохранения «детских» форм контроля, против требований послушания и выраженной опеки.

Ребенок требует уважения и отношений такого же уровня, как взрослые относятся к другим взрослым. При этом подросток по-прежнему нуждается в их помощи, защите и поддержке.

Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, а чтобы признавали его как личность, у которой есть индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (иногда это выливается в демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые).

В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (взрослые виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.).

Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.

Споры и расхождения во взглядах подростков с родителями, касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов (одежды, прически, присутствия дома по вечерам т.п.), учебы и возможности распоряжаться свободным временем по своему усмотрению.

К более старшему возрасту появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости в различных областях — от замечаний учителя и несправедливой отметки до политических и экономических вопросов.

Возникновение конфликтов сигнализирует родителям об изменении потребностей подростков. Частота и резкость проявлений проблем во взаимоотношениях с взрослыми, зависит во многом от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка.

 Стремление родителей навязывать подросткам свое мнение и общество, скептическое отношение к их интересам, тенденция «вещать» и критиковать, а не разговаривать и т.д. — вызывает у подростка острый протест.

Родителям необходимо изменить модель отношений с ребенком, научиться сочетать близость и независимость, ослабить родительский контроль без разрушения теплых, поддерживающих детско-родительских отношений.

В период старшей школы подростки ждут от родителей заинтересованности и поддержки, понимания и сопереживания, признания и одобрения, доверия и предоставления автономии. Становится важным доверительное общение «на равных» с родителями и другими взрослыми, умение договариваться и сотрудничать.

Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки.

Чувство защищенности и безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания.

Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.

В подростковый период родителям архиважно правильно относиться к своему ребенку.

Видео:Как вести себя с подростками Михаил ЛабковскийСкачать

Как вести себя с подростками Михаил Лабковский

Как вести активную социальную жизнь и быть полноценным членом общества? Учим подростка дружить и общаться

Общение для подростков

Чтобы подросток был полноценным членом общества (принимался им и имел большое количество приятелей, друзей), он должен соблюдать ряд правил. И регулярно проделывать некоторые действия. Мы расскажем о том, как помочь подростку стать полноценным членом общества. Как ему начать знакомиться с разными людьми. И делать так, чтобы они становились его приятелями.

Сначала подростку нужно вновь начать общаться с прежними друзьями

Если случилось так, что тинейджер перестал общаться с прежними друзьями, то он может начать снова сближаться с ними. В том случае, если они прекратили приятельские отношения просто так. Не из-за серьезного проступка со стороны бывших.

Вполне возможно, что у тинейджера есть друзья, с которыми они вместе ходили в детский сад. Или в какую-нибудь секцию. Когда тинейджер увидит старого приятеля, то пусть начнет с ним общаться. Так он сможет наполнить свой круг общения людьми, с которыми интересно разговаривать. 

Порекомендуйте подростку познакомиться с ребенком соседей

Наверняка в вашем подъезде живут семьи, у которых тоже есть дети-подростки. Посоветуйте тинейджеру присмотреться к ним. Вполне возможно, что его сосед или соседка обладают нужными качествами. И с ними будет интересно общаться. Тинейджеру достаточно всего лишь подружиться с той или иной соседкой. И он сможет с легкостью получить желаемое. Начать общение.

Тинейджеру нужно проявлять дружелюбие по отношению к людям, с которыми он учится

Порекомендуйте тинейджеру регулярно взаимодействовать с одноклассниками. А также с другими учениками школы. Пусть показывает им свое внимание. Старается разговаривать с ними. И заводить знакомства. Школа — идеальное место для того, чтобы обрести новых друзей. 

Друзей можно искать даже в интернете

Бывают ситуации, когда люди из одного города долго общаются в сети. А потом зовут друг друга гулять. И сдруживаются уже в реальной жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=M9QX2rb4ENY

Порекомендуйте подростку заняться аналогичной деятельностью. Предложите тинейджеру позвать интернет-приятеля на кофе. Или погулять где-либо. Однако, перед этим нужно позаботиться о правилах безопасности. Гулять нужно идти в людное место. Для того, чтобы с тинейджером ничего не случилось. И он отлично себя чувствовал в ходе общения с человеком.

Подростку необходимо вступить в какую-либо секцию

В секциях и различных кружках есть огромное количество сверстников тинейджера. Они увлекаются абсолютно тем же, что и он. Соответственно, здесь можно искать новых друзей. С которыми будет не только весело, интересно общаться, но и полезно. Поскольку, если тинейджер будет общаться с очень умными людьми, то будет к ним тянуться. И тоже станет более интеллектуально-развитым человеком.

Друзей можно найти на работе

Если тинейджер найдет себе подработку, то друзей сможет обрести и там. Для этого ему достаточно всего лишь начать с ними общаться. И всячески взаимодействовать. В этом случае коллеги положительно отреагируют на попытки тинейджера сдружиться. И начнут с ним общаться.

Посоветуйте чаду посещать различные мероприятия

Важно, чтобы они были массовыми. На подобные мероприятия приходит огромное количество единомышленников. Там тинейджер может найти человека, с которым ему будет интересно. Соответственно, начнет с ним общаться. Дружить. И получит удовольствие от процесса взаимодействия с ним. 

Тинейджеру нужно дружелюбно здороваться 

Когда тинейджер впервые начнет говорить с человеком, он должен делать это дружелюбно. А также непринуждённо. В этом случае собеседник положительно отнесется к сказанному. Примет то, что подросток планирует сформировать с ним дружбу. А также начнет общаться. 

Когда тинейджер знакомится, он должен запоминать имена

Чтобы заводить как можно больше друзей и обретать внимание среди собеседников, тинейджеру нужно запоминать имена людей. Которые они будут говорить ему, когда знакомятся. Тинейджеру нужно стараться запоминать, как зовут всех его собеседников. Их имена он должен будет использовать, когда обращается к ним.

Объясните тинейджеру, что называть людей по имени — очень важно. Поскольку так они будут охотнее общаться. И будут легче делиться тем, о чем думают.

Подростку нужно использовать правильный язык тела

Язык тела у подростка должен быть располагающим к общению. Когда он будет здороваться с человеком, то в обязательном порядке должен устанавливать зрительный контакт. И удерживать его на протяжении нескольких минут. Руки, при этом, должны быть расположены по бокам. 

Помимо этого, тинейджеру нужно немного наклонить свой корпус вперед. Благодаря этому, подросток сможет продемонстрировать собственный интерес. И сделает так, что собеседник поймет: тинейджеру интересно с ним разговаривать.

Во время диалога с малоизвестным человеком, подростку нужно узнавать его личность

Когда подросток общается с малоизвестным для него человеком, он не должен говорить на отвлеченные темы. Его основная задача — получить достаточный объем информации. Для того, чтобы полноценно узнать этого человека. 

Например, тинейджер может расспросить собеседника о его хобби. О том, как он учится в школе. О том, чем увлекается. И так далее. Человеку будет приятно, что подросток интересуется его жизнью. И он сможет получить удовольствие от процесса взаимодействия с ним.

Тинейджер должен задавать собеседнику ответные вопросы 

Когда собеседник поделится с подростком какой-либо информацией, тот в обязательном порядке должен будет задавать встречные вопросы. Чтобы проявить интерес к собеседнику. И показать, что его жизнь ему интересна. Подобное поддержание разговора позволит тинейджерам сблизиться. И начать полноценно дружить.

Тинейджеру необходимо сфокусироваться на вещах, которые объединяют его и собеседника

В ходе диалога с приятелем тинейджеру нужно выяснить, не имеет ли он аналогичные собеседнику интересы. Если они есть, то подростку нужно начать общаться об этом.

Например, общими интересами может быть просмотр одного и того же телесериала. Игра, книга. А также огромное количество других не менее интересных предметов.

Если подросток найдет у собеседника общие интересы, то сможет за них зацепиться. Чтобы в дальнейшем развить разговор.

Подростку нужно предложить своему другу повеселиться

Если тинейджер ощущает, что сблизился с человеком, то он может предложить ему совместное времяпрепровождение. В рамках которого они будут заниматься чем-то интересным. Например, они могут вместе сходить в компьютерный клуб или кино. Либо, тинейджер может сформировать целую компанию из единомышленников. И они смогут выходить гулять вместе. 

Как поддерживать активность в обществе?

Чтобы поддерживать активность в обществе, тинейджеру нужно проделывать следующие действия:

  1. Периодически встречаться с друзьями, с которыми он познакомился. Только лишь завести общение с человеком — недостаточно. С ним нужно периодически встречаться. Чтобы поддерживать социальные связи.
  2. Тинейджер должен положительно отвечать на приглашения своих друзей. Приятели наверняка будут звать его в определенные места. Например, на прогулку. Или в кафе. Порекомендуйте тинейджеру соглашаться на подобные приглашения. Если тинейджер будет открыт к подобным предложениям, то его чаще будут звать. 
  3. Когда тинейджер разговаривает с друзьями, то он должен внимательно их выслушивать. Объясните тинейджеру, что только лишь делиться с друзьями своим мнением — недостаточно. Дружба это когда ты можешь и поделиться проблемой, и выслушать ее. Поэтому тинейджер должен учиться поддерживать приятелей.
  4. Не гнаться за количеством друзей. Тинейджер должен понять, что совершенно не важно, сколько приятелей у него есть. Если они будут качественными, то хватит вполне двух друзей. Пусть не гонится за количеством. Главное — качество. Ведь если у тинейджера двадцать друзей, которые не придут ему на помощь, случись беда, то это очень плохо. Причем, гораздо хуже, чем если бы у него был один друг. Но верный. Тот, который готов помочь в любой ситуации.

🔍 Видео

Сатья. Главные принципы общения с подростком.Скачать

Сатья. Главные принципы общения с подростком.

Обществознание 6 класс (Урок№13 - Общение.)Скачать

Обществознание 6 класс (Урок№13 - Общение.)

Если ты подросток - посмотри это видео...Скачать

Если ты подросток -  посмотри это видео...

Как правильно воспитывать подростка? | Андрей Курпатов | Счастливые родителиСкачать

Как правильно воспитывать подростка? | Андрей Курпатов | Счастливые родители

Правила общения с подростками | Нина Зверева | Прямой эфир 22.03.2022Скачать

Правила общения с подростками | Нина Зверева |  Прямой эфир 22.03.2022

Дети и подростки отвечают на вопросы психолога: почему взрослые вас не понимают? | СекретыСкачать

Дети и подростки отвечают на вопросы психолога: почему взрослые вас не понимают? | Секреты

Дневник подростка. История № 2: у меня проблемы в общении со сверстниками и родителямиСкачать

Дневник подростка. История № 2:  у меня проблемы в общении со сверстниками и родителями

Советы психолога родителям. Как быть с подростковой агрессией?Скачать

Советы психолога родителям. Как быть с подростковой агрессией?

Как помочь ребенку - подростку найти друзей? Советы психологаСкачать

Как помочь ребенку - подростку найти друзей? Советы психолога

Ужасные подростки. Обиды, оскорбления, слезы от подростков у родителей. Как больно!!! Что делать?Скачать

Ужасные подростки. Обиды, оскорбления, слезы от подростков у родителей. Как больно!!! Что делать?

Старт онлайн курса "Искусство коммуникации" для детей и подростков. Прямой эфирСкачать

Старт онлайн курса "Искусство коммуникации" для детей и подростков. Прямой эфир

«Трудные подростки» в гостях шоу «Ночной Контакт».Скачать

«Трудные подростки» в гостях шоу «Ночной Контакт».

Вероника Степанова. Как общаться с подростком. Переходный возраст.Скачать

Вероника Степанова. Как общаться с подростком. Переходный возраст.

Обществознание 6 класс (Урок№15 - Отношения со сверстниками.)Скачать

Обществознание 6 класс (Урок№15 - Отношения со сверстниками.)

6 Общение со сверстникамиСкачать

6  Общение со сверстниками

Как воспитывать современных подростков / Людмила Петрановская // Нам надо поговоритьСкачать

Как воспитывать современных подростков / Людмила Петрановская // Нам надо поговорить

ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК КОНФЛИКТУЕТ С РОДИТЕЛЯМИ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК МИРНО ПЕРЕЖИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТСкачать

ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК КОНФЛИКТУЕТ С РОДИТЕЛЯМИ? СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК МИРНО ПЕРЕЖИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Поделиться или сохранить к себе: