Детские дома россии

Детские дома россии Статьи по психологии
«Тюрьма с элементами культурно-развлекательной деятельности». Как живут дети в сиротских учреждениях?

Детские дома россии

Дети оказываются в детских домах по разным причинам: от кого-то родители отказываются при рождении, некоторые семьи понимают, что не справляются, позже, а иногда детей изымают органы опеки.

По данным платформы «Если быть точным», в 2019 году в России насчитывалось 539 973 ребенка из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это 1,8% от всего детского населения страны.

Какими бывают сиротские учреждения в России? Как в них нарушаются права детей? И почему дети не должны оставаться в детских домах надолго? На основные вопросы о сиротстве ответили представители НКО.

Девочка в центре содействия семейному воспитанию. Центр в круглосуточном режиме принимает детей, оставшихся без родительской опеки, от рождения до четырех лет Валерий Шарифулин / ТАСС

Содержание
  1. Как дети попадают в сиротские учреждения?
  2. Что такое детский дом?
  3. Какие бывают сиротские учреждения в России? Есть ли классификация?
  4. Нарушаются ли права детей в сиротских учреждениях?
  5. Постановление о человечности: как реформа детдомов должна изменить жизнь сирот
  6. Почему назрели изменения
  7. Что меняет реформа
  8. Создание благоприятной среды
  9. Где и что изменилось по итогам мониторинга
  10. Государство само потворствует существованию коррупционной системы детдомов
  11. Органы опеки как поставщик «живого товара»
  12. Есть надежда, что ситуация всё же изменится
  13. Как живут в детском доме и что ждет его воспитанников
  14. Детский дом — дом строгого режима
  15. Личное пространство
  16. Детский дом — «территория безопасности»
  17. Готовит ли детдом к суровым будням?
  18. Как складывается судьба воспитанников?
  19. Детские дома — это бизнес
  20. Статистика детских домов
  21. Как дети попадают в детский дом
  22. Виды государственных учреждений
  23. Жизнь в детском доме
  24. Права детей и требования к детским домам
  25. Сколько детей-сирот в России
  26. Количество государственных учреждений
  27. Фильмы про детские дома
  28. Книги о детских домах
  29. 💡 Видео

Как дети попадают в сиротские учреждения?

Дети оказываются в детских домах либо по воле родителей, либо после изъятия из семьи, говорит руководитель Клуба приемных семей благотворительного фонда «Арифметика добра» Светлана Строганова.

В первом случае родители чаще всего отказываются от младенца в роддоме.

Такое происходит, например, если семья находится в тяжелой жизненной ситуации, у родителей есть алкогольная или наркотическая зависимость или если у ребенка обнаруживается тяжелый диагноз.

«Сейчас, к счастью, такого становится меньше. Для примера, все реже отказываются от детей с синдромом Дауна.

Это происходит в том числе и потому, что фонд Downside Up разработал протоколы для врачей и медицинских работников о том, как общаться с родителями, у которых родился ребенок с этим диагнозом.

Примерно то же самое сейчас происходит или будет происходить и с другими диагнозами», — объясняет Строганова.

Бывают и отказы от детей спустя некоторое время после рождения. Светлана Строганова говорит, что такое часто случается с выпускниками детских домов, у которых нет никакой поддержки и значимого взрослого рядом. Никто их не учил, как заботиться о ребенке.

Другие кровные родственники также могут отказаться от ребенка. Больше половины — отказы от уже взрослых детей. «Часто бывает так: бабушка забрала внука, когда он был маленький. И, пока у нее были возможности и ресурсы, она его воспитывала.

Но, входя в подростковый возраст, внуки иногда становятся неуправляемыми. Вокруг никто не помогает, все только давят. Ребенок от этого начинает еще хуже себя вести и в итоге попадает в детский дом.

Ну а на подростков из детского дома очередь не стоит», — комментирует Светлана.

Возвращают детей обратно в сиротское учреждение иногда и приемные родители и опекуны — это так называемые вторичные отказы. Чаще всего когда они не справились, либо не оправдались их ожидания, либо у ребенка обнаружили тяжелый диагноз.

В сиротские учреждения также попадают дети осужденных женщин. В России при 13 колониях существуют дома ребенка. Там находятся дети до трех лет, и все это время мама может навещать ребенка.

Затем детей забирают в другое сиротское учреждение и разлучают с мамой.

«Такие дети часто зависают в системе, потому что не каждый приемный родитель будет готов взять ребенка, зная, что через три-четыре года выйдет мама и, возможно, захочет его забрать», — отмечает Строганова.

Изъять ребенка могут по решению органов опеки или полиции. Президент фонда «Найди семью» Елена Цеплик добавляет, что самая частая ситуация — это изъятие из семей, в которых родители имеют алкогольную или наркотическую зависимость, подвергают детей физическому или сексуальному насилию и не обеспечивают их базовых потребностей — еда, одежда, безопасность.

Что такое детский дом?

«Детское сиротское учреждение — это место, где дети, у которых нет собственного дома и семьи, постоянно находятся в условиях группового проживания и отсутствия значимого взрослого», — дала общее короткое определение руководитель проекта «Близкие люди» фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Алена Синкевич.

https://www.youtube.com/watch?v=6g194N5JXIc

Дети в сиротских учреждениях живут по расписанию: есть время, когда они встают, едят, занимаются досуговыми делами, посещают уроки. Так происходит не потому, что в детских домах «работают злодеи», а потому, что так устроена система, продолжает Синкевич. Организовать группу детей при нехватке взрослых возможно только с помощью регламента и дисциплины.

Для сравнения она приводит в пример порядки, которые установлены в армии или тюрьме. «Но заключенные и солдаты хотя и имеют какие-то свои внутренние проблемы, уже выросли, они уже устойчивые.

А ребенок — это процесс, он меняется постоянно. И от того, как ребенок меняется и в каких условиях, зависит результат — каким он вырастет.

Условия, которые создаются в сиротских учреждениях, не очень подходят для благополучного становления взрослого», — прокомментировала Синчевич.

Светлана Строганова называет сиротские учреждения «тюрьмой с элементами культурно-развлекательной деятельности»: есть жители и есть надзиратели, которые выполняют функции «кормить», «купать», «одевать». Она настаивает, что неправильно сравнивать дома ребенка, детские дома и ДДИ с детским садом или лагерем.

«Детский сад или лагерь — это конечная история для ребенка. Он точно знает, когда и куда он вернется, кто его персональный взрослый, который за него отвечает.

Если ребенку что-то не нравится, он знает, что вернется домой. Естественно, в детском доме никакой ребенок никому позвонить не может. Он не знает своего будущего.

Рядом нет никакого персонального взрослого, который бы заботился именно о нем», — говорит Светлана.

Строганова также уточняет, что сегодня уже практически нет скученных сиротских учреждений, где живут сотни воспитанников. Сейчас там проживает примерно от 50 до 100 детей. Елена Цеплик добавляет, что разукрупнение учреждений случилось благодаря начатой несколько лет назад реформе. Предполагалось, что сиротские учреждения должны стать максимально приближенными к семейным условиям.

«Во-первых, далеко не везде это возможно. Во-вторых, “приближенно” не значит “равно”. Это все равно коллективное воспитание. Даже если детей в группах немного, это не похоже на семью. При коллективном воспитании невозможно обеспечить каждому ребенку индивидуальные условия», — отметила Елена Цеплик.

Какие бывают сиротские учреждения в России? Есть ли классификация?

Видов учреждений довольно много, говорит Елена Цеплик. Самая грубая классификация — это дом ребенка для детей до четырех лет и детский дом для воспитанников до 18 лет.

Также есть специализированные учреждения: интернаты (ДДИ) или коррекционные детские дома для детей с различными медицинскими проблемами.

В таких учреждениях есть также отделения милосердия, в которых находятся «лежачие» дети, которые не могут вставать.

Строганова добавила, что существует еще ряд частных и религиозных детских учреждений. Например, еврейские или православные детские дома, проект «Детские деревни SOS». Кроме того, некоторые учреждения переделывают во временные — там детей после изъятия из семьи размещают лишь на время.

Подобные места работают на возврат ребенка в кровную семью или на очень быстрое семейное устройство. Строганова также уточнила: сейчас фактически не используется наименование «детский дом». Теперь это либо центр содействия семейному воспитанию, либо центр поддержки семьи и детства.

Нарушаются ли права детей в сиротских учреждениях?

В детских домах есть много внутренних проблем. То, как складывается обстановка в учреждении, во многом зависит от его руководителя, говорит Алена Синкевич.

По ее словам, есть детские дома, где существует дедовщина — и насаживается она взрослыми.

«Детским коллективом проще управлять, если есть старшие дети, которых можно попросить, чтобы они проконтролировали младших и не очень сдерживались в способах контроля», — объясняет специалист.

Синкевич также напомнила о случаях, когда воспитанники детских домов подвергались сексуальному или физическому насилию. Она настаивает, что о подобных преступлениях директор не может не догадываться. Вопрос лишь в том, насколько он готов пресекать подобное.

https://www.youtube.com/watch?v=ps7CmjAdtm8

Говоря о нарушениях прав детей в сиротских учреждениях, Светлана Строганова в первую очередь замечает, что мнение ребенка практически нигде и никогда не учитывается.

«Например, когда расформировывают детский дом, то никто даже не думает о том, что вот эта соседка Маша для соседки Полины стала самым близким человеком за последнее время. Но их берут и разделяют.

Или, скажем, из семьи изъяли детей разного возраста, кто-то из них еще и с инвалидностью. Их всех раскидывают по разным учреждениям: одного — в ДДИ, другого — в дом ребенка, третьего — в детский дом.

Причем в семью их почему-то устраивают вместе, а по [разным] учреждениям раскидать — пожалуйста», — говорит эксперт.

По словам Светланы, в сиротских учреждениях по-прежнему существует карательная психиатрия — когда воспитатели отправляют детей в психиатрические больницы не по медицинским показаниям, а за плохое поведение. Она считает, что такое происходит, потому что сотрудники не понимают и не знают, как можно по-другому справляться с детьми, «их никто и не учил».

Видео:Один день из жизни сиротыСкачать

Один день из жизни сироты

Постановление о человечности: как реформа детдомов должна изменить жизнь сирот

Детские дома россии

Постановление правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот», подписанное в мае 2014 года, запустило в стране масштабную реформу сиротских учреждений.

В стране их насчитывается более 1300, почти все они — государственные, частных — менее десятка. Есть и своя специфика: так, все организации делятся на образовательные, медицинские и социальные, в зависимости от подведомственности.

По данным на конец 2018 года, в них содержится примерно 73 тысячи детей.

О том, почему реформа детских домов была необходима и удалось ли ей за это время сделать жизнь воспитанников лучше, ТАСС рассказала руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

Почему назрели изменения

Изменения системы устройства детей в коллективные учреждения идут во всем мире примерно с 60-х годов. Если бы не распался СССР, мы бы это сделали еще в начале 90-х.

В 50–60-х годах появились исследования психологов и социологов о том, как влияет на ребенка его проживание в условиях коллектива.

Самое большое количество исследований связано с детьми раннего возраста, потому что проживание в коллективной среде оказывает на них самое пагубное воздействие.

На эту тему

Мы видим по выпускникам сиротских учреждений, насколько сложно и часто не очень успешно складывается их судьба. И эта ситуация не связана с качеством обслуживания, плохой едой или с угрюмым персоналом.

Прежде всего, она связана с тем, что у ребенка раннего возраста есть потребность в конкретном заботящемся взрослом, она абсолютно естественна, не связана с культурой, это, скорее, биологическая потребность.

Когда она не удовлетворяется, это приводит к довольно разрушительным последствиям для личности ребенка.

Многие не задумываются, что когда мы были маленькими, мы усваивали много разных вещей, которые мы реализуем во взрослой жизни: как устроены отношения в семье, как папа общается с мамой в нашей семье, в семье друзей, как устроен быт в доме, как заботятся или не заботятся о детях, каким образом взрослые зарабатывают деньги.

Условия жизни детского дома — это искусственная среда, далекая по всем своим признакам от того, как живут люди

Ребенок начинает подстраиваться под эту среду, учиться в ней взаимоотношениям, правилам. Внутри этой среды нет человеческих, личностных отношений, таких, какие есть в семье.

Потому что это рабочая среда, в ней профессиональные отношения.

У людей там нет эмоциональной близости, это было бы странно, если бы ее проявляли воспитатели на рабочем месте, — обнимали друг друга, целовали, жаловались на жизнь, садились в обнимку, смотрели телевизор.

Понятно, что ничего подобного в учреждении не может быть. Там нет такой понятной разницы между семейной, внутренней средой и внешней средой окружающего мира, какая есть в любой семье.

Люди уходят на работу, приходят домой, к ним приходят гости. Вся система координат усваивается ребенком не по рассказам, а через свою жизнь и переживания.

Когда нет такого опыта, социализация дается с большим трудом.

https://www.youtube.com/watch?v=-IbeY1QkrnI

Простой пример: когда ребенок живет в семье, он знает, что его родители уходят на работу и возвращаются с работы домой. Это правильный порядок жизни. Там они зарабатывают деньги, на них покупают продукты, вещи, игрушки, приносят их домой.

Ребенок созревает, видя всю эту историю, и будет делать так же сам. Ребенок, который живет в детдоме, видит зеркальную картину — взрослый приходит к нему на работу, а уходит от него домой. Взрослый зарабатывает уходом за ним.

Эти вещи разрываются в его сознании.

Что меняет реформа

Она меняет цели и задачи и тип функционирования детских домов. Вместо казарм постоянного содержания мы делаем из них временные центры, устроенные по семейному типу. Ведь, по сути, то, как были устроены детские дома до реформы, вредило ребенку. Именно задача снизить вред стояла перед подобной реформой во всех странах мира, и наша страна не исключение.

Когда мы начали предлагать в Совете при Правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере предложения по реорганизации детских домов, мы опирались на существующий международный и российский опыт.

Доказано, что коллективное проживание не полезно для детей. Нужно сделать по-другому — организовывать семейно-воспитательные группы и семейные детские дома.  

Решение этой проблемы не только в изменении системы детских домов, а в первую очередь в изменении политики устройства в нее детей. То есть самое главное — не допускать устройства ребенка в коллективное учреждение

Это возможно, если мы выстраиваем работу с его кровной семьей. Мы оказываем помощь людям, чтобы они не отказывались от детей и чтобы у них детей не изымали в ситуациях, когда они не причиняют детям сознательного вреда, а просто не справляются с тяжелыми обстоятельствами. Надо развивать поддержку и семейному устройству, чтобы мы наконец начали подбирать ребенку семью, а не семье ребенка.

Эта идея заложена в несколько пунктов постановления — ребенок размещается в учреждение, только если органы опеки не нашли никакой возможности устроить ребенка даже на предварительную опеку (это такая опека, когда человек может не собирать много справок, достаточно паспорта и осмотра жилья). То есть опека должна сначала поискать близких и знакомых ребенка, и только если это не получается, она должна отправить его в детский дом. Пока это мало где заработало на практике. Чаще всего опека не очень охотно ищет родственников и знакомых, а сразу везет в детдом.

Важный пункт — план развития жизнеустройства ребенка, который каждые полгода опека должна пересматривать вместе с детским домом.

В этом плане должно быть зафиксировано, какие действия предприняты, чтобы ребенка вернуть в кровную семью, устроить в семью родственников или устроить в замещающую.

Это новая история, где-то это происходит формально, где-то действительно пересматривают каждые полгода вопрос, почему ребенок все еще находится в учреждении.

Впервые какие-то ограничения ситуации передачи ребенка по заявлению появились только в этом постановлении, сейчас это требует еще больших изменений, потому что в учреждениях сейчас очень много детей находится по заявлению родителей.

Раньше любая семья могла отдать ребенка в детдом — потому что было  широкое определение, что такое тяжелая жизненная ситуация, кроме того, могли поместить, чтобы получить образовательные, социальные и медицинские услуги.

Никакого ограничения на сроки никогда не было, не было и задачи работать с семьей над изменением ситуации.

За каждым ребенком стоит своя история. Иногда это трудная ситуация в семье, где нужна была помощь, но единственный вариант помощи, которую предложили, — разместить ребенка по заявлению.

Очень много детей с инвалидностью, вроде как на получении «социальной услуги в стационарной форме» всю жизнь живут в детских домах — интернатах, потом переходят в психоневрологические интернаты, родители очень часто не навещают детей, никак не участвуют в их жизни.

В результате у нас очень много детей не потому, что у них трудная ситуация и у родителей не было другого варианта, а потому что им никто другой вариант не предложил.

https://www.youtube.com/watch?v=z6x2xd7TK1s

И сегодня в рамках законодательства уже нельзя просто так ребенка сдать. У нас появился формат трехстороннего соглашения, в котором прописаны четкие сроки, причины размещения ребенка, ответственность и обязанность родителей его навещать, участвовать в его воспитании.

И требования к организациям предоставить родителям разнообразные виды помощи, чтобы их сложная ситуация разрешилась и они могли своего ребенка забрать домой. Где-то это стало инструментом реального сокращения сроков пребывания детей, но чаще это пока формальный документ. Это все — новые требования, новые инструменты.

Нужно не только время, но и обучение кадров и контроль над тем, чтобы это исполнялось.

Создание благоприятной среды

Постановление закончило ситуацию с перемещением ребенка внутри детдома из группы в группу. Раньше это было повсеместно. Для малышей особенно это была острая травма и стресс. В домах ребенка были перемещения каждые полгода.

Из дома ребенка он перемещался в детский дом, потом в интернат, то есть постоянно менял сначала группы, потом учреждения. В результате ребенок после выхода из детдома не умеет устанавливать постоянные отношения, не умеет беречь свое место в жизни.

Удивляются, почему у него бардак, он все продал и пропил, но это то, как мы создали ему эту личную историю, вырастив среди бесконечных потерь и перемещений.

На эту тему

Перемещения внутри учреждений в основном везде прекратились. Остались перемещения между учреждениями. Хотя постановление требует не перемещать ребенка, однако сохранились разные типы учреждений, которые подчиняются разным ведомствам, и это вынуждает учреждения перемещать детей.

Например, в четыре года из дома ребенка его вынуждены передавать дальше, в детский дом или интернат — у дома ребенка нет прав держать детей старше четырех лет. Мы вышли с новой инициативой изменить постановление так, чтобы мы перестали отправлять детей по этапу учреждений и пока ребенок находится под государственной опекой, создали для него стабильную спокойную среду.

Сама та среда теперь должна быть устроена по квартирному типу, в условиях приближенных к семейным, — прямо с такой формулировкой в постановлении. То есть ребенок, по сути, должен быть как бы в отдельной квартире с бытом, очень близким к обычному. Чтобы ребенок мог готовить, мог со взрослыми ходить в магазин, мог иметь свое личное пространство и свои личные вещи.

Должны появиться постоянные взрослые у ребенка. Постоянные воспитатели, у которых есть функция индивидуальной работы с детьми — наставничества

Акцент теперь на социализации, на выходе во внешний мир и участие в жизни наравне с другими детьми. Теперь ребенок не может, как это было раньше, учиться внутри детдома. В конце 80-х у нас большая часть детских домов была школами-интернатами, совмещая проживание и обучение.

У ребенка не было повода выйти за забор и соприкоснуться с обычным миром. Это претерпело существенные изменения. Ребенок должен учиться вне детдома, ходить на мероприятия. Внутри он может продолжить обучение, если невозможно учиться снаружи. Но мы сейчас меняем эту трактовку, делаем ее более конкретной.

Потому что эта невозможность во многих учреждениях трактуется как нежелание что-то делать.

Еще важный пункт — детей должны навещать их родственники, знакомые, близкие взрослые. Организации обязаны обеспечить общение ребенка с теми, с кем он был знаком до попадания в учреждение.

Детские дома не привыкли к этому, они пускали только опеку, максимум маму, а теперь какие-то знакомые. В ряде учреждений это начали практиковать.

По сути, мы из закрытых учреждений должны сделать учреждения открытые.

Где и что изменилось по итогам мониторинга

Сегодня в организациях для детей-сирот созданы более человеческие условия. Мы были с мониторингом в некоторых учреждениях с разницей в год-два и видим большую разницу. Когда приезжали в первый раз, были неустроенные комнаты на 15 человек, через год из нее сделали две, группы стали меньше, человеческая жизнь появилась внутри. Но этот процесс не находится в точке финала, это начало пути.

https://www.youtube.com/watch?v=XmM6fBoorbw

Есть регионы-лидеры — Москва, Тюменская область, есть аутсайдеры. Проблема не в регионах, а в разницах между учреждениями, — между учреждениями здравоохранения, образования и соцзащиты.

Учреждения системы соцзащиты оказались самыми отстающими — это детские дома — интернаты для детей с умственной отсталостью, куда много лет отправляли детей, которых в советской системе считали необучаемыми. Они обычно на отшибе, они огромные, с коридорной системой, в них самые тяжелые дети.

У них чаще всего не было коммуникации с внешними школами, дети даже не учились внутри. Они там просто сидели. Из такого места сделать рывок в сторону того, что написано в постановлении, очень сложно. У них самая тяжелая ситуация, потому что разрыв огромный.

На эту тему

Но все зависит исключительно от инициативы двух человек — руководителя учреждения и руководителя отрасли на уровне региона. Если эти два человека заинтересованы, то будет почти все. Если один из них — то будет половина.

Если ни один, то не будет ничего. Возможности законодательство предоставило очень широкие. Как идти по этому пути — это задача региональная.

А те ограничения федерального характера, которые мешали в полной мере реформироваться, мы сейчас хотим как раз предложить поменять.

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила: «Реформирование этой системы во всех сферах деятельности — и в здравоохранении, и образовании, и социальной защите — происходит.

Можно сказать, что верхний уровень реформирования пройден, но на самом деле есть более сложные и содержательные проблемы, которые нам предстоит обсудить и дать соответствующие поручения с точки зрения изменений в законодательство».

Кристина Соловьева

Откровенно коррупционная среда, которая сформировалась в этой системе, делает выгодным отбирать детей у родных пап и мам и помещать их в приюты.

Громкие скандалы продолжают день ото дня сотрясать систему детских домов в России: это и случаи насилия над несовершеннолетними со стороны взрослых сотрудников сиротских учреждений, и бесчинства — при попустительстве, опять же, руководства детдомов — старших воспитанников в отношении младших, и воровство бюджетных средств.

А ещё постепенно, как это ранее происходило на Украине, в нашей стране начинает формироваться подпольный рынок торговли сиротами. Есть группы в социальных сетях, где потенциальные приёмные родители, отчаявшись получить ребёнка на воспитание в свою семью из детдома официальным способом (чему активно препятствуют органы опеки), находят незаконные варианты, покупая младенцев-«отказников».

О том, почему это происходит, в эфире Царьграда высказался заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев, который называет сложившуюся ситуацию «сиротпромом».

Государство само потворствует существованию коррупционной системы детдомов

«Это уже не просто бизнес, а я бы даже назвал это мафией, — отметил Малофеев. — Потому что как иначе объяснить, почему у нас пять лет назад снижалось количество детей в детских домах, а потом вдруг оно начало расти за счёт социального сиротства?»

Константин Малофеев называет ситуацию, сложившуюся в России, «сиротпромом».  Телеканал «Царьград»

Детей, напомнил он, фактически насильно забирают из семей, где зачастую временно в силу каких-то непростых внешних обстоятельств, появились трудности: просто приходит опека, составляет акт о том, что, допустим, в холодильнике недостаточно каких-то важных, на их взгляд, продуктов (в конкретный, заметьте, момент!), и всё, ребёнка отправляют в детский дом.

Один из последних ярких примеров — когда у бабушки забрали внучку лишь за то, что она привела её на ферму показать козочек, а «контролёры» оформили это под маркой «неправильных условий содержания несовершеннолетней», без доказательств и разбирательства.

«Опека отбирает и помещает в эти страшные детские дома, — говорит заместитель главы ВРНС. — Отчего это делается? Потому что есть большая строка в казне — бюджетное финансирование таких учреждений. Исчадие, которое появилось у нас после революции, после Гражданской войны, когда было много беспризорников.

Но если бы продолжилась тенденция, которая была задана пять лет назад, сейчас бы они бы уже исчезли: всех воспитанников раздали бы по семьям, и только в областных центрах осталось по одному учреждению, где дети пребывали бы недолго — в случае, если они туда попали по причине гибели родителей, отсутствия опекунов из числа родни (бабушек и дедушек), — либо по другим причинам.

Но до тех пор, пока их не заберут приёмные родители, то есть недолго».

Вместо этого, подчёркивает Константин Малофеев, страна поддерживает каждый детский дом с бесконечными ремонтами и прочим содержанием. Причём известно ведь, что с учётом огромной коррупционной «ёмкости» системы можно ремонтировать каждый день, как, скажем, те же дороги.

Органы опеки как поставщик «живого товара»

«И вот, собственно говоря, у нас продолжает существовать этот «Сиротпром», который ничего, кроме зла, не приносит, — отмечает он.

— Конечно же, мы не говорим обо всех замечательных зачастую людях — и медсёстрах, и воспитательницах, и директорах домов, которые тоже работают в этой системе, — мы не имеем в виду всех.

Но, к сожалению, есть та среда, которая там зарождается, куда попадает ребёнок, где вынужден существовать и сам детский дом, когда он отчитывается об освоении денежных средств, и ему надо придумывать, как бы взять больше денег в следующем году. А это значит, что у него должно быть больше воспитанников».

Детский дом связан с опекой, продолжает Малофеев, а опека, получается, выступает в качестве поставщика «живого товара»: если она доставитель этого «товара» — значит, опека — молодец, поскольку разглядела случай надругательства над ребёнком в семье. И детдом тоже хороший, так как он, соответственно, всех их растит и воспитывает.

https://www.youtube.com/watch?v=FLkOYwqi7P4

Вот только в результате в этой перевёрнутой реальности количество сирот в детских домах не сокращается. Растёт число тех, кого забирают из семей.

Что характерно, ситуация накручивается и через вбросы в СМИ, которые раздуваются и преподносятся уже как настоящая жуть, которой в реальности, вполне возможно, и не было вовсе.

«Мы что же, действительно вместе со всеми нашими зрителями и читателями считаем, будто в семье ребёнку хуже, чем в детском доме? — удивляется замглавы ВРНС. — А почему тогда такие новости? Именно потому, что «Сиротпром» существует. И «сиротпромовская» мафия — тоже.

Есть люди, которые зарабатывают на этом «бизнесе»: те, кто постоянно ремонтирует детские дома, кто торгует органами и занимается прочими безобразиями. Это огромная мафия, начинающаяся от детских порнографов и заканчивающаяся просто коррупционерами на местах.

И если государство хочет покончить с этим, у нас должна быть цель, а именно — ликвидация «Сиротпрома», детских домов».

Есть надежда, что ситуация всё же изменится

И ещё некоторое время назад это представлялось реальностью, страна шла к этому, но до того момента, считает Малофеев, пока «социальным» вице-премьером не стала Ольга Голодец.

«Я не берусь утверждать, что только это связано с ней, — объясняет он, — но почему-то именно когда она пришла, стали меняться правительственные документы: вместо тех, что были направлены на сокращение числа сирот, их стало становиться больше.

Я очень надеюсь, что сейчас эта ситуация будет изменена. Написан огромный доклад сенатором Еленой Борисовной Мизулиной, который есть и у спикера Совфеда Валентины Ивановны Матвиенко, которая занимается «Десятилеткой Детства», и в правительстве».

И в этом огромном докладе, разместившемся на многих сотнях страниц, расписаны вопиющие факты и конкретные цифры, способные представить объективную картину о ситуации с сиротами в России.

Елена Борисовна Мизулина в своём докладе представила объективную картину о ситуации с сиротами в России. Александр Авилов / АГН «Москва» 

«Я бы хотел пригласить Елену Мизулину на нашу программу, чтобы разобрать с ней вместе этот доклад, обсудить его, — предложил Константин Малофеев.

— Социального сиротства не должно быть! Если мы — государство, которое может себе позволить содержать органы опеки, так этот орган опеки должен отвечать за то, чтобы в родной семье было хорошо, за то, чтобы помочь ей получить все социальные льготы и выплаты государства, а не отобрать ребёнка из семьи и отдать его в детский дом».

Иначе же, резюмировал Малофеев, этот орган превращается в фашистскую структуру, которая забирает детей в приют, где ими начинают заниматься чужие дяди и тёти, не способные, конечно, дать им такую заботу и любовь, как родные папа и мама.

Видео:Жертвы детского дома в Омской области о насилии и издевательствахСкачать

Жертвы детского дома в Омской области о насилии и издевательствах

Как живут в детском доме и что ждет его воспитанников

Детские дома россии

Детским домом в нашей стране пугают некоторых непослушных детей. На самом деле, детский дом не вызывает радостных ассоциаций ни у кого: ежегодно в России выявляется около 100-130 тысяч детей-сирот, и в среднем каждый десятый из них обречен расти в детском доме.

Будущее воспитанников приюта нельзя назвать радужным: несмотря на то, что по закону им положено жилье от государства, 85% детей-сирот остаются без квартиры и прописки. И это далеко не все трудности, которые их ждут за воротами детского дома.

Складывается ощущение, что российский детский дом мало чем отличается от колонии, — и сейчас ты поймешь почему.

Детский дом — дом строгого режима

Начнем с того, что в приют чаще всего попадают дети, которые уже пережили травмирующий опыт. По идее, вся система детского дома должна строиться на устранении последствий этого опыта, создании условий для здоровой социализации.

В идеале к каждому ребенку нужен инклюзивный, индивидуальный подход — государство должно позаботиться о том, чтобы дети, которые остались в одиночестве, получили все необходимое для полноценной жизни в обществе.

Но что мы имеем по факту? Дети оказываются изолированы от мира, их снабжают всем необходимым для того, чтобы выжить, — но никому нет дела до того, что человек должен жить, а не выживать.

https://www.youtube.com/watch?v=LsKfCe3kjH0

Вся их жизнь в детском доме подчинена распорядку. Подъем, завтрак, уроки, обед, ужин, отбой и общие мероприятия, обязательные к посещению. У ребенка нет права распоряжаться собственным временем и собственной жизнью: он не может лечь спать, если ему хочется, не может поесть, когда вздумается, не может хранить в тумбочке дорогие сердцу вещи — их или украдут, или отнимут.

Дети дичают, сбиваются в группы, у них есть свои принципы и понятия — совсем как на зоне. Есть «‎старшаки», которые диктуют правила и силой вынуждают младших подчиняться. Им же, как правило, воспитатели «‎заказывают» наказания для непослушных детей — и старшие избивают младших.

Избиения и издевательства в детском доме — совершенно обычное дело. Воспитатели не могут повлиять на детей, их авторитет для детдомовцев слишком сомнителен.

Сотрудники детского дома редко утруждают себя сложной педагогической работой и предпочитают силовые методы воздействия: на детей послабее можно просто накричать, а совсем неуправляемых отправляют в психиатрические больницы на «‎лечение».

Там их, совсем как взрослых, привязывают к кроватям, колют галоперидол — в общем, мы уже рассказывали, что происходит в застенках «‎желтых домов». Здоровый ребенок возвращается из психбольницы уже с диагнозом, но заступиться за сирот некому. Они быстро привыкают к собственному одиночеству.

Личное пространство

Воспитанникам детского дома приходится привыкать к отсутствию личного пространства. Общие душевые, туалеты без перегородок, спальни казарменного типа, где расстояние между кроватями измеряется десятком сантиметров. Об уединении можно забыть навсегда. Дети подвергаются постоянному стрессу, который медленно атрофирует чувство стыда, стеснения, личных границ.

Впоследствии знакомство с этими границами проходит очень тяжело: это осложняет социализацию ребенка и в семье (если повезет), и в обществе. Что происходит с внутренним миром ребенка в таких условиях, догадаться несложно: это очень глубокие травмы на всю оставшуюся жизнь. Человек не может развиваться как личность, если ему не позволено даже остаться наедине с собой.

Детский дом — «территория безопасности»

Многие детские дома России, конечно, внешне изменились к лучшему. В них тепло, приличная мебель, новая сантехника, однако мало что в нашей стране делается действительно для людей.

Сегодня существуют нормы и правила, которые призваны обеспечить «‎безопасность» воспитанников.

Детей редко вовлекают в деятельность, которая доступна «‎домашним» (так сами воспитанники называют детей, у которых есть семья).

Мастерские, приусадебные участки и кухни, где ребята могут учиться готовить, — все это исчезло из детских домов под предлогом обеспечения детской безопасности. Никому не хочется нести ответственность за то, что они могут пораниться.

Да и возиться с детдомовскими никому не хочется — воспитатели получают не самую большую зарплату, и мотивации для того, чтобы работать сверх необходимого минимума, у них мало. Поэтому им эти «‎доктрины безопасности» только на руку.

Готовит ли детдом к суровым будням?

Вся эта безопасность, режим и вездесущие ограничения, кроме которых ничего нет, — все это приучает детей к определенному укладу, далекому от реальности. Бытует мнение, что детдомовские дети очень независимы и самостоятельны, однако на деле все наоборот.

Воспитанники выходят из приюта совершенно неприспособленными к жизни — весь их мир состоял из упорядоченной, повторяющейся цепочки событий и людей, которые говорили им, что делать. Детдомовцев никто не учил работать, вести хозяйство, считать деньги, задумываться о том, откуда берется еда.

Кроме того, те частички реальности, которые просачиваются в застенки приюта, как правило, состоят из подаренных игрушек и улыбающихся, ласковых студентов-волонтеров, обрушивающих на детей потоки любви и обожания. Это формирует у воспитанников стойкие иллюзии, и в итоге последующая социализация проходит еще больнее.

Лишь немногие выпускники детских домов находят свое место в обществе — большую часть ждет незавидная судьба.

Как складывается судьба воспитанников?

Точной всероссийской статистики, которая рассказывает о судьбах выпускников детских домов, попросту не существует. Во-первых, потому что никто не заинтересован в сборе таких данных — цифры будут неутешительными, да и мало кому они нужны. Опросы проводят только благотворительные организации: например, фонд «‎Дети наши», который старается собирать данные по конкретным учреждениям.

https://www.youtube.com/watch?v=_0p1I94CxXk

Выборка последнего исследования состояла из 292 человек, и специалистам удалось отследить судьбу лишь 39% выпускников. Из них 20% окончили колледжи, освоили самые элементарные специальности и работают. Жизнь 12% складывается тяжелее: им не всегда хватает денег на одежду и еду. Оставшиеся 7% сидят в тюрьме, бедствуют или скончались — это примерно 20 человек.

Вроде бы не так плохо, но справедливо будет отметить, что все участники этого опроса проходили специальные программы социализации, которые реализует фонд, и это, конечно, сыграло свою роль. Однако это исключение, а не правило.

К тому же ничего не известно о судьбах еще нескольких сотен людей — но вся существующая картина позволяет заключить, что вряд ли они сейчас живут роскошно, работают в IT-компаниях и каждый день завтракают панкейками в «‎Шоколаднице».

Вряд ли их судьбам можно позавидовать: у воспитанников детского дома с ранних лет заложен паттерн: «‎Тебя не ждет ничего хорошего».

Детские дома — это бизнес

Изменить существующее положение вещей очень сложно. Огромная проблема состоит в том, что детские дома — это полноценный сегмент экономики, прибыльный бизнес, в который ежегодно вкачивают огромные деньги.

Обслуживание, содержание, ремонт — все это многомилионные бюджеты, на которых имеют возможность нажиться областные и районные чиновники. Никто не даст просто так разрушить существующий порядок вещей.

Для сравнения: во многих странах Европы суммы финансирования, которые получают детские дома, напрямую зависят от их эффективности. А эффективность, в свою очередь, определяется количеством детей, для которых нашли семью.

Видео:Жизнь детей похожа на фильм ужасов. Не верим своим глазамСкачать

Жизнь детей похожа на фильм ужасов. Не верим своим глазам

Статистика детских домов

Детские дома россии

Каждый год тысячи детей становятся сиротами. Единственное, что может сделать государство – брать их под свою опеку. Статистика детских домов показывает, что количество ребят в таких учреждениях уменьшается. Однако общественные деятели утверждают, что на практике все выглядит иначе.

Как дети попадают в детский дом

Детский дом – это воспитательное учреждение, созданное для детей, которые лишились родителей или остались без их опеки. Каждый ребенок нуждается в помощи, поэтому государство создает подобные центры. Деятельность детских домов направлена на воспитание сирот до их совершеннолетия. Дети становятся сиротами, если:

  • умерли родители;
  • в семье небезопасно (тогда их забирают органы опеки);
  • родители сами отказались от них.

Только 0,5% детей в детских домах по статистике круглые сироты. Почти 17% оказались в таких организациях из-за лишения родительских прав их родителей. Какая общая статистика детских домов в России? 84% воспитанников становятся сиротами при живых родителях. Подавляющее большинство по разным причинам отказалось от собственных малышей.

Для сравнения в Казахстане этот показатель составляет 80%. При этом здесь ежегодно уменьшается количество воспитанников на 10–12%. Подобные заведения вряд ли заменят семью.

Однако если родители не могут обеспечить их едой или минимально необходимыми жизненными благами, то органы опеки вынуждены будут отправлять детей в приют.

Статистика дома ребенка показывает, что далеко не все исправляются и забирают детей обратно.

Государства помогает решать социальные проблемы. Однако наличие еды и теплой одежды недостаточно для формирования личности, которая должна войти во взрослую жизнь.

Родительскую заботу можно получить только в семье. Только 10% из воспитанников детских домов более или менее устраивают свою жизнь. Судьба остальных шокирует.

По официальным данным генеральной прокуратуры жизнь 90% складывается так:

Виды государственных учреждений

Наряду с детскими домами существуют специальные учреждения, где находятся дети, у которых проблемы со здоровьем. Виды детских домов:

Сегодня в стране 576 тыс. детей с ограниченными возможностями. Сколько детей в детских домах? Почти 29 тыс. малышей находятся под опекой государства. В 2013 году сняли документальный фильм про детский дом – «Мама, я убью тебя». Кинолента показывает всю правду о судьбе этих детей.

https://www.youtube.com/watch?v=iODJcG_dAdQ

В Москве 2015 году открылся негосударственный детский дом для детей инвалидов (Домик). Его особенность в том, что здесь ребята посещают разные развивающие центры. Это первый частный детский дом в России. Здесь активно ищут семью для каждого ребенка.

Сразу после открытия Домик принял 22 ребенка-инвалида из государственного детского дома для умственно отсталых детей. По достижении 18-летнего возврата детей переводят в психоневрологические интернаты.

Телефон детского дома и другую полезную информацию можно найти на сайте – https://miloserdie.help/.

Жизнь в детском доме

Как показывает статистика детских домов, ребенок меняет несколько учреждений во время государственной опеки. Малыши сначала находятся в Доме ребенка. С 7 лет детей из детского дома переводят в интернат, который имеет собственную школу. Там они начинают учиться. Часто в детском доме интернате младшая школа со своим составом находится в одном корпусе, а старшеклассники в другом.

Как живут в детском доме дети, оставшиеся без заботы родителей? В государственных учреждениях установлен следующий порядок:

Воспитанники находятся в таком режиме постоянно. Понятно, что отменить дисциплину нельзя, поскольку только так можно контролировать такое количество детей. Однако в структуру образования детского дома нужно внести некоторые изменения․

Например, предоставить возможность решать бытовые проблемы, с которым они столкнуться, когда будут жить самостоятельно. Ведь никто из них толком не знает стоимость денег, как их нужно тратить. Дети никогда не ходили в магазин за продуктами. То, что делают в детском доме и чему их учат, часто оторвано от реальности. Как следствие выпускники не приспособлены к самостоятельной жизни.

Раньше использовали методику известного педагога Макаренко. Акцент делался на трудовом воспитании. Методика показывала хорошие результаты. Однако позже ее признали несоответствующей закону. Поскольку было запрещено использовать труд ребенка. Следовательно, в детских домах СССР перестали использовать трудовое воспитание.

Права детей и требования к детским домам

У каждого воспитанника есть свои права и обязанности. По достижении 14-летнего возраста дети обязательно получают паспорта. За этим следит администрации государственного учреждения. Права детей в детском доме:

  • бесплатное прохождение подготовительных курсов для поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
  • бесплатное получение второго начального профессионального образования;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • при отсутствии жилого помещения ребенок имеет право на его получение в соответствии с нормами ЖК РФ;
  • общаться с родителями и другими родственниками.

Закон также предъявляет ряд требований к детским домам. Сюда относится:

  • личная гигиена;
  • требования к участку, зданию;
  • отопление и вентиляция;
  • нормы питания;
  • физическое воспитание;
  • журнал здоровья;
  • санитарно-дезинфекционный режим.

Основные недостатки детских домов? Около 10% учреждений не имеют элементарных условий, а 48% нуждаются в ремонте. Соблюдение персоналом правил безопасности также находится на низком уровне. В 2016 году произошел пожар в детском доме Алматы. Тогда эвакуировали 161 ребенка и 12 человек персонала.

Сколько детей-сирот в России

За последние годы число сирот в детских домах России по статистике сократилось примерно в два раза. В других странах мира наблюдается аналогичная ситуация.

В детских домах Беларуси за 10 лет количество воспитанников уменьшилось в 2,5 раза. Основная причина – увеличение количества приемных семей.

Тогда как уменьшение количества сирот в детских домах Башкортостана происходит из-за того, что в республике сократилось число новорожденных, от которых отказываются родители.

Статистика детских домов показывает, что число детей сирот только за год сократилось на 2,3%. Также уменьшилось количество родителей отказавшихся от своих малышей с 7 до 4 тыс. в год. Следовательно, произошло снижение численности воспитанников в детских домах интернатах.

https://www.youtube.com/watch?v=QDHYQ9Nd-GU

Еще один способ спасти чью-то судьбу – это усыновление. Как показывает статистика детских домов, каждый год усыновляют около 30 тыс. малышей. Однако за последние десять лет почти в 2 раза уменьшилось количество российских семей усыновителей. Иностранцы стали в 5 раз чаще брать в семью детей из России (около 7 тыс. в год).

Количество государственных учреждений

Статистика детских домов в России в 2016 году насчитывала 130 сиротских учреждений и более 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот. Адреса детских домов можно найти в интернете. Также существует единая база по регионам. В справочнике «Детские учреждения» можно найти адреса и телефоны детских домов России.

Фильмы про детские дома

Фильмы про детские дома и сирот:

  1. Хозяйка детского дома (1983).
  2. На тебя уповаю (1992).
  3. Марш-бросок (2003).
  4. Хористы (2004).
  5. Итальянец (2005).
  6. Ярик (2007).
  7. Декабрьские мальчики (2007).
  8. Сияние радуги (2009).
  9. Десять с половиной (2010).
  10. Мальчик с велосипедом (2011).

Книги о детских домах

Популярные произведения:

  1. «Петр и Петр» Е. Рысс.
  2. «Чужие дети» Д. Машкова.
  3. «Дорога в жизнь» Ф. Вигдорова.
  4. «Благие намерения» А. Лиханов.
  5. «Дом, в котором…» М. Петросян.
  6. «Республика ШКИД» Л. Пантелеев.
  7. «Дом имени Карла и Розы» Н. Лойко.
  8. «Интернат. Школа выживания» К. Каулиц.
  9. «Детский дом и его обитатели» Л. Миронова.
  10. Сиротство и беспризорность в России. История и современность.

💡 Видео

Дом плохих матерей: почему женщины отказываются от своих детей?Скачать

Дом плохих матерей: почему женщины отказываются от своих детей?

Сиротство в России: ложь и манипуляции под видом заботы о детях | Детдома, иностранцы, ЛГБТСкачать

Сиротство в России: ложь и манипуляции под видом заботы о детях | Детдома, иностранцы, ЛГБТ

Воспитанники детского дома в Севастополе: «Нас бьют и объедают»Скачать

Воспитанники детского дома в Севастополе: «Нас бьют и объедают»

Детдом как приговорСкачать

Детдом как приговор

ЦЕНИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ! ВСЯ ПРАВДА ПРО ДЕТДОМСкачать

ЦЕНИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ! ВСЯ ПРАВДА ПРО ДЕТДОМ

Дети - отказникиСкачать

Дети - отказники

Дом ребенкаСкачать

Дом ребенка

2018 г. Детский дом г. Гомель. !!!Слабонервным не смотреть!!!Скачать

2018 г. Детский дом г. Гомель. !!!Слабонервным не смотреть!!!

ПРОСТЫЕ ПРОФЕССИИ ДОМ МАЛЮТКИ ЛЮБОВЬ ШАЛХЕНОВА 26 11 2021Скачать

ПРОСТЫЕ ПРОФЕССИИ ДОМ МАЛЮТКИ ЛЮБОВЬ ШАЛХЕНОВА 26 11 2021

Самый необычный детский дом в РоссииСкачать

Самый необычный детский дом в России

ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ДОМАХ / Воспитание детей-сиротСкачать

ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ДОМАХ / Воспитание детей-сирот

Поездка в Детский дом Малютки. До слёзСкачать

Поездка в Детский дом Малютки. До слёз

МЛАДЕНЦЫ-ОТКАЗНИКИ ИЗ БАЛАШИХИНСКОГО РОДДОМА ОБРЕЛИ РОДИТЕЛЕЙ 20.04.21Скачать

МЛАДЕНЦЫ-ОТКАЗНИКИ ИЗ БАЛАШИХИНСКОГО РОДДОМА ОБРЕЛИ РОДИТЕЛЕЙ 20.04.21

Если ты не спал - тебя душили подушкой: #монолог воспитанницы интернатаСкачать

Если ты не спал - тебя душили подушкой: #монолог воспитанницы интерната

Воспитатель детского дома о том, каково быть мамой чужих детейСкачать

Воспитатель детского дома о том, каково быть мамой чужих детей

О чем мечтают дети в интернатахСкачать

О чем мечтают дети в интернатах

Слабым тут не место - короткометражное кино о жизни в детском домеСкачать

Слабым тут не место  -  короткометражное кино о жизни в детском доме
Поделиться или сохранить к себе: