Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения Полезно
Интерактивная сторона общения: определение, значение, функции

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения — условный термин в психологии, объединяющий все компоненты человеческих взаимоотношений, связанных с организацией и осуществлением совместной деятельности.

Это общая стратегия взаимоотношений, без которой невозможно достичь конечной цели. В психологии интерактивное общение связано с обменом знаниями, действиями, умениями.

Наиболее распространенные модели взаимоотношений — конкуренция и кооперация.

Содержание
  1. Интеракция в межличностных отношениях
  2. Значение и функции общения
  3. Структура интерактивного взаимодействия
  4. Пример взаимоотношений
  5. Основные виды
  6. Сферы применения
  7. Общие цели и результат
  8. Аспекты совместимости
  9. Другие стороны отношений
  10. Перцептивная
  11. Коммуникативная
  12. Регулятивная
  13. Поведенческие стили
  14. Эффекты восприятия
  15. Особенности интерактивной стороны общения: что означает термин, характеристика
  16. Интеракция в психологии
  17. Проявление интерактивного аспекта общения
  18. Что влияет на результат интерактивного общения
  19. Факторы и основные стили поведения
  20. Факторы, влияющие на процесс контакта
  21. Интерактивное общение — это быстрый и эффективный способ достижения результата
  22. Основы интерактивного общения
  23. Интерактивное общение: виды
  24. Варианты поведения участников интерактивного общения
  25. Плюсы и минусы интерактивного общения
  26. Интерактивное общение в Интернете
  27. Как проявляется интерактивная сторона общения в психологии?
  28. Понятие и характеристика: кратко
  29. Формы и примеры
  30. Функция
  31. От чего зависит?
  32. Взаимодействие и интеракция
  33. 📸 Видео

Интеракция в межличностных отношениях

Общению в жизни человека отводится главная роль. С помощью коммуникации с окружающим миром формируется личность, вырабатывается поведение. Человек зависит от мнения окружающих и сам оказывает влияние на собеседника. Полноценная жизнь невозможна без взаимодействия с социумом.

Значение и функции общения

Интерактивная функция коммуникации направлена на выработку стратегии и тактики во взаимоотношениях и взаимодействии людей. Это вид общения предусматривает вовлечение всех участников в совместный процесс. Психологи рассматривают его разных сторон. Стадии, которые проходят участники:

  1. Пространственная.
  2. Психологическая.
  3. Социальная.
  4. Взаимодействия.
  5. Отношения.

Изначально люди оказываются в одном пространстве, притираются друг к другу, начинают активно обмениваться информацией, определяют общие цели и мотивы. Затем они вовлекаются в активный процесс реализации задуманного. В конце совместных действий выстраивается определенная модель отношений. Люди продолжают поддерживать связь и общаться либо разбегаются в разные стороны.

Интерактивное общение необходимо для выстраивания отношений с социумом, помогает человеку реализоваться как личность. Его функция заключается в налаживании контактов и выстраивании модели совместных действий. Применяется не только в деловой сфере, но и при повседневном общении с близкими людьми, членами семьи.

Структура интерактивного взаимодействия

Социальная психология пыталась объяснить и описать структуру взаимодействий людей и интерактивной стороны общения в целом. Процесс и суть коммуникации не представляет ничего сложного.

Для участников общения характерны:

  • общая цель;
  • совместные мотивы;
  • единое пространство;
  • координация действий;
  • знание общепринятых правил;
  • передача информации.

Другими словами, это не просто разговор ни о чем, а целенаправленный обмен информацией для достижения конкретного результата. В процессе общения участники договариваются, как будут действовать, что сделает каждый из них.  Предусматривается:

  • анализ планов партнеров и их сопоставление с собственными стремлениями;
  • оценка вклада участников при взаимодействии;
  • осмысление отдачи партнеров.

Интеракция в межличностных отношениях играет важную роль. Без взаимодействия невозможно скоординировать действия, добиться желаемых результатов.

Организация взаимодействий происходит в соответствии с нормами, а пути реализации задуманного каждый участник выбирает в соответствии с собственными принципами. Мотивацией является удовлетворение потребностей. В процессе совместной деятельности происходит несколько видов контактов: пространственный, психологический, социальный.

Участник выбирает определенную стратегическую позицию:

  • «Ребенок». Желания и действия мотивированы желанием «хочу».
  • «Родитель». Отвечает позиции «надо».
  • «Взрослый». Совмещает две предыдущие позиции.

Интеракция и дальнейшее взаимодействие возможны при совпадении интересов. В противном случае контакт разрушится, желаемая цель не будет достигнута.

Пример взаимоотношений

Жена говорит мужу о сломанном кухонном комбайне как адекватный взрослый человек. Ответы мужа с разной позиции:

  • Взрослый: «Посмотрю, отвезу мастеру, если все плохо».
  • Родитель: «Вечно у тебя что-то происходит».
  • Ребенок: «И что мне теперь делать?».

У участников должно быть адекватное понимание и принятие ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=01_TfJmmMnY

Четкой структуры интерактивной функции общения нет. Специалисты рассматривают компоненты коммуникации с разных сторон, приводя свою классификацию.

Основные виды

Условно интерактивную коммуникацию разделяют на 2 вида:

  1. Кооперация. Представляет собой совместную деятельность людей, в результате которой все действия синхронизированы и скооперированы. Участники действуют как одна команда, каждый вносит свой вклад в общее дело. Как говорится, общаются на одной волне. Кооперация предусматривает разделение обязанностей между партнерами ради достижения общей цели.
  2. Конкуренция. Противодействие участников. Основой таких взаимодействий выступает конфликт, заставляющий человека действовать, доказывать, достигать. Конфликт предусматривает наличие противоположных мнений, тенденций. При таких отношениях развязка одна — решение конфликта, достижение желаемых целей.

Разделение на виды условное, поскольку конфликт возникает и при скооперированных действиях. В то же время конкуренция может перерасти в плодотворное сотрудничество.

Также психологи выделяют несколько видов взаимодействия:

  • С одновременным вовлечением в процесс всех участников. Спортивная команда.
  • Последовательное выполнение заданий по типу конвейера.
  • Разделение функций между участниками, при этом каждый сохраняет свою индивидуальность и имеет свободу действий. Сюда можно отнести работу в корпорации, коммерческой компании.

Интеракция обозначает активное взаимодействие всех участников и использование той или иной модели поведения.

Сферы применения

Деловая коммуникация присутствует в разных сферах человеческой жизни. Вопросы относительно совместных действий решаются на работе, в семье, даже во время досуга. Коммуникативные направления:

  1. Коллективная трудовая деятельность. Каждый сотрудник выполняет обязанности, решает поставленные задачи. В результате все коллеги трудятся во благо организации. Общаются между собой вербально, невербально, с использованием цифровых и компьютерных технологий.
  1. Обучение. Образовательный процесс — неисчерпаемый поток информации с обратной отдачей. Человек, доносящий информацию, должен получить обратно результат своих трудов. Интерактивная сторона общения в процессе обучения предусматривает активное использование компьютерной техники, обмен знаниями, ответную реакцию, вовлечение всех участников в процесс.
  2. Досуг. Организация досуга и отдыха предусматривает деловое сотрудничество и распределение обязанностей. Если каждый будет действовать, как вздумается, мероприятие сорвется. Современный досуг предусматривает привлечение специалистов (ведущих, музыкантов). Это уже явное деловое сотрудничество.

ЧИТАТЬ  Чем можно заняться дома вдвоем: самые интересные идеи

В быту ни одна семья не обходится без интеракции. Муж и жена выполняют свои обязанности во благо семьи. Вносят вклад в общее дело дети.

Общие цели и результат

У участников должны быть общие цели и направленность на результат. В результате происходит обмен информацией, поступками и действиями, осуществляется взаимное влияние.

В процессе коммуникации происходит обмен опытом,  становление и совершенствование личности, появляются новые стремления и желания. Результативный процесс присутствует во всех сферах человеческой жизни, начиная с учебы и заканчивая досугом.

При слаженной работе наблюдается порядок в обществе и отдельных его составляющих. Это неотъемлемая часть социальной, общественной и личной жизни.

Аспекты совместимости

Длительное и плодотворное общение возможно только при совпадении интересов целей. Когда нет ничего общего, тандем распадается. В качестве примера можно привести личные отношения между влюбленными, когда девушка планирует построить семью, выйти замуж, а парень желает приятно проводить время, отдыхать. Когда участники понимают, что цели не совпадают, взаимодействие прекращается.

Другие стороны отношений

Интерактивная коммуникация рассматривается в сочетании с другими функциями общения и не может быть обособленной.

Перцептивная

Определение перцептивной функции связано с восприятием человеком информации или ситуации. Это понимание самого себя и партнеров. В процессе коммуникации работают психологические процессы, позволяющие адекватно оценивать поведение и индивидуальные особенности людей.

В ходе перцептивной коммуникации формируется идентификация, рефлексия, эмпатия:

  • Идентификация означает отождествление себя с партнером и уподобление ему. В результате происходит понимание и принятие мотивов собеседника, а также приспособление к общей цели.
  • Эмпатия — эмоциональное переживание ситуации и принятие линии поведения другого человека. На основе психологической оценки формируется симпатия либо антипатия. Дальнейшее общение продолжится по сценарию либо сотрудничества, либо конфликта.
  • Рефлексия побуждает участника действовать рефлекторно, основываясь на личных потребностях.

Перцептивная функция помогает выстраивать интеракцию.

Коммуникативная

Заключается в обмене информации. В процессе коммуникации участники обмениваются мнениями, опытом, знаниями, интересами, чувствами и настроениями. Любой разговор несет определенную информацию и активизирует познавательную функцию. При интеракции информационный поток является основой долгосрочных взаимодействий и отношений.

Регулятивная

Предусматривает изменение поведения под влиянием других людей. Регулятивная функция контролирует и координирует деловое общение. Взаимодействие и поведение участников основывается на эмоциях:

  • позитивные — солидарность, согласие, отсутствие напряжения;
  • негативные — конфликт, несогласие, напряженность, демонстрация антагонизма;
  • проблемные — просьба высказать мнение, поделиться информацией, необходимость в указаниях, предложениях, наставлениях.

ЧИТАТЬ  Какие бывают отношения: разновидности и грани

Регулятивная функция определяет характер взаимодействия участников. Это может быть индивидуальная деятельность, последовательная, одновременная. В процессе взаимного влияния происходит формирование убеждения, внушения и подражания.

Поведенческие стили

Вырабатываются в результате возникновения конфликта. Их виды:

  • Уклонение. Исход конфликтной ситуации для человека не имеет значения либо нет сил, возможностей решать проблему. Он начинает всячески игнорировать общение, у него отсутствует желание отстаивать интересы, доказывать правоту, сотрудничать для достижения общей цели.
  • Противоборство, конкуренция. Активная борьба участников, отстаивание позиций, мнений, интересов. Применяются доступные способы для решения проблемы с пользой в свою сторону. Используется давление или принуждение. Участники стремятся к победе любыми методами и способами.
  • Уступчивость, приспособление. Действия участников направлены на создание и сохранение тандема, идиллии в отношениях. Наблюдается сглаживание разногласий путем ущемления собственных интересов. Эта модель поведения используется, если важна не ситуация, а сохранение отношений.
  • Сотрудничество. Участники находят альтернативные варианты, удобные пути решения. Происходит удовлетворение потребностей и интересов партнеров не в ущерб собственным стремлениям. Для этой модели поведения присущ компромисс, когда любая проблема решается путем обсуждения и принятия совместного решения.

Поведенческий стиль вырабатывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Зависит от субъективных и объективных обстоятельств.

Эффекты восприятия

Одна и та же информация воспринимается людьми по-разному. Партнерам свойственно искажение сведений, в результате чего формируется неправильное мнение:

  • Эффект ореола. Представление об объекте формируется на основе отдельного значимого качества. Проявляется, когда участник обладает недостаточным количеством информации либо оценивает моральные качества. Так, неправильное впечатление о человеке часто возникает при первой встрече. В дальнейшем, что бы он ни делал, мнение не меняется.
  • Новизна. Суть заключается в тенденции доверять новой информации. При недавнем получении негативных сведений об объекте или человеке такое же мнение и останется.
  • Контраст. Оценивание объектов и людей при сравнивании с идеалами.
  • Проекция. Собеседнику, который вызывает симпатию, приписываются самые лучшие качества, собственные достоинства. При антипатии партнер оценивается с худшей стороны.

Ошибки восприятия негативно влияют на результативность совместного труда, не дают объективно и адекватно оценивать ситуацию.

https://www.youtube.com/watch?v=MTbzIsCKoIM

Интеракция присутствует во всех сферах жизни человека, в том числе при общении в социальных сетях. Она считается современным методом обмена информацией.

Видео:2) Виды сторон общение коммуникативная, интерактивная и перцептивнаяСкачать

2) Виды сторон общение коммуникативная, интерактивная и перцептивная

Особенности интерактивной стороны общения: что означает термин, характеристика

Интерактивная сторона общения

Взаимодействие людей определяется как интерактивная сторона общения. Осуществляется оно не только посредством обмена информацией, но также поступками и действиями. От результатов подобного поведения зависит степень формирования личности.

Позитивное взаимодействие

Интеракция в психологии

Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.

В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.

Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.

Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.

Вариант интерактивного общения

Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:

  • наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
  • предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
  • механизм регулирования отношений.

Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.

Проявление интерактивного аспекта общения

Перцептивная сторона общения в психологии

Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

Сферы общения

Вид общенияОсобенности
Трудовая сфераНаиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
ОбучениеПосещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
Семейные отношенияСамый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
ДосугСвободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях

Отдых в кругу друзей

Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

  1. продуктивное;
  2. непродуктивное.

Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение.

https://www.youtube.com/watch?v=PFgFEji7bAs

Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

  • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
  • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
  • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
  • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

Основное внимание уделяется психологической совместимости. Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения.

Что влияет на результат интерактивного общения

Средства общения человека в психологии

Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

Слаженное взаимодействие

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

  • у человека высокая потребность во взаимодействии;
  • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
  • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
  • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат.

Факторы и основные стили поведения

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Взаимодействие будет эффективным, если субъекты не только правильно понимают ситуацию, но и адекватно в ней себя проявляют. У каждого человека своя манера поведения, она влияет на самоподачу.

Стили взаимодействия

НаименованиеОсобенности
РитуальныйСостоит из приветствий, вежливых вопросов, праздничного общения (юбилеи, свадьбы, корпоративы и т.п.). Стиль задается общепринятой культурой и нацелен на взаимодействие в социуме
МанипулятивныйЗаключается в желании подчинять и контролировать других субъектов, относясь к ним как к средству достижения цели
ГуманистическийВ основе лежат доверительные, честные отношения, терпимость к окружающим, осознание себя как личности

В результативной взаимодеятельности важен не только стиль поведения, но и вклад каждого участника в общее дело. Здесь можно выделить 3 модели совместного общения:

  1. индивидуальная деятельность, когда субъект выполняет свою часть функций, независимо от того, как с этим справляются другие члены коллектива;
  2. последовательная, когда люди вовлечены в конвейер; общая задача решается поочередно каждым из участников;
  3. взаимодействующая, при которой цель достигается только одновременными совместными усилиями.

Соотношение индивидуальных вкладов определяет форму взаимодействия. В интерактивной стороне общения это проявляется 2-мя типами.

Основные виды интеракции

Способ взаимодействияОписание
КооперацияОпределяется объединенными усилиями участников, нацеленных на решение одной задачи. Между членами коллектива органично распределены обязанности и функции, что приводит к плодотворному сотрудничеству.Кооперации присущи такие черты деятельности:• распределение процесса между всеми участниками;• изменение действий субъектов, если деятельность не дает удовлетворения личностных потребностей.Лучшая кооперация – та, что основана на совместно-взаимодействующем общении.
КонкуренцияВыражается как противостояние участников. При противоборстве для субъекта имеют значение личные цели, которые обычно идут в разрез с задачами партнеров.

Наиболее яркий вариант проявления конкуренции – конфликт, расшатывающий совместную деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=Q8d_y2STLhk

Конфликт интересов

Типы поведения во время конфликтов

Вариант поведения
УклонениеСубъект не стремится отстаивать свои права, не высказывает собственную точку зрения, уходит от принятия ответственных решений. Это вызвано сложностью задачи либо отсутствием ее важности
СоперничествоАктивное отстаивание собственных интересов любыми доступными средствами. Жесткая позиция в отношении несогласных участников взаимодействия говорит о большой важности ситуации для субъекта
ПриспособлениеДействуя по обстоятельствам, индивид стремится наладить и сохранить благоприятные для себя отношения. Постоянное соглашение с точкой зрения собеседника тормозит личное развитие
СотрудничествоДля варианта характерны заинтересованность всех участников интеракции и открытый обмен мнениями. При этом индивид учитывает и собственные интересы
КомпромиссКраткое определение термина можно представить как взаимодействие, нацеленное на поиск решений, удовлетворяющих каждого участника

Современная наука конфликтология проводит анализ всех ситуаций и помогает участникам выбрать наиболее приемлемый стиль поведения, используя тесты и тренинги.

Умение пойти навстречу

Факторы, влияющие на процесс контакта

Чтобы взаимодействие получилось продуктивным, нужны определенные обстоятельства. Основные предпосылки включают в себя:

  • осознание человеческих потребностей (собственных и участников интеракции);
  • умение создавать мотивы, усиливать их, побуждая участников к активному действию в нужном направлении;
  • использование различных стимулов, помогающих усилить мотивацию.

Факторы, подкрепленные нравственными нормами, общечеловеческими правилами, помогут избежать конфликтов в процессе контакта и поднимут интерактивное общение на максимальный уровень.

Видео:Лекция 5, Интерактивная и перцептивная стороны общения, Андреева Г.М.Скачать

Лекция 5, Интерактивная и перцептивная стороны общения, Андреева Г.М.

Интерактивное общение — это быстрый и эффективный способ достижения результата

Интерактивная сторона общения

Интерактивное общение — это взаимодействие собеседников, обмен в процессе общения не только информацией, выражающейся в речевой деятельности, но и действиями, поступками.

Такое общение больше похоже на совместную деятельность, направленную на реализацию общих для группы целей, достижение конкретного результата.

Интерактивное общение — это взаимное влияние друг на друга участвующих в процессе общения людей для достижения конкретного результата.

Только в процессе совместной деятельности нескольких людей формируется становление личности. Человек видит себя и свои поступки в других как в зеркальном отражении, развивает в себе новые качества, борется с недостатками.

Интерактивное общение — это результативный процесс, в котором развиваются личностные качества при выполнении какой-либо деятельности: работа, учеба, культурно-массовые и спортивные мероприятия, организация и проведение досуга.

Для чего нужно такое общение, и как оно должно строиться для достижения желаемого результата, следует знать больше.

Основы интерактивного общения

Природа человека устроена таким образом, что общению отводится главная роль в жизни. При этом человек неизбежно зависим от мнения всех, с кем общается. Сотрудничество в процессе интерактивного общения накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей.

Общению играет едва ли не главную роль для человека

Для всех участников одинаково характерны:

  • общая цель;
  • общие мотивы для совместной деятельности;
  • единое пространство и время для выполнения совместных действий;
  • своевременная координация действий каждого участника;
  • знание каждого участника правил межличностного взаимодействия;
  • передача информации от одного к другому. 

Однако, одинаковые правила и принципы, создающие основу интерактивного общения, вовсе не означают одинаковое поведение каждого участника при совместной деятельности.

Интерактивное общение: виды

В современном обществе, в котором прогрессируют различные технологии, интерактивное общение имеет больше способов реализации, чем несколько десятилетий назад.

https://www.youtube.com/watch?v=lUxeVe5N92E

Технологии дают нам больше способов интерактивного общения

Основными видами интерактивного общения являются:

  1. Трудовая деятельность коллектива. Решение поставленных задач в трудовом коллективе — самый распространенный вид интерактивного общения. Совместная деятельность для достижения желаемого результата характерна для любого коллектива. Помимо реальных бесед, обсуждений на помощь приходят компьютерные технологии: «Skype для бизнеса» — общение в реальном режиме времени нескольких собеседников (переписка, беседа в режиме «конференция») с возможностью обмена файлами.
  2. Обучение. Любое занятие в школе, колледже, университете – это вид интерактивного общения. Широко используется дистанционное обучение с помощью специальных программ («Skype»), во время которого преподаватель и ученик, используя интерактивные наушники, могут находиться на дальнем расстоянии друг от друга, но это не помешает нормальному протеканию учебного процесса.
  3. Организация свободного времени и проведение досуга. Взаимодействие организаторов и исполнителей любого мероприятия также является формой интерактивного общения.

Телевидение и радио сегодня для проведения многих передач используют интерактивные методы. Обратная связь со зрителями или слушателями в прямом эфире позволяет создать интересные программы.

Варианты поведения участников интерактивного общения

Различные точки зрения в процессе совместной деятельности нередко порождают споры и конфликты. О различных вариантах развития таких ситуаций рассуждали знаменитые специалисты по конфликтологии Кеннет и Килменн.

Стили поведения определились, исходя из принципов интерактивного общения:

  1. Выражение собственного мнения, ряд действий для реализации собственных интересов, достижения своих целей.
  2. Мера восприятия интересов другой стороны.

Если представить эти два показателя интерактивного общения в графической форме, получается всем известная сетка Томаса-Килменна.

Обозначены пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

  1. Уклонение (отмалчивание, бездеятельность). Происходит, если человек по каким-то причинам не желает отстаивать свои права, предлагать собственные пути решения, воздерживается от высказывания своей точки зрения, не участвует в споре. В таком случае предполагается уход от ответственности за принятие решений. Такое поведение объясняется отсутствием важности ситуации для человека либо высокой степенью сложности решения.
  2. Конкуренция (соперничество). Активная форма отстаивания собственных интересов с применением всех доступных участнику средств для достижения поставленных целей: власти, различных форм давления на конкурентов. В данном случае ситуация крайне важна для участника. Выражается жесткая позиция к другим участникам взаимодействия в случае их несогласия.
  3. Приспособление (поведение «по обстоятельствам»). Поведение участника целиком и полностью направлено на сохранение и укрепление благоприятных отношений путем полного соглашения с любой точкой зрения собеседника. Такая ситуация развивается, если вклад участника в результат не слишком велик. Случается так, что сохранить хорошие отношения важнее, чем отстаивать свою точку зрения, тем более если у участника слишком мало авторитета.
  4. Сотрудничество. Участник настроен на поиск решения, которое удовлетворит всех участников взаимодействия с учетом соблюдения своих собственных интересов. Приветствуется открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников в выработке общего решения.
  5. Компромисс. Деятельность участников сводится к поиску решения, удовлетворяющего всех участников.

Основной инструмент в современной конфликтологии позволяет анализировать каждый конфликт,  выбирать наиболее оптимальный стиль поведения.

Плюсы и минусы интерактивного общения

К плюсам интерактивного общения стоит отнести:

  • быстрое достижение результата;
  • эффективность при достижении цели;Плюсов интерактивного общения заметно больше
  • формирование личности участников процесса;
  • социальная адаптация участников в обществе;
  • быстрота доступа (при использовании Интернет-ресурсов)

К минусам можно отнести:

  • возможность развития конфликтных ситуаций;
  • неполная самореализация участников процесса.
  • чрезмерная увлеченность проведения досуга.

Происходит в случае использования в интерактивном общении Интернет-ресурсов: социальные сети, интерактивные игры и прочее.

Интерактивное общение в Интернете

С появлением Интернета сбылась многовековая мечта пользователей телефоном – видеть собеседника. И не только.

https://www.youtube.com/watch?v=IDd_QqXRPBo

Сегодня можно видеть собеседника, который находится на другом конце земного шара, даже в своем телефоне

Интерактивное общение в Интернете в реальном режиме времени появилось не так давно.

С увеличением скорости передачи данных появилась возможность общаться посредством аудио- и видеосвязи:

  1. Серверы интерактивного общения. Всемирная паутина обладает тысячами серверов Internet Relay Chat (IRC), посредством которых интерактивное общение становится доступным. Подключиться к такому серверу может любой пользователь. Общаться можно с любым посетителем этого сервера, возможны коллективные беседы.
  2. Общение в чатах. Самый простой и всем полюбившийся разговор — обмен сообщениями с клавиатуры. Окно с сообщениями видят сразу все участники беседы. В случае оборудования компьютера звуковой картой, микрофоном, наушниками, акустическими колонками можно обмениваться ыми сообщениями. Реальная беседа в одно и то же время возможна только между двумя участниками. Для того, чтобы во время разговора видеть друг друга, к компьютерам должны быть подключены видеокамеры. Обычные аналоговые видеокамеры подключают к видеоплатам, цифровые камеры подключаются к параллельному порту компьютера. Ноутбуки продаются с уже встроенными видеокамерами. Айфоны, смартфоны, айпэды имеют встроенную фронтальную камеру.
  3. Специальное программное обеспечение. Таких программ много, например, NetMeeting (входит в состав Internet Explorer), Skype.

Видео:Интерактивная сторона общенияСкачать

Интерактивная сторона общения

Как проявляется интерактивная сторона общения в психологии?

Интерактивная сторона общения

Общение представляет собой сложный процесс, который состоит из трех сторон.

При рассмотрении проблемы общения в психологии отдельное внимание уделяется его интерактивной стороне. Подобный аспект общения выполняет ряд важных функций.

Об особенностях перцептивной стороны общения в психологии читайте здесь.

Понятие и характеристика: кратко

Что обозначает термин «интерактивная сторона общения»?

Интерактивное общение — совместная деятельность индивидов, в процессе которой происходит не только обмен информацией, но и реализация совместных целей.

Во время подобного взаимодействия люди не только вступают в беседы при помощи речи, но и совершают совместные поступки и действия.

Во время интеракции происходит взаимное влияние всех ее участников друг на друга, в результате деятельность становится максимально эффективной из-за появления общих взглядов, целей.

Субъекты взаимодействия прилагают усилия, направленные на достижение конкретного результата, в котором они заинтересованы.

Интерактивная сторона общения позволяет не только достигать целей в результате объединения усилий с другими людьми, но и развивать собственную личность.

Во время подобной коммуникации человек осознает свои поступки и желания, развивает новые качества. Часто эти качества заимствуются у других людей, за которыми осуществляется наблюдение во время совместной деятельности.

Формы и примеры

Обычно выделяют три формы интерактивного взаимодействия:

  1. Позитивное (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация). В первом случае выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата. При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели. Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности. Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства. Ассоциация — наличие тесной связи между участниками процесса, которые схожи между собой.
  2. Состязательное (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.

    При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.

    https://www.youtube.com/watch?v=xwnupOrn5oQ

    С одной стороны, участники конкурентной борьбы стараются приложить максимум усилий, совершенствуют навыки, разрабатывают эффективные стратегии. С другой стороны, они находятся в состоянии постоянно эмоционального напряжения и могут прибегать к запрещенным приемам ради получения желаемого.

    Соперничество подразумевает проявление стремления одержать верх над равным по силе оппонентом. Оно может проявляться открыто или скрыто. Соперники находятся в состоянии активной борьбы за власть, престиж, реализацию, признание и т.д.

    Они осознают, что кто-то один станет победителем, а другой — проигравшим, что стимулирует их к отстаиванию собственных интересов.

  3. Негативное (конфликт, оппозиция, диссоциация). В чем заключается? Во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.

    Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.

    Оппозиция — проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию. Диссоциацией называют психический процесс, при котором человек защищает себя от неприятной ситуации при помощи отстранения от нее. Он представляет, что все происходящее имеет отношение к кому-то другому, а не к нему.

Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.

Например, позитивной интеракцией можно назвать ситуацию, когда во время субботника коллектив организации совместными усилиями приводит в порядок территорию перед своим зданием.

Другой пример — совместные действия детей по уборке квартиры к приезду мамы.

Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности.

Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.

Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства.

Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.

Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.

Так, конфликт между супругами, возникший при выборе новой мебели для квартиры, приведет к потере времени, появлению раздражения у обеих сторон, нежеланию прилагать усилия для поиска компромисса.

Функция

Данная функция связана с разработкой стратегии, принципа взаимодействия людей.

В итоге организуется совместная деятельность, направленная на получение результата.

Оппоненты получают возможность выстроить общение, наладить сотрудничество и в итоге достигнуть общих целей. Интеракция позволяет сторонам обменяться информацией, совершить конкретные действия.

Подобная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание взаимосвязей между членами общества.

Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.

Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.

От чего зависит?

Это компонент общения, отражающий непосредственное взаимодействие.

Подобное взаимодействие всегда приводит к какому-либо результату.

Причем результат может быть как положительным, так и отрицательным.

https://www.youtube.com/watch?v=dSie-78oJ5w

Данная сторона общения в значительной мере зависит от тех социальных ролей, которые налагаются на человека обществом. Так, молодая женщина может быть одновременно матерью, женой, начальником, дочерью, подругой и т.д.

Каждая социальная роль требует от нее выполнения обязательств, которые предполагают данные роли. Так, в качестве матери детей она посещает родительские собрания, утренники и мероприятия, которые проходят в школе и детском саду.

Она вступает в кооперацию с другими родителями, чтобы решать различные организационные вопросы. В качестве жены она выполняет обязанности по дому, решает совместно с мужем бытовые проблемы, взаимодействует с его родителями.

Роль начальника накладывает на нее обязательства по выстраиванию отношений с подчиненными, координации деятельности коллектива, выработке эффективной стратегии работы и т.д.

Соответствие поведения социальным ожиданиям подтверждается многочисленными интерактивными взаимодействиями, во время которых индивид совершает ожидаемые от него поступки.

Если во время общения человек демонстрирует неприемлемое с общественной точки зрения поведения, его интеракция с окружающими усложняется.

Взаимодействие и интеракция

Взаимодействие — действия людей, направленные друг на друга.

Индивиды вступают в контакты, так как находятся в зависимости и не могут самостоятельно существовать в обществе.

Именно по причине того, что человек является существом социальным, он не может реализовать себя без взаимодействия с другими людьми.

В процессе общения происходит обмен опытом, получение информации, развитие навыков, самосовершенствование, переосмысление убеждений и т.д.

У одних людей потребность во контактировать с окружающими больше, у других меньше. Но полностью абстрагироваться от совместной деятельности с остальными людьми невозможно.

Взаимодействие во время общения может носить различный характер:

  • доброжелательный;
  • нейтральный;
  • враждебный.

Учитывая различные позиции, занимаемые сторонами, диалог для каждой из них может строиться на одном из принципов: доминирование, равноправие, подчинение.

Интеракция — взаимодействие людей во время коммуникации, планирование ими совместной деятельности и психологическое воздействие друг на друга. Любое взаимодействие является процессом взаимного влияния.

Если субъект А общается с субъектом Б, между ними устанавливается определенная связь.

Они не только поставляют друг другу информацию, но и планируют дальнейшую совместную деятельность, меняются в результате общения.

Любой человек, с которым мы взаимодействуем, оказывает влияние на нашу личность. А мы, в свою очередь, влияем на него.

Подобное воздействие может осуществляться не только на межличностном, но и на групповом уровне. В этом случае устанавливается диалог между социальными группами, которые влияют друг на друга.

Итак, интерактивная сторона общения играет важную роль в построении социальных отношений между субъектами общественной жизни. Существует три ключевых формы интеракции, которые проявляются различных социальных процессах.

Интерактивная сторона общения:

Наша интересная группа :

📸 Видео

Андреева Г.М. Социальная психология. Интерактивная сторона общенияСкачать

Андреева Г.М. Социальная психология. Интерактивная сторона общения

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Виды сторон общения.Скачать

Виды сторон общения.

ОБЩЕНИЕ, КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕСкачать

ОБЩЕНИЕ, КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Интерактивная сторона общенияСкачать

Интерактивная сторона общения

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕСкачать

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Лекция 4, Коммуникативная сторона общения, Андреева Г.М.Скачать

Лекция 4, Коммуникативная сторона общения, Андреева Г.М.

Домашняя контрольная работа № 1 по теме "Коммуникативная сторона общения"Скачать

Домашняя контрольная работа № 1 по теме "Коммуникативная сторона общения"

Синюшкина Т А 3 стороны общенияСкачать

Синюшкина Т А    3 стороны общения

Перцептивная сторона общенияСкачать

Перцептивная сторона общения

Коммуникативная сторона общенияСкачать

Коммуникативная сторона общения

Интерактивная сторона делового общения общенияСкачать

Интерактивная сторона делового общения общения

ЧТО ТАКОЕ ПЕРЦЕПЦИЯ?Скачать

ЧТО ТАКОЕ ПЕРЦЕПЦИЯ?

Транзактный анализ Эрика БернаСкачать

Транзактный анализ Эрика Берна

Лекция 6, Перцептивная сторона общения, Андреева Г.М.Скачать

Лекция 6, Перцептивная сторона общения, Андреева Г.М.

Пример эффективной коммуникацииСкачать

Пример эффективной коммуникации

Коммуникативная сторона общенияСкачать

Коммуникативная сторона общения
Поделиться или сохранить к себе: