Обратная связь в межличностном общении

Обратная связь в межличностном общении Полезно
Обратная связь: типы, механизм, цели и эффективность

Обратная связь в межличностном общении

Обратная связь показывает степень полезности общения. Человек ищет в собеседнике подтверждение правоты своих слов. Важен эмоциональный контакт, умение договориться и сделать совместные выводы.

Это процесс, показывающий сформировавшуюся степень доверия. В психологии понятие часто употребляется как оценка состоявшейся коммуникации между людьми. Без этого процесса не обходится ни одна форма общения.

Личность всегда хочет чувствовать себя нужной и значимой, при любых обстоятельствах.

Содержание
  1. Определение понятия
  2. Форма передачи информации
  3. Прямая
  4. Косвенная
  5. Типы
  6. Конструктивная
  7. Положительная
  8. Механизм
  9. Цели получения и предоставления связи
  10. Функции и уровни инструмента
  11. Принципы подачи и принятия
  12. Проблема обратной связи в процессе коммуникации
  13.      Не следует забывать, что обратная связь должна касаться конкретного поведения,  а не поведения вообще, относиться именно к этому человеку, а не всем людям, исходить из определённого источника.
  14.      Заключение
  15.      Список литературы:
  16. Перцептивная сторона общения: характеристика и механизмы — Саморазвитие
  17. Перцепция
  18. Функции социальной перцепции и предназначение
  19. Ошибки первого впечатления
  20. Перцептивный компонент
  21. Аспекты
  22. Механизмы социальной перцепции
  23. Рефлексия
  24. Идентификация
  25. Эмпатияp
  26. Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация
  27. Аттракция
  28. Казуальная атрибуция
  29. Механизмы восприятия
  30. Феномены (эффекты) межличностного восприятия
  31. Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
  32. 7 Ключевых Принципов обратной связи
  33. Для чего нужно давать обратную связь и в чем заключаются основные цели предоставления обратной связи?
  34. В чем цель обратной связи? Какие виды обратной связи ты можешь использовать?
  35. 7 Ключевых принципов обратной связи
  36. Навыки эффективной обратной связи
  37. Алгоритм предоставления обратной связи
  38. Обратная связь в общении 11 класс
  39. Обратная связь – это реакция собеседника на нас и наши слова. Обратнаясвязь есть выражение того, как один человек реагирует на другого
  40. Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочнопредположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсемдругой. (прочитайте ещё раз эпиграф)
  41. 4. Работа в режиме тренинга
  42. Упражнение«Ответы за другого» (ЗА СПИНОЙ)
  43. Вывод
  44. Вопросы
  45. 🎬 Видео

Определение понятия

Если давать точное определение, то обратную связь следует понимать, как возможность увидеть реакцию на собственные слова, действия и поступки.

Всем хочется чувствовать, что его понимают, принимают во внимание произнесенные фразы. Если бы люди проявляли по отношению друг к другу большую терпимость, то смогли бы существовать в комфорте.

Чувство удовлетворения приходит в ответ на позитивные изменения и качественные преобразования.

Говоря иными словами, обратная реакция становится средством, с помощью которого люди осознают, что понимают друг друга. Это способ понять, насколько можно доверять собеседнику.

Форма передачи информации

Необходимо понимать, что существует несколько форм передачи информации. Выбор осуществляется в зависимости от того, каким был первоначальный вопрос. Как правило, человек действует согласно внутренним убеждениям и старается не переходить собственные границы.

Прямая

Обратную связь можно дать несколькими способами. Это не какой-то один метод, который необходимо воспринимать как единственно правильный вариант. Прямая форма предполагает отсутствие иносказательности. Индивид стремится полностью направлять энергию на собеседника. Обратно она возвращается с тем же настроением.

Разговор может принимать как положительную, так и отрицательную окраску. Примечательно то, что чувства не скрываются, а выносятся на обозрение. Если оппонент готов идти на контакт, завязывается оживленная беседа. Прямая форма предполагает отсутствие скрытой агрессии. Эмоции немедленно выражаются вслух.

ЧИТАТЬ  Как научиться общаться с людьми: советы специалистов

Косвенная

Вид ответной реакции, предполагающий управление с помощью непрямого воздействия. Здесь действует принцип – не обидеть собеседника.

О чувствах говорится с осторожностью, максимально деликатно произносятся требования и ожидания. Косвенная форма не подразумевает горячих споров.

О важных деталях говорится с осторожностью, дабы не вызвать на себя неоправданный гнев. Присутствует избегание конфликта, попытка контролировать происходящее.

Иногда люди подолгу ходят вокруг да около и никак не переходят к теме беседы. Пример: нужно решить вопрос с выполнением рабочего проекта. Собеседники – коллеги.

Оба настолько боятся обидеть друг друга или подчеркнуть недоверие, что предпочитают скрывать недовольство до тех пор, пока не становится слишком поздно для того, чтобы решать проблему.

В результате накапливается непонимание, возрастает неуверенность в себе.

Типы

Отклик может носить различный характер. Чтобы знать наверняка, нужно понимать некоторые психологические особенности. Необходимо определиться с типами взаимодействия. При правильном подходе человек сможет изменить отношение к собеседнику, направить разговор в нужное русло. Главное при этом – не терять присутствие духа и сохранять внутреннее равновесие.

Конструктивная

Взаимодействие, предполагающее, что общение приносит пользу обоим участникам. Оппоненты выступают по отношению друг к другу интересными лицами, которым есть, чем поделиться.

Конструктивное взаимодействие предполагает равнозначный обмен. Оба участника тратят энергию в равной степени и получают ее взамен от собеседника.

Такое происходит, когда люди обмениваются полезным опытом, ищут точки соприкосновения друг с другом.

https://www.youtube.com/watch?v=v5oOuEzgm5E

Пути решения насущных проблем как будто находятся сами собой. Подтверждение тому – продолжительный период сотрудничества или искренняя дружба, пронесенная сквозь годы. Отмечается готовность отдавать, не ждать взамен чего-то ценного, а просто присутствует живое реагирование на все происходящее.

Положительная

Такое влияние, которое делает личность счастливой. Каждый человек испытывает потребность в том, чтобы делиться с кем-то собственной радостью, осознавать сопричастность к жизни другого.

Иногда люди настолько переполняются энергией радости, что ее становится невозможно держать в себе. Им становится мало собственного ресурса.

Хочется испытывать вдохновение, обнаруживать, что имеешь отношение к важным событиям общества и человечества.

ЧИТАТЬ  Особенности психологии отношений между мужчиной и женщиной

Некоторые люди постепенно приходят к выводу, что могут украсить суровые будни тех, кто находится рядом с ними. Это происходит невольно, из переполненности собственным счастьем. Положительное влияние ощущается по следующим критериям:

  1. Постоянное чувство насыщенности жизнью. При общении собеседник испытывает радость, чувство легкости и нереального блаженства. Возникает ощущение, что можно свернуть горы, сделаться частью общественной жизни. Хочется немедленно начать искать новые пути повседневных проблем.
  2. Расширение границ и возможностей. Речь идет об осознании собственных стремлений. Прежние победы начинают представляться значительными, имеющими неоспоримый вес в обществе. Неожиданно появляются преданные друзья и надежные соратники. В некоторых случаях личность спешит получить дополнительное образование, состояться в параллельной профессии. В голову приходят решения прежних проблем. Если что-то помогает почувствовать себя компетентным исполнителем, к данному состоянию надо стремиться.

Механизм

Обратная связь – это годами отработанный механизм. Люди следуют ему бессознательно, даже не понимая, что с ними происходит. Процесс запускается в случае, если участники интересны друг другу. Здесь подключается даже физиология – на физическом уровне оппоненты чувствуют, насколько приятны друг другу.

Цели получения и предоставления связи

Люди вступают в межличностное взаимодействие, имея конкретные задачи. Бездумные действия нельзя назвать осмысленными, потому они не ведут к нужному результату. Рассмотрим цели, которые мотивируют на то, чтобы начать общаться:

  1. Личностное развитие. Бессознательно у большинства людей присутствует стремление к саморазвитию. Хочется узнавать новое, достигать значительных успехов в выбранном направлении. С этой целью опыт состоявшихся коллег становится воодушевляющим примером. Своевременное консультирование поможет преодолеть преграды, заручиться необходимой поддержкой.
  2. Увидеть результат. Разумные действия совершаются с конкретной целью. Если человек намеренно идет к результату, то должен прислушиваться к тем, кто уже прошел похожий путь. Опыт победителя может оказаться кстати, если имеется стремление стать сильной личностью, расширить горизонты возможностей. Увидеть результат прилагаемых усилий – значит, поверить в себя, раскрыть полноту потенциала.
  3. Осознание своей ценности. Человек не может быть счастлив в одиночку. Получив отклик, многие понимают, какие перспективы их ожидают в будущем. Происходит осознание возможностей, обнаруживается стремление сделать мир лучше, прожить яркую качественную жизнь.

Функции и уровни инструмента

Стоит отметить несколько этапов, которые проходит личность, взаимодействуя со своим оппонентом. Это позволяет отследить сам процесс взаимодействия, получить от него максимальную выгоду.

  1. Первый уровень – прощупывание ситуации. Сначала необходимо понять, ради чего затевать спор или начинать спокойную беседу.
  2. Второй уровень – определение возможностей. каждый из участников обнаруживает присутствие внутренней силы для разговора либо констатирует ее отсутствие.
  3. Третий уровень – поиск конструктивных решений. Разговор имеет цель, которая должна быть достигнута. Если имеются разногласия, люди стремятся прийти к общему знаменателю. Нередко выбирается компромиссный подход.

Принципы подачи и принятия

Совместный диалог характеризуется конкретными проявлениями. Нужно обратить внимание на следующие составляющие:

  1. Яркая экспрессивность. Некоторые люди настолько рьяно доказывают свою правоту, что не дают собеседнику возможность вставить лишнее слово. Высокая эмоциональность помогает выразить чувства, понять, насколько проблема затрагивает изнутри.
  2. Сдержанное проявление. Похоже на безоценочное участие. Диалог протекает вяло, как будто ему мешают дополнительные обстоятельства. Сдержанность говорит о спокойном характере и нежелании ввязываться в спор.
  3. Уверенность в себе. Когда есть, что доказывать, личность начинает информационную «атаку». Возникает потребность доказать свою правоту во что бы то ни стало. Желание донести другому важные мысли становится навязчивой идеей, которая придает сил.

Обратная связь – это необходимый способ почувствовать себя нужным. Появляется возможность испытать ответную реакцию, увидеть, насколько произносимые слова отражаются на жизни собеседника, его способе воспринимать окружающую реальность. В некоторых случаях может произойти переоценка ценностей. Такое переосмысление необходимо для полноценного личностного роста.

Видео:Обратная связь в общении: чем она важна?Скачать

Обратная связь в общении: чем она важна?

Проблема обратной связи в процессе коммуникации

Обратная связь в межличностном общении

     В этой ситуации коммуникатор и реципиент меняются ролями. Получатель становится отправителем, а отправитель  теперь выполняет функции получателя.

     Обратная связь нужна для того, чтобы оценить, в какой степени сообщение было понято. Она может служить значительному росту эффективности процесса коммуникации.

     Исследования двусторонней информации (когда есть возможность для обратной связи) по сравнению с односторонней (обратная связь отсутствует), показали, что она протекает медленнее, но является более эффективной,  снимает напряжение, является более точной и повышает уверенность в верном понимании сообщений.

     В межличностных коммуникациях обратная связь очевидна. Но и  в массовых  коммуникациях можно проследить наличие обратной связи. Что касается рекламы, то обратная связь проявляется в росте объёма продаж, увеличении числа клиентов и т. д. 

     В процессе коммуникации важным элементом является механизм обратной связи.  Имеется ввиду  получение коммуникатором  информации о том,  как его поняли реципиенты. Информация обратной связи может быть прямой или косвенной, немедленной или получаемой через какое-то время, при этом коммуникатор приобретает оценку своего поведения, внешнего вида, впечатления о себе. 

     В межличностной коммуникации  обратная связь может иметь один из трёх видов:

  1. адресат коммуникации выступает коммуникатором обратной связи, при этом он прямо описывает своё восприятие;
  2. коммуникатор обратной связи высказывает своё отношение к воспринимаемому, например, «Мне не нравится, как вы это сказали»;
  3. коммуникатор обратной связи интерпретирует воспринимаемые слова, он может приписать определённый мотив поведению, например, «Такое впечатление, что вы хотите нас поссорить».

     Форма обратной связи может быть вербальной и невербальной, то есть это могут быть не только слова, но и жесты, взгляды, мимика. Она может носить оценочный характер и не содержать оценки.

Может указываться оценка определённого источника, или исходящей от того, кто говорит.  Она может относиться к человеку в целом или его конкретному поведению.

  Может быть как эмоционально окрашенной, так и не несущей эмоциональной оценки.

      Чрезвычайно важна обратная связь в процессе обучения.  Она позволяет корректировать формы и методы подачи информации ученикам или студентам.  То есть обратная связь выполняет функцию коррекции.

     В межличностных коммуникациях обратная связь решает следующие проблемы: человек получает от партёра по общению  информацию о том, как его воспринимают, и он каким-то образом воспринимает эту информацию.

     В повседневном общении  передача и получение ответной реакции сталкивается с рядом сложностей. Они делают обратную связь неэффективной, могут влиять на  взаимопонимание, и общение может не удовлетворять участников.

     Обратная связь может быть неэффективной в двух случаях: если она оказывается неинформативной, то есть  не несёт необходимой информации  о том, как коммуникатор был воспринят. Второй случай – информация  обратной связи отторгается  её реципиентом. 

     Возможны ситуации, в которых сочетаются оба момента.  Издержки в цепи передачи-приёма обратной связи  связаны с  рядом факторов.

Если коммуникатор обратной связи не обладает достаточным количеством информации о реципиенте, тогда обратная связь не содержит достоверной информации.

Или получатель обратной связи не смог принять отправленные сведения  в полном объёме (в силу технических сбоев).

     Итак, как и в процессе коммуникации, процесс обратной связи содержит два звена – звено передачи и звено получения. На конечный результат эти звенья  влияют по-разному. Получение обратной связи в большей степени определяется тем, как мы  преподносим другому человеку наше представление о нём, то есть от формы подачи зависит, будет ли информация принята или отторгнута.

     В повседневном общении часто обратная связь выступает в косвенной форме, следовательно, она не несёт  объективной информации её получателю. обратной связи может  быть как негативным, так и позитивным.

  Если она скорее негативная, то коммуникатор обратной связи может завуалировать её, для того, чтобы не обидеть человека, либо он может так поступить, если не знает точно, как эта информация будет воспринята.

Деформация обратной связи часто мешает найти общий язык в общении.

     Бывают ситуации, когда выбирается косвенная форма передачи и позитивной обратной связи.

Например, не желая быть воспринятым в качестве льстеца человек не произносит похвалу, или вместо того, чтобы сказать: «Я тебя люблю», начинает подшучивать, это может быть вызвано неуверенностью в себе, в ответных чувствах.  В такой ситуации партнёр может просто не понять, у него сложится противоположное мнение.

     Трудности с получением обратной связи  могут возникать и тогда, когда выбрана прямая форма обратной связи. Например, если она содержит  негативную информацию и даёт общую оценку. Именно такая обратная связь вызывает ссоры в повседневном общении.

     Как показывают исследования, негативная обратная связь усиливает защитные механизмы человека, под воздействием своих тревог он   не может адекватно воспринимать информацию. Негативная обратная связь часто порождает ответную негативную «ты-концепцию» по отношению к коммуникатору обратной связи («Сам такой»).

     Обратная связь, выраженная в форме оценки, является малоинформативной и  не приносит пользы.

Если оценить человека  как «злого», то  человек, о котором идёт речь, не понимает, почему его таковым считают.

Это общие слова, такую информацию реципиент не может использовать  в повседневной деятельности. Если же человека оценивают как «хорошего», то тоже непонятно с чем связана эта характеристика.

     То есть, можно сказать, что нарушение в принятии обратной связи служит следствием некорректной формы её подачи.

     Может сложиться впечатление, что обратная связь существует только в двух вариантах – уход от обратной связи, либо передача её в зашифрованном виде,  второй  — передача в форме оценки.

     Рассмотрим условия установления эффективной обратной связи. Чем меньше в обратной связи содержится тем более высока вероятность  восприятия и понимания её реципиентом.

     Это не означает, что оценок следует полностью избегать. Ситуация обратной связи  предполагает, что реципиент сам даёт оценку, после того, как получает сведения, то есть он сам становится автором оценки.

     На эффективность обратной связи оказывается влияние её неотсроченность. Если она высказывается непосредственно после коммуникации, то является более полезной. Отсроченная информация может со временем искажаться.

     Не следует забывать, что обратная связь должна касаться конкретного поведения,  а не поведения вообще, относиться именно к этому человеку, а не всем людям, исходить из определённого источника.

     Необходимо также проверять обратную связь. Иногда требуется уточнение, правильно ли понята информация. Ситуация доверительного общения, отношения, основанные на доверии, создают ситуацию полной откровенности, открытости.

     В массовых коммуникациях обратная связь изучается с помощью опросов, контроля распространения сообщений. Полученная информация обрабатывается, и позволяет, если это необходимо, скорректировать текст сообщения, канал передачи информации или источник.                        

     Заключение

 

     Коммуникационный процесс можно описать следующим образом: отправитель (коммуникатор) оказывает какое-либо воздействие на получателя (реципиента), передаёт какое-либо сообщение.

     Сообщение может быть закодировано при помощи вербальных или невербальных знаков. Получатель должен раскодировать сообщение, чтобы понять его.

     В качестве коммуникатора могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты.  Коммуникатор  является инициатором коммуникативного процесса. Этот процесс начинается, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения.

     Обратная связь — это отклик на услышанную информацию. Сообщение  отсылается обратно отправителю,  оно показывает, как информация воспринята, понята ли она, согласен ли адресат  с ней.

     В этой ситуации коммуникатор и реципиент меняются ролями. Получатель становится отправителем, а отправитель  теперь выполняет функции получателя.

     Обратная связь нужна для того, чтобы оценить, в какой степени сообщение было понято. Она может служить значительному росту эффективности процесса коммуникации. Необходимыми условиями эффективной обратной связи являются: объективность, целенаправленность и своевременность.     

     Список литературы:

 

  1. Арутюнян  М. Ю., Петровская Л. А. Обратная связь  в системе восприятия человека человеком. // http://psychologi.net.ru/book3_isk_ob/arutyunyan.html
  2. Дзялошинский И. Эффективность восприятия и понимания текстов массовой коммуникации. // Лаборатория рекламы. — №5. – 2003.
  3. Основы теории коммуникации: Учебник/ Под ред. проф. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
  4. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс). Учебник. М.: РИП — Холдинг, 2004. – 246 с.
  5. Эксакусто Т.В. Барьеры общения и актуальность их минимизации в условиях совместной деятельности.// http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/df.htm

Видео:Обратная связь, Я-высказывание, конструктивный диалог, критика без обидСкачать

Обратная связь, Я-высказывание, конструктивный диалог, критика без обид

Перцептивная сторона общения: характеристика и механизмы — Саморазвитие

Обратная связь в межличностном общении

Выстраивание коммуникации с человеком – сложный процесс. Важно уметь не только получать и доносить информацию, но и достичь определенного уровня взаимопонимания, вникать в особенности внутреннего мира собеседника. Все это относится к перцептивной стороне общения: что это такое в психологии, я объясню далее.

Перцепция

С психологической точки зрения, это отражение индивидом на когнитивном уровне тех предметов, явлений, событий, с которыми он взаимодействует. В случае с социальным взаимодействием она предполагает восприятие другого как отдельную личность с ее особенностями.

Осознание индивидуальности оппонента может возникнуть посредством понимания его убеждений, желаний, интересов и мнений. Так происходит выстраивание объективной оценки индивидуума, характерные черты которого отличаются от характеристик воспринимающего.

В связи с этим может формироваться и принятие – полное или частичное разделение установок и ценностей собеседника. Оно является фундаментом для становления отношений более высокого уровня: дружбы, симпатии, любви.

Кратко: благодаря перцептивной стороне общения люди способны считывать с окружающих то, что не озвучивается, находить к ним подход. Неправильно проведенный анализ способен вызвать недопонимание и даже конфликт.

Функции социальной перцепции и предназначение

В результате оценки тех или иных объектов в сознании развиваются различные устойчивые образы этих предметов или явлений. Этот процесс непосредственно влияет на социализацию индивида:

  1. Самопознание. Человек познает себя через окружающий мир, он получает информацию о себе во время взаимодействия с пространством. Этому я научу вас на моей личной консультации. Порой восприятие индивидуальности собеседника помогает выявить важные для развития личности аспекты, скрытые интересы, стремления.
  2. Познание других людей. По-настоящему узнать партнера, проникнуться его взглядами и установками, заручиться доверием и эффективно развивать коммуникацию можно лишь в процессе налаживания взаимодействия на перцептивном уровне.
  3. Построение совместной деятельности. Базисом для дальнейшего выстраивания общей реальности является понимание и принятие. Без осознания интересов, убеждений и ценностных ориентиров партнеров нельзя создать модель эффективного контактирования с ним. Чем больше участников в группе, которым предстоит работать сообща, тем значительнее роль перцепции.
  4. Формирование эмоциональных взаимоотношений. В процессе коммуницирования между людьми возникают те или иные эмоции от симпатии, уважения или неприязни до любви и ненависти. Определить отношение к партнеру помогает перцептивное общение.

Ошибки первого впечатления

Оценка увиденного впервые человека наполовину состоит из ошибочного восприятия.

Так, например, дружелюбная манера ведения диалога способствует тому, что у окружающих складывается полностью положительный образ индивида. Необъективно мы оцениваем и качества собеседника.

https://www.youtube.com/watch?v=zD5wZBPmCpU

Если он превосходит нас по нескольким критериям, то кажется чрезвычайно умным и талантливым. Тот же принцип работает и при анализе внешней привлекательности индивидуума.

Перцептивный компонент

Он помогает корректно интерпретировать облик и поведение личности при взаимодействии с ней. Без него наши представления об окружающих были бы поверхностными и неэффективными.

Благодаря перцепции от нашего сознания не ускользают реальные помыслы, амбиции, переживания. Однако она может проявляться в полной мере, только если человек не является заложником стереотипов и ограничивающих убеждений. Они не дают объективно анализировать собеседника и заранее создают определенный образ в голове, который зачастую далек от действительности.

Необходимо не торопиться с выводами и позволить себе сформировать достоверную оценку. Чтобы составить истинно верную картинку об оппоненте, нужно пообщаться с ним продолжительное время, получить как можно больше информации, наблюдая за его поведением в различных ситуациях.

Наверняка случалось, что вы встречали человека, с которым были знакомы в прошлом, и замечали, как сильно он изменился. Появляется возможность отринуть уже сформированное восприятие его личности и принять те характеристики, которые он имеет в настоящий момент.

Аспекты

Впервые перцепция проявляется на этапе визуального анализа объекта коммуникации. Так, физиогномика утверждает, что между чертами лица индивида и его психологическими особенностями есть связь. На основе оценивания внешности собеседника складываются первые предположения касательно его внутреннего мира и поведения.

Затем формируется некоторый эмоциональный контакт. Если беседа имеет неприятный контекст, вполне может сформироваться и негативное восприятие оппонента. И наоборот.

В процессе коммуницирования люди наблюдают за речью, мимикой, жестами, повадками партнера, получая вербальную, невербальную информацию о его личности.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.

Рефлексия

Это умение анализировать свои действия, делать выводы из произошедшего и видеть возможные пути развития ситуации. В построении коммуникации она является актуальной в момент, когда мы пытаемся визуализировать впечатление, которое производим на оппонента. Результат может отвечать или не соответствовать ожиданиям.

Рефлексировать, значит – суметь посмотреть на процесс со стороны, проанализировать происходящее и попытаться дойти до сути проблемы посредством рационального осмысления.

Идентификация

Отождествление себя с собеседником, попытка поставить себя на его место и посмотреть на проблему через призму его восприятия. Такой механизм позволяет лучше понять и принять позицию говорящего.

Эмпатияp

Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность.

Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.

Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация

На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия. Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность.

Аттракция

Оценивание индивида, которое базируется на устойчивом, продолжительном позитивном чувстве по отношению к партнеру. Она способствует образованию более тесных межличностных связей: дружбы, любви, привязанности.

Казуальная атрибуция

Трактовка фраз и действий собеседника на основе личных предположений, пережитого ранее опыта. Это попытка выяснить причины того или иного поведения, но не посредством наблюдения и получения информации, а опираясь на собственные предубеждения, выводы.

Механизмы восприятия

В общении важно не просто категоризировать оппонента, повесив на него тот или иной ярлык, а понять, глубоко погрузиться во внутренний мир партнера, осознать его актуальное эмоциональное состояние, мотивацию, отношение к ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=mcPxFxAz2t4

Однако это не только взаимодействие лиц А и Б. В конце XIX века профессор Дж. Холмс описал процесс межличностной коммуникации в расширенной схеме. В нее оказались включены целых 6 субъектов. Итак, кто участвует в беседе между условными Джоном и Генри на самом деле:

Я в праве отказать вам в услугеПолная конфиденциальностьвашей информации

  1. Д., каков он есть по факту.
  2. Д., коим он сам себя воспринимает.
  3. Д., каким его видит Г.
  4. Г., каким он является.
  5. Г., каковым он считает себя.
  6. Г., как его оценивает Д.

Позже дополнили эту картинку еще одним пунктом:

  1. Д (Г), каким ему видится его образ в голове оппонента.

Феномены (эффекты) межличностного восприятия

Первичности. Заключается в том, что при наличии противоречивой информации после знакомства с индивидом, как более значимые воспринимаются факты, полученные раньше. Именно они оказывают влияние на формирование общего представления о личности незнакомца.

  1. Крайностей. Объекты, находящиеся с краю, запоминаются лучше, чем те, что расположены посередине.
  2. Новизны. В случае с восприятием знакомого человека большее значение обретают данные, полученные позднее.
  3. Ореола. Представляет собой формирование своеобразного убеждения, связанного с  наблюдаемым посредством целенаправленного приписывания ему ряда характеристик, то есть узнанные факты накладываются на существующий первоначально образ. Так, общее положительное впечатление способствует позитивному оцениванию известных и неизвестных качеств объекта, в то время как негативное отношение к нему порождает заведомо отрицательные оценки.
  4. Первой встречи. Предполагает устойчивый вывод о человеке, возникший после первичной коммуникации. Особенно актуален, когда в дальнейшем мнения об индивиде противоречат существующему первообразу.
  5. Проекции. В целом приятному собеседнику люди склонны присваивать свои положительные качества, а неприятному – собственные отрицательные стороны.
  6. Средней ошибки. Склонность смягчать оценивание самых ярких характеристик индивидуума до среднестатистического.
  7. Барнума. Восприятие оценок своей идентичности как истинно верных, если они представлены через призму научного, ритуального или магического контекста.
  8. Бумеранга. Информация, которая преподносится аудитории, вызывает эффект, противоположный ожидаемому. Такое возможно, когда сам субъект, доносящий факт, неприятен группе или когда ее члены не доверяют источнику данных.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

Перцепция тесно связана с существующими в социуме стереотипами. Их образование в процессе коммуникации может происходить под воздействием ряда обстоятельств:

  1. Фактор превосходства. Имеет место в ситуации очевидного неравенства собеседников в определенной области: по материальному положению, социальному статусу, интеллектуальным способностям. Человек часто переоценивает характерные черты тех, кто превосходит его по значимому для него признаку. И наоборот, чувствуя свое преимущество, мы зачастую недооцениваем оппонента.
  2. Степень привлекательности. Так или иначе, наше восприятие зависит от эмоциональной составляющей, в частности от симпатии или антипатии. Внешне привлекательные люди видятся как более счастливые, уверенные в себе, успешные.
  3. Фактор отношения к нам. Как правило, личности, которые относятся к нам хорошо, воспринимаются благоприятно. И наоборот, те, кто оценивает нас негативно, представляются хуже.

Все эти искажения чаще всего можно наблюдать при формировании первого впечатления о человеке. Однако для построения эффективных коммуникаций стоит помнить, что стереотипизация препятствует объективному анализу личности.

При передаче информации также могут возникать коммуникативные барьеры. Они приводят к искажению передаваемого сообщения, вызывают недопонимание между участниками беседы:

  • употребление жаргонизмов, незнакомых слов, терминов;
  • наличие эмоциональных запретов (мыслей и чувств, которые сложно или запрещено демонстрировать другому индивиду);
  • отсутствие интереса к предмету разговора;
  • отличия в точке зрения;
  • физические недостатки (проблемы со слухом или речью);
  • невозможность проанализировать поведение и состояние партнера из-за особенностей канала общения (телефон, интернет);
  • языковые или диалектические различия;
  • стремление услышать то, что хочется, а не то, что есть на самом деле;
  • отличающиеся культурные нормы;
  • разница в миропонимании и мировоззрении.

Избавиться от барьеров при налаживании коммуникации просто невозможно. Сказанная реплика всегда доходит до адресата в искаженной форме, проходя через несколько уровней его внутренней «фильтрации».

Происходит так, что в процессе беседы коммуникатор кодирует текст, а реципиент его декодирует. То есть, желая донести до собеседника информацию, необходимо вычленить ее общий смысл, который надо передать и затем «зашифровать» ее с помощью вербальных и невербальных символов. При осуществлении обратной связи можно понять, верно ли были восприняты и истолкованы переданные шифры.

https://www.youtube.com/watch?v=1o9BJ4sgFWI

Чтобы максимально эффективно выстроить процесс коммуникации, необходимо владеть контекстом, в котором строится диалог:

  • В плоскости какого социального события он происходит?
  • Это формальное или неформальное общение?
  • Это случайная встреча или взаимодействие необходимо продолжать в будущем?
  • Включены ли вы в формат игры? Серьезна и реальна ли обсуждаемая проблема?

Исходя из ответов на эти вопросы вы можете выбрать соответствующий стиль поведения:

  1. Гуманистический. Направлен на взаимное познание внутренних миров оппонентов, что порождает эмпатию.
  2. Манипулятивный. Попытка навязать собеседнику свою позицию. Механизм может использоваться как в положительном, так и в отрицательном ключе.
  3. Ритуальный. Предполагает наличие действий, ожидаемых в данных культурных рамках.

Видео:Отличный пример правильного и неправильного поведения в конфликтеСкачать

Отличный пример правильного и неправильного поведения в конфликте

7 Ключевых Принципов обратной связи

Обратная связь в межличностном общении

В этой статье я поделюсь самыми основными и ключевыми аспектами обратной связи, которые помогут развить тебе этот важный руководительский навык и довести его до автоматизма.

Обратная связь — это намеренное сообщение человеку о тех его действиях, которые ведут к достижению результата и о тех, которые к результату не приводят. Это сообщение человеку о его поведении и о том влиянии, которое оно оказывает.

Это тот самый вид обратной связи, который ты можешь использовать не только для своих сотрудников, но и для своих коллег, для тех людей, с которыми ты будешь взаимодействовать бок о бок, даже если ты не будешь руководителем.

Для чего нужно давать обратную связь и в чем заключаются основные цели предоставления обратной связи?

Каждый раз, когда ты будешь делать обратную связь человеку, думай о том, что это нужно для его развития, ОС нужна для того, чтобы закрепить эффективное или изменить неэффективное поведение человека, чтобы достичь нового более совершенного результата.

В чем цель обратной связи? Какие виды обратной связи ты можешь использовать?

Обратную связь необходимо предоставлять людям, чтобы дать понять эффективно ли их поведение.

Чтобы закрепить успешное поведение человека применяем мотивирующую, позитивную обратную связь

Для того, чтобы изменить или скорректировать неэффективное поведение человека, применяем второй вид обратной связи — это негативный , развивающий и корректирующий. Чтобы в следующий раз он обращал внимание на свое поведение.

Самое важное , чтобы человек изменил свое поведение после обратной связи и при этом сохранил хорошие отношение к Вам.

7 Ключевых принципов обратной связи

1. Обратная связь должна быть основана на фактах.

Используя конкретные факты в предоставлении связи вместо оценочных суждений, вы делаете разговор более конструктивным, для того, чтобы у вашего собеседника не было необходимости защищаться, поскольку вы не нападаете на него, как наличность, вы описываете то, конкретное поведение, которое он демонстрировал.

Принцыпы 3-х ПППОбратная связь должна быть: 2.3.4 Понятной, Принимаемой и Применяемой— в обратной связи нужно упомянуть, о каких конкретных его словах идет речь. Необходимо сослаться на конкретные факты, его слова, действия которые он предпринимал.Для человекадолжно быть очевидно и понятно каким образом он может свое поведение изменить, и что конкретно ему нужно сделать для того чтобы получить другой результат.

5. Сбалансированной — в момент предоставления обратной связи очень важно всегда подчеркивать успешное и эффективное поведение которое человек и давать рекомендации, которые позволяют ему улучшить свою результативность и сделать что-то по-другому для достижения наилучшего результата.

6. Своевременной — ты сам определяешь, когда обратная связь будет уместна, в зависимости от критичности той или иной ситуации.

7. Конструктивной — очень важно чтобы основной фокус внимание был направлен на решение проблемы. Нужно сфокусировать обратную связь на том, что поможет человеку в будущем, изменить поведение. Как можно изменить данную ситуацию, и как ее можно избежать в последующем.

В первую очередь тебе нужно определиться и задать себе 2 вопроса:Зачем я предоставляю обратную связь? и Как это поможет человеку?

Большая ошибка многих руководителей заключается в том, что, предоставляя обратную связь, они фокусируются на себе, о том почему именно для них важно дать обратную связь, о том, что это не соотносится с их ценностями. Как только вы зададите эти 2 вопроса и получите на них ответ, то сама обратная связь становится для сотрудника простой, понятной, легкой и конструктивной.

Алгоритм предоставления обратной связи

Факт — конкретные примеры того, что говорил, что делал человек.

Последствия — негативное влияние, к чему эти действия привели.

Рекомендации — необходимо задать сотруднику вопрос: Что нужно изменить, чтобы данная ситуация не повторялась? Необходимо, чтобы он сам предложил свои рекомендации.

Рекомендации для обратной связи:

1. Предоставляя обратную связь, будь всегда на позитиве, доброжелателен.

2. В процессе обратной связи всегда опирайся на конкретные факты

3. Всегда задавай себе 2 вопроса: Зачем ты предоставляешь обратную связь, и каким образом это поможет человеку.

Дорогой читатель, спасибо, что дочитал эту статью до конца, я желаю тебе успехов и удачи в предоставлении обратной связи!

Если данная статься была для тебя полезна, поделись ею с друзьями, я буду очень благодарна!

Видео:Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!Скачать

Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!

Обратная связь в общении 11 класс

Обратная связь в межличностном общении

Успех общения определяется не тем,

что Вы хотели сказать, а тем, как Вас поняли.
(Джим Рон)

1. Орг.момент

2. Актуализация знаний – устный опрос

— какими качествами должен обладать человек, чтобы общатьсяуспешно, эффективно?

3. Изложение нового материала

https://www.youtube.com/watch?v=SNcNicCM7yY

Кроме перечисленных качеств, дляуспешного общения необходимо умение дать понять собеседнику, что мы егослышим, понимаем, одобряем, выразить наше к нему отношение. Ведь если оноположительное, то человек охотно продолжит общение.

Подобное «сообщение»,адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, каквоспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают егослова, действия, поступки выступает в качестве обратной связи в общении.

Обратная связь – это реакция собеседника на нас и наши слова. Обратнаясвязь есть выражение того, как один человек реагирует на другого

Обсуждение. Как можно выразить свое отношениек собеседнику? Вспомните ситуации, в которых поведение вашегособеседника помогало или мешало общению. Как это проявлялось? Что вы приэтом чувствовали?

Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочнопредположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсемдругой. (прочитайте ещё раз эпиграф)

Сведения о себе, получаемые изуст других участников, имеют решающе значение в осознании собственных достоинстви недостатков, успехов и промахов.

Для установления обратной связи вустной коммуникации необходимы, во-первых, внимание к собеседнику:понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика,взгляд, жест, интонация и т.п.

); во-вторых, постоянный самоконтроль,необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать собеседнику понятьвас. Среди методов контроля самый популярный — уточняющие или наводящие вопросы, переспрос слов или высказываний.

что именно? когда именно? почему?

Инициатор общения должен отвечать на вопросыслушающего. Не обращать внимание на уточняющий вопрос — значит спровоцироватьнепонимание или неправильное понимание собственных слов.

В ответ на такиевопросы не стоит повторять в деталях большой информационный блок. Можноограничиться повтором факта, цифры, понятия, определения.

Слушатель выражаетполное понимание репликами: «Теперь ясно!», «Так» и т.д.

Если вы хотите, чтобы собеседник охотнос вами общался, будьте открытыми и искренними. Будьте естественными, самимисобой, а не «стройте из себя» кого-то, кемвы не являетесь. Получив обратную связь о том, чтовы искренне и дружелюбно настроены к человеку, не таитесь,не интригуете, — он сам начнет вам доверять.

Однако, умениедавать и принимать обратную связь требует не только навыков,но и смелости — ведь приходится открыто выражать своюточку зрения о человеке или ситуации.

Гораздо легче лицемерно поддерживатьсо всеми хорошие отношения и сплетничать у них за спиной,-но тогда не ждите искреннего дружелюбного к себе отношенияи готовности помочь.

Для того чтобы своим откровенным мнениемне обидеть человека, придерживайтесь следующих правил(СФОРМУЛИРОВАТЬ ОТ ОБРАТНОГО)

1. Давай обратную связь в любой ситуации, независимо отжеланий и интересов собеседника..
2. Давая обратную связь, говорио человеке обобщенно, в целом («Ты не умеешь общаться!», «Ты всегдапоступаешь несправедливо»)

3. Давая обратную связь, можно использовать грубые слова,ругательства, если это способствует взаимопониманию собеседников.
4. В процессе установленияобратной связи полезно дать оценку собеседнику, чтобы дать ему понять егоценность в ваших глазах.
5. Лучшая обратная связь – этосовет, указывающий, как конкретно нужно поступить собеседнику в той или инойситуации.

1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какиеконкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человекев целом (не стоит говорить: «Ты не умеешь общаться!», скажи:«Ты перебиваешь собеседника, не слушаешь его, не стараешьсяпонять его точку зрения»).3.

 Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другогочеловека (не употребляй оскорбительных слов, не ругай,не обзывай и т.д.).4. Не давай оценок (ведь ты не выше и не лучшедругого человека — вы разные).

5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…»,«Ты должен…» — под запретом.

Не стоит поучать — пустьчеловек сам выбирает, как поступить, ему виднее.

Обсуждение. Соблюдаете ли вы правила обратной связив общении? Как часто их соблюдают окружающие? Какие еще правилавы могли бы добавить от себя?

4. Работа в режиме тренинга

Время проведения: 20 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=VP7Iz5rhA8A

конверты икарандаши или фломастеры каждому участнику. Кроме того, каждому потребуетсястолько листов бумаги, сколько участников в группе, включая вас.

Попросите участников написать свои имена на конвертах. Дальше попросите ихнаписать и напишите сами пожелание, благодарность для каждого члена группы.Сложите все листочки в соответствующие конверты. Если участники захотят, онимогут поделиться этими высказываниями с группой.

 «Продолжи искренне» («каждыйв своей жизни»)
Инструкция: Все садятсяв круг. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику и просит вытащитькарточку. Участник читает вслух текст карточки и старается раздумывать какможно меньше, продолжает мысль, начатую в тексте, максимально искренне.

Упражнение«Ответы за другого» (ЗА СПИНОЙ)

Цель: Развитие самосознанияучастников группы посредством обратной связи.

Необходимое время: 20 минут.

Нет.

Подготовка: Специальнойподготовки не требуется.

Процедура: Инструкцияведущего:

– Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдаетсяединство ценностных ориентации. Иными словами, когда по отношению к самымважным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение.

Но такое единствовозможно лишь тогда, когда люди хорошо знают, как каждый человек из группыотносится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что не нравится.

Давайтепроверим себя насколько хорошо вы уже знаете друг друга, насколько вы можетепроникнуть в глубину души человека из нашей группы и понять его вкусы ипристрастия.

Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть очеловеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые в процессе нашейгрупповой работы еще не обсуждались? Для этого предлагаю вам следующееупражнение.

Возьмите большой лист бумаги, положите его горизонтально иразделите вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбцаподпишите свое игровое имя. Над левым столбцом напишите имя человека, сидящегослева от вас, но не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым столбцом– имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Такимобразом, у каждого из вас есть два человека, глазами которых вы должны будетепосмотреть на мир и за которых дадите ответы на вопросы, которые я предложу.

Такое условие – отвечать не за ближайших соседей, а за сидящих чуть дальше –вызвано двумя причинами: во-первых, если группа сформирована из людей, ужезнающих друг друга, то обычно приятели садятся в кругу рядом, а отвечать захорошо знакомого человека не представляет трудности и интереса, во-вторых,данная процедура ограждает от соблазна подсмотреть, что же на самом деле пишетсосед на своем листочке.

Итак. Сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номеравопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры.Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени котороговам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте краткои определенно.

Достаточно пяти-шести вопросов. Их содержание будет варьироваться взависимости от половозрастного состава группы и ее интересов. Возможныйперечень вопросов:

  1. Любимый цвет?
  2. Ваше любимое мужское имя?
  3. Ваше любимое женское имя?
  4. С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?
  5. Смотрите ли телевизионный сериал «Санта-Барбара»? (Да, нет, иногда.)
  6. Самая неприятная для вас человеческая черта?
  7. Самое ценное для вас человеческое качество?
  8. Ваше любимое времяпрепровождение?
  9. Книги какого жанра вы предпочитаете?
  10. Минимальный размер зарплаты, соответствующий вашему труду и устраивающий вас?

Для проверки степени «попадания» после завершения процедуры ведущий предлагаетучастникам сравнить свои результаты и подсчитать количество совпавших ответов.Итоги подводятся во время общегруппового обсуждения.

https://www.youtube.com/watch?v=egFQZDwcg7M

Как легко заметить, указанные вопросы подразумевают достаточно широкийспектр вероятных ответов, а не банальную альтернативу «да» – «нет». Здесьсложно просто угадать ответ, как в лотерее.

Приходится думать, вчувствоваться вдругого человека, сопоставлять имеющуюся информацию о нем, делать выводы.

Однако опыт показывает, что практически в каждой группе находятся несколькоудивительно проницательных участников, умудрившихся осуществить «стопроцентноепопадание» – то есть полное совпадение всех ответов.

Хорошо обсудить, как имудалось добиться этого, на чем основывались их предположения, что именноподсказало им правильные ответы. Но если даже совпадений немного, члены группыприобретают много необычной информации друг о друге, становятся ближе ипонятней друг другу, получают опыт «вхождения в мир другого».

Возможным вариантом этого упражнения может послужить процедура диагностическогообследования по какому-нибудь небольшому тесту-опроснику.

Вывод

Процесс демонстрации и получения обратной связи, способствуявозникновению доверительной атмосферы, является важной составляющей эффективногообщения.

Вопросы

1. Что такое обратная связь в общении?2. В чем ее функция (зачем она)?3. Каковы правила обратной связи?

4. В чем плюсы открытого, искреннего общения «без масок»?Бывают ли ситуации, когда оно нецелесообразно?

Литература:

1.  Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.2.   Григорьева Е.В. Психология общения: Методическое пособие для учителей средних школ / Е.В.Григорьева. – Н. Новгород, 1994. – 55с.

3.   Психология общения.Практикум попсихологии: Учебное пособие // Ефимова Н.С. — М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2011 — 192 с.

🎬 Видео

Обратная связь в психотерапииСкачать

Обратная связь в психотерапии

Психология общения. Передача 2. Обратная связь в общении. Технология слушанияСкачать

Психология общения. Передача 2. Обратная связь в общении. Технология слушания

Школа любви - что такое обратная связь в отношенияхСкачать

Школа любви - что такое обратная связь в отношениях

Отношения. Обратная связь. Почему это важно? #2Скачать

Отношения. Обратная связь. Почему это важно? #2

Виды обратной связи. Типичные ошибкиСкачать

Виды обратной связи. Типичные ошибки

Обратная связь сотрудникам: как не обидеть и получить результат. Вебинар Яны ЖиляковойСкачать

Обратная связь сотрудникам: как не обидеть и получить результат. Вебинар Яны Жиляковой

5 правил эффективной обратной связиСкачать

5 правил эффективной обратной связи

Обратная связь: как перестать обижаться и научиться давать грамотный фидбэкСкачать

Обратная связь: как перестать обижаться и научиться давать грамотный фидбэк

Обратная связь в менеджменте | Как грамотно дать обратную связь сотрудникуСкачать

Обратная связь в менеджменте | Как грамотно дать обратную связь сотруднику

Психологические типы личности. Правильная обратная связьСкачать

Психологические типы личности. Правильная обратная связь

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК МЕТОД КОММУНИКАЦИИ | Корректирующий фидбек сотруднику и позитивное подкреплениеСкачать

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК МЕТОД КОММУНИКАЦИИ | Корректирующий фидбек сотруднику и позитивное подкрепление

027. Как давать обратную связь – Никита ЕфимовСкачать

027. Как давать обратную связь – Никита Ефимов

Лекция 6, Перцептивная сторона общения, Андреева Г.М.Скачать

Лекция 6, Перцептивная сторона общения, Андреева Г.М.

Какой должна быть хорошая обратная связь?Скачать

Какой должна быть хорошая обратная связь?

Обратная связь - семиступенчатая техникаСкачать

Обратная связь - семиступенчатая техника

Обратная связь в обучении сотрудниковСкачать

Обратная связь в обучении сотрудников
Поделиться или сохранить к себе: