Как помочь гиперактивному ребенку в школе

Как помочь гиперактивному ребенку в школе Полезное
Гиперактивные дети на уроке: что делать учителю?

Как помочь гиперактивному ребенку в школе

Аббревиатура СДВГ сейчас звучит все чаще. Она как ярлык вешается на каждого ребенка, который в школе ведет себя не так, как ожидают от него учителя. Насколько это оправдано? Почему гиперактивные дети – это вечная головная боль учителя? Как помочь таким детям? Об этом рассказывает преподаватель Шестой всероссийской выездной школы педагогов и директоров Ирина Лукьянова.

Ирина Лукьянова, учитель литературы школы «Интеллектуал» (г. Москва)

Учителя редко понимают, почему гиперактивные дети не могут работать как все. Почему они все время вертятся, сидят с отсутствующим видом или мешают учителю вести урок. Вроде и не глупые совсем, про таких обычно говорят: «Может, если захочет».

 При этом практика показывает, что с такими детьми не работают привычные для учителей способы справляться с проблемами поведения: выговоры, напоминания о правилах поведения. Таких детей бесполезно стыдить или договариваться с ними о том, что они будут хорошо себя вести. Они согласятся, но на следующем уроке все будет, как всегда.

 Почему? Потому что поведение таких детей регулируется не разумом, не силой воли, а соображениями момента.

Содержание
  1. проблема гиперактивных детей
  2. Раньше и сейчас
  3. Действовать вместе
  4. Гиперактивные дети в школе. Что делать?
  5. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: симптомы
  6. Дисциплина и поведение
  7. Пример для подражания
  8. Питание
  9. Режим
  10. Домашнее задание
  11. СДВГ. Советы детского врача-психиатра
  12. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
  13. Причины СДВГ
  14. СДВГ или избалованность?
  15. Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
  16. Обучение детей с СДВГ: как помочь ребенку с дефицитом внимания
  17. Что такое СДВГ и каковы причины его возникновения
  18. Сдвг – синдром конфликта со школой?
  19. Так как же помочь ребенку с СДВГ?
  20. Лечение СДВГ, которое позитивно воздействует на любого ребёнка
  21. Как сделать будущее детям с СДВГ
  22. Советы учителям по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
  23. Что нужно знать о СДВГ
  24. Как себя вести с учениками с синдромом: общие рекомендации
  25. Как бороться с непослушанием и невнимательностью
  26. Отзывы учителей, преподающих у деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
  27. 💡 Видео

проблема гиперактивных детей

Главное проблема таких детей – в том, что у них снижена способность управлять собой, своими действиями, своим вниманием, организовывать свое время и свою деятельность. Отсюда их проблемы с вниманием, с  поведением, с восприятием учебного материала.

На уроке им, больше, чем остальным детям, нужна помощь учителя, но не в том, чтобы делать им замечания, а в том, чтобы для них создавать ясную предсказуемую среду, давать алгоритмы поведения, выполнения заданий, решения задач, предоставлять им непосредственную быструю обратную связь, четко давать понять, что от них ожидается, что будет, если они оправдают ожидания или не оправдают их. 

Все это – не какие-то особенные учительские приемы, — так же, как чередование фронтальной работы с работой в группах и парах, чередование видов деятельности, динамические паузы, четкое структурирование материала. Все это хороший учитель умеет делать.

Но где-то мы сами не очень организованы, что-то нам хуже дается, где-то мы ищем более легких путей.

Но если другие дети будут справляться с учебой и без этих мер, то для гиперактивных невнимательных детей особенная помощь со структурированием материала и возможность не сидеть весь урок неподвижно просто необходимы.

Как раз на Шестой выездной школе педагогов и директоров я буду подробно говорить о том, как учитель может помочь таким детям и спасти свои уроки от хаоса, который создают гиперактивные дети.  

Раньше и сейчас

Существует миф, что вот раньше таких гиперактивных детей не было, а сейчас их стало много, и вина лежит на экологии, родителях, социальных проблемах общества. Это именно миф, потому что никаких подтверждений этого тезиса не существует. 

Часто говорят о том, что в какой-то степени на проблему гиперактивности у детей влияет убыстрившийся темп нашей жизни.  Нас окружает огромное количество информации, которую нам надо принять и осмыслить за довольно ограниченное время. Следствием этого стало пресловутое клиповое сознание. Но это тоже не имеет прямого отношения к дефициту внимания и гиперактивности. 

Дети с СДВГ были и 40, и 50 лет назад.

Тогда это так не называлось, тогда таких детей считали хулиганами, шутами, их родителей вызывали на педсоветы,  на них рисовали карикатуры в школьных настенных газетах и песочили их на пионерских сборах.

И, как правило, это не давало никаких результатов, потому что такие дети ничуть не хуже остальных знали правила поведения, но не могли им следовать, поскольку действовали, подчиняясь импульсивному решению.

Утверждение, что таких детей стало больше, не подкреплено никакими статистическими данными: их просто не существует. У нас нет достоверной статистики по распространенности СДВГ в нашей стране, а раньше и аббревиатуры такой не знали, не с чем сравнивать. В целом в мире данные не меняются: считается, что таких детей 5-7% от общего числа. 

Кроме того, гиперактивность и невнимательность могут быть не только симптомами СДВГ, но и следствием других проблем со здоровьем, а иногда и реакцией на какую-то жизненную ситуацию (например, травлю в школе или развод родителей – тогда ребенку не до уроков). 

Наконец, очень часто гиперактивностью называют то, что вообще никакого отношения к ней не имеет – несформированность у совершенно здорового ребенка представлений о правилах, нормах, границах поведения и склонность эти границы проверять опытным путем. Аббревиатура СДВГ звучит значительно чаще, чем реально встречается.

 Если ребенок сидит на уроке математики, не работает, но колет циркулем спины одноклассников, это совершенно не значит, что он гиперактивный. Ему может быть скучно, он может хотеть отомстить этому соседу за что-то, у него могут быть какие-то проблемы с психикой – не надо все списывать на гиперактивность.

И не надо, с другой стороны, считать гиперактивность проявлением невоспитанности и зловредности. Надо учиться разбираться, с чем мы имеем дело. 

Ни для кого не секрет распространенная боязнь родителей показать своего ребенка неврологу или психиатру.  Часто от родителей можно услышать: «Мой ребенок совершенно нормальный, а в том, что у него проблемы в школе, виновата сама школа: учителя не нашли подхода, не заинтересовали».

Еще один фактор, появившийся в нашей жизни не так давно, — это то, что взрослый перестал быть безусловным авторитетом для ребенка.

Если несколько десятилетий назад детям с раннего возраста внушалось, что любого взрослого нужно слушаться, то теперь детей учат тому, что любой взрослый за пределами семьи может быть источником опасности, слушаться его не надо, доверять можно только родителям и тем взрослым, которые близки к семье. И часто недоверие к словам взрослым распространяется и на учителей, а родителям не приходит в голову объяснить детям, на каких принципах основано взаимодействие между учителем, родителем и учеником. У нас вообще нет общественного договора о том, как строятся отношения между семьей и школой, как они разграничивают ответственность за воспитание и обучение ребенка.  

Так что каждому учителю сейчас нужно уметь распознавать причины проблемного поведения детей, чтобы вырабатывать грамотную и эффективную стратегию их обучения. 

Действовать вместе

Немаловажную роль в деле помощи гиперактивным детям играет взаимодействие учителя с родителями. 

Самое главное в разговоре с родителями – описать ясно и безоценочно, какие проблемы испытывает ребенок на уроке, при этом не вешая на ребенка ярлыки и не давая уничижительных характеристик. 

В таком разговоре «он невнимательный», «он ничего не делает», «она болтает» — недостаточно конкретно. «Он может сохранять внимание десять минут, а потом отвлекается», «вчера на уроке он выполнил только одно из пяти заданий», «когда я объясняла новый материал, она разговаривала с соседкой и мне пришлось их рассадить» — это более конкретно, это уже предмет для обсуждения. 

Сколько минут он сохраняет внимание, что он делает потом,  как он усваивает учебный материал, как и сколько времени выполняет домашнее задание? Как и на каком этапе ему могут помочь учитель в классе или после уроков и родители дома? 

Родители могут многим помочь: например, научить ребенка распределять время на выполнение домашних заданий, организовать и структурировать вместе с ребенком этот процесс.

Обычно школьников этому никто не учит, и, если обычные дети так или иначе справляются с этим сами, то дети с СДВГ, скорее всего, самостоятельно этому не научатся, а как раз для них это умение – одно из самых необходимых. И именно дети с СДВГ больше остальных нуждаются в согласованной помощи учителей и родителей.

***

На Шестой выездной школе педагогов и директоров Ирина Лукьянова объяснит,  почему гиперактивные дети не могут сидеть спокойно, не в состоянии сосредоточиться и выполнить даже простые задания.

Она предложит участникам Школы поставить себя на их место и выяснить, что мешает, а что, наоборот, помогает работать продуктивно. Расскажет, чем может помочь школа, учитель и родитель, как поделить ответственность и наладить диалог между ними.

Подписаться на канал «Школа педагогов и директоров»

Партнерский материал 

Видео:Как помочь учиться ребенку с СДВГ: опыт папы-психологаСкачать

Как помочь учиться ребенку с СДВГ: опыт папы-психолога

Гиперактивные дети в школе. Что делать?

Как помочь гиперактивному ребенку в школе
Обсудить тему «Здоровье детей» на форуме

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство, которое воздействует на части мозга, ответственные за планирование, концентрацию и решение различных задач. Подобные нарушения мозговых процессов мешают повседневной деятельности ребёнка.

Гиперактивных детей в школе всегда видно. Они постоянно в движении, резко перескакивают с одного вида деятельности на другой и с трудом высиживают 40 минут урока. СДВГ обычно негативно влияет на способность ребенка к обучению. Дети с этим синдромом сталкиваются с рядом проблем в школьной среде: 

  • их отвлекает всё вокруг (окна, другие дети, интересные плакаты на стене и т.п.);
  • им трудно сосредоточиться на объяснениях учителя;
  • они постоянно поворачиваются к соседям за партой;
  • они часто забывают домашнее задание или неправильно выполняют важные поручения.

Школьная успеваемость и взаимодействие с учителями строятся на дисциплине и продуктивности. Поэтому гиперактивные ученики часто попадают в конфликтные ситуации с учителями и сверстниками. 

Всё это приводит к низкой самооценке, а с ней и проблемам со здоровьем.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: симптомы

СДВГ — это генетическое заболевание, возникающее в мозге, а не просто нарушение исполнительных функций.  Диагноз СДВГ может быть поставлен ребенку только в том случае, если у него выявлено минимум 6 симптомов, и если они заметны в течение полугода как дома, так и в школе.  

Главные признаки СДВГ у детей:

  1. невнимательность к деталям, небрежные ошибки в школьных заданиях и других видах работы и деятельности;

  2. трудности с удержанием внимания во время выполнения заданий, игр;

  3. отсутствие реакции на собеседника, даже при прямом обращении;

  4. проблемы с организацией действий: часто не завершают начатое;

  5. проблемы с заданиями, требующими напряженной умственной деятельности;

  6. забывчивость: часто теряют личные вещи;

  7. повышенная отвлекаемость: мешают любые внешние стимулы;

  8. чрезмерная подвижность: часто машут руками и ногами, не могут спокойно сидеть;

  9. трудности с “тихим” досугом, излишне шумны;

  10. трудности с коммуникаций: не реагируют должным образом на социальные ограничения, часто перебивают говорят.

Для первого шага будет достаточно принять тот факт, что ваш ребенок, как и все дети, неидеален. СДВГ у детей является распространенным явлением, но не простым.

Ребенок, который чувствует недовольство родителей — и пессимизм по поводу их перспектив — вряд ли разовьет чувство собственного достоинства. Научитесь видеть дары СДВГ — неиссякаемый поток энергии, креативность и лидерские качества.

Designed by pressfoto/Freepik

Дисциплина и поведение

Многие родители используют термины «дисциплина» и «наказание» как взаимозаменяемые. На самом деле, они сильно отличаются. Дисциплина предпочтительнее, потому что она учит ребенка, как себя вести. Она включает в себя объяснение плохого поведения и перенаправление на приемлемое. 

Наказание, безусловно, имеет свое место. Однако оно никогда не должно включать в себя физическое или словесное оскорбление, и его следует использовать только в качестве крайней меры. 

Часто лучший способ дисциплинировать ребенка с СДВГ — это простая программа изменения поведения. Определите достижимые цели в соответствии с возрастом, затем систематически вознаграждайте каждое небольшое достижение до тех пор, пока такой образ действий не станет привычным для ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=h7NoAPRN41U

Поощряя позитивное поведение (а не наказывая за негативное), вы помогаете ребенку чувствовать себя успешным — и еще повышаете его мотивацию к правильным поступкам.

Пример для подражания

Будьте хорошим примером для подражания. Если родитель не может контролировать себя, то не стоит ожидать выдержки от ребенка. Многие  склонны думать, что чем громче они становятся, тем сильнее воздействие. Единственное, что слышит ребенок в таких случаях — это гнев. Когда не удалось сдержать эмоции, стоит извиниться перед ребенком. 

Питание

Скорректируйте рацион питания ребенка. Цинк и магний используются для создания нейротрансмиттеров, через которые подаются импульсы в мозг. Витамины оказывают успокаивающее действие и повышают концентрацию. низкий уровень железа также связан с когнитивными нарушениями. Все три минерала содержатся в мясе, домашней птице, морепродуктах, орехах, соевых продуктах и зерновых культурах. 

Режим

Гиперактивным детям необходимы естественные рамки в виде режима дня, чтобы не терять самообладание. Плохой сон усугубляет симптоматику СДВГ. При этом не стоит забивать день кружками (спортивными в том числе), ведь ребенок и так устает от собственной непроизвольной деятельности. Эффективнее здесь будет привить “спокойное” хобби (рисование, чтение, лепка и т.д.) 

Designed by Freepik

Домашнее задание

Наглядный календарь. Использование большой доски-органайзера  для фиксирования заданий, мероприятий и проектов позволяет ребенку отслеживать их выполнение и свои успехи.

Порядок на рабочем месте. Ученики с СДВГ нуждаются в свободном и удобном рабочем месте, которое поможет им сосредоточиться. Все отвлекающие факторы должны быть устранены.

Общение с учителями. Большую часть времени ребенок проводит в школе, поэтому важно поддерживать связь с классным руководителем, чтобы ребенок чувствовал поддержку и вне дома.

Видео:10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор КомаровскийСкачать

10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор Комаровский

СДВГ. Советы детского врача-психиатра

Как помочь гиперактивному ребенку в школе

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода.

Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная.

Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации.

У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят.

В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода.

Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога.

Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

https://www.youtube.com/watch?v=rNgNwFHJd_A

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%.

Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив.

Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности.

К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

https://www.youtube.com/watch?v=zVllRSeBcww

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями.

И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам.

Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций.

При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается.

Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

  • ослабление физического здоровья;
  • расхождение уровня школьной программы с интеллектуальными возможностям ребенка;
  • вовлечение ребенка в решение семейных проблем с выполнением ребенком несвойственных ему ролей;
  • закрепление семьей болезненных форм поведения или реагирования ребенка.

Признаки невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

Видео:Гиперактивный ребенок - Школа доктора КомаровскогоСкачать

Гиперактивный ребенок - Школа доктора Комаровского

Обучение детей с СДВГ: как помочь ребенку с дефицитом внимания

Как помочь гиперактивному ребенку в школе

Словосочетание «гиперактивный ребёнок» мы слышим сегодня очень часто. Кто-то считает это особенностью развития детей, кто-то болезнью, а кто-то убеждён, что данное понятие указывает не столько на проблему ребёнка, сколько на нерадивость родителей, учителей и воспитателей, которые не хотят заниматься малышом из-за собственных эгоизма, лени и неумения.

В действительности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) официально внесён в медицинские справочники и упоминается в международной классификации болезней. При этом по части диагностики заболевание остается одним из наиболее проблематичных. Трудности вызывают:

  1. Клиническое диагностирование, для которого не существует лабораторных или радиологических подтверждающих заболевание тестов и характерных физиологических особенностей организма.
  2. Частое изменение критериев диагностики и очень разный процент заболеваемости в различных странах.
  3. Отсутствие эффективного способа лечения, не считая очень долгих и медикаментозных, с использованием психотропных веществ (метилфенидата, декстроамфетамина).

Недостаточная ясность по поводу СДВГ рождает этические и юридические проблемы. Но как быть тем, кому диагноз уже поставлен или имеются на него серьёзные подозрения? Для начала всё же определим, что это за синдром и как он может возникнуть.

Что такое СДВГ и каковы причины его возникновения

«Наденьте на голое тело шерстяную, колючую одежду, и ваше поведение будет полностью повторять поведение детей с СДВГ», – предлагает врач-исследователь Родион Кузнецов, который более 20 лет занимается составлением математической модели нервной системы и имеет в этой области патенты на изобретения, авторские свидетельства и книги.

Согласно его исследованиям, синдром дефицита внимания и гиперактивности – это следствие неэффективного распространения энергии по нервным волокнам. Ребёнок постоянно испытывает дискомфорт и даже боль.

Он пытается найти положение, при котором эти ощущения уменьшаются, и физически не может находиться в покое. Со стороны это выглядит как повышенная физическая активность. Традиционные способы успокоить ребёнка здесь малоэффективны.

Ведь уменьшение частоты поступления нервных сигналов в мозг снижает его работоспособность, не позволяет сосредоточиться и полноценно проявить заложенный умственный потенциал.

Более «официальное» определение причин заболевания даёт психолог, детский нейропсихолог Михаил Владимирский. Причины возникновения СДВГ он разделяет на биологические и социальные.

К биологическим относятся неблагоприятная наследственность и нарушения в период вынашивания ребёнка и/или непосредственно после родов. В итоге из-за возникших неврологических расстройств происходит недостаточная активация корковых структур головного мозга и больные СДВГ ищут более сильной стимуляции, которая присутствует в драках, азартных играх, экстремальном спорте.

https://www.youtube.com/watch?v=4GkAbBoUMqQ

К социальным причисляется ситуация хаоса в сознании период взросления ребёнка. Неудержимые информационные потоки с экранов телевизоров и гаджетов чреваты для детей потерей контроля над эмоциями и импульсивностью.

В итоге при отсутствии грамотного наставника изменения могут нести клинический характер. Пресловутый клиповый стиль мышления молодёжи формируется клиповым стилем подачи медиаобразов.

Подобная форма познания мира похожа на СДВГ до степени смешения.

Сдвг – синдром конфликта со школой?

Американский эволюционный нейропсихолог Питер Грей, не отрицая существования СДВГ, тем не менее с большим сомнением относится к количеству его носителей. В существенном завышении реальных цифр он обвиняет самую обыкновенную общеобразовательную школу.

Как свойственно учёным, он не грешит голословными утверждениями, а делает выводы из проведённых исследований. Так, в 16 разных школах с общим количеством учеников, превышающим 3000, учителей попросили заполнить стандартный диагностический опросник о нарушениях поведения детей.

По результатам заполнения диагностировали СДВГ у 25% учеников начальной школы и 20% учеников средней школы. Получилось, что каждый четвертый ученик начальной школы и каждый пятый в средней школе психически нездоров. Остаётся надеяться, что это мнение американских педагогов и российские их коллеги относятся к своим подопечным более щадящим образом.

Ведь там и обладателей диагноза в процентном отношении значительно больше. Питер Грей же разъясняет ситуацию так:

«Традиционно люди жили сообществами, а сообщества выигрывают от разнообразия. Кто-то более консервативен и сдержан, кто-то осторожен, а другой безрассуден и т. д. Каждый находит подходящую нишу и вносит свой особый вклад в общество.

Современная же школа требует единообразия, все должны делать одно и то же. Большинство приспосабливается. Диагноз ставится детям, которые конфликтуют с системой». И далее: «СДВГ можно назвать синдромом конфликта со школой».

В практическом смысле СДВГ – это неспособность ребёнка адаптироваться к условиям обычной школы. «Проблемный» ребёнок – источник постоянного раздражения учителей: он невнимателен, не выполняет заданий, мешает классу, вертится, болтает.

Своё отношение к ученику, который мешает учиться и играть, находят свои способы выразить и одноклассники. И если говорить о школах, не готовых к особому отношению к детям с нестандартными потребностями, то такое образовательное учреждение становится пыткой для ребёнка.

Последствия школьных переживаний преследуют человека многие годы.

Нужно заметить, что обучение в обычной школе может иметь и свои плюсы при неосложнённом диагнозе. Это возможность социализации среди сверстников и адаптации к жизни в обществе, адаптации к своим особенностям. Правда, об этом можно говорить только при наличии хороших педагогов, которые представляют себе особые потребности такого ребёнка.

Так как же помочь ребенку с СДВГ?

По российской статистике, СДВГ страдают около 4 % школьников, причём у мальчиков его диагностируют в 5–6 раз чаще, чем у девочек. Его обладателям от сомнений в существовании недуга не становится легче, ведь у них портятся отношения с родителями, сверстниками, да и с успеваемостью всё складывается не так, как хотелось бы.

Подборкой рекомендаций о том, как помочь таким детям, делится детский нейропсихолог Михаил Владимирский.

1. Соблюдайте дома условия неврологического здоровья:

  • твёрдый режим дня (отдыха и питания);
  • спокойная обстановка, порядок, минимум отвлечений;
  • дружественные отношения со взрослыми. За правильное поведение (концентрацию внимания, пусть это всего лишь собирание кубиков) – немедленная похвала;
  • спортивные игры с усложняющейся инструкцией;
  • отсутствие телесных наказаний.

2. Желательны еженедельные занятия с нейропсихологом в присутствии взрослых, которые могут повторять их в течение недели дома.

3. Рекомендации Американской ассоциации СДВГ (ADDA)

  • Постарайтесь удалить причины рассеивания внимания. Сажайте ученика с проблемами внимания поближе к учителю и ученикам с хорошим поведением, подальше от окон и одноклассников, которые могут отвлекать.
  • Готовьте к смене занятий. Напоминайте ученику о предстоящих событиях (следующий урок, перемена, взять другой учебник). Перед особыми событиями, например экскурсией, повторите напоминание многократно!
  • Разрешайте ученику двигаться или ёрзать. Дайте повод для физической активности: отправьте его за мелом или за водой, попросите очистить доску. Разрешите играть с мелкими объектами на парте, если это не отвлекает других.
  • Не занимайте перемену уроками. Пусть дети играют. Игра тренирует фокусирование внимания при СДВГ.

Рекомендации Американской ассоциации родителей детей с СДВГ

  • Предлагайте на выбор несколько игровых способов запоминания правописания слов.
  • Структурируйте задания и дайте ребёнку план.
  • Покажите видео с навыками написания сочинения и оставьте на видном месте ключевые пункты.
  • Вовлекайте ребёнка в групповую работу.
  • Ученики пишут ответы на доске, отвечают хором или показывают ладонью ответ на вопрос. Ладонь вверх значит «да», вниз – «нет», горизонтальная – «не знаю». 
  • Используйте наглядно-образное мышление. Пусть дети разыгрывают сценку или собирают модели.

Рекомендации учителям

1) С помощью учеников сформулируйте простые правила в позитивных формулировках. Повесьте их на стене. Пример:

  • «Войдя в класс, прочти задание на доске и приступай к работе».
  • «Сев на место, можешь тихо поговорить с соседом, пока учитель не начнёт урок».

2) Установите рутинные действия.

https://www.youtube.com/watch?v=PwRgfgF0BdA

Домашнее задание всегда записывают на доске. Дежурные проверяют, что все задания записаны, а тетради собраны на проверку. После уроков одноклассники проверяют, что ученики с СДВГ правильно поняли задания.

3) Повышенное внимание детям с СДВГ. 

Такие ученики более забывчивые, отвлекаемые и неорганизованные. Найдите им «шефа» – одноклассника, который напоминал бы им о текущем задании. Помогайте «шефам» в этой работе.

Лечение СДВГ, которое позитивно воздействует на любого ребёнка

Родион Кузнецов обращает внимание читателя на другие методы, а именно на использование физиотерапевтических воздействий. Нужно отметить, что такой подход может порадовать любого ребёнка, а не только обладателей неприятного диагноза.

Наиболее перспективным методом из существующих учёный считает создание новых рефлекторных путей с нервными волокнами высокой проводимости. Говоря проще, все занятия, которые доставляют радость, являются такими рефлексами. Неслучайно и обучение в виде игры обретает всё большую популярность.

«Найдите то, что доставляет вашему ребёнку настоящую радость. Не уход от реальности, а именно радость. И стройте школьное обучение вокруг этого занятия. Не заставляйте непоседу сидеть неподвижно, делая уроки.

Пусть он каждые 5 минут попрыгает, пусть во время прыжков изучает счёт до 10. Если в это время он счастлив, то через 3–4 недели домашние занятия для него станут удовольствием.

Постепенно уменьшайте время на физические упражнения и добавляйте спокойные занятия. Но не перегибайте палку.

Многие родители готовы усадить ребёнка на весь вечер за стол потому, что задали много уроков. Ни один ребёнок не способен высидеть более 45 минут.

Помните, что ваша задача – не выучить всю школьную программу за один год, а создать у ребёнка рефлекс, связывающий учебу и удовольствие. Никто не знает его лучше вас.

Пробуйте, экспериментируйте, советуйтесь со специалистами, но помните, что результатом должно быть удовольствие от учёбы».

Дополнительно напомним, что, конечно же, не следует забывать об оздоровительном массаже, плавании и ЛФК. В результате таких занятий происходит дополнительное раздражение рецепторов, увеличивается количество энергии, протекающей по нервным путям.

Возможно, применительно к конкретному заболеванию эффективность таких воздействий не абсолютна. Однако они точно положительно влияют на иммунитет и способствуют получению массы позитивных эмоций.

А это, как показывает практика, уже весьма эффективный путь к выздоровлению.

Как сделать будущее детям с СДВГ

Кем же вырастают дети с диагнозом СДВГ и стоит ли ставить крест на качественном образовании? Практика показывает, что от 25 до 50% из них теряют симптомы с возрастом. При отсутствии травли и дополнительных стрессов в школе у таких подростков и взрослых отклонений от нормы не наблюдается.

В большинстве оставшихся случаев симптомы разной степени просматриваются, однако патологическими не являются. Дети, не умея сосредоточиться на школьных предметах, тем не менее вполне успешно работают с темами, которые им интересны. «Когда сыну что-то очень интересно, он зарывается в информацию как крот, – рассказывает мама ребёнка с диагнозом СДВГ.

– Хотя обычно с ним очень тяжело: он импульсивен, оппозиционен, конфликтен, постоянно спорит…».

Худший вариант – когда ребёнка не понимают, считая, что его проблемы лишь плод плохого воспитания и нежелания «взять себя в руки».

У таких детей портится здоровье, простуды следуют одна за другой с переходом в сопутствующие более сложные заболевания.

Человек замыкается в себе, в нём возникает чувство социальной неадекватности и низкой самооценки. Ни к чему хорошему это, конечно, не приводит.

Как же сделать так, чтобы ребёнка-непоседу не травили в школе, не издевались над ним, а позволяли заниматься тем, что ему интересно и у него оставалось желание работать над собой? Семейное и дистанционное образование для многих становится выходом из непростой ситуации.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» позволяет полноценно осваивать школьные предметы в удобном темпе. урок можно остановить в любой момент, когда у ребёнка появится потребность подвигаться, «прокрутить» назад, если он отвлёкся и пропустил объяснение.

По ряду предметов – алгебре, геометрии, физике – разработан специальные эффективные курсы обучения, позволяющие освоить школьную программу за меньшее количество уроков.

https://www.youtube.com/watch?v=r9AV1WrY6xs

Всегда стоит помнить, что, если ребёнок с симптомами СДВГ, поддерживаемый родителями, находит силу и мужество, несмотря на сложности, продолжать заниматься, учиться работать со своими особенностями, брать обстоятельства в руки, то нередко он становится лидером в своем окружении и добивается больших успехов. Проявления синдрома в этом случае резко идут на убыль.

Поэтому, как бы ни было сложно с СДВГ, очень многое остаётся в ваших руках!

Видео:Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор КомаровскийСкачать

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор Комаровский

Советы учителям по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Как помочь гиперактивному ребенку в школе

Кто как не педагог понимает, что работать с детками, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности очень сложно, ведь они постоянно отвлекаются, не способны усидеть на месте и могут быть достаточно упрямыми и агрессивными. Существуют рекомендации учителю при работе с ребенком с СДВГ, которые помогут облегчить нахождение тех ниточек, с помощью которого можно будет повлиять на ученика.

Что нужно знать о СДВГ

Для начала, нужно понять природу заболевания. Расстройство не является следствием плохого воспитания, дурного характера и т.д, а носит биологическую основу, которая усугубляется социальными факторами. Малыш мог перенести травму головного мозга в утробе или быть жертвой влияния алкогольных или наркотических средств во время беременности матери.

Не воспринимайте плохое поведение детей как лично их вину. Однако необходимо уметь контролировать  направлять в нужное русло подобных учеников, ведь они могут:

  • отнимать время во время урока у всего класса;
  • не запоминать условие задачи, не успевать записывать длительно уравнение;
  • выкрикивать, переговариваться с учителем;
  • иметь трудности с чтением, особенно, если нужно следить за текстом во время ответа других;
  • не решать задачи, не писать сочинения и т.д.

Будьте к деткам с СДВГ более терпеливыми и внимательными. Также пообщайтесь со школьным психологом, который может дать больше рекомендаций касательно поведения с ребенком с СДВГ.

Как себя вести с учениками с синдромом: общие рекомендации

Чтобы работать с ребенком с СДВГ в школе было проще, существуют такие советы учителям как:

  • постарайтесь не требовать от ребенка во время выполнения сложных задач слишком много. Если он сосредоточен на упражнении, не обращайте внимание на то, что он ерзает на месте и т.п, ведь своим замечанием вы можете просто переключить его внимание;
  • разбивайте большие задания на подзадачи, дополняйте их графиками или таблицами для лучшего понимания. Должно создаваться впечатление, что деятельность хоть немного меняется;
  • всегда держите гиперактивного ребенка в поле своего зрения. Лучше, посадить его на одной из первых парт;
  • стройте работу с такими детьми индивидуально, так как им необходимо чаще устраивать минутки отдыха;
  • сыграйте на высокой активности ученика и добавьте в уроки элементы соревнований. Так можно создать дополнительную мотивацию;
  • делайте акцент на достижениях, а не на неудачах;
  • не кричите. Это может только спровоцировать еще более сильную эмоциональную реакцию в ответ;
  • делайте расписания уроков регулярными. Это необходимо потому, что ребенок должен учиться придерживаться рамок и при этом не теряться в распорядке дня, что ему и так дается тяжело.

И, конечно, учитывая то, какие гиперактивные детки ранимые и эмоциональные, нужно строить все занятия на положительных эмоциях.

Именно ваша уверенность, спокойствие и четкая подача материала поможет добиться более стабильного эмоционального состояния детей на уроках.

Как бороться с непослушанием и невнимательностью

Постепенно искоренить негативные формы поведения и справиться с резкими перепадами настроения помогут следующие рекомендации учителям в работе с детьми с СДВГ:

  1. Всегда оставайтесь спокойными. Особенно этот совет актуален, когда ребенок плачет, нервничает из-за неудачи, истерит. Стоит только крикнуть на него, и ребенок станет плакать еще сильнее. Это же касается и ситуаций, когда дети отвлекаются на уроках.
  2. Хорошо работает тактильный контакт. Если ребенок отвернулся, отвлекся или просто стал «витать в облаках», вместо словесной брани, прикоснитесь к его плечу. Это привлечет внимание и не вызовет обиды или испуга.
  3. Учителя при СДВГ у ученика должны помнить о физкультминутках. Делайте их раз в 20 минут.
  4. Приучайте ребенка к ответственности. Например, если он не успевает вытереть пыль в классе во время дежурства, то назначьте его дежурным и на следующий день.

Отзывы учителей, преподающих у деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Как проходят уроки с детками с расстройством

Почему не стоит боятьсяВ чем могут быть сложности
Гость

Веду уроки у третьеклашек. В классе есть ученик с дефицитом внимания без гиперактивности. Замечательный мальчик, очень толковый. Но его нужно все время вести, направлять. Иначе будет сбиваться. А так, материал усваивает нормально.

Ирина

Очень тяжело контролировать такого ребенка во время занятий. Сам ничего не делает, так еще и других отвлекает.

Гость

Работаю с малышкой на пару с психологом. С первого класса у нее преподаю. Сейчас она в четвертом. Знаю, что родители в нее много вкладывают, и это заметно. Сейчас поведение девочки намного лучше.

Гость

Такие дети очень быстро устают от выполнения заданий. Приходится все время им повторять условия задач, одергивать и заставлять делать хоть что-нибудь.

Гость

Если стать для ученика другом и наставником, то проблем не будет. Не создавайте сами себе проблемы, просто давайте им тепло и заботу. Дети это чувствуют. Иначе ничего не получится.

Вывод

Работать с детками, у которых есть расстройство – сложная задача и требует особых навыков. Но, если придерживаться рекомендаций и разумно подходить к процессу обучения, то можно заметить, как уже через год ученик станет более послушным, понимающим.

  Вся информация взята из открытых источников. Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

💡 Видео

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.Скачать

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.

СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детейСкачать

СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детей

СДВГ: как учить уроки с ребенком? Обучение гиперактивных детей в школе и дома. Советы педагога СДВГСкачать

СДВГ: как учить уроки с ребенком? Обучение гиперактивных детей в школе и дома. Советы педагога СДВГ

Доминантные и гиперактивные детиСкачать

Доминантные и гиперактивные дети

СДВГ и школа l Учеба гиперактивного ребенка в школеСкачать

СДВГ и школа l Учеба гиперактивного ребенка в школе

Гиперактивный ребенок: 10 советов психологаСкачать

Гиперактивный ребенок: 10 советов психолога

Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГСкачать

Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГ

Гиперактивный ребенок: как ему помочьСкачать

Гиперактивный ребенок: как ему помочь

Гиперактивный ребенок идет в школуСкачать

Гиперактивный ребенок идет в школу

5 признаков СДВ у ребенкаСкачать

5 признаков СДВ у ребенка

Общие принципы помощи ребенку с СДВГ в школеСкачать

Общие принципы помощи ребенку с СДВГ в школе

Отрывок из курса «СДВГ у детей: рекомендации учителю»Скачать

Отрывок из курса «СДВГ у детей: рекомендации учителю»

Как обучать гиперактивного ребёнка? Обучение детей с СДВГ - Советы начинающим педагогам!Скачать

Как обучать гиперактивного ребёнка?  Обучение детей с СДВГ - Советы начинающим педагогам!

Как убрать гиперактивность и агрессивность у ребенкаСкачать

Как убрать гиперактивность и агрессивность у ребенка

Как живётся людям с СДВГ? Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Мой опыт учебы в школе, МГИМОСкачать

Как живётся людям с СДВГ? Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Мой опыт учебы в школе, МГИМО

СДВГ у детей | симптомы | лечениеСкачать

СДВГ у детей | симптомы | лечение
Поделиться или сохранить к себе: