Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь арт-терапия
Если Вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит арт-терапия
Профессиональный курс “Интегративная арт-терапия”
Арт-терапия (лат. ars – искусство, греч. therapeia – лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арт-терапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.
В разных странах существуют различные модели арт-терапии. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
- Виды арт-терапии
- Применение арт-терапии. Польза арт-терапии. Свойства арт-терапии
- История арт-терапии
- Возможности арт-терапии
- Арт-терапия для взрослых — Лемпинский наркологический реабилитационный центр
- Задачи и функции арт-терапии для взрослых
- Основные приемы арт-терапии для взрослых
- Разновидности арт-терапии для взрослых
- Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых
- Арт терапия для взрослых
- Арт терапия для взрослых и ее особенности
- Взрослые порой не всегда могут понять смысл происходящего
- Лебедева Людмила |Экстренная арт-терапевтическая помощь в ситуациях острого стресса | Журнал «Школьный психолог» № 4/2009
- Практика групповой арт-терапии
- Арт-терапевтическая техника «Линии конфликта»
- Виды и методы арт-терапии для взрослых
- Как это работает
- Упражнения
- 💥 Видео
Виды арт-терапии
Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка.
Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик.
К ней относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.
Был разработан и комплексный метод – арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.
Применение арт-терапии. Польза арт-терапии. Свойства арт-терапии
Техники арт-терапии применяются при достаточно широком спектре проблем.
Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы.
Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.
Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии, как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми. По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки.
Занятие арт-терапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений.
Арт-терапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах.
Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки.
История арт-терапии
Данный термин появился еще в 40-е гг. 20 в. Его начал использовать британский врач и художник Адриан Хилл. Он работал в специальных госпиталях с туберкулезными больными как арт-педагог.
Он обратил внимание на тот факт, что занятия творчеством помогают больным легче и быстрее выздоравливать. При этом пациенты отвлекаются от своих проблем и переживаний.
Нужно сказать, что искусство вообще появилось в древние времена и служило средством коммуникации. В народном творчестве можно увидеть прообраз современной арт-терапии.
Условия для развития арт-терапии начали закладываться вместе с появлением интереса к детскому и примитивному искусству. Люди стали ценить спонтанное выражение эмоций, которое не сдерживалось рамками условности.
https://www.youtube.com/watch?v=jPqeAwIRwIY
В России в последние годы наблюдается быстрое развитие психотерапии. При этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты.
Однако до сих пор не все знают, что представляет собой арт-терапия. Это связано с недостаточным количеством информации. Развитием этой профессии у нас занимаются врачи-психиатры и психотерапевты.
Возможности арт-терапии
Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.
В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.
Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.
Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.
Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.
Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.
Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.
Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая.
Психологический центр обучения Оранжевое солнце Тэги: арт-терапия , польза арт-терапии , Свойства арт-терапии
Видео:Арт-терапия : МОЕ ТЕКУЩЕЕ И ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ (техника)Скачать
Арт-терапия для взрослых — Лемпинский наркологический реабилитационный центр
Арт-терапия — это в буквальном смысле означает лечение искусством. Этот метод психотерапии активно применяется в лечении психологических и соматических проблем.
Изначально в качестве исцеляющего инструмента использовалось изобразительное искусство.
Сегодня же этот метод дополнился другими видами творчества: музыкой, фотографией, лепкой, литературным творчеством, танцами, актерским искусством и т.д.
Задачи и функции арт-терапии для взрослых
Основная задача арт-терапии — научить самопознанию и самовыражению для достижения гармоничного состояния личности. Основной метод — сублимация, то есть перенесение внутренних конфликтов, напряжений в более приемлемый для социума вид. В нашем случае — в творчество.
Современная арт-терапия способна выполнять сразу несколько функций:
– самовыражение;
– снятие напряжения;
– повышение самооценки;
– гармонизация внутреннего мира;
– развитие личности;
– нормализация отношений в социуме;
– осознание психологических проблем.
Этот метод психотерапии помогает увидеть и высвободить негативные эмоции, внутренние переживания цивилизованно, без ущерба для окружающих людей и вещей. Он позволяет пережить их и изменить, тем самым сняв груз трудной жизненной ситуации и облегчив жизнь.
Другими словами творчество в тандеме с психологическими приемами обходит «цензуру» левого полушария мозга, которое контролирует наши слова. И все страхи, комплексы и зажимы выходят на поверхность — на лист бумаги, в движения танца, в форму скульптуры и т.д.
Используя простые на первый взгляд приемы, арт-терапия незаметно для пациента проводит диагностику его душевного и физического состояния, лечит выявленные проблемы и просто приносит массу удовольствия. Она основана на эффекте спонтанности, как и любой вид творчества. Но не требует специальных талантов или способностей.
https://www.youtube.com/watch?v=Ab—i2DV2R0
Лечение искусством можно назвать одним из самых безопасных, универсальных и приятных методов психотерапии, успешно применяемых у пациентов любого возраста.
Основные приемы арт-терапии для взрослых
Как уже упоминалось, главная «фишка» арт-терапии для взрослых — спонтанность и отсутствие требований в отношении наличия способностей или талантов. Именно в таком случае, когда пациент не зацикливается на том, насколько красиво и профессионально он творит (рисует, сочиняет стих или сказку, танцует или лепит), он способен отразить в созданном образе свое истинное внутреннее «Я».
Современное арттерапевтическое лечение включает два основных приема:
- Использование творческо-креативных способностей человека для выявления, воссоздания и разрешения травмирующей ситуации;
- Преобразование негативного воздействия аффекта в позитивный, исходя из природы эстетической реакции.
Психокоррекция с использованием творчества может проводиться несколькими способами. К примеру, работа с пациентом по определенной схеме. В этом случае перед человеком ставится определенная задача — создать рисунок (поделку) по некому шаблону на заданную тему. Здесь уделяется внимание сочетанию и яркости цветового оформления, формам и нюансам в выполнении деталей.
Другим способом проведения арт-терапии является общение «на вольные темы». Он предполагает свободный выбор темы, материала, сюжета и инструментов для самовыражения. В конце такого занятия оценке подлежат именно критерии выбора пациента и манера выполнения задания.
Примечательно, что скорректировать свое внутреннее состояние посредством творчества можно и без помощи психолога или психотерапевта.
Более того, есть четкая позиция, что арт-терапия — это «инсайт-ориентированная методика». То есть методика, благодаря которой человек сам должен найти свою проблему.
Поэтому, если вы решитесь исцелить свою душу в стиле «арт» самостоятельно, запомните несколько истин:
– Не стесняйтесь и не пытайтесь рисовать (лепить, танцевать, сочинять) красиво. Важен сам процесс — вырисовать, вытанцевать, вылепить свой стресс, страх или дискомфорт.
– Не страшно, если вы не разберетесь со своим творением сразу — понимание проблемы не всегда приходит сразу. Поэтому результаты своего лечебного творчества лучше сохранить и периодически пересматривать — с разных ракурсов и в разном настроении. Согласно догмам арт-терапии, рано или поздно вы обязательно увидите и саму проблему, и ее корни.
Терапия искусством эффективна даже тогда, когда вы не совсем понимаете ее суть и механизм действия. Оно лечит «по факту», уже в процессе того, как вы творите.
Разновидности арт-терапии для взрослых
На сегодня существуют следующие виды арт-терапии: изотерапия (лечение рисованием), игротерапия, музыкотерапия, данстерапия (лечение танцем), сказкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, видеотерапия, мульт-терапия, маскотерапия, драматерапия (лечение театральным искусством), библиотерапия (лечение книгами). Кроме того, лечение творчеством может проходить активно (посредством самостоятельного создания творений) и пассивно (с использованием уже созданных кем-то произведений). Оно может совершаться самостоятельно, индивидуально или в группе.
Изотерапия
Изотерапия предполагает собой коррекцию психосоматического состояния с использованием изобразительного искусства. Чаще всего — рисования.
Это наиболее распространенный метод арт-терапии, в основу которого положена зависимость цветового оформления творения от эмоционального состояния его творца.
Так, преобладание в рисунке ярких сочных красок трактуется как позитивное творческое самовыражение, пастельных тонов — как признак тонкой и чувствительной душевной организации.
Есть несколько советов относительно успешности изотерапии:
- В состоянии агрессии, злости, раздражительности отдавайте предпочтение лепке — она лучше справляется с сильными негативными эмоциями.
- Составление коллажей тоже используется в качестве техники арт-терапии, но применять его лучше уже на заключительной стадии занятий. Оставьте всю «черную» работу рисункам.
- Обеспечьте себе широкую цветовую палитру.
- Выбор инструмента для творения остается за вами. Это могут быть фломастеры, карандаши, ручки, но предпочтение лучше отдать краскам. Считается, что работа с пластичной кистью дает больше свободы и раскрепощения. Такие эффекты особенно важны в начале терапии.
- Оставьте стремление рисовать красиво и правильно — не используйте для этого линейки, циркули и т.п. Все должно рисоваться от руки.
- В качестве объекта творения можно выбирать как уже существующие программные рисунки (архетипы), так и создавать свои индивидуальные проекты.
Музыкотерапия
Эффект активного влияния музыки на человеческий организм был замечен еще в ХIX веке. Проводником такого эффекта являлись именно эмоции, вызванные прослушиванием того или иного музыкального произведения.
Воздействие музыки происходит посредством нескольких механизмов:
Звуковые вибрации стимулируют обменные процессы и могут изменять некоторые физиологические параметры (двигательную функцию, дыхательную, сердечно-сосудистую).
Ассоциативные связи, вызванные восприятием или исполнением музыки, влияют на психическое состояние человека.
https://www.youtube.com/watch?v=tL8nvz8I41o
Существует несколько видов музыкотерапии: пассивная (прослушивание музыкальных произведений) и активная (пение, исполнение музыки, танцы).
Основные этапы музыкотерапии:
- Подстройка. На этом этапе подбирается мелодия (песня), которая соответствует настроению.
- Ведение. Следующее музыкальное произведение должно мягко и незаметно нейтрализовать выявленные первой мелодией чувства. То есть вселять надежду, утешать.
- Закрепление. Третья мелодия является закрепителем положительного эффекта — давать уверенность в своих силах, вселять твердость духа.
В последнее время большую популярность набирает караоке, которое в Японии очень активно используется в качестве способа для снятия стресса. Там даже оборудованы специальные центры, состоящие из множества максимально комфортных индивидуальных кабинок, выполненных из шумопоглощающего материала и «начиненных» соответствующей аппаратурой.
Однако первенство в отношении эффективности воздействия на психику человека остается все-таки за классической музыкой. Только она способна не давать эффекта пресыщения.
Так, при депрессивном состоянии рекомендуют послушать «Реквием» Моцарта, Вступление к 5-й симфонии Чайковского или «Смерть» Грига. При тревожности — вальсы Штрауса, прелюдии и мазурки Шопена.
Для снятия агрессивности — «Сентиментальный вальс» Чайковского, «Порыв» Шумана или «Итальянский концерт» Баха. Для бодрости — «Аделиту» Перселла или «Чардаш» Монти, для расслабления — «Времена года» Чайковского («Июнь.
Баркарола»), «Старинную песенку» или «Пастораль» Безе.
Конечно же, вы сами можете составить свой индивидуальный перечень музыкальных произведений на любое настроение. И не обязательно классики — главное, чтобы вы ощущали, что она оказывает положительно влияние.
Важно! Музыка сама по себе — волшебство, которое может исцелить душу. Однако с точки зрения психологии большего эффекта можно достичь не столько от ее прослушивания, сколько от исполнения.
Фототерапия
Коррекция психического состояния человека при помощи фотографии — один современных методов психотерапии, способный решить многие психологические проблемы, развить и гармонизировать личность. Для этого могут использоваться как готовые снимки, так и специально созданные фото.
Основой метода является работа психолога с пациентом в контексте его восприятия фотографии: эмоционального фона, привязки к деталям, времени, когда она сделана. Это могут быть фото самого пациента или заранее подготовленные специалистом вырезки, журналы, коллажи.
Первые помогают выявить проблему в отношениях внутри семьи, роль в ней и скрытые обиды, невысказанные эмоции. Они же могут выявить внутренние комплексы в отношении своей внешности или позиции в жизни.
Это особенно важно, если у человека мало фотографий или нет их вообще. Насторожить специалиста может и противоположный факт — наличие большого количества фото, где человек один или находится в центре сюжета.
Фото, никак не связанные с пациентом, часто помогают выявить секреты из личной жизни, отношение к противоположному полу.
Фототерапия предполагает работу в разных ракурсах: создание, восприятие человеком фотографических образов, их обсуждение и добавление (при необходимости) творческой составляющей.
В качестве последней могут быть использованы изобразительные техники, сочинение притч, историй, сказок.
Такие занятия по арт-терапии могут включать рисование, составление фотоколлажей, изготовление из фотографий фигур и игру с ними, художественное описание и т.п.
Человеческая натура многогранна и изменчива, а сам человек — индивидуален. Поэтому видовая палитра арт-терапевтических методик постоянно пополняется новыми методами самовыражения и самопознания.
Самые эффективные техники арт-терапии для взрослых
Упражнений и методик лечения творчеством существует очень много. Их можно практиковать самостоятельно или прибегать к помощи квалифицированного специалиста. И сами упражнения, и их трактовку можно легко отыскать в специальных изданиях или на просторах интернета.
https://www.youtube.com/watch?v=QRc_BNcSHWs
Наиболее простые для самостоятельного использования арттерапевтические упражнения:
– «Работа с творческим мусором». Проведите ревизию своих ящиков и выньте наружу все, что давно не нужно, но жалко выбросить (скрепки, фантики, календарики, фломастеры, ручки и т.д.).
Отберите из этих «сокровищ» только те, которые ассоциируются у вас с чем-то негативным — обидами, страхами, неудачами.
Составьте из этого стройматериала композицию, проанализируйте ее, поблагодарите каждый «кирпичик» за опыт и жизненный урок и утилизируйте.
– «Сказка о герое». Возьмите листочки и ручку, создайте приятную атмосферу (свет, музыка, удобный стул или кресло), расслабьтесь и напишите сказку. Перед началом создания творения определитесь с Героем (Героиней), их характером и образом жизни, местом и временем действия.
Придерживайтесь стандартной схемы: зачин, препятствия, их преодоление и хеппи-энд, где Герой получает не только желанное вознаграждение, но и бесценные опыт и знания, которые изменяют его жизнь к лучшему.
Перечитайте сказку, найдите свое сходство с Героем и определите, на каком этапе сказки вы находитесь сейчас и что вам нужно сделать, чтобы дойти до счастливого финала.
– «Мое настроение». Нарисуйте на листе свое настоящее настроение. Для этого можно использовать любой метод (пейзаж, абстракционизм, погоду) и любые инструменты (краски, карандаши, фломастеры).
Внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь определить, какие эмоции он выражает — грусть, радость, воспоминания, ожидания. Задумайтесь, соответствуют ли эти эмоции вашим желаниям. Если нет, смело беритесь за трансформацию рисунка, чтобы преобразовать его в нужное настроение.
Для этого его можно дорисовывать, докрашивать, убирать линии или даже части листа, обрезать или дополнять новыми элементами.
– «Лепим монстра». Для того чтобы избавиться от внутренних «монстров» (конфликтов, комплексов, страхов и агрессии), можно их материализовать и уничтожить физически. К примеру, вылепить из выбранного самостоятельно материала.
Подумайте о вашей самой большой проблеме, представьте ее образ и перенесите его на материал. Когда фигурка будет готова, выскажите ей «в лицо» все, что накипело внутри.
После такого «душевного» разговора нейтрализуйте ее, переделав во что-то более положительное.
– «Кактус». Очень простой тест, в ходе которого нужно нарисовать кактус на листе бумаги с помощью простого карандаша. Оценка рисунка проводится по следующим параметрам.
Положение на листе: в центре — адекватная самооценка, сосредоточенность на настоящем; внизу — низкая самооценка; вверху — завышенная самооценка; слева — сосредоточенность на прошлом, справа — на будущем. Размер: меньше 1/3 листа — заниженная самооценка, 2/3 и больше — завышенная.
Линии: четкость — уверенность, штриховка — признак тревоги, прерывистость — импульсивность, сильный нажим — напряжение, слабый — пассивность, уныние. Иголки: чем их больше, тем больше уровень агрессивности.
Интересно! Методами арт-терапии для взрослых считаются и такие казалось бы обыденные дела, как маникюр и педикюр, макияж и любое рукоделие. Сюда же можно отнести ведение дневника или блога.
Видео:🔥Что такое Арт -терапия? | Техники Арт-терапии | ПСИХОЛОГИЯ РЕАЛЬНОСТИСкачать
Арт терапия для взрослых
20th Июнь , 2016
Современная арт терапия – направление, популярное не только при работе с детьми, но и со взрослыми. Если в детском возрасте развитие мелкой моторики способствует совершенствованию мозга, то во взрослом состоянии подобные занятия помогают уже не обучаться, а исцеляться.
Доказано, что данный вид терапии помогает справиться даже с очень запущенными случаями, устраняя апатию и безынициативность. Порой она позволяет добиться даже лучших результатов, чем медикаментозное лечение.
На заре своего зарождения арт-терапия была связана с кабинетами врачей – психологов, однако сегодня практиковать её могут и не профессионалы. Ни один другой метод не поможет провести такую глубокую диагностику состояния и лечить, доставляя человеку позитивные эмоции, чувство глубокого самоудовлетворения и счастья.
https://www.youtube.com/watch?v=agf1sP3WOAQ
Связано это с возможностью удовлетворения человеческой потребности в самоактуализации средствами арт терапии. Современный мир порой не оставляет человеку подобной возможности, и поэтому порой даже преуспевающие люди чувствуют себя несчастливыми.
Особенно действенна арт-терапия для взрослых в периоды сильного стресса. В такие моменты результаты получаются самые яркие, а увидеть их можно сразу. Ни одна другая методика не позволит получить подобных результатов.
Арт терапия для взрослых и ее особенности
Арт-терапия для взрослых при постоянном применении лучшая профилактика стресса. Поэтому не стоит доводить себя до депрессии и неврозов, когда можно успешно избежать их. Связано это с уникальностью творческой деятельности, выносящей на поверхность листа все подсознательное, всё самое потаённое.
Любой творческий процесс способен пройти мимо нашего сознания выплеснуть наружу все тайные страхи и скрытые переживания. Сознание не выпускает наружу слова, но бессильна перед символами и художественными образами.
При этом свободный творческий процесс возможен только при условии, что перед Вами не стоит задачи нарисовать красиво. Только при этом условии возможно забыть о стеснении и нерешительности. А сам процесс рисования поможет добиться прогресса в решении психологических проблем.
Другой вопрос: кто проводит анализ полученного результата на плоскости листа или в объеме. Специалисты говорят о том, что это должен делать сам автор. Особенно если работа индивидуальна, ведь взрослый человек способен сам многое понять, глядя на результат своего творчества.
Порой даже самый мудрый специалист не в силах понять то потаённое, что увидит тот, кто создал изображение. Да и многие специалисты считают, что пациент сам обязан прийти к осознанию. Конечно, о подобных результатах нельзя говорить на первом же занятии и сразу после окончании работы. Лишь по истечении времени, вернувшись вновь к созданной работе, человек способен переосмыслить её.
Взрослые порой не всегда могут понять смысл происходящего
Однако, имеет смысл объяснить, что важен не столько результат, как сам процесс. Уже после создания рисунка становится легче, даже без его понимания и переосмысления. Арт терапия для взрослых лечит уже самим действием, стоит помнить об этом.
Материалы для проведения занятия выбирают индивидуально, в зависимости от тех проблем, которые есть у человека. Так, тем, кто безрезультатно пытается побороть разрушительные негативные эмоции, специалисты рекомендуют выбрать лепку, ведь она поможет успокоиться, в то время как рисунок будет раздражать.
На первых занятиях стоит заниматься рисунком и лишь затем, когда пришедший к специалисту взрослый готов, переходить к созданию коллажей из журнальных вырезок. Когда вся основная корректирующая работа уже проведена, можно спокойно перейти к заключительной стадии терапии, позволяющей создать работу при минимальных усилиях.
В арсенале специалиста всегда должен быть широкий выбор инструментов для творчества. Но, стоит помнить, что краски всегда предпочтительнее, так как только они дают полную свободу. Карандаш и фломастеры не способны раскрепостить также как пластичная и податливая кисть.
Также стоит учитывать тот факт, что рисунки, получаемые на арт терапии для взрослых не обязаны быть идеальными, поэтому дополнительные инструменты, такие как линейка, циркуль и прочее стоит исключить из арсенала. Только рука и кисть/карандаш/фломастер.
Арт-терапия для взрослых помогает в решении многих взрослых проблем, связанных с перегрузками и стрессами. Однако это не значит, что на занятии могут присутствовать только взрослые. Вы можете брать на занятия и своих детей – это будет не только способствовать укреплению семьи, но и поможет отследить изменения состояния ребенка, увидеть его скрытые переживания.
Помните, что арт-терапия для взрослых – это мир, помогающий уставшему от внешнего мира человеку открыть себя. Это уникальная возможность проведения самодиагностики и самоисцеления.
Видео:Арт-терапия онлайн занятия по психологии | Московское долголетиеСкачать
Лебедева Людмила |Экстренная арт-терапевтическая помощь в ситуациях острого стресса | Журнал «Школьный психолог» № 4/2009
Арт-терапевтические игры, упражнения и техники — эффективная, доступная, простая форма «скорой» психологической помощи, в основе которой — безопасное и естественное для человека изобразительное творчество как своеобразное «транзитное пространство», более надежное и защищенное, нежели слова. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить это словами», — цитирует К. Рудестам одного из своих клиентов.
Невербальные средства наиболее аутентичны для выражения и прояснения травмирующего эмоционального состояния.
Находясь в трудной, стрессовой ситуации, человек, сам того не замечая, спонтанно рисует линии, «каракули», зачеркивает изображения, зачерняет пространство листа бумаги, чертит палкой по песку…
Как правило, данный процесс не контролируется сознанием, это — так называемые свободные рисунки, «почеркушки» как неосознанный способ вынести травмирующие переживания вовне, освободиться от переизбытка эмоций и чувств.
https://www.youtube.com/watch?v=SXK-21R4tTY
В трудной жизненной ситуации, пишет известный психотерапевт Натали Роджерс, «я рисовала каракули, «выпускала пар» или же играла красками без заботы о результате…Так я заметила, что нахожу успокоение с помощью рисунков». По словам Н.
Роджерс, «когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни.
Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения».
К. Юнг считал изобразительное творчество чрезвычайно важным инструментом для реализации самоисцеляющих возможностей психики.
В ситуациях стресса человек спонтанно обращается к внутренней сфере бессознательного «в поисках сновидений и образов, заключающих в себе потенциальные возможности или семена исцеления» (Д. Аллан).
Как известно, травматичный опыт запечатлевается в образной форме. Поэтому именно процесс художественного творчества является эффективным средством его преодоления: акт художественного творчества сопровождается зачастую очень сильными чувствами и ведет к катарсису (В. Эпплтон;Г. Хульбут).
Аффекты, как известно, развиваются в условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией. Поэтому, чтобы затормозить развитие острого стресса, выйти из конфликтного состояния, необходимо выбрать эффективный способ помощи и самопомощи.
Преимущество арт-терапии в том, что человек, наряду с консультациями специалиста, сможет вполне самостоятельно применять отдельные приемы и упражнения.
К примеру, моделирование конфликта художественными средствами поможет актуализировать и исследовать собственное поведение в состоянии стресса, осознать чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.
Это в конце концов облегчит эмоциональную боль, позволит по крайней мере взглянуть на травмирующую ситуацию по-новому, изменить к ней отношение. Иными словами, изобразительная деятельность сравнима с плацебо-эффектом.
Практика групповой арт-терапии
Предлагаемые в этой статье арт-техники разработаны и неоднократно опробованы мной в учебных группах студентов-психологов в возрасте от 19 до 27 лет, успешно применялись в арт-терапевтической работе с онкобольными женщинами в возрасте от 35 до 60 лет, а также в разновозрастных группах специалистов на семинарах, мастер-классах и в группах повышения квалификации по курсу «Арт-терапия в образовании и социальной работе».
Арт-терапевтическая техника «Линии конфликта»
Техника подходит для работы в группе до 15 человек (эффективна в формате индивидуальной арт-терапии).
Арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества.
Материалы: листы белой бумаги А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), скотч, цветной пластилин, белая глина и фольга.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
1. Индивидуальная работа
Инструкция
Нарисуйте субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию как «разговор двух линий».
Для этого сначала возьмите лист бумаги формата А4, поставьте на нем цифру 1, прикрепите к столу скотчем, чтобы лист не скользил в процессе работы. Выберите два фломастера (карандаша или мелка) разных цветов, условно обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника).
В рабочую руку возьмите фломастер того цвета, которым будет нарисована линия вашего поведения в конфликте. В нерабочую руку — фломастер другого цвета для обозначения поведения вашего условного оппонента. Изобразите динамику конфликтной ситуации с помощью линий, не отрывая фломастеров от бумаги.
После завершения работы переверните лист и отложите его.
На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука изображает линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука — линии вашего собственного поведения (прежним цветом). Словом, первоначально выбранный цвет фломастеров сохраняется и на втором листе бумаге.
https://www.youtube.com/watch?v=IxQHe8zqraI
Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ «от лица» каждой линии. О чем говорит вам получившийся рисунок? Какой символический смысл он несет? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?
Далее, используя различные материалы (цветной пластилин, глину, фольгу), изобразите исход ситуации: создайте метафорические образы себя и оппонента в результате конфликтного противостояния.
Полезно также построить диалоги между линиями и смоделированными образами, что поможет прояснить некоторые существенные нюансы конфликта.
Примечание. каждый из перечисленных художественных материалов имеет свои свойства, особенности и, следовательно, свои возможности. Пластилин — мягкий, пластичный материал, поэтому лепка не требует слишком больших усилий.
К тому же он окрашен, что дает возможность продолжить работу над объемным изображением в тех же цветах, которые были выбраны для «линий конфликта». В итоге усиливается осознание и отреагирование психотравмирующих эмоций и чувств.
Глина, напротив, более плотный, упругий природный материал, работа с которым требует значительных усилий и сопровождается затратами энергии.
Еще одно преимущество глины — «бесцветность», что провоцирует свободные ассоциации. Образ из белой глины становится также специфической областью для проекции глубинных (вытесненных, скрытых) переживаний автора работы.
Таким образом субъективный опыт становится доступным для восприятия и анализа.
Известно, что проекция чувств на внешние объекты — путь к символизации и признанию этих чувств. Фантазии, изображенные на бумаге или выполненные в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы над образами из пластилина или глины снижается защита, которая обычно есть при вербальном, привычном контакте.
Отмечу, что иногда в качестве способа освобождения от внутреннего напряжения можно наблюдать разрушение уже сделанной фигуры. Особенно часто это происходит, если в арт-терапевтической работе с конфликтами используется фольга.
Это — необычный материал, который не только хорошо моделируется и держит форму, но вместе с тем легко рвется, требует предельной осторожности. Иногда участники приписывают фольге свойства «сопротивляемости и непослушания».
Помимо этого, фольга — блестящая, праздничная и «ресурсная» в том смысле, что пробуждает ранние детские воспоминания, возвращает за позитивным опытом в детство.
По завершении работы каждому участнику предлагается одним-двумя словами ответить на вопрос: «Какой материал для вас фольга?» Ответ, с большой долей вероятности, может интерпретироваться как актуализированная характеристика-метафора самовосприятия (самоотношения).
Наибольший терапевтический эффект достигается, если после рисования конфликтов участники сначала создают образы себя и оппонента в пластилине, сохраняя цвет сообразно первоначальному выбору в рисунке, а затем повторяют эти же образы в белой глине. Такой порядок облегчает прояснение и трансформацию травмирующей ситуации.
2. Этап вербализации
Если это упражнение выполняется под руководством психолога (арт-терапевта) в группе, участники садятся в круг, по желанию показывают свои рисунки и смоделированные образы, рассказывают не столько о содержании и причинах конфликта, сколько об эмоциональной стороне и поведении в конфликтной ситуации. Остальные участники могут задавать вопросы, например:
— Что вы чувствовали в процессе рисования траектории конфликта и моделирования персонажей?
— Что чувствуете сейчас?
— Прояснили ли для себя, как развивался конфликт и разрешился ли он?
— Изменилось ли понимание причин и последствий конфликтной ситуации?
— Как теперь видится собственная роль и роль оппонента в инициировании конфликта? Какой опыт удалось приобрести в процессе изобразительной работы?
Безусловно, назначение подобных вопросов не в том, чтобы услышать «протокол» реальных событий. Скорее это вопросы-подсказки для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.
https://www.youtube.com/watch?v=gr4epS7xjJo
На данном этапе клиенту предлагается занять активную позицию, взять на себя ответственность, пытаясь понять «рисунок» поведения в конфликте, природу своих внутренних переживаний, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.
Важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.
3. Заключительный этап
Специалист предлагает участникам сессии внести в свои работы желаемые изменения, трансформировать визуальные образы или поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.
Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, смять, уничтожить рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе.
Иногда — о символическом признании автора самому себе, осознании собственной роли «инициатора конфликта», которая прежде сознательно или неосознанно вытеснялась, подменялась какой-либо формой психологической защиты.
Принятие подобных откровений — ресурсный старт для личностного роста.
Видео:Арт Терапия "Карта моего внутреннего мира"Скачать
Виды и методы арт-терапии для взрослых
Арт-терапия возникла сравнительно недавно, в первой трети двадцатого столетия, а сегодня стремительно и активно методы арт-терапии набирают обороты. Слово «арт» обозначает творчество, так что фактически арт-терапию можно называть терапией с помощью творчества.
Творческая терапия как метод психологической коррекции с успехом применяется для лечения детей, взрослых и стариков и задействует рисование, лепку, плетение, танцы или сочинение в качестве основных приемов.
Что же такое настоящая арт-терапия, и зачем она нужна? Занятия «лечебным творчеством» применяются очень широко и в самых разных случаях достигают положительного эффекта.
Широко применяется арт-терапия для подростков, детей, для беременных женщин.
Она используется на психологических консультациях, при психотерапевтическом лечении, во время реабилитации после травм – как физических, так и психологического характера.
Методики арт-лечения очень эффективны для снятия стресса, борьбы с депрессией, апатией, фобиями, агрессией. Различные техники современной арт-терапии помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, успокоить ум и душу.
Для каких бы целей ни применялись те или иные виды современной арт-терапии, она всегда дает результат и, что характерно, не имеет нежелательных побочных эффектов.
Огромное отличие арт-техники еще и в том, что для лечения человек не обязан коммуницировать, он проявляет свое «Я» в образах через визуальное искусство, а не через общение. А для очень многих людей в стрессовом состоянии это крайне важно.
Такое лечение не вызывает у человека никакого сопротивления, оно всегда добровольно и полностью безопасно.
В арттерапевтических целях могут применяться самые разные виды творчества. Возникающий и все больше растущий интерес к этой методике расширяет ее границы, и если раньше к арт-терапевтическим упражнениям можно было отнести в основном изобразительное искусство, то на сегодняшний день «инструменты» лечебного искусства очень разнообразны. В качестве арт-техник применяются такие виды искусств:
- Рисование, живопись.
- Лепка, скульптура.
- Плетение, мандала.
- Скрапбукинг, коллажирование.
- Фотография.
- Моделирование.
- Шитье, вязание, рукоделие.
- Танцевальная терапия.
- Пение (музыкальная терапия).
- Игра на музыкальном инструменте.
- Актерская игра, пантомима.
- Написание прозы или стихов.
- Сочинение сказок (сказкотерапия).
Цели арт-техник – это улучшение психологического и эмоционального состояния, самовыражение, снятие напряжений, избавление от страхов, тревожности, агрессии, депрессии, апатии, поднятие жизненного тонуса и настроения. И это действительно работает!
Как это работает
Психология отмечает, что арт-терапевтические упражнения помогают в самых разных случаях, и многие психологи даже рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно арт-терапию в школах, поскольку именно для подростков психологические проблемы особенно актуальны.
https://www.youtube.com/watch?v=ZiT5SflycGk
У техники нет никаких противопоказаний, она проста, приятна и не вызывает сопротивления, как бывает с групповой терапией или другими психологическими методами. Сопротивления попросту не может возникнуть, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия по арт-терапии – это настоящая радость для дошкольников и детей школьного возраста!
Работает арт-терапия просто: если говорить кратко, она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию.
Во-первых, необходимо найти тот вид искусства, который человеку ближе, который не вызовет у него негативных эмоций, страха или смущения.
Например, человеку стеснительному и зажатому не следует навязывать пение или актерскую игру, стоит начать с рисования или лепки.
Для подростков с повышенной агрессивностью подходят смешанные техники – рисование успокоит нервы, а игра в любительском театре поможет адаптироваться социально и научит позитивному отношению к окружающим.
Выбирать направление должен психолог, однако это можно сделать и самостоятельно, наблюдая за процессом и результатами.
За основу в арт-терапии всегда берется вид творчества, с которым несложно справиться, в котором не нужны какие-то особые навыки и которым может заняться абсолютно каждый.
На первом этапе самое важное – начать. Для начала, выбрав технику и направление, следует просто уделить некоторое время занятию, и все.
Если это рисование – следует просто взять краски и рисовать, не важно – что и как. Человек «отключается» и рисует цветные линии, пятна, узоры, неясные формы, а не что-то конкретное.
В этом процессе ребенок или взрослый расслабляется, его нервная система постепенно нормализуется.
Важно в течение первого этапа просто научиться заниматься творчеством без оценки, без попытки достичь какого-то результата, а наслаждаться самим процессом. Зачастую это самый трудный этап, потому что с детства нас учат, что творчеством могут заниматься лишь одаренные люди, а если ты рисовать не умеешь – так и не берись.
Психология искусства помогает перевернуть взгляд на этот вопрос, и в арт-техниках важен именно процесс, а не результат. Приятный побочный эффект занятий – это повышение самооценки. Человек перестает считать себя неталантливым или бездарным, становится смелее и учится самовыражаться без страха быть непонятым или осужденным.
На следующем этапе начинается работа с внутренними проблемами. Человеку предлагается изобразить то, что его тревожит (страх, проблему), в абстрактной или конкретной форме. Если это, скажем, песочная или глиняная арт-терапия, рисование, живопись – можно визуализировать проблему, вылепив или нарисовав свой страх, изобразив всю ситуацию в красках.
Если это, например, арт-терапия не индивидуальная, а групповая – скажем, актерское мастерство, – то проблему можно разыграть по ролям. Это очень важный этап, к которому следует подходить осторожно. Человек должен как бы увидеть ситуацию со стороны, а не погружаться в нее с головой.
Затем идет завершающий этап – разрешение проблемы. Предположим, во время сеанса детской арт-терапии ребенок нарисовал свой страх – большую собаку, которая на него лает, показывая огромные острые зубы. Теперь ребенку предлагается «победить» собаку, сделать ее нестрашной. Как это сделать – ребенок сам придумывает, но ему можно и помочь.
Можно пририсовать собаке розовые крылышки и придумать, будто она не лает, а поет песенку. Сделать так, чтобы страх обернулся обратной стороной и пугающее стало смешным и забавным.
Важно, чтобы борьба со страхом (или другой проблемой) была не агрессивной – нельзя, чтобы ребенок нарисовал, будто он бьет собаку или причиняет ей какой-либо вред, так как этот подход не поможет, а лишь усугубит проблему.
Читайте так же: Развитие ребенка по месяцам до года
Такие методы арт-терапии в работе с детьми, взрослыми и группами подростков очень эффективны, но могут требовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой может потребоваться год и больше.
https://www.youtube.com/watch?v=PgNJmlSoUoM
Психология человека устроена таким образом, что внутренняя проблема может быть решена, но напомнит о себе через какое-то время, так что эти методы могут применяться всегда, просто по желанию человека. Тем более что процесс – приятный, легкий и не требует ничего сложного!
Арт-терапия, применяемая для детей, подростков и взрослых, может быть и просто в виде занятий творчеством.
Рисование цветными карандашами и красками прекрасно помогает справиться с состоянием нервного напряжения, стресса и апатии, цветотерапия избавляет от депрессии и страхов, лепка поможет сконцентрироваться, гармонизирует состояние, успокаивает и помогает разобраться в себе. Групповые арт-методики, например игра в театре, танцы, прекрасно подходят для борьбы с социопатией, агрессией, закомплексованностью, неуверенностью в себе.
Важнейшее условие любого направления арт-терапии – это творить, не задумываясь о факторе художественной ценности создаваемого арт-объекта, и сосредоточивать внимание исключительно на процессе, а не на результате.
Сублимация – основной механизм, который и помогает справиться с волнующей ситуацией. Это связано с тем, что во время занятия творчеством человек перенаправляет свою энергию со страха в самовыражение, и наступает терапевтический эффект.
С помощью творческой энергии человек трансформирует страх, тревогу или агрессию в другие качества, меняет свое внутреннее отношение к сути проблемы и меняется сам. Происходит это бессознательно, на глубоком психологическом уровне, но эффект – налицо.
Упражнения
Есть множество прекрасных упражнений из арт-терапии, которые можно выполнять самостоятельно, прямо дома. Вы можете провести небольшое занятие для своего ребенка или заняться ими сами, для своей пользы. Приготовьте все необходимые материалы, постарайтесь создать спокойную, уютную атмосферу, выключите телевизор и музыку, отключите телефон, чтобы никто не помешал вам. И приступайте!
1. Поскольку основная функция арт-терапии – менять внутреннее состояние от плохого к позитивному, улучшать психическое здоровье и гармонизировать внутреннее состояние, то можно прямо сейчас, самостоятельно попробовать простое упражнение, которое поднимает настроение. Это занятие по арт-терапии хорошо для детей и взрослых, оно помогает улучшить настроение и «подружиться» с собой.
Понадобится лист бумаги и инструменты для рисования (только цветные) – карандаши, фломастеры или любые краски. Задание – нарисовать свое собственное настроение, используя фантазию и ассоциации. Это может быть просто набор цветных пятен или линий, может – пейзаж, образ, животное, предмет. Все, что угодно! Любые образы, которые передадут ваше настроение.
После того как рисунок будет готов, задача – сделать настроение таким, как хочется. Можно сделать рисунок ярче, поменять в нем что-либо, дорисовать – одним словом, поменять в лучшую сторону, меняя свое собственное настроение!
2. Еще одно прекрасное упражнение по арт-терапии, связанное с рисованием, – это «автопортрет». Это упражнение поможет разобраться в себе (или в ребенке), увидеть со стороны свое отношение к собственной персоне, а также скорректировать его в более позитивную сторону и увидеть, что нужно поменять, над чем поработать.
Задание очень простое – нарисовать автопортрет, то есть себя самого, лицо или в полный рост. А уже потом, когда рисунок будет готов, поменять и дополнить его – сделать таким, как хочется.
Поменять прическу, одежду, выражение лица и цвет волос – все, что угодно.
Этот прием в арт-терапии применяется для подростков и взрослых, помогает поднять самооценку, поверить в себя, вдохновляет на работу над собственными несовершенствами.
3. Очень эффективный вид арт-терапии – это сказкотерапия. Сочинение сказки – метод, который может на первый взгляд показаться «валянием дурака», но эффект от этого очень серьезный. Этот вид арт-терапии подходит для пожилых людей, взрослых, детей и подростков, он широко применяется в психологии.
https://www.youtube.com/watch?v=jbCwTTUrn5E
Необходимы ручка и бумага, спокойная обстановка, тишина и уединение. Нужно расслабиться, отпустить все мысли и придумать главного героя. Затем описать его: кто он, как и где живет, о чем мечтает.
Придумать ему друзей или семью, а может, он будет одинок. Затем сочинить «завязку», то есть с чего начинаются приключения.
Пусть фантазия «несет» вас, не сопротивляйтесь и пишите все, что придет на ум!
Наверняка придумается противник, главный злодей, и помощники, как в любой сказке. За что будет бороться герой или чего искать? Обязательное условие – это хороший финал. После того как сказка будет готова, можно приступать к анализу.
Дело в том, что подсознательно главный герой всегда отражает то, каким мы видим или хотим видеть себя, а все события – сценарий нашей собственной жизни. Подкорректируйте сказку, сделайте образ героя более позитивным, а финал – волшебным. Так вы настроитесь на другой сценарий своей жизни, и сами не заметите, как она начнет меняться наяву!
Приемы арт-терапии для детей просты в применении, а эффекта достичь можно легче и быстрее, потому что детям не кажется, что рисование или сочинение сказок – это ерунда.
А вот арт-терапия для людей взрослых иногда может быть встречена с недоверием, ведь нам кажется, что это – безделье, занятие ерундой и пустая трата времени.
Важно настроить себя, выделить время для этого занятия и попросту позволить себе немного отдохнуть, уделив внимание своему внутреннему миру.
Волшебный эффект от арт-терапевтических методик заключается в том, что мы сами не замечаем, как меняемся изнутри, а потом результат дает о себе знать! Самые разные направления современной арт-терапии работают эффективно, и процесс трансформации идет, когда мы заняты свободным творчеством, не задумываясь и не замечая этого эффекта.
Работать над собой – это просто, приятно и легко. Уделяйте время творчеству, давайте выход своему вдохновению, находите время для своей души – и вы удивитесь тому, какие потрясающие трансформации будут происходить! Василина Серова
Читайте так же: Любовная аддикция
💥 Видео
Арт-терапия. Техника на снятие стресса и напряжения. Как помочь себе?Скачать
Что такое арт терапия? Почему и как она работаетСкачать
Как побороть страх? Арт терапия, Эффективно !Скачать
Лекция 1. Что такое арт-терапия?Скачать
Мастер-класс «Арт-терапия: от формирования запроса до решения глубинных проблем» Зингман О. Г.Скачать
Нейрографика. Преодоление стресса, Арт терапия обида! Арт-терапия стресс. Трансформация гнева, гневСкачать
3 техники арт терапии, которые работаютСкачать
Прощай обида! Арт-техника "Корабль". Арт-терапия. Избавление от обид. Психология. Преодоление обидыСкачать
Как стать психологом? Могу ли я быть арт-терапевтом без психологического образования? Елена ТараринаСкачать
Простое упражнение для поднятия самооценкиСкачать
Как я стала арт-терапевтом, мой путь.Скачать
Победи свой СТРАХ! Арт терапия в работе с тревогой, паникой, беспокойством. Техника "Шар Страхов"Скачать
Арт-терапия: история возникновения, механизмы исцеления и демонстрация техник [Психотерапия #87]Скачать
Снимаем и отпускаем тревогу Арт терапия для детей и взрослых. Быстрая практика для успокоения нервовСкачать
Арт терапия Эмоциональное выгорание|Стресс|ТревогаСкачать
АРТ-ТЕРАПИЯ ВЫПЛЕСНИ НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИСкачать