Арт терапия кризисных состояний

Арт терапия кризисных состояний Статьи по психологии
Арт терапия кризисных состояний

Арт терапия кризисных состояний

8th Май , 2017

Условия нашей жизни на современном этапе таковы, что кризисные состояния – проблема достаточно распространенная и актуальная.

Нестабильность, ускоряющиеся темпы, повышенная тревожность и напряженность, неблагополучная экологическая обстановка  приводят к увеличению количества людей, страдающих от затяжных депрессий, одиночества и страхов.

Исследованиями кризисов занимается не только психология, но и конфликтология, социология и ряд других направлений.

Психологам же наиболее интересны кризисы, возникающие в небольших группах. К таковым относятся кризисные состояния семьи, профессиональные и личностные кризисы.

Что такое кризис и зачем нужен психолог

Кризис личности – это специфичный этап развития человека, подразумевающий объединение материальных, духовных и социальных факторов в единое. В такой период человек начинает переоценивать все жизненные ценности.

Обычно этот процесс заканчивается тем, что человек переходит на совершенно иной уровень, характеризующийся целостностью.

Возникающие сильные или продолжительные переживания в таких случаях в большинстве случаев превышают возможности человека, приводя к развитию кризисного состояния.

Важно в такой ситуации помочь человеку определить наиболее верный выход из ситуации, при котором он сможет выйти на новый уровень, не потеряв жизненную энергию и связь с социумом.

Важно своевременно и качественно оказать помощь человеку, что по силам только профессионалу.

Видео:Вебинар "Креативная арт-терапия кризисных состояний"Скачать

Вебинар "Креативная арт-терапия кризисных состояний"

К сожалению, помощь людей, не компетентных в вопросах терапии кризисных состояний может привести к более негативным последствиям, среди которых: нервные расстройства, суицид, социальная дезадаптация.

Только при комплексном профессиональном подходе возможно грамотно помочь человеку выйти из кризисного состояния, затронувшего все уровни его жизни.

Оказать помощь человеку, находящемуся в кризисном состоянии, по силам практически любому психотерапевту, вне зависимости от его специализации.

Однако, есть некоторые методики и направления, которые способствуют более быстрому снятию стресса, чем другие. Среди таких методик и популярная арт-терапия.

Арт терапия кризисных состояний и её применение

Арт терапия – направление, базирующееся на воздействии искусства на человека. Современная интегративная арт терапия – это нетрадиционные для классической психотерапии условия, когда в работу включается третья сторона – произведение искусства.

Специалистами давно доказано, что включение искусства в процесс взаимодействия психотерапевта с пациентом позволяет значительно снизить болезненность переживаемых моментов, положительно сказываясь на общей динамике.

В таком случае искусство становится тем механизмом, который запускает процесс исцеления, а параллельно обучает и способствует лучшей социализации пациента.

Быстрое восстановление ресурсов, заложенных в человека, становится возможным в процессе развития креативности. Задача специалиста – научить пациента творческому отношению к жизни.

Действенность методов арт терапии объясняется их простотой и доступностью понимания, краткостью воздействия, удобством и другими факторами.

Многие проблемы, возникающие в жизни человека, являются отголосками имеющихся в его подсознании конфликтами. Часто приходится подавлять собственные эмоции и их проявление.

В большинстве случаев человек начинает подавлять свои естественные эмоции после получения неодобрения других людей. В таких ситуациях многие психотехники оказываются неэффективны.

Добиться положительных результатов помогает коррекция методами арт терапии. У пациента появляются новые жизненные ценности, беспокоящие симптомы отступают.

Особенно хороших результатов добиваются специалисты, работающие с группой людей, находящихся в кризисном состоянии.

Почему стоит пройти повышение квалификации по арт терапии

Арт терапия сегодня становится очень популярным направлением диагностики и коррекции. Именно это направление позволяет получить хорошую диагностику состояния пациентов, ловко и без вреда обойдя все защитные барьеры.

https://www.youtube.com/watch?v=SQcoSEHZa2M

Использование методов арт терапии позволит Вам ускорить процесс выхода пациентов из кризисного состояния, оказывая эффективную и безболезненную помощь.

Реальность такова, что специалист, компетентный во многих областях ценится гораздо выше чем тот, кто не стремится развиваться и совершенствоваться.

Кому будет полезен курс

Видео:Колошина Т.Ю. Арт терапия в кризисных состоянияхСкачать

Колошина Т.Ю. Арт терапия в кризисных состояниях

Хотите повысить квалификацию и стать специалистом в области арт терапии кризисных состояний? Тогда рекомендуем пройти обучение в нашем институте в рамках курса «Основы арт-терапии в консультировании и групповой работе«.

.

Программа составлена таким образом, что информация будет полезна как практикующим специалистам, так и тем, кто не имеет никакого отношения к профессиональной деятельности в области психологии/педагогики.

Вы получите знания и умения, которые увеличат Вашу ценность как профессионала. Люди без специального образования по завершению обучения смогут оказывать помощь своим близким.

Все прошедшие обучение получают удостоверение о  повышения квалификации установленного образца, которые имеют официальную лицензию Министерства образования. 

Лебедева Людмила |Экстренная арт-терапевтическая помощь в ситуациях острого стресса | Журнал «Школьный психолог» № 4/2009

Арт терапия кризисных состояний

Арт-терапевтические игры, упражнения и техники — эффективная, доступная, простая форма «скорой» психологической помощи, в основе которой — безопасное и естественное для человека изобразительное творчество как своеобразное «транзитное пространство», более надежное и защищенное, нежели слова. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить это словами», — цитирует К. Рудестам одного из своих клиентов.

Невербальные средства наиболее аутентичны для выражения и прояснения травмирующего эмоционального состояния.

Находясь в трудной, стрессовой ситуации, человек, сам того не замечая, спонтанно рисует линии, «каракули», зачеркивает изображения, зачерняет пространство листа бумаги, чертит палкой по песку…

Как правило, данный процесс не контролируется сознанием, это — так называемые свободные рисунки, «почеркушки» как неосознанный способ вынести травмирующие переживания вовне, освободиться от переизбытка эмоций и чувств.

В трудной жизненной ситуации, пишет известный психотерапевт Натали Роджерс, «я рисовала каракули, «выпускала пар» или же играла красками без заботы о результате…Так я заметила, что нахожу успокоение с помощью рисунков». По словам Н.

Роджерс, «когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни.

Видео:Мастер-класс «Особенности ресурсной арт-терапии кризисных состояний»Скачать

Мастер-класс «Особенности ресурсной арт-терапии кризисных состояний»

Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения».

К. Юнг считал изобразительное творчество чрезвычайно важным инструментом для реализации самоисцеляющих возможностей психики.

В ситуациях стресса человек спонтанно обращается к внутренней сфере бессознательного «в поисках сновидений и образов, заключающих в себе потенциальные возможности или семена исцеления» (Д. Аллан).

Как известно, травматичный опыт запечатлевается в образной форме. Поэтому именно процесс художественного творчества является эффективным средством его преодоления: акт художественного творчества сопровождается зачастую очень сильными чувствами и ведет к катарсису (В. Эпплтон;Г. Хульбут).

Аффекты, как известно, развиваются в условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией. Поэтому, чтобы затормозить развитие острого стресса, выйти из конфликтного состояния, необходимо выбрать эффективный способ помощи и самопомощи.

Преимущество арт-терапии в том, что человек, наряду с консультациями специалиста, сможет вполне самостоятельно применять отдельные приемы и упражнения.

К примеру, моделирование конфликта художественными средствами поможет актуализировать и исследовать собственное поведение в состоянии стресса, осознать чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.

Это в конце концов облегчит эмоциональную боль, позволит по крайней мере взглянуть на травмирующую ситуацию по-новому, изменить к ней отношение. Иными словами, изобразительная деятельность сравнима с плацебо-эффектом.

Практика групповой арт-терапии

Предлагаемые в этой статье арт-техники разработаны и неоднократно опробованы мной в учебных группах студентов-психологов в возрасте от 19 до 27 лет, успешно применялись в арт-терапевтической работе с онкобольными женщинами в возрасте от 35 до 60 лет, а также в разновозрастных группах специалистов на семинарах, мастер-классах и в группах повышения квалификации по курсу «Арт-терапия в образовании и социальной работе».

Арт-терапевтическая техника «Линии конфликта»

Техника подходит для работы в группе до 15 человек (эффективна в формате индивидуальной арт-терапии).

Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.

Материалы: листы белой бумаги А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, цветной пластилин, белая глина и фольга.

https://www.youtube.com/watch?v=jPqeAwIRwIY

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

1. Индивидуальная работа

Видео:Психодрама, арт терапия и другие экспрессивные техники в преодолении кризисных состоянийСкачать

Психодрама, арт терапия и другие экспрессивные техники в преодолении кризисных состояний

Инструкция

Нарисуйте субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий».

Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника).

В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку — фломастер другого цвета для обозначения поведения вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги.

После завершения работы переверните лист и отложите его.

На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука изображает линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука — линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.

Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой линии. О чем говорит вам получившийся рисунок? Какой символический смысл он несет? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?

Далее, используя различные материалы (цветной пластилин, глину, фольгу), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния.

Полезно также построить диалоги между линиями и смоделированными образами, что поможет прояснить некоторые существенные нюансы конфликта.

Примечание. каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин — мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий.

К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств.

Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с которым требует значительных усилий и сопровождается затратами энергии.

Еще одно преимущество глины — «бесцветность», что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины становится также специфической областью для проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы.

Таким образом субъективный опыт становится доступным для восприятия и анализа.

Известно, что проекция чувств на внешние объекты — путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается защита, которая обычно есть при вербальном, привычном контакте.

Отмечу, что иногда в качестве способа освобождения от внутреннего напряжения можно наблюдать разрушение уже сделанной фигуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга.

Это — необычный материал, который не только хорошо моделируется и держит форму, но вместе с тем легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания».

Видео:Мастер-класс «Особенности интегративной ресурсной арт-терапии кризисных состояний в условиях изол...Скачать

Мастер-класс «Особенности интегративной ресурсной арт-терапии кризисных состояний в условиях изол...

Помимо этого, фольга — блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за позитивным опытом в детство.

По завершении работы каждому участнику предлагается одним-двумя словами ответить на вопрос: «Какой материал для вас фольга?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения).

Наибольший терапевтический эффект достигается, если после рисования конфликтов участники сначала создают образы себя и оппонента в пластилине, сохраняя цвет сообразно первоначальному выбору в рисунке, а затем повторяют эти же образы в белой глине. Такой порядок облегчает прояснение и трансформацию травмирующей ситуации.

2. Этап вербализации

Если это упражнение выполняется под руководством психолога (арт-терапевта) в группе, участники садятся в круг, по желанию показывают свои рисунки и смоделированные образы, рассказывают не столько о содержании и причинах конфликта, сколько об эмоциональной стороне и поведении в конфликтной ситуации. Остальные участники могут задавать вопросы, например:

— Что вы чувствовали в процессе рисования траектории конфликта и моделирования персонажей?

— Что чувствуете сейчас?

— Прояснили ли для себя, как развивался конфликт и разрешился ли он?

— Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации?

— Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта? Какой опыт удалось приобрести в процессе изобразительной работы?

Безусловно, назначение подобных вопросов не в том, чтобы услышать «протокол» реальных событий. Скорее это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

https://www.youtube.com/watch?v=jPqeAwIRwIYu0026t=2436s

На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять «рисунок» поведения в конфликте, природу своих внутренних переживаний, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.

Видео:Отзыв на программу «Арт-терапия, методы и подходы кризисных состояний» ЕИПППСкачать

Отзыв на программу «Арт-терапия, методы и подходы кризисных состояний» ЕИППП

Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

3. Заключительный этап

Специалист предлагает участникам сессии внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.

Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, смять, уничтожить рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе.

Иногда — о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической защиты.

Принятие подобных откровений — ресурсный старт для личностного роста.

🔥 Видео

🔥Что такое Арт -терапия? | Техники Арт-терапии | ПСИХОЛОГИЯ РЕАЛЬНОСТИСкачать

🔥Что такое Арт -терапия? | Техники Арт-терапии | ПСИХОЛОГИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Консультирование в острых кризисных ситуациях, варианты использования арт-терапии.Скачать

Консультирование в острых кризисных ситуациях, варианты использования арт-терапии.

Мастер-класс «Арт-терапия: от формирования запроса до решения глубинных проблем» Зингман О. Г.Скачать

Мастер-класс «Арт-терапия: от формирования запроса до решения глубинных проблем» Зингман О. Г.

Арт-терапия : МОЕ ТЕКУЩЕЕ И ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ (техника)Скачать

Арт-терапия : МОЕ ТЕКУЩЕЕ И ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ (техника)

Основные правила и техники кризисной терапииСкачать

Основные правила и техники кризисной терапии

Лекция Кристин Керр «Арт-терапия: что это такое?»Скачать

Лекция Кристин Керр «Арт-терапия: что это такое?»

Прямой эфир "Плюсы и минусы в работе психотерапевта кризисных состояний"Скачать

Прямой эфир "Плюсы и минусы в работе психотерапевта кризисных состояний"

ОНЛАЙН-ТРЕНИНГ «АРТ-КОУЧИНГ. КОРРЕКЦИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ»Скачать

ОНЛАЙН-ТРЕНИНГ «АРТ-КОУЧИНГ. КОРРЕКЦИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ»

Арт-терапия, песочная терапия, метафорические карты как методы профилактики эмоционального выгоранияСкачать

Арт-терапия, песочная терапия, метафорические карты как методы профилактики эмоционального выгорания

Лекция Анна Гранатовой "Ресурсные состояния и возможности арт-терапии"Скачать

Лекция Анна Гранатовой "Ресурсные состояния и возможности арт-терапии"

Как арт-терапия помогает понять себя / Бесплатный вебинарСкачать

Как арт-терапия помогает понять себя / Бесплатный вебинар

Арт-терапия. СказкотерапияСкачать

Арт-терапия. Сказкотерапия

Арт-терапия. Техника "Мой кризис".Скачать

Арт-терапия. Техника "Мой кризис".
Поделиться или сохранить к себе: