Тема прощения в литературе

Тема прощения в литературе Полезно
Важно ли уметь прощать? — Literature Teacher

Тема прощения в литературе

Тяжело живется на свете людям, не умеющим прощать чужие ошибки. Обиды накапливаются в их душе, а этот груз нельзя сбросить. И поэтому ходят такие люди грустные, подозрительные, с опущенными плечами, будто камни на плечах таскают.

Любой человек может ошибиться. Часто за ошибку принимают другую точку зрения, и это очень плохо, ведь каждый имеет право на собственное мнение.

Мне кажется, что очень важно для человека научиться прощать чужие ошибки, разбираться, докапываться до корней. Никакие поступки не совершаются, а слова не говорятся “просто так”. На все есть свои причины, и чем лучше люди научатся понимать причины совершения чужих, да и своих, ошибок, тем меньше будет в мире недоразумений, ссор, обид.

В Библии много притч, которые могут подсказать, как поступить в том или ином случае, напомнить о необходимости развития в себе таких духовных качеств как милосердие, щедрость, скромность, умение прощать.

Притча о блудном сыне начинается с того, что младший сын собирается уйти от отца и просит свою часть наследства. Получив деньги, молодой человек отправляется в чужую страну, где долго живет, весело проводя время и ни в чем себе не отказывая. Он совсем забыл о своем добром отце и старшем брате, которые, возможно, нуждались в его помощи.

Однако деньги, если их только тратить, а не зарабатывать, быстро заканчиваются. И еще одна беда навалилась на юношу – в стране настал голод. Молодой человек, чтобы не умереть от голода, нанялся на унизительную для него и низкооплачиваемую работу – пасти свиней.

Лишь по прошествии некоторого времени юноша вспомнил, что далеко на родине у него остались отец и старший брат. Он раскаялся в том, что так нехорошо с ними поступил, и решил вернуться и повиниться в своей ошибке.

Он был готов искупить свой грех тяжелым трудом, нанявшись к своему же отцу в рабочие, работая только за хлеб, лишь бы отец простил его.

Встреча блудного сына с отцом была очень трогательной. Сын попросил прощения, и отец с радостью простил его со словами: “Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся”.

Отец поступил очень мудро, ведь если бы в самом начале он пытался переубедить сына или не дал бы ему денег, сын бы обиделся на отца, между ними могла произойти ссора, которая вряд ли смогла удержать юношу дома.

Однако понять свою ошибку и вернуться домой ему было бы гораздо труднее. Отец сумел простить и забыть неприятное, а сыну хватило смелости и честности перед самим собой, чтобы понять свою ошибку и повиниться.

Старший сын ничего не понял. Он все время был рядом с отцом, помогал ему, и ему стало обидно, что отец не пожалел для пропадавшего долгое время в чужой стране брата откормленного теленка.

“Ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями”, – упрекнул он отца. Мудрый и опытный старик правильно понял причину обиды старшего сына.

И он доступно и просто объяснял ему свой поступок: “Ты всегда был со мной, и все, что есть у меня, – твое. А брат твой был как бы мертв и ожил, пропадал и нашелся”.

Я думаю, что именно любовь к другим и стремление им помочь позволяет людям правильно понимать причины совершенных ошибок. А любовь способна на любые чудеса, она дарит радость и прощение.

Важно ли уметь прощать

Психология про Важно ли уметь прощать, а также бесплатные онлайн вопросы психологам в Психологической помощи Дома Солнца. Я всегда видела в людях только хорошее, чего бы они мне не сделали плохого -я прощала. Многие всю жизнь делали гадости, но это было в детстве, это простительно.

2 года назад у меня появился парень (как казалось великая любовь) и подруга “на всю жизнь”. Подруга меня подставляла изподтишка, украла большую сумму денег и напускала множество слухов, из-за которых у меня проблемы с родными.

https://www.youtube.com/watch?v=zxxtw9pnolo

Парень свою жизнь прожигал, выгнали из учебного заведения, не работал.

Со мной, как мне показалось, начал…

Консультации по вопросу Схожу с ума. Начинаю всех ненавидеть (1) Зачем нужно учиться прощению? Ответ прост и лаконичен: чтобы стать счастливее, успешнее. Люди, носящие в себе обиды, привязаны к негативным чувствам, они редко живут благополучно. Прощение – это не унижение или слабость. Человек, который умеет прощать, очень сильный духовно.

Он умеет понимать других людей, не ждет от них идеального поведения и стремиться сохранять хорошие отношения со всеми окружающими. С другой стороны, тот, кто простил, имеет полное право сделать выговор провинившемуся…

Прощение – сложное понятие, у каждого может быть свой личный взгляд на его определение и необходимость. Здесь, скорее всего, будет мировоззренческо-философский угол зрения.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему один человек прощает другого в тех ситуациях, в которых, казалось бы, прощение невозможно? Мы в ответе за свои чувства Обозначая цели, человек обычно говорит о том, что он хочет иметь, в то время как в первую очередь следовало бы понять, от каких неприятных чувств он хочет избавиться, достигнув своих целей, и какие чувства он хотел бы привлечь в свою жизнь, – и от этого строить планы.

Понимание своих чувств всегда ведет к корректировке целей, а бывает, и к полной их замене. Решение, принятое в отчаянии, в крайней степени ярости, обиды или стыда, кардинально отличается от решения…

Начнем Не двигайте ни единой частью тела, оставайтесь именно в том положении, в котором вы сейчас находитесь. Изучите свою позу, выражение лица, положение пальцев.

Проверьте, нет ли хотя бы малейшего напряжения челюстей, бровей, живота, ног.

Ваши плечи расправлены? А пальцы? Они полусогнуты? Вы прислонились к чему-нибудь? Как вы думаете, если бы вы расслабили мышцы, в какую сторону вы упали бы? Ясно ощутите свое тело и сознание.

Сбросьте все напряжение, которое смогли…

Добрый день! У меня сложилась такая ситуация, которая меня заводит просто в тупик. Мне 36 лет, в браке прожила 11 ет, есть дочь, с мужем развелись 4 года назад. Пото я познакомилась с мужчиной, кот.

Очень полюбила, мы живем вместе уже почти 2 года, на днях свадьба.

Проблема в том, что мои родители не принимают его, я выросла в семье, где отец проработал всю жизнь в милиции, брат тоже пошел по его стопам.

А мой избранник совершенно из др. слоя, он бывший спортсмен, уличный парень, отсидел…

Консультации по вопросу Как научиться прощать (3) Наш ум имеет три сферы состояния сознания. Он живёт постоянно в них и его внимание похоже на лист, который перемещается из одной сферы в другую.

Информация, связанная с умершими, со страшным и тайным, с таинственными голосами, находится в низшей сфере ума. Это так называемая невежественная сфера.

Вся информация, связанная с обидами, гневом, злобой, неприязнью к окружающим людям находится в средней – страстной сфере ума.

В третьей сфере ума – человек думает о чём-то хорошем, вспоминает…

Чтобы иметь хорошие взаимоотношения, очень важно обращать внимание не речь. Речь – перевод наших мыслей, наших вибраций, в слова, в звук. Какова сегодня наша речь? Мы обращаем мало внимания на тон, которым говорим, какие слова произносим.

Используя бранные и просто очень грязные слова, мы как бы забыли о том, что такое благородная и возвышенная речь. Но это не только свидетельство нашего невежества и деградации сознания. Разве не очевидно, что когда мы произносим грубые и грязные слова…

Трусость почти всегда вознаграждается, храбрость же – добродетель, которая чаще всего наказывается смертью.

Эрнест Ренан

Существуют такие формы человеческого поведения, которые всегда были присущи определенной части людей и от которых при всем желании невозможно отказаться, не изуродовав при этом саму природу человека.

К одной из таких форм мы можем отнести трусость, которая в той или иной мере присуща всем здоровым людям, но у некоторых из них может выделяться особенно сильно и поэтому вызывать…

А если и обращаем, то пытаемся их почему-то скрыть, как что-то тайное и недозволенное. Одна женщина тайком прихорашивается перед сном в ванной, чтобы любимый не видел, как она приводит себя в порядок. Другая не любит, чтобы избранник видел, как она в домашней суете готовит и убирает. Но, как выяснилось, мы вовсе зря опасаемся выглядеть в глазах партнера не привлекательно, ведь его любовь означает, что все, что имеет отношение к нам, уже привлекает его по определению.

https://www.youtube.com/watch?v=a0kOffel3Ho

Американский журнал…

Почему нужно прощать людей: как овладеть искусством прощения

Умение прощать – способность забывать обиды и полностью вытеснять их из своего сознания.

Это полезное качество, которое необходимо каждому человеку, но обладают им единицы, остальные же предпочитают помнить нанесенные оскорбления на протяжении длительного времени.

Вот только воспоминания об обидах негативно воздействуют на состояние и самочувствие того, кто хранит их в памяти, не причиняя вреда обидчику. Почему так важно научиться прощать обиды, и как достичь этого на практике?

Как формируются обиды

Обида – сложное понятие, которое каждый человек понимает по-своему. Кто-то может затаить ее только по серьезному поводу или если обидчик нанес оскорбление умеренно, а некоторым достаточно невинной шутки или обычного несовпадения интересов и мнений.

Например, многие вегетарианцы обижаются на своих знакомых за то, что они едят мясо, и перестают с ними общаться.

У женщин причиной обид часто становятся обманутые ожидания – если любимый мужчина медлит с предложением руки и сердца, дарит неподходящие подарки, не помогает по дому и т.д.

При этом человек испытывает целую гамму эмоций – злость, раздражение, ненависть, желание отомстить, а их интенсивность зависит от глубины нанесенной обиды. Их продолжительность тоже зависит от ситуации и особенностей характера – некоторые люди могут хранить память о нанесенных оскорблениях на протяжении всей жизни.

Почему нужно прощать

Отношение к нанесенным оскорблениям у разных людей тоже имеет серьезные отличия. Кто-то строит планы мести и реализовывает их на практике, кто-то разочаровывается в людях, а еще кто-то начинает винить во всем себя. Общее во всех случаях – человек начинает копить негативные эмоции, которые приводят к неприятным последствиям.

❶ Обида – это постоянный стресс и самая распространенная причина заболеваний, которые называют психосоматическими. Это болезни, возникающие без объективных медицинских причин, а исключительно в результате отрицательных переживаний. Их невозможно вылечить лекарственными препаратами – симптомы будут возвращаться снова, до тех пор, пока не будет устранен провоцирующий фактор.

❷ «Подогревание» эмоций, связанных с пережитыми оскорблениями, требует много энергии, вследствие чего человек испытывает постоянную нехватку жизненных сил, чувствует слабость и апатию.

❸ Обиженные люди живут прошлым, постоянно прокручивая в памяти ситуации, связанные с нанесенной болью или оскорблением, что мешает им двигаться вперед.

Любой негатив, в том числе связанный с прошлыми обидами, мешает человеку радоваться жизни и способствует развитию депрессии, что может вызвать серьезные психологические проблемы.

Что означает слово «прощение»

С понятием «прощение» связано множество заблуждений, которые мешают людям избавиться от негативных эмоций. Прощение не снимает ответственности с человека, который нанес оскорбление, а меняет отношение пострадавшего к ситуации. Соответственно, если обидчик нарушил закон, он должен понести положенное наказание – это не месть, а нормальная практика всех развитых стран.

Второй миф – это псевдопрощение. Некоторым людям легче сказать «я простил», чем разбираться в причинах своей боли и обиды. Такой подход не решает проблему, а только усугубляет ее, загоняя негативные эмоции в отдаленные уголки памяти, где они могут жить на протяжении длительного времени.

Последнее заблуждение касается быстрого прощения обид. Оно возможно только в случаях, когда человеку наступили на ногу или пролили на него кофе.

Если же оскорбление нанесло глубокую рану, быстро забыть об инциденте не получится – это нормальная особенность человеческой психики, за которую не стоит себя винить.

Проживание любой негативной ситуации проходит в несколько стадий: отрицание, непринятие, злость, депрессия, просветление (смирение). Быстрое прощение означает мгновенный переход от первой стадии к последней, что практически невозможно осуществить в реальной жизни.

Как научиться прощать

Настоящее прощение – это способность полностью «отпустить» ситуацию, перестать прокручивать ее в памяти и жить дальше, не оглядываясь на прошлое. Как правило, для этого нужно определенное время и работа над собой, но результат будет стоить затраченных усилий. Чтобы ускорить и облегчить процесс, можно использовать простые психологические приемы.

Видео:Литература 11 класс (Урок№49 - Проблема памяти в повести В.Распутина «Прощание с Матерой».)Скачать

Литература 11 класс (Урок№49 - Проблема памяти в повести В.Распутина «Прощание с Матерой».)

302. Важно ли уметь прощать?

Тема прощения в литературе

«Как хорошо уметь прощать», – хочется сказать, перефразировав строчку известного стихотворения о чтении. Задумывался ли кто-либо о том, почему важно уметь прощать? По-моему, это умение очень важное и нужное.

Оно освобождает сердце от злобы, ненависти, жажды мести для чистых и искренних чувств: великодушия, доброты, радости. Немало примеров для подтверждения этой мысли можно найти в произведениях художественной литературы.

В романе А.С. Пушкина «Дубровский» повествуется о ссоре двух старинных друзей: Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Она привела к тому, что Троекуров, влиятельный барин, отсудил имение у Дубровского, у которого не было ни связей, ни достаточного богатства.

Суд вынес решение передать имение Кириле Петровичу, а Дубровский, не выдержав этой несправедливости, умер.

Его сын Владимир, оставшись без отца и без дома, решил отомстить обидчику родителя и под именем Дефоржа, француза-гувернера, проник в дом к Троекурову, где он обдумывает, как страшнее отомстить человеку, который свел его отца в могилу, а его лишил даже скромного угла, оставил ни с чем.

Пока он вынашивал план мести, случились невероятные изменения. Владимир влюбился в дочь Троекурова Марью Кириловну, а девушка ответила ему взаимностью. Ради нее младший Дубровский отказывается от своего замысла и всем сердцем прощает врага.

Вместо черной ненависти и мести его душу наполняет нежное чувство любви к тихой и скромной девушке. Дубровский понимает, что, если он причинит зло отцу любимой, ей придется испытать те же чувства, что и ему, когда он потерял своего отца. Поступить так жестоко с ней он не смог. Любовь учит человека важному умению – прощать, которое, освобождая душу от ненависти, позволяет человеку жить в радости и в гармонии с собой.

https://www.youtube.com/watch?v=eO32ZVKta-s

Умение прощать примиряет людей, помогает им понять друг друга, облегчить страдания. К таким выводам можно прийти, читая поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. В поисках счастливого человека странники пришли к Матрене Тимофеевне Корчагиной, прозванной в народе Губернаторшей. Она рассказывает о своей непростой жизни.

В девушках ей жилось счастливо у родителей, а после замужества попала она «из девичьей холи в ад». В семье мужа ее невзлюбили, старались обидеть, задеть, оскорбить, а защитить ее было некому, так как муж много времени проводит на заработках. Огромной радостью для нее стало рождение первенца, сына Демушки.

Во время полевых работ Матрена Тимофеевна вынуждена была оставлять его со старым дедом Савелием, который однажды не уследил за мальчиком, и его съели свиньи. Страшным горем это событие стало для матери, даже спустя десятилетия ей непросто рассказывать о тех страшных днях странникам.

Савелий не мог смотреть в глаза женщине и ушел в Песочный монастырь, однако спустя несколько лет, когда они вновь встретились на могиле мальчика, Матрена Тимофеевна простила Савелия и забрала к себе жить. В ее образе сочетаются такие качества, как трудолюбие, решительность, смелость, верность, честность, жертвенность и умение прощать, поэтому она и не смогла поступить иначе.

Простив смерть Демушки, она облегчила душу старику и себе тоже, а это было очень важно для них обоих. Матрена Тимофеевна сумела понять, насколько важно ее прощение не только для старого человека, но и для нее самой.

Проанализировав произведения русской литературы, мы приходим к выводу, что человеку нужно уметь прощать, чтобы не копить в душе негативные чувства, не отравлять ими свою душу, а жить в радости и гармонии с собой и со всем миром.

Умение прощать

Прощение, умение прощать – одна из самых почитаемых человеческих добродетелей. Прощению очень много уделяется внимание в книге книг – Библии. Всем известна фраза из Евангелия от Луки: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую».

Что это значит? На мой взгляд, эта фраза говорит о том, что необходимо прощать и доверять людям. Даже если тебя обижали и предавали, нужно попытаться простить этих людей и этот мир.

И двигаться вперед, вновь доверяя людям, быть открытым миру.

Пример всепрощения подает нам сам Господь Бог и Иисус Христос. Ведь мы знаем, что Бог прощает всех грешников, раскаявшихся в своих грехах, независимо от тяжести их преступлений. Это дает надежду людям, ведь все мы совершаем ошибки. И если даже Бог прощает людей, то и людям просто необходимо прощать друг друга и, прежде всего, самих себя.

Тема прощения разрабатывается в русской классической литературе. Так, в романе «Преступление и наказание» она тесно связана с религиозной темой, темой веры в Бога.

Мы знаем, что Родион Раскольников, главный герой романа, совершает страшное преступление – убийство двух человек. Он «успокаивает» себя своей теорией: герой хочет проверить, кто он, на что способен, что ему дозволено.

Кроме того, Раскольников уверен, что старуха-процентщица, которую он зарубил топором, была «паразитом», кровопийцей, наживающейся на несчастье других людей.

После преступления героя начинает мучить совесть, но внешне он сопротивляется своему раскаянию, «хорохорится», не хочет признать собственного нравственного поражения.

Однако внутренне Раскольников не может простить себя. Его душа, вся его человеческая суть страдает и исходит болью от осознания того, что он совершил.

Недаром Родиону снятся страшные сны – так его подсознание, душа мучаются от чувства вины, страдают.

Только в конце романа, под влиянием Сонечки, Раскольников «попросил прощения» у народа, общества и во всем сознался. Суд приговорил его к каторге.

Именно так герой будет искупать свою вину перед людьми, заслуживать их прощения. Но ведь еще нужно заслужить прощения у Бога, но, прежде всего, надо простить самого себя.

Сможет ли это сделать Раскольников? Автор оставляет нам надежду, но окончательный ответ находится за рамками романа.

https://www.youtube.com/watch?v=XSoQ5_kzfU8

Тема прощения тесно связана в романе с образом Сонечки Мармеладовой. Эта девушка наделена необыкновенными качествами, которые развиваются под влиянием тяжелых событий в ее жизни. Сонечка, из-за бедственного положения своей семьи, вынуждена продавать свое тело.

Попросту говоря, она стала продажной, уличной женщиной. Но по природе своей это чистейшее существо со светлой душой и помыслами. Можно себе представить, как ей было тяжело.

И только вера в Бога помогала Сонечке сохранить свою сущность, нравственный стержень, остаться светлым человеком.

Мы знаем, что эта героиня не держит зла на своего отца, пропивающего последние гроши, на свою мачеху, фактически пославшую ее на панель, на свою судьбу, наконец. Сонечка умеет прощать в полном смысле этого слова.

Простила и поняла она и Раскольникова, потому что полюбила этого человека. Узнав о его преступлении, Сонечка не оттолкнула Родиона, а всеми силами постаралась помочь ему встать на путь истинный.

И только благодаря ей Раскольников начал свой путь к возрождению.

Тема прощения затрагивается и в романе великого русского писателя Л.Н. Толстого «Война и мир». Известно, что свой идеал семьи писатель воплотил в образе семьи Ростовых. Если в «Преступлении и наказании» тема прощения связана с темой веры в Бога, то в «Войне и мире» — с чувством любви родных людей друг к другу.

Эпизодов прощения и всепонимания, принятия в семье Ростовых можно найти очень много.

Вспомним хотя бы эпизод, когда Николай Ростов признается отцу, что проигрался в пух и прах и ему срочно нужны деньги для погашения долга. Финансовое положение Ростовых тогда оставляло желать лучшего.

И все же граф, любя своего сына, принимая его таким, какой он есть, закладывает имения, чтобы выплатить долг сына.

Или вспомним глупости, совершенные Наташей, – ее увлечение Долоховым, готовящийся побег с ним. Все это нелучшим образом сказалось на репутации семьи, фамильной чести. Но Ростовы, любя свою дочь, прощают ей ее глупости, понимая, что это сделано не со зла, а от неопытности, в поисках своего пути.

Сонечка, живущая и воспитывающаяся в семье Ростовых, прощает Николая Ростова, который понимает в итоге, что не любит ее. И героиня прощает его, его жену, оставаясь верной семейству Ростовых до конца жизни.

Умение прощать – не только добродетель, но и талант. Во всяком случае, это качество, которое появляется в процессе работы над собой, в процессе самосовершенствования.

Прощая человека, ты его отпускаешь с добром, и это добро тебе возвращается. Ведь непрощение прежде всего сказывается на человеке, который не может простить.

Чувство обиды и злобы, боль разрушает его изнутри, не давая нормально жить, идти дальше. Именно поэтому необходимо научиться прощать.

Но умение прощать важно не только в личных отношениях между людьми. Оно очень значимо и в более широком смысле, глобальном масштабе.

Ведь прощение очень тесно взаимосвязано с терпимостью, толерантностью, дружелюбием.

Если люди научатся прощать, мне кажется, меньше будет национальных и государственных конфликтов, люди на улицах станут добрее, терпимее, больше появится улыбок, а значит, больше в мире будет света и добра.

Вариант 2

«Почему важно уметь прощать?» Этот непростой вопрос мы каждый раз задаем себе, когда встаем перед выбором отомстить или забыть об обиде, когда размышляем о смысле жизни или заглядываем в свою душу, словно проводим там ревизию человеческих качеств. Многие классики русской и зарубежной литературы считают, что умение прощать очень важно и необходимо для человека. Оно характерно для людей великодушных, сильных, желающих жить в мире и гармонии.

Произведение А.П. Платонова «Юшка» знакомо многим читателям. Главный герой произведения – человек простой, добрый, беззащитный. Он был невысокий, худой, бедный. Юшке было сорок лет, но выглядел он старше, так как болел чахоткой, которая сделала его физически слабым.

Он плохо видел, глаза его были всегда влажны, будто в них были невысохшие слезы. Ходил Юшка всегда в одной и той же одежде, которая за долгие годы сильно износилась, но хозяин не обращал на это никакого внимания.

В городе все знали этого незлобного, скромного человека, и все жители от детей до пожилых старались обидеть его, поглумиться над ним, выместить на безответном человеке свою злобу. Ребятишки бросали в него камни, землю, а взрослые обижали грубым словом или поднимали руку.

Но Юшка всегда терпел, никогда и никому он не ответил грубо, со злостью. Он умел прощать людям непонимание, бесчеловечность, жестокость. Его душа оставалась чистой, словно вода родника, словно он давно уже знал простую истину: душа и мысли человека должны быть чище, чем его лицо и тело.

Умение по-доброму относиться к людям, прощать им наделяло героя внутренним зрением и огромной силой. Он видел и замечал то, что не замечали другие и мог выносить разные житейские лишения и тяготы.

https://www.youtube.com/watch?v=b76Uu6XI2kI

Но жизненные примеры и литературные произведения говорят о том, что есть люди, которые не умеют простить, понять другого, даже близкого человека. Часто это непонимание и неумение простить приводит к трагедии. Героиня романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина знакома многим читателям. Арина Петровна – женщина властная, расчетливая, жадная.

У нее четверо детей, но особых материнских чувств она не испытывает к ним, так же, как не испытывает любви к своему мужу. Она считает своих домочадцев обузой, не доверяет никому из них. Автор не наделяет свою героиню никакими положительными чертами: она скупая, склочная, суровая барыня, не умеет понять тех, кто рядом с ней.

Она требует от детей полного послушания, а тех, кто посмел поступить по-своему, зло проклинает. Арина Петровна не умеет выслушать, понять и простить. Сына Степана она не прощает за то, что тот растратил свой капитал, нищенствовал, а потом вернулся к маменьке в Головлево.

Она проклинает свою дочь Анну, на которую имела большие виды, но та из-под материнской опеки сбежала с корнетом, который бросил ее через некоторое время с маленькими дочерьми-близнецами. Ни разу она не выслушала ни сыновей, ни дочь, не постаралась понять их и тем более простить. Это привело к трагедии: один за другим умирают сыновья Степан и Павел, дочь Анна.

Обманутая сыном Иудушкой, Арина Петровна остается одна и умирает. Неумение находить компромисс, сочувствовать, дарить тепло своей души, прощать не позволяет жить спокойно, отравляет жизнь человека.

Видео:Рассудок и эмоции в русской литературеСкачать

Рассудок и эмоции в русской литературе

Урок литературы по теме

Тема прощения в литературе

Класс: 6

Ключевые слова: месть и прощение

Цели: художественный анализ текстов; формирование навыка художественного пересказа, выразительного чтения, монологической речи у учащихся; познакомиться с такими понятиями как «месть», «прощение», рассмотреть значения этих слов; работать самостоятельно в группах; воспитание милосердия и сострадания, развитие чувства толерантности у учащихся.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, интернет, учебники 6 класса «Вокруг тебя — мир» с текстами А.О.Ишимовой «Месть Ольги», В.А.Закруткина «Матерь человеческая», В.Солоухина «Мститель»; слайды с цитатами «Возлюби ближнего как самого себя» и «Наилучшие из вас те, кто призывают к благу…»; рисунки учеников, портреты писателей.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Эпиграф:

…Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? Речь не должна идти о том, пока они страдают.

(Н.Г.Чернышевский)

Словарь:

  • Месть – действие в оплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь.
  • Тризна – у древних славян: обрядовые действия и пиршество в память умершего.
  • Бумеранг – метательное орудие в виде изогнутой палки, при броске возвращающееся обратно к бросившему.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, настраивание на урок, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

Ребята, сегодня мы обратимся к книге «Вокруг тебя — мир». Эта книга выпущена Международным комитетом Красного Креста и учит нас быть добрыми и милосердными.

На нашем уроке мы будем работать с рассказами: из «Повести временных лет» — «Месть Ольги», « Матерь человеческая» Виталия Александровича Закруткина и рассказом В.Солоухина «Мститель».

Продолжим работу над художественным пересказом текста, проанализируем поступки и характеры героев.

(озвучить тему, эпиграф)

1. Вступление в урок

— А сейчас прослушайте небольшое стихотворение и скажите, о каком герое идёт речь. (слайд)

И в гневе царь мышей кричал: «Я отомщу, я отомщу… За то, что ты заклятье снял Я страшной местью отплачу. Я не останусь в дураках…» И царство все овеял страх. В мгновенье ока паж пропал

И на пол деревянною игрушкою упал.

2. Обсуждение стихотворения

— Из какой сказки эти слова?

— О каком герое говорится в этом стихотворении? (Щелкунчик Гофмана)

— Да, царь мышей отомстил Щелкунчику, превратив его в деревянную игрушку, и не остановился на этом. Но, в конечном счёте его зло обернулось против него и царь мышей погибает. К сожалению, месть присутствует не только в сказках, но и в реальной жизни.

И явление это появилось, наверное, как только появился человек. Более 10 веков отделяет нас от событий, описываемых в «Повести временных лет», однако вопросы, поднятые в летописи, до сих пор волнуют человечество.

Обратите внимание, как называется нас интересующий фрагмент?

3. Проблемный вопрос урока (слайд)

(«Месть Ольги»)

— «Месть»! Что, по вашему, обозначает это слово?

(ответы учащихся)

— Все вы близки к правильному ответу, а вот какое толкование даёт Ожегов в своём словаре.

4. Словарная работа

(открывают словарь, зачитывают определение, ученики записывают)

5. Беседа по вопросам

— Ребята, а почему Ольга решила мстить? (древляне убили мужа Игоря)

— Как героиня отомстила за его смерть?

6. Индивидуальная работа

(близкий пересказ к тексту)

III. Мотивационный момент

— А теперь, ребята, давайте обратимся к рассказу Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Во время ВОВ немецкие каратели дотла сжигали хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остаётся одна Мария, мужа и сына которой повесили фашисты. Однако её ждало новое испытание.

Какое?

1. Индивидуальная работа

(пересказ ученика)

2. Беседа по вопросам

— Какое чувство испытала Мария при виде раненого немца? (её захлестнула злоба)

— Что решает сделать Мария? Какие мысли проносятся в её голове? (мысли о погибших, убить «во имя высшей справедливости»)

— Каким в рассказе показан немец? Можно ли по описанию определить отношение к нему автора? (мальчишка, бледный, автор относится с сочувствием)

— Почему вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги её подкосились»? (немец крикнул «мама»)

— Что узнала Мария о немце?

3. Индивидуальная работа

(пересказ)

4. Беседа по вопросам

— Как теперь относится Мария к тому, что хотела убить мальчишку-немца?

(зачитать, стр.64)

— Расскажите, как поступает Мария с Вернером Брахтом?

(рассказ стр.63-64)

— Вернер Брахт умер перед полуднем. Умер бесцельно………, глупо, посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда не видел и не хотел видеть, и в угоду которым отдал сейчас свою молодую жизнь…

Ольга и Мария – две женщины. Две матери оказались почти в одинаковой ситуации. Обе они испытали жажду мести. Но что их отличает?

(ответы учащихся)

IV. Контрольный этап

1. Слово учителя

Месть – это не только явление минувшего, не только феномен, существующий на войне или в мире взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. Герой рассказа В. Солоухина «Мститель», ваш ровесник, тоже оказывается в нелёгкой ситуации: отомстить или простить?

Давайте узнаем, как он в неё попал.

— Прочитайте первые 4 абзаца про себя (чтение) 1 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=p8f-o6V07MA

Давайте выпишем опорные слова.

— Ответьте на следующие вопросы:

— Какая удача выпала ученикам?

— Какое развлечение они придумали?

— Какой поступок совершил В.Агафонов?

2. Работа в парах

— Теперь перескажите этот отрывок друг другу в парах.

Витька Агафонов совершил поступок, за который наш герой собирался отомстить. Каким образом?

(ответы учащихся)

А как наш герой приглашает его в лес, что он испытывает при этом. Давайте найдём в тексте и зачитаем (стр.68)

— Как ребята провели время в лесу?

(ответы)

— Что повлияло на то, что герой отказался от мести?

(ответы)

— А были ли в вашей жизни ситуации, когда вы испытывали чувство мести? К кому? За что? Чем закончилось?

3. Индивидуальная работа

(рассказ ученика)

— Ребята, посмотрите на слайды. Давайте их зачитаем.

(чтение)

— Посмотрите, откуда взяты эти слова? (они взяты из священных книг христиан и мусульман)

— Чему они учат нас? (милосердию, любви и призывают к добру)

4. Самостоятельная работа

— Учеников одной из школ попросили ответить на вопрос «На что похожа месть?» Вот некоторые из сравнений (бумеранг, смерч, пожар, водоворот). А на что, по вашему, похожа месть? Почему?

V. Закрепление материала

— Итак, с какими рассказами мы познакомились сегодня на уроке?

— Чему учат нас в своих рассказах В.Солоухин и В.Закруткин?

VI. Итог занятия

Ребята, я думаю, что если в вашей жизни возникнет ситуация: отомстить или простить, вы пойдёте по второму пути, ведь месть ещё не делала людей счастливыми. И вспоминайте в трудных ситуациях слова, которые вы узнали сегодня.

(зачитать)

VII. Рефлексия

У каждого на парте по 3 листика, означающие:

  • Зелёный – было интересно на уроке, я всё понял;
  • Коричневый – урок понравился, но некоторые моменты были трудными;
  • Красный — мне на уроке было скучно;

— Сейчас я вас попрошу повесить на дерево один из листочков.

VIII. Домашнее задание (слайд)

1) Записать план, по которому вы будете готовиться, ответить на вопросы.

2) Дать характеристику любому герою или героине на основе предложенного плана.

Видео:Аудиокнига Радикальное ПрощениеСкачать

Аудиокнига Радикальное Прощение

Итоговое сочинение: Почему важно уметь прощать? (2 варианта) | Литрекон

Тема прощения в литературе

Многомудрый Литрекон представляет два варианта итогового сочинения по направлению «Я и другие» на тему: Почему важно уметь прощать? Аргументы он взял из произведений «У войны не женское лицо», «Война и мир», «Гроза», «Тихий Дон».

Вариант 1

(565 слов) Вокруг нас происходит немало жестоких, бесчеловечных и аморальных инцидентов, которые заставляют нас замкнуться в себе и возненавидеть весь мир. Если бы мы не умели прощать, жизнь была бы невыносима.

Человек должен отпускать обиду и возвращаться к мирному настроению, иначе он разочаруется во всем, что его окружает, или же доведет окружающих до нервного срыва.

Примерами, подтверждающими эти утверждения, богата русская классика.

Так, если бы семья Катерины из драмы А.Н. Островского «Гроза» смогла простить ее за адюльтер, то она, быть может, не совершила бы самоубийство в финале книги. Из доброжелательной и вольной атмосферы родного дома героиня попала в дом Кабанихи, где цвели пышным цветом тирания и самодурство.

Марфа Игнатьевна не приняла невестку: осыпала ее упреками и жалобами, грубила ей и считала, что только страх упорядочивает жизнь в кругу близких. Тихон не заступался за жену, ведь сам боялся матери. Как мы узнаем из финальных явлений, за пределами Калинова он находил себе развлечения на стороне и часто выпивал.

Но молодая женщина всем сердцем жаждала любви и ласки. Все это она нашла только за пределами дома — в объятиях Бориса, племянника купца Дикого. Однако мысли о греховности этой связи преследовали героиню днем и ночью. Она решила признаться в содеянном и больше не таить свою любовь.

Конечно, Катерина надеялась, что убежит из Калинова с Борисом, что узаконит свои отношения с ним, но юноша струсил и выбрал наследство от дяди, а не избранницу. Это разочарование в чувствах было, тем не менее, не самой большой проблемой Катерины. Дома ее избивали, оскорбляли, унижали за измену.

Даже обманутый муж жалел супругу — настолько жалко она выглядела. Однако это не мешало ему бить жену и по-прежнему терпеть деспотизм матери. Кабаниха угрожала девушке и всячески изводила ее. В итоге Катерина совсем отчаялась найти в жизни счастье и утопилась.

Если бы свекровь и муж нашли в себе силы простить героиню, этой трагедии удалось бы избежать. Их гнев и нетерпимость были последней каплей, переполнившей чашу терпения Катерины.

https://www.youtube.com/watch?v=Tg_xqRQ7nEc

Прощение нужно не только тому, кто согрешил, но и в большей степени тому, кто обижен. Это доказывает пример из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский был помолвлен с Наташей Ростовой, но по требованию отца отправился за границу, чтобы немного повременить со свадьбой.

Во время его отсутствия за барышней начал ухаживать Анатоль Курагин, которому хотелось соблазнить девушку. Она влюбилась в него и согласилась на побег, не зная о подлости юноши. План сорвался, однако о поступке Ростовой узнали в свете. Более того, еще раньше она сама разорвала помолвку.

Болконский узнал об этом и очень сильно обиделся на невесту и ее кавалера. Он поклялся себе отомстить Анатолю, а Наташе вернул все письма и подчеркнутой презрительностью отказался от встречи с нею и предложения Пьера простить ее. Князь Андрей сильно мучился от своей же обиды.

Негативные чувства и мысли сделали его суровым, замкнутым, разочарованным в любви человеком. Даже на войне он грезил о поединке с Курагиным. Но в госпитале он увидел искалеченного Анатоля и простил его, а потом судьба свела его с Наташей, и Андрей снял с души камень ненависти, простив и ее тоже.

Он умер счастливым в окружении любви и понимания.

Прощение дает людям возможность вновь довериться окружающим и вернуть себе позитивное настроение. Оно же помогает нам сохранить браки и семьи.

Без него человек обрекает себя на груз ненависти и злости, а своих близких — на обострение чувства вины, которое может довести слабого человека до полного отчаяния.

Таким образом, прощение — это клей, с помощью которого мы восстанавливаем разбитые произведения искусства: любовь, дружбу, семью.

Видео:Как правильно ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ | Психолог Евгения ГаневаСкачать

Как правильно ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ | Психолог Евгения Ганева

Почему человеку важно уметь прощать? Я и другие — Выпускное (итоговое) сочинение 2020-2021

Тема прощения в литературе

  • Сочинения
  • 9 класс ОГЭ
  • Умение прощать

Одним из наиценнейших качеств, которым может быть наделен человек, является умение прощать. Как правило, данной способностью обладают лишь единицы, в то время как другие, не могут постичь мудрость этого поступка годами.

Человек, умеющий прощать, легко переживает трудности и неудачи, он не боится разочаровываться в людях, он не затаивает обиду на долгие годы. Если кто-то поступает плохо по отношению к нему, он прощает человека и просто прекращает с ним общение, вместо того, чтобы вынашивать коварный план мести долгие годы, как делают, не умеющие прощать люди.

Безусловно, научиться прощать людей непросто, именно поэтому, данное умение дано далеко не каждому. Человек должен научиться понимать, что все мы – не идеальны, каждый из нас время от времени может совершать оплошности, о которых мы впоследствии жалеем или жаждем их исправить, чтобы вернуть ситуацию в прежнее русло.

Благодаря умению прощать человек не переживает застоя, он не держит обиду, не начинает сосредотачиваться на негативных эмоциях, а наоборот, занимается саморазвитием, вкладывая в себя наибольшее количество духовных и физических сил.

Если человек чрезмерно добрый, то умение прощать, в действительности, может сыграть с ним злую шутку, так как, из раза в раз, он будет прощать человека, который не заслуживает прощения и не осознает ценности быть прощенным, то есть продолжает вести себя соответствующим образом.

Проведенные социологически исследования показали, что более двух третей нашего общества испытывает существенные затруднения с тем, чтобы прощать человека, в то время, как сами считают, что им должны легко прощать те ситуации, где они повели себя не идеально.

Считается, что по-настоящему счастливым может стать только тот человек, который научился искренне прощать другого, не просто принимать извинения и из вежливости изображать, что все хорошо, а действительно быстро отпускать нехорошую ситуацию.

Научиться прощать не так-то и просто, и как правило, ко многим данная способность приходится уже в зрелом возрасте, когда сквозь мудрость прожитых лет. человек осознает, что большинство ситуаций не стоит того, чтобы из-за них переживать и огорчаться.

Почему человеку важно уметь прощать? Я и другие

Почему человеку важно уметь прощать? Я и другие.

Я считаю, что каждому человеку очень важно уметь прощать, потому что каждый из нас способен совершать ошибки, ведь мы не идеальны. На мой взгляд, нет людей, которые бы не делали ошибок; ошибки совершают все люди и эти ошибки очень важно уметь прощать.

https://www.youtube.com/watch?v=SoKDq6ciHBY

Особенно важно прощать ошибки, которые происходят в семейной жизни. Ведь семья — самое важное, что может быть у человека на свете. В семье человек растёт, развивается, набирается опыта от старшего поколения, учится чему-нибудь новому. И умение прощать — одно из самых важных качеств в семейной жизни.

Свою позицию я проиллюстрирую романом Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом романе семья Ростовых, в которой заложена любовь друг к другу, взаимопонимание, поддержка — прощает ошибки друг друга, потому что само умение прощать свойственно каждому из членов этой семьи.

Например, Николай с большой горечью признаётся своему отцу в том, что он проигрался и теперь за ним висит огромный долг. Несмотря на эту его ошибку, Николая прощают, понимая, что всем людям свойственно ошибаться, да еще и закладывют своё имение, чтобы погасить долг.

Семья вошла в такое нелёгкое положение и сумела простить Николая, ведь поддержка и умение прощать — самое главное, что должно присутствовать в семейной жизни.

Еще одним примером служат Наташа и Долохов в этом же романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Ведь Наташу тоже прощают за то, что она попыталась сбжать с Долоховым, потому что семья понимает, что очень важно уметь прощать, ведь каждый из нас тоже может сделать такую же ошибку.

Подводя итог, я делаю вывод о том, что каждому человеку очень важно уметь прощать друг друга, ведь все люди способны ошибаться, это свойственно каждому человеку, только на том, что люди прощают друг друга, на мой взгляд, строится взаимопонимание и любовь друг к другу.

📸 Видео

Как простить, когда сердце ненавидит? Протоиерей Андрей ТкачёвСкачать

Как простить, когда сердце ненавидит? Протоиерей Андрей Ткачёв

Читаю стихотворение собственного сочинения "Прощение..."Скачать

Читаю стихотворение собственного сочинения "Прощение..."

Фаустовская тема в литературе. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)Скачать

Фаустовская тема в литературе. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

11 класс - Литература - Тема Родины в лирике А.А. Блока. Поэма "Двенадцать" и сложность её мираСкачать

11 класс - Литература - Тема Родины в лирике А.А. Блока. Поэма "Двенадцать" и сложность её мира

Жириновский зачитал "Боже, царя храни", получив награду от ПутинаСкачать

Жириновский зачитал "Боже, царя храни", получив награду от Путина

Анализ "Преступления и наказания" для идеального сочинения за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать

Анализ "Преступления и наказания" для идеального сочинения за 45 минут | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКА

"Вечные темы и образы" в русской литературеСкачать

"Вечные темы и образы" в русской литературе

КАК И ЗАЧЕМ ПРОЩАТЬ | Обзор книги "Радикальное прощение"Скачать

КАК И ЗАЧЕМ ПРОЩАТЬ | Обзор книги "Радикальное прощение"

ТОП-10 стихотворений, которые помогут тебе затащить лирику на ЕГЭ | ЕГЭ Литература | ВебиумСкачать

ТОП-10 стихотворений, которые помогут тебе затащить лирику на ЕГЭ | ЕГЭ Литература | Вебиум

"О прощении обид" Семейный консультант Елена ТриандофиловаСкачать

"О прощении обид" Семейный консультант Елена Триандофилова

Хочу попросить прощения... У себя...Скачать

Хочу попросить прощения... У себя...

Как понять любое стихотворение на ЕГЭ? | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКАСкачать

Как понять любое стихотворение на ЕГЭ? | ЕГЭ ЛИТЕРАТУРА 2022 | СОТКА

Когда нужно прощать? | "Библия говорит" | 1293Скачать

Когда нужно прощать? | "Библия говорит" | 1293

Прощение - удел неудачников #коучинг #коуч #психолог #прощениеСкачать

Прощение - удел неудачников #коучинг #коуч #психолог #прощение

🕉️ КАК ПРОСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА? #благодарностьСкачать

🕉️ КАК ПРОСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА? #благодарность

Сильный пример христианского прощения | Владимир ОмельчукСкачать

Сильный пример христианского прощения | Владимир Омельчук
Поделиться или сохранить к себе: