Эмоциональное общение

Эмоциональное общение Полезно
Эмоциональный формат общения — психология

Эмоциональное общение

Некоторые ассоциируют общение исключительно с речью, но это неправильный подход: человек начинает общаться задолго до того, как осваивает связную речь. Поэтому условно можно выделить два типа общения: речевое и эмоциональное общение.

Потребность в общении у ребенка появляется в возрасте примерно одного-двух месяцев, задолго до того, как он начинает осваивать речь. Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает использовать эмоциональное общение, в то время как вербальный язык общения он начинает осваивать в возрасте около года.

Эмоциональное общение — это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций. В младенческом возрасте непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком (физический контакт, интонации голоса, адресованная ребенку улыбка и т. п.) очень важно, так как оно помогает установить более прочную связь между мамой и малышом.

Задача матери (или другого близкого человека, который ухаживает за ребенком) — как можно полнее удовлетворить его потребность в эмоциональном общении. Непосредственно-эмоциональное общение дарит ребенку радостное настроение, повышает его активность. Кроме того, эмоциональное общение предоставляют основу для развития восприятия, мышления и речи ребенка.

Со временем ребенок овладевает речью, однако это не значит, что пришла пора навсегда распрощаться с эмоциональным общением. В контексте общения между взрослыми людьми под эмоциональным общением часто подразумевают такой вид общения, при котором ведущим в процессе общения является обмен эмоциональной информацией.

В принципе, это не противоречит тому, что было сказано выше: при эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации).

Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного.

Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект — это переживания, вызываемые межличностными отношениями.

Экспрессивный аспект — это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное).

Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ манипуляции людьми. Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими.

Как мы уже говорили, этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты.

Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию. Это и есть манипуляция.

Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый эмоциональный интеллект. Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца при эмоциональном общении.

Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать.

К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю.

Итак, эмоциональное общение наиболее важно в младенческом возрасте, но даже после того как мы осваиваем речь, оно продолжает играть значительную роль в наших взаимоотношениях с окружающими людьми.

Эмоции и общение

Неопубликованная запись

https://www.youtube.com/watch?v=pihKv4ObvCE

Чтобы эмоционально грамотно общаться, нужно овладеть навыком понимания, что другой человек чувствует, и как это связано с вашими действиями. Для этого нужно перестать додумывать за других. Вы не можете в точности знать, что другой думает и чувствует, и не читаете мысли другого человека.

Если вам кажется, что ваш партнер такой же как вы – это иллюзия: оттенки чувств и мыслей различаются. Как нет двух идентичных сетчаток глаза, так нет двух идентичных восприятий одной ситуации.

Поэтому необходимо говорить другому человеку о том, что чувствуете вы (не ожидая, что он поймет сам), и спрашивать его о том, что чувствует он, не обесценивая его переживаний. 

Чтобы хорошо понимать, что чувствуют другие, сначала желательно в достаточно степени научиться понимать, что чувствуешь ты сам.

Многие люди едва ли хорошо различают свои чувства, и могут отличить гнев от обиды, вину от стыда, страх от печали, а часто и вообще ничего не могут сказать, кроме того, что испытывают приятные или неприятные ощущения.

Многие находятся на уровне эмоционального онемения – то есть считают, что вообще ничего не чувствуют, либо чувствуют, но не могут выразить этого словами. 

БОльшая способность различать и выражать свои чувства, часто сопряжена со страхом того что другие люди узнают какие-то болезненные секреты и тайны, которые хранит этот человек, или что он станет более уязвим и потеряет свою силу.

На самом деле, различая свои чувства, мы не становимся слабее, потому что начинаем лучше ориентироваться в окружающем пространстве, что дает больше возможностей, понимать других, улучшаем свои отношения, делая их более эффективными.

Если мы не понимаем, что ранит другого человека, а что делает более спокойным и довольным, мы достраиваем в голове некий образ другого человека, и выстраиваем отношения с этим виртуальным образом.

Мы обесцениваем все сигналы обратной связи от человека, мы закрыты для общения, мы продолжаем совершать те же ошибки и двигаться к печальной развязке.

Часть 2. 

Любые отношения, любое общение может иметь целительный эффект, при котором каждый участник беседы может расти и решать свои трудности.В кабинете психолога, люди приходят к осознанию, что самое трудное в проблеме для них, это не сама ситуация, а эмоции и переживания, которые в ней возникают. 

Есть несколько условий, которые полезно соблюдать в общении, чтобы оно имело целительный эффект и помогало принять себя:

1. Искренность. 

Осознание чувств и отношения к другому человеку. Доверие появляется тогда, когда мы видим, что человек является тем, кем предстает перед нами. Он проявляет те чувства, которые у него есть на самом деле, говорит то, что думает на самом деле. В таком случае мы тоже не боимся быть с ним самим собой. 

2. Открытость. 

Необходимо точно и недвусмысленно передавать свои чувства и ощущения. Дело в том, что если мы чувствуем одно, а говорим другое, то невербально мы все равно будем передавать 2 противоречивых сигнала, что будет мешать открытости. 

3. Положительное отношение и принятие другого. 

Необходимо помнить, что несмотря на то, что какие-то конкретные слова, действия, мысли, чувства другого могут носить деструктивный характер, сам он как личность все равно Ок. Личность всегда больше поведения, или каких-то конкретных чувств или мыслей человека. Поэтому человек всегда Ок. Важно это помнить и демонстрировать. 

4. Эмпатия. 

Необходимо мягко и безоценочно войти во внутренний мир другого и описывать его так же, как и он сам. Нужно сформулировать его мысли, чувства, эмоции так, чтобы он сам мог согласиться с тем, что это описание верное. Дать ему почувствовать, что вы действительно его поняли.  

Психология общения. Эмоции

…Все–таки сложно устроен человек – как его не пытаешься познать, изучить – все равно многое теряется из виду, опускается в виде малозначительных деталей, и в итоге человек начинает задумываться – а знаю ли я его вообще?! «Чужая душа потемки…» Очень удобная формулировка, чтобы свалить с себя ответственность за других и себя. А ведь когда мы самоотстраняемся, мы теряем самое важное в межличностных отношениях – саму нить «человек – человек».

Почему чужое человеческое горе острее переживается (как сопереживание или злорадство), а чужая радость редко приносит счастье? Лишь потому, что мы более равнодушны и злее, чем нам кажется. И зачем же требовать от других сострадания, когда сами скупы на него…

Каждый, без исключения, человек мечтает встретить такого собеседника, с которым можно не опасаться подвоха, предательства или просто непробиваемого равнодушия. Люди стремятся к полноценному общению, жаждут искренности. Но найти такого партнёра удаётся не многим.

https://www.youtube.com/watch?v=eZjWnhrwmd8

Эмоциональные контакты так же необходимы человеку как воздух, тепло и свет. Достоверно известно, что длительное отсутствие эмоциональных связей приводит к деградации личности, психозам и другим нервным расстройствам.

Неудовлетворение эмоционального контакта влияет на способность человека приспосабливаться к жизни.

Исследования показывают, что часто люди, имевшие в прошлом (особенно в детстве) длительные периоды отсутствия подлинных эмоциональных связей, испытывают трудности в общении, недоверчивы, не умеют сотрудничать с другими. Эмоциональный контакт принципиально важен для развития у человека чувства безопасности. Только человеческая близость может подарить ни с чем не сравнимое ощущение собственной значимости, силы и свободы.

Человек внутренне хочет быть открытым. Но для этого он должен быть свободен от внутренних напряжений и барьеров. Наша задача овладеть определёнными психологическими приёмами и научиться  влиять на человека так, чтобы общение с нами приносило ему удовольствие и создало максимальные возможности для самораскрытия.

При всём этом следует помнить, что душевные движения имеют гораздо большую власть над нами, чем мысли. Желания и поступки вызываются главным образом не мыслями и убеждениями, а эмоциями.

Поэтому власть над эмоциями особенно важна, как для становления Личности, так и для установления плодотворного общения и межличностных контактов.

Язык чувств – это язык подсознания. Отрицательные чувства знакомы нам больше, поскольку они проникают в импульсы мысли сами по себе, что обеспечивает им свободный проход в подсознание. Положительные же чувства пассивны.

Чтобы они вошли в подсознание, требуются сознательные целеустремленные, эмоционально насыщенные усилия  человеческого разума. Один из основополагающих Постулатов гласит: «Человек изначально добр». Но добр он пассивно.

Для того чтобы его доброта стала Добром он должен сознательно к этому прийти.

Помимо эмоций и чувств  важное место в эмоциональной  сфере человека отведено страстям.

Если эмоции можно трактовать как кратковременные проявления мысленных желаний в нашем сознании, а чувства – как воспитанные эмоциями установившиеся подозрительные формации, то страсти – это долговременные доминантные состояния, обусловленные сильным и длительным возбуждением психики.

Язык страстей – это язык природы, и каждый человек подвержен его влиянию. Всякий человек подобен укротителю диких зверей, а звери эти – страсти. Сделать их безопасными, приручить и одомашнить – суть личного воспитания. Не зная природы и сути своих страстей невозможно их приручить.

Самое верное средство для их обуздания – это ясное понимание их. По сущности, каждая страсть есть несправедливость или своекорыстие, поэтому очень опасно доверяться страстным порывам даже тогда, когда они кажутся совершенно искренними. Страсти, превращающиеся в привычки, становятся пороками.

Но даже с пороком можно справиться. Для этого надо осознать его. Существует восточная притча о том, как к святому отшельнику пришёл непорочный во всех отношениях юноша. «Святой человек, – обратился он к отшельнику, – я пришёл к тебе научиться святости».

«А ты знаешь, что такое грех?» – спрашивает его старец. «Нет, – отвечает юноша, – я чист, как снег, лежащий на вершинах высочайших гор».

Мудрец усмехнулся и сказал: «Тогда возвращайся в мир и познай, что такое грех. Ибо  не познавший греха – не познает и святости». Само осознание делает грех невозможным.

Не возникает даже мысли совершить то, что осознанно как грех, порок или зло.

Видео:Секреты эмоционального общения. Давид БагдасарянСкачать

Секреты эмоционального общения. Давид Багдасарян

Эмоционально-личностное общение

Эмоциональное общение

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Кратко о видах общения:

Материальное общение — обмен предметами или продуктами деятельности. Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения. Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями.

Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

Деятельностное общение — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

https://www.youtube.com/watch?v=9G2N8Kep57o

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное.

Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

А теперь подробно рассмотрим процесс общения

Понятие и виды общения

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. м общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа.

Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальной участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, сострадание и т.

п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки.

По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.

м общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цельобщения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У животных целью общения может быть побуждение другого животного существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое.

Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

https://www.youtube.com/watch?v=0e0gvu1jHyU

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдение одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим.

Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записи).

По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, ые связки и т.п.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.

), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.).

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитывая на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.

Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Видео:Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

Занятие N 13

Эмоциональное общение

Цели занятия:

  1. Учащихся знакомы с понятием «эмоциональное общение».
  2. У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
  3. Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.

Эмоциональное общение — это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.

2 основных вида эмоционального общения

Положительное эмоциональное общение — поглаживания — это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.

  1. Поддакивание. Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
  2. Комплименты.
  3. Виды комплиментов:

      Косвенный.

    1. «Минус-плюс» — сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист». Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала — ужас от мысли о смерти, а потом радость — «жив!» Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного — больше.
    2. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
      1. Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
      2. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
    3. Помощь критике. Например: «Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!» Т.е. по форме — это комплимент, а по содержанию — критика.

    Ответ на комплимент: «Это благодаря Вам!» Например: «Меня восхищает Ваше остроумие!» — «Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!»

  4. Дружеские жесты и мимика.
  5. Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.

  6. Эмоциональное заступничество.
  7. Например: «Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно.»

    Похвала (не за внешность).

  8. Проявление нежности.
  9. Например: «Ах, ты мой милый!»

  10. Проявление жаления (не жалости).
  11. Например: «Ах, ты бедненький!»

  12. Успокаивание.
  13. Например: «Не волнуйся, дорогой.»

  14. Проявление содружества.
  15. Например: «Ничего мы это преодолеем!»

  16. Использование имени собеседника.
    1. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
    2. Имя начальника. Например: «Интересно, откуда он меня знает?»
  17. Внушайте собеседнику сознание их значительности и делайте это искренне.
  18. Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: «Я хотел бы с вами посоветоваться.»

Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много — возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).

Отрицательное эмоциональное общение, «укол» — это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.

https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI

Виды уколов:

  1. Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.
  2. Например: «Меня это не касается!», «Это твои проблемы», «Моя хата с краю», «Не буду я в этом участвовать!».

  3. Выражение демонстративной холодности. Например, «Это тебя должно волновать, а не меня!», «Я тебя не люблю, ты мне надоел» и т.д.
  4. Выражение демонстративного пренебрежения. Например, «Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!».
  5. Выражение демонстративного презрения. Например, «Как же я его ненавижу!», «Еще молоко на губах не обсохло!» и т.д.
  6. Насмешливые высказывания. Например, «Да что её слушать!», «Ну и дурак же ты!», «Это и ежу понятно!» и т.д.
  7. Высокомерные высказывания. Например, «Ты ничего не знаешь и не понимаешь!», «Я самый умный, а все остальные — дураки!» и т.д.
  8. Проявление ехидства. Например, «Ты сегодня такая красивая, как привидение!», «У тебя что, руки не туда пришиты?» и т.д.
  9. Грубые высказывания. Например, «Отстань!», «Сгинь с моих глаз!», «Дурак!».
  10. Унижения с помощью жестов, мимики, позы. Например, «У тебя не все дома!» и т.д.
  11. Стремление отмстить поступком на зло.

Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов

Психологическая защита

Психологическая защита — это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.

Приемы:

  1. Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты — начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
  2. Вызов состояния бесстрастия.

Вопросы:

  1. Относится ли к положительному эмоциональному общению преподнесение различного рода подарков человеку?
  2. Какие способы защиты от уколов являются наиболее действенными с вашей точки зрения?

Видео:Как общаться, когда нет эмоций? Как стать более эмоциональным в общении?Скачать

Как общаться, когда нет эмоций? Как стать более эмоциональным в общении?

Эмоциональное напряжение в общении

Эмоциональное общение

Эмоциональное напряжение в общении возникает достаточно часто, мало зависит от опыта и связано с различными причинами. Учитывая их, можно выбирать адекватный способ ведения диалога.

Во-первых, разговор собеседников налаживается не сразу и требует некоторого “притирания” друг к другу. Зная способы установления психологического контакта можно быстро вступать в диалог даже с незнакомыми людьми.

Во-вторых, “высокие ставки”. Значимость разговора тем выше, чем весомее его результат. Высоконапряжёнными, как правило, бывают переговоры, экзамены, собеседования. Если вы хорошо разбираетесь в процедурах принятия решения в этих ситуациях, то общение будет эффективным.

В-третьих, различия личностей и мировоззрения партнёров по общению являются источниками непонимания и разногласий. Обратите внимание на Ваши особенности, которые мешают взаимодействию.

В четвёртых, самые большие трудности в общении доставляет агрессивный, нетрезвый и манипулирующий собеседник. Такой контакт лучше прерывать как можно быстрее.

В-пятых, “навязанное общение”. Не поддерживать разговор “из вежливости”.

Профессиональная деятельность связанна с непосредственным общением требует умение создавать позитивный настрой, иметь устойчивость к “эмоциональному выгоранию” и “крепкие нервы”. Из-за недостатка этих качеств желающих работать в контакте с клиентами очень мало. Бывает, что работники сфер торговли и обслуживания, “защищая” свою психику от перенапряжения, проявляют равнодушие и агрессивность.

Причиной напряжения является не избыточность эмоций, а невозможность их выразить и направить на конструктивную деятельность.

Общение помогает нам лучше познать себя

К любому разговору следует готовиться и понимать цель и задачи, которые он решает. Кроме того важно знать свои сильные и слабые стороны в общении, обладать навыками установления и поддержания психологического контакта. Делайте акцент не на снятии эмоционального напряжения, а на умении целенаправленно вести диалог, структурировать беседу.

https://www.youtube.com/watch?v=on9t2JRKBR8

Эмоциональное напряжение вызывано тем, что общение открывает нам факты не соответствующие нашему представлению о себе. Чем меньше мы знаем себя, тем меньше понимаем других людей и чувствуем дискомфорт в общении с ними.

“Праздный разговор” не даёт глубокого понимания себя, а напрягать себя серьёзным диалогом сможет не каждый. Однако это напряжение мобилизует и помогает нам обратиться к себе и осознать незнакомые стороны своей личности.

Чем лучше мы узнаём себя, тем глубже строим отношения с окружающими, которые помогают полнее познать себя и раскрыть свои возможности.

Заняв оборонительно-агрессивную позицию во взаимодействии с другими людьми, человек защищается от осознания того, что он о себе мало знает. Для некоторых это настолько страшно, что они начинают “атаку” заранее, едва почувствовав угрозу разрушения своих стереотипов.

Эмоциональное напряжение в общении, как правило, вызвано ограничениями самовыражения. Если эмоции и чувства не находят конструктивного применения, то они создают эмоциональный дискомфорт, который характеризуется пониженным настроением, ощущением беспомощности, неспособности достичь цели.

Если Вы любое общение рассматриваете через призму цели, Тогда Вы сможете вести диалог с учётом своих интересов. При этом несомненно повышаете его результативность, игнорируете бесполезное общение, которое “съедает” Ваше время. Можно разобраться, что общение не учитывает Ваши интересы, а целесообразность его сомнительна. Целеустремлённый разговор несомненно защитит от манипуляции.

Как регулировать эмоциональное напряжение в общении?

Кроме того можно осознанно регулировать степень эмоциональности диалога при помощи простых приёмов. Их легко освоить и начать использовать на практике.

Техники снижающие эмоциональное напряжение в общении.

  1. Обращаться к человеку по имени. “Уважаемый, Иван Иванович”, “Надя, я рассмотрел Ваше заявление”.
  2. Подчёркивание общности. “Я такой же как и Вы”, “мы вместе занимаемся общим делом”, “Оказывается мы однофамильцы (одногодки, одноклассники, земляки и так далее)”.
  3. Выслушивание мнения собеседника, предоставлять ему возможность высказаться. “Как по Вашему мнению следует поступить?”, “Я Вас внимательно слушаю”, “да, я Вас понял”.
  4. Отмечать достоинства собеседника. “Я слышал, что Вы успешно завершили свой проект”, “Вы великолепны!”
  5. признание своей неправоты (своих ошибок). “Я не учёл возможные риски”, “согласен, я не с того начал”, “надо было сделать по-твоему”.

Техники повышающие эмоциональное напряжение в общении.

  1. Путать имя, не называть по имени, анонимность способствует проявлению агрессии. “Ах простите, всё время забываю, как Вас зовут?”, “Эй! Я к Вам обращаюсь”.
  2. Подчёркивание различий. “Очевидно мы из разных слоёв общества”, “У меня больше опыта, чем у Вас”.
  3. Игнорировать мнение собеседника, не давать ему высказаться. “Я Вас выслушал, теперь я буду говорить”, “Не важно, что Вы думаете по этому вопросу”, Дайте мне сказать в конце концов”.
  4. Отмечать недостатки собеседника. “Вы недостаточно компетентны”, “Такую обувь как у Вас носили в прошлом веке”.
  5. Отрицание или избегание признания своей неправоты (своих ошибок). “Я не виноват, это произошло без моего участия”, “Вы мне хотите приписать то, чего я не совершал”.

Запишите несколько своих примеров и начинайте использовать их прямо сегодня. Не всегда целесообразно снижать напряжение или намеренно его повышать. Если Вы умеете пользоваться этими техниками, то это способствует достижению позитивного результата в беседе.

Практический вывод

Именно общение с другими людьми помогает раскрыть неизвестные ранее стороны своей личности и, как следствие, новые возможности. Эмоциональный дискомфорт способен, как создать трудности во взаимодействии с другими людьми, так и способствовать познанию самого себя. Целесообразно использовать техники, которые повышают или снижают эмоциональное напряжение в общении.

Видео:Сногаминадиване №22. Эмоциональная распущенность. "Меня несёт, и я несусь".Скачать

Сногаминадиване №22. Эмоциональная распущенность. "Меня несёт, и я несусь".

Как влияют на общение эмоциональные состояния людей

Эмоциональное общение

Эмоциональное состояние людей также влияет на эффективность общения. Причем отрицательные эмоции способны создать целый спектр барьеров. Итак, продолжим тему «Барьеры в общении как причины конфликтов».

Барьеры отрицательных эмоций

Эмоции могут как расцветить нашу жизнь всеми цветами радуги, так и сильно испортить. Не зря появилось стойкое мнение, что эмоции надо уметь контролировать. Именно они – главные механизмы, которые регулируют и психическую деятельность, и поведение.

Эмоции способны либо усилить, либо ослабить робость и скованность в общении. Однако барьеры в общении создают не случайные, одиночные, а – устойчивые отрицательные эмоции.

Вспомните: много ли полезной информации вы вынесли из общения на повышенных тонах? Нет, потому что аналитическая деятельность блокируется, человек переключает внимание не на смысл сказанного собеседником, а на его отношение к нам.

https://www.youtube.com/watch?v=YWhgTdhByvU

Психологи рекомендуют в такие моменты использовать приемы личной психологической защиты:

  •  мысленно анализируем особенности партнера в этот момент («глаза-то как вылупил» или «вены-то как вздулись, вот-вот лопнут»);
  • представить, что у партнера на голове шапочка с бубенчиками, и «услышать» их звон в соответствии с движениями его головы;
  • в деловом общении лучше всего использовать вербальные средства, например, сказать: «Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас пойму». Фраза не вызовет ответной агрессивной реакции партнера, зато поможет ему перестроиться на корректное общение.

Но вернемся к эмоциям и рассмотрим главные из них, способные на великие «подвиги»: страдание (горе), страх, гнев, отвращение, презрение, вина и стыд, плохое настроение, дефекты речи и др.

В соответствии с этим к личностным барьерам отрицательных эмоций можно отнести:

  • барьер страдания,
  • барьер страха,
  • барьер гнева,
  • барьер отвращения,
  • барьер презрения,
  • барьер вины и стыда,
  • барьер плохого настроения,
  • барьер речи и т.д.

Влияние эмоций на общение и как преодолеть барьеры

Барьер страдания вызывается трагическими событиями, физическими болями, сильно заниженной самооценкой, застенчивостью, неудовлетворенностью своим социальным статусом и иными подобными причинами. Он снижает уровень общительности как человека, который переживает страдания, так и тех, кто пытается с ним контактировать.

Чтобы справиться с ним, надо прежде точно определить причину страданий.

Барьер страха – из самых труднопреодолимых. С человеком, который стал источником страха, контакты сводятся к минимуму: его избегают, стараются не попадаться на глаза,  не оставаться наедине.

Но страх, как известно, притягивает то, чего боимся: мы все время об этом думаем. Потому важно избавиться от страха, преодолеть его.

Барьер гнева – еще один их труднопреодолимых барьеров. Гнев провоцирует на злые выходки, унижения, оскорбления. Он способен удвоить физическую и психическую энергию: чем сильнее гнев, тем активнее человек изливает его через слова и агрессивные действия.

Это как раз тот момент, когда нужно уметь «взять себя в руки», контролировать негативные эмоции. Но лучше всего – не допускать сильных гневных реакций. На мой взгляд, помочь в этом способно умение принимать мир таким, каков он есть. Я обычно напоминаю себе: всё, что ни происходит, – к лучшему, просто я пока не вижу этого лучшего.

Барьер отвращения и брезгливости возникает из-за нарушений кем-либо элементарных норм этики поведения или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека.

Этот барьер могут спровоцировать:

  • небрежная, излишняя жестикуляция партнера, подергивание;
  • отталкивающие манеры (грубый цинизм, пальцы во рту, ушах, носу, демонстрация неприличных звуков и т. п.);
  • нарушение психологической дистанции общения;
  • мятая, грязная одежда и обувь;
  • гигиенически неприятные действия (почесывание, сморкание без использования носового платка, харкание, слюнотечение и т. п.);
  • мокрые, потные ладони и грязные ногти протянутой для рукопожатия руки, неприятные запахи изо рта, от тела, ног, гнилые передние зубы и пр.

Обычно окружающие на физические дефекты перестают обращать внимание очень быстро, а вот гигиенические отклонения не приемлют всегда. Такие отклонения провоцируют стойкий барьер для общения. Однако его вполне можно избежать, если следить за своими манерами, внешним обликом и гигиеной тела.

Барьер презрения. Как и барьер отвращения, барьер презрения ограничивает контакты с человеком, который вызывает  такие отрицательные эмоции.

Могут вызвать презрение:

  • аморальные поступки человека;
  • предрассудки;
  • неприемлемые черты характера (трусость, скупость);
  • предательство и т. д.

Барьер вины и стыда возникает:

  • в результате осознания неуместности происходящего события,
  • как реакция на критику;
  • как реакция на неумеренную похвалу, лесть, ухаживания;
  • из боязни показаться неловким или быть уличенным в чем-то содеянном;
  • от осознания глубокой вины перед кем-либо и т. д.

Обычно человек краснеет, отводит в сторону глаза от партнера по общению либо опускает их, у него меняется голос, он старается минимизировать контакты или вовсе уйти от общения.

Барьер плохого настроения часто становится причиной конфликтов. Плохое настроение, как правило, отбивает желание общаться. Оно способно влиять и на окружающих, распространяясь, как вирус.

Так, если начальник пришел в офис в плохом настроении, автоматически оно портится у подчиненных. Если в семье жена постоянно недовольна и бурчит, вряд ли муж сможет полноценно радоваться жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=ParxvOOsjsk

Однако плохое настроение легко поднять, если, например, знать, что именно нас радует. Чашка бодрящего кофе, запах свежей булочки, теплый плед, заботливо наброшенный на плечи, радуга за окном, уход за комнатными цветами… Мелочи? Но приятно же!

Барьер речи возникает вследствие допущенных речевых ошибок. Он может искажать, а то и полностью делать непонятными слова говорящего.

Барьер возникает вследствие:

  • эмоционального возбуждения;
  • неправильного выбора слов;
  • ошибок в построении сообщения;
  • неверной оценки способностей партнера понять передаваемую информацию;
  • слабой аргументации высказываний и т. д.

Постарайтесь понять, что именно послужило тому, что вас не поняли.

Барьеры эмоций создают трудности в общении. Однако практически все они преодолимы. Главное – знать незримого «врага» в лицо и уметь сделать его своим другом или хотя бы нейтрализовать, а также проявлять искренний интерес и внимание к собеседнику. Помогут также уверенность в себе и терпимость по отношению к другим людям.

Я уверена: каждый человек способен наладить  бесконфликтное общение, которое, в свою очередь, принесет много положительных эмоций.

Часто ли вам, друзья, негативные эмоции выстраивают барьеры в общении? Как вы справляетесь с этим?

общение с людьмитрудности общения

🎬 Видео

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)Скачать

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)

Это сближает! Что нужно мужчинам для эмоциональной близости?Скачать

Это сближает! Что нужно мужчинам для эмоциональной близости?

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Как становятся эмоциональной прислугойСкачать

Как становятся эмоциональной прислугой

КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕСкачать

КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Как понять, что у вас эмоциональное или нервное истощение? [Psuch2go на русском]Скачать

Как понять, что у вас эмоциональное или нервное истощение? [Psuch2go на русском]

10 правил эмоциональной гигиены для НЕРУШИМОГО спокойствия! Как не поддаваться манипуляциям?Скачать

10 правил эмоциональной гигиены для НЕРУШИМОГО спокойствия! Как не поддаваться манипуляциям?

Беседа с Нара Лока о буддизмеСкачать

Беседа с Нара Лока о буддизме

Как противостоять давлению? Узнай 7 крутейших методик (психология общения)Скачать

Как противостоять давлению? Узнай 7 крутейших методик (психология общения)

Как убрать эмоциональную зависимость от человека. Техника "Отсушка"Скачать

Как убрать эмоциональную зависимость от человека. Техника "Отсушка"

КАК ГОВОРИТЬ О СВОИХ ЧУВСТВАХ / ПРОЯВЛЯТЬ ЭМОЦИИ ПРАВИЛЬНОСкачать

КАК ГОВОРИТЬ О СВОИХ ЧУВСТВАХ / ПРОЯВЛЯТЬ ЭМОЦИИ ПРАВИЛЬНО

Осознавать эмоции: зачем? Как? Контролировать эмоции здраво. Шаг 2 управления эмоциямиСкачать

Осознавать эмоции: зачем? Как? Контролировать эмоции здраво. Шаг 2 управления эмоциями

22 ЭмоцииСкачать

22 Эмоции

Эмоциональное общение с детьми.aviСкачать

Эмоциональное общение с детьми.avi

Как контролировать себя и других. Питер Лонг. [Аудиокнига]Скачать

Как контролировать себя и других. Питер Лонг. [Аудиокнига]

Как говорить более ЭМОЦИОНАЛЬНО и уверенно. 7 инструментов проявлять эмоции. Управление эмоциями.Скачать

Как говорить более ЭМОЦИОНАЛЬНО и уверенно. 7 инструментов проявлять эмоции. Управление эмоциями.
Поделиться или сохранить к себе: