Каждый учитель сталкивается с плохой успеваемостью и далеко не всегда он может понять ее причины. Но некоторые родители точно знают, виноват учитель — приходят, жалуются и даже пишут заявления в администрацию. Разбираемся, как вести себя в таких ситуациях.
- Кто ответственен за плохие оценки?
- Почему ребенок может плохо учиться?
- Как учитель может помочь родителям и ученику?
- Памятка для родителей
- Как защитить права учителя, воспитателя от несправедливых нападок родителя и ученика?
- Page 3
- Как защитить ребёнка от травли
- Спасение — самокритика
- Любви много не бывает
- Угрозы из Сети
- Верным курсом
- Советы специалистов
- Как защитить учителя от неадекватных родителей
- Меры защиты педагогов
- Исковое заявление в суд
- Как учителю защититься от клеветы родителей?
- Влияние оговора на психику
- Система защиты от клеветы
- Права педагогов: как учителю защитить себя?
- Интересы учеников – в приоритете
- Работать в школе или ходить на митинги?
- Как выжить: найти единомышленников
- Как защитить учителя
- Может ли педагог защитить свои права?
- Независимый директор – независимая школа
- Конкурс «Учитель года»
- 📸 Видео
Кто ответственен за плохие оценки?
По закону «Об образовании» ответственны все стороны: учитель, ученик, родители. Ученик — потому что именно он получает образование и овладевает предметными и другими навыками.
Учитель ответственен за качество образования, а успеваемость косвенно указывает на проблемы в преподавании.
Родители до 18 лет отвечают за ребенка, представляют его интересы: если ученика будут исключать из школы, комиссия по делам несовершеннолетних будет спрашивать у родителей, какие меры они принимали, как решали проблему.
Согласно закону больше всего проблем из-за оценок ребенка будет именно у родителей.
Больше всего проблем из-за плохих оценок будет именно у родителей. Учитель может не получить стимулирующие выплаты, если в классе будет низкий средний балл — и только. Если у ученика плохие оценки по многим предметам, родителям придется решать, как дальше заниматься обучением ребенка: делать уроки вместе, отдавать к репетиторам, менять школу, переходить на домашнюю форму обучения?
Почему ребенок может плохо учиться?
Сложный материал, сложные объяснения. Да, это может быть причиной. Учителю трудно объективно смотреть на свои уроки со стороны, а для этого хорошо бы получить адекватную обратную связь. Возможно, темы или подача сложны для учеников.
На уроках неинтересно. Материал может быть простым, но скучным. Оживить уроки можно по-разному: делать материал чуть сложней, использовать видео или презентации, включать игровые методы.
У ребенка личные проблемы. Если в семье или в отношениях со сверстниками что-то идет не так, то ребенку не до учебы. Если ребенок замыкается, не может объяснить, почему плохо учится, постоянно отвлекается, выглядит плохо, то скорее всего с ним стоит поговорить отдельно. Только без давления, чтобы не усугубить.
Нет мотивации учиться. Мотивация пропадает не только из-за личных проблем. Иногда ребенок хорошо учится, но потом достигает потолка и не видит перспектив.
Главное — поговорить с ребенком и узнать, почему пропал интерес. Иногда это происходит под внешним давлением: авторитетные близкие говорят, что хорошо учиться не «круто».
Тогда нужно разбираться и объяснять, что можно учиться ради интереса и не обязательно получать хорошие оценки.
У ребенка высокий уровень стресса. Это может быть связано с личными проблемами, а может с высокой нагрузкой.
Если у ребенка остается мало сил, это легко заметить: он приходит сонный, мало двигается, у него резко меняется настроения, у него становится нездоровый цвет лица.
Если нагрузки связаны с учебой и дополнительными занятиями, стоит поговорить с родителями и сказать, что ребенок не справляется физически.
Как учитель может помочь родителям и ученику?
Выслушать. Самое главное — не уходить в глубокую оборону. Родителям важно, что происходит с ребенком — поэтому они и пришли. Нужно спокойно выслушать их позицию, позицию ребенка и высказать свою. Если спокойно разговаривать не получается, нужно вызвать психолога или заместителя директора в качестве модератора.
Помочь найти причину. Если никто не хочет обвинять друг друга, то есть силы разобраться в проблеме и найти причину. Чаще всего их бывает несколько: учитель рассказывает сложно, урок стоит рано утром, ученики отвлекают. С каждой причиной можно справиться или хотя бы минимизировать их.
Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель может его опорочить, по разным причинам. Тут важно сохранять трезвую голову и помнить, что у вас всегда есть законные способы защиты от клеветы.
Составить план обучения. Если причина найдена, нужно понять, как наверстать упущенное. Ребенок мог плохо учиться все полугодие и потерянные знания нужно восстанавливать. Договоритесь о консультациях или том, что ученик будет сдавать материал раз в месяц.
Разделить зоны ответственности. Родители могут помочь ученику сами. Даже если нет сил делать с ним уроки, можно взять на себя организацию занятий. Ребенку можно мягко напоминать о домашних заданиях, научить его тайм-менеджменту. Например, можно работать с таймером — 25 минут готовишь задание, 5 минут отдыхаешь. Это помогает не терять концентрацию.
Памятка для родителей
Вмешательство родителей в работу учителя нарушает весь учебный процесс. Как минимум, большой шанс, что такое поведение спровоцирует то самое неуважение к учителю, без которого ребенку будет сложно воспринимать материал адекватно. Что хорошо бы помнить родителям, чтобы не допустить такой ситуации:
Помнить, что педагог — профессионал. Да, у него, как у любого человек, могут быть проколы и ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает.
Результаты не всегда приходят быстро. Есть универсальный закон педагогики: она даёт отложенный результат.
Сначала к педагогу, а потом в администрацию. Это даст больше конструктивности, особенно, если вы будете задавать вопросы, а не нападать.
Не стоит запрещать ребёнку злиться на учителя. Но тут важно не перейти на совместную критику педагога, а дать ребенку возможность пережить и осознать свои эмоции. Так ему будет легче посмотреть на ситуацию под другим углом.
Видео:Работа с родителями. Рекомендации молодым педагогам от профессионаловСкачать
Как защитить права учителя, воспитателя от несправедливых нападок родителя и ученика?
В настоящее время защитить нарушенные права учителя (оскорбления, нападки, наговоры «толкнул», «ударил» и т. п.) в силах помочь Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и толковый юрист. Учитель будет в силах противостоять незаконным действиям ученика, если будет знать свои права.
Основным нормативным актом, регламентирующим работу педагогов, является ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Он был принят в 2012 году и охватывает широкий круг вопросов, связанных с образовательной деятельностью.
Статья 47 этого закона определяет права педагогических работников в учебных заведениях.
Помимо закона «Об образовании», правовой статус педагога и других участников образовательного процесса регламентируется Уставом, который есть в каждой образовательной организации.
Непосредственно на своём рабочем месте права педагога определяются должностной инструкцией. Этот вид документа разрабатывается на основе действующих нормативных регламентов и содержит в себе перечень прав педагога в конкретном образовательном учреждении.
Что делать, если родитель воспитанника нарушил права педагога
При случившемся факте посягательств, оскорблений и насильственных действий со стороны родителей, сразу же нужно обращаться в суд. Попытки постфактум договориться в устной форме, как правило, ни к чему не приводят.
А безнаказанность будет только усугублять неприятную ситуацию. Подобные случаи можно предотвратить, воспользовавшись алгоритмами работы с «трудными» родителями.
Они рассмотрены в бесплатном курсе «Есть контакт! Работа педагога с современными родителями как обязательное требование профстандарта «Педагог».
Юридическая практика показывает, что в большинстве случаев не обходится без привлечения суда. Если удается зафиксировать факт оскорблений, то этого вполне хватит, чтобы привлечь обидчика к административной ответственности. Если есть возможность, неплохо бы заручиться поддержкой нескольких свидетелей, ведь всегда найдутся и смелые, и справедливые люди.
https://www.youtube.com/watch?v=Q2a3mqJjlEM
Весьма действенный способ — введение видеозаписей занятий в школе, детском саду — помог бы уменьшить количество таких историй. И поскольку класс — общественное место, то противозаконного в этом ничего нет. А знание и ученика, и учителя о том, что ведется запись, послужило бы сдерживающим фактором.
Если обидчиком стал агрессивный ученик
В настоящее время нет специального регулирования для правонарушений и преступлений, совершенных именно учениками (учащимися) в отношении именно учителей (педагогов). Для них действуют, как и для всех других «не специальных» потерпевших, нормы УК РФ и нормы КоАП .
Однако, согласно КоАП, привлечение к административной ответственности возможно только с 16 лет, к уголовному — по общему правилу также с 16, по особо тяжким преступлениям — с 14 лет.
В настоящее время есть возможность привлечения родителей к административной ответственностиза ненадлежащее воспитание детей, однако, его явно не достаточно. Отчислить из учебного заведения ребенка, нарушающего порядок в школе, можно только с 15 лет.
Таким образом, защита учителей (педагогов) от действий учащихся в настоящее время практически ограничивается общественным порицанием, действенных мер воздействия на малолетних бузотеров не имеется.
А вот учитель ограничен в своем праве защищаться, он даже «сдачи» дать (ни словесно, ни физически) не имеет права, т. к.
он взрослый, а, значит, предполагается, что заведомо сильнее ребенка (хотя это может быть вовсе не так) и законом обязан соблюдать нормы поведения, исключающие с его стороны противоправные действия.
Защитить права учителя, воспитателя, преподавателя помогут следующие правила
- Если вас оскорбил кто-то из учеников или родителей учащихся, то вы, руководствуясь статьей 130 УК РФ, имеете право подать иск о защите чести и достоинства. Как компромисс в этой ситуации вы можете принять публичные извинения обидчика.
- В случае если родители ваших учеников распространяют о вас заведомо ложную или крайне искаженную, пророчащую вас информацию, то вы можете отстаивать свои права в суде. Закон (а именно статья 129 УК РФ) на вашей стороне.
- Но помните, что перед подачей искового заявления стоит попытаться мирно решить проблему. Если это вам не удалось, предупредите потенциального ответчика о том, что собираетесь подать на него суд. На патологически неуравновешенных личностей это вряд ли подействует, а вот человек, дорожащий своей карьерой и репутацией, может пойти на мировую. Рекомендуется вести аудиозапись процесса переговоров и, по возможности, протокол.
- Учитывайте также возможность подачи встречного иска о неправомерности ваших действий. Наиболее распространенной причиной является ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (необъективное выставление нарушение прав ребенка и т.д.). В такой ситуации, чтобы взвесить все «за» и «против», проконсультируйтесь с грамотным юристом, который подскажет вам все нюансы по вашему вопросу. Ведь каждый случай уникален и его нужно разбирать отдельно!
Руководитель образовательного учреждения всегда был в непростой ситуации: с одной стороны, необходимо заниматься реализацией директив департамента, с другой стороны, самый ценный ресурс – сотрудники — требует внимания. А сегодня усложнение условий труда на фоне пандемии приводит к ускорению профессионального выгорания и рискам увольнения сотрудников.
Что делать руководителю, если ценный сотрудник решил уволиться? Читайте три решения кейса и выбирайте подходящую стратегию. А если вы сотрудник, то подскажите своему руководителю, как можно решить вопрос.
Page 3
Инклюзивное образование
Недооценка семейной среды ребенка с ОВЗ может обесценить вложенные педагогом время, силы и эмоции, разрушить все планы и прогнозы.Как выстроить работу с родителями особенного ребенка, чтобы такого не случилось? Разберем в статье методы диагностики и алгоритм работы.
Инклюзивное образование
Когда приняли ФГОС ОВЗ, образовательные учреждения сконцентрировались на материально-технической базе, а педагоги – на разработке адаптированных программ и социально-психологической адаптации таких воспитанников.
А между тем, Национальная стратегия инклюзии подразумевает эффективную интеграцию в обществе не только детей с ОВЗ, но и семей с такими детьми в целом.
К чему еще нужно быть готовым воспитателю, учителю, преподавателю в работе с детьми с ОВЗ? Пройдите короткий тест, чтобы узнать.
Видео:"Российских учителей нужно защищать от родителей"Скачать
Как защитить ребёнка от травли
Явление, которое поспешили назвать на американский манер буллингом, существует давно. Многие знакомились с ним в детстве: в школах, пионерлагерях, во дворах.
Видели эту организованную травлю группой подростков своих сверстников, которые чем-то отличаются от них или выделяются. Увы, многие дети легко превращаются в маленьких монстров либо наоборот — в объект охоты.
У этого парадокса несколько причин, главная из которых — отсутствие системного воспитания. Исправлять ситуацию можно только личным примером родителей и созданием здоровой атмосферы в семье.
задача организаторов травли — довести объект до точки кипения: слёз, истерики, драки. Сейчас в моду входит ещё и детский суицид. Порой такой шаг становится крайней реакцией на издевательства слишком эмоциональных, неуравновешенных детей и подростков.
https://www.youtube.com/watch?v=7bqAFNJKubg
Отличить обычную в молодёжной компании шутку от буллинга несложно. Если все скоро переключились на что-то другое или дружно рассмеялись ответной шутке объекта насмешки, тревоге можно играть «отбой».
Но когда прессинг увеличивается, внутреннее напряжение растёт и жертва чувствует, что её целенаправленно подкалывают, несправедливо придираются, смеются как по команде, и она при этом испытывает дискомфорт, тогда это уже не просто едкие шутки товарищей.
А очень похоже на организованную травлю, на тот самый, будь он неладен, буллинг.
Спасение — самокритика
Психологи советуют преодолевать такие нападки как можно более равнодушным отношением к происходящему: молчанием или попыткой разрядить обстановку приемлемой самокритикой — умением отшутиться. Это здравая идея, но беда в том, что даже взрослому человеку часто оказывается не под силу сдержаться в неприятных ситуациях.
Да и как воспитанному в холе и неге, избалованному мамой современному подростку смолчать или рассмеяться, если ему при одноклассниках, в том числе противоположного пола, скажут примерно следующее: «Ой, я чувствую какой-то запах.
Это что, Маша Иванова зашла?» или «Конечно, таких слабаков, как этот Петя, не только в футбол играть не возьмут, их вообще на свалку надо отправить, потому что это отбросы общества».
Как правило, в жизни звучат более резкие и обидные слова — они бьют куда круче.
Любви много не бывает
Родителям очень важно учитывать это, отправляя ребёнка в школу. Правильным будет не только оказание психологической поддержки, слова о том, как вы его любите, проявление похвалы и объятия. Необходимо также научить чадо критически оценивать свои недостатки, относиться к ним с должным юмором.
Это вполне отвечает традиционной русской педагогической системе.
С другой стороны, надо убедить ребёнка: нельзя быть столь подозрительным к товарищам, чтобы в каждой шутке в свой адрес видеть подвох и тут же бросаться в драку или начинать звонить маме! Так можно не только окончательно потерять авторитет у товарищей, но вырасти нелюдимым мизантропом, отравляющим жизнь себе и другим.
Очень важно научить детей идти так называемым царским путём, выбирая золотую середину: не переоценивая себя, помня о недостатках собственного характера и изъянах воспитания.
И в то же время знать себе цену, приняв таким, каков ты есть, отстаивая право выбора, чтобы, оставаясь личностью, сохранить свою индивидуальность. Ни в коем случае не комплексовать, если одежда не соответствует быстро переменчивой моде. Или если, в отличие от товарищей, увлекаешься не рэпом, а классикой.
Дискотекам предпочитаешь культпоходы в театр или музей, вечернее богослужение в храме или волонтёрство. Это, конечно, нелегко, учитывая жёсткое давление диктующего свои условия крайне коммерциализированного и агрессивного медиапространства. Всё это на фоне нарастающей глобализации, стремящейся стереть все грани индивидуальности.
Но тем ярче станет победа личности над гламурной серостью. И это будет собственная победа!
Угрозы из Сети
Кстати, с развитием интернет-технологий актуальность приобрело и такое понятие, как кибербуллинг. В этом случае используются не вербальные и физические акты насилия.
Издевательства происходят путём отправки сообщений неприятного характера через мессенджеры и соцсети.
А также посредством выкладывания фото- и видеоматериалов, содержащих губительную для репутации жертвы информацию, в общественную сеть.
Для того чтобы скомпрометировать человека, могут создаваться страницы, копирующие его личную информацию, для дальнейшего оскорбления (например, учителей, родителей или друзей) якобы от его лица. С этой же целью может подбираться пароль к реальной странице человека.
Жертвы кибербуллинга обычно более уязвимы, чем те, кто подвергается непосредственным нападкам.
Здесь нет защиты в виде прекращения учебного дня — в личную жизнь могут вмешиваться постоянно, в любое время суток и по всевозможным источникам.
Конечно, агрессора можно заблокировать, добавить в чёрный список, однако это не даёт гарантии, что человек не станет использовать другой аккаунт или сеть общения.
Спрятаться дома не получится, точно так же, как и попросить защиты у старших – регламент общения онлайн не подразумевает вмешательства других людей.
Как правило, таким нападкам подвергаются те, кто является жертвой и в реальной жизни. Чтобы подросток ни разу не перенёс издевательств в школе, но страдал от атак в Интернете, не бывает.
https://www.youtube.com/watch?v=scTKkN3ejpE
Для противодействия этому явлению взрослые должны донести до ребёнка: многим случаям шантажа и издевательств способствует неосторожность жертвы.
Выкладывая в Сеть всю информацию о себе, личные видео, фотографии о проведённых днях без правильных настроек приватности, человек выставляет наиболее уязвимые места под атаку агрессоров.
Отдельное внимание нужно уделить паролям для учётных записей и устройств с персональной информацией.
Верным курсом
Специалист из Крыма Асан Маметов советует:
— Для того чтобы противостоять буллингу, нужно показать: от того, что говорит этот задира, твоя самооценка никак не ухудшается, тебе в целом всё равно. Наша защита — это знание о себе, любовь к себе. И если слова буллера беспокоят тебя, подумай, задай себе вопрос — почему? Что не так с твоей самооценкой? Почему ты веришь этому наглецу, а себе нет?
Цени себя, уважай. И тогда такие люди просто уйдут, так как увидят — на тебе «броня», тебе всё равно, что они скажут.
Поэтому вы должны быть уверены в себе, своих вкусах. Здоровая самооценка и внутренняя целостность — это верный курс, чтобы избежать позиции жертвы.
Советы специалистов
Детский психолог, член Союза писателей России, автор более десятка книг, главный научный сотрудник Института детства Российского детского фонда Ирина Медведева:
— В классическом буллинге кроме самой жертвы задействованы три социальные группы: обидчики, родители и учителя.
В наше время последние оперативно действовали, активно вмешиваясь в процесс, влияя на него через школьные общественные организации, индивидуальные беседы, трёхсторонние встречи. Подключали сотрудников детских комнат милиции. Сегодня, к сожалению, это взаимодействие разрушено.
Школа перестала заниматься воспитанием учеников, сосредоточившись на преподавании набора образовательных услуг. Родители же уверены: образовательные организации по-прежнему отвечают за детей.
А сами обидчики, чувствуя этот разлад, осмелели и, хорошо ориентируясь в этих разногласиях и либерализации законодательства, практически безбоязненно третируют жертв.
Мой многолетний опыт работы с трудными подростками подсказывает: подавляющее большинство буллеров — несчастные дети, жертвы агрессии чаще всего своих родителей. Они сами были в раннем детстве серьёзно унижены, напуганы, и у них сформировался комплекс «отсроченной мести» за собственные обиды. Получается некоторая цепочка растянутой во времени агрессии.
Кто-то из старших унизил их, и они, повзрослев, но не имея возможности отомстить обидчикам, обижают теперь более слабых сверстников, чтобы таким образом самоутвердиться. Поэтому буллеров можно со всей уверенностью назвать «агрессивными слабаками». А глядя в самый корень проблемы, можно констатировать: их просто недолюбили в детстве.
Это родительский брак, если хотите.
Как, исходя из этого, действовать? Тут не может быть однозначного совета, ведь все дети-жертвы — разные. Мальчикам я бы рекомендовала не бояться давать сдачи, если буллеры не перестают их преследовать. Так действовали мальчишки и в моё время, да и раньше на Руси, защищая не только себя, но и более слабых, в том числе девочек.
Неуверенным в себе боязливым детям — «ботаникам» необходимо прибегать к помощи и поддержке взрослых: родителей, учителей, старших братьев. Если не помогают увещевания и меры воздействия на нарушителей и их законных представителей, следует обращаться в полицию, в службу по делам несовершеннолетних. Не лишним будет поменять и школу.
А ещё я бы посоветовала раскрывать жертвам буллинга суть их обидчиков — то, о чём говорила выше. Дети, как правило, натуры очень чуткие и восприимчивые, и они вполне могут понять, в чём кроется причина придирок «агрессивных слабаков».
Это поможет им побороть страх, и, возможно, у них получится даже пожалеть своих обидчиков как несчастных детей — ведь там, где есть жалость, страх отступает! Нередко бывает и так, что буллер и жертва, узнав друг друга лучше, становятся друзьями, ведь настоящей любви и дружбе покорно всё!
Заместитель начальника ОУУП и ПДН — начальник ОДН УМВД по городскому округу Подольск майор полиции Татьяна Дулова:
— О возможных проявлениях буллинга инспектор ПДН узнаёт от учащихся образовательных организаций, их родителей, педагогов, да и просто жителей административного участка обслуживания.
Собрав материал и изучив все обстоятельства произошедшего, даёт правовую оценку действиям (бездействию) лиц, причастных к травле ребёнка.
Речь может идти как об административном правонарушении, например, мелком хулиганстве или нанесении побоев, так и об уголовно наказуемом деянии — истязании, доведении до самоубийства.
Известно, что проявление буллинга чаще всего встречается в школах, причём участниками этого процесса могут быть не только старшеклассники, но и малыши.
Напомню, что административная ответственность наступает с 16 лет, а уголовной могут подлежать лица, достигшие к моменту совершения преступления 14, 16 и 18 лет, в зависимости от квалификации общественно опасного деяния.
Однако это не означает, что более юные правонарушители будут оставлены без внимания, а последствий совершённых ими противоправных действий не наступит. Существуют действенные меры по предотвращению повторных актов агрессии.
Ими могут стать направление в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей на срок до 30 суток или помещение в специализированное образовательное учреждение закрытого типа по решению суда. Не стоит забывать и про ответственность родителей за недолжное воспитание, предусмотренную ст. 5.35 КоАП РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=PF8h2ethyC0
На выявленные группы несовершеннолетних нарушителей порядка в территориальных подразделениях органов внутренних дел заводятся наблюдательные дела. Деятельность по разобщению и переориентации опасной компании проводится всеми службами полиции — участковыми уполномоченными, сотрудниками уголовного розыска, ППС.
Индивидуальная профилактическая работа с каждым участником группы проходит в тесном взаимодействии с заинтересованными ведомствами — образования, социального развития, здравоохранения, психологическими службами и общественными организациями правоохранительной направленности.
К сожалению, зачастую специалисты сталкиваются с завуалированностью таких опасных проявлений. Буллеры осознают противоправный характер своих действий, не афишируют их, а жертва в результате запугивания и шантажа боится обратиться за помощью. Нередко воспитательная функция в образовательных организациях сведена до минимума.
Не всегда администрация информирует правоохранительные органы о фактах, требующих вмешательства. Как результат — неспособность предотвратить неблагоприятные последствия буллинга (от нарушенного микроклимата в классе — до взращивания преступной группы из будущих выпускников).
Мы сталкиваемся с появлением всё новых, изощрённых методов и способов травли среди сверстников — молодёжь использует для этого Интернет, узкие группы в соцсетях.
Да, буллинг — явление действительно давно известное. Выявление новых его видов влечёт за собой незамедлительную выработку стратегий правовой борьбы с этим злом.
Однако неизменными остаются простые правила при работе с детьми. Они таковы: чужих детей не бывает, плохих ребят нет, есть непорядочные взрослые рядом с ними.
Ну и самое главное — формализм, равнодушие в работе с трудными подростками попросту преступны.
Вернуться в раздел
Видео:Как разрешить конфликт с учителем? | Психология TutorOnlineСкачать
Как защитить учителя от неадекватных родителей
В данной статье подробно рассказывается как защитить учителя от неадекватных родителей, и все что об этом надо знать. Времена, когда профессия учителя была престижной канули в лета.
Давно забыто чувство уважения и благоговения перед человеком, который учил не только наукам, но и помогал выбрать правильный жизненный путь, заменял родителей и просто был мудрым наставником. В настоящее время все это находится ниже самой критичной отметки.
Основная причина, это воздействие социальных и политических факторов. Нередко, преподаватель остается один на один с возникающими проблемами, в том числе и в конфликтных ситуациях. Агрессия возникает как со стороны родителей так и со стороны их отпрысков.
К сожалению, не всегда даже педагогический школьный состав понимает, как защитить учителя от неадекватных родителей.
Меры защиты педагогов
Поскольку, эта возмутительная тенденция приобретает все больший масштаб, то защитится в этой ситуации можно только при помощи закона:
- Консультации юриста;
- Конституция РФ;
- Гражданский и трудовой кодекс.
Конечно же, когда складывается подобная ситуация, необходимо прежде всего при помощи Конституции и трудового кодекса разобраться в своих правах. Потому, что ответ на вопрос как защитить учителя от неадекватных родителей можно найти только там.
При случившемся факте посягательств, оскорблений и насильственных действий со стороны родителей, сразу же нужно обращаться в суд. Терпеть, и пытаться договориться в устной форме, ни к чему не приведет. А безнаказанность будет только усугублять неприятную ситуацию.
Конечно, изначально любой человек будет пытаться урегулировать все в досудебном порядке. В лучшем случае, если обидчик дорожит своей карьерой и репутацией, то возможно, и получится все решить в мирном ключе.
Но практика показывает, что в большинстве случаев не обходится без привлечения суда.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 551-79-07. Это быстро и бесплатно!
Исковое заявление в суд
Когда оформляется исковое заявление в суд, надо учитывать, что возможно, против учителя будет подано родителями встречное исковое заявление о распространении ложной информации и клеветы по отношению к родителям. Они могут написать все что угодно, от ущемления прав ребенка, до необъективности выставляемых оценок.
Поэтому, очередные нападки можно записать на диктофон, чтобы было проще отстаивать свои права в суде. Если есть возможность, неплохо бы заручится поддержкой нескольких свидетелей, всегда надо надеяться, что существуют и смелые и справедливые люди. Может получится привлечь и других лояльно настроенных родителей.
В конце концов, если удается зафиксировать факт оскорблений, то этого вполне хватит, чтобы привлечь к административной ответственности.
Так же агрессивного родителя могут наказать штрафом за клевету, там будут фигурировать серьезные суммы, и скорее всего, в следующий раз прежде чем нападать на учителя и он подумает, стоит ли оно того.
https://www.youtube.com/watch?v=Ob7gUHHLZjo
Настоящее время изобилует агрессией. Педагоги, являются одной из самых уязвимых категорий. Давно уже предлагается законотворческими органами уравнять учителей к представителям власти. Тогда как защитить учителя от неадекватных родителей будет понятно. Насмешки, издевательства и насилие будут недопустимы.
И тогда за оскорбления уже будут грозить не только штрафы, а и уголовная ответственность в виде лишения свободы. Так же не лишним было бы оборудовать все классы видеозаписывающими устройствами.
Так агрессия родителей, навязывается и возможно ложными доносами учеников, рассказывающих об оскорбительных или других неправомерных действиях педагогов.
Мер по привлечению родителей к ответу за подобные инцидентов, совершенно недостаточно, да и в самих школах стараются «не выносить сор из избы», стараясь, чаще всего безуспешно, самостоятельно урегулировать конфликт. Время уходит. Ситуация развивается в худшую сторону, и вот уже в интернете появляются новые видеоролики с бессовестным унижением учителей.
Даже отчисление подростков невозможно до 15 лет, а подобные проявления уже наблюдаются и младших классах. К тому же родители всегда оправдывают своих детей, делая виновными учителей. Недосмотрели, спровоцировали, некорректно ответили, повели себя непедагогическим образом и тому подобное. Ведь учитель не может «дать сдачи» не только физически, но и словесно.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (800) 551-79-07 (Регионы РФ)
+7 (800) 551-79-07 (Москва)
+7 (800) 551-79-07 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Как следствие это ситуации, ряды педагогов заметно редеют, стареет педагогический состав, даже то, что увеличиваются зарплаты, не является определяющим фактором по выбору этой профессии.
Возможно и есть желание передавать знания, работать с детьми, но из — за того, что сейчас складывается сложная ситуация, учитель не хочет становится заложником родительского произвола и трусости администрации.
Профессия учителя сложная во всех отношениях. И в физическом, и в психологическом. Все допускают ошибки, и очень редко, это делается намеренно. Надо помнить о том, что насколько удачно и доверительно складываются отношения в школе между учеником и учителями, во многом зависит будущее детей, их поведение в социуме и внутрисемейные отношения.
В этой статье вы узнали, как защитить учителя от неадекватных родителей. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.
Видео:Как говорить с учителем своего ребенка?Скачать
Как учителю защититься от клеветы родителей?
Клевета — это распространение ложной информации, порочащей честь и достоинство, подрывающей репутацию и доброе имя. То же значение имеют оговор, очернительство, поклеп, навет.
Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель в качестве мести, самовыражаясь или пытаясь свалить свою вину за проблемы ребенка на школу, его опорочит. «От людского оговора не уйдешь» и «Поклепами свои вины отводят» говорили наши предки. Что же делать в подобной ситуации? Существует два способа защиты.
1. Первичный, вне правового поля
‒ Обратиться с докладной запиской к директору школы, в которой изложить все обстоятельства распространения клеветнических сведений.
‒ Требовать тщательное расследование инцидента.
‒ Организовать коллегиальное собрание, вынести ситуацию на обсуждение всего коллектива и заручиться его поддержкой. Во время собрания подробно описать ситуацию, отрицая чужую ложь. При этом нет необходимости приводить доказательства.
‒ Сформировать своеобразный временный «профсоюз», цель которого — защитить коллегу от ложных обвинений.
‒ Заручиться поддержкой вышестоящего лица, например районного методиста.
‒ Защиту вести с позиции правовой базы о статусе, правах и обязанностях учителя, изложенной в Федеральном Законе «Об образовании РФ» и Инструкции о должностных обязанностях учителя.
‒ Подать встречное заявления в управленческий орган учреждения образования или особую комиссию, занимающуюся урегулированием подобных споров.
Увы, не все ситуации регулируются подобными мерами, и родители продолжают безнаказанно оскорблять и клеветать на учителя. Остается второй способ защиты.
2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите чести, достоинства и деловой репутации согласно статье 152 ГК РФ.
Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Кроме того, статья 151 ГК РФ предполагает денежную компенсацию морального вреда за клевету.
https://www.youtube.com/watch?v=mHGs5FFjLrU
Но нужно учитывать, что родители могут подать аналогичное заявление об очернительстве в их адрес. Поэтому учителю следует предпринять следующие меры:
‒ Записывать оскорбления и угрозы родителей на диктофон, чтобы предоставить в суде.
‒ Заручиться поддержкой нескольких свидетелей.
‒ Иметь поддержку лояльно настроенных к учителю родителей.
В результате кляузников привлекут к административной ответственности за оскорбление. Если же будет доказан непосредственно факт клеветы, то виновный получит очень большой штраф за содеянное.
Влияние оговора на психику
‒ Снижает профессиональную и личностную самооценку.
‒ Блокирует волю и разум, парализует способность защищать себя.
‒ Формирует отрицательные эмоции.
‒ Выводит из равновесия, лишает целостности.
‒ Вызывает ступор в общении и действиях.
‒ Создает неподконтрольную сознанию программу агрессии и самоагрессии.
‒ Создает мышечные зажимы и нарушает работу сердца.
‒ Уничтожает душевные силы.
Пример действия при клевете «Официальное заявление руководства корпорации «Российский учебник» в отношении решения суда по иску издательства «Просвещение»
Система защиты от клеветы
СМИ буквально кричат о «беззащитности учителя». Тем самым, необдуманно, на уровне коллективного бессознательного создается установка: «учитель беззащитен, учитель — жертва». Но если есть жертва, всегда найдется палач.
Поэтому, говоря о защите учителя, стоит поменять позицию, в том числе самим педагогам, акцентируя внимание не на беззащитности, а на создании системы защиты.
Коллективное бессознательное впитает в себя новую установку и начнет ее реализовывать, подобно тому, как во времена СССР реализовывало принцип непоколебимого авторитета советского учителя.
Первоочередным в данной системе является:
‒ Правовое обучение педагогов, их правовая информированность и компетентность.
‒ Высокий уровень корпоративной культуры каждой школы, включая прописанную в кредо обязанность защищать сотрудников от очернительства и ложных слухов.
‒ По возможности оснащение помещений школы камерами наблюдения.
‒ Коуч-тренинги по формированию стратегии поведения в ситуации клеветы.
‒ Психологические тренинги по раскрытию, стимулированию и использованию внутренних психо-эмоциональных ресурсов.
Примеры тренингов
Коуч-тренинг «4 позиции восприятия при клевете». Цель — сформировать эффективную стратегию поведения в ситуации поклепа, действуя с четырех позиций. Первая — «я»-позиция: собственная точка зрения, собственные убеждения, ценности. Вторая «вы» позиция — способность «влезть в шкуру» клеветника, пережить и понять ситуацию, приняв его точку зрения.
Третья «они» позиция — стать в ситуации сторонним наблюдателем, беспристрастным, хотя и заинтересованным. Четвертая «мы» позиция — ассоциироваться со всей системой. («Я есть система, школа, и как я, школа, поступлю, если мою часть, учителя математики обвиняют в рукоприкладстве»).
В результате нарабатывается умение работать с информацией и эффективно действовать, учитывая различные точки зрения и используя их себе во благо.
Психологический тренинг «Раскрытие внутренних ресурсов». Цель — создать на психо-эмоциональном и физическом уровне состояние защищенности.
Самое защищенное состояние у человека — период пренатального развития, но с момента рождения память о нем блокируется. Трансперсональная техника «Взгляд назад» возвращает его, превращая в мощный ресурс, особенно в тяжелых психологических ситуациях.
Техника «Взгляд назад»:
‒ Сядьте ровно.
‒ Руки положите перед собой на бедра так, чтобы левая ладонь лежала на ладони правой руки.
‒ Плотно закройте глаза.
‒ Направьте взгляд «назад», в область между пупком и почками, как у эмбриона.
‒ Удерживайте этот взгляд и слушайте свое дыхание.
‒ Сконцентрируйтесь на усиливающихся приятных ощущениях.
‒ Зафиксируйте момент, когда глаза будто «падают» с лица в место концентрации.
‒ Ощутите, что тело словно плавает, как в животике у мамы.
‒ Останьтесь в «плавающем» состоянии на 10 минут.
‒ Для возвращения в «норму» повращайте закрытыми глазами 9 раз по часовой стрелке.
‒ Сбросьте все ощущения.
Результат: создание мощного защитно-оздоровительного ресурса.
«Хулой не возносятся» и «Ложь приводит к правде», говорит народная мудрость. А хорошо выстроенная и работающая система защиты учителя от хулы и лжи способна в принципе пресекать и блокировать подобные действия.
Читайте далее:Негативные эмоции в работе педагогаКонфликт «учитель – родитель». Как наладить контакт со «сложным» родителем?
Спасибо, что читаете нас! Ставьте «лайк» и подписывайтесь на наш канал.
Видео:Школа: как это работает. Родитель и УчительСкачать
Права педагогов: как учителю защитить себя?
Петербургский учитель математики, член профсоюза «Учитель» Иван Меньшиков, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года», рассказывает о трудностях преподавания предмета: как сделать его полезным и одновременно подготовить учеников к ЕГЭ. А ещё говорит о том, для чего учителям ещё один профсоюз и как соблюсти права – свои и детей.
Интересы учеников – в приоритете
Главные потребители образовательного продукта, уроков – дети. Их интересы стоят на первом месте, уже далее – задачи Министерства образования или директора школы, представления преподавателя о том, как преподавать тот или иной предмет.
Методику преподавания может выбирать учитель, но готовить школьников нужно к тому, что важно для них. Если сейчас их основная задача – подготовиться к тестам, то надо готовиться к ним, а не изучать универсальные данные по дисциплине.
Учитель может вести урок математики или литературы с упором на прикладной характер, это будет интересно и полезно (больше говорить о статистике или эмоциональных реакция персонажей литературных текстов), но не поможет набрать высокие баллы.
Работать в школе или ходить на митинги?
Школьное руководство пристально следит за политическими взглядами работников, их участием в общественных выступлениях. Некоторые педагоги чувствуют давление со стороны руководства, если принимают участие в митингах или высказывают свои взгляды в соцсетях.
Это оказывает влияние на учеников, но на них оказывает влияние тысяча вещей в онлайн- и офлайн-пространстве, поэтому учитель не должен отказываться от своих взглядов.
Хотя высказывать в классе свои личные взгляды не стоит – работа и политические убеждения не должны пересекаться.
https://www.youtube.com/watch?v=Bg5sGvUoCHw
Если вы достаточно смелы и независимы, нет ничего незаконного в том, чтобы публично обсуждать политические, социальные проблемы, будь то соцсети или сообщество друзей.
Преподаватель средней школы зависит от позиции руководителя: некоторые директора угрожают увольнением работникам с оппозиционными взглядами, другие относятся спокойно.
Иногда беспокойство по поводу личных взглядов учителя выражают чиновники, а руководители школ напрямую зависят от них.
Иван Меньшиков говорит о том, что сохранить убеждения, несмотря на риск потерять работу, будет честно по отношению к ученикам.
Как выжить: найти единомышленников
В стране работает 1,8 млн учителей – огромная группа людей, объединённая общими целями и сложностями, и все они работают в одной системе по общим стандартам.
Педагоги и в Калининграде, и в Туапсе одинаково измучены бумажной работой, формальными требованиями, большими нагрузками и низким уровнем оплаты труда.
Кроме внешних факторов, есть ещё сложности внутреннего порядка: неудовлетворённость содержанием учебных программ, то, чему приходится учить детей. Ещё один фактор недовольства – социальная уязвимость, невозможность повлиять на ситуацию.
Учителя остаются наедине со своими проблемами: в классе, во время выполнения формальной работы. Способ поддержать друг друга – создавать сообщества, преодолевая разобщённость. В Петербурге работает профсоюз «Учитель», объединяющий неравнодушных преподавателей.
Как защитить учителя
Учитель – самый уязвимый человек в школе, и профсоюз привлекает внимание к проблемам учителей. Если на педагогов оказывается давление со стороны руководства, предъявляются многочисленные дополнительные рабочие требования, то у учителя мало возможностей отстоять свои права.
Если он возмущается в сетях или отказываться выполнять требования, то рискует потерять работу. Руководство школ обычно выполняет требования вышестоящих чиновников и редко разделяют позицию сотрудника.
Большинство педагогов формально выполняют все требования и стараются не идти на открытый конфликт с руководством.
Хотя учитель считается свободным в выборе форм и методов преподавания, а также несёт ответственность, вплоть до уголовной, за детей, но он не принимает самостоятельных решений.
В конфликте родителя/учителя администрация обычно занимает сторону родителя, а коллектив останется в стороне при любом решении, между ними слабо развиты горизонтальные связи.
Профсоюз помогает учителям отстаивать интересы в правовом поле, разрешать конфликтные ситуации с руководством, предлагает юридическую и экспертную помощь.
Может ли педагог защитить свои права?
- Педагог может обратиться в один из филиалов профсоюза «Учитель» – они работают в 24 регионах.
- Если в вашем городе нет профсоюза, можно создать собственный филиал совместно с 2 другими учителями.
- Убедить коллег в собственной школе помочь отстоять трудовые права или разрешить моральный конфликт. В некоторых случаях учащиеся совместно с родителями могут выступить на стороне педагога.
- Знать свои права, не дать развернуть ситуацию против себя.
Профсоюз привлекает внимание к обсуждению проблем системы образования, призывает к диалогу родителей, учащихся, чиновников, потому что проговаривание проблем, поиск путей их решения приводит к возникновению диалога, вниманию со стороны власти.
По отдельным вопросам профсоюз разрабатывает проекты документов и направляет их в органы законодательной власти.
Независимый директор – независимая школа
Мы говорим о педагогах и их правах, но ребёнок в школьной системе – тоже только объект воздействия: школа выполняет роль проводника, который приводит ребёнка в соответствие с требованиями общества. Но на самом деле основной потребитель образовательного продукта – это ребёнок, и действовать надо согласно его интересам, а они выходят за рамки подготовки к тестированиям.
Сегодня ребёнок практически лишён общения с учителем как наставником, взрослым компетентным человеком, редко имеет возможность обсудить с ним свои личные вопросы.
Проблема связана с загруженностью учителей, классами по 35 человек, соотношением педагогов и детей 1:20.
Хорошо, если у школьника есть заинтересованные родители и он может обсудить волнующие его проблемы дома, но это не всегда так.
https://www.youtube.com/watch?v=1iJ3QiWVS5c
Выход из ситуации – независимость школ, большее финансирование, возможность нанимать больше персонала, гибко подходить к организации учебного процесса.
Часто школам приходится выполнять директивы из Москвы, не учитывающее местной специфики. Подчинение школ муниципальным органам позволило бы нейтрализовать заформализованность системы.
Организация работы конкретного учебного заведения напрямую зависит от фигуры руководителя. Если директор заинтересован в команде, защищает педагогов, то ниже текучесть кадров, здоровее обстановка в коллективе, остаются время и силы на решение педагогических задач.
По мнению И. Меньшикова, выборный директор, не зависящий от чиновников, будет работать в интересах всех участников процесса обучения, а не в интересах «сильных мира сего».
Конкурс «Учитель года»
Всероссийский конкурс начинается с выдвижения учителей от каждой школы. Далее идут районные, городские, региональные этапы — участвующих много, но не каждый понимает, зачем нужен конкурс профмастерства.
Иван Меньшиков отмечает положительную сторону – возможность пообщаться с коллегами, сообщество увлечённых педагогов, шанс обменяться идеями и практиками.
Это возможность увидеть, как развивается система образования.
Если хочешь победить, надо быть немного конформистом, не стоит рубить с плеча: образование – сфера консервативная, где ценится стаж, опыт, практика.
Но если вы уважительно отстаиваете свою позицию в профессиональной сфере, то тоже встретите понимание, ведь быть со всем согласным – это не показатель хорошей работы.
«Учитель года» – площадка для высказывания новых идей, возможность постепенно менять взгляды коллег и чиновников на образование.
📸 Видео
ЗАЩИТИ СВОЁ ЧАДО: Преподаватель несправедлив, что делать?Скачать
НЕАДЕКВАТНЫЕ РОДИТЕЛИ ОБВИНИЛИ УЧИТЕЛЕЙ... ВО ВСЕМ!Скачать
Чтобы защитить детей от постоянно кусающего их одноклассника,родителям приходится дежурить на урокахСкачать
Учитель обслуживающий персонал или профессионал? Взгляд отца на отношения родителей к учителям.Скачать
Права и возможности родителей школьниковСкачать
Учитель травит моего ребёнка! Что делать?! #школа #школьнаяжизнь #буллинг #педагогироссииСкачать
«Как не дать школе сломать вашего ребенка» - 5 советов родителям от Михаила ЛабковскогоСкачать
Учитель оскорбляет ученика - что делатьСкачать
Без лица: учитель школы рассказывает правду о работеСкачать
Как урыть учителя в шкОле 😂🏫 #shortsСкачать
Вашего ребенка обижают! Что делать?Скачать
Про двоечников, ответственность ребенка, что делать когда родителей вызывают в школуСкачать
Что делать если учитель жалуется вам на ребенка?Скачать
Как учителю работать с родителями? Как проводить родительское собрание? Школа молодого учителяСкачать
Конфликт "учитель – родитель" Как наладить контакт со "сложным" родителемСкачать