Деловая игра

Деловая игра Статьи по психологии
Готовые сценарии деловых игр на умение решать проблемы

Деловая игра

Многие думают, что деловые игры – исключительно инструмент HR, однако это не так. Деловая игра – отличный способ научиться командной работе в рамках проекта.

Можно постепенно найти общий язык, узнать методы работы каждого участника и приспособиться к ним, но бизнес-игры помогают сделать это быстрее и проще.

Именно деловые игры для сотрудников компании становятся тем самым толчком, после которого в команде начинают быстро устранять препятствия на пути к достижению целей проекта.

Содержание
  1. Цели и польза командных деловых игр
  2. Для каких команд подойдут игры по решению проблем
  3. Командные игры по формированию умения решать проблемы
  4. Тонущий корабль
  5. Самая высокая башня
  6. Яйцепад
  7. Полярники
  8. Минное поле
  9. Что бы сделал X?
  10. Слепые фигуры
  11. Слепой строй
  12. Деловые игры
  13. Деловая игра «Биржа труда» для 5-8 класса
  14. Деловая игра «Отчаянные домохозяйства» для 9-11 класса
  15. Деловая игра «Ремонт» для 9-11 класса
  16. Деловая игра «Услуги финансовых организаций» для 9-11 класса
  17. Деловая игра «По следам Монополии» для 9-11 класса
  18. Деловая игра «Доходность и риски» для 9-11 класса
  19. Деловая игра «Семейный план» для 9-11 класса
  20. Деловая игра «Рекламный бизнес» для 9-11 класса
  21. Деловая игра «Карты.Деньги.Петербург» для 9-11 класса
  22. Деловая игра «Кредитная история» для 9-11 класса
  23. Деловая игра «Платёжный экстрим» для 7-11 класса
  24. Урок деловая игра, как его провести
  25. Суть деловой игры
  26. Классификация деловых игр
  27. Учебные деловые игры
  28. Производственные деловые игры
  29. Исследовательские деловые игры
  30. Плюсы и минусы деловой игры
  31. Структура деловой игры
  32. 1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации
  33. 2 этап – работа в командах
  34. 3 этап – взаимодействие между командами
  35. Обеспечение деловой игры
  36. Ценность деловой игры
  37. Основа успеха деловой игры
  38. Полезные советы для преподавателей
  39. Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры
  40. Метод деловой игры
  41. Разновидности деловых игр
  42. Как организовать игру?
  43. Этапы проведения
  44. План игры «Производственное совещание»
  45. Ролевая игра
  46. Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов
  47. Примерные темы игр по менеджменту
  48. Метод игр и метод кейсов
  49. 📽️ Видео

Цели и польза командных деловых игр

Командные игры могут применяться для различных целей:

  • Развитие качеств и умений.
  • Укрепление навыков коммуникации.
  • Развитие способностей работать в команде.
  • Формирование навыков коммуникации.
  • Укрепление способности совместного принятия решений и пр.

Выбор командной игры зависит от потребностей в укреплении того или иного навыка.

Прежде чем понять проблему, например, в необходимости развить тот или иной навык в процессе бизнес-игры, сначала нужно эту проблему выявить. Только после того как проблема обнаружена, у команды появляется возможность поиска вариантов решения и выбора самого подходящего.

Даже выбор лучшего решения предполагает понимание собственной команды, знание ее сильных сторон. Любые упражнения на решение проблем со своей стороны связаны с выявлением сильных сторон, опираясь на которые формируются навыки решения любой проблемы. Если упражнения проходят в игровой форме, то команда одновременно:

  • Учится выявлять собственные сильные стороны.
  • Формирует навыки решения проблем.
  • Отлично проводит время и развлекается вместе с коллегами.

Вот почему деловые игры для сотрудников компании становятся источником энергии, открытий и формирования полезных навыков.

Стандартно проблемы решают по приведенной ниже схеме:

  • Есть проблема? Какая? Насколько важная?
  • Почему это происходит?
  • Что мы с этим можем сделать? Каков план?
  • Мы уверены, что мы делаем то, что решили? Как мы это определяем?
  • Сработал ли план? Что должно произойти дальше?

Но не все команды готовы воспользоваться данным способом, многим для начала нужно научиться работать вместе, слышать друг друга.

Для каких команд подойдут игры по решению проблем

Самостоятельно организованные деловые игры по решению проблем подойдут не каждой команде.

Участники должны быть готовыми к принятию разных, в том числе и неожиданных, идей и решений, должны быть достаточно восприимчивы, иметь гибкое мышление, уметь выходить за рамки существующих правил, структур и процессов. Проблемы обычно появляются в связи с непредусмотренным поворотом, поэтому и решение их связано с нестандартным подходом.

Если у команды еще недостаточно гибкости и восприимчивости, целесообразно обратиться к профессионалам, которые не просто грамотно проведут игру и проконтролируют в ее ходе эмоциональный фон, степень готовности к тем или иным шагам и пр.

, но и учтут в сценарии текущую ситуацию и особенности той ли иной команды. Например, игру на командообразование и решение проблем «Хьюстон, у нас проблемы!» команда профессиональных сценаристов и игротехников ManGO! Games не раз видоизменяла для конкретного клиента, чтобы извлечь максимум пользы.

Так для «технарей» из компании Microsoft деловая игра была значительно усложнена.

Самостоятельно практиковать представленные ниже игры смогут команды, у которых есть базовая самостоятельность в решении задач.

Прежде чем начинать игру, желательно, чтобы команда понимала, что в таких играх нет победителей и проигравших, даже если они предполагаются сценарием. цель игры – научиться решать возникающие проблемы всей командой и выработать гибкое мышление.

По результатам игры команда-победитель обычно делится со всеми секретами своего успеха – стратегией и действиями, которые привели к победе. Таким образом, деловые игры для сотрудников компании становятся тренажером принятия решений и движения к цели.

Попутно во время игры определяются и слабые стороны, с которыми можно работать, используя деловые игры.

Командные игры по формированию умения решать проблемы

К играм нужно готовится заблаговременно: некоторые требуют инвентаря – картон, веревки, повязки для глаз или даже сырые яйца. Зато при регулярном проведении игр команда через какое-то время станет решать проблемы быстро и слаженно. Знакомим вас с простыми играми, проведение которых не требует обязательной профессиональной организации.

Тонущий корабль

Классическая бизнес-игра на развитие навыков решать проблемы и умение адаптироваться.

Что нужно: веревка или клейкая лента, чтобы обозначить участок на полу.

Правила и ход игры. На полу обозначаем пределы «корабля», команда размещается внутри. Но это место постоянно сокращается, заставляя команду находить способы «удержаться» на судне, не «упасть за борт» и спасти друг друга. Команда должна продержаться 15 минут.

Самая высокая башня

Эта игра развивает лидерские способности, учит оперативно принимать решения, сообща решать задачи. Играют две команды.

Что нужно: по 20 штук сырых спагетти для каждой команды, по упаковке клейкой ленты и метру веревки, а также по одной штуке зефира.

Правила и ход игры. Необходимо построить самую высокую башню с помощью выданного материала. Сооружение должно стоять самостоятельно, а зефир должен стать куполом башни. Побеждает команда, которая первой построит самую высокую башню.

Яйцепад

Если вы думаете, что бизнес-игры проводятся только в офисе, то это не так. Игра «Яйцепад» позволяет активно провести время на свежем воздухе. Нужно найти место, на котором не страшно намусорить (потом убрать) и откуда можно было бы бросать яйца, желательно, чтобы высоту можно было увеличивать: лестница, несколько этажей и пр.

https://www.youtube.com/watch?v=a1e-3snLRiM

Игра укрепит навыки командной работы и научит принимать решения.

Что нужно: десяток яиц, газеты, трубочки для коктейля, клейкая лента, воздушные шары, палочки от мороженого, пищевая пленка.

Правила и ход игры. Играет несколько команд. Каждая получает яйцо и должна возвести из строительного материала сооружение, которое не позволило бы яйцу разбиться.

В течение получаса идет строительство, после чего яйцо сбрасывается с высоты на «постройку». Побеждает команда, у которой яйцо не разбилось.

Если все яйца остаются целыми, производятся еще попытки, но уже с большей высоты, пока не будет определен победитель.

Полярники

Полезно устраивать деловые игры для сотрудников компании, которые привыкли выполнять однотипные задачи и трудно адаптируются к изменениям, а также для тех, кто привык все делать сам, не привлекая коллег. Одна из таких игр – «Полярники». Она учит принимать решения, адаптироваться, работать в команде. Придется строить с закрытыми глазами и руководить строительством, не используя руки.

Что нужно: повязки на глаза; для каждой команды по пачке картона, упаковке зубочисток и резиновых лент; электрический вентилятор.

Правила и ход игры. Играет несколько команд. Участники – отважные исследователи Арктики, которым приходится работать в суровых условиях. Каждая команда – экспедиция и выбирает себе начальника экспедиции. Через 30 минут налетит снежная буря.

Задача – уберечься от нее, соорудив защиту из «строительного материала». Но у «начальника» обморожены руки, он может только руководить. А остальные могут работать руками, но у них снежная слепота и они не могут видеть, что делают.

Нужно построить защитное сооружение, которое уцелеет при включенном вентиляторе.  

Минное поле

Игра учит справляться с нестандартными обстоятельствами и развивает навыки коммуникации.

Что нужно: повязки на глаза; пустой коридор, любые предметы.

Правила и ход игры. Играет несколько команд. Предметы разбрасывают по коридору – это мины. Нужно пройти так, чтобы не задеть ни одного предмета. Участники делятся на пары.

Один в паре – слепой, второй должен провести его, чтобы не затронуть «мину». Идет одновременно несколько команд, к напарнику прикасаться нельзя. «Слепой» учится внимательно слушать только своего напарника, доверять ему.

Он должен суметь выполнить инструкции проводника, а проводник должен уберечь «слепого» коллегу.

Что бы сделал X?

Игра учит решать возникшую проблему.

Что нужно: инвентарь не требуется.

Правила и ход игры. Возникает условная проблемная ситуация. Каждый из участников должен представить себя кем-то из знаменитостей или персонажем фильма, книги, который является для него авторитетом.

В ходе этой бизнес-игры каждый игрок ставит себя на место своего персонажа и озвучивает, как бы этот персонаж поступил в возникшей ситуации. Как бы он рассуждал? Как бы высказывался? Каким был бы ход решения проблемы?

Такие упражнения помогают рассмотреть непривычные варианты решения, которые при текущем статусе и положении участника игры не могли бы быть рассмотрены.

Самая тупая идея. Одна из разновидностей этой игры – поиск самой тупой идеи. Сначала каждый участник придумывает как можно более глупый способ решения условной проблемы, потом все вместе выбирают из них самые жизнеспособные, выстраивая решения порядке от самой удачной, до самой бесполезной.

Слепые фигуры

Многие деловые игры для сотрудников компании требуют повязок на глаза: этот прием позволяет подключить для решения проблемы другие ресурсы, кроме стандартно используемых. «Слепые фигуры» – одна из таких игр. Очень простая, но эффективная.

Что нужно: веревка и повязки на глаза.

Правила и ход игры. Концы веревки завязывают, чтобы получилось большое кольцо. Участники становятся вокруг него и надевают повязки. Веревка должна находиться под ногами, чтобы каждый мог наклониться и достать ее.

Задача команды выложить из веревки указанную фигуру – квадрат, треугольник и т.д. Игрокам можно переговариваться, но нельзя снимать повязок. Если играет несколько команд – побеждает та, которая выполнит задание быстрее или качественнее.

Слепой строй

Еще одна игра с закрытыми глазами, но теперь еще и без возможности говорить. Учит находить решения в условиях ограниченных ресурсов, развивает навыки коммуникации.

Что нужно: повязки на глаза.

Правила и ход игры. Все участники знают свой номер (возраст, дату рождения). Задача – выстроиться по указанному параметру, не видя друг друга и не переговариваясь.

Участники должны совершенствовать свои навыки передавать друг другу информацию и достигать цели, не используя зрение и голос.

Можно поставить задачу выстроиться по номерам, которые ведущий шепнул каждому на ухо, по росту, по дате рождения, по возрасту и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=T0r6AkqZ28Yu0026list=PLtHpaqWiTxKGsnCFGJ-ITr_e-BFzVm0W6

В нашей библиотеке вы найдете еще много игр, которые можно организовать самостоятельно.

Хотите, чтобы бизнес-игры провели для вашей команды настоящие профессионалы? Команда ManGO! Games поможет подобрать деловую игру, которая понравится всем и сможет повысить мотивацию сотрудников, развить их навыки работы в команде, умение решать проблемы.

Видео:Деловая игра Стокер (Stocker) - лучшая развлекательная деловая играСкачать

Деловая игра Стокер (Stocker) - лучшая развлекательная деловая игра

Деловые игры

Деловая игра

Деловые игры моделируют реальные жизненные ситуации (например, поход в банк), «проживая» которые, участники получают опыт. Условия в деловых играх приближены к настоящим, что делает их эффективным средством усвоения информации.

Такие игры позволяют школьникам самостоятельно принимать решения, искать наиболее продуктивные стратегии поведения, а затем анализировать свои ошибки и успехи.

Мы разработали серию таких игр: 

Для 5-6 класса: «Вернуть тотем», «Погоня из Кортикура».

Для 7-8 класса: «Погоня из Кортикура».

Для 5-8 класса: «Биржа труда», «Производство книг», «Цифровой двойник»,  «Приключения Робинзона».

Для 9-11 класса: «Отчаянные домохозяйства», «Ремонт», «Услуги финансовых организаций», «По следам монополии», «Доходность и риски», «Семейный план», «Рекламный бизнес», «Карты.Деньги.Петербург», «Кредитная история».

Для 7-11 класса: «Платёжный экстрим», «Тайна банковской карты».

В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых в роли представителей племени обладает определенными ресурсами, которые есть только у этого племени. Каждое племя должно обменивается ресурсами с другими племенами с целью вернуть утраченный тотем (необходимый для команды тотем имеется у другой команды, которая готова его отдать в обмен на ресурсы). В процессе игры школьники на практике смогут узнать о недостатках натурального обмена и преимуществах денег, которые появились с целью упрощения экономических отношений.  Количество участников — 15-30 человек (5 команд по 3-6 участников).

Продолжительность — 45-90 минут.

Деловая игра Вернуть тотем.zip

В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых в роли наемника странствует по землям фантастического мира, тратит деньги на еду и снаряжение, спасает королевство от грядущего несчастья. Школьникам необходимо вести бюджет своего персонажа (его расходы и доходы), а также принимать решения, тратить ли средства на заманчивые покупки или откладывать и копить для осуществления обязательных расходов и запланированных финансовых целей. Количество участников — 15-30 человек (5 команд по 3-6 участников).

Продолжительность — 90 минут.

Деловая игра Погоня из Кортикура.zip

В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых в роли наемника странствует по землям фантастического мира, тратит деньги на еду и снаряжение, спасает королевство от грядущего несчастья. Школьникам необходимо вести бюджет своего персонажа (его расходы и доходы), а также принимать решения, тратить ли средства на заманчивые покупки или откладывать и копить для осуществления обязательных расходов и запланированных финансовых целей. Количество участников — 15-30 человек (5 команд по 3-6 участников).

Продолжительность — 90 минут.

Деловая игра Погоня из Кортикура.zip

Каждая команда школьников играет за своего героя — Робинзона, потерпевшего крушение в море.

Команды должны обеспечить его выживание на острове (удовлетворить основные потребности за счет имеющихся ресурсов), для чего могут cовершать в игре различные действия: исследовать остров и обустраивать свой быт, используя найденные на корабле вещи.

В ходе игры участники знакомятся с понятиями потребности и ресурсы, осознают, что потребностей всегда больше, чем ресурсов и учатся расставлять приоритеты.

https://www.youtube.com/watch?v=Ug6VKobH85Uu0026list=PLtHpaqWiTxKGsnCFGJ-ITr_e-BFzVm0W6

Количество участников — 15-30 человек (4-6 команд по 3-6 участников).

Продолжительность — 45-90 минут.

Деловая игра Приключения Робинзона.zip

Деловая игра «Биржа труда» для 5-8 класса

Деловая игра посвящена теме доходов, необходимых для обеспечения расходов и важности труда. Участники работают в командах по 5 человек.

У каждой команды есть свой персонаж, которому они в процессе игры должны обеспечить достойные условия проживания, расходуя на это заработанные в игре деньги.

Доходы участники получают в течение игры, выполняя работу разного уровня сложности и разной профессиональной специализации. Также в игре демонстрируется важность образования и то, как образование способно повлиять на уровень доходов.

Количество участников —15-36 человек (3-6 команд по 5-6 человек).

Продолжительность — 1 час 30 минут.

Деловая игра Биржа труда.zip

Каждая команда представляет собой типографию, выпускающую учебную литературу (ученикам необходимо из подручных материалов произвести несколько книг) на время. Игра проводится по раундам, в которых меняются условия производства книг и ресурсы, которые есть у команд. В ходе производства и продажи книг учащиеся знакомятся с принципом разделения труда, понимают, какие навыки отдельного работника влияют на конечный результат деятельности и как эффективно использовать ресурсы в рамках трудового процесса.  Количество участников — 10-25 человек (2-5 команд по 5 участников в каждой). Продолжительность — 90 минут.

Деловая игра Производство книг.zip

В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых в роли ассистентов ученого должна помочь ему создать своего цифрового двойника. Однако, двойник, завладев персональными данными, решил похитить у ученого деньги, чтобы занять его место. Командам необходимо справиться с ситуациями, связанными с опасным использованием конфиденциальной информации и финансовыми мошенничествами.  Количество участников — 15-30 человек (5 команд по 3-6 участников)

Продолжительность — 45 минут.

Деловая игра Цифровой двойник.zip

Деловая игра «Отчаянные домохозяйства» для 9-11 класса

Четыре финансовые организации предлагают привлекательные условия по вложению средств, чем могут воспользоваться команды-домохозяйства. Можно ли им доверять? Задача участников — обладать максимальным количеством денег на конец игры.

Но ведь чем выше доходность, тем выше риск потерять свои средства. Проиграть в игре может каждый, кто решит вложиться в финансовые организации — ведь они являются пирамидами. Количество участников — 28 человек (7 команд).

Продолжительность — 60 минут.

Деловая игра Отчаянные домохозяйства.rar

Деловая игра «Ремонт» для 9-11 класса

Каждая команда — семья, которая затеяла ремонт. Для того, чтобы его закончить, нужно заработать деньги и грамотно вести бюджет. В процессе игры участники учатся пользоваться кредитными и дебетовыми банковскими картами, чтобы покупать мебель.

Количество участников — 20-40 человек (5-10 команд).

Продолжительность — 120 минут.

инструкция к деловой игре «Ремонт». 

Деловая игра «Услуги финансовых организаций» для 9-11 класса

В игре участники учатся отстаивать свои права как потребители финансовых услуг. Чтобы накопить деньги на свои финансовые цели, команды обращаются в Банк или МФО, которые порой ведут себя нечестно. Приходится или внимательно читать договор и не допускать таких ситуаций или обращаться с жалобами в государственные органы, чтобы урегулировать возникшие проблемы. 

Количество участников — 20-40 человек (5-8 команд).

Продолжительность — 150 минут.

Деловая игра Услуги финансовых организаций.rar

инструкция к деловой игре «Услуги финансовых организаций».

Деловая игра «По следам Монополии» для 9-11 класса

Разбогатею ли я через 5 лет, если сейчас вложу деньги в акции крупной нефтяной компании? Участники в игровых условиях смогут проверить это на себе и убедиться, что высокая доходность связана с риском потери средств. Покупать или продавать финансовые активы (акции, облигации, паи) можно, перемещаясь по игровому полю и кидая кубик (как в известной игре Монополия).

Количество участников — 9-32 человека (3-8 команд).

Продолжительность — 180 минут.

Деловая игра По следам монополии.rar

инструкция к игре «По следам монополии».

Деловая игра «Доходность и риски» для 9-11 класса

Каждый игрок – инвестор, который решает, как распорядиться своими деньгами — продавать или покупать акции и облигации, положить средства на надежный банковский вклад или купить страховку. Игра предоставляет отличную возможность познакомиться с инвестированием и при этом не потерять реальные деньги.

https://www.youtube.com/watch?v=Kel_qnU1DhE

Количество участников — до 20 человек.

Продолжительность — 70 минут.

Деловая игра Доходность и риски.rar

Деловая игра «Семейный план» для 9-11 класса

задача семьи (команды игроков) — накопить деньги для достижения своих финансовых целей. За время игры участники «проживают» 30 лет жизни и, используя инструменты вкладов и кредитов, составляют свой финансовый план. Надо быть готовым ко всему, потому что в любой момент может произойти что-то неожиданное.

Количество участников — 9-45 человек (3-15 команд).

Продолжительность — 180 минут.

Деловая игра Семейный план.rar

инструкция к деловой игре «Семейный план».

Деловая игра «Рекламный бизнес» для 9-11 класса

Почувствовать себя настоящим маркетологом, придумать рекламу нового продукта, поучаствовать в тендере и проявить свою креативность в деле — все это позволяет игра «Рекламный бизнес». Побывав в роли создателей рекламы, участники смогут лучше понять их логику и будут более ответственно относиться к своим решениям в качестве потребителей в дальнейшем.

Количество участников — до 30 человек (5-6 команд).

Продолжительность — 150 минут.

Деловая игра Рекламный бизнес.rar

Деловая игра «Карты.Деньги.Петербург» для 9-11 класса

Участникам предстоит отправиться в Санкт-Петербург и поучаствовать в конкурсе видеоблогеров.

Для победы нужно посетить как можно больше достопримечательностей города — от знаменитого «Медного всадника» до музея «Эрарта».

Но большое путешествие требует немалых затрат, и чтобы достичь цели, игрокам придётся планировать бюджет, выбирать выгодные условия по банковским картам и внимательно читать кредитный договор с банком.

Количество участников — 12-40 человек (3-10 команд).

Продолжительность — 130 минут.

Деловая игра Карты.Деньги.Петербург.rar

Деловая игра «Кредитная история» для 9-11 класса

В «Кредитной истории» команды игроков делятся на две группы: банковских сотрудников и заемщиков. По легенде, сторона заемщиков попадает в ситуацию, когда средств на свои финансовые цели не хватает, и приходится взять кредит. Сторона банкиров, в свою очередь, должны убедить заёмщика взять кредит на выгодных для себя условиях.

В ходе переговоров друг с другом школьники узнают о важных критериях выбора условий кредита, неправомерных действиях, которые могут совершать банки, и о том, почему важно читать договор.

Количество участников — 20-40 человек (6-8 команд).

Продолжительность — 50-60 минут.

Деловая игра Кредитная история.rar

Деловая игра «Платёжный экстрим» для 7-11 класса

По сценарию игроки собираются на горнолыжный курорт, и им необходимо купить снаряжение.

Костюм можно купить несколькими способами: в интернет-магазине, банковской картой, с помощью электронного кошелька или наличными в магазине.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы (скидки) и минусы (комиссии, время ожидания и т.п.). В игре победит команда, которая выберет верную стратегию и сможет дешевле и быстрее остальных купить нужные товары.

Количество участников — 12-40 человек (4 команды по 3-10 участников).

Продолжительность — 45 минут.

Деловая игра Платёжный экстрим.zip

В игре принимают участие несколько команд школьников, каждая из которых должна в роли выпускников юридической академии попытаться раскрыть дело о краже денег с банковской карты потерпевшего. Для этого участники могут использовать игровые улики (например, выписки с банковской карты и др.) и вызывать на допрос подозреваемых и свидетелей (эти роли отыгрывает ведущий). Победит та команда, которая на основании показаний игровых персонажей сможет наиболее полно воссоздать ход преступления: назвать виновного, раскрыть мотив преступления, детально описать, как оно было совершено. В ходе игры участники знакомятся с правилами безопасности при пользовании банковскими картами. Количество участников — 20-40 человек (4 команды по 5-10 участников).

Продолжительность — 45 минут.

Деловая игра Тайна банковской карты.zip

Видео:Деловая игра «Осознанный руководитель» для студентов магистратуры МГПУСкачать

Деловая игра «Осознанный руководитель» для студентов магистратуры МГПУ

Урок деловая игра, как его провести

Деловая игра

Деловая игра – это одна из форм практического занятия, предполагающая моделирование, т.е. искусственное создание различных ситуаций, с которыми могут столкнуться обучающиеся в профессиональной деятельности. Она обеспечивает комплексное использование информации, полученной в рамках курса.

Суть деловой игры

В любой деловой игре, помимо одной или нескольких ситуаций, есть еще два общих понятия – роли и предметы. А вот ее отличительными характеристиками от других игр обучающего характера является то, что:

  • моделирование различных ситуаций максимально приближено к профессиональной деятельности, по факту, это – имитирование;
  • есть конфликты;
  • есть несколько этапов и то, как решены проблемы на одном из них, влияет на развитие событий на следующем;
  • есть ограничение по времени.

Но это – далеко не все. Также деловая игра предполагает активность всех участников, поэтому кому-то «отсидеться» не удастся.

Таким образом, суть деловой игры – это возможность проявить творческие способности в решении проблем профессиональной деятельности.

Классификация деловых игр

Есть несколько видов деловых игр:

  1. Учебные.
  2. Производственные.
  3. Исследовательские.

Учебные деловые игры

Учебные деловые игры актуальны для обучения использования теории на практике. Они могут проводиться как для подготовки руководителей, так и обычных сотрудников.

Производственные деловые игры

Производственные деловые игры нужны для того, чтобы наладить систему управления, сформировать способы внедрения инноваций, спрогнозировать развитие предприятия и т.д.

Исследовательские деловые игры

Исследовательские деловые игры незаменимы в проверке новых основ организации работы, новых технологий и т.д.

Плюсы и минусы деловой игры

К плюсам деловой игры можно отнести то, что она позволяет научиться:

  • выявлять проблемы профессиональной деятельности; анализировать их, устанавливая причинно-следственные связи;
  • не просто решать проблемы профессиональной деятельности, а делать это в условиях ограниченного времени;
  • находить выходы из нестандартных ситуаций профессиональной деятельности;
  • работать в группе.

Но привести лишь одни плюсы деловой игры было бы неправильным. Поэтому отметим и ее минусы. Ими являются:

  • сложности в подготовке;
  • отсутствие четкого плана;
  • отсутствие возможности дать объективную оценку.

Структура деловой игры

Структуру деловой игры можно представить в виде следующих этапов:

  1. 1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации.
  2. 2 этап – работа в командах.
  3. 3 этап – взаимодействие между командами.

1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации

На этапе формулирования цели игры и предоставления всей необходимой информации у преподавателя следующая задача – обозначить проблему, организовать работу в командах, по возможности предложить участникам деловой игры самостоятельно разбиться на группы.

https://www.youtube.com/watch?v=Kel_qnU1DhEu0026t=127s

При формулировании цели игры следует ответить на такие вопросы, как:

  1. Для чего проводится деловая игра?
  2. Для кого проводится деловая игра?
  3. Чему именно должна научить деловая игра?

Ей может быть, например, технология привлечения к выполнению работы целого ряда инструментов, который включает в себя телевидение, печатные издания и др. или, скажем, проверка уровня подготовленности ответственных лиц к исполнению своих должностных обязанностей.

В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – представить проблему.

2 этап – работа в командах

На этапе работы в командах у преподавателя следующая задача – помогать, отвечая на интересующие вопросы.

В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – проанализировать проблему, найти к ней «ключ». Несмотря на то, что здесь необходимо прийти к соглашению, допускаются и личное мнение.

3 этап – взаимодействие между командами

На этапе взаимодействия между командами у преподавателя следующая задача – управлять обсуждением, посредством вопросов наводящего характера способствовать нахождению того самого «ключа». Тут ни в коем случае нельзя сообщать о своей точке зрения.

В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – предложить свой вариант решения проблемы, рассмотреть другие варианты решения проблемы и или поддержать их, или выступать с критикой в их адрес.

Обеспечение деловой игры

Потребуется обеспечить деловую игру:

  • небольшим описанием;
  • методическими рекомендациями;
  • справочными материалами, в том числе в виде таблиц, которые будут нужны для обработки информации и дачи ответа.

Все перечисленное выше может предоставлено как непосредственно на деловой игре, так и до ее начала. Лучше всего делать это все-таки за несколько дней, так как у учеников будет время на подготовку, и, как следствие, у учителя не будет необходимости отрывать время от урока на нее.

На предварительном собрании можно не только раздать небольшое описание, методические рекомендации и справочные материалы, но и рассказать об особенностях деловой игры – о порядке ее проведения и, особенно, обсуждения, чтобы предотвратить хаос во время спора, оценке и др.

Ценность деловой игры

Ценность деловой игры состоит в том, что благодаря ей можно оценить:

  • уровень развития творческих способностей;
  • уровень развития коммуникативных навыков;
  • особенности мыслительных процессов, в частности, аналитического, тактического и стратегического мышления, умения предвидеть события и решать проблемы профессиональной деятельности;
  • личные качества.

Основа успеха деловой игры

Основа успеха деловой игры – это:

  • искренняя, а не показная вовлеченность;
  • внимательность;
  • наличие собственного мнения и уважительное отношение к мнению других;
  • возможность выразить собственное мнение и прокомментировать мнение других.

Полезные советы для преподавателей

Деловая игра является одной и самых трудоемких, поэтому она оправдана только, если другие форму обучения не могут привести к тому же итогу. Другими словами, эту игру можно использовать:

  • для передачи общего опыта профессиональной деятельности;
  • для систематизации уже имеющихся знаний и навыков профессиональной деятельности;
  • для развития творческих способностей в профессиональной деятельности.

Кроме того, ее не стоит проводить по тем поводам, о которых обучающиеся имеют смутное представление.

В настоящее время деловая игра широко применяется в учебном процессе высших учебных заведений (ВУЗов) как технология преподавания и на предприятиях для решения производственных, социальных и других проблем.

Видео:Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросамиСкачать

Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросами

Примеры деловых игр. Сценарий деловой игры

Деловая игра

Деловая игра – это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

https://www.youtube.com/watch?v=6M6aLFuM6-8

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Разновидности деловых игр

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»

Ролевая игра

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»

Эмоционально-деятельностная игра

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Блиц-игра

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и анализа ситуаций.

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.

  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов.

В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Актуальные проблемы в управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

https://www.youtube.com/watch?v=tBx-Iew4p7g

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с характеристиками сотрудников на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие управленческие решения он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли — это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». Начальник отдела проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность — менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Форма

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

https://www.youtube.com/watch?v=bqL8uEOoWp8

Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

📽️ Видео

Деловая игра «Осознанный руководитель» для студентов магистратуры МГПУСкачать

Деловая игра «Осознанный руководитель» для студентов магистратуры МГПУ

КОРОТКИЙ БИЗНЕС ► Supermarket SimulatorСкачать

КОРОТКИЙ БИЗНЕС ► Supermarket Simulator

Деловая Игра № 2 Брантовка Неисправность светофоровСкачать

Деловая Игра № 2 Брантовка Неисправность светофоров

Тренинг управленческих навыков. Деловые игры. Сергей НифонтовСкачать

Тренинг управленческих навыков. Деловые игры. Сергей Нифонтов

Деловая игра "Контакт"Скачать

Деловая игра "Контакт"

М.Вишера 5 деловая игра . Маневровая работа.Скачать

М.Вишера 5 деловая игра . Маневровая работа.

Вопросы для выявления потребностей. Ролевая игра - переговоры.Скачать

Вопросы для выявления потребностей. Ролевая игра - переговоры.

Деловые игры для оценки персоналаСкачать

Деловые игры для оценки персонала

Что такое деловая игра?Скачать

Что такое деловая игра?

Деловая игра "Башни" от Лаборатории Деловых ИгрСкачать

Деловая игра "Башни" от Лаборатории Деловых Игр

Деловая игра для будущих финансистов - Абакан 24Скачать

Деловая игра для будущих финансистов - Абакан 24

Деловая играСкачать

Деловая игра

Олег Брагинский. ТРАБЛШУТИНГ 016. Эффективные деловые игрыСкачать

Олег Брагинский. ТРАБЛШУТИНГ 016. Эффективные деловые игры

Бизнес - игра | Эффективный отбор персонала | Как пройти деловую игру | Пример и разбор деловой игрыСкачать

Бизнес - игра | Эффективный отбор персонала | Как пройти деловую игру | Пример и разбор деловой игры

Деловая игра «Нестандартное мышление в работе руководителя»Скачать

Деловая игра «Нестандартное мышление в работе руководителя»

Деловая игра для учащихся «Финансовые риски»Скачать

Деловая игра для учащихся «Финансовые риски»

Брайан Трейси: Бизнес-игра для руководителя и командыСкачать

Брайан Трейси: Бизнес-игра для руководителя и команды
Поделиться или сохранить к себе: