Что делать с детскими страхами

Что делать с детскими страхами Статьи по психологии
Детские страхи: причины и способы преодоления

Что делать с детскими страхами

Ваш пятилетка боится темноты и просит побыть в его комнате, пока он не уснёт? Это нормально! Наш новый блогер, психолог Анита Вайаканти, рассказывает, какие детские страхи возникают у детей разного возраста, с чем они связаны и как помочь ребёнку с ними справиться.

Один из самых распространённых запросов родителей на моих консультациях — детские страхи. Родители хотят помочь ребёнку преодолеть их и, конечно же, узнать причину появления. Детский страх — это ощущение тревоги или беспокойства у ребёнка до 16 лет.

Считаю, что очень важно обращать внимание на детский страх и помогать ребёнку преодолевать его. Когда маленький человек побеждает свои страхи при поддержке родителей или специалиста, он узнаёт, что такое защита, поддержка и внутренняя сила (его самого), в полной мере. Эти знания и опыт помогают ему при формировании таких качеств, как смелость, уверенность и инициативность.

Почему так важно преодолевать страхи, я сказала, теперь давайте обсудим возможные причины появления детских страхов. Наверное, самый популярный мой ответ на этот вопрос — это то, что существуют так называемые возрастные страхи. То есть в определённом возрасте у детей появляются определённые страхи, которые обусловлены формированием психики, мозга и, конечно же, их опытом.

Содержание
  1. Возрастные периоды и страхи, которые появляются в них:
  2. Причины сильных детских страхов:
  3. Что может помочь ребёнку справиться со страхом?
  4. Детские страхи: классификация, причины и первая помощь | Ваш детский психолог
  5. 1. Страхи, обусловленные становлением и развитием психики, или возрастные страхи, присущие каждому из нас
  6. 2. Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия
  7. 3. Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом
  8. 4. Страхи, основанные на травматическом опыте ребенка или невротические страхи
  9. Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми?
  10. Детские страхи — как помочь ребенку не бояться
  11. Возраст детских страхов
  12. Причины детских страхов
  13. Гиперопека
  14. Высмеивание страха
  15. Замкнутость
  16. Постоянное присутствие невротизирующего фактора
  17. Наказание за проявление чувств
  18. Психотравмы
  19. Типы детских страхов
  20. Чего нельзя делать, если ребенок боится?
  21. Как помочь пережить детские страхи?
  22. О детских страхах
  23. Быть родителем – это ежедневная работа.
  24. Спасибо, что дочитали до конца!
  25. 🎥 Видео

Возрастные периоды и страхи, которые появляются в них:

От 0–1 года: страх разлуки с мамой; незнакомых; врачей; уколов; шума (резких и неожиданных звуков); страх глубины (при купании).

В 1 год: у детей на второй год их жизни может преобладать страх одиночества и незнакомых взрослых людей.

В 2–3 года: страх наказания; животных; страх боли; высоты и движущегося транспорта.

В 4–5 лет: страх сказочных персонажей или любых выдуманных героев; темноты; одиночества; страх при засыпании.

В 6–7 лет: страх смерти (своей или близких); животных; сказочных персонажей; страшных снов; страх пожара; темноты; привидений.

В 8–10 лет: преобладают школьные страхи (опоздание в школу; страх ответа у доски; страх перед контрольной работой; страх учителей; порицания). Страх потустороннего мира, беды. Также у мальчиков может быть ярко выражен страх смерти.

В 11–16 лет: страх смерти, войны, стихии, нападения; страх заболеть чем-то серьёзным; страх проявить себя; страх изменения (это связано с физиологическими изменениями в организме подростков).

Теперь мы знаем, какие страхи в каком возрасте преобладают в детском сознании, время разобраться в их причинах.

Причины сильных детских страхов:

1. Негативный детский опыт — это любая травмирующая ситуация, то есть то, что сильно напугало ребёнка: собака, поезд, громкий крик и так далее.

2. Ошибки в воспитании — нарушенная привязанность, отсутствие гармоничных отношений между мамой и ребёнком могут служить катализатором детских страхов.

3. Тревожные родители — эмоциональное беспокойство, напряжённость взрослых, установка на неудачу и наличие своих собственных нерешённых страхов (особенно у мамы) передаются ребёнку. Такие установки, как «Ты упадёшь», «Ты ударишься», «Тебя может сбить машина» и так далее формируют чувство тревоги в ребёнке, которое потом трансформируется в страх.

4. Конфликты и агрессия в семье. Конфликты между родителями сильно влияют на детей. Часто дети чувствуют вину за ссоры родителей и боятся оказаться их причиной.

Агрессивное поведение по отношению к любому человеку ещё ни разу не было признано положительным. Когда родители доминируют, наказывают и властвуют, у ребёнка теряется базовое доверие к миру и ощущение безопасности.

Как следствие, такие дети находятся в постоянном ожидании беды, что формирует проявление страхов.

5. Фильмы, компьютерные игры, видеоролики. Ко мне часто приводили на консультации детей, которые в ютьюбе насмотрелись страшных роликов. Не зря фильмы имеют возрастные ограничения, ведь дети не могут критически посмотреть на происходящее в сюжете (будь то фильм или игра) и начинают бояться повторения подобного рода ситуаций в их жизни.

6. Психические расстройства. Страх может быть признаком невроза, невропатии. Для того чтобы это определить, нужна диагностика у нескольких специалистов.

Что может помочь ребёнку справиться со страхом?

1. Общение. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте у него, чего он боится и почему. Рассказывайте о своих страхах и о том, что вам помогло их преодолеть. Если ребёнок не хочет отвечать, то спросите, чего боится его игрушка (в игровой форме). Вербализация страха притупляет его силу, и он уменьшается.

2. Рисование и лепка. Страх можно нарисовать и выкинуть, можно залить водой или нарисовать себя рядом — «не боящегося». Можно слепить и изменить в нём что-то, сделать смешным.

3. Сказка. Сказку можно сочинить вместе. Попросите ребёнка сочинить историю, в которой он является главным героем и сталкивается с чем-то страшным (важно аккуратно к этому подвести), пусть ребёнок даст волю своей фантазии, но в конце обязательно попросите его завершить сказку так, чтобы он вышел победителем. Читайте сказки, где главный герой побеждает свои страхи. Обсуждайте их.

4. Игры. Вы можете вместе с ребёнком проиграть момент встречи со страхом. Пусть он среди всех своих игрушек выберет ту, что ему напоминает страх, и ту, что похожа на него самого. Спросите, когда страх приходит к нему и что говорит. Пусть ребёнок станет своим страхом и поиграет «за» него. Когда ребёнок принимает на себя роль страха, он прорабатывает его и часто перестаёт бояться.

5. Песочница, песок. Игры с песком очень успокаивают детей. Если у вас есть песочный стол, то обязательно предложите ребёнку порисовать на нём — любые сюжеты или просто героев. Подобного рода занятия укрепляют нервную систему.

6. Досуг. Хорошие впечатления — залог отличного настроения. Что может порадовать ребёнка? Прогулки, игры, творчество и, конечно же, вы рядом!

7. Специалист. Мы живём в XXI веке, и найти подходящего специалиста не составляет труда. Главное — желание. Мы, детские психологи, всегда готовы помочь ребёнку и поддержать его родителей. Лично я обожаю сказкотерапию, поэтому на занятиях с дошкольниками пользуюсь этим методом. Мы слушаем сказки, сочиняем, проигрываем и оставляем свои страхи в кабинете психолога!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (xnova)

Видео:Детские страхи. Как, откуда, зачем и в каком возрастеСкачать

Детские страхи. Как, откуда, зачем и в каком возрасте

Детские страхи: классификация, причины и первая помощь | Ваш детский психолог

Что делать с детскими страхами

А-а-а!!! Боюсь!!! — наверняка вы не раз слышали эту фразу от своего сына или дочери.

Детские страхи… Сколько уже статей и книг про это написано. Сколько исследований проводится психологами, медиками, священниками, социологами и даже философами!

Страх — это древнее чувство, уходящее в глубину веков, еще на заре колыбели человечества. Это базовая эмоция выживания, мобилизующая силы организма перед возможной или реальной опасностью.

Антипод страха — это чувство безопасности, которое с момента развития крохи в утробе матери и в течение всей жизни является особо значимым фактором.

Почему один ребенок боится, а другой — нет? Откуда появляется страх? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять особенности детской психики.

Причин возникновения страха много, условно я бы разделила их на 4 вида:

1. Страхи, обусловленные становлением и развитием психики, или возрастные страхи, присущие каждому из нас

Они возникают в определенные периоды, периодически повторяются и, если обстановка в семье благоприятная, со временем бесследно проходят.

Например, в 0-2 мес. новорожденные и младенцы обладают повышенной сензитивностью, боятся резких звуков, резкого перемещения в пространстве.

В 3-6 мес. малыши могут испугаться редко приходящих родственников, их усов, бороды, очков (особенно если кроха их не видел у папы), больших предметов, высоты.

В 7-8 месяцев ребенок сильно тревожится, если мамы нет рядом, отказывается идти на ручки к другим. Если в это время и до 2 лет малыш НЕ переживал острую разлуку с мамой, госпитализацию, болезненное лечение — страх проходит.

https://www.youtube.com/watch?v=IjjII-4EtFY

Обусловлено тем, что у малыша изначально идет осознание своей неразрывной симбиотической связи с мамой. И оказаться без нее — значит, потерять часть себя, даже погибнуть.

Психологическое отделение (сепарация) у ребенка наступает между 1 и 2 годами: он понимает, что мама существует отдельно от него, но она никуда не исчезает.

Наступает первый этап взросления, кроха начинает спокойно отпускать маму от себя.

Мамы часто жалуются:

«Сыну 1,5 года, никуда не могу без него уйти, даже, пардон, в туалет. Громко плачет, если попытаюсь улизнуть. Так и ходим везде вдвоем! Я уже думаю, что это ненормально».

«Пробовала оставить своего годовасика на бабушку, пока сбегаю по делам. Меня не было около часа, вернулась — в доме дикий ор, как прильнул он ко мне, трясясь от плача, мне самой хотелось рыдать. С тех пор зареклась так делать. Жалко ребеныша!»

В таких случаях форсировать расставание не рекомендуется, чтобы не усилить беспокойство. Спокойный малыш гораздо быстрее будет готов проводить маму, чем тот, который на этом уже обжегся и получил отрицательные эмоции.

А что делать, если кроха уже боится, а маме нужно периодически отлучаться?

Cуществует мягкий метод десенсибилизации, суть которой в том, чтобы приучать малыша к коротким расставаниям (например, вы отбегаете в соседнюю комнату и тут же прибегаете) не дольше 30 секунд… 1 минуты.. 2.. 3.. 5.. 10.. 20.. 30 минут и т.д. Причем переход к следующему временному промежутку должен быть только тогда, когда освоен предыдущий в спокойном состоянии малыша.

В 2 года многие дети продолжают оставаться чувствительными к громким и неожиданным звукам, к боли, высоте, одиночеству. Они начинают бояться темноты, как спутника одиночества.

Причину новых страхов — темноты и одиночества можно связать с завершающим этапом сепарации. У кого-то этот процесс проходит незаметно (ребенок сам справляется, опираясь на доверие родителям и чувствуя себя безопасно), а у кого-то всплесками (то боится, то нет) и постепенно проходит.

Если нет предыдущего положительного опыта, двухлетка может испугаться животных, даже если перед ним просто дружелюбная собака, отказаться ехать в транспорте. Расширение взаимодействия с окружающим миром на фоне ощущения безопасности помогает таким детям преодолевать испуг и получать новый положительный опыт.

Есть исследования, показывающие, что малыши, путешествующие с родителями, гораздо легче привыкают к новым впечатлениям и меньше боятся, чем те, кто редко покидает свой дом, ограничиваясь детской площадкой.

В 3 года у ребенка возникает страх оказаться отверженным, получить наказание в семье (и в садике, если он начал его посещать).

Во время пребывания в новой группе может возникнуть страх перед сверстниками, особенно, когда есть сопутствующие проблемы (невнятная речь, гиперактивность, физический недостаток и др.).

В такой период на фоне усиления этих страхов могут вылезти сопутствующие проблемы (заикание, энурез, тики).

С 3 до 5 лет многие дети боятся Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ. Они продолжают бояться боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства, особенно если в семье напряженная обстановка и дети не могут психологически чувствовать себя в безопасности.

В 6 лет иногда появляется страх смерти как своей, так и родителей.

В 7-8 лет прежние страхи постепенно рассеиваются, но появляются новые, обусловленные школьным социумом: боязнь опоздать, оказаться изгоем в классе, получить плохую оценку или выговор от учителя и родителей, подвергнуться насмешкам от одноклассников.

В подростковом возрасте (10-12, 12-16 лет) страхи чаще связаны с идентификацией себя как личности, оценкой своей привлекательности, значимости в глазах сверстников, своих возможностей проявить себя в каком-то деле.

https://www.youtube.com/watch?v=UG2AjM9L5aE

В этом периоде родители хотя и отходят на второй план, но подросток продолжает остро нуждаться в их поддержке, даже если не признается в этом. Если нет понимания в семье — страхи усиливаются (вспомним значимость чувства безопасности).

Подросток ощущает себя никчемным, бессильным или невостребованным — так возрастает личностная тревога, приводящая либо к отгораживанию себя от мира, либо к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, цель которой чаще всего — доказать себе, а потом и остальным, что ты крут, ничего и никого не боишься. Все это — защитный механизм, позволяющий ощутить свою мнимую безопасность.

2. Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия

Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать.

Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.

3. Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом

Это социальные страхи, которые могут повлиять на восприятии ребенка самого себя в контексте семьи, садика, школы и других общественных институтов.

Это сфера влияния на ребенка родителями, воспитателями, учителями и другими значимыми для ребенка взрослыми. Именно от них малыш считывает информацию, каков он, нужно бояться кого-то или чего-то, или нет.

Например, 3-летка весело карабкается на высокую горку: он готов бесстрашно съехать с нее! Но вот он глядит на встревоженную мать и уверенности — как не бывало. Позже в похожей ситуации он просто отказывается лезть на перекладину. Сработала ассоциация: горка = тревога матери = страх высоты.

К заболевшему перепуганному малышу однажды приехала скорая и сделала укол. С этого момента он возненавидел всех в белом халате, а при виде иглы орал от страха. Ассоциация: белый халат = боль. А поскольку каждый раз боль была ужасная (что не удивительно, так как сопротивляющемуся ребенку трудно сделать мягкий укольчик), он решил, что всегда будет драться.

В одной семье 4-летняя девочка очень любила выступать перед родными и петь песенки. Но стоило ей выйти из дома, как она становилась робкой.

Маму это очень беспокоило, и она всячески пыталась научить дочку не бояться здороваться с ее знакомыми, улыбнуться им, ответить на простейшие вопросы, типа «Как тебя зовут?» Дома дочка соглашалась, а на улице пряталась за спину матери.

На вопросы собеседников, почему прячется такая милая девчушка, мама отвечала смущенно: «Ой, а вы знаете, она у меня дикарка, всех стесняется. Просто ума не приложу, что это на нее находит!» И девочка поверила в свою стеснительность.

Позже это переросло в страх отвечать на уроках стоя или у доски. Она боялась начинать контакт со сверстниками. Прежде открытая и веселая девочка превратилась в замкнутого подростка со множеством фобий.

Как быть с такими страхами?

Прежде всего, родителям нужно научиться контролировать свои эмоции и речь.

Детям раннего и среднего дошкольного возраста не доступны сложные логические операции, они видят себя такими, какими их видят родители: робкими, испуганными, ничего не умеющими делать, не знающими.

А ведь ребенок-то уже многое освоил! Но почему-то это не признается, подвергается сомнению — так рождаются страхи.

Страх перед врачами и уколами имеет несколько причин. Чаще всего это — элементарная безграмотность и удивительная близорукость родителей.

Посмотрите на реплики, что в реальности там звучит.

Угроза:
«А ну марш спать! Иначе приедет тетя и сделает тебе та-а-акой укол!» (как вариант «заберет тебя в больницу, если не будешь слушаться»).
«Сил моих нет! (хватается за сердце) Лягу в больницу, вот будешь знать, как злить маму…»

Обман:
«Да ты не бойся, тут тебя комарик кольнет, это не больно совсем!» (а на деле — боль, испуг и горькая мысль: «ой… разве можно после этого доверять маме?»).

Пренебрежение чувствами ребенка:
«Эх ты, плакса-вакса! Какой же из тебя мужчина! Сразу ныть…!» (а ведь ребенок хочет, чтобы с ним разделили его боль и страх: так как на своем маленьком жизненном опыте он уже убедился, что привлечь внимание родителей другим способом, кроме нытья, не удается).

Страх перед врачами и процедурами можно снять с помощью игровых ситуаций с куклами-мишками-зайчиками и машинками.

Купите ребенку детский набор «чемоданчик врача», расскажите, что делает врач, зачем ему те или иные инструменты и предложите побыть в роли доктора и пациента. Меняйтесь ролями.

Подберите соответствующую детскую литературу (стихи, сказки, рассказы, песенки) о врачах и о том, как ему важно оказать помощь, спасти жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=EKFcgh1CKWQ

Когда предстоят неприятные процедуры — ребенку станет легче, если рассказать ему о них, честно предупредить «будет немножко неприятно, ты потерпи чуток, я буду рядом, подую тебе, подержу на ручках» и т.д. Обман недопустим.

4. Страхи, основанные на травматическом опыте ребенка или невротические страхи

Они являются наиболее сильными, трудно искоренимыми. Если не оказать такому ребенку вовремя помощь, ситуация может осложниться вплоть до распада личности.

Так, переживший какую-то трагедию или насилие, ребенок пронесет это воспоминание через всю жизнь. Если этот момент совпал по времени с каким-то возрастным страхом, или ребенок сам по себе очень ранимый, или нет доверия родителям, действие страха усиливается.

В этом случае может искажаться восприятие себя как цельной самодостаточной личности, проявляться не свойственные ребенку различные стереотипы поведения (моторные, вокальные тики, энкопрез, энурез и др.).

В более тяжелых случаях, когда страх превышает возможности организма, ребенок может утратить связь с реальностью. 

Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми?

Есть дети, которые симулируют страхи в надежде избежать чего-то или кого-то. Здесь можно понять по поведению ребенка.

Страх сам по себе — это достаточно сильная эмоция, тело ребенка хорошо отражает его чувства: оно зажато, скованно, у него заметен «стеклянный взгляд», онемение (словно парализовало страхом) либо же можно наблюдать бегство от источника опасности, пронзительный крик, беспорядочные хватательные движения.

Симулирующий страх ребенок себя выдает непроизвольными, порой лишними, движениями. Например, говоря неправду, он отводит глаза, прячет руки или прикрывает ими рот. Эмоции страха неяркие, подчеркивается причина: «Я боюсь…, и я хочу/не хочу…»

Например, мама просит 5-летнюю дочку подмести пол. Дочка пожимает плечами и говорит: «Я боюсь подметать, тут паутина!» А сама с подружкой залезла в пыльный сарай, чтобы вытащить оттуда давно забытую коляску для куклы.

Тем не менее, когда ребенок говорит, что он чего-то боится, первое, что нужно сделать — это поверить ему и поддержать его, помочь ему справиться со своей эмоцией. И понаблюдать за его поведением, чтобы установить причину. Потом уже делать выводы о мнимом или реальном страхе.

Чтобы ребенка не одолевали страхи — окружите его безусловной любовью, обеспечьте ему безопасность и защищенность как физическую, так и психологическую. О последней многие родители почему-то забывают…

Лишь уверенный в себе малыш, доверяющий родителям, способен преодолеть любые страхи!

Дорогие родители, пожалуйста, поделитесь в комментарии, помогла ли вам статья про детские страхи?  С какими страхами ребенка вы уже сталкивались? Что делали для их преодоления?

Видео:Как помочь ребенку преодолеть страх?Скачать

Как помочь ребенку преодолеть страх?

Детские страхи — как помочь ребенку не бояться

Что делать с детскими страхами

Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит.

«Мама, я боюсь, что паук заползет ко мне в кровать», «не выключай свет, я боюсь темноты»… Детские страхи появляются внезапно и часто развиваются в возрасте около двух-трех лет. Именно тогда, когда ребенок учится самостоятельности и начинает понимать, что мир не всегда безопасен.

Психологи успокаивают: детские страхи естественны, не несут угрозы для психики и проходят обычно в течение трех-четырех недель. Попробуем разобраться в причинах и методах преодоления детских страхов.

Возраст детских страхов

Страх — это друг человека, его дар. Чувство страха было дано нам, чтобы мы могли оценивать опасность и избегать ее, но вместе с очевидными плюсами, страхи приносят в нашу жизнь много досадных минусов. Детский страх, как и взрослый, может быть необоснованным, стать навязчивым, а ребенку иногда требуется помощь, чтобы научиться справляться с пугающей информацией.

https://www.youtube.com/watch?v=Pi94YDLRIBE

В каждой возрастной группе встречаются свои страхи, но рассматривают и список самых распространенных:

  • Страх остаться без родителей (одиночества);
  • Страх плохих снов;
  • Страх темноты (неизвестности);
  • Страх злодеев из сказок;
  • Страх войны;
  • Страх природных катаклизмов;
  • Страх наказания;
  • Страх боли (уколов, врачей);
  • Страх смерти.

Возрастные страхи могут задерживаться у человека дольше «положенного», именно поэтому многие взрослые продолжают с детства бояться высоты или громких звуков.

От 0–1 года:

страх разлуки с близкими;

незнакомых людей;

страх воды;

страх громких звуков.

В 1 год:

  • страх одиночества;
  • страх незнакомых взрослых.

В 2–3 года:

  • страх наказания;
  • боязнь животных;
  • страх высоты;
  • боязнь громких звуков.

В 4–5 лет:

  • страх темноты;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров.

В 6–7 лет:

  • страх смерти (своей или близких);
  • страх животных;
  • страх сказочных персонажей;
  • страх ночных кошмаров;
  • страх бедствия: пожара, наводнения.

В 8–10 лет:

  • страхи, связанные со школой, стыдом (страх не ответить у доски, отпроситься в туалет);
  • страх смерти.

В 11–16 лет:

  • страх смерти;
  • боязнь войны или нападения;
  • ипохондрия;
  • страх проявить себя;
  • страх принятия возрастных изменений.

Причины детских страхов

Распространенность тех или иных страхов в каждой возрастной группе связана с этапами жизненного пути, которые проходит ребенок.

Тело подростка стремительно меняется, перед ним стоят взрослые задачи — выбрать свой путь, ответственность, но к нему продолжают относиться как к ребенку, а вот у младенца главная забота — не выпускать источник безопасности, тепла и любви из виду.

Поэтому у маленьких детей самый актуальный страх — остаться без мамы или другого близкого взрослого, который проводит с ними больше времени.

Существуют различные причины детских страхов. Многие из них естественны и пытаться их устранять намеренно — не стоит. У ребенка недаром появляется чувство высоты, однажды упав с горки, он начинает осознавать опасность. Патологические детских страхи часто рождаются из отношения взрослых к опасностям.

Гиперопека

Ребенок, которому все время говорят «давай, лучше — я, ты не сможешь» боится проявить самостоятельность, а одна фраза «не ешь немытую грушу, а то заболеешь и умрешь» способна породить настоящую фобию у ребенка, который привык верить взрослым на слово.

Высмеивание страха

Закрепляет детский страх и неуважительное отношение к потребностям ребенка. «Описался, как маленький» — говорить это ребенку опасно. Унижение способно закрепить «туалетные» страхи, сделать их хроническими.

Замкнутость

Скрытность родителей, нежелание обсуждать проблемы, может породить множество страхов. Ребенок зачастую понимает, что его канарейка не просто легла спать лапками к верху, но смерть, о которой не принято говорить, пугает ребенка гораздо больше утешения и честного разговора о жизненном цикле.

Постоянное присутствие невротизирующего фактора

Ребенок, который боится животных, не избавиться от страха, если его постоянно силой водить в зоопарк. Так страхи только усугубляются в сознании малышей.

Наказание за проявление чувств

Если ребенку запрещено плакать, громко смеяться или проявлять эмоции, любой страх может превратиться в хроническую проблему.

Психотравмы

Смерть близкого, резкий и громкий звук, который сильно напугал, присутствие при какой-либо трагедии: все это может стать причиной рождения страхов у детей.

Типы детских страхов

  • Сверхценные / воображаемые

Такими страхами часто страдают дети с развитым воображением.

Им может казаться, что из темноты вылезают чудовища, что они видят нечто, невидимое другим (в этом случае обязательно стоит показать ребенка и квалифицированному психиатру, родители не всегда могут отличить фантазию от галлюцинации).

Впечатлительные дети начинают «достраивать» ситуации: «мама опаздывает с работы, потому что ее захватил в плен людоед».

Такие страхи часто появляются после психотравмы. Если ребенок стал свидетелем ДТП, он будет бояться сесть в машину. С этим страхом обязательно должен работать детский психолог.

https://www.youtube.com/watch?v=p65JMgy-Tfk

Это страхи, которые не имеют даже предполагаемого основания. Например, ребенок внезапно начинает боятся собственную кошку, с которой жил несколько лет, папу или любимый мультик.

Чего нельзя делать, если ребенок боится?

Прежде, чем рассказать, как можно помочь ребенку справится со страхами, стоит отметить, чего нельзя делать, чтобы не навредить:

Не высмеивайте страхи ребенка, так вы только усугубите проблему и подорвете доверие в семье. Даже, если страх иррационален отнеситесь к нему серьезно, мягче говорите о том, почему бояться не стоит.

  • Не называйте ребенка «трусом».
  • Не ставьте в пример других детей, которые «ничего не боятся».
  • Избегайте внутрисемейных конфликтов и психотравмирующих ситуаций.
  • Не запугивайте ребенка несуществующими угрозами: «будешь кричать — тебя заберет Баба-Яга».

Как помочь пережить детские страхи?

  • Сказкотерапия: расскажите ребенку историю о сказочном герое, который боялся, но смог победить предмет своего страха и сам страх. Не проводите параллелей с ребенком, вам нужно «попасть в точку» случайно.
  • Метод «хорошее в плохом» отлично работает против страха смерти. Поищите хорошее в неприятностях вместе с ребенком: «помнишь, как мы опоздали в кино? Но зато мы тогда здорово погуляли в парке, собирали осенние листья». Ребенок научится видеть не только «черные полосы».
  • Нарисуйте страх и вместе «победите» рисунок. Если ребенок боится «монстров» или «чудищ», визуализируйте этот страх и вместе порвите рисунок.
  • Открывайте ребенку мир с положительной стороны. Если он стал свидетелем кражи, скажите, что такое, увы, случается, но есть и доблестные полицейские, которые задержат грабителя и вернут пострадавшему сумку и т.д.
  • Хорошим методом борьбы с детскими страхами считается арт-терапия.
  • Дайте ребенку самостоятельность, но будьте рядом, чтобы помочь ему и поговорить по душам. Избыток опеки, как и нехватка внимания негативно сказываются на способности ребенка бороться со страхами.

Если преодолеть страхи самостоятельно не получается, а активная фаза боязни темноты или болезней длится дольше трех или четырех недель, на помощь может придти детский психолог, который поможет вместе проработать страх, победить его и не «унести» с собой во взрослую жизнь.

Видео:Детские страхи и тревожностьСкачать

Детские страхи и тревожность

О детских страхах

Что делать с детскими страхами

1613 2021-02-12

Страх – это отрицательная, но необходимая для жизни эмоция и важная защитная реакция, сопровождающаяся определёнными физиологическими изменениями в высших отделах центральной нервной системы.

Благодаря накопленному опыту, в случае опасности в мозг мгновенно поступает тревожный сигнал, предупреждающий о реальной или воображаемой угрозе. Страх гонит прочь от источника опасности, удерживая от всевозможных опасностей.

Но есть иные страхи, имеющие патологическую природу, и перерастающие в фобии.

Если в норме страх – естественная реакция на какую-либо тревожную ситуацию, то патологический страх преследует человека постоянно и является психическим расстройством. Патологический страх провоцирует острую реакцию, он гипертрофирован.

Обычный страх обратим, отличается быстротой исчезновения и отсутствием влияния на личность и социальное функционирование, патологический же непредсказуем и имеет долгосрочные последствия.

Особенно часто патологическим страхам подвержены дети. Патологические, устойчивые страхи способны настолько сильно завладеть сознанием ребёнка, его психикой и поведением, что он в итоге не в состоянии думать ни о чём другом, и не может справиться с этим самостоятельно.

Малыш может предпринимать попытки оградить себя от таких переживаний всевозможными непродуктивными ритуалами, такими, например, как подмаргивания, выпучивание глаз, покашливания, неуместные подпрыгивания и другие.

В тяжёлых случаях дополнительно могут проявиться симптомы: энурез, заикание, тупиковые движения (раскачивание на четвереньках, сосание большого пальца и др.).

В некоторых случаях может потребоваться помощь квалифицированного детского психолога, чтобы страхи не стали причиной невротических тревожных расстройств в будущем. При этом сами родители должны внимательно и аккуратно обращаться с той информацией, которой ребёнок делится, не надейтесь на авось, и не отмахивайтесь словами «ничего страшного, само пройдёт» или «перерастёт».

Для помощи ребёнку нужно начать с искоренения стереотипа о том, что чем меньше говоришь о травмирующей ситуации или страхах с ребёнком, тем ему будет легче и он скорее всё забудет. Это заблуждение, чреватое неприятными последствиями для детской психики.

https://www.youtube.com/watch?v=x0nNLErrHfo

Существуют страхи, которые у детей проявляются в силу возраста и не сформированности психики, когда образное мышление ещё пока обгоняет критическое.

В таких случаях со временем дети действительно способны сами понимать такие страхи и справляться с соответствующими эмоциями.

Особенно, если дома к ребёнку относятся с пониманием, выслушивают его, утешают и всё с ним проговаривают, развивают его эмоциональный интеллект и критическое мышление.

Но бывают страхи, когда ребёнок постоянно просыпается ночью, в ужасе бежит к родителям, или его начинает беспокоить ночной энурез, он не высыпается и чувствует себя весь день разбитым, измотанным.

Механизм развития страхов, имеющих физиологическую и наследственную природу, наименее изучен и строится в основном на гипотезах.

Чрезмерная чувствительность нервной системы может порождать в сознании ребёнка потусторонние миры и параллельные реальности, особенно на фоне чрезмерного увлечения ужастиками, фантастическими мультфильмами и книгами.

На ранних этапах своего социального развития дети первых лет жизни могут бояться всего нового и неизведанного, они склонны одушевлять предметы и сказочных персонажей, опасаются незнакомых животных и ещё не осознают смертности как своей, так и родителей.

Наличие детских страхов может зависеть и от социальных коммуникаций, чем более общительны дети, тем меньшему количеству страхов они подвержены. А выраженность того или иного страха будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и от конкретных социальных условий, в которых формируется личность ребёнка.

Страхи могут быть внушёнными. Если ребёнок постоянно слышит о каких-то конкретных страшных случаях (убийства, смерти, пожары), то у него вырабатывается устойчивая тревожность.

При столкновении с чрезвычайной ситуацией дети смотрят на реакцию других людей — родителей, сверстников, взрослых. И у них формируется устойчивый паттерн поведения, который зависит от этой реакции — испуг ли это, или же спокойствие. В следующий раз он отреагирует на неё так же.

Следствием постоянного стресса из-за страхов у ребёнка могут стать хронические заболевания.

В большинстве случаях такое нервное истощение ребёнка говорит в первую очередь о неправильном поведении родителей, отсутствии у них знаний о психических и возрастных особенностях ребёнка, о наличии у них самих страхов, о каких-то неразрешённых конфликтных отношениях в семье.

Страх у ребёнка может зародиться вне семьи: в детском саду, на улице, в школе, у кого-то в гостях. Но пускает глубокие корни он только под влиянием родительской реакции. Даже, если ребёнка напугало что-то вне семьи, родители должны быть очень внимательны и осторожны в своих действиях и словах, чтобы не сделать хуже.

️Если недавно у ребёнка была какая-то серьёзная психотравма, то обязательно нужно прибегнуть к помощи специалиста.

Например, если ребёнок столкнулся с какой-то шоковой ситуацией: со смертью, с каким-то бедствием, аварией, домогательствами, тяжёлой физической травмой, насилием и др.

Родители играют главенствующую, первостепенную роль в жизни ребёнка, занимая в ней много места, и часто именно родители являются катализаторами страхов своих детей.

В таких случаях ребёнок не чувствует себя в безопасности рядом с родителями, они внушают страхи намеренно или же неосознанно.

Родители могут изводить детей чрезмерной опекой, авторитарностью, своей душевной чёрствостью, своим паническим поведением, или же своей невнимательностью. Поэтому так важно вовремя отследить своё поведение и его последствия.

Для работы с детскими страхами и помощи ребёнку, родителям необходимо осознавать природу страху, знать, в чём его функция, как он развивается, почему и чего боятся дети, и что делать, чтобы не «заражать» ребёнка необоснованными страхами.

Указывая ребёнку на наличие опасности, нужно объяснять природу опасности.

Если же родитель занимает в общении с ребёнком постоянно поучающую позицию, построенную преимущественно на абстрактно-отвлечённом, а не на конкретном, наглядном и образном уровне, то вследствие этого у детей закрепляется такой паттерн поведения, как безосновательное беспокойство по поводу того, что может произойти, а не активное и уверенное умение преодолевать всевозможные жизненные трудности.

Беспокойные родители обычно не только подкрепляют, но и усиливают беспокойство ребёнка, культивируя подобный эмоциональный отклик как проявление заботы.

Помимо этого требовательное отношение родителя и отсутствие заботы, приводят к тому, что ребёнок отгораживается стеной равнодушия, упрямства и негативизма, погружаясь в свои переживания и отзеркаливая отношения родителей. И часто испытывает внушённый, зачастую необоснованный страх не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо.

Полезные рекомендации и методику работы со страхами можно найти в рекомендованных психологами книгах для родителей и учителей:

  • А. Захаров / «Дневные и ночные страхи у детей»;
  • Д. Бретт / «Жила-была девочка, похожая на тебя»;
  • Р. Гарднер / «Методика сочинения историй».

Страхи носят самый разнообразный характер.

https://www.youtube.com/watch?v=PQPrt19tA1I

Малыши могут бояться громких неожиданно резких звуков: шум работающего пылесоса, громкий смех, крики. Могут бояться незнакомых взрослых, и одновременно учиться распознавать круг близких, и различать их от чужих людей.

Если внушать ребёнку страх перед врачами, то они будут бояться медицинских работников, это связано со страхом причинения боли (уколы, болезненные осмотры, неприятные лекарственные препараты).

В возрасте 5-6 лет дети уже могут испытывать страх смерти, страх потери родительской любви и внимания. Часто дети боятся страшных сказочных персонажей.

️Ни в коем случае не убеждайте ребёнка, что всего этого не существует, не смейтесь над тем, что он вам рассказывает, не обесценивайте его эмоции.

Вы уже ему помогаете, если искренне принимаете эмоции и чувства малыша и верите, что ему сейчас действительно невыносимо страшно.

Очень важно не демонстрировать свой страх при малыше, чтобы не передавать ему это чувство. Не стоит постоянно упоминать, что в мире бушуют страшные и смертельные заболевания, происходят насилия и убийства.

️Не следует постоянно пугать детей реальным и нереальным миром.

Конечно, вам может быть проще не утруждать себя анализом ситуации, и проще говорить угрозами, но это тупиковый метод общения, лишающий ваших детей важного чувства безопасности и спокойствия.

Не запугивайте ребёнка сердитым милиционером, врачом, дядькой с мешком, Бабой Ягой, тем что вы где-то его оставите, если он будет плохо себя вести, или кому-то отдадите. Это совершенно неприемлемое поведение для родителей, такое ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, это никак не относится к здоровым методам воспитания. И не позволяйте это говорить чужим людям.

Иначе вы самостоятельно порождаете многочисленные страхи, с которыми потом будете усиленно бороться, при этом воспитательный эффект часто равен нулю, и ко всему прочему будет ещё и испытывать постоянный страх и тревогу.

В сложных ситуациях, таких как развод, появление нового члена семьи, резкая смена места жительства, переезд к малознакомым родственникам на длительный срок, обязательно обращайте внимание на эмоциональное состояние малыша – в неблагоприятных случаях он может бессознательно использовать страх, чтобы привлечь к себе внимание значимых взрослых.

Создайте в семье такую атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя в безопасности: спокойную атмосферу, где родители или родитель внимательны, ласковы и излучают безопасность – это лучшая защита от детских страхов.

Убедитесь, что режим сна и бодрствования малыша соответствует возрасту, что в течение дня он получает достаточно ярких и положительных впечатлений и эмоций.

Быть родителем – это ежедневная работа.

Каждому ребёнку необходимо получать положительные подкрепления его поведения (похвала, гордость за него).

У всех в детстве были свои страхи: кто-то боялся спускаться ночью с кровати, кто-то боялся темноты или открытой дверцы шкафа или сказочных персонажей.

Вы можете как-нибудь вечером посидеть вместе с ребёнком в тёмной комнате с фонариком, и показать малышу, что пугающие его чудища – это всего лишь очертания стула или шкафа, принявшие непривычный вид в темноте.

В качестве метода проработки страхов хорошо себя зарекомендовала арт-терапия. Не ругайте своих детей, если они рисуют страшные картинки и монстров, это может быть их способ борьбы со страхами. И вы вместе с ребёнком можете нарисовать пугающее чудовище или страшную ситуацию, проговорив это, не критикуя и не подсказывая, а лишь задавая вопросы.

Если ребёнок не может определить точно, что именно его пугает, предложите ему облечь страх в какую-то форму, нарисовать свой страх, а после этого побеседуйте с ним, расспросите его о том, что у него получилось, что он при этом ощущает.  

Спросите: А какого цвета его страх? Где живёт? На какую часть тела похож, или же в какой части тела он обитает? Есть ли у него вкус, запах? Что именно в нём пугает ребёнка?

Такие вопросы помогут дифференцировать эмоции, помогают выявить настоящий объект страха, а также находить способы коррекционной работы, необходимой малышу.

https://www.youtube.com/watch?v=ts8-qr1dcH8

Если ребёнок отказывается под любым предлогом изобразить свой страх, это свидетельствует только о том, что эмоция слишком сильна и глубока. Не расстраивайтесь, если не сможете справиться сами, то обратитесь к специалистам.

Помимо арт-терапии может помочь и разговорная терапия с помощью построения историй через рассказы, сказки. Об этом как раз говорится в книге «Методики рассказывания историй с детьми». Рассказывать истории — эффективный метод при проработке множеств трудностей. Такой метод показывает ребёнку, что у него есть поддержка в вашем лице.

Помните и о тактильном контакте — это самое эффективное средство, способное снимать напряжение во время тревоги и у взрослых и у детей. Давайте ребёнку ощутить физически, как вы его оберегаете.

Если взрослый человек в своё время не избавился от страхов, то во взрослой жизни скорее всего будет испытывать значительные трудности в формировании нормальных семейных отношений, и скорее всего передаст свои страхи и тревоги своим детям.

Некоторые люди во взрослой жизни используют свои детские страхи, сублимируя их в творчество.

Кто-то пишет, создаёт картины, кто-то снимает кино, или визуализирует с помощью фотографии как, например, Джошуа Хоффайн (Joshua Hoffine), создавший реалистичный фотопроект Childhood Fears о детских страхах.

Джошуа верит в то, что человеческие и, особенно, детские страхи зачастую связаны с неизбежностью и случайностью смерти. Страхи вступают в конфронтацию с неуверенностью и обманчивой безопасностью, и порождают монстров вокруг нас.

Спасибо, что дочитали до конца!

В статье использована информация из открытых источников и научных публикаций. Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер. Публикация не может заменить личную консультацию специалиста.

Хотите дополнить информацию в статье или возразить? Мы приветствуем адекватные комментарии, предложения или возражения.

️Запрещено копирование материалов без использования активной ссылки на данный оригинальный источник

О детских страхах — ZDRAVBUD.NET ZDRAVBUD.NET

🎥 Видео

Страхи у детей: 5 способов побороть страх [Супермамы]Скачать

Страхи у детей: 5 способов побороть страх [Супермамы]

Видеоурок «Детские страхи: как помочь ребенку с помощью арт-терапии»Скачать

Видеоурок «Детские страхи: как помочь ребенку с помощью арт-терапии»

ВЫЖИВАЕМ в ДЕТСКИХ СТРАХАХ 24 Часа !Скачать

ВЫЖИВАЕМ в ДЕТСКИХ СТРАХАХ 24 Часа !

Мои Детские Страхи - Стоматолог ... (анимация)Скачать

Мои Детские Страхи - Стоматолог ... (анимация)

РЕБЕНОК БОИТСЯ… // СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ПОБЕДИТЬ ДЕТСКИЕ СТРАХИ.Скачать

РЕБЕНОК БОИТСЯ… // СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ПОБЕДИТЬ ДЕТСКИЕ СТРАХИ.

Как бороться с детскими СТРАХАМИ? Простые советыСкачать

Как бороться с детскими СТРАХАМИ? Простые советы

Выживаем в ДЕТСКИХ СТРАХАХ 24 Часа !Скачать

Выживаем в ДЕТСКИХ СТРАХАХ 24 Часа !

Что делать с детскими страхами? | Про(а)родительствоСкачать

Что делать с детскими страхами? | Про(а)родительство

Джон Кехо. Как проработать страх в подсознании? Как избавиться от страха и тревожности?Скачать

Джон Кехо. Как проработать страх в подсознании? Как избавиться от страха и тревожности?

Как справиться с детскими страхами. Что делать, если у ребенка страх.Скачать

Как справиться с детскими страхами. Что делать, если у ребенка страх.

Что делать с детскими страхами?Скачать

Что делать с детскими страхами?

► ДЕТСКИЕ СТРАХИ: СТРАХ ПОТЕРИ БЛИЗКИХ У РЕБЕНКА. Что делать? Тревожность у детей. | МацпенСкачать

► ДЕТСКИЕ СТРАХИ: СТРАХ ПОТЕРИ БЛИЗКИХ У РЕБЕНКА. Что делать? Тревожность у детей. | Мацпен

Выживаем в ДЕТСКИХ СТРАХАХ 24 часа!Скачать

Выживаем в ДЕТСКИХ СТРАХАХ 24 часа!

Выживаем в Детских Страхах 24 Часа !Скачать

Выживаем в Детских Страхах 24 Часа !

Детские страхи. Страх смерти у детей. Что делать, когда ребёнок боится. Чего нельзя делать.Скачать

Детские страхи. Страх смерти у детей. Что делать, когда ребёнок боится. Чего нельзя делать.

Что делать если РЕБЁНОК БОИТСЯ ТЕМНОТЫ? И другие вопросы о детских страхахСкачать

Что делать если РЕБЁНОК БОИТСЯ ТЕМНОТЫ? И другие вопросы о детских страхах

Детские страхи и кошмары. Что делать если ребенок боится? Отвечает Елизавета КоробкоСкачать

Детские страхи и кошмары. Что делать если ребенок боится? Отвечает Елизавета Коробко
Поделиться или сохранить к себе: