Определение 1
Общение — это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между индивидами, вызванный потребностью совместной деятельности и включающий в себя три составляющие: обмен информацией, обмен действиями и социальную перцепцию.
Общение представляет собой сложный и многоплановый процесс. Он обусловлен установлением и развитием контактов при совместной деятельности людей. Говоря иначе, общение состоит в обмене сведениями между людьми при их взаимодействии друг с другом. Ученые считают способность общаться одним из важнейших, если не самым важным приобретением человека в процессе эволюционного развития.
В ходе различных исследований общение рассматривалось в качестве социально-психологического явления, вмещающего в себя все многообразные духовные и материальные формы жизнедеятельности. Для человека общение и деятельность являются главной насущной потребностью.
Для осуществления обмена информацией человек, прежде всего, должен вступить в контакт (общение), после чего им производятся попытки достичь единого понимания в ходе совместной деятельности.
В рамках единого процесса общения психологи выделяют 3 базовые функции:
- Коммуникативную (информация передается, получается и происходит обмен ею);
- Интерактивную (осуществляется взаимодействие)
- Перцептивную (происходит восприятие, понимание или взаимопонимание).
Перечисленные характеристики имеют значение как для определения предмета общения, так и самого межличностного контакта.
Категория «общение» способна не только указывать на межличностный характер взаимодействия, ее можно отнести к особого рода деятельности.
В ее результате возникает психологический контакт участников общения, причем возникающее взаимодействие обладает психологической окраской, что представляет собой основную характеристику межличностного общения.
Для эффективного осуществления совместной деятельности, необходимо построение ее плана. Для этой цели каждый участник должен прийти к оптимальному пониманию целей и задач деятельности, уяснив специфику ее объекта и возможности каждого индивида. Сам процесс общения, включенный в деятельность, дает возможность осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности.
- Понятие деятельности
- Общение и деятельность
- Общение и деятельность. Роль общения в профессиональной деятельности. Общение как способ коммуникации
- Понятие общения
- Связь общения и деятельности
- Общение и коммуникация
- Коммуникативные средства
- Баланс между вербальным и невербальным
- Общение и профессиональная среда
- Психология профессионального общения
- Понятие общения. Общение и деятельность
- Функции общения
- Взаимосвязь общения и деятельности. материал
- 💡 Видео
Понятие деятельности
Психологи рассматривают деятельность как динамическую систему взаимодействия субъектов с внешним миром.
В ее процессе человек осознанно и целенаправленно влияет на объект, за счет чего он удовлетворяет собственные потребности.
Во всех видах деятельности, включая исполнительную, управленческую и научную, большую роль играет сознание, причем, чем сложнее деятельность, тем больше в ней значение психологического элемента.
Сама деятельность способна выступать как основа формирования личности. В ходе деятельности в субъекте воплощается психический образ соответствующего объекта окружающей среды. Далее реализуется образ отношения субъекта к составляющей предметной действительности.
Отечественным психологом С. Л. Рубинштейном выделялись следующие базовые признаки феномена человеческой деятельности:
- Субъектность (принадлежность людям, а не животным);
- Осуществление в условиях совместной деятельности индивидов;
- Наличие взаимодействия субъекта и объекта (предметность, реальность, содержательность);
- Целенаправленность.
В психологии понятие «деятельность» используют в качестве выражения неразрывной связи человека и мира. Она представляет собой понимание психического как составляющей, изначально включенной в данную связь.
Определение 2
Деятельность — это форма активного отношения индивида к действительности, сконцентрированная на достижении сознательно поставленной цели.
Общение и деятельность
В традиционном смысле понятия «общение» и «деятельность» считаются совершенно самостоятельными. Для отечественной психологии концепция единства — является одной из основополагающих. В широкой трактовке общение рассматривают в качестве аспекта совместной деятельности и важнейшего условия присвоения людьми достижений исторического развития.
https://www.youtube.com/watch?v=-WQsGWQDNi4
Межличностное общение так или иначе вплетено в определенную деятельность. Это обусловлено тем, что вне общения людей друг с другом нельзя представить процесс труда, обучения и др. В свою очередь, вид деятельности, в рамки которого включено общение, оказывает воздействие на его содержание и форму.
Для каждого этапа возрастного развития присущ ведущий вид деятельности. В соответствии с этим формируется и определенный вид общения. Деятельность, осуществляемая с помощью общения не только организована, но и постоянно обогащается. В ее пределах проявляются новые связи и отношения между индивидами.
Общение рассматривается как одно из проявлений совместной деятельности. Она включает не только труд, но и непосредственное общение при его осуществлении. Общение и деятельность классифицируют на 3 стороны, связанные между собой: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.
Первая из них означает установку определенных взаимоотношений на основании процесса восприятия противоположной стороны. Целью коммуникативного общения в ходе деятельности является обмен информации. Интерактивная сторона здесь отвечает за организацию взаимодействия, которое направлено на решение общей проблемы.
В психологии существует несколько исследований, которые подтверждают так называемое единство общения и деятельности. Как правило, люди, занятые одним делом, в любом случае будут общаться (например, по поводу самой деятельности). Получается, что без общения невозможна деятельность.
С другой стороны, само общение многие психологи считают видом деятельности (так называемая речевая деятельность). Здесь деятельность осуществляется в ходе понимания полученных сведений, а также при их передаче другому человеку (письменно или устно).
Единство общения и деятельности состоит также в том, в ходе деятельности происходит своеобразное «формирование» как такового общения. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что при совместной деятельности люди обогащаются с помощью общения.
Видео:Деятельность и общение.Скачать
Общение и деятельность. Роль общения в профессиональной деятельности. Общение как способ коммуникации
Живя в постоянном окружении людей, очень трудно представить жизнь без общения. Оно настолько сильно укоренилось во всех сферах общественной деятельности, что без него человек просто-напросто не смог быть полноценно жить.
Но что же собой представляет общение? Что понимается под этим понятием? Как общение и деятельность человека вообще взаимосвязаны? Какова его роль в профессиональной среде? Все эти вопросы являются очень важными для понимания психологии людей и того, как же они взаимодействуют друг с другом в социуме.
Понятие общения
Общение имеет неимоверно огромное значение для людей. Оно представляет собой особую форму взаимодействия двух и более человек, суть которой состоит в обмене информацией, опытом и эмоциями.
Стороны общения в таком случае выступают как равноправные партнеры, которые, двигаясь вместе в одном направлении, достигают намеченных целей.
Именно благодаря ему происходит процесс социализации человека в обществе, его саморазвитие, формирование новых идей, взглядов, мыслей, индивидуального и общественного опыта.
Связь общения и деятельности
Общение, как одна из главных потребностей человека, тесно связано с его деятельностью. Некоторые психологи, в особенности зарубежные, считают, что общение и деятельность – понятия противоположные. При рассмотрении этого вопроса нужно учитывать разные подходы к определению этой связи.
Представители отечественной психологии выдвигают теорию единства общения и деятельности человека. Такие выводы были сделаны из-за убеждения о том, что общение людей представляет собой живые и реальные взаимоотношения между отдельно взятыми индивидами.
Они, в свою очередь, всегда зарождаются на предмет чего-то, по какой-то причине или из-за какой-то деятельности того или иного человека.
Это значит, что их коммуникация опосредована наличием какого-то общего занятия, а значит, само общение есть часть всего деятельного процесса.
https://www.youtube.com/watch?v=H6nViGZzU3U
Есть и третья точка зрения, приверженцы которой говорят о том, что деятельность человека и общение людей – это не элементы одного целого, а, скорее, разновидности друг друга. Согласно этой теории общение представляет собой некий особый вид человеческой деятельности.
Несмотря на такие различия, все три мнения имеют общие моменты. Они подтверждают тесную и неразрывную связь между общением и деятельностью как таковыми и считают, что анализировать их стоит только в контексте друг друга.
Общение и коммуникация
Степень важности коммуникации трудно описать словами. Она нужна везде: в повседневной жизни, в общественной деятельности, на работе. От степени ее эффективности порой зависит успех всего начинания. Если коммуникация хорошо выстроена, вероятность появления конфликтных и некомфортных ситуаций между людьми сводится к минимуму.
Однако коммуникация и общение – это не одно и то же. Часто эти понятия используют как синонимы, хотя, если углубиться в саму их суть, станет ясно, что между ними существуют различия.
Коммуникация представляет собой любые взаимодействия двух составляющих, главной функцией которых является обмен информацией. Если рассматривать общение в качестве потока информации, то можно сказать, что общение – способ коммуникации.
Однако в широком смысле слова это сложный многофункциональный процесс, в результате которого происходит не только обмен информационными данными, но и влияние одного человека на другого.
Задача коммуникации и общения в его узком понимании — наладить взаимодействие и дальнейшую совместную деятельность. Люди реализуют свои коммуникативные потребности как в письменной, так и в устной формах. К традиционным формам устной коммуникации можно отнести разговор, публичное выступление, презентацию, переговоры, совещание, деловую беседу.
Письменные формы коммуникации включают переписку, сочинения, письма, в том числе и электронные, доклады, документации, эссе и множество других разновидностей. Каждая из вышеперечисленных форм коммуникации имеет свои собственные характеристики и особенности, которые позволяют определить, в каких случаях лучше использовать ту или иную коммуникационную форму.
Коммуникативные средства
Все, что человек делает, находясь в процессе общения, имеет некий коммуникационный смысл.
Слова, интонация, скорость речи, поза, походка, осанка, жесты, мимика и много всего прочего сливаются воедино и воспринимаются людьми, как нечто неделимое.
Однако психология разграничивает вербальные и невербальные средства коммуникации, потому что влияние их на восприятие людьми информации разнится.
К вербальным средствам коммуникации относят непосредственно человеческую речь, используемые слова, типы грамматических структур, стиль речи, литературные приемы. Как правило, вербальные средства более прямолинейны.
Группа невербальных коммуникативных средств намного разнообразнее и интереснее. Она состоит их следующих компонентов:
- Мимика.
- Жесты.
- Пантомимика.
- Позы.
- Осанка.
- Положение тела в пространстве.
- Визуальный контакт.
- Экстралингвистические факторы (тембр голоса, темп речи, интонация, паузы).
Баланс между вербальным и невербальным
Общение как способ коммуникации не является идеальным балансом между вербальной и невербальной составляющими. Слова, как правило, несут в себе лишь малую часть того, что действительно люди хотят донести.
Большую ценность имеют невербальные знаки.
Результаты многочисленных исследований показали, что более 50 % информации передается непосредственно позами, жестами, взглядом, движениями, 38 % приходится на тон голоса и только 7 % — непосредственно на слова.
Вся коммуникация – это единый смысловой концепт, в котором слова – это содержание сообщения, а все невербальные сигналы – его контекст.
Общение и профессиональная среда
Роль общения в профессиональной деятельности особенно велика. Благодаря ему люди могут обмениваться идеями, мнениями, воздействовать друг на друга. Оно позволяет совершенствоваться в выбранной сфере деятельности. Общение деловых людей, его правила и нормы есть не что иное, как итог, который был выработан практикой и опытом.
https://www.youtube.com/watch?v=nyYtWEC2teA
Успешное деловое общение способствует повышению эффективности работы той или иной организации, а также появлению новых идей и совершенствованию старых. Кроме того, именно благодаря общению происходит передача опыта от старшего поколения работников к младшему.
Основу делового общения составляют: обсуждение важных вопросов, урегулирование спорных ситуаций и конфликтов, обсуждение планов, принятие решений. В этом типе особое место занимает нравственно-моральная сторона вопроса.
Как руководители, так и подчиненные должны быть осведомлены о всех нормах и правилах делового общения. Ведь оно существенно отличается от обычного.
Этически верно построенное общение в какой-либо профессиональной среде способствует росту темпов развития, сплочению коллектива, достижению поставленных целей и высоких результатов.
Профессиональная коммуникация представлена как горизонтальной, так и вертикальной типами. Модель «начальник – подчиненный» относится к вертикальной коммуникации, а «коллега – коллега» — к горизонтальной. Ежедневно в сотнях и тысячах организаций множество людей вступают друг с другом в коммуникацию именно на рабочем месте.
Культура, уважение, деловой подход – вот основы общения в профессиональной среде. Кроме этого можно выделить еще ряд принципов, которых стоит придерживаться, общаясь в деловых кругах:
- Межличностность – личность как таковая существенно влияет на общение и его результаты.
- Многомерность – учет всех компонентов общения, как вербальных, так и невербальных, в совокупности.
- Целенаправленность – учет возможного наличия не одной, а нескольких целей у участников бизнес-коммуникации.
- Непрерывность – коммуникация продолжается, даже если словесно ничего не передается, на невербальном уровне. В данном пункте важно отметить, что даже молчание может быть частью коммуникации, а особенно в деловом мире.
Психология профессионального общения
В деловой сфере существует ряд неписаных правил и норм, которые диктуют то, как правильно себя нужно вести в той или иной ситуации и как верно коммуницировать с коллегами и начальством. Деловое общение станет успешным, если его представители будут честными, порядочными, справедливыми и ответственными.
Стоит иметь в виду, что зачастую деловое общение далеко от нейтрального. Очень часто можно встретить взаимодействие, напоминающее больше борьбу или конкуренцию. Происходит это потому, что всегда в профессиональное общение интегрируется психологический аспект и личные отношения.
Общение – это важно, это нужно и это неизбежно. Успешное коммуницирование требует определенных навыков, умений и знаний, тем более в профессиональной среде. Но если освоить основные правила и пользоваться ими, то можно достичь больших высот как в бизнес-мире, так и в повседневной жизни.
Видео:Обществознание. Деятельность и общение.Скачать
Понятие общения. Общение и деятельность
Живя в постоянном окружении людей, очень трудно представить жизнь без общения. Оно настолько сильно укоренилось во всех сферах общественной деятельности, что без него человек просто-напросто не смог быть полноценно жить.
Но что же собой представляет общение? Что понимается под этим понятием? Как общение и деятельность человека вообще взаимосвязаны? Какова его роль в профессиональной среде? Все эти вопросы являются очень важными для понимания психологии людей и того, как же они взаимодействуют друг с другом в социуме.
Функции общения
Общение выполняет следующие важные функции в человеческом обществе:
- Обмен информацией. Люди быстрее и лучше познают себя и окружающий мир благодаря возможности делиться друг с другом полученными знаниями, накопленным опытом.
- Побуждение к деятельности. С помощью общения люди побуждают других к определенным действиям, вдохновляют их выполнять свои обязанности, оказывать помощь обществу.
- Передача эмоций. Через различные средства общения люди обмениваются друг с другом своими переживаниями, чувствами, впечатлениями.
Кроме того, общение выполняет еще несколько важных функций: установление контактов между людьми, достижение взаимопонимания, формирование и развитие личности.
От того, насколько удачно будет происходить процесс общения, зависит установление положительной или отрицательной обратной связи между собеседниками. Нередко общение приводит к непониманию и возникновению конфликтов на этой почве. Из конфликта можно выйти путем взаимных уступок (компромисса) либо ухода от дальнейшего контакта, беседы с зачинщиком конфликта.
https://www.youtube.com/watch?v=GtHamAmuSEQ
Чтобы в обществе возникало как можно меньше конфликтов, собеседники уважали и понимали друг друга, был создан этикет, как основа для межличностного общения.
()
Взаимосвязь общения и деятельности. материал
Взаимосвязь общения и деятельности.
Общение и деятельность тесно связаны между собой. Любая форма общения является формой совместной деятельности. В ней формируются не только субъект — объектный (человек — в данном случае предмет деятельности), но и субъект — субъективные отношения (человек — человек). Суть общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности.
Общение так же может рассматриваться как сторона, некое условие деятельности или как отдельный ее вид. Но связь между ними состоит в том, что благодаря общению деятельность организуется.
Создание плана совместной деятельности требует от каждого человека понимание цели деятельности, средств реализации, распределения функций для ее достижения.
Специфика общения в процессе действия заключается в практическом создании возможности организации и координации деятельности отдельных ее участников.
В общении как правило происходит обогащение самой деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми. В общении и деятельности реализуется система отношений к другим.
Социальная функция общения в первую очередь заключается в том, что оно является средством передачи общественного опыта.
Специфика самого общения определяется тем, что в его процессе реальный субъективный мир одного человека как бы раскрывается для другого, происходит виртуальный взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и т.п.
В общении и деятельности человек частично формируется и самоопределяется, обнаруживая свои особые индивидуальные особенности.
Результатом общения и деятельности является налаживание определенных ступеней отношений с другими людьми. Благодаря этому осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия.
Связи людей в процессе общения является условием существования отдельной группы как целостной системы.
Этот процесс координирует совместные действия людей и удовлетворяет необходимую потребность в психологическом контакте. Потребность в общении порой является одной из первичных потребностей маленького ребенка. Она как правило развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) до сложных (сотрудничество, интимно личного общения и др.).
💡 Видео
Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 7. Общение и его роль в жизни человекаСкачать
Общение. ОбществознаниеСкачать
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕСкачать
Как работа влияет на мозг? Вячеслав Дубынин про поиски себя, выгорание, аффирмацииСкачать
Деятельность обществознание ЕГЭСкачать
21 Психология общенияСкачать
Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 8. Межличностные отношенияСкачать
Обществознание 6 класс: Общение и его видыСкачать
3. Категория деятельности и общения в психологии. ГОСЫ по психологии. Общая психологияСкачать
Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 6. Деятельностная сущность человекаСкачать
КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.Скачать
Понятия о советском. Нина Багдасарова. Личность, деятельность и общениеСкачать
ЕГЭ 2024 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | Деятельность общение виды | Подготовка ЕГЭ Обществознание 2024 кратко |Скачать
Обществознание 6 класс (Урок№8 - Деятельность человека.)Скачать
Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 9. Семейные отношенияСкачать
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕСкачать
Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 10. Противоречия межличностных отношенийСкачать
Стили педагогического общенияСкачать