Методы групповой психотерапии

Методы групповой психотерапии Статьи по психологии
Методы и приемы когнитивно-поведенческой психотерапии алкоголизма

Методы групповой психотерапии

Когнитивно-поведенческая психотерапия используется в лечении алкогольной зависимости и реабилитации после нее.

Она предполагает коррекцию существующих установок, умозаключений, убеждений (когнитивная часть) и выработку навыков контроля, управления поведением, совершаемыми действиями (поведенческая часть). Такая терапия проводится короткими курсами (от 10 до 20 посещений врача).

Она имеет доказанную эффективность, упрощает отказ от алкоголя, уменьшает риск срыва. При использовании методов когнитивно-поведенческой психотерапии пациент работает в тесном контакте с врачом, что улучшает общие результаты лечения.

Вводный сеанс проводится как интервью (беседа) — врач собирает информацию о состоянии пациента, помогает ему сформировать мотивацию для лечения, оказывает психологическую поддержку. На следующих приемах психотерапевт использует комбинацию методов когнитивной и поведенческой коррекции.

Содержание
  1. Методы когнитивной психотерапии
  2. Техники поведенческой терапии
  3. Дополнительное образование
  4. Стоимость за весь период обучения (очная форма)  – 60 000 рублей
  5. Групповая психотерапия: о методе за 2,5 минуты от практика
  6. Цели и виды групповой терапии
  7. В группе можно:
  8. преимущества и особенности групповой терапии
  9. Понятность/прозрачность работы
  10. Реалистичность
  11. Доверие равных
  12. Быстрый и мощный эффект
  13. Экономность
  14. Кому подходит групповая терапия?
  15. Как проходит групповая терапия?
  16. Групповая терапия: место для правды
  17. — влияние, которое группа способна оказывать на поведение людей;  — феномен «заражения», т. е. появления у членов группы одинаковых чувств; 

    — для членов группы важно, как она организована и насколько достигнуто между ее членами определенное соглашение относительно основных задач группы; 
  18. Определение
  19. Гештальт-подход в работе с группой
  20. Как это работает? 
  21. Правила работы в терапевтической группе
  22. Преимущества групп
  23. Заключение
  24. Групповая психотерапия при зависимости
  25. При каких зависимостях полезны занятия в группе
  26. Виды психотерапевтических групп при лечении зависимости
  27. Еще немного о положительных сторонах групповой работы
  28. 💥 Видео

Методы когнитивной психотерапии

Во время сеансов врач использует ряд приемов, направленных на изменение навязчивых мыслей, побуждающих пациента употреблять алкоголь. Для этого психотерапевт анализирует их обоснование вместе с пациентом и помогает выстроить правильные заключения.

Предполагается, что алкогольную зависимость провоцируют логические «ошибки» — неверное мышление, неправильный фокус внимания, ложные идеи. Терапевт выявляет такие убеждения и разбирает их вместе с пациентом, доказывая ему их несостоятельность.

Это формирует правильное восприятие алкогольной зависимости, осознать влияние спиртного на жизнь человека, избавиться от иллюзий, связанных с его употреблением.

Для избавления от навязчивых мыслей и закрепления правильных установок когнитивная психотерапия использует два вида вербальных методов:

  • приемы, которые позволяют быстро переключиться, избавиться от навязчивых мыслей, прервать их. Для этого используются техники отвлечения внимания: подсчет окружающих человека предметов, счет в уме, повторение заученного стихотворения;
  • приемы, которые нейтрализуют влияние негативных мыслей. Это может быть повторение успокаивающих фраз или установок на отказ от спиртного либо использование карточек с напечатанными на них напоминаниями. Фокусируя внимание на них, человек избегает эмоционального напряжения, его состояние остается стабильным, ему проще прервать мысли о спиртном.

Техники поведенческой терапии

Контроль и коррекция поведения важны, чтобы упростить лечение алкогольной зависимости и исключить срывы в период реабилитации и после нее. Для этого используются следующие приемы.

Релаксация. Метод релаксации используется, чтобы снять физическое напряжение, стабилизировав при этом эмоциональное состояние.

Наиболее распространенные приемы релаксации основаны на дыхательной гимнастике и предполагают глубокое медленное дыхание (может использоваться вместе со счетом про себя).

В других случаях могут применяться поглаживания, перемена позы, медленная ходьба, перебирание монет в кармане, другие действия. Концентрируясь на них, пациент отвлекается от мыслей об алкоголе, и желание выпить постепенно слабеет.

Экспозиция. Применяется при выраженных тревожных расстройствах, спровоцированных алкогольной зависимостью. Это — набор методов, которые позволяют снимать эмоциональное напряжение в ситуациях, пугающих пациента.

Такая ситуация воссоздается во время приема у психотерапевта под его контролем. Пациент проживает ее, представляет ее себе, получая в этот момент поддержку врача.

Метод экспозиции предполагает обучение контролю тревожности: при воссоздании негативных ситуаций пациент учится справляться с ними, не используя для этого спиртное.

https://www.youtube.com/watch?v=7TSg2I-vEHU

Подробную информацию Вы можете узнать по телефону:
+7 (495) 191-15-75

Тренировка уверенности. Методика применяется для пациентов, которые легко попадают под влияние других людей. Чтобы исключить риск срыва в пьющей компании просто потому, что человек не смог отказаться от алкоголя, используют несколько приемов. Врач обучает пациента «на практике», моделируя такие ситуации, разыгрывая с ним соответствующие роли.

Терапевт побуждает пациента к правильному вербальному и невербальному поведению, помогает ему заранее отработать реакции на предложения выпить, настойчивые уговоры. Такая тренировка может быть направлена на снятие напряжения в ситуациях, когда человек чувствует себя уязвимым, неуверенным в себе.

Это поможет снизить уровень стресса после отказа от алкоголя и быстрее восстановить социальные навыки.

Работа с самоконтролем. Пациента учат контролировать свои чувства, эмоциональное состояние, поведение. Для этого последовательно используется два приема: самонаблюдение и самоподкрепление. На первом этапе пациента учат оценивать свое поведение.

Для этого может использоваться ведение записей, дневника, в котором описываются события, проблемы, обстоятельства, провоцирующие те или иные поступки. Ведение таких записей позволяет осознать влияние алкогольной зависимости, увидеть ее проявления. Самоподкрепление — второй этап.

Когда пациент вырабатывает навык контроля над своим поведением и успешно воздерживается от негативных ситуаций, он может «награждать» себя за это. Награда может быть любой: от покупки какой-то вещи до развлечений.

Стимулы должны подкреплять не только фактическое воздержание от алкоголя, но и способность контролировать себя в ситуациях, провоцирующих пациента на срыв.

Восстановление социальных навыков. Обычно применяется на завершающем этапе психотерапии, в период реабилитации. Врач обучает пациента общению, поведению с другими людьми, приемлемым реакциям или поступкам.

Такое обучение может проходить в виде инструктажа, моделирования отдельных ситуаций, ролевых игр.

Тренировка способностей к коммуникации помогает человеку быстрее находить новых знакомых, восстанавливать утраченные социальные связи, преодолевать последствия и влияние алкогольной зависимости на его жизнь.

В медицинском центре «НаркоДок» когнитивно-поведенческая психотерапия может использоваться при индивидуальной работе с пациентом и на групповых сеансах. Врачи клиники рекомендуют начинать такое лечение сразу после обращения к наркологу и продолжать до тех пор, пока не будет завершена реабилитация.

Звоните, чтобы пройти когнитивно-поведенческую психотерапию алкоголизма в клинике «НаркоДок»:

+7 (495) 191-15-75

Видео:Когда идти на групповую психотерапию?Скачать

Когда идти на групповую психотерапию?

Дополнительное образование

Методы групповой психотерапии
Версия сайта для слабовидящих

40

2,7

Технология семейной психотерапии

12 октября 2021 —
05 февраля 2022

150

очно/онлайн

понедельник, среда
с 19:00 до 22:00

Удостоверение о повышении квалификации

1

1

Технология семейной психотерапии

О программе

Для каждого человека Мир и Война начинаются дома. Именно в своей семье мы испытываем наибольшее счастье и наибольшую боль. В трудную минуту мы можем опереться на мудрого, знающего, эффективного профессионала — специалиста в области семейной терапии. 

Предлагаемая Вашему вниманию программа создает условия для подготовки высокоэффективных специалистов в области семейной психотерапии. 

В процессе обучения слушатели получат современные знания методологии и теории семейной психотерапии, познакомиться с зарубежными и отечественными школами. 

Особенность программы состоит в том, что овладение основными техниками и методиками семейной психотерапии достигается в активной тренинговой работе, в которую включаются все участники программы. 

Вы не только станете специалистами в области системного семейного подхода и игровой психотерапии, научитесь применять методы и техники индивидуальной и групповой семейной психотерапии, но и откроете в себе способность к системному семейному мышлению.

https://www.youtube.com/watch?v=j5_kpG4xeLc

Большое внимание в программе уделяется профессионально-личностной подготовке будущих семейных психотерапевтов, ведь семейный психотерапевт, становясь профессионалом, должен научиться быть счастливым в своей семье!

В результате обучения слушатели:

  • овладеют современными представлениями о психологии и психотерапии семьи, природе семейного бессознательного,
  • познакомятся с методологией и теорией семейной терапии, основами экзистенциально-гуманистического и системного подходов в семейной психотерапии,
  • узнают феноменологию семейных кризисов и конфликтов, симптомов семейного неблагополучия и семейной боли, видов нарушений семейных отношений в норме, в психосоматической клинике, при неврозах и некоторых психических заболеваниях,
  • овладеют техниками, методиками и приемами семейной терапии,
  • овладеют основами системного семейного мышления,
  • смогут создавать и поддерживать состояние профессиональной аутентичности семейного психотерапевта

По итогам прохождения стажировки слушатели получают Удостоверение о повышении квалификации установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца.

Технология семейной психотерапии

Структура и содержание программы

Тема 1. Теория и практика семейной психотерапии

Введение в психологию семьи. Сложность семьи как специфической общности людей. Психология семейного бессознательного. Особенности сопротивления, перенесения и контрперенесения в семейной психотерапии. Проблема оценки эффективности семейной терапии.

 Предшественники семейной терапии: Анна Фрейд, Мелания Кляйн, Натан Аккерман, Мюррей Боуэн. Детский психоанализ. Теория объектных отношений. Стационар и семья. Родственники пациентов.Миланская школа семейной терапии:  Мара Сельвини Палаццоли, Джулиана Прата, Луиджи Босколо, Джанфранко Чеккин.

Парадоксы в семейном общении. Нарушения паттернов мышления в семьях с больными шизофренией.Школа Пало Альто: Грегори Бэйтсон, Джей Хейли, Вирджиния Сатир. Теория двойной связи. Инструктирование клиента. Семейные роли и коммуникации. Стереотипы семейного общения.

Структурный и символический подходы в семейной терапии: Сальвадор Минухин и Карл Витакер. Семейные расстановки: Берт ХеллингерИстория и современное состояние отечественной семейной психотерапии: персоналии и основные работы.Экзистенциально-гуманистический подход в семейной психотерапии.

Эмпатический контакт в семейной терапии. Триада Карла Роджерса. Семья как живая система. Основные понятия системного подхода в семейной психотерапии. Семейная беатотерапия.

Тема 2. Семейная терапия кризисов и конфликтов

Психологические проблемы в семейных парах. Супружеские кризисы и конфликты, измена, развод. Теория и практика психотерапии семейных пар. Семейная терапия кризисов и конфликтов, симптомов семейного неблагополучия и семейной боли, нарушений семейных отношений в норме, в психосоматической клинике, при неврозах и некоторых психических заболеваниях.
 

Тема 3. Техники и методы работы с семейными парами

Теория и практика эмпатического контакта в семейной терапии. Техники и методы работы с семейными парами.  Стереоскопическое эмпатическое слушание. Прояснение коммуникаций. Семейная психотерапия при разводах.
 

Тема 4. Методы и приемы системной семейной терапии

Направления системного анализа в семейной терапии. Методы и приемы системной семейной терапии: циркулярное интервью, генограмма семьи, психологические скульптуры и предписания.

Системная семейная психотерапия детско-родительских отношений. Психологические проблемы в детско-родительских отношениях. Групповая и индивидуальная работа с родителями.

Теория и практика игровой психотерапии с детьми.

Тема 5. Аутентичность и психологический портрет семейного психотерапевта

Методы профессионально-личностной подготовки семейного психотерапевта. Системное семейное мышление. «Я как семейный психотерапевт». Психологический портрет семейного психотерапевта. Тренинг системного семейного мышления.

https://www.youtube.com/watch?v=IDAaogfmBiY

Аутентичность семейного психотерапевта: сознательное присутствие, самонаблюдение, психологический анализ собственной семейной жизни. Тренинг ретроспекции детского опыта. Архитектоника индивидуальной консультации в семейной психотерапии.

Индивидуальное консультирование конфликтующих супругов, технологии консультирования при супружеских дисгармониях, изменах, ревности. Психотерапевтическое сопровождение разводов. Тренинг индивидуального консультирования с детьми, подростками и родителями с симулированными случаями. Эмпатический контакт в семейной терапии.

 Тренинг эмпатического  слушания.Архитектоника и методики совместной системной психотерапии. Особенности командной работы в семейной терапии. Подготовка команды системных семейных терапевтов. Тренинг консультирования в симулированных семьях.Тренинг практического использования методики циркулярного интервью в семейной психотерапии.

 Возможности и ограничения методики «Генограмма семьи». Тренинг практического использования генограммы. Тренинг применения технологий «Семейные предписания» и «Психологические скульптуры». Архитектоника, техники и методы работы с семейными парами. Особенности подготовки семейных психотерапевтов для работы в паре.

Тренинг консультирования в симулированных семейных парах.Тренинг использования техник стереоскопического слушания и прояснения коммуникаций в симулированных семейных парах. Особенности психотерапии в сиблинговых парах. Архитектоника и методика комплексной семейной терапии с родителями и детьми.

Технология работы семейного психотерапевтического комплекса.Архитектоника и методика групповой работы с родителями. Тренинг в симулированной родительской группе. Тренинг «Воспитание счастья»Архитектоника и методика групповой работы с детьми. Тренинг игровой детской и подростковой психотерапии в симулированных группах.

 Семейная и игровая терапия с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра.«Если ребенок заболел».  Семейная и игровая психотерапия в соматической и психосоматической клиниках.«Алкогольная семья». Семейная и групповая психотерапия с больными и родственниками.Технологии оценки эффективности семейной терапии. Качественные и количественные методы, проективные отчеты, дневники, опросники.

Итоговая аттестация
 

Учебный план
программы повышения квалификации «Технология семейной психотерапии»

Цель программы: овладение базовыми понятиями семейной психотерапии, изучение основных психотерапевтических подходов, теорий, школ семейной психотерапии, технологий и методов семейной психотерапии, а также формирование системного семейного мышления психотерапевта.

Категория слушателей: специалисты с высшим психологическим, психолого-педагогическим или медицинским (психиатрия, психотерапия, неврология) образованием, а также студенты старших курсов соответствующих вузов.

Общее количество часов (трудоёмкость): 150 часов
Продолжительность: 3 месяца
Формы обучения: очная, заочная (онлайн-обучение) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 
 

№ п/пНаименование разделов, дисциплинВсегочасВсегоак.чСамост. работаИтоговая аттестация (зачет, экзамен)
1Теория и практика семейной психотерапии24420зачет
2Семейная терапия кризисов и конфликтов22814зачет
3Техники и методы работы с семейными парами20812зачет
4Методы и приемы системной семейной терапии241212зачет
5Аутентичность и психологический портрет семейного психотерапевта604812зачет
Итоговая аттестациязачет
ВСЕГО1508070

Технология семейной психотерапии

Поступление

Как поступить

1) Заполнить на сайте форму «Записаться в группу»

2) Оформить документы необходимые для зачисления:

Копия страниц паспорта с личными данными и регистрацией.

https://www.youtube.com/watch?v=XUwAQPGWvMM

Копия диплома о высшем образовании с приложением.

Копия свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Копия СНИЛС

Заявление на имя ректора (форма выдается при поступлении).

Личный листок слушателя (форма выдается при поступлении).

1 фотография размером 3х4 см.

Приказ о зачислении на программу готовится при наличии полного комплекта документов, подписанного договора и квитанции об оплате образовательных услуг

Технология семейной психотерапии

Стоимость

Стоимость за весь период обучения (очная форма)  – 60 000 рублей

Возможна оплата двумя платежами по 30 000 рублей
 

Стоимость за весь период обучения (онлайн-формат) – 55 000 рублей

Возможна оплата двумя платежами по 27 500 рублей

Видео:Краткая история групповых методов. От групповой терапии к командному коучингуСкачать

Краткая история групповых методов. От групповой терапии к командному коучингу

Групповая психотерапия: о методе за 2,5 минуты от практика

Методы групповой психотерапии

Групповая психотерапия – один из основных способов психологической помощи. Как устроена работа в группах, кому она подходит и какие результаты дает – рассказывает главный психотерапевт нашей клиники Екатерина Шурова.

Цели и виды групповой терапии

Групповая психотерапия решает эмоциональные, поведенческие и межличностные проблемы при помощи групповой динамики – доверительного социального общения.

В группе можно:

· рассказать о волнующих проблемах без страха осуждения· получить взгляд со стороны на важные жизненные проблемы· узнать, как со стороны выглядит наше привычное поведение и образ мышления· исправить на практике свои ошибочные эмоционально-поведенческие установки· получить ценные навыки эффективного решения конфликтов и построения здоровых отношений с людьми

в зависимости от цели терапии группы могут быть лечебными и терапевтически-тематическими.

лечебные – группы для взаимопомощи и коррекции симптомов при психическом расстройстве, например – группы алко- и наркозависимых.

тематические − группы для терапевтической проработки конкретных задач: например, группы по обучению эмоционально-поведенческому самоконтролю, построению здоровых отношений с родственниками, между мужчиной и женщиной, по проработке конфликтных ситуаций, группы личностного роста, исследовательские группы.

группы также могут быть открытыми − свободный вход для новых участников; закрытыми – набирается определенное количество участников без допуска новых людей, полузакрытыми – если из группы выходят участники, на их место приглашают новых.

преимущества и особенности групповой терапии

Понятность/прозрачность работы

Группа не анализирует в подробностях прошлое участников, не ищет глубинные причины наших поступков и мыслей. Оцениваются реально наблюдаемые факты – случившиеся жизненные ситуации, образ мышления и поведение участника в настоящем.

Все проблемы решаются «здесь и сейчас», в доверительном практическом общении участников с себе подобными – это делает терапию более понятной и прозрачной для участников.

Реалистичность

На индивидуальной психотерапии мы общаемся один на один с опытным специалистом, который умеет подбирать правильные формулировки и не причинять нам дискомфорт.

А групповые занятия максимально приближены к реальности – участники общаются между собой в привычном для них стиле и воссоздают микромир, в котором мы живем в повседневной жизни.

Общение в группе ярко покажет ваши ошибки в социальном общении, укажет на разрушительные эмоциональные реакции и поведенческие привычки, поможет взглянуть на ваши жизненные проблемы под другими углами – ведь участников много, и каждый имеет свое мнение.

Доверие равных

В группе можно безопасно и без страха осуждения решать самые болезненные личные проблемы – все равны и находятся в одном положении.

https://www.youtube.com/watch?v=XUwAQPGWvMMu0026t=2877s

Участники внимательно выслушают, дадут эмоциональный отклик и поддержку, расскажут о похожих ситуациях в личной жизни, помогут сообща устранить ошибки и получить новые навыки взаимодействия. Конечно же, под наблюдением опытных психотерапевтов.

Быстрый и мощный эффект

Большое количество участников процесса, продолжительные занятия (от 1,5 до 3 часов), широкий выбор методик для взаимодействия участников – все это делает групповую терапию более интенсивной и разнообразной в сравнении с индивидуальными занятиями с терапевтом.

Групповая терапия за короткий срок дает насыщенный и богатый эмоциональный опыт – поэтому многие проблемы можно проработать гораздо быстрее.

Экономность

Групповая терапия дешевле индивидуальной – занятия в группе могут составлять 1/3 от стоимости индивидуальной терапии, или быть более продолжительными по времени сеанса. К тому же, даже если человек не в настроении и молчит, он остается пассивным участником – может оценить и перенять чужой опыт, вдумчиво понаблюдать за поведением окружающих.

Кому подходит групповая терапия?

Групповая терапия подходит почти всем – она противопоказана только больным с тяжелыми органическими нарушениями мозга и нервной системы, при которых общение в группе невозможно.

Так, групповую терапию проходят даже пациенты с шизофренией – занятия учат правильно общаться с окружающими и строить межличностные отношения.

Как проходит групповая терапия?

Занятие ведут 2 психотерапевта. Часто это специалисты разных областей – например, гештальт-терапии и психоанализа. Сочетание разных подходов и техник помогают сделать занятие более полезным и интересным для участников.

А методики групповой терапии делятся на две группы:

· Вербальные. Это словесное общение между участниками. Групповые дискуссии с обсуждением проблем и опыта участников, или психодрама – игровое моделирование конкретных жизненных ситуаций, где участники примеряют на себя разные социально-поведенческие роли, получают новый опыт и навыки.

· Невербальные. Вспомогательные техники –помогают выразить эмоциональное состояние без слов, чтобы позже проанализировать и проработать.

Например, психогимнастика – передача эмоций при помощи жестов и мимики; проективные рисунки – рисование эмоций и жизненных ситуаций; музыкотерапия – игра на музыкальных инструментах или совместное прослушивание музыки.

В прошлой статье мы также рассказывали о топ-7 техниках

когнитивно-поведенческой терапии.

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь. Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Видео:ПСИХОДРАМА | Эффективный метод групповой психотерапии | Психологическая помощьСкачать

ПСИХОДРАМА | Эффективный метод групповой психотерапии |  Психологическая помощь

Групповая терапия: место для правды

Методы групповой психотерапии

Хочешь, чтобы что-то было по-другому, сделай что-нибудь по-другому (с)

Если вы хотя бы раз в жизни думали о том, чтобы обратиться за помощью к психологу/психотерапевту, но останавливали себя из-за многочисленных вопросов, на которые не находили ответы, то эта статья для Вас. Начать психотерапию не всегда легко.

Возникает ряд вопросов: Как найти хорошего специалиста, что ему сказать и что предстоит делать в процессе психотерапии? Какое направление выбрать и какой формат? И как правило, эти вопросы накапливаются как снежный ком, чем их больше, тем быстрее растет шар из новых и новых вопросов, при этом ответов появляется все меньше.

Цель этой статьи – рассказать подробнее о том, что такое гештальт-подход в работе с группой. 

Немного истории

Гештальт-терапия изначально функционировала как индивидуальный метод. Но с начала 60х годов началось активное применение данного метода и в рамках группового процесса. В настоящее время интерес и востребованность гештальт-групп только увеличивается.

С чего же все началось?

Начнем с Аристотеля, который называл человека “общественным животным” и рассматривал его потребность в установлении контактов с себе подобными как источник силы.

С точки зрения науки, исследования в области влияния группы на человека начались с 1895 года, французским социальным психологом Густавом Лебоном, который ввел понятие «группового сознания».

В 20-х годах исследования групп проводились и в Англии, причем интересен тот факт, что английские психологи пришли к схожим выводам: люди в группах ведут себя иначе. Изучая влияние групп на поведение ее членов, они выявили ряд важных феноменов, а именно: 

— влияние, которое группа способна оказывать на поведение людей;  — феномен «заражения», т. е. появления у членов группы одинаковых чувств; 

— для членов группы важно, как она организована и насколько достигнуто между ее членами определенное соглашение относительно основных задач группы;

 

Одним из первых специалистов, использовавших групповой подход в лечении клиентов был терапевт Джозеф Пратт из Массачусетского госпиталя в Бостоне. Родоначальником и отцом-основателем групповой психотерапии большинством считается Я.Л. Морено, которому принадлежит и сам термин «групповая психотерапия».

В исследованиях малых групп несомненный вклад внес Курт Левин, его теория поля и работы о групповой динамике. Он говорил: «легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности». 

Отец гешталт-терапии Ф.

https://www.youtube.com/watch?v=fjV6iXHEoz4

Перлз в своей практике также использовал групповой метод, с той лишь разницей, что «старый гештальт» отличался от современного включенностью отдельного участника группы в процесс. Терапевт работал в центре круга с одним членом группы, затем с другим и т.д., последовательно проводя индивидуальные сессии.

При этом участники группы в эти сеансы непосредственно не привлекаются и друг с другом практически не взаимодействуют. Тем не менее с точки зрения Перлза, они могут сопереживать клиенту, эмоционально откликаться, опираясь на свой собственный опыт. Очевидно, что при такой работе групповая динамика остается в фоне.

В групповой практике это приводит к тому, что забота участников друг о друге не выступает общей ценностью. Современные представители гештальта обращают внимание на указанный дефицит перлзовской модели и вносят свои креативные инновации, формируя «современный гештальт» в работе с группой.

Определение

Существует много определений понятия групповой психотерапии. Я. Морено (1932) определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах. С. Кратохвил (1978) считает, что групповая психотерапия – это метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика, т.е.

отношения и взаимодействия членов группы, как с психотерапевтом, так и между собой.

Мне больше нравится такое определение: «Групповая психотерапия – форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем участников, снятия напряжения».

Гештальт-подход в работе с группой

Я работаю в рамках гештальт-подхода, и считаю, что практически любую технику в гештальт-терапии можно рассматривать как особое восприятие широкого предписания: «Воспринимай себя как автора своих поступков, осознавай себя в актуальном контакте с реальностью» (Н.Лебедева, Е.

Иванова «Путешествие в гештальт. Теория и практика»). 

В последнее время гештальт-группы стали открыты широким слоям населения во всем мире – это и домохозяйки, и бизнесмены, и супружеские пары, и люди, страдающие от одиночества, и дети, и люди преклонного возраста, спортсмены.

В группе человек лучше понимает себя и других, иногда впервые встречается с сочувствием и приобретает навык принимать его. Здесь переживается абсолютно новый, доселе незнакомый опыт, целая захватывающая гамма чувств.

Другими словами, возвращается гармония, изначальная целостность и удовольствие от жизни.

Как это работает? 

Представьте себе компьютер. А теперь представьте, что вы открыли сразу все возможные приложения. Что происходит в таком случае? Компьютер начинает «тормозить», а может и вовсе отключиться.

К чему это я? Если в вашей жизни есть вещи, которые не проживаются до конца, если вы не позволяете им завершаться, то ваше бессознательное начинает «засоряться», возвращая вас каждый раз назад. Чем это плохо? Тем, что вы не двигаетесь вперед.

Застревая в прошлом, вы проживаете старый опыт с другими людьми, которые невольно становятся участниками повторяющего сценагрия. Все это мешает развиваться, получать радость и выстраивать новые отношения.

Гештальт-терапия опирается на то, как человек живет, чувствует, думает – в настоящем. Это не значит, что данный подход отметает ценность прошлого и будущего, однако он помогает сделать что-то иное уже сегодня.

Правила работы в терапевтической группе

Работа терапевтической группы сложна тем, что в отличие от индивидуальной работы, где есть клиент и терапевт, в группе присутствуют еще люди, иногда много людей.

А значит, вопрос безопасности данного пространства стоит остро.

Чтобы обеспечить комфортное и полезное функционирование людей в группе, необходимо придерживаться установленных правил, которые вводятся в самом начале работы. Вот некоторые из них:

Преимущества групп

Ни для кого не секрет, что индивидуальная терапия отличается от групповой. Нельзя говорить о плюсах и минуса группового формата, это просто ДРУГАЯ терапия, у которой есть ряд своих преимуществ:

Как поддержка, так и фрустрация в группе значительно сильнее, чем в индивидуальном консультировании. Если только психолог указывает вам на то, что сложно принять — вам просто от этого отмахнуться.

Куда сложнее это сделать, если на это вам указывает 5 человек из 10. То же с поддержкой и принятием. Принятие от большого количества людей — это огромный ресурс и сильнейшая поддержка.

Если вам удается получить это в группе, эффект получается очень мощный.

Выполняя упражнения и взаимодействуя в группе, человек, так или иначе, отыгрывает свое привычное поведение, которое свойственно ему в жизни. Так можно узнать, что чувствуют другие люди при непосредственном взаимодействии. Вероятность получить честный ответ в группе выше.

Участники могут прямо в «здесь и сейчас» пробовать новые способы поведения, замечать реакции на них. Причем, это происходит в безопасном и контролируемом пространстве.

Другие участники, помимо эмоциональной обратной связи, могут поделиться своим жизненным опытом. Плюс в том, что человек понимает, что он не один такой, что другие тоже сталкиваются с похожими трудностями и преодолевают их. Люди перестают остро чувствовать одиночество.

Как правило, стоимость участия в группе гораздо ниже, чем час индивидуальной работы с терапевтом.

Заключение

Профессиональная психотерапевтическая помощь широко используется в мире для решения разного рода проблем. Какой метод и какую форму работы выбрать, каждый для себя решает сам. Преимущество индивидуальной психотерапии заключается в глубине отработки проблемы.

Групповая терапия, в свою очередь, позволяет встречаться со своими внутренними Я, делиться своими переживаниями, исследовать и анализировать их, при этом получая огромную поддержку извне. При всем многообразии человеческих чувств, клиентские запросы не уникальны и не единичны в своем проявлении.

Бывает очень важно встретиться с тем, что я не одинок в своих страхах и страданиях.

Формат групповой терапии позволяет людям, испытывающим трудности в общении и построении отношений, не только осознать деструктивные механизмы реагирования и поведения, но и освоить новые способы в непосредственном общении, получив обратную связь, как от психотерапевта, так и от каждого участника группы.

Видео:Психотерапия #18. Исцеляющие механизмы групповой психотерапииСкачать

Психотерапия #18. Исцеляющие механизмы групповой психотерапии

Групповая психотерапия при зависимости

Методы групповой психотерапии

    ВНИМАНИЕ! Жирным шрифтом обозначены услуги, оказываемые только на пр.Серебрякова, д.4 стр.3

  • СЕАНСЫ и ЛЕЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

    • Введение пролонга (депо)

      5 000

    • Введение рисполепт конста

      15 000

    • Введение препарата ксеплион (пролонгированного действия)

      30 000

    • Сеанс психотерапии, индивидуальное занятие с психологом, занятие с консультантом по зависимостям

      3 000

    • Сеанс психотерапии с системным клиническим психологом

      4 000

    • Сеанс психотерапии, индивидуальное занятие с врачом

      5 000

    • Индивидуальное занятие с психологом, удаленное, по Skype

      5 000

    • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия 1 час

      5 000

    • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия 1,5 час

      7 000

    • Эмоционально-образная психотерапия 1 час

      5 000

    • Эмоционально-образная психотерапия 1,5 часа

      7 000

    • БОС-терапия

      3 000

    • Нейрокоррекционное занятие

      5 000

    • Сеанс семейной психотерапии

      7 000

    • Ко-терапия

      10 000

    • Ко-терапия семейная

      12 000

    • Групповая психотерапия

      2 000

    • Гипноз, эриксоновский гипноз

      3 000

    • Программа по лечению от табакокурения подбирается индивидуально

      https://www.youtube.com/watch?v=A8dEHGu8AGo

      от 2 500

    • Терапия зависимости методом Довженко

      6 000

    • Психофармакотерапия зависимости (кодирование Торпедо, SIT, NIT, BINOSTIN, ЭСПЕРАЛЬ, ПРОЛОНГИ, ЭСВ, МОВ и др.)

      7 000

    • Психофармакотерапия зависимости («раскодирование»)

      7 000

    • Психофармакотерапия зависимости методом «двойного блока»

      10 000

    • Программа «Точка трезвости» (одна процедура на месяц)

      от 25 000

    • Имплантация Вивитрола

      25 000

    • Амбулаторная комплексная реабилитационная программа

      Цены

    • Трудотерапия

      7 000

Психотерапия — это лечение психики с помощью психики другого человека. Дословно с греческого переводится «душа + лечение». Психотерапевтическую работу традиционно делят на два вида: индивидуальную и групповую.

Основная цель групповой работы — создание условий для пациента, при которых он сможет отказаться от своих старых представлений о себе, о жизни; пережить болезненные чувства не употребляя алкоголь и наркотики, что приведет к большему пониманию паттернов характера и конфликтных взаимоотношений, которые развивались в течение тех лет, что больной ходил по замкнутому кругу: боль — употребление — больше боли — больше негативного отношения к себе — больше употребления.

Работа в группе способствует формированию социального окружения, поддерживающего трезвость, что является одним из важнейших условий в выздоровлении т.к. зависимому необходимо отказаться от социальных связей, провоцирующих его на употребление.

При каких зависимостях полезны занятия в группе

Практически при всех видах зависимости и зависимого поведения групповая психотерапия оказывает существенную помощь в лечении и достижении выздоровления (ремиссии):

  • Алкогольная зависимость;
  • Наркомания, полинаркомания;
  • Токсикомания;
  • Табакокурение;
  • Игромания;
  • Компьютерная зависимость;
  • Интернет зависимость, зависимость от соц.сетей;
  • Зависимость от лекарств;
  • Любовная зависимость;
  • Созависимость;
  • Сочетание зависимости с психическими расстройствами («двойной диагноз»).

Виды психотерапевтических групп при лечении зависимости

Различают два основных вида терапевтических групп: группы взаимопомощи и малые терапевтические группы.

Группы взаимопомощи — группа людей с похожими проблемами, помогающие друг другу в их решении. Отличительной особенностью таких групп является отсутствие на них профессионалов, отсутствие обратной связи, отношения «равный – равному».

Основные цели таких групп: поддержать друг друга, поделиться знаниями, поделиться информацией, поделиться опытом, как справляться с трудностями, выговориться и получить облегчение. Наиболее известные примеры таких групп: группы Анонимных Алкоголиков (АА) и Анонимных Наркоманов (АН).

Данная модель группы используется в большинстве лечебных учреждений при работе с зависимыми, как часть лечебного процесса.

Малая терапевтическая группа. Отличается от групп взаимопомощи присутствием на ней профессионалов (врач, психолог, консультант), возможностью сдавать терапевтические задания, возможностью получать и давать обратную связь.

Обратная связь помогает увидеть те черты личности, которые были раньше скрыты, начать их исправлять.

Малая группа позволяет пациенту открыто выражать свои чувства, узнавать, как чувства влияют на поведение и мысли, получать поддержку и одобрение, увидеть, как его поведение влияет на других людей, найти новые способы поведения, возможность принять себя таким, какой он есть, и начать меняться, быть понятым и принятым.

Еще немного о положительных сторонах групповой работы

Находясь в группе, пациент имеет возможность почувствовать себя частью коллектива, что позволяет ему легче проживать чувства отчужденности и не нужности, свойственные всем зависимым на начальном этапе выздоровления. Попадая в группу, зависимый сталкивается с людьми, со схожими трудностями, это избавляет его от ощущения уникальности своей проблемы.

Человек, приобщающийся к любой социальной группе (в нашем случае это группа выздоравливающих зависимых), начинает копировать ценности, модели поведения, состояния и взгляды группы, в которой находится. То есть зависимый перенимает «трезвое поведение» и «трезвый образ мышления» от других выздоравливающих членов группы.

Пациент видит, как другие зависимые со схожими проблемами, решают их и справляются с трудностями, и обретает надежду.

https://www.youtube.com/watch?v=x3Ks1e0rKpQ

В клинике «Роса» используются обе модели терапевтических групп при работе с зависимыми. Занятия проводятся для пациентов стационара (ежедневно) и для тех, кто не лежит в клинике, а приходит на психотерапию в удобное для него время.

Для того, чтобы попасть на групповую психотерапию зависимости, пожалуйста, обращайтесь к нам. Мы работаем круглосуточно.

💥 Видео

Демонстрационная сессия. Групповая форма аналитико-катартической терапии (АКТА).Скачать

Демонстрационная сессия. Групповая форма аналитико-катартической терапии (АКТА).

Групповая психотерапия в практике психологаСкачать

Групповая психотерапия в практике психолога

Техники психотерапии. Рескриптинг.Скачать

Техники психотерапии. Рескриптинг.

«Основы групповой психотерапии»Скачать

«Основы групповой психотерапии»

Групповая психотерапия. Анти-групповая психотерапия. Техники воздействия на группы.Скачать

Групповая психотерапия. Анти-групповая психотерапия. Техники воздействия на группы.

Методы групповой психотерапииСкачать

Методы групповой психотерапии

Психодрама. Главный метод групповой психотерапии Часть 1Скачать

Психодрама. Главный метод групповой психотерапии Часть 1

Ирвин Ялом «Принципы групповой психотерапии»Скачать

Ирвин Ялом «Принципы групповой психотерапии»

Групповая психотерапия | Психотерапевт о групповой психотерапииСкачать

Групповая психотерапия | Психотерапевт о групповой психотерапии

И. Ялом проводит сеанс групповой терапии в стационареСкачать

И. Ялом проводит сеанс групповой терапии в стационаре

Правила групповой психотерапииСкачать

Правила групповой психотерапии

Мастер-класс «В контакте с телом: техники и приемы телесно-ориентированной терапии» Проценко А.Скачать

Мастер-класс «В контакте с телом: техники и приемы телесно-ориентированной терапии» Проценко А.

Основы индивидуальной и групповой психотерапииСкачать

Основы индивидуальной и групповой психотерапии

ТРАНСОВЫЕ МЕТОДЫ В ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ - ДЕНИС ОМЕЛЬЧЕНКОСкачать

ТРАНСОВЫЕ МЕТОДЫ В ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ - ДЕНИС ОМЕЛЬЧЕНКО

Живые диалоги. Что такое групповая психотерапияСкачать

Живые диалоги. Что такое групповая психотерапия

ТЕХНИКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ и экзистенциальные данности Ирвина Ялома [Психотерапия #78]Скачать

ТЕХНИКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ и экзистенциальные данности Ирвина Ялома [Психотерапия #78]
Поделиться или сохранить к себе: