ребенок не реагирует на замечания

ребенок не реагирует на замечания Полезно
Ученики не реагируют на замечания учителя. 16 способов решения проблемы

ребенок не реагирует на замечания

На Педсовете появился новый сервис — «Консультации». Вопросов там все прибывает и прибывает, но и ответы участники сообщества Педсовета тоже дают довольно оперативно. Поскольку большинство отвечающих — педагоги с большим опытом, имеет смысл прислушиваться к их советам.

Вот такой запрос отправил анонимный пользователь: «Я только в прошлом сентябре начала работать в школе.

Перерыв в работе был колоссальный! Скажите мне пожалуйста, во всех ли школах дети ведут себя на уроках очень плохо: встают когда им захочется, бьют друг друга, не реагируют на замечания?! Слышат только крик.

О нормальном ведении предмета и речи быть не может!!! это происходит в 7-х и 8 классах. У меня 5, 6, 7, 8 и 11 классы».

Содержание
  1. Способ 1
  2. Способ 2
  3. Способ 3
  4. Способ 4
  5. Способ 5
  6. Способ 6
  7. Способ 7
  8. Способ 8
  9. Способ 9
  10. Способ 10
  11. Способ 11
  12. Способ 12
  13. Способ 13
  14. Способ 14
  15. Способ 15
  16. Способ 16
  17. Гиперактивный ребёнок: это СДВГ?
  18. Где у него кнопка?
  19. Окончательный диагноз
  20. Кто виноват?
  21. Что делать?
  22. «Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?
  23. Портрет «трудного» ребёнка
  24. Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»
  25. Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки
  26. Ошибка №3. Гиперопека
  27. Ошибка №4. Неправильный пример родителей
  28. Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»
  29. Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции
  30. Мотивы «плохого» поведения детей
  31. 1. Привлечение внимания
  32. 2. Стремление к власти
  33. 3. Месть («Ты сделал мне плохо – пусть и тебе будет точно также»)
  34. 4. Избегание неудач
  35. 3 года
  36. 6-7 лет
  37. Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?
  38. Почему ребенок боится отвечать в школе
  39. Психологические причины
  40. Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках
  41. Ликвидация пробелов в обучении
  42. Проблема в конкретном учителе
  43. Советы требовательным родителям
  44. Повышаем статус ребенка в классе
  45. Что делать, если причину установить не удается
  46. 💥 Видео

Способ 1

Загрузить бы их работой так, чтобы вздохнуть не успевали. Причем, по окончании плодотворной работы задать минимальное домашнее задание, мол, вы так хорошо поработали, что все успели.

Способ 2

Создать ситуацию успеха в работе на уроке для всех. Заинтересовать предметом используя ТРИЗ.

Способ 3

Поработать над собственной самооценкой. Дети относятся к учителю так, потому что он сам себя не ценит или за что-то ругает, или имеет чувство вины. Поискать техники повышения самооценки. И поработать с ними. 

Способ 4

Работать над риторикой, актерским мастерством, выразительностью речи. 

Способ 5

Урок рассчитывать по минутам, соблюдать высокий темп, насыщенность разными формами деятельности учеников с последующим оцениванием на разных этапах урока и выставлением отметок. 

Способ 6

Работать с таким классом только вместе с классным руководителем, советоваться с коллегами, вместе искать способы улучшить отношения между детьми и, в целом, их отношение к учебе. 

Способ 7

Попытаться понять детей, увидеть, кому трудно, и у кого конфликты. Если атмосфера и так заряжена, то не стоит её еще более дозаряжать, лучше поискать способы разрядки. 

Способ 8

Перетянуть на свою сторону часть класса, которая  готова учиться. Уделить время сразу всем все равно не получится. Если удастся «сколотить ядро» остальные подтянутся, а учитель, получив результат с «хорошими» учениками, почувствует уверенность и начнет вовлекать и «плохих».

Способ 9

Сделать что-нибудь неожиданное. Если в классе не принято проводить физминутки — провести ее.

Способ 10

Начинать урок с интересного факта, требующего обсуждения, высказывания мнений, принимать разные точки зрения, записывать их на доске и давать возможность обсудить в группах. Это не всегда тихо, но действенно — дети хотят быть услышанными. 

Способ 11

Поговорить с нарушителями дисциплины один на один и выяснить причины такого поведения, без криков, возмущения и т.д. Скорее всего, такие дети везде мешают проводить занятие, естественно, их за это постоянно отчитывают, поэтому надо дать им какое-нибудь простейшее задание и при всем классе похвалить.

Способ 12

Создать презентацию «фи», в которой фигурируют нарушители дисциплины. В начале урока данная презентация включается (в ней отражаются нарушители предыдущего урока) и после просмотра акцентируется внимание на том, что такие-то ученики не прошли тест «соответствия». Им-то ведь очень хочется соответствовать определенным критериям: «классный», «крутой», «смелый» и т.д.

Способ 13

Провести урок-рассказ о своем предмете (мотивация): чем интересен, чем полезен, где применяется, какие известные и интересные люди продвигали эту науку — не в форме нотации, а интересно, с необычными фактами, ссылками и картинками. Ребята любознательны, и необычный урок становится интересным.

Способ 14

Создать вместе с ними рейтинг. На листе А4, как в журнале: список класса, даты. В конце урока учитель аргументированно выставляет там баллы (можно взять 10-б. систему). По сумме рейтинг будет меняться, и максимум будут набирать разные ребята, это соревновательный момент. В конце какое-то поощрение. 

Способ 15

В этом возрасте (5-8 кл.) дети с лёгкостью реагируют на предложение играть, а игра помогает не только переключить внимание детей, но и подать интересно материал, провести диагностику, сделать срез знаний, а кроме того, помогает раскрыть личностные способности подростков, сплотить коллектив и настроить на нужный лад.

Способ 16

«Орущая» минута. Когда дисциплина зашкаливает, все встают, набирают в легкие больше воздуха и …кричат, топая ногами, пока хватает воздуха.

Видео:Советы психолога родителям. Почему ребенок не слушается?Скачать

Советы психолога родителям. Почему ребенок не слушается?

Гиперактивный ребёнок: это СДВГ?

ребенок не реагирует на замечания

Эти дети всегда на виду: они постоянно в движении, что-то хватают, бросают, на замечания не реагируют, не доводят начатое до конца. И дело не в плохом воспитании, а в болезни. СДВГ у детей сегодня диагностируется все чаще.

: 18 апреля 2016 г.

Эксперты:

Екатерина Пономарева, педагог-психолог, психолого-медико-социальный центр «Лекотека»,

Наталия Семенова, врач-генетик, МГК ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова

Наталья Суворова, кандидат медицинских наук, руководитель Детского нееврологического центра, невролог отделения реанимации новорожденных и недоношенных детей городской больницы № 8

Екатерина Фуфаева, нейропсихолог, научный сотрудник отделения психолого-педагогической помощи НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, член Европейской мультидисциплинарной академии нейротравматологии (EMN) и Всемирной федерации нейрореабилитации (WFNR)

В среднем в мире насчитывается до 21% детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВиГ). В России их около 35%. В Австралии среди учеников младшей школы таких до 40%. В США говорят о 30% школьников. Причем у мальчиков это заболевание встречается в 8 раз чаще, чем у девочек.

Где у него кнопка?

Как правило, основные жалобы родителей – что ребенок непослушный, не реагирует на замечания взрослых, чрезмерно подвижный, бесцельно хватает предметы, не может пять минут посидеть спокойно, раздражителен, импульсивен, даже агрессивен.

При этом плохо концентрирует внимание, не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи. На занятиях часто отвлекается, что мешает усвоению знаний в детском саду или школе. У непоседы нет друзей, ему сложно в коллективе, так как он отстает от сверстников в психическом развитии, но стремится командовать и руководить.

Трудно складываются отношения и со взрослыми: наказания на него не действуют, а похвалы почти не стимулируют.

Окончательный диагноз

Часто диагноз СДВиГ ставится необоснованно, под похожими симптомами могут скрываться самые разнообразные патологии – шизофрения, эпилепсия, аутизм, и просто бурный темперамент. В основе выявления СДВиГ у детей лежит нейропсихологическая

диагностика, которая определяет, как формируются те или иные высшие психические функции: памяти, внимания, речи, мыслительной деятельности, зрительного и слухового восприятия, предметных движений.

На основе полученных данных нейропсихолог составляет индивидуальный терапевтический комплекс. С кем-то врач занимается индивидуально, для таких детей группа – тяжелые условия.

Если требуется небольшая коррекция, то родители получают советы, что делать дома, и приходят периодически на контроль.

https://www.youtube.com/watch?v=p2wra7SBoMs

Методы нейропсихологической коррекции разработаны для детей от 4 лет. Для совсем маленьких непосед есть невролог, который может выявить риски возможного развития заболевания, и дефектолог – он поможет научить родителей правильно играть с малышом.

Важно: лечение, начатое в 5–6 лет эффективнее, чем в 10–11. Оставленная без внимания проблема из медицинской может превратиться в социальную: не достигая успехов в учебе, получая нарекания за поведение, гиперактивные дети с дефицитом внимания ведут себя все хуже и хуже.

Biofeedback-терапия, или метод биологической обратной связи (БОС) направлен на развитие навыков самоконтроля. Появившись в США в 60-е годы прошлого века, он получил быстрое развитие на Западе, а теперь и в России. Суть диагностики: ребенок садится перед монитором, на котором показывают мультик.

Как только активность мозга становится чрезмерной, ребенок отвлекается (это фиксируют специальные датчики), мультфильм прекращается. На экране появляются черные пятна, в ушах раздается неприятный скрежет. Как только ребенок вновь сосредоточен, мультик включается. То есть школьник учится контролировать свое состояние.

Продолжительность БОС-терапии – от 15 до 40 сеансов по 20–40 минут 2–3 раза в неделю.

Кто виноват?

Ответ на этот вопрос хотели бы получить и врачи. На сегодняшний день конкретная причина СДВиГ не найдена. Более того в ходе диагностики у таких детей не находят никаких структурных нарушений.

Обычно это идеальная картинка строения головного мозга, хорошая биохимия крови, неплохая ЭЭГ, которая показывает некоторые изменения, говорящие о небольшой возбудимости.

Инфекционные заболевания, травмы, анестезия, осложнения во время беременности и родов, экология или социальная среда не являются причиной развития заболевания. Тогда что же?

  • Последние исследования показали, что расстройство связано с дефектом нескольких генов. В результате в мозге вырабатывается мало допамина, вещества, которое управляет процессами торможения, и много норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение.  Кроме того, развитие СДВиГ  связано с генетическими факторами, поэтому для установления природы расстройства необходима консультация генетика. 
  • Еще одна причина — дефицит магния и таурина, которые участвуют в обменных процессах в клетках. Сбой в биохимической системе приводит к дисбалансу в системах торможения и возбуждения. Согласно английскому исследованию, у школьников 7–12 лет, получавших дополнительно 200 мг магния в день в течение полугода, значительно улучшилось поведение.
  • Рабочая версия, которая сейчас активно исследуется, – это питание, а именно — дефицит незаменимых аминокислот. Без них невозможна нормальная работа мозга — в частности, аминокислоты необходимы для строительства многих нейротрансмиттеров (веществ, обеспечивающих передачу нервных импульсов от одной клетки к другой), с которыми у гиперактивных детей большие проблемы. Они должны получать полноценное белковое питание.
  • И конечно, важную роль играет семья, в которой ребенок воспитывается. Поводом для развития СДВиГ у детей, предрасположенных к этому заболеванию, может стать среда, где очень много раздражителей. Например, если мама с папой одновременно дают разные указания, ребенок не понимает, на чем ему сконцентрироваться. Мультики во время еды или постоянно работающий телевизор отвлекает ребенка, не давая сосредоточиться на конкретном деле. Большое количество игрушек в поле зрения также рассеивает внимание.

Потребность в магнии для детей 4–8 лет составляет 180 мг в сутки, а 9–13 лет – 240 мг.

Много магния содержится в какао, гречке, ржи, овсе и зародышах пшеницы, в бобовых, включая арахис, а также печеном картофеле, бананах, шпинате и другой зелени.

Тарелка гречневой каши дает половину суточной нормы магния, миска овсянки или печеная картофелина – примерно пятую часть нормы, а если получать весь магний из бананов, их придется съесть штук восемь.

Что делать?

В США и Европе активно используют психостимуляторы, которые снижают общую активность мозга, успокаивают детей, повышают внимание. Однако вокруг этих препаратов не утихают споры. В России стараются применять немедикаментозную нейропсихологическую коррекцию. Успех лечения на 90% зависит от родителей, которые должны набраться сил и терпения и ежедневно заниматься с ребенком.

  • Научиться правильно играть. Детей с СДВиГ нельзя заставлять сидеть спокойно. Наоборот, им надо предлагать двигаться. Но чтобы это движение было не бессмысленным, нужно придумать много подвижных игр. Все игры и обучающие занятия надо строить по типу слоеного пирога: немного позанимались тем, что требует концентрации, затем попрыгали с дивана на конкретную подушку или проползли под столом по определенной кривой и опять вернулись к сосредоточенному заданию. Тем самым ребенок учиться регламентировать свою двигательную активность. Для этой цели отлично подойдет старая добрая игра «Море волнуется раз», которая заставляет ребенка «замирать» на короткое время.
  • Убрать лишние игрушки. В поле зрения оставить 1–3 игрушки. Лучше, если они будут убраны в упаковку или завернуты в бумагу. Начинать игру лучше с одной игрушки. Ребенку не обязательно сидеть во время игры, он может бегать вокруг стола, на котором стоит единственная пирамидка. Постепенно можно добавлять игрушки. Через некоторое время заек и мишек менять на других.
  • Работать в тандеме с педагогом. Конечно, найти понимающего учителя не просто. Но сообщить, что ребенок проходит терапию, надо обязательно. Принцип слоеного пирога в школе тоже работает. Высидеть 30–40 минут за партой непоседе сложно. Учитель должен направлять энергию в мирные цели: предложить раздать тетради, полить цветы, вытереть доску и т. д. Действия должны быть короткие: отвлекся ненадолго, снова сосредоточился на уроке.

У непосед есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Американские исследователи установили, что среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше удачливых бизнесменов, чем среди спокойных и уравновешенных людей.

  • Организовать двигательную активность. Идеальны занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Детей надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости. А вот физкультура с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны. Не забывать про меры предосторожности, такие дети не очень хорошо понимают, где опасность.
  • Часто хвалить. Причем делать это целенаправленно, объясняя за что. Это дополнительные внимание и контроль. Например, не просто сказать: «Молодец, собрал портфель сам». А проговорить, что именно сделал: «И красный карандаш положил, и синий, и линейку, и ластик».
  • Соблюдать режим дня. Размеренный темп жизни необходим вечно возбужденным живчикам. Распорядок должен быть четким и понятным. Не просто готовимся ко сну, а что именно надо сделать: пойти умыться, почистить зубы, переодеться в пижамку и лечь в кровать. У детей с СДВиГ часто отмечается повышенная тревожность, привычная последовательность действий снимает напряжение и позволяет сконцентрировать внимание.

: 18 апреля 2016 г.

Видео:РЕБЕНОК ИГНОРИРУЕТ ПРОСЬБЫ. 3 ПРИЧИНЫ ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ВАС НЕ СЛЫШИТСкачать

РЕБЕНОК ИГНОРИРУЕТ ПРОСЬБЫ. 3 ПРИЧИНЫ ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ВАС НЕ СЛЫШИТ

«Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?

ребенок не реагирует на замечания

«Непоседливый, непослушный, невоспитанный – одним словом, трудный ребёнок».

Как часто мы слышим подобные слова от родителей, воспитателей и учителей! «Трудные» дети становятся «кошмаром» детского коллектива и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей.

Родители уже устали бороться с их упрямством и своеволием, а педагоги считают дни, когда «трудный» ребёнок наконец-то закончит детский сад или школу.

Но что скрывается за таким поведением? Почему дети становятся «трудными»? Какие ошибки совершают родители при воспитании? И как добиться от ребёнка послушания? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

https://www.youtube.com/watch?v=3OxJAg7jQsg

Начните выстраивать доверительные отношения с ребёнком прямо сейчас, перестав гиперопекать и нарушать его личные границы. При это продолжайте обеспечивать его безопасность вместе с GPS-трекером «Где мои дети».

  • Портрет «трудного» ребёнка
  • Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?
  • Что делать с непослушным ребёнком?
    • Стоит ли наказывать?
    • Советы психолога родителям «трудных» детей

Портрет «трудного» ребёнка

На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает.

Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа.

Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.

Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:

  • не контролируют собственное поведение;
  • не осознают своих и чужих чувств и эмоций;
  • не соблюдают правила поведения в дошкольных и школьных учреждениях;
  • не реагируют на замечания родителей и педагогов;
  • часто устраивают истерики;
  • не умеют вести себя в общественных местах;
  • вызывают раздражение у взрослых;
  • становятся изгоями в детском коллективе.

Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»

Родители потакают сыну или дочери во всём, исполняют любые его или её желания. Такая ситуация часто складывается, когда ребёнок – единственный в семье или долгожданный. В результате он привыкает быть центром Вселенной и не реагирует ни на какие запреты и ограничения со стороны взрослых людей.

Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки

Ребёнку прощаются плохие поступки и непослушание под предлогом «он же маленький, он не понимает, что делает, вот вырастет – и всё поймет».

Ошибка №3. Гиперопека

Как опасна вседозволенность, так и постоянные запреты и ограничения ведут к желанию их нарушить. Тем более, когда ограничиваются жизненно важные потребности ребёнка: в активности, в общении, в познании мира.

Чтобы дать ребёнку больше свободы, перестать ограничивать его важные потребности, но оставаться спокойными за его безопасность в любом месте, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.

Ошибка №4. Неправильный пример родителей

Можно бесконечно рассказывать ребёнку о вреде курения и пользе чтения, но если в семье живет курящий папа, а книги используются как подпорка покосившемуся столу, привить эти навыки ребёнку вряд ли удастся.

Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»

Если мама сегодня строго-настрого запретила есть конфеты, а завтра бабушка украдкой сунула их в карман или папа пришёл с работы веселый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится манипулировать для получения желаемого.

Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции

Позиция родителей в этом случае такова: «Воспитывать должен детский сад и школа. Нам некогда этим заниматься, мы зарабатываем деньги, чтобы обеспечить своего ребёнка».

Мотивы «плохого» поведения детей

Кроме ошибок родителей в воспитании ребёнка существуют ещё причины, по которым спокойный и послушный ребёнок вдруг начинает вести себя плохо:

1. Привлечение внимания

Когда мама и папа постоянно на работе, ребёнок видит их только утром и вечером, ему часто недостает их любви и заботы. А в выходные многие родители оставляют детей у бабушек и дедушек, занимаясь накопившимися домашними делами.

Естественно, что ребёнок стремится получить внимание от родителей любыми способами. А, как известно, самый быстрый и лёгкий способ – это сделать то, на что мама или папа сразу обратят внимание: устроить истерику, закричать на улице, начать топать ногами, подраться с кем-нибудь.

Что делать родителям:

  • чаще обращайтесь к ребёнку по имени, говорите ему ласковые слова;
  • если плохое поведение ребёнка вызвано именно недостатком родительского внимания, лучше его игнорировать;
  • если ребёнок начинает плохо вести себя, отвлеките его, дайте ему какое-нибудь поручение (полить цветы, протереть пыль, убрать со стола посуду) и обязательно похвалите за выполнение;
  • проводите свободное время с ребёнком, гуляйте, играйте. Пусть он чувствует себя нужным и значимым человеком в вашей жизни, а не досадной помехой в родительских делах.

2. Стремление к власти

Многие дети, особенно в кризисные периоды, хотят беспрекословного исполнения каждого своего «хочу». Ребёнок стремится взять верх над родителями, добиться независимости от них.

https://www.youtube.com/watch?v=XhPor6JIlKo

Это выражается в капризах, непослушании, отказе от подчинения взрослому, настаивании на своём.

Что делать родителям:

  • признайте силу ребёнка, но вместе с его ответственностью. Например, мама разрешает дочери надеть праздничное платье в будний день в детский сад, но если девочка испачкает его, то на утренник ей придётся идти в другом платье.
  • поставьте границы непозволительного поведения. Нельзя драться и обзывать родителей, взрослых, детей в группе; нельзя ломать и портить свои и чужие игрушки. Если ребёнок перешёл эти границы – за поступком должно следовать наказание. Его следует обговорить с ребёнком ещё до совершения «противоправных» действий.
  • научите ребёнка управлять собой и своими эмоциями, справляться с гневом, яростью и агрессией.

3. Месть («Ты сделал мне плохо – пусть и тебе будет точно также»)

Мы сами порой не замечаем, как обижаем своих детей. И если для нас это проходит незаметно или мы просто не придаём ссоре с ребёнком большого значения, то для нашего сына или дочери обида может иметь серьёзные последствия.

Сначала ребёнок замыкается, уходит в себя, затем начинает проявлять физическую или вербальную агрессию в отношении взрослого, ведёт себя плохо, перестаёт слушаться родителей. В результате будет либо налаживание отношений, либо ещё большее дистанцирование от родителей.

Что делать родителям:

  • учите детей говорить о своих чувствах и переживаниях, чаще спрашивайте «Что ты сейчас чувствуешь? Какое у тебя сегодня настроение?»;
  • после ссоры с ребёнком: попросите прощения, если не сдержались и накричали на него, обсудите, почему вы поссорились и что можно сделать, чтобы избежать этого в дальнейшем;
  • не бойтесь показать свои чувства перед малышом. Ваш авторитет от этого не пострадает. Да, вам тоже иногда бывает и грустно, и обидно, и стыдно за свои ошибки.

4. Избегание неудач

Такой ребёнок отказывается участвовать в играх, спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, не отвечает на уроках, когда его спрашивает учитель, боится посещения новых мест и незнакомых людей.

Взрослые считают, что он просто капризничает и не слушается, но проблема гораздо глубже – в личностном развитии и самооценке ребёнка.

Ребёнок боится, что у него ничего не получится, боится быть неуспешным и поэтому заранее отказывается от травмирующих ситуаций. Свою лепту вносят и родители, чьи требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.

Что делать родителям:

  • создавать ситуации успеха, в которых ребёнок сможет проявить свои сильные стороны;
  • повышать самооценку ребёнка, хвалить за проявление настойчивости, доведение начатого до конца;
  • научить думать о себе в позитивном ключе («я ещё не умею завязывать шнурки, но зато я могу за пять минут собрать сложный пазл»);
  • сравнивать ребёнка только с самим собой, не с другими;
  • поддерживать и помогать при возникающих трудностях, но не делать за него!

3 года

К трём годам ребёнок начинает стремиться к самостоятельности и независимости от взрослого. Он отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики.

Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана.

Но не стоит бояться проявлений кризиса, это значит, что ребёнок растёт, он уже готов отделиться от взрослого и стать самостоятельной личностью со своими потребностями и желаниями.

6-7 лет

Следующий кризисный этап в жизни ребёнка приходится на предшкольный возраст, когда начинает закладываться его социальное Я.

Как и в 3 года, дошкольник хочет сам принимать решения и чтобы взрослые считались с его мнением.

Дети могут болезненно реагировать на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют от них беспрекословного выполнения своих требований.

Видео:Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? - Доктор КомаровскийСкачать

Советы психолога: как справиться с неуправляемыми детьми? - Доктор Комаровский

Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?

ребенок не реагирует на замечания

Очень важно понять, что делать, если ребенок молчит на уроках, ведь эта проблема мешает ему реализовать свой интеллектуальный потенциал. Конкретным действиям по коррекции этого расстройства должен предшествовать детальный анализ ситуации.

Для начала постарайтесь выяснить, как сам ребенок объясняет свое поведение. Даже краткие ответы, например, «Мне страшно», «Я стесняюсь других детей», «Боюсь ответить неправильно» многое прояснят взрослым. Иногда школьник не может внятно описать свои ощущения или просто молчит в ответ. В таких случаях родителям поможет знание основных причин детской застенчивости на уроках.

Почему ребенок боится отвечать в школе

Специалисты выявили немало поводов молчания школьника, когда его спрашивает учитель. Самый банальный вариант – он просто не делает домашние задания или ему не дается какой-либо предмет. Это самая поверхностная и легкая для коррекции причина.

Бойкие дети найдут, что сказать у доски, даже если не учили уроки. Другие же, наоборот, предпочитают молчать: стесняются своего невежества, тушуются перед преподавателем. Если проблема имеет длительный, устойчивый характер, причины ее гораздо серьезнее.

Комплексы, порожденные нарушениями устной речи, довольно устойчивы. Неправильное произношение звуков, заикание приводит к тому, что ученик стесняется сказать лишнее слово. Ему проще молчать, или делать вид, что не готов.

https://www.youtube.com/watch?v=f54WsiRuTQ8

Дети чутко подмечают нюансы поведения педагога. Невежливый тон, грозный взгляд могут глубоко запасть в душу чувствительного ученика.

Язвительное замечание или небрежный жест оставляют в детском сознании психологические блоки. Они приводят к сильному страху, заставляющему молчать на уроке.

Если же учитель негативно высказывается о способностях ребенка, кричит на него, то он может замкнуться надолго.

Некоторые мамы и папы излишне взыскательно относятся к успеваемости своего чада.

С первых дней учебы они требуют от еще не адаптированного к школе малыша только отличных оценок и ругают (или даже наказывают) за малейший промах.

Непомерная ответственность порождает невротические реакции, особенно у младших школьников. В таких случаях ребенок молчит на уроках, боясь получить недостаточно высокую отметку.

Аутсайдер в классе — это серьезная проблема, понижающая самооценку ученика. Сверстники могут дразнить школьника, смеяться над ним, проявлять физическую агрессию.

Логично, что такой запуганный ребенок боится поднять руку, выйти к доске. Он понимает, что как бы блестяще не ответил, его выступление будет встречено негативно.

Ребенок, подвергающийся буллингу в школе, предпочитает молчать, чтобы не привлекать к себе внимания. 

Психологические причины

В силу наклонностей характера некоторые ученики излишне застенчивы, неуверенны в себе, проявляют повышенную тревожность в официальной обстановке школы. Особенно это свойственно детям-меланхоликам и стеснительным интровертам. Такими ребятами любое требование учителя воспринимается как сильный стресс, даже если оно высказано в доброжелательной форме.

Причиной переживаний восприимчивого ученика может стать полученный в прошлом негативный опыт. Например, его ответ когда-то вызвал резкую критику учителя или насмешки одноклассников, и теперь мнительный ребенок боится повторения такой неприятной ситуации.

Некоторые описывают свое состояние как «ступор», «ничего не помню». Если проблемой не заниматься, такие фобии только усугубляются.

Возникает своеобразный замкнутый круг: из-за боязни ученик молчит на уроке, а плохие оценки вызывают негативные эмоции и усиливают страх.

Этим термином в психологии называют тревожное расстройство, когда дети молчат в определенных социальных ситуациях, в частности, на уроках, несмотря на то, что они свободно говорят дома или в привычной обстановке. Избирательный мутизм встречается довольно редко, примерно у 6 из 1000 детей. Девочки страдают больше чем мальчики, а наиболее типичный возраст возникновения этой проблемы — от 5 до 9 лет. 

Диагноз «элективный мутизм» ставится только детским психотерапевтом на личной консультации.

Это психологическое расстройство необходимо грамотно дифференцировать от физиологически нормальной застенчивости, которая может усиливаться при смене детского сада или школы.

Все вышеназванные причины могут способствовать возникновению этого состояния, однако отличить варианты нормы от патологии, а также назначить подходящую терапию, может только грамотный детский психолог.

Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках

Определив конкретную проблему, родители с поддержкой учителей, а иногда и психологов, должны начать делать практические шаги для ее устранения.

Ликвидация пробелов в обучении

Если ученик отчаялся самостоятельно разобраться в хитросплетениях английской грамматики или сложных математических формулах, он делает вывод, что это «не мое».

В таких случаях он может полностью игнорировать трудный для него предмет и молчать, когда его спрашивают.

На помощь должен прийти неравнодушный репетитор, который не только подтянет упущенный материал, но и заставит ребенка поверить в свои силы.

Тот же подход применяется и в ликвидации логопедических нарушений. В школьном возрасте речевые трудности сложно поддаются коррекции в домашних условиях. Лучше всего обратиться за помощью к грамотному логопеду. В то же время поговорите с педагогами, объясните, почему ребенок молчит на уроке. Можно договорить о временной замене устных ответов письменными заданиями.

Проблема в конкретном учителе

Иногда источник детского страха связан с поведением преподавателя, которое может быть чересчур требовательным, эмоциональным или не слишком тактичным. Постарайтесь вначале уладить вопрос, что говорится, малой кровью.

Донесите до учителя при личной встрече, что ваш сын или дочь молчит на уроке из-за слишком болезненной реакции на некоторые моменты.

Педагог, у которого в классе множество учеников, может даже не догадываться, что для одного из них его реплики стали причиной комплекса.

https://www.youtube.com/watch?v=7gvID-PN3zU

Важно провести диалог в дружественном, конструктивном ключе: не обвинять преподавателя, а заострить внимание на индивидуальном восприятии ребенка.

Попросите его отнестись более деликатно к ученику, найти с ним общий язык. А ребенку объясните, что учитель не хотел его обидеть.

Если дипломатический подход не даст результатов, стоит задуматься о переводе в класс к более мягкому педагогу, который относится к школьникам более индивидуально.

Советы требовательным родителям

Чтобы ребенок не молчал на уроке, боясь не оправдать ваше доверие, не требуйте от него невозможного. Чаще всего завышенные требования к школьнику предъявляет один из родителей. Задача второго – доходчиво объяснить, что отличники далеко не всегда становятся счастливыми и преуспевающими людьми.

Эмоциональный комфорт и отсутствие комплексов в детстве гораздо важнее для развития полноценной личности, чем аттестат с отличием.

Когда родитель пересмотрит свою позицию и станет снисходительнее смотреть на школьные достижения, ребенок перестанет переживать из-за домашних укоров.

Спокойно и ласково объясните школьнику, что не будете делать выговоров за «четверку» или «тройку», и его активность на уроке возрастет.

Повышаем статус ребенка в классе

Более сложная ситуация, когда в школьном коллективе сложилась нездоровая обстановка. В этом случае родители должны делать все, чтобы наладить нормальные отношения с одноклассниками.

Чтобы перекодировать установку аутсайдера, психологи советую создать школьнику ситуацию успеха. Мальчишке поможет обрести уверенность занятие в спортивной секции, например, боевыми искусствами. В команде создается общность единомышленников, готовых вступиться друг за друга.

Школьники, как правило, более уважительно относятся к одноклассникам-спортсменам, тем более, если они могут похвастаться своими достижениями (грамотами, медалями). Девочке подойдут занятия танцами, гимнастикой, фигурным катанием.

Даже если быстро наладить отношения со сверстниками не удастся, ученик перестанет чувствовать себя изгоем. У него появятся новые друзья, занятия, приносящие радость и маленькие личные победы. Но если ситуация критическая и ребенок испытывает сильный дискомфорт, не стоит бояться перевода сына или дочери в другую школу.

Что делать, если причину установить не удается

Когда отсутствуют внешние источники того, что ребенок молчит на уроках, скорее всего, дело в особенностях характера или психологических проблемах. Подход к избавлению от подобных комплексов может быть абсолютно различен, и должен определяться детским психологом.

Например, если ребенок по натуре застенчив, ему может помочь тренинг по ораторскому искусству или занятия в театральной студии. Но если он относится к природным интровертам, такие действия не принесут пользы. В этом случае он будет испытывать дискомфорт при каждом публичном выступлении.

Если учителя пойдут навстречу, можно договориться о письменных проверках знаний. При необходимости ответить устно, это можно делать на перемене в отсутствии других учеников. В настоящем формате ЕГЭ не предусмотрено публичных ответов, так что аттестация ребенка никак не пострадает от такой формы обучения.

Детская психика легко уязвима, поэтому нередко подвергается воздействию неблагоприятных факторов. Вместе с тем, дети более восприимчивы к психологической коррекции. Чем раньше вы начнете работать над проблемой молчания на уроках, тем легче удастся от нее избавиться.

Похожие посты

💥 Видео

Ребенок не умеет реагировать на критику. Что делать? | Психолог Онлайн-школы №1Скачать

Ребенок не умеет реагировать на критику. Что делать? | Психолог Онлайн-школы №1

Родственники делают замечания вашему ребенку?Скачать

Родственники делают замечания вашему ребенку?

8 причин, по которым дети не слышат своих родителей. Что делать, если ребенок вас игнорирует?Скачать

8 причин, по которым дети не слышат своих родителей. Что делать, если ребенок вас игнорирует?

Что делать, если ребёнок не реагирует на замечания родителя?Скачать

Что делать, если ребёнок не реагирует на замечания родителя?

Вам грубит ваш ребёнок? Несколько коротких советов.Скачать

Вам грубит ваш ребёнок? Несколько коротких советов.

НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕБЕНОК. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ИСПРАВИТЬ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНОГО РЕБЕНКА.Скачать

НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ РЕБЕНОК. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК ИСПРАВИТЬ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ ТРУДНОГО РЕБЕНКА.

Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь? Совет от нейропсихолога г. КраснодарСкачать

Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь? Совет от нейропсихолога г. Краснодар

Как научить ребёнка принимать свои ошибки и справляться с неудачами?Скачать

Как научить ребёнка принимать свои ошибки и справляться с неудачами?

Ребенок не играет. Что делать? Выводим на эмоции с помощью компаньона.Скачать

Ребенок не играет. Что делать? Выводим на эмоции с помощью компаньона.

Что делать если ребенок вас не слушается?Скачать

Что делать если ребенок вас не слушается?

ПРЕКРАТИТЕ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА! СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКА И ПЕРЕСТАТЬ ОРАТЬ.Скачать

ПРЕКРАТИТЕ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА! СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА, КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКА И ПЕРЕСТАТЬ ОРАТЬ.

❓ Джон Кехо: Как перестать бояться осуждения и критики?Скачать

❓ Джон Кехо: Как перестать бояться осуждения и критики?

Если ребенок вас не слышит: как реагировать?Скачать

Если ребенок вас не слышит: как реагировать?

Что делать, если подросток неуправляемый ?Скачать

Что делать, если подросток неуправляемый ?

Неуправляемый ребенок. 5 шагов исправления. 4 годаСкачать

Неуправляемый ребенок. 5 шагов исправления.  4 года

АУТИЗМА Нет - Если: 10 признаков не аутизма. English subtitlesСкачать

АУТИЗМА Нет - Если: 10 признаков не аутизма. English subtitles

Делаем замечание ребёнку правильно. #Воспитание #Замечания #elena_psy_detiСкачать

Делаем замечание ребёнку правильно. #Воспитание #Замечания #elena_psy_deti
Поделиться или сохранить к себе: