как сосредоточиться на уроках

как сосредоточиться на уроках Полезно
Как сконцентрироваться на учебе и не отвлекаться

как сосредоточиться на уроках

Если на носу экзамен или сессия, а пятеркой даже близко не пахнет – хорошо, что вы залезли в интернет. В этой статье мы рассмотрим пошаговый способ максимально сконцентрироваться на учебе, чтобы подготовиться быстрей и качественней. Все шаги простые, только требуют немного ответственности.

Содержание
  1. Комната → Домашний офис
  2. Техника
  3. Перекус
  4. Мысли
  5. Музыка
  6. План
  7. Шаг #3 Концентрация во время учебы
  8. #1 Перерывы
  9. #2 Срок
  10. #3 Полная самоотдача
  11. #4 Задержка дыхания
  12. #5 Цель
  13. Немного мотивации
  14. Заключение + резюме
  15. Невнимательность ребенка в школе: причины, как бороться с рассеянным вниманием школьника на уроках
  16. Как устроено внимание 
  17. Внимание — это способность мозга фокусироваться на значимом. 
  18. Характеристики внимания
  19. Причины невнимательности школьников
  20. Причина 1: высокие нагрузки
  21. Причина 2: отсутствие мотивации
  22. Причина 3: слабое здоровье
  23. Причина 4: обстановка дома
  24. Причина 5: СДВГ
  25. Как бороться с невнимательностью школьников
  26. Игры на внимательность
  27. Резюме
  28. Как удерживать внимание ученика весь урок: шесть простых приемов
  29. 1. Неожиданный вопрос
  30. 2. «Игра» голосом
  31. 3. Внимание к деталям
  32. 4. Резкий звук
  33. 5. эффекты
  34. 6. Вовлечение слушателя
  35. Как научить ребенка концентрации внимания
  36. Типы нервной системы и концентрация
  37. Инертный или лабильный?
  38. Как развить у ребенка внимание и концентрацию
  39. Памятка от Виты Холмогоровой
  40. Ищем мотивацию!
  41. Случаи из практики
  42. P.S
  43. 🎥 Видео

Комната → Домашний офис

До того, как сесть учиться, будет неплохо создать себе атмосферу работы. Пусть она будет такой, какой вы ее представляете: расклеенные по стенам шпаргалки, чашка кофе, мотивирующая заставка на компьютере. Главное – чтобы работать было удобно. Ниже приведен список, как создать это удобство на своем рабочем месте.  

  • Найти укромное место без лишних шумов
  • Навести порядок, обязательно протереть пыль (дышится и думается легче – проверено на себе)
  • Проветрить комнату, чтобы не «тупить» от недостатка кислорода
  • Подготовить все необходимое: ручку, линейку, карандаш, калькулятор, черновик, напиток
  • Взять нормальный стул со спинкой и без колесиков

После того, как вы сделаете эти действия, у вас появится 2 преимущества. Во-первых, вы оберете «начальную скорость» и уже начнете что-то делать, а во-вторых, вы не будете отвлекаться на беспорядок и сможете дольше сохранять концентрацию.

Техника

Отдельно стоит поговорить о технике. Постоянная проверка сообщений и обновлений друзей сегодня превратилась в повседневную привычку: ты уже машинально заходишь полистать инстаграм, когда берешь в руки телефон. Особенно это напрягает, если нужен калькулятор или поисковик.

Чтобы не допускать такого во время учебы, нужно либо убрать гаджеты совсем, либо ограничить их воздействие. Для этого можно попробовать:

  • Включить режим «не беспокоить»
  • Включить режим полета
  • Удалить страничку в соц. сети на время
  • Удалить все закладки браузера
  • Поместить все ярлыки на рабочем столе в одну папку и отдельно создать папку «Учеба»

Этими нехитрыми действиями порой можно сэкономить себе несколько часов. Ведь бывает, что заходишь отдохнуть  на 5 минут, но тратишь на это в 10 раз больше времени.

Перекус

После того, как вы подготовили рабочее место, нужно позаботиться о себе любимом. Для начала просто перекусить, чтобы мозг сосредоточился на уроках, а не на еде. Лучше съесть чего-нибудь легкого, чтобы не свалиться потом на диван с навязчивым желанием заснуть.

Можно убить двух зайцев одновременно: и поесть, и концентрацию повысить. Для этого рекомендуют употреблять следующие продукты:

  • Зеленый чай
  • Зелень
  • Орехи
  • Жирную рыбу (сельдь, скумбрию)
  • Горький шоколад
  • Воду (сама по себе ничего не делает, но недостаток вызывает усталость)

Во время еды посмотрите какое-нибудь видео по теме вашего предмета или почитайте небольшую статью. Так вы сразу начнете вливаться в процесс и избавитесь от посторонних мыслей.

Мысли

Если уж заговорили про мысли, то раскроем этот вопрос шире. Проблемы, нерешенные вопросы, мечты и воспоминания тоже могут помешать сосредоточиться, поэтому нужно максимально избавиться от них до начала занятий. Вот как это можно сделать.

  • Набросать план выхода из волнующей проблемы
  • Специально выделить время на размышления
  • Написать свои мысли на бумаге
  • Взбодрить организм – отжаться, поприседать, принять холодный душ

А можно не тянуть время и сразу сесть за учебу. Если проблема несерьезная, то навязчивые мысли постепенно успокоятся и в процессе погружения уйдут сами.

Еще, важным аспектом, помогающим настроить себя, является визуализация. В мыслях вы заранее готовите себя к работе, постоянно повторяете: «сейчас и только сегодня», «вечером буду трудиться», «не встану, пока не сделаю» и т.

п. Вы прокручиваете процесс работы в голове и даете организму понять, что придется приложить усилия. Этими действиями вы вызываете сосредоточенность еще до начала работы, и впоследствии вам будет легче включиться в процесс.

Музыка

Ученые выяснили, что Моцарт полезен для здоровья, Вивальди – для мышления и скорости реакции, Бетховен – для избавления от стресса. В организме происходят какие-то сложные нейробиологические процессы, которые и определяют все эти положительные эффекты.

https://www.youtube.com/watch?v=Xr1te9HuXAA

Но нам это не важно. Нам важно, что музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее воздействие. Она помогает снять раздражимость и повысить концентрацию внимания. Вот несколько примеров успокаивающей классической музыки:

  • «Лунная соната» – Л. Бетховен
  • Концерт для фортепиано № 23 – В.А. Моцарт
  • «К Элизе» – Л.В. Бетховен
  • Ноктюрн №20 – Ф. Шопен
  • «Вальс цветов» – П.И.Чайковский

Можно использовать не только классику. Прекрасно подойдут современные композиции и звуки природы.

План

Как писал Брайан Трейси: «каждая минута, потраченная на планирование, экономит 10 минут на выполнение».

Действительно, если вы заранее распланируете весь процесс, то заметите, что закончите быстрее, чем предполагали. Ваши мысли не будут метаться из стороны в сторону, и это позволит сконцентрироваться на одном предмете.

Например, если вы делаете реферат – распишите структуру и подзаголовки, если вы изучаете несколько предметов – подумайте в какой последовательности их читать, если вы делаете домашнее задание – решите что списать, а что сделать самому. Вы потратите всего пару минут, зато избавитесь от чувства неопределенности. У вас появится структура работы – скелет, на который можно будет опереться.

Шаг #3 Концентрация во время учебы

Вот мы и подошли к самому главному – процессу обучения. На самом деле все определяющие шаги были сделаны в прошлом, и сейчас нам осталось узнать только пару эффективных лайфхаков.

#1 Перерывы

Делайте перерывы после 1 часа работы. Ученые выяснили, что именно такое распределение времени помогает сохранить лучшую работоспособность.

#2 Срок

Поставьте себе жесткий срок. Когда вы ставите себе рамки, то мозг автоматически повышает производительность труда. То, что в спокойном графике вы делаете за 3 часа, можно сделать в 2 а то и в 3 раза быстрее.

Только ставить нужно реальные ограничения, чтобы не было возможности улизнуть. Например, договориться о встрече с другом, пообещать помощь родителям или купить билет в кино.

#3 Полная самоотдача

Делайте только 1 дело в 1 время и полностью отдавайтесь ему. Водите пальцами по столу, рисуйте фигуры в воздухе, говорите вслух, в общем – старайтесь подключить как можно больше органов чувств. Так вы комплесно подойдете к вопросу, и тем самым лучше сосредоточитесь.

#4 Задержка дыхания

Если вы находитесь в полусонном состоянии и уже устали учиться, попробуйте задержать дыхание. Это хорошее упражнение шокирует мозг и позволяет взбодриться.

#5 Цель

Держите цель в голове, представляйте свободу и удовольствие после выполнения заданий. В противном случае можно скатиться и быстро впасть в уныние.

Немного мотивации

Многим людям все прошлые рассуждения вообще не нужны. Для них основная сложность – отсутствие интереса к обучению и скука.

Но что здесь сказать? Все описывает цитата художника Чака Клоуза: «Вдохновение для дилетантов, остальные просто приходят и работают». Никогда человек не занимается только любимым делом, всегда существуют проблемы и рутина.

Надо просто сесть и начать, без всяких отговорок. Поднять попу и привыкать ломать свое «не хочу» каждый день. Именно в этом заключается жизнь, именно такое поведение заставляет уважать самого себя. Не ленитесь, прямо сейчас начните вырабатывать свой характер.

Читайте так же – как заставить себя что-то делать.

Заключение + резюме

Признаюсь, я не думаю, что нормальный человек будет выполнять все вышеприведенные приемы. Нужно взять только самое основное, чтобы не застрять в вечной подготовке и не бросить эту затею. Поэтому давайте оставим все второстепенное и выделим главное.

  1. Навести порядок на столе
  2. Выключить телефон
  3. Попить чай с печеньками
  4. Мысленно составить план действий
  5. Быстро сесть и начать

На этом все, надеюсь, приведенные советы помогут вам сконцентрироваться быстрее. Успехов вам в учебе!

(Visited 2 497 times, 5 visits today)

Видео:Как Смотивировать Себя На Учёбу ✨ BACK TO SCHOOL / Мотивация На Учёбу И СаморазвитиеСкачать

Как Смотивировать Себя На Учёбу ✨ BACK TO SCHOOL / Мотивация На Учёбу И Саморазвитие

Невнимательность ребенка в школе: причины, как бороться с рассеянным вниманием школьника на уроках

как сосредоточиться на уроках

Мы восхищаемся образом Шерлока Холмса, от проницательного взгляда которого не укроется ни одна деталь. Конечно, чтобы натренировать внимание на уровне гениального сыщика, нужно много времени и энергии, но победить невнимательность на уроках под силу каждому.

Умение концентрироваться — не врождённое качество, его можно и нужно развивать на протяжении жизни. И чем раньше вы научите ребёнка сосредотачиваться на важном — тем проще ему будет учиться. 

Как устроено внимание 

Прежде чем начать разговор о том, как бороться с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо разобраться, что такое внимание и как оно работает. 

Внимание — это способность мозга фокусироваться на значимом. 

Каждую минуту наш мозг получает десятки тысяч сигналов: тексты, звуки, запахи, цвета, внутренние ощущения тела. Если бы мы воспринимали их все сразу, то, скорее всего, сошли с ума. У сознания существует механизм, призванный фильтровать поступающую информацию и выделять то, что важно в данный момент, — это и есть внимание.

Характеристики внимания

Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту. Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:

  • Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное.
  • Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.
  • Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка.
  • Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.
  • Переключаемость внимания. От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее.

Причины невнимательности школьников

Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость. Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.

Причина 1: высокие нагрузки

Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.

Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.

Причина 2: отсутствие мотивации

Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях. 

Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов.

Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры.

Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.

Причина 3: слабое здоровье

Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.  

Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B.

Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма.

Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.  

Причина 4: обстановка дома

Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе. 

Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям. 

Очень часто снижение внимательности у детей имеет психологические причины. Тревожная обстановка дома и любые изменения в семье, от пополнения до утраты, вынуждают ребёнка включить механизмы адаптации.

Эти процессы задействуют ресурс внимания настолько, что ребёнку становится трудно сконцентрироваться на учёбе.

 

Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста. 

Причина 5: СДВГ

В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). 

Непоседливость и рассеянность ребёнка — это не повод пугаться и вести ребёнка к неврологу. Диагноз СДВГ ставится только на основании длительного наблюдения ребёнка лечащим врачом и только после двенадцати лет.

Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:

  • не воспринимает устную речь,
  • не может последовательно выполнять задачу,
  • часто теряет вещи,
  • часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
  • не может ждать.

Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.    

Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно. Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.

Как бороться с невнимательностью школьников

Современным детям приходится сталкиваться с куда более трудными препятствиями на пути к развитию внимания, чем предыдущим поколениям. Причиной тому огромные объёмы информации и формируемое интернетом клиповое мышление.

Чтобы ребёнок умел концентрироваться на деле в течение долгого времени, замечать неочевидные детали и противостоять отвлекающим факторам, его внимательность необходимо развивать и поддерживать с раннего возраста:

  • Ежедневно обращайте внимание ребёнка на окружающий мир. Научите его замечать, что на клумбе рядом с домом распустились цветы, а строящийся дом вырос ещё на несколько этажей. Все эти детали повседневности могут стать объектами для наблюдения и поводом для размышлений. 
  • Следите за тем, чтобы ребёнок не проводил слишком много времени с гаджетами.
  • Старайтесь вносить разнообразие в повседневность. Когда мы день за днём выполняем одни и те же действия и бываем в одних и тех же местах, наше внимание рассеивается. Находите с ребёнком новые маршруты для прогулок, открывайте новые места, периодически устраивайте в квартире перестановку — это позволит поддерживать концентрацию и осознанность.      
  • Не ругайте ребёнка за невнимательность — это неэффективно. Он начнёт волноваться или ещё сильнее замкнётся в собственных мыслях, в результате чего может стать ещё более рассеянным. Лучше поощряйте ситуации, в которых он проявил внимательность.
  • Подавайте личный пример. Почувствовав, что вы цените собранность и наблюдательность и сами всегда стараетесь быть внимательными, ребёнок тоже будет стремиться прокачать этот навык.  

Игры на внимательность

Существует немало занимательных игр, тренирующих внимание. В зависимости от возраста и способностей ребёнка их можно делать всё более сложными, а главное — в большинство из них можно играть в любое время и в любом месте. 

  1. «Снежный ком» или «Баранья голова». Первый участник игры называет слово, второй  повторяет его и добавляет своё, третий повторяет уже два слова и добавляет своё — и так далее, пока кто-то не собьётся. Участник, допустивший ошибку, говорит вместо забытого слова «баранья голова». После чего все участники по очереди воспроизводя цепочку, тоже должны упоминать в нужном месте баранью голову. Чем больше участников в игре — тем интереснее и сложнее.
  2. «Съедобное-несъедобное». Ведущий бросает мяч случайному игроку, называя объект. Если объект съедобный, игрок ловит мяч и становится ведущим, если несъедобный — отбивает мяч обратно. Сложность игры зависит от скорости и критерия, выбранного на замену съедобности. Это может быть что угодно, например, металлы и неметаллы.   
  3. «Найди объект». Выберите малозаметную деталь в поле зрения и попросите ребёнка найти её. Это может быть любой статичный объект, видимый с данного ракурса: дерево, изображение на дорожном знаке, слово на вывеске и так далее. Такая игра не только развивает внимание, но и позволяет скоротать время ожидания, например, в очереди к врачу или в пробке. 
  4. «Режим наблюдателя».Предложите ребёнку включить «режим наблюдателя», то есть максимально сосредоточить своё внимание на окружении. Через небольшой промежуток времени попросите его закрыть глаза и задайте вопрос о чём-нибудь, что находилось в поле его зрения. Например: «что написано на рекламном щите впереди?», «какая одежда была на том человеке?», «сколько красных предметов в комнате?» и так далее. Если регулярно играть в эту игру, в определённый момент можно будет усложнить её, не объявляя больше «режим наблюдателя», а сразу задавая вопрос. 

Резюме

Умение быть собранным, сосредотачиваться на деле, абстрагироваться от отвлекающих факторов и не допускать случайных ошибок — ценнейший навык.

Развитие внимания поможет ребёнку лучше учиться, даст конкурентные преимущества, существенно облегчит быт и избавит от множества проблем.

В критической ситуации натренированное внимание и наблюдательность могут даже спасти жизнь вашему ребёнку и окружающим его людям. 

Развить у ребёнка внимательность несложно. Достаточно проявлять внимание к нему самому. Старайтесь проводить с ребёнком как можно больше времени и сделать его учебную жизнь интересной и насыщенной, ведь ничто так не стимулирует внимание к делу, как удовольствие, получаемое в процессе его выполнения.

Видео:КАК ПЕРЕСТАТЬ ОТВЛЕКАТЬСЯ И НАЧАТЬ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ?Скачать

КАК ПЕРЕСТАТЬ ОТВЛЕКАТЬСЯ И НАЧАТЬ КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ?

Как удерживать внимание ученика весь урок: шесть простых приемов

как сосредоточиться на уроках

Евгений Фатьянов, фото из личного архива

Есть ли хотя бы один преподаватель, который ни разу не сталкивался с равнодушием учеников к тому, как он излагает учебный материал? Невключенность — частая педагогическая проблема, она затрагивает как рассказчика, так и слушателя, и повторяется по кругу.

Ведь если ученик не заинтересован в том, чтобы воспринимать речь учителя, он постоянно будет отвлекаться на внешние раздражители, и пытаться донести до него что-либо будет бесполезно.

Рассказчик в таких случаях всегда чувствует, что его не слушают, и ему это еще больше мешает: заставляет сбиваться, терять нить повествования; настроение мгновенно меняется, и уже хочется просто побыстрее закончить объяснение.

Можно ли поменять эту ситуацию без интенсивных упражнений в риторике и актерском мастерстве? Об этом рассказывает Евгений Фатьянов, экскурсовод, журналист, преподаватель русской школы «Колобок» (Барселона).

«Фатьянов, хватит болтать на уроке!», «Женя, ты ворон считаешь?!», «Почему ты меня не слушаешь?»…

Я на всю жизнь запомнил, как скучно мне было на некоторых школьных уроках. Я сидел прямо перед учителем, но лучше слышал не преподавателя, а Сашку с последней парты. И не потому, что Сашка говорил громче.

Нет. Учительница иногда орала, как резаная, но Сашку всё равно было слышно лучше. И даже когда предмет был интересный, и учитель рассказывал красиво, моё внимание постоянно куда-то улетало. Но однажды…

У нас появилась новая «училка» английского — Наталья Сергеевна. Английский мне был не интересен, и на этих уроках я обычно думал о чём-то своём или незаметно читал книгу. Но с появлением новой учительницы всё изменилось. Я стал внимательным на её уроках.

Какой-то непонятной мне магией обладала её речь. Я по-прежнему многое не понимал (она говорила весь урок на чужом для меня языке), но слушал.Наталья Сергеевна через год ушла в декрет. И я, с появлением новой учительницы, вновь стал отвлекаться на этих уроках.

Я разгадал ее загадку, когда сам стал педагогом. Наталья Сергеевна умело использовала простые правила сторителинга, чтобы удерживать внимание аудитории. Тогда об этом искусстве в России ещё не говорили, но англичанка интуитивно использовала его приемы, которые я теперь тоже взял на вооружение.

https://www.youtube.com/watch?v=8DwX7EE-WpY

Что же это за приёмы?

1. Неожиданный вопрос

Когда архитектор Антони Гауди ходил в школу, его не любили учителя. Не любили за то, что он постоянно задавал им неожиданные вопросы.

Например, когда учитель рассказывал детям: «Ребята, Господь дал птицам крылья для того, чтобы они летали», маленький Антони вставал и спрашивал: «А как же курица? Крылья есть, а летать не летает…

» Эти вопросы сбивали с толку преподавателей и заставляли детей смеяться или удивляться, хотя такой вопрос учитель мог бы с легкостью использовать в своих интересах: например, попросить других ребят ответить на вопрос Гауди. Или самому задать такой вопрос детям.

Вовремя заданный неожиданный вопрос привлекает внимание. Это может быть как риторический вопрос, не требующий ответа, так и конкретный на уроке русского языка:«Ваня, как ты считаешь, сколько прилагательных можно придумать к слову «геймер»?» На уроке астрономии: «Что общего у мухи, насоса и хамелеона?», или на уроке ботаники: «Серёжа, сколько лепестков у ромашки?».

2. «Игра» голосом

При умелой «игре» голосом можно держать публику во внимании долгое время. Этому аспекту ораторского искусства не возбраняется поучиться у ведущих телевизионных шоу и блогеров.

«Скандалы! Интриги! Расследования!» — призывно звучит начало передачи на канале НТВ; «Конкурс!» — четко, резко, отрывисто и звонко выделяет голосом журналист Юрий Дудь завершающую часть своего выпуска.

Зритель как бы получает заряд бодрости и со свежими силами переключает свое внимание на новую информацию.

Способов влиять на аудиторию интонацией много. Попробуйте менять ритм, скорость своей речи: постепенно её наращивайте, а потом резко переходите на медленный темп. Представьте, что при помощи звуков вы произносите не текст, а музыку. И ваша музыка должна быть приятна слушателям. Для тренировки ритма полезно читать вслух стихи. «Евгений Онегин» — идеальный пример, услаждает слух и радует ум.

3. Внимание к деталям

Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931. Источник WikiArt

Сюрреалистические картины Сальвадора Дали мало кому понятны: переплетены ли чудесным образом ветки, а может быть — это люди, или — инопланетные существа неровных форм.

Вникнуть в сюжет сложно, потому что, сюжета как такового и нет. Но при этом зрители стоят у его картин часами. Что их так привлекает? Детали! Муравей, выползающий из уха.

Кузнечик, судорожно схватившийся за чей-то нос. «Расплавленные» часы.

Детали всегда привлекают. Артур Конан Дойл на деталях выстроил сотни захватывающих приключений, от чтения которых невозможно оторваться.

«Ребята, во что был одет Раскольников? Он носил шляпу-цилиндр. Вы видели когда-нибудь человека в таком головном уборе? Но у Раскольникова этот цилиндр был старый и грязный. Вы видели у кого-нибудь старую и грязную шляпу?» 

Если при разборе литературного произведения вы будете обращать внимание детей на такие подробности, оно запомнится им лучше, оживет и останется в их воображении.

4. Резкий звук

Хорошо привлекает внимание эффект резкого неожиданного звука. Только не нужно бить по столу линейкой: так можно сломать и ее, и психику слушателей. Но хлопнуть в ладоши, когда в вашем рассказе наступает переломный момент, очень даже можно. Или подыграть тексту. Например, постучать по столу в тот момент, когда в «Горе от ума» Лиза стучится в дверь Софьи Павловны:

«Светает!.. Ах! как скоро ночь минула! Вчера просилась спать — отказ, „Ждем друга“. — Нужен глаз да глаз, Не спи, покудова не скатишься со стула. Теперь вот только что вздремнула, Уж день!.. сказать им… (Стучится к Софии.) Господа, Эй! Софья Павловна, беда.

Зашла беседа ваша за ночь»

Резкие звуки действительно мгновенно привлекают внимание всей аудитории. Но использовать их часто нельзя, так как информация, которая последует за ними, будет восприниматься публикой как тревожная.

5. эффекты

Почему бы не включить фоном аудио с кваканьем, когда вы рассказываете детям о жизни лягушек? Или запись свистящего шума вьюги, когда на географии рассматриваете климат Арктики? А на уроке истории, посвящённом Европе начала ХХ века, к месту будет звучать музыка Вагнера.
Любой аудиоэффект не просто привлечет внимание к вашему выступлению, но и поможет слушателям запомнить факты истории, о которых вы рассказываете.

https://www.youtube.com/watch?v=ey5vjD-DNPU

эффекты — это не обязательно включенные в компьютере или в телефоне файлы. Это ещё и ваши действия и звуки. Если на уроке в начальной школе вы изобразите голосом падение астероида в мезозойскую эру, внимание слушателей вам будет обеспечено.

«Мы видим, как астероид приближается все ближе к поверхности земли. Динозавры поднимают головы, чувствуя, что сейчас что происходит что-то необычное. Случайный птеродактиль в недоумении застыл в полете, и вдруг — ба-бах!»

Вот этот «ба-бах!» не просто помогает украсить историю, но и держит во внимании всю аудиторию.

На школе юных журналистов, фото из личного архива

6. Вовлечение слушателя

Стройте ваши уроки по принципу иммерсивного театра, в котором зрители активно участвуют в спектакле: включайте, погружайте учеников в ваш рассказ, чтобы они проживали его как актеры. 

На уроке истории о битве на Чудском озере в 1242 году, чтобы объяснить классу технику сражения, можно разбить ребят на две группы — рыцари Тевтонского ордена и войско Александра Невского. «Рыцарей» выстраиваем «клином» («свиньёй»), а «русское войско» рядами, и начинаем «битву». Эта десятиминутная сцена запомнится детям на всю жизнь.

 На уроке русского языка тоже можно распределить роли. Например: «Миша, ты будешь существительным и должен произносить только существительные. Света, ты должна произносить слова, которые отвечают на вопрос „Какой?“, „Какая?“, „Какие?“, то есть, будешь прилагательным. А Саша будет глаголом, произносишь только глаголы.

Попробуйте придумать историю, используя только свои части речи».

Не обязательно устраивать на каждом уроке театр. Минутное «включение» того или иного слушателя в историю, вовлекает в нее и весь класс.
«Марк, а что бы ты сделал на месте Герасима при разговоре с хозяйкой? Какой бы у тебя был взгляд в этот момент?»

Вы можете выбрать те приемы, которые больше всего подходят вам и вашему предмету, комбинировать их, и вообще давать простор вашему воображению и педагогическому таланту. А если вы сильно ограничены во времени, то можно воспользоваться готовыми видеоисториями на цифровой платформе EdStories, и разнообразить уроки не только в классе, но и при дистанционном или асинхронном обучении.

Не хотите пропустить публикации по этой теме? 

Подписаться на канал  «Сторителлинг»

Партнерский материал 

Видео:Не могу сконцентрироваться на работе / учебе - Что Со Мной Не Так?Скачать

Не могу сконцентрироваться на работе / учебе - Что Со Мной Не Так?

Как научить ребенка концентрации внимания

как сосредоточиться на уроках

Концентрация внимания у детей волнует многих родителей. Часто можно услышать: «Ребенок не может сконцентрироваться на уроках! Витает в облаках, не в силах усидеть за партой и три минуты. А вот дома часами собирает конструктор!». Почему так? Как научить ребенка концентрации внимания? Собрали частые жалобы родителей и обсудили пути решения с психологом Витой Холмогоровой.

Вита Холмогорова — экзистенциальный психотерапевт, кандидат психологических наук, психолог, коуч, психофизиолог.

Типы нервной системы и концентрация

Часто я слышу: «Плохая концентрация внимания у ребенка. Он просто не может сконцентрироваться!». А потом смотрю на ребенка, и… вижу, что может! Только он концентрируется не над тетрадью и учебником, а на тех вещах, которые родителям порой кажутся не значимыми.

Он часами печет пирожки, собирает конструктор, вырезает снежинки, расшифровывает послания на азбуке Морзе. Значит, он может и умеет концентрироваться. Но надо подобрать ключ к его концентрации.

Им может стать новый подход к образованию ребенка, поведение родителей, поиск мотивации, работа с психологом или с нейропсихологом. И результат будет!

Инертный или лабильный?

…Но прежде вспомним о типах нервной системы. Условно есть лабильный и инертный типы. И конечно, все варианты между ними.

Люди, обладающие инертным типом нервной системы — однодоминантные, как я их называю. То есть в единый момент времени они могут сосредотачиваться только на одной вещи.

Таким детям (и взрослым!) очень сложно переключиться с текущей задачи на другую: для них это крайне энергозатратно, требует очень много времени и сил. Эти люди медлительны, зато они погружаются в вопрос очень глубоко и серьезно.

Бесполезно кричать такому ребенку: «Убирай русский, доставай математику», и ждать, что он сделает домашку за 7 минут. Это не тот ребенок!

А если охарактеризовать лабильный тип нервной системы, нужно представить человека, который может одновременно держать в голове 100 дел. Он прекрасный организатор, очень гибкий, часто — творческий.

Внешне выглядит, будто он «скачет по верхам», но многие обладают глубиной восприятия, и из них получаются, например, прекрасные бизнесмены.

У ребенка такого типа на столе одновременно раскрыты русский, математика, английский, комикс с Томом и Джерри, включена музыка и… вдруг оказывается, что уроки выучены. Хоть даже вы отказываетесь в это верить.

И у тех и у других детей могут быть проблемы с концентрацией. Но очевидно, что это разные проблемы! Ребенок с инертным типом нервной системы нуждается в том, чтобы погрузиться в тему, «занырнуть» и поплавать в ней.

И в школе его страдания начинаются ровно через 40 минут после начала урока.

Занятие заканчивается, а ребенок еще не успел оглядеться на местности и уж точно не готов убрать один учебник с парты, достать другой и начать после русского погружаться в математику.

А в то же самое время дети с лабильным типом нервной системы испытывают сложности с тем, что нужно просидеть 40 минут за одним предметом. Им нужно часто менять деятельность, делать одновременно несколько дел и переключаться, чтобы подключать новую опцию для активирования концентрации.

И когда я вижу перед собой детей с чистым лабильным типом нервной системы или с чистым инертным, я отдаю себе отчет, что для них сегодняшняя система образования не работает. Это плохая новость.

Но есть и хорошая! По сути, здесь в наличии не проблема концентрации внимания, а задача родителей организовать процесс образования.

И как только этот процесс будет запущен в соответствии с типом нервной системы ребенка, окажется, что у ребенка все хорошо. Он успешен, самодостаточен и перспективен.

Как развить у ребенка внимание и концентрацию

Есть ряд методик, которые помогают концентрироваться «по щелчку», «качать мышцу». Но прежде чем применять методики и начинать упражнения для развития концентрации внимания у детей, я призываю родителей осознать, в чем состоит суть проблемы, увидеть «диагноз» — с тем, чтобы занятия проходили гармонично, интересно и эффективно для ребенка.

Памятка от Виты Холмогоровой

Несколько советов, как повысить концентрацию внимания у ребенка:

  • Для концентрации внимания нужен режим. Сон, свежий воздух, прогулки — даже неловко об этом говорить, банальщина. Но очевидно, что мы, родители, не обеспечиваем это на 100%.

    А расконцентрированный ребенок нуждается в режиме сильнее, чем обычный: рамки хоть и ограничивают, но одновременно дают необходимую таким детям опору.

  • Есть игры на концентрацию внимания для детей.

    Приведу самые простые примеры.

Возьмите два комплекта одинаковых пуговиц. Родитель выкладывает узор, а ребенок пытается его повторить.

Играйте в пантомиму. Или откройте развивающую тетрадь и порешайте задания «найди 10 отличий». При этом делайте акцент на возрасте ребенка и на том, что ему интересно на данном этапе. Старайтесь увеличить продолжительность этого занятия для концентрации внимания для детей на минутку-другую каждый день.

  • Если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, его необходимо с раннего возраста приучать к часам. Понимание, сколько сейчас времени, будет давать связь с реальностью и опору.
  • Создайте ребенку-школьнику рабочее место так, чтобы в зону обзора не попадали игрушки. Так он не будет «уплывать».

    Исключите возможность ребенка включить музыку, телевизор. Уберите из зоны доступа продукты питания, включая фрукты и жевательную резинку.

  • Развивая концентрацию у ребенка, старайтесь через игры задействовать все органы чувств.

    Можно включать даже обоняние и возможность сопоставлять вкусы!

  • Практикуйте упражнения на концентрацию внимания для детей. Для тренировки концентрации отлично работают приборы с биологической обратной связью (БОС). Ребенку надевают аппаратуру, которая считывает состояние концентрации.

    И дальше, в зависимости от программы, ребенок учится управлять функциями своего организма и менять изображение на экране путем расслабления мышц, налаживания дыхания.

    В это время мультимедийная программа демонстрирует, что у ребенка получается реализовать задачу: при стабильной работе мозга машина едет / ракета летит / персонаж продолжает свой путь. С одной стороны, дети, как правило, любят БОС, а с другой — эта терапия разрабатывает и прокачивает «мышцу», отвечающую за формирование концентрации внимания.

Ищем мотивацию!

Часто у детей, родители которых ищут способы, как улучшить концентрацию внимания у ребенка, проблемы вовсе не с отсутствием концентрации, а с… мотивацией!

Ребенок не хочет заниматься математикой. Для него негативная оценка, 2 или 3, не является стимулом к обучению. Ему неинтересно. А волевая сфера — «делай, что должен» — в силу возраста развита не сильно. И в этом случае «надо» — пустой звук.

И дальше вопрос состоит только в том, как помочь ребенку найти мотивацию.

Тут рецептов нет: это творческий, обоюдный процесс родителя и ребенка — отыскать, что нравится, как нравится, придумать, привнести в жизнь, раскрасить привычную действительность так, чтобы стало интересно.

Советский принцип «Без труда не выловишь рыбку из пруда» верен лишь отчасти. На самом деле критерий таланта — легкость. Если найти то, что ребенку дается легче всего, если отыскать мотивацию и раскрыть способности ребенка сегодня, дальше можно будет всю жизнь развиваться в этом направлении.

Случаи из практики

Ольга: «Моя дочь ничего не хочет, вообще. Она часами собирает пазлы, и больше ее не интересует ничего!».

Вита Холмогорова: «Я слышу этот вопрос нередко, и вместе с ним — раздражение и обесценивание в голосе родителей. Выключите эмоции! Я знаю, что у вашей девочки со временем разовьется прекрасное пространственное мышление. Она может стать хорошим математиком, архитектором, графическим дизайнером. Если вы ей поможете! Cегодня она собирает обычные пазлы, завтра вы ей подарите 3D-пазлы.

А дальше им на смену придут картонные архитектурные конструкции. Но это при хорошем раскладе — том, где вы будете восхищаться, помогать и развивать талант дочки. В противном случае все будет грустно: девочка в школе так и будет учиться из-под палки, ее обесцененный талант завянет, а если и прорастет в будущем, то не станет таким прекрасным деревом, как если бы путь был прямым».

Елена: «Перед первым классом мой сын мог усидеть за столом над подписями ровно 4 минуты. Три месяца занимались нейрогимнастикой раз в неделю — специалист приезжала к нам домой. Это было мучительно, напоминало пытку ребенка.

Простые физические упражнения в определенной последовательности. Сын орал. Психолог увещевала. Я держала сына и двигала вместе с ним его руками — ногами. Через два часа занятий я ложилась на диван без сил до конца дня.

Через три месяца сын мог сидеть над прописями уже двадцать минут и начал складывать буква в слова».

В. Х.: «Если бы у моего ребенка были проблемы с концентрацией, я бы первым делом обратилась именно к нейропсихологу. Сначала для диагностики, а в дальнейшем — для коррекции ситуации. В дошкольном и младшем школьном возрасте нейропсихологи — прекрасные помощники педагогам и родителям.

Через физические упражнения, повторяемые правой и левой рукой, им удается скорректировать очень широкий спектр проблем, связанных с концентрацией внимания, с кратковременной и долговременной памятью. Нейропсихологи учат читать и писать тех детей, у которых по каким-то причинам этот навык вовремя не сформирован.

Браво, Елена, поздравляю вас с сыном с победой!».

Анна: «Сыну невероятно сложно делать домашнюю работу: мешает отсутствие концентрации внимания у ребенка. К примеру, задали по каждому предмету по маленькому заданию, которое можно сделать за 5 минут.

Но лучше бы задали решать 3 страницы примеров по математике или сочинение по русскому! Долгое погружение в один предмет дает реальный эффект от занятий, а 5 минут на пять предметов — невыносимо.

В итоге вечер заканчивается слезами, уроки не выучены».

В. Х.: «В этой ситуации невооруженным взглядом видно — ребенку необходимо организовать обучение совсем на другом уровне, чем сейчас. Может быть несколько вариантов. И те родители, которые понимают, что нахождение в обычной школе для их ребенка губительно, найдут правильный.

Я могу подсказать, что для таких детей очень эффективна вальдорфская система, где вместо уроков и предметов — проекты. Неделю дети реализуют один, погружаясь в него и совершая качественный скачок, следующую — другой.

И никакого выхолащивания «прыжками» с предмета на предмет!

Елена Лосева, мама и психолог: «Сын в 8 классе, отличник. Когда начинает «тупить» над уроками и не может сконцентрироваться на чем-то, я захожу в его комнату и начинаю читать стихи на надрыве творческих возможностей. Он меня выгоняет и быстро учит уроки, как нормальный человек, пока мама не пришла».

В. Х.: «Елена нашла нетривиальное решение. Молодец! Круто, что она его нашла, и что оно работает.

Когда родители подростков приходят и говорят: «Я ему 100 раз говорила», я спрашиваю: «Слушайте, это хоть раз сработало? Значит, надо поменять тактику! Нужно понять, что это не работает. Включайте креативность и ищите подход!».

Елена его нашла, причем решение не лежало на поверхности. Но здесь вывод только один: надо чувствовать своего ребенка и понимать, что каждый индивидуален и требует особого ключика для решения своей задачи!»

Ольга: «Пятнадцатилетний сын разозлил нас с мужем. В порыве эмоций супруг разбил об пол смартфон ребенка.

С тех пор, уже месяц, сын ходит в школу с кнопочным телефоном, и… у него появились первые в старшей школе 5! Мы их не видели с 3 класса! Я спрашиваю: «Как ты так начал учиться?».

Он говорит: «Так мне скучно на уроках стало. Я стал хоть руку поднимать, телефона-то нет». А можно ли этого достичь, не разбивая смартфон?».

В. Х.: «Ищите такую школу, где на уроке нельзя пользоваться телефоном. Во всех учебных заведениях, где учился мой ребенок, это взято за правило! Я подписывала согласие с этим в договоре. И это очень важно! Потому что телефон интересней для ребенка, чем урок — это соблазн и уйма возможностей».

Вероника: «Все, что интересует 14-летнего сына — это игры на смартфоне. На остальном нет концентрации внимания у ребенка. Что делать?»

В. Х.: «Подростки — история особенная. Мало кто из них готов сосредоточиться на учебе! Скорее, наоборот. И искать, чем увлечь ребенка, на чем его сконцентрировать, надо было раньше. К подростковому возрасту интересы должны быть уже найдены. Но не стоит раньше времени опускать руки.

Наблюдайте, что сын делает в те моменты, когда у него нет с собой гаджетов.

И глядя на то, чему подросток посвящает свое свободное время, помогите ему сделать на этом акцент, создайте условия для развития этого начала — и, возможно, вы поможете ребенку реализовать его предназначение!

Не видите ничего, кроме игр на смартфоне? Не обесценивайте это! Включайте фантазию! Я думаю, что хороший способ переключить подростка с игр — направить его на занятия (например, программирование), где учат их создавать. И это уже другая история — не про потребление, не про игру круглые сутки напролет, а про созидание, которое помогает пойти за ребенком, развернув его интерес в нужную родителю сторону».

P.S

А еще родители часто путают неврологию, нарушение концентрации внимания у детей, и его психологические сложности. Ошибка нередко состоит в том, что детей с неврологией ведут к психологу.

И, наоборот, тех, у кого нет неврологических проблем, но кому не помешал бы психолог, бесконечно водят по врачам, пытаясь переложить с себя ответственность за моменты невнимательности, воспитания, педагогической запущенности.

Здесь необходимо провести границу и определить, в чем проблема у вашего ребенка, и в какую дверь нужно постучаться, чтобы ее решить.

И избавиться от своих иллюзий, чтобы не произошла история, похожая на получившую недавно огласку — про пятилетнюю девочку, которая по вине родителей, почему-то решивших, что она неизлечимо больна, всю свою жизнь провела в стационаре. Вы ведь не этого хотите для своего ребенка, правда?

🎥 Видео

🔥4 СПОСОБА РАЗВИТЬ КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯСкачать

🔥4 СПОСОБА РАЗВИТЬ КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ

Как быстро сделать все уроки ! *Проверенные Способы*Скачать

Как быстро сделать все уроки ! *Проверенные Способы*

Как Улучшить Свою Концентрацию (Тренировка Внимания)Скачать

Как Улучшить Свою Концентрацию (Тренировка Внимания)

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Как учиться быстрее и качественнее?Скачать

ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. Как учиться быстрее и качественнее?

КАК СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА УЧЕБЕ | МОТИВАЦИЯ | how to be focus on studyingСкачать

КАК СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА УЧЕБЕ | МОТИВАЦИЯ | how to be focus on studying

🎧 Белый шум для изучения и концентрации 🎧 White noise to study and concentrateСкачать

🎧 Белый шум для изучения и концентрации 🎧 White noise to study and concentrate

Как развить внимание и концентрацию у ребенка? Нейропсихолог о том, как игры на внимательность учатСкачать

Как развить внимание и концентрацию у ребенка? Нейропсихолог о том, как игры на внимательность учат

МОТИВАЦИЯ НА УЧЕБУ! ПОСМОТРИ ЭТО ЕСЛИ НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ!Скачать

МОТИВАЦИЯ НА УЧЕБУ! ПОСМОТРИ ЭТО ЕСЛИ НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ!

Как я восстановил способность к концентрации.Скачать

Как я восстановил способность к концентрации.

Гиперфокус. Как научиться делать больше, тратя меньше времени | Крис БэйлиСкачать

Гиперфокус. Как научиться делать больше, тратя меньше времени | Крис Бэйли

Как сосредоточиться и не отвлекаться - 5 рабочих способовСкачать

Как сосредоточиться и не отвлекаться - 5 рабочих способов

Как сконцентрироваться на работе за 2 минуты? [не бумага]Скачать

Как сконцентрироваться на работе за 2 минуты? [не бумага]

Как сосредоточиться на уроках | 4 полезных советаСкачать

Как сосредоточиться на уроках | 4 полезных совета

как ВСЕГДА писать КОНТРОЛЬНЫЕ на 5? ✨без подготовки✨Скачать

как ВСЕГДА писать КОНТРОЛЬНЫЕ на 5? ✨без подготовки✨

!!!СУПЕР ПАМЯТЬ!!! Музыка для Обучения и улучшения ПамятиСкачать

!!!СУПЕР ПАМЯТЬ!!! Музыка для Обучения и улучшения Памяти

Как Быть Продуктивным После Школы? ЛАЙФХАКИ ДЛЯ УЧЁБЫСкачать

Как Быть Продуктивным После Школы? ЛАЙФХАКИ ДЛЯ УЧЁБЫ

Как Легко Учить и Запоминать Информацию (Правило Приложенного Усилия)Скачать

Как Легко Учить и Запоминать Информацию (Правило Приложенного Усилия)
Поделиться или сохранить к себе: