Является ли психология наукой или это отдельное направление философии, основанное на духовных и даже космических представлениях? Этот вопрос неизбежно возникает у всех, кто начинает глубоко изучать психологию и стремится найти однозначный ответ. Выделению психологии как научной дисциплины поспособствовали с одной стороны размышления и труды выдающихся философов древнего мира, а с другой – практическое и научное познание психологии людей.
Термин «психология» для обозначения науки был введён в XVI в.
немецким философом Рудольфом Гоклениусом, после чего в тесной связи с развитием техники и научной мысли произошёл окончательный разрыв с религиозными представлениями и было положено начало современному научному знанию.
Однако, неоднородность выдвигаемых суждений о сущности психики человека закладывает основу разнообразных современных направлений психологии, имеющих две конфликтующие тенденции: материалистическая и идеалистическая.
- Классический психоанализ, 1900
- Аналитическая психология, 1912
- Индивидуальная психология, 1912
- Бихевиоризм, 1912
- Гештальтпсихология, 1912
- Гуманистическое направление, 1951
- Когнитивизм, 1955
- Трансактный анализ, 1956
- Концепция современной психологии
- Список использованных источников:
- Описание главных разделов и отраслей психологии
- Фундаментальные специальные отрасли психологии: особенности, проблемы
- Междисциплинарные специальные отрасли психологии
- Прикладные направления психологии
- Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы
- Что изучает психология?
- История появления и развития психологии
- Виды психологии
- Академическая психология
- Прикладная психология
- Методы психологии
- Заключение
- Виды психологии
- Виды психологии:
- Клиническая психология
- Аномальная психология
- Когнитивная психология
- Сравнительная психология
- Консультативная психология
- Психология развития
- Педагогическая психология
- Биологическая психология
- Другие виды психологии:
- 🎬 Видео
Классический психоанализ, 1900
История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З.
Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности.
Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:
- аналитическая психология;
- индивидуальная психология;
- трансактный анализ.
Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром.
В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны.
Разложение психики на компоненты объясняет источник образования неврозов как конфликт импульсов, исходящих из «Оно» и «Сверх-Я», для разрешения которого «Я» использует в первую очередь вытеснение сознательного в бессознательное.
Таким образом, классический психоанализ одновременно относится и к нозологической, и к антропологической осям.
Аналитическая психология, 1912
Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.
Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е.
двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное.
Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.
Индивидуальная психология, 1912
Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.
https://www.youtube.com/watch?v=IZGhAx84IbY
Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации.
Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность.
Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З.
Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения.
Бихевиоризм, 1912
Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка.
В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье [1]. В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М.
Бехтерев, изучавшие рефлексологию.
Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии.
Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков.
Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.
Гештальтпсихология, 1912
Борьба направлений с механистическими и идеалистическими установками и метафизичность распространённых теорий неизбежно приводит к выдвижению во втором десятилетии XX в.
целостных принципов и образованию гештальтпсихологии, основанной на исследованиях восприятия.
Основатели направления, венгерский психолог – Макс Вертгеймер, немецкий психолог – Вольфганг Кёлер и американский психолог – Курт Коффка, определяют «гештальт» как целостное образование, имеющее качество формы, не сводимое к свойствам его частей.
По основному принципу гештальтпсихологии, все психические процессы объясняются динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются непосредственно в процессе, а не независимо от него, и определяют его путь механистическими связями.
Действия человека исходят из восприятия ситуации и выступают конечной стадией саморегулирующегося динамического процесса. Как видно, гештальтпсихологи в своих положениях тесно связывают идеализм с механицизмом.
Другими словами, они выступают против принципа расчленения сознания на компоненты и придерживаются идеи воссоздания психикой целостного понятного образа. Например, воспринимая слово с пропущенной буквой, мы стремимся воссоздать его целиком.
Основной постулат современных гештальтистов состоит в том, что человек стремится к целостности и завершённости, координирует различные части личности в единое целое. жизненная цель – самоактуализация, сосредоточенная только на настоящем и действительном.
Гуманистическое направление, 1951
В 60-х г. XX в. активно развиваются гуманистические подходы в психологии, центрированные на уникальности личности.
Одним из представителей и лидеров гуманистического направления является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс.
По его мнению, «я-концепция» выступает фундаментом структуры личности и образуется в результате взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Основные постулаты гуманистического подхода:
- стремление человека развиваться и реализовывать свой потенциал врождённое;
- внутренняя сущность человека позитивна и социальна;
- гуманистическая направленность и конструктивность – залог выживания и эволюции человека;
- для раскрытия внутренней природы человека необходимо соблюдение трёх условий: подлинность в общении, безусловное принятие, проявление эмпатии.
Когнитивизм, 1955
В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.
https://www.youtube.com/watch?v=GaNejsa3M68
Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса.
По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению.
Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).
Трансактный анализ, 1956
История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления.
Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в.
По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».
Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне.
Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве.
Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.
Концепция современной психологии
История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.
При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э.
Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания.
Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.
Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности.
Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие.
Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.
Список использованных источников:
- 1. J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
- 2. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
- 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
- 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
- 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
- 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П. Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.
- 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
- 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
- 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
- Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. – 2е издание. – М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.
Лилия Ростамовна Курмалеева, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Видео:Направления психотерапии: почему их так много и нужно ли в них разбиратьсяСкачать
Описание главных разделов и отраслей психологии
Современная психология отличается многоотраслевым характером. Психологические направления можно разделить на:
- общую психологию, которая изучает вопросы универсальных закономерностей функционирования психики;
- специальные направления психологии.
Замечание 1
Важно отметить, что фундаментальные специальные направления психологии занимаются определенными аспектами психики. Речь идет о нейропсихологии, дифференциальной психологии, социальной психологии и др.
Область работы междисциплинарных специальных направлений разворачивается в исследованиях в областях психологического знания и других наук. Речь идет о психофизиологии, психолингвистике, психогенетике.
Существует четыре ключевых раздела общей психологии:
- общетеоретическая психология, которая занимается вопросами возникновения и эволюционного развития психики, отличия психики человека от психики животного, культуры и психики, материального субстрата функционирования психики;
- психология познавательных процессов, которая содержит в себе психологию восприятий и ощущений, психологию памяти, психологию речи и мышления;
- психология регулятивных процессов, в которую входят психология мотивации и эмоций, психология воли, психология внимания;
- психология личности.
Применение теоретического аппарата общей психологии и использование в качестве основы ключевых закономерностей функционирования психики, которые сформулированы в ее рамках, свойственно для фундаментальной специальной отрасли психологии и междисциплинарных специальных отраслей психологии. Знания, которые были накоплены общей и психологией и изученные через призму проблематики фундаментальных специальных и междисциплинарных специальных направлений, применяются в практике в прикладных направлениях психологии.
https://www.youtube.com/watch?v=kG8Oa7x7Inc
Замечание 2
Важно отметить, что последние служат источником новых фактов и проблем, стимулирующих приращение фундаментального знания, для общей психологии.
Развитие прикладных отраслей психологии возможно благодаря работы психологов-практиков в определенных направлениях деятельности. Это может быть подбор персонала, имиджмейкерство, консультирование, реклама, психологическая реабилитация жертв стихийных бедствий и т.д.
Таким образом, прикладной психолог (психотерапевт) пользуется в своей практике общими знаниями о познавательных процессах (это непосредственно уровень общей психологии), сведениями из патопсихологии аномального поведения (речь идет об уровне фундаментального специального направления психологии) и психофармакологией (подразумевается уровень междисциплинарного специального направления психологии).
В отрасли психологической науки в основном формируются и быстро развиваются прикладные направления, относящиеся к максимально значимым областям жизни и сферам предметной деятельности людей.
Каждый год общество все более нуждается в квалифицированных прикладных психологах, и определенные направления теоретических знаний начинают быть более разнообразными.
Одна из задач профессиональной деятельности психологов – популяризация научных психологических знаний, рост психологической культуры населения.
Рассмотрим в виде схемы взаимодействие разных направлений психологической науки:
Рисунок 1. Взаимодействие направлений психологической науки
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Фундаментальные специальные отрасли психологии: особенности, проблемы
При классификации направлений фундаментальных специальных отраслей психологии учитывается анализ конкретных сторон, отвечающих за функционирование и развитие психики:
- нейропсихология, которая является отраслью психологии, направленной на изучение мозговых механизмов осуществления высших психических функций на основе материала локальных поражений головного мозга;
- в основе изучения патопсихологии лежат изменения психической деятельности во время патологических состояний, которые были вызваны соматическими или психическими болезнями;
- возрастной психологии свойственно изучение вопросов закономерностей и специфики психического развития во время онтогенеза человека, в период от рождения до смерти. Среди ее разделов выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию зрелости, геронтологию;
- дифференциальная психология является отраслью психологии, которая изучает ряд индивидуальных различий в психической деятельности;
- под социальной психологией понимается отрасль, которая изучает закономерности общения, деятельности и поведения людей, которые обусловлены их включением в разные социальные процессы и общности;
- психосемантикой является направление в психологии, которое изучает генезис, структуру и функционирование индивидуальной системы значений;
- под зоопсихологией понимается направление психологии, которая занимается вопросами эволюции и закономерностей функционирования психики животных;
- этнопсихология занимается изучением особенностей психики у представителей разных этнических групп.
Междисциплинарные специальные отрасли психологии
Среди междисциплинарных специальных направлений психологии выделяют:
- психофармакологию, под которой понимается направление в психологии, которое возникло на стыке психологии и фармакологии. Психофармакология занимается изучением воздействия на психику фармакологических средств. Особое место отводится психотропным препаратам;
- под психолингвистикой понимается направление в психологии, которое сформировалось на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика занимается вопросами обусловленности процессов мышления и речи структурой языка;
- психофизиология является направлением междисциплинарных исследований, появившееся на стыке нейрофизиологии и психологии, которое направлено на изучение вопросов психики в общности с ее нейрофизиологическими субстратами;
- под психогенетикой понимается область психологии, которая граничит с генетикой, основная задача которой заключается в определении роли генотипа (наследственности) во время создания индивидуальных психологических особенностей;
- психосоматика является направлением в психологии, которое появилось на пересечение медицины, занимающейся изучением вопросов воздействия психологических аспектов на появление и течение болезней;
- под исторической психологией понимается направление в психологии, задачей которого является реконструкция психики людей, которые жили в предшествующие эпохи. При этом используются знания из сферы культурологии, истории и этнографии.
Прикладные направления психологии
Среди прикладных направлений психологии выделяют следующие отрасли:
- психология спорта, которая представляет собой направление в психологии, которое занимается изучением ряда закономерностей функционирования психики человека во время его спортивной деятельности;
- под психологией рекламы понимается механизм влияния рекламных сообщений на поведение и психику потребителя;
- космическая психология является изучением вопросов закономерностей и явлений психической жизнедеятельности людей во время осуществления и подготовки космических полетов;
- юридическая психология является направлением в психологии, занимающимся явлениями и закономерностями психической жизни человека, которые связаны с использованием правовых норм и работой в правовой деятельности;
- медицинская психология занимается вопросами закономерностей и явлений психической жизни человека, которая связана с использованием медицинских манипуляций и нахождением в медицинских учреждениях;
- педагогическая психология заключается в изучении закономерностей усвоения человеком социального опыта во время учебно-воспитательной работы.
Современная психология развивается с каждым днем, открывает для себя новые направления профессиональной реализации. В связи с этим формируются новые направления прикладной психологии. В последнее время мир открыл для себя психологию массовых коммуникаций, психологию виртуальной реальности, политическую психологию и многие другие направления.
Влияние особенностей темперамента школьников на поведение в конфликтных ситуациях
- Вид работы:Дипломная
- Выполнена:18 апреля 2015 г.
- Стоимость:4 400 руб
Заказать такую же работу
Нарушения познавательной деятельности у больных с хроническими соматическими заболеваниями
- Вид работы:Курсовая
- Выполнена:28 января 2017 г.
- Стоимость:800 руб
Заказать такую же работу
Отбасы суреті проективті әдістеме
- Вид работы:Курсовая
- Выполнена:16 ноября 2016 г.
- Стоимость:1 100 руб
Заказать такую же работу
Психологические основы применения полиграфных устройств в правоохранительной деятельности.
- Вид работы:Курсовая
- Выполнена:30 ноября 2017 г.
- Стоимость:1 000 руб
Заказать такую же работу
Факторы, влияющие на развитие личности подростка. Заказ: 698746
- Вид работы:Курсовая
- Выполнена:28 января 2018 г.
- Стоимость:900 руб
Заказать такую же работу
Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
- Вид работы:Курсовая
- Выполнена:25 декабря 2017 г.
- Стоимость:900 руб
Заказать такую же работу
Смотреть все работы по психологии
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
Видео:Карл Густав ЮНГ Психологические типы 1/3Скачать
Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую, дорогие читатели!
Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой.
Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.
Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена.
На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук.
И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.
Что изучает психология?
Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос, что движет человеком в различных ситуациях, почему он принимает определенные решения, какие процессы происходят в его «внутреннем мире».
В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:
- возрастная психология;
- социальная психология;
- семейная психология;
- психология спорта;
- психология религии.
Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах.
Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий.
Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.
История появления и развития психологии
О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.
https://www.youtube.com/watch?v=ZNWNXj8HOVs
Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.).
Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу.
А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.
В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:
- Душа. В античной греко-римской цивилизации считалось, что каждое живое существо имеет душу, которая полностью определяет его поведение. Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента связью с космосом, реинкарнацией и прочими мистическими явлениями.
- Сознание. В XVII веке французский ученый Рене Декарт описал рефлекторную природу поведения и ввёл понятие «сознания». Это был некий «жизненный компас», реагирующий на внешние воздействия и определяющий реакцию человека.
- Поведение. Данный подход использовался в начале XX века. Это был период, когда активно проводились эксперименты, позволявшие изучить реакцию людей на определенные события.
- Психика. По мере накопления знаний основным предметом изучения постепенно стала психика человека и определяющие её механизмы.
Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.
Виды психологии
Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:
- Академическая. Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
- Прикладная. Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.
Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.
Академическая психология
Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.
Академическая психология характеризуется тем, что:
- исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
- не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
- создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.
Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.
Прикладная психология
Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:
- Психодиагностика. Распознавание и анализ психологических особенностей человека.
- Психокоррекция. Воздействие на выявленные отклонения в психике для приведения её в соответствие с возрастными и иными нормами.
- Консультирование. Психологическая помощь здоровым людям, испытывающим временные трудности из-за жизненных обстоятельств.
- Психотерапия. Психологическая помощь здоровым людям с личностными расстройствами.
К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:
- оказались в сложной жизненной ситуации;
- планируют строить бизнес;
- испытывают сложности в общении;
- переживают кризис личных или семейных отношений;
- обеспокоены поведением собственных детей;
- испытывают упадок сил, депрессию, раздражительность;
- страдают от фобий и панических атак;
- пытаются избавиться от вредных привычек;
- желают сменить профессию.
Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.
Методы психологии
Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:
- Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
- Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.
С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:
- наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
- самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
- собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
- эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
- опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
- тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
- биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.
В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого.
Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование.
А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.
Заключение
Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому.
Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками.
Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.
Видео:🔴 ПСИХОЛОГИЯ. Основные направления и школы психологии. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Гуманист....Скачать
Виды психологии
психолог
Психология – дисциплина, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Она включает в себя символьные интерпретации анализа социального поведения. Существует много видов психологии: когнитивная психология, аномальная психология и т.д.
Много лет психологов интересовало поведение человека. Восприятие, личностные свойства, познание, поведение, реакции и эмоции не только отражают огромное разнообразие умственных способностей человека, но и влияют на наши взаимоотношения в обществе.
Анализ сознательных и бессознательных процессов, происходящих в сознании человека, также находится в ведении науки психологии. Психология применяется во многих сферах деятельности человека.
Наши реакции на бытовые вопросы на работе или дома отражают состояние здоровье нашей души.
Виды психологии:
Психология исследует человека как личность, изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:
Клиническая психология
В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия.
Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса.
Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.
Аномальная психология
Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком.
Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств.
Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций или стрессе.
Когнитивная психология
Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека. В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации.
Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией.
Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения.
Сравнительная психология
Этот вид психологии изучает модели поведения животных. Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании.
Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь.
Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии. Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.
Консультативная психология
Изучает межличностные отношения. Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии.
Психология развития
Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека. Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов.
Педагогическая психология
Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.
Биологическая психология
Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы.
Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов.
Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.
Другие виды психологии:
• Эволюционная психология: Наука о генетическом воздействии на ментальные шаблоны и поведение человека.
• Психология здоровья: Наука о психологическом воздействии на психическое и физическое здоровье человека.
• Юридическая психология: Изучение мотивов решения присяжных, доказательств и показаний очевидцев.
• Психология личности: изучает личностные черты, поведение и эмоции человека.
• Судебная психология: исследует клиническую оценку показаний для зала суда.
• Количественная психология: изучает статистические модели для психологического измерения черт личности.
• Социальная психология: изучает психические процессы, влияющие на специфические реакции на социальные стимуляторы.
• Глобальная психология: изучает вопросы, связанные с глобальными проблемами в области устойчивого развития.
🎬 Видео
ТИПЫ ПРИВЯЗАННОСТИ: Надежный, Отвергающий, Тревожный, Тревожно - избегающийСкачать
Как выбрать свое направление в психологииСкачать
НАПРАВЛЕНИЯ (ВИДЫ) ПСИХОЛОГИИ. КАКИЕ есть направления в психологии? Клиническая, социальная, орга...Скачать
Какой у тебя ТИП ЛИЧНОСТИ? — НаучпокСкачать
Психологические типы темпераментов и их особенности. Новый взгляд на знакомые темы. Лекция № 41.Скачать
13 ПСИХОТИПОВ личности - Узнай, кто тыСкачать
23 Виды эмоцийСкачать
4 ВОПРОСА и ты узнаешь свой ТИП личности! ТЕСТ! ПСИХОЛОГИЯ!Скачать
20 Типы личностиСкачать
КАК ПЕРЕЖИТЬ ИЗМЕНУ? | Виды, признаки... | Психолог Диана ЕсликовскаяСкачать
Фрейд за 10 минутСкачать
Эмоциональное насилие 15 видов: Газлайтинг, неглект, гостинг и другие виды психологического абьюза.Скачать
Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!Скачать
От Фрейда до незакрытого гештальта_История развития и современные подходы психотерапииСкачать
10 минут, чтобы узнать о профессии психологСкачать
МАНИПУЛЯЦИИ: как распознать, виды, триггерыСкачать
Типы личности в «Смешариках»Скачать