Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе Статьи по психологии
Что такое «готовность ребёнка к школе»?

Готовность ребенка к школе

Вашему ребёнку 5–6 лет, впереди ещё несколько лет до школы. Мы знаем, что именно с этим возрастом детей для многих мам наступает время вопросов о готовности ребёнка к школе. На что обратить внимание? Что такое «готовность к школе»? Каковы критерии оценки готовности к школе? Отвечаем на эти вопросы.

Родители дошкольников знают, что мысль «скоро в школу» появляется у родителей задолго до исполнения ребёнку 6–7 лет. И уж точно, глядя на своего пятилетнего сына или дочь, каждый родитель знает – школа не за горами, пора готовиться.

Конечно, сложно разобраться сразу – как именно готовиться? Дожидаться ли полных семи лет, либо отдать сына или дочь уже в шесть лет? Даже разница в один год заметна и имеет значимость для ребёнка.

Чтобы легче было ответить на эти вопросы, необходимо понять – что же такое готовность к школе? Каковы её виды и критерии?

Содержание
  1. Какая готовность к школе бывает
  2. Критерии оценки готовности к школе
  3. Что делать, если малыш не готов к школе?
  4. Психологическая готовность ребенка к школе — как определить
  5. Что такое готовность к школе
  6. Определение готовности к школе
  7. Моторная готовность
  8. Речевая готовность
  9. Физическая готовность ребенка к школе
  10. Интеллектуальная готовность
  11. Педагогическая готовность ребенка к школе
  12. Личностная готовность
  13. Психологическая готовность
  14. Эмоциональная готовность к школе
  15. Мотивационная готовность
  16. Социальная готовность
  17. Как определить готовность ребенка к школе
  18. Определяем уровень готовности ребенка к школе
  19. Физическая готовность
  20. Личностная готовность
  21. Интеллектуальная готовность
  22. Педагогическая готовность
  23. Умственная готовность
  24. Тест на проверку памяти:
  25. Тест на проверку мышления и речи
  26. Тест на проверку умозаключений
  27. Какой ребенок считается неготовым к школе
  28. Что должен знать ребенок к 6-7 годам
  29. Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению
  30. Что такое психологическая готовность к школе?
  31. Компоненты готовности
  32. Мотивационная готовность
  33. Интеллектуальная готовность
  34. Социально-личностная готовность
  35. Эмоционально-волевая готовность
  36. Методы диагностики
  37. «10 слов»
  38. «Повтори узор»
  39. «Четвёртый лишний»
  40. Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению
  41. Как правильно подготовить ребёнка к школе?
  42. Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе
  43. Активизируем познавательные способности
  44.  Обучаем взаимодействию
  45. Развиваем волю и контролируем поведение
  46. 1 сентября 2020 года:
  47. 🎥 Видео

Какая готовность к школе бывает

Многие родители догадываются, что готовность подразумевает не только умение читать и считать. Здесь хочется в очередной раз подчеркнуть, что в этих навыках нет острой необходимости.

В своём родительском стремлении оценить интеллектуальную готовность малыша к школе не стоит забывать про социальную и психологическую готовность.

Также стоит помнить и о физиологии детей, которая является не менее значимой и вместе с другими видами готовности к школе формирует мотивацию к успешному обучению.

Говоря о видах готовности к школе, мы выделяем следующие:

  • социальную готовность,
  • психологическую готовность,
  • интеллектуальную готовность,
  • физическую готовность.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе

У ребёнка формируются навыки для успешного восприятия новых форм общения, а также восприятия самого себя в изменившихся условиях – школьной среде и, соответственно, новое отношение к данной среде.

В возрасте 5–7 лет ребёнок уже начинает осознавать, насколько соответствуют его возможности и желания его ожиданиям занимать определённое положение среди окружающих его людей. Подросший дошкольник уже сам понимает, что мало одного стремления к более «взрослому» и значимому положению в жизни.

Дети начинают видеть необходимость в совершении поступков, которые будут значимыми, причём не только для них самих, но и для тех, кто рядом. Именно все эти качества старшего дошкольника будут очень кстати к моменту вступления в школьную жизнь.

Психологическая готовность к обучению в школе

Говоря о психологической готовности, подразумеваем зрелость психики ребёнка, ведь ему предстоит справляться со школьными нагрузками. Именно она станет основой для успешного обучения в новых условиях школьной среды.

В психологическую готовность также включают мотивационную готовность – другими словами, наличие учебной мотивации, которая свидетельствует о психологической зрелости первоклассника.

Интеллектуальная готовность к школе

Вот здесь мы как раз и скажем о навыках и знаниях вашего малыша.

Заключается данный вид готовности к школе в наличии знаний об окружающем мире, в знании основ математики, понимании причинно-следственных связей, из которых ребёнок может вывести простейшие закономерности.

У будущего первоклассника должно быть развито желание узнавать новое, а также уже должна быть сформирована способность к образным представлениям, не говоря уже о достаточном уровне памяти, развитой речи, мышления и воображения.

Физическая готовность к школе

Несомненно, для будущего первоклассника желательно крепкое физическое здоровье.

Определённый уровень зрелости организма, его систем и органов напрямую будет влиять на работоспособность ребёнка, а значит, и на способность к обучению.

Кроме того, при определении физической готовности в список критериев включают необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций.

Критерии оценки готовности к школе

Зная виды готовности ребёнка к школе, перед нами встаёт вопрос об их оценке и критериях, на основании которых даётся заключение о готовности к школе вашего малыша.

https://www.youtube.com/watch?v=kTvkNM_QsAg

В практическом применении используются как опрос ребёнка на предмет обязательных знаний, свидетельствующих о его кругозоре, так и специальные психологические и медицинские тесты.

Один из самых известных – ориентационный тест Керна – Йирасека. Тестирование расскажет специалисту о том, насколько ваш ребёнок обладает развитым мышлением, навыками слушать и слышать, выполнять задание, о котором ему не только подробно рассказали, но и дали образец для его выполнения. Также тест выявит уровень общего развития психики будущего первоклассника.

В тесте 4 части: «Рисунок человека» (мужской фигуры); копирование предложения, составленного письменными буквами; задание срисовать точки; анкетирование (к примеру: назвать разницу между старыми и молодыми людьми; перечислить виды транспорта; ответить на вопрос, зачем человеку заниматься спортом?).

Не менее популярным тестом является «Лабиринт». Да-да, тот самый, который часто встречается в детских журналах и развивающих книгах. Оказывается, умение пройти лабиринт выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления, а также психологическую стрессовую устойчивость.

При оценке уровня готовности к школе выделяют высокий уровень, средний, ниже среднего и низкий.

Для понимания того, к чему необходимо стремиться в развитии малыша, приведём критерии высокого уровня подготовки: хорошее физическое развитие, рука должна быть готова к письму, отличный фонематический слух, широкий кругозор, богатый словарный запас, умение читать словами, понимание переносного смысла, понимание цифр, умение управлять своим поведением, мотивированность к познавательной деятельности.

Напротив, при низком уровне подготовки говорят о хорошем или удовлетворительном физическом развитии, но при этом – узком кругозоре, отсутствии готовности руки к письму, минимальном словарном запасе, отсутствии способности к пересказу текста без помощи взрослого. Одним из важных критериев является также отсутствие желания учиться.

Проверить своего ребёнка также можно посредством интерактивных тестов, которые дают повозрастную оценку, к примеру отдельно оценивается ребёнок 4–5 лет, 5–6 лет и 6–7 лет. Вернувшись к этому тесту через год, родители сами смогут оценить динамику развития своего ребёнка.

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Что делать, если малыш не готов к школе?

Бывают ситуации, когда после прохождения тестирования и консультаций со специалистами родителям говорят о низкой готовности их ребёнка к школьному обучению или же и вовсе о неготовности их малыша к первому классу. Что делать?

Прежде всего, не паниковать. Грамотные психологи, врачи и педагоги всегда дадут необходимые советы и рекомендации.

Конечно, лучше позаботиться заранее о развитии вашего малыша и начать оценивать готовность к школе в 5–6 лет, чтобы при необходимости было время для корректировки процесса психологического и физического созревания ребёнка.

К слову, нет необходимости спешить отдать в школу малыша в шесть лет. Возможно, через год он созреет и физически, и психологически и те же самые тесты дадут совсем иной результат, который порадует педагогов и родителей.

Софья Рогозинская

Видео:"О детях по-взрослому": Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому": Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила Петрановская

Психологическая готовность ребенка к школе — как определить

Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к обучению в школе определяет способность ребенка, в силу развития его физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, справляться со школьной программой, адаптироваться к новым обязанностям и новым правилам. Если вашему ребенку скоро 7 лет и вы хотите быть уверенным, что он готов пойти в школу, то эта статья — для вас.

Что такое готовность к школе

Развитость ребенка физически, интеллектуально, психологически, социально и мотивационно — критерии, по которым оценивают готовность детей к обучению в школе.

Будущий первоклассник должен иметь достаточно крепкое здоровье и выносливость, хорошую память и умение концентрировать внимание достаточно долго.

Уметь он должен тоже многое: знать цифры и считать, читать, понимать и передавать содержание прочитанного; управлять своими эмоциями; выполнять указания; выстраивать взаимоотношения со сверстниками; брать на себя ответственность за свою учебу.

Определение готовности к школе

Готовность ребенка к школе определяют по следующим критериям:

Критерий Краткое пояснение
Функциональное развитиеФизическое развитие ребенка, наличие или отсутствие хронических заболеваний
Интеллектуальное развитиеУровень развития памяти, мышления, восприятия, воображения, накопленные умения и навыки
Личностное развитиеПсихологическая, социальная и моторная готовность к школе

Моторная готовность

Под моторной готовностью понимается умение владеть своим телом и контролировать произвольные движения.

Ребенок готов к школе, если он умеет застегивать пуговицы, вырезать ножницами, нанизывать бусинки на шнурок, обводить контуры картинки, раскрашивать ее, не выходя за границы.

Письмо — самый трудный предмет для большинства детей, поэтому так важно уделять внимание развитию мелкой моторики.

Речевая готовность

Логопед, который осмотрит ребенка, определит, нужен ли ему речевой класс. В обычный класс идут дети с не более чем двумя небольшими дефектами речи.

Физическая готовность ребенка к школе

Для поступления в школу ребенок должен иметь медицинскую карту по форме 026/у. Для этого он должен пройти следующих врачей:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • хирурга;
  • ортопеда;
  • офтальмолога;
  • дерматолога;
  • психиатра;
  • логопеда;
  • гинеколога (девочки).

Также надо будет сдать анализы:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • анализ крови на сахар;
  • анализ кала на яйца глистов.

Кроме того, все детки проходят ЭКГ. Состоящие на учете у какого-либо специалиста приносят от него выписку. На заключительном этапе терапевт измерит рост, массу тела, окружность груди.

Физическую готовность ребенка к обучению в школе определяют по результатам всех осмотров и обследований.

Родителям выдается заключение о состоянии здоровья ребенка, в котором указана рекомендуемая нагрузка (пониженная, нормальная или повышенная) и группа здоровья (1, 2, или 3).

Ребенок считается физически готовым к школе, если:

  • его рост и вес соответствуют возрастной норме;
  • биологический и паспортный возраст совпадают;
  • у ребенка выросли более 2 коренных зубов;
  • ребенок болеет острыми заболеваниями не чаще 3 раз в год;
  • у ребенка нет хронических заболеваний или они находятся в стадии ремиссии;
  • если у него нет функциональных и психических отклонений или если они незначительные и не требуют коррекции и лечения.

Интеллектуальная готовность

Под интеллектуальной готовностью понимают не только умение читать и писать, а также умение рассуждать, обобщать, делать выводы, концентрировать внимание, воспринимать информацию на слух, запоминать услышанное и увиденное. Ребенок готов к школе, если он способен, не утомляясь, удержать внимание на решении поставленной задачи в течение 15-20 минут.

Для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе иногда используют ориентировочный тест Керна Йирасека. Тест состоит из 3 заданий:

  1. Нарисовать мужчину.
  2. Скопировать написанную фразу из трех слов, написанных письменными буквами.
  3. Скопировать точки с сохранением их расположения в пространстве.

    За каждое задание ребенок получает от 1 до 5 баллов (1 — отличное исполнение, 5 — плохое). Если ребенок набирает от 3 до 7 баллов, он готов к обучению, можно не ожидать проблем. Результат в 8-9 баллов говорит о том, что и родителей, и ребенка ожидают трудности.

    При оценке от 10 баллов ребенок не готов начинать учебу.

Педагогическая готовность ребенка к школе

Педагогическая готовность — это умение писать, читать, считать, пересказывать. Эти навыки безусловно важны, однако не настолько, насколько это кажется на первый взгляд. Личностная зрелость и личностная готовность ребенка к школе — вот что самое главное.

Личностная готовность

Психологическая, эмоциональная, социальная и мотивационная готовность к обучению — это личностная готовностьо к школе. Личностную готовность оценивают психологи и педагоги, беседуя с ребенком. По результатам беседы составляется психологическая характеристика отовности ребенка к школе.

Психологическая характеристика готовности к школе включает:

  • оценку эмоциональной и мотивационной готовности;
  • развитости социальных навыков ребенка;
  • умения адаптироваться и соответствовать требованиям.

Психологическая готовность

В личной беседе с ребенком определяется психологическая готовность ребенка к школе. Цель этой беседы — выяснить отношение ребенка к познанию мира, оценить его готовность принять на себя роль школьника и справиться с новыми обязанностями и правилами. Оценивается также способность адекватно оценивать себя и наличие любознательности.

Эмоциональная готовность к школе

Говоря простым языком, важно, крайне важно, чтобы ребенок умел управлять своими эмоциями. Ребенок должен быть готов выражать свои чувства словами в принятой в нашем обществе манере.

Очень важно умение ладить с ровесниками, строить нормальные взаимоотношения в коллективе.

Зачастую эти навыки гораздо важнее интеллектуальных, так как в условиях массовой школы учителя не имеют возможности индивидуального подхода к каждому ученику, и от ребенка требуется умение преодолевать определенные трудности и справляться с неудачами и разочарованиями.

Мотивационная готовность

Мотивационная готовность к школе определяется в первую очередь любознательностью. Низкий уровень мотивированности детей зачастую является основной причиной неуспешности их учебы.

Родителям очень важно правильно подбирать те мотивационные моменты, которые могут помочь их собственным детям.

Для кого-то это может быть возможность продемонстрировать свои способности и знания, для кого-то — научиться новому, кому-то захочется чувствовать себя взрослым членом общества…

Социальная готовность

Социальная готовность ребенка входит в понятие психологической готовности к школе. Это его умение сосуществовать в коллективе, строить ровные отношения с ровесниками и разумно вести себя со взрослыми.

Разумеется, нет ребенка, который полностью соответствовал бы всем этим требованиям. Однако очень важно оценить степень готовности ребенка к учебе, чтобы заранее подготовить себя и его к возможным трудностям.

Видео:Готовность ребенка к школе: 10 советов Вики ДмитриевойСкачать

Готовность ребенка к школе: 10 советов Вики Дмитриевой

Как определить готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе

07.06.2021 13:37:06

Готовность ребенка к школе определяется не только умением читать, писать. Это, прежде всего, его физические, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, личностные качества, которые позволяют адаптироваться ему к новым условиям, справляться с появившимися обязанностями.

Готовность ребенка к школе определяется не формальным овладением навыков чтения, счета, письма. Это результат общей психической зрелости, комплексный показатель умственного, социального, эмоционального, физического развития.

Считается, что к 7 годам у детей должны быть сформированы все сферы, которые ему позволят успешно учиться в школе. Но, развитие ребенка – это процесс индивидуальный.

Некоторые дети готовы к переменам в 6,5 лет, некоторым еще требует годик посидеть в детском саду.

Определяем уровень готовности ребенка к школе

Поступление ребенка в школу является важным жизненным этапом. От того, насколько он готов к нему, зависит успешность обучения. Подготовку детей к школе нужно начинать заблаговременно, не менее, чем за год до поступления в школу.

https://www.youtube.com/watch?v=xqrBDsLMSzQ

Известный детский психолог Лев Выготский не отделял школьное обучение от предыдущих этапов развития детей. Воспитательный процесс должен быть подчинен этапам взросления ребенка. Детсадовская программа обучения должна формироваться с учетом зоны ближайшего развития. Тогда переход в школу будет мягким, естественным процессом, с формированием к 6-7 летнему возрасту необходимых знаний, умений.

Психологами выделяются несколько критериев, которые позволяют определить готовность к школе.

Физическая готовность

Прежде всего ребенок должен быть физически готов к школе. Этот критерий определяется соответствием организма и основных возрастных норм. В физическую готовность к школе входят следующие показатели:

  1. Биологические особенности, масса тела, рост, утомляемость, работоспособность, зрелость мочевыделительной, пищеварительной системы, устные словесные реакции.

  2. Общее физическое здоровье, сила, скорость, ловкость, координация движений.

  3. Развитие основных видов движений, наклоны, прыжки, ползание, приседание, бег.

  4. Развитие мелкой моторики, умение держать карандаш, перекладывать мелкие предметы с места на место, проводить четкие линии.

  5. Навыки самообслуживания, умение одеваться, завязывать шнурки, убирать за собой посуду, пользоваться основными столовыми приборами, следить за своим внешним видом, мыть руки, пользоваться туалетом.

Для определения уровня физической готовности перед поступлением в школу нужно пройти медицинский осмотр. Ребенок считается физически готовым к обучению в школе, если:

  1. его рост и вес соответствуют возрастной норме;

  2. паспортный и биологический возраст совпадает;

  3. нет хронических заболеваний в острой стадии;

  4. нет функциональных и психических отклонений, которые не поддаются коррекции.

Принято считать, если у детей началась смена молочных зубов на постоянные, то это является знаком готовности костной системы. В антропологии есть простой тест определения физической готовности к обучению.

Попросите ребенка поднять вверх руку и дотронуться кончиками пальцев до уха на противоположной стороне головы. При этом рука должна проходить через макушку головы.

Если это у него получится, то он готов к школе, если не получается, то нет.

Понять физическую готовность поможет тест «Поза Ромберга». Предложите малышу встать на одну ногу, другая должна быть согнута, ступня прижата к коленям. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Если ребенок простоит 8-10 секунд, то он считается готовым. Если нет, то это является показателем незрелости скелета.

Личностная готовность

Личностная готовность включает в себя сформированное у детей принятие новой для него социальной позиции. Она определяется отношением ребенка к себе, как к ученику, к учителям, другим ученикам.

В эту сферу готовности входит не привлечение школы внешней атрибутикой, портфелем, тетрадками, учебниками, новыми карандашами, ручками, красивой формой, а возможностью получения новых знаний. Что говорит о развитии познавательного фактора.

Психологически готовый к школе ребенок хочет идти в школу, чтобы узнать что-то интересное, а не потому что ему за это купят робота.

Обычно личностная готовность идет в совокупности с социальной и определяется следующими показателями:

  1. понимание, что такое «хорошо», что «плохо»;

  2. коммуникабельность, способность общения со взрослыми и детьми;

  3. умение решать вопросы без агрессии;

  4. понимание авторитета учителя;

  5. умение слушать учителя;

  6. способность задавать вопросы;

  7. адекватно реагировать на замечания;

  8. оценивание своих действий и чужого поведения.

У ребенка должна быть развита учебная мотивация. Позадавайте ему следующие вопросы:

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?

  2. А зачем тебе учиться?

  3. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Если он хочет идти в школу, чтобы носить красивую форму, яркий ранец, то считается личностно неготовым. А, если хочет пойти в школу, чтобы стать врачом или даже «заработать много денег», то вполне даже осознающим важность получения знаний.

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у детей кругозора, запаса конкретных знаний. В возрасте 6-7 лет у них еще образное мышление, которое опирается на реальные действия с предметом.

У готового к школе ребенка начинается формирование аналитического мышления, способности нахождения связей между предметами, явлениями, воспроизведения образца. Под интеллектуальной готовностью понимается умение воспринимать на слух информацию, запоминать ее.

Считается, что дети, готовые к обучению, должны уметь удерживать внимание на поставленной задаче в течение 15-20 минут.

https://www.youtube.com/watch?v=yKHhJY3QfCA

Чтобы определить интеллектуальную готовность к школе, психологи используют тест Керна-Йирасека, который несложно провести в домашних условиях. Он состоит из следующих заданий:

  1. Попросите малыша нарисовать мужчину. Родители не вмешиваются в процесс, выступают в виде сторонних наблюдателей.

    Готовый к школе ребенок не только нарисует туловище, голову, ноги, руки, но и выделит ступни, лицо, на котором присутствует рот, глаза, брови, нос. На лице могут быть борода, усы, на голове – волосы, шляпа, на руках пять пальцев.

    Фигура должна быть цельной, части тела должны быть «прикреплены» друг к другу, а не «висеть» в воздухе.

  2. Предложите несложную фразу письменными буквами. Здесь оценивается подражание образцу, величина букв, отклонение от горизонтальной линии, соотношение маленьких и больших букв.

  3. Срисовывание группы точек. В этом задании производится оценка сохранения количества точек, расположение их в пространстве. Допускается незначительное отклонение одной точки из столбца или ряда. Допустимо уменьшение рисунка, увеличение – нет.

В области интеллектуальной готовности малыш должен уметь:

  1. отгадывать простые задачки;

  2. находить в группе лишний предмет;

  3. добавлять недостающие предметы;

  4. находить отличные и похожие признаки;

  5. восстанавливать последовательность событий.

Педагогическая готовность

Педагогическая готовность не является основным показателем готовности ребенка к школе. Тем не менее, предполагается, что дети к 6-7 годам должны владеть следующими навыками в области математики:

  1. считать до 10 и обратно;

  2. увеличивать и уменьшать предметы на один, два;

  3. знать простые геометрические фигуры;

  4. знать понятия «больше-меньше», «шире-уже», «равно»;

  5. сравнивать предметы;

  6. делить предметы на равные части.

Необходимые навыки письма:

  1. правильно держать ручку;

  2. обводить по линиям;

  3. рисовать по клеточкам;

  4. штриховать рисунок;

  5. копировать с образца.

Навыки чтения:

  1. отличать согласные звуки от гласных;

  2. отличать буквы от звуков;

  3. подбирать слова на заданный звук;

  4. делить слово на слоги.

Конечно, никто не требует от ребенка умения читать. Но, сейчас все больше детей приходят в школу уже читающими. Как говорят педагоги: «Умение читать – это требование времени».

Умственная готовность

Умственная готовность включает в себя:

  1. знания об окружающем мире;

  2. умение оперировать имеющимися знаниями;

  3. любознательность;

  4. устойчивое внимание;

  5. развитая память;

  6. развитый словарный запас.

Тест на проверку памяти:

Слуховая память начинает формироваться к 6 годам жизни малыша. Ранее у него было только образное запоминание. Но, как известно, в школе большинство информации детьми воспринимается именно на слух.

  1. В медленном темпе зачитайте ребенку 10 несвязанных между собой слов.

  2. Слова зачитываются 4 раза.

  3. Если ребенок запомнил 7-8 слов, это является показателем развитой слуховой памяти.

Если ребенок назвал 3-4 слова, то это говорит о незрелости его слуховой памяти.

Тест на проверку мышления и речи

Предложенные задания позволят выявить понимание множественности предметов на примере существительных в единственном числе. Задача ребенка будет в том, чтобы предложенные слова из единственного числа перевести во множественное. Например:

  1. книга-книги;

  2. игрушка-игрушки;

  3. ребенок-дети;

  4. брат-братья;

  5. город-города.

На обдумывание ответа дается не более 10 секунд. Дети, которые из 10 слов в 7 допустили ошибки нуждаются в дополнительной работе по развитию речи и мышления.

Тест на проверку умозаключений

Методика позволяет выявить способность детей к умозаключениям с предлагаемым образцом. Ребенку дается аналогия, например, огурец-овощ. Затем дается задание подобрать аналогию к слову «тюльпан». Подберем к слову «тюльпан» такое слово, как слово «огурец» относится к слову «овощ». И предлагается следующий ряд слов:

  1. земля;

  2. цветок;

  3. роса;

  4. сад;

  5. сорняк.

Малыш с первого раза может не понять задание. Помогите ему найти подходящее слово. Следующую пару слов он находит сам. Чем быстрей он откажется от помощи взрослого и справится самостоятельно с заданием, тем выше его обучаемость.

Какой ребенок считается неготовым к школе

Психологи считают, что ребенок не готов к школьному обучению, если он:

  1. Не может высидеть на уроке около 30 минут.

  2. Не способен к длительному сосредоточению.

  3. Часто отвлекается, быстро утомляется.

  4. Не может подружиться с классом, конфликтен или, наоборот, замкнут.

  5. Не хочет ходить в школу.

  6. Начал часто болеть.

  7. Боится разговаривать со взрослыми.

Психологически неготовых детей не стоит отдавать в школу, таким образом на их детскую психику наносится неповторимый вред.

Что должен знать ребенок к 6-7 годам

Считается, что к моменту обучения в школе ребенок должен знать следующее:

  1. Как зовут маму, папу, ближайших родственников.

  2. Свои данные, то есть имя, фамилию, отчество.

  3. Домашний адрес.

  4. Свою страну, город.

  5. Распространенных в его местности животных, растений, насекомых.

  6. Времена года, месяцы, дни недели.

  7. Основные цвета.

  8. Популярные виды спорта.

  9. Уметь отличать диких животных от домашних, хищников от травоядных, деревья от кустарников, овощи от фруктов.

  10. Ориентироваться во времени.

  11. Иметь представление о погоде.

  12. Обобщать понятия, например, огурец – это овощ, роза-цветок, малина-ягода.

  13. Различать «право»-«лево».

Это лишь примерный список того, что должен знать ребенок к школе. Необходимые умения и знания формируются постепенно, в ходе занятий с малышом в детском саду и дома.

https://www.youtube.com/watch?v=0fubo-5ABeQ

Чтобы ребенку было комфортно обучаться в школе, важна готовность всех факторов. Только в этом случае он сможет справиться с систематической нагрузкой, успешно усвоит школьную программу, легко адаптируется к новому жизненному этапу, найдет себе друзей.

Всего : 0, рейтинг: 0

Видео:Готовность ребенка к школе. Психологическая готовность. Лекция 3.Скачать

Готовность ребенка к школе. Психологическая готовность. Лекция 3.

Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению

Готовность ребенка к школе

Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.

Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.

Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.

  • Что такое психологическая готовность к школе?
  • Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Что такое психологическая готовность к школе?

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.

Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.

У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.

Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.

Паша в 6 с половиной лет умел читать, писать печатными буквами и знал названия почти всех динозавров. Но у мальчика были трудности с поведением: капризничал по любому поводу, отказывался выполнять требования взрослых и постоянно нарушал дисциплину.

С другими ребятами в группе Паша практически не общался, ему было трудно первым заговорить или пригласить поиграть. Психолог, исследуя готовность детей к школе, сообщила Пашиной маме, что ребёнок психологически не готов к обучению и рекомендовала оставить мальчика ещё на один год в детском саду.

Мама была возмущена: почему у её сына низкий уровень готовности, ведь он столько всего знает и умеет! Не послушав совета специалиста, мама отдала Пашу в первый класс. Почти сразу у мальчика начались серьёзные проблемы. Уроки были ему неинтересны, учителя он не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте.

Домашние задания Паша делал только с маминой помощью и под её строгим контролем. Через месяц маму пригласил директор и рекомендовал перевести Пашу в коррекционную школу, поскольку тот не справляется с учебной программой.

Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.

Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.

https://www.youtube.com/watch?v=20Jst7vjAqg

Чтобы меньше беспокоится за юного школьника и проверить, как проходит сложный (и часто проблемный) процесс адаптации к новым условиям, воспользуйтесь приложением родительского контроля «Где мои дети». С ним вы сможете слушать звук вокруг, связываться с ребёнком в любой ситуации и смотреть его передвижения по карте.

Компоненты готовности

Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:

Мотивационная готовность

Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребёнка должно быть:

  •  желание учиться, стремление получать новые знания;
  •  интерес к познанию мира;
  •  положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.

Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.

Интеллектуальная готовность

Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:

  •  умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями;
  •  способность анализировать, обобщать, делать выводы;
  •  определённый запас знаний об окружающем мире в пределах возраста.

Социально-личностная готовность

Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:

  •  умение общаться со взрослыми и сверстниками, как знакомыми, так и незнакомыми;
  •  способность выполнять требования взрослого;
  •  отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
  •  развитые моральные принципы;
  •  адекватная самооценка.

Эмоционально-волевая готовность

Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:

  •  способность сосредотачиваться на задаче, концентрировать внимание;
  •  умение доводить начатое до конца;
  •  произвольность поведения – умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления;
  •  умение преодолевать трудности при достижении цели;
  •  умение действовать по правилам.

У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.

Методы диагностики

Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.

Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.

Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».

Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.

«10 слов»

Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу.

Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения.

О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

«Повтори узор»

Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же.

Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно.

Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

«Четвёртый лишний»

Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса.

Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения.

Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

https://www.youtube.com/watch?v=h6fkqdBQjFw

Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.

Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению

Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:

  • рассеян, «витает в облаках», не способен к длительному сосредоточению;
  • неусидчив, часто отвлекается, постоянно нарушает дисциплину;
  • быстро утомляется, раздражителен;
  • не может подружиться со сверстниками, замкнут или наоборот, постоянно конфликтует с ними;
  • не хочет ходить в школу, жалуется на «плохую учительницу» и «скучные уроки»;
  • испытывает трудности в усвоении учебного материала;
  • часто болеет, жалуется на плохое самочувствие;
  • тревожен, боится первым заговорить со взрослыми.

Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:

Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе

  1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
  2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
  3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.

  4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.

О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Активизируем познавательные способности

  1. Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?». Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.

  2. Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметах, находящихся в поле вашего зрения.
  3. Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.

  4. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.

 Обучаем взаимодействию

  1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.

  2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.

  3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.

Развиваем волю и контролируем поведение

  1. Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
  2. Приучайте ребёнка к домашнему труду, уходу за животными.
  3. Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок.

    Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».

  4. Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.

Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие.

Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.

1 сентября 2020 года:

🎥 Видео

Готовность ребенка к школе. Интеллектуальная готовность. Лекция 2.Скачать

Готовность ребенка к школе. Интеллектуальная готовность. Лекция 2.

Как определить готовность ребенка к школе? Что об этом думает нейропсихолог?Скачать

Как определить готовность ребенка к школе? Что об этом думает нейропсихолог?

Как проверить готовность к школе в домашних условиях.Скачать

Как проверить готовность к школе в домашних условиях.

ТЕСТЫ К ШКОЛЕ. Пройди тест и проверь, готов ли ты к школе?Скачать

ТЕСТЫ К ШКОЛЕ.  Пройди тест и проверь, готов ли ты к школе?

Готовность ребенка к школе: психологические тестыСкачать

Готовность ребенка к школе: психологические тесты

Секреты подготовки ребенка к школеСкачать

Секреты подготовки ребенка к школе

КАК ПРОВЕРИТЬ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ | Когда идти в 1-й класс | Советы психологаСкачать

КАК ПРОВЕРИТЬ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ | Когда идти в 1-й класс | Советы психолога

ММСО-2019. Какие основные критерии готовности ребенка к школе?Скачать

ММСО-2019. Какие основные критерии готовности ребенка к школе?

Вебинар "Психологическая подготовка к школе"Скачать

Вебинар "Психологическая подготовка к школе"

Что должен знать ребенок перед школой. Подготовка к школеСкачать

Что должен знать ребенок перед школой. Подготовка к школе

Тест к ШКОЛЕ — когда идти в ПЕРВЫЙ КЛАСС? Проверка на готовность ребёнка к школеСкачать

Тест к ШКОЛЕ — когда идти в ПЕРВЫЙ КЛАСС? Проверка на готовность ребёнка к школе

Вебинар "Психологическая готовность ребенка к школе"Скачать

Вебинар "Психологическая готовность ребенка к школе"

ТЕСТ на готовность ребенка к школе: 5 заданий для проверки ДОМАСкачать

ТЕСТ на готовность ребенка к школе: 5 заданий для проверки ДОМА

Как определить готовность ребенка к школе?Скачать

Как определить готовность ребенка к школе?

Готовность ребенка к школе. Физическая готовность. Лекция 1.Скачать

Готовность ребенка к школе. Физическая готовность. Лекция 1.

Как родителям проверить готовность ребенка к школе?Скачать

Как родителям проверить готовность ребенка к школе?

Психологическая готовность ребенка к школе (часть 1)Скачать

Психологическая готовность ребенка к школе (часть 1)
Поделиться или сохранить к себе: