Процесс общения

Процесс общения Полезно
Понятие процесса общения — критерии, виды, структура, уровни

Процесс общения

Понятие процесса общения включает в себя сложный коммуникативный механизм, который происходит между несколькими или группой индивидуумов, который, помимо прочего, может быть зависим от большинства различных обстоятельств.

Результативность происходящего общения может быть эффективной или же наоборот – малоэффективной, что во многом зависит от общей способности участников общения к его проведению.

Выделяют различные формы или виды общения, которые, тем не менее, достаточно тесно взаимосвязаны и практически неотделимы между собой.

Содержание
  1. Критерии
  2. Общение и его виды
  3. Понимание структуры общения
  4. Уровни
  5. Общение в психологии и переговорах. Кратко научно-популярным языком
  6. Блок 1. Общение. Определение. Терминология. Позиции.
  7. Блок 2. Межличностные и общественные отношения.
  8. Блок 3. Конфликт социальных ролей.
  9. Блок 4. Конъюнктивные и дизъюнктивные переживания.
  10. Блок 5. Составляющие общения.
  11. ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с сетевым клиентом. Что говорить в жестких переговорах?!»
  12. Понятие общения
  13. Понятие и виды общения
  14. Понятие педагогического общения
  15. Понятие этика общения
  16. Понятие и функции общения
  17. Культура общения — понятие
  18. Понятие и структура общения
  19. Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание
  20. Общение с позиции психологии
  21. Суть общения, цель, функции
  22. Контактная
  23. Информационная
  24. Побудительная
  25. Координационная
  26. Эмотивная
  27. Функция понимания
  28. Функция влияния
  29. Функция отношения
  30. Виды общения
  31. По содержанию
  32. По целям
  33. По каналу коммуникации
  34. По средствам
  35. По контакту
  36. По условиям ситуации
  37. Особенности коммуникации
  38. Правила общения (коммуникации)
  39. Как общаться с невозможными людьми
  40. Структура общения — три стороны, особенности процессов, видео
  41. Особенности коммуникативных процессов
  42. Структура общения и ее разделение на уровни
  43. Структура процесса общения — видео
  44. 📹 Видео

Критерии

Выделяют ряд критериев, от соблюдения которых напрямую зависит эффективность проводимой коммуникации. Первый из этих «золотых» критериев предполагает активность в общении как минимум двух участников.

Иными словами, любая форма общения предусматривает как минимум два субъекта: того, кто отправляет информацию, является ее источником, и того, кто принимает исходящую информацию, то есть адресат.

Второй основополагающий критерий отмечает необходимость наличия между ведущими общение какой-либо общей, объединяющей темы. Третье условие является наиболее очевидным и заключается в наличие какой-либо общности между языковыми системами, которые используют все участники общения, что обеспечивает элементарно понимание друг друга.

Общение и его виды

С точки зрения психологии, общение и его виды –это специфическая форма деятельности людей, которая реализуется между несколькими или группой индивидуумов, являющихся равноправными партнерами по производимым коммуникативным действиям, которая в итоге приводит к определенному психологическому взаимодействию между ними.

Процесс общения подразумевает под собой обмен определенным набором сообщений, их восприятием, взаимопонимания сотоварищей по диалогу.

Субъектами коммуникации всегда являются люди. Несмотря на то что понятие общение присуще большинству живых существа, исключительно в случае человека данный процесс является осознанным.

Речь идет о том, что индивидуумы могут прибегать сознательно к различным вербальным или невербальным инструментам, приемам, которые предполагают достаточно широкий спектр взаимодействия и возможностей. Специалисты распределяют общающихся на коммуникаторов и реципиентов.

Первые из них передают информацию, а вторые – воспринимают ее, при этом в ходе диалога участники достаточно часто меняются данными ролями. В понятии процесса общения можно выделить целый ряд различных аспектов, таких как суть или смысл, основная задача и средства.

Основная суть или же смысл коммуникации всегда лежит в комплексе информации. Сведениях, которые и переносятся от одного живого существа к другому, которым они, в свою очередь, воспринимаются и анализируются.

Что касается непосредственной задачи общения, то она всегда должна быть ответом на вопрос о том, какую цель преследуют участники общения. Вступая в коммуникативный контакт с друг-дружкой.

Дело в том, что данные цели располагают достаточно широким аспектом, представляя из себя настоящий инструмент удовлетворения различных психологически и социальных потребностей: социокультурной, нравственной и эстетической, культурной, созидательной.

Среди инструментов механизм общения выделяют различного рода методы шифровки информации, ее транслирования, декодирования, которые также передаются собеседнику в ходе взаимодействия.

Под шифрованием информации подразумевают специфический метод приема передачи данных от одного существа к другому. Так информация может передаваться посредством речи, устной или письменной, с помощью органов чувств, различных системных знаков, технологии записи и сохранения различных данных.

В зависимости от различного набора свойств, условий, факторов и целей, вид общения может нести массовый, терапевтический, конфликтный, групповой или межгрупповой характер. Все зависит от специфики проведения общения и его участников.

Понимание структуры общения

Человеческое существо, будучи созданием социальным по природе своей, попросту не способно осуществлять полноценную и эффективную деятельность без установления контакта между отдельными индивидуумами, которые могут быть включены в эту конкретную деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0

Помимо этого, деятельность также не представляется возможной в случае отсутствия налаженного взаимопонимания между всеми ее участниками.

На сегодняшний день понимание структуры общения представляет из себя достаточно сложный механизм. Это наблюдается в связи с тем, что общение перерастает в многоуровневый и многосторонний процесс формирования контактов между различными индивидами, которое наступает как последствие вынужденной необходимости совместного труда.

При этом само общение подразумевает сугубо необходимый обмен данными, выработку какой-либо стратегии совместной и целостной деятельности, и желательный приме и анализ других, окружающих субъект личностей.

Уровни

При этом стоит отметить, что структура общения, как средства коммуникации, содержит в себе три уровня: межличностный, внутриличностный, и общественный. Разумеется, внутриличностная коммуникация подразумевает мысленный диалог индивидуума со своим внутренним «Я».

На самом деле, данный уровень общения встречается куда чаще, чем можно себе представить! Он возникает тогда, когда человек выстраивает какие-либо планы, стратегию поведения и деятельности, готовиться к дальнейшему сложному или просто важному для себя социальному взаимодействию, смене социальной роли.

Межличностные коммуникации являются более сложными для индивидуума, так как предполагают общение не с самим собой, а другим человеком. Общественный уровень коммуникации – это обмен информации субъекта с группой людей.

При этом принято выделять также три важных аспекта в любом уровне обмена информацией между субъектами. Коммуникативный аспект проявляет себя в выявлении определенной особенности, специфике конкретного процесса обмена данными между участниками общения.

Интерактивный аспект находит свое отображение в конкретных взаимодействиях партнеров по выполнению деятельности, которую они демонстрируют совместно.

Третий аспект, именуемый перципитивным, заключается в создании определенного устойчивого образа собеседника в сознании индивидуума. он базируется на сочетании реальных физических и внешних данных человека, а также его психологическом портрете, выстроенном в ходе общения.

Видео:Общение. ОбществознаниеСкачать

Общение. Обществознание

Общение в психологии и переговорах. Кратко научно-популярным языком

Процесс общения

Общение — это кратко в психологии! Общение и переговоры. Часть 1. Определение. Межличностные и общественные отношения. Конфликт социальных ролей. Конъюнктивные и дизъюнктивные переживания. Составляющие. Обмен информацией. Зачем обмениваться информацией?

Здравствуйте, интеллектуалы!

Меня зовут Влад Ядро! Мне 45 лет. Профессиональный переговорщик, тренер и консультант по переговорам. Клинический психолог. Построил карьеру в продажах с «0» до генерального директора крупного торгового оптового бизнеса. С 2014 г собственный консалтинговый бизнес в области переговоров. Звоните! Пишите! Я Вам помогу решить сложности в коммуникациях с другими людьми!

Специально для Вас, умных и готовых глубоко изучать материал, эта статья! О том, что такое общение в социальной психологии!

Блок 1. Общение. Определение. Терминология. Позиции.

Общение – это взаимодействие субъектов друг с другом для получения ожидаемых результатов путем установления отношений.

Терминология:

Общение, двухконтурное общение, первая позиция, вторая позиция, третья позиция, четвертая позиция, ассоциированное состояние, диссоциированное состояние, общественные отношения, межличностные отношения, наблюдатель, наблюдатель за наблюдателем, переговоры, межличностные отношения, общественные отношения, безличностные отношения, социальная роль, конъюнктивные переживания, дизъюнктивные переживания, интерактивная функция, коммуникативная функция, перцептивная функция, передаточная функция языка, невербальные средства коммуникации, вербальные средства коммуникации, целевой ресурс, эксплицитность, имплицитность, индуктор, реципиент, страж целевого ресурса.

Простой вопрос:

— Зачем люди общаются?

Простой ответ:

— Для того, чтобы получить то, что желают!

Когда человек страдает, например, аутизмом, общение с другими людьми сильно затруднено. И без помощи со стороны аутист обречен на быстрое «исчезновение», потому что не может донести до людей свои желания. Человек через общение реализовывает свои желания!

В двухстороннем (двухконтурном) общении индивид проявляет себя как субъект воздействия (первая позиция) и одновременно является объектом воздействия (вторая позиция) со стороны другого человека. Личность пребывает одновременно в двух ассоциированных состояниях.

Однако, кроме двух состояний, человек способен находится в качестве «НАБЛЮДАТЕЛЯ» за процессом общения (третья позиция), оказываясь в диссоциированном состоянии.

А также быть «НАБЛЮДАТЕЛЕМ ЗА НАБЛЮДАТЕЛЕМ» (четвертая позиция), увеличивая количество диссоциированных состояний.

Цивилизация немыслима без общения людей, которое предполагает выстраивание взаимных отношений. Отношения могут носить общественный характер или межличностный вид.

Именно отношения раскрывают себя в общении. Оба типа отношений крайне важны для понимания того, как люди ведут себя в переговорах.

Через общение личность раскрывает персональное отношение не только к другим людям, а и ко множеству других явлений в жизни.

Блок 2. Межличностные и общественные отношения.

Межличностные отношения могут быть частью общественных отношений, которые по сути своей безличностные либо обладают самостоятельным характером.

Общественные отношения не могут быть частью межличностных отношений!

Нередко для людей в повседневной жизнедеятельности этот фактор выпадает из внимания и поэтому какая-то часть отношений воспринимается сугубо как межличностная, тогда как на самом деле обусловлена общественными отношениями. Не всегда это видно «поверхностным взглядом».

Персонализация отношений приводит к тому, что человек видит «своего парня» или «злобного карлика» там, где в действительности противоположная сторона занимает позицию под влиянием общественных отношений, будучи вовлеченной в иные коммуникации и иногда вынуждено отрабатывая определенную социальную роль.

Блок 3. Конфликт социальных ролей.

Человек, помимо своей биологической стороны, является социальным существом, потому что сам факт вступления в коммуникацию с другим индивидом есть суть социализации.

И занимая определенную позицию при этом, личность проявляется как носитель той или иной социальной роли. Вместе с тем это не означает, что поведение субъекта детерминировано только одной социальной общественной ролью в заданном контексте переговоров.

Периодически переговорщики попадают в ловушку ложной диагностированной социальной роли.

Например, менеджер по закупкам далеко не всегда в переговорах с менеджером по продажам исходит из установок, потребностей официальной общественной роли. Включаются мотивы в некоторых случаях даже контрпродуктивные для роли менеджера по закупкам, вопреки ожиданиям менеджера по продажам.

Недопонимание пересечения общественного и индивидуального в переговорах приводит к ошибочным выводам в определении мотивов поведения сторон, что в итоге мешает таким образом выстраивать коммуникативный процесс, который приведет к сдвигу несовпадающих позиций противоположной стороны.

Как договориться менеджеру по продажам с менеджером по закупкам? Вы узнаете, если закажите мой тренинг!

Блок 4. Конъюнктивные и дизъюнктивные переживания.

Характерной особенностью межличностных отношений является их эмоциональность. У людей возникают эмоциональные переживания друг к другу, которые можно разделить на конъюнктивные и дизъюнктивные по параметру направленности.

Конъюнктивные переживания характеризуется движением к сближению. В этом случае, сторона, испытывающая данные чувства, желает сотрудничать, найти приемлемые варианты совместным способом.

Дизъюнктивные переживания, наоборот, определяют стремление в обратном направлении. Человек не желает сотрудничать. В восприятии людей с данными чувствами противоположная сторона выглядит неприемлемой для сотрудничества, раздражающей, непривлекательной, неадекватной.

https://www.youtube.com/watch?v=nhF2pIIGPyo

Эмоциональные переживания оказывают значительное влияние на формирование отношений, однако не определяют их полностью. Субъект в переговорах может быть наполнен дизъюнктивными чувствами и при этом успешно осуществлять сдвиг позиций противоположной стороны. Тем не менее, вероятность результативного завершения переговоров значительно снижается при наличии дизъюнктивных чувств у обеих сторон.

Блок 5. Составляющие общения.

Андреева Г. М. (Социальная психология. Учебник для высшего учебного заведения. — М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.) в структуре общения выделяет три составляющих: интерактивную, коммуникационную, перцептивную.

Коммуникация – это обмен информацией между субъектами.

Интерактивный процесс – это взаимодействие между субъектами, т.е. обмен не только информацией, а и действиями.

Перцептивная сторона общения – процесс восприятия субъектами друг друга, способствующий установлению взаимопонимания.

Подобное распределение условно. Перцептивная сторона всегда присутствует в любом общении. В переговорах стороны обычно не только информируют друг друга, а и осуществляют действия.

Люди не только что-то рассказывают друг другу, а также могут передавать что-либо друг другу, показывать что-либо, перемещаться куда-либо, совместно есть и пить, производить вместе определенные манипуляции с объектами или иными субъектами.

В переговорах присутствуют все три составляющие общения.

В процессе общения участники отправляют информацию и получают информацию, происходит обмен. Идет постоянный процесс осмысливания входящих – выходящих идей. Важно понимание сторонами при общении предмета обсуждения. Помимо этого, субъекты оказывают взаимное влияние друг на друга. Именно через изменение поведения противоположной стороны проявляет себя эффективное взаимодействие.

В современной лингвистике широко распространено понимание языка как средство общения, в процессе которого происходит выражение и передача мыслей от коммуникатора к реципиенту. Ставится во главе угла именно передаточная функция языка. Коммуникация рассматривается как обмен информацией.

Эта модель близка и понятна любому не специалисту, она находится на поверхности понимания, в пределах видимой и очевидной доступности. Она проста и понятна.

Тезис, характеризующий эту точку зрения заключается в том, что язык как средство коммуникации способствует обмену информацией между отправителем и получателем прямым непосредственным образом.

При этом обмен информацией между индивидуумами возможен и без использования вербального языка. Существуют невербальные средства коммуникации. Можно обмениваться информацией с помощью жестов (язык глухонемых), с помощью прикосновений, с помощью запахов, с помощью смеха, плача, свиста, крика.

Вот только зачем человеку обмениваться информацией с другими человеком? Что он хочет? Просто донести информацию, рассказать что-то? А зачем это делать?

Кто-то ответит, что это свойство человека, его натура. Правда, звучит это не убедительно. Получается, что следствие «коммуникационная деятельность» запускается некой бесформенной причиной «натура человека». Натура человека действительно такова, что в основе жизнедеятельности субъекта лежат его разнообразные потребности. На фоне эмоций образуются мотивы, запускающие действия.

Обмен информацией – это упрощенное представление значения речи и неверное по сути, потому что не учитывает направленный характер, как генеральное свойство любой деятельности, обусловленной мотивами, сформированными потребностями на фоне эмоциональных переживаний.

В общении коммуникатор стремиться добиться конкретного результата даже в тех случаях, когда этот результат не представлен эксплицитно в сознании.

И данный результат в том, чтобы получатель информации совершил действия, которые приведут к удовлетворению значимых потребностей отправителя.

Или по-другому, коммуникатор стремиться в любом акте общения получить целевой ресурс, который может быть эксплицитным либо имплицитным как для самого индуктора, так и для реципиента. Целевой ресурс удовлетворяет желание, за которым находятся потребности.

Итого, любой акт общения — это способ обрести субъективно значимый целевой ресурс.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с сетевым клиентом. Что говорить в жестких переговорах?!»

Рассмотрим пример, когда две пожилые соседки на лавочке обсуждают современную молодежь. Могут даже поспорить между собой, для одной молодежь – это «потерянное поколение», а для другой это «поколение надежды».

Зачем они это делают?

Получают целевые ресурсы:

  • Сбросить эмоциональное напряжение.
  • Избавиться от чувства одиночества.
  • Узнать новую информацию.
  • Быть услышанной – выразить себя, свое отношение, свою значимость, свое присутствие на планете Земля не в качестве «червяка», а в качестве личности.
  • Получить положительные эмоции и т.д.

Какие потребности маячат за данными целевыми ресурсами?

Потребности:

  • Экономия сил.
  • В сопереживании.
  • Формирование групповой иерархии.
  • Следование нормам.
  • В исследовании.
  • В подражательном поведении и т.д.

Подобные целевые ресурсы не доступны, пока реципиент не среагирует определенным образом. Если одна из двух соседок на лавочке будет молчать, то целевой ресурс все-равно может быть достигнут у отправителя информации, если коммуникатор принимает молчание, как знак согласия.

Если одна из соседок демонстрирует полное равнодушие и отсоединение от собеседницы, то целевой ресурс коммуникатором не будет достигнут, хотя на каких-то начальных этапах передача информации может состояться, но это не будет акт общения или коммуникации. Казалось бы, все просто, сидят соседки на лавочке и судачат о том, о сем.

Для большинства проходящих мимо «серьезных» людей это бессмысленное и бесцельное времяпровождение. Однако, через проявления реципиента коммуникатор получает доступ к субъективно значимым целевым ресурсам. Реципиент выступает в роли «СТРАЖА целевого ресурса». Обе соседки одновременно являются «СТРАЖАМИ целевых ресурсов».

И в процессе общения обе стремятся получить доступ, атакуя или защищая целевые ресурсы.

Здесь, пожалуй, мы с Вами прервемся, чтобы попить кофейку и отдохнуть от плотной научно-популярной информации. И в следующей статье нас с Вами ждет продолжение этой интересной темы!!! А пока Вы сможете разбавить свое времяпровождение чтением статей по схожей тематике! Жмакайте, друзья, на ссылки и загружайтесь знаниями в области психологии!

Речь в психологии это? Язык это в психологии? Концепт это в лингвистике?

Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.

https://www.youtube.com/watch?v=LpP0ypg_4mM

Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.

Мотив это в психологии? Мотивация это в психологии?

Потребности в психологии это? Классификация Симонова П.В. Взгляды Леонтьева А.Н.

Желание это в психологии? Интерес что это такое? В чем отличие?

Видео:21 Психология общенияСкачать

21 Психология общения

Понятие общения

Процесс общения

Понятие общения обозначает сложный и многосторонний процесс коммуникационного взаимодействия индивидов, который имеет зависимость от множества обстоятельств.

Результативность общения бывает эффективной, малоэффективной или абсолютно неэффективной. Общение бывает разных видов, форм и имеет специфические способы и методы.

Любой вид коммуникаций тесно взаимосвязан между собой и характеризуется неотделимостью от других.

Для эффективности коммуникаций нужно соблюдать три обязательных критерия. Первый критерий коммуникативного взаимодействия предполагает то, что как минимум двое индивидов должны принимать участие в общении.

Другими словами любые коммуникационные взаимодействия предполагают наличие субъекта, передающего информацию, и адресата. Вторым непреложным условием является наличие общего предмета или темы разговора.

Третье условие заключается в необходимости общности (одинаковости) языковой системы, которой владеют два субъекта коммуникаций.

Понятие и виды общения

Понятие общения в психологии обозначает форму деятельности, реализуемой между индивидами, которые являются равноправными партнерами по коммуникациям, приводящей к появлению психического взаимодействия.

Понятие общения предполагает обмен сообщениями, восприятии и понимании товарищами по разговору друг друга. Субъектами коммуникаций являются люди.

Хотя общение и характерно для всех живых существ, однако только лишь на уровне индивида коммуникационный процесс является осознанным, т.е. связанным речевыми и невербальными актами.

Субъект, транслирующий информацию, имеет название коммуникатор, а получающий ее называется реципиентом.

В коммуникативных взаимодействиях можно выделить целый ряд аспектов: суть, задача, средства. Суть коммуникаций лежит в сведениях, которые при межличностных контактах передаются от одной живой сущности другой. Такие сведения могут транслировать информацию об эмоциональном настрое, об условиях внешней среды.

Задача общения должна отвечать на вопрос – с какой целью существо вступает в процесс общения. Такие цели могут быть довольно разнообразными и представлять собой инструменты удовлетворения социокультурных, созидательных, когнитивных, эстетических, нравственных и других потребностей.

Инструментами общения являются способы шифрования, трансляции, преобразования и декодирования сообщений, которые передаются в ходе коммуникационных взаимодействий от одного создания другому.

Шифровка сообщений – это так называемый прием передачи данных.

Информация между индивидами передается при помощи речи, органов чувств и других систем знаков, письменности, технических механизмов записи и сохранения данных.

К коммуникационным взаимодействиям относят такие виды общения, как терапевтическое, межличностное, прямое и опосредованное, групповое и межгрупповое, массовое, интимное и криминогенное, доверительное и конфликтное, деловое и личное, ненасильственное.

Понятие педагогического общения

Под педагогическим общением подразумевают специфическое межличностное отношение педагога и ученика, которое опосредует усвоение знаний и развитие личности при помощи учебно-воспитательной деятельности.

Понятие общения в психологии изображается в качестве обоюдно направленных поступков субъектов педагогической деятельности, реализуемое знаковыми инструментами, имеющее направленность на существенные трансформации качеств, состояний, поступков и личностно-содержательных формирований партнеров. Коммуникативное взаимодействие является неразделимым элементом педагогической деятельности, поскольку невозможно достижение установленных целей учебы и воспитательного процесса вне общения.

https://www.youtube.com/watch?v=VCH8ZfSNx9w

Стержневая цель педагогической коммуникации лежит в трансляции социальной компетенции и профессиональных сведений, умений, навыков, опыта от преподавателя обучающимся субъектам. Вместе с этим она заключается и в обмене личностными смысловыми нагрузками, имеющими связь с изучаемыми явлениями, объектами, предметами и в целом жизненной средой.

Кроме информационной функции педагогических коммуникаций, выделяют и другие, например, контактную, побудительную и эмотивную.

Контактная функция предполагает установление взаимосвязи в качестве состояния двусторонней готовности к получению и трансляции учебной информации, поддержания взаимосвязанности в форме постоянного обоюдно направленного ориентирования.

Побудительная функция лежит в стимуляции активности обучающегося индивида, которая направляет его на исполнении необходимых учебных действий.

Эмотивная функция отображается в побуждении в ученике требуемых эмоциональных переживаний – так называемый обмен эмоциями, а также в изменении посредством него личных переживаний и настроений.

Высшей ценностью педагогических коммуникаций считается индивидуальность педагога, учителя и обучающихся индивидов.

Понятие этика общения

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «этика общения», нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «этика».

Коммуникативное взаимодействие в узком смысле – это взаимодействие индивидов посредством вербальных и невербальных инструментов коммуникаций. А этика представляет собой дисциплину, изучающую нравственность и мораль.

Поэтому этика общения являет собой нравственный, морально-этический анализ ценностей общения, его особенностей (добродетелей и пороков), и техник. Такой анализ пронизывает все многообразие феноменов общения. Одновременно с этим этика общения рассматривает и оценивает процессуальную сторону коммуникаций, т.е.

она рассматривает искусство общения, основываясь на морально-этическом опыте и ценностно-нравственных ориентирах.

Этика общения в узком смысле представляет собой совокупность определенных практических приемов, правил и норм (в основном, морально-нравственных) общения. Она охватывает изучение проблем коммуникаций, как с точки зрения существующего, так и с позиции должного.

Этика коммуникативного взаимодействия призвана не только исследовать процессы общения с позиций концепций, но и обучать общению, влиять на истинные процессы коммуникаций через создание новых нормативных элементов. Она призвана выполнять разнообразные функции.

Среди таких функций выделяют синтезирующую и императивно-формирующую. Первая функция заключается в синтезе морального опыта в сфере коммуникаций, вторая – аргументирует выбор гуманистических ценностно-моральных ориентиров и обосновывает необходимость следования им.

Этика общения обучает тому, как нужно правильно взаимодействовать в сфере коммуникативных взаимоотношений, и как не следует общаться. Целью этики являются не знания в общем смысле, а поступки, поведение. И этику человеку следует изучать для того чтобы сделаться добродетельным.

Понятие общения и коммуникации с точки зрения этики – это привитие индивиду культуры речи и морально-нравственных норм поведения, добродетели и ценностных ориентиров, которые приняты в конкретном социуме или обусловлены национальностью, местом жительства. Понятие речевого общения в этике сводится к процессу установления и дальнейшему следованию культурному целенаправленному, прямому или опосредованному контакту между индивидами при помощи языковых систем.

Понятие и функции общения

Понятие речевого общения сегодня рассматривается в качестве некого определенного аспекта жизнедеятельности.

Общение играет роль одного из стержневых условий, при котором происходит проявление и раскрытие наилучших черт личности, образование и развитие ее сознания, формирование самосознания.

Рефлексируя, поддавая анализу отношение окружающего социума к собственной особе, общаясь с окружающими, индивид выявляет потребность в самосовершенствовании, которую осуществляет в ходе самовоспитания.

https://www.youtube.com/watch?v=wQmz-zT09IU

Выделяют стержневые функции коммуникаций: эмотивную, функцию понимания, координационную, побудительную, функцию установления взаимоотношений и оказания влияния.

Эмотивная функция прослеживается в возбуждении в собеседнике необходимых эмоциональных настроений, а также трансформации собственных переживаний с его помощью.

Информационная – охватывает обмен данными, мировоззрениями, позициями, планами, решениями и др.

Контактная – проявляется в становлении контактов в качестве обоюдной готовности к приобретению и трансляции сведений, поддержании взаимодействия в виде устойчивого обоюдного ориентирования.

Функция понимания охватывает адекватное восприятие, осознание сути сообщения и обоюдное понимание замыслов, целей, намерений, переживаний, установок.

Координационная функция демонстрируется в обоюдно направленном ориентировании, координированности и гармоничности действий, поступков в процессе совместного взаимодействия.

Побудительная – выражается в стимуляции активности собеседника с целью придания ему направления на исполнение определенных действий.

Функция установления отношений выражается в постижении и фиксации собственной персональной позиции в системах ролевых, деловых, статусных и прочих взаимосвязей социальных групп, в которых взаимодействует субъект.

Функция оказания влияния проявляется в трансформации настроя, поведения, состояний, личностных и смысловых образований собеседника.

Культура общения — понятие

Для того чтобы понять, что подразумевает под собой термин «культура общения» нужно рассмотреть отдельно основные понятия «общение» и «культура».

Коммуникативный процесс, объединяющий людей между собой, носит название общение. Культура в общем смысле термина означает воспитание, формирование личности. Это людское взаимодействие в самых различных его проявлениях, которое охватывает личностное самовыражение и самопознание, накопление человеком отдельно и социумом в целом опыта.

Культурой общения именуют своеобразный свод правил, норм, которые надлежит соблюдать каждому уважающему себя человеку.

Показателем уровня образованности и культурности является именно соблюдение этих правил и норм поведения.

Ведь без культуры  невозможно полноценно взаимодействовать с социумом в развитом и цивилизованном государстве, нельзя вести преуспевающий бизнес и успешно налаживать деловые контакты.

С развитием речи появилась возможность разнообразия сути транслируемого и получаемого в ходе коммуникаций сообщения. Также появилась возможность обогащения средств и инструментальных аспектов коммуникаций.

Последующее развитие коммуникативного взаимодействия можно представить в качестве постепенного накопления человеком культуры общения. Такое накопление происходит, в первую очередь, на основе рефлексии, саморегуляции и обратной связи.

Высокоразвитая личность с позиции психологии отличается от менее развитой личности не только своей проявленной потребностью в коммуникациях с разными людьми, но также и богатым содержанием, многочисленностью целей и большим выбором инструментов для коммуникаций. Также несомненна и связь культуры общения с деятельностью, так как коммуникационное взаимодействие и деятельность формирует неразрывную цельность. Ведь одно невозможно без другого.

Понятие и структура общения

Человечество просто не в состоянии осуществлять полноценную и эффективную взаимную деятельность без установления контакта между отдельными индивидами, в нее включенными, и обществом в целом. Также деятельность невозможна и без установления должного уровня взаимопонимания между субъектами.

Понятие общения и коммуникации сегодня представляет собой достаточно сложный и многосторонний процесс формирования и развития взаимных контактов между индивидами, который происходит вследствие «рождения» потребностей совместной деятельности и содержит в себе обмен данными, выработку целостной стратегии деятельности, прием и постижение другой личности.

https://www.youtube.com/watch?v=F6mo-MPveCI

Коммуникативное взаимодействие бывает словесным, т.е. вербальным, и бессловесным, т.е. неречевым. Словесное представлено языковыми системами, а неречевое – мимикой, разнообразными жестами, пантомимикой, положением тела при взаимодействии и др.

Коммуникации содержат в себе три уровня: внутри- и межличностное, общественное. Внутриличностные коммуникации выражаются в мысленном общении индивида с собственным «Я».

Такой уровень встречается, когда субъект строит планы, намечает задачи и цели, вырабатывает стратегии, готовится к взаимодействию с социумом. Межличностные коммуникации соответственно означают общение как минимум между двумя особами.

Общественные – подразумевают коммуникации субъекта с большой социальной группой.

Выделяют три важнейших аспекта коммуникаций между субъектами – это соответственно коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативный аспект проявляется в выявлении специфики процесса обмена сообщениями между индивидами.

Интерактивный демонстрируется во взаимодействиях партнеров при создании и выполнении обоюдно направленной деятельности.

Перцептивный заключается в формировании образа другого субъекта, благодаря соотношению физических особенностей с психологическими характеристиками поведения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Видео:Обществознание 6 класс (Урок№13 - Общение.)Скачать

Обществознание 6 класс (Урок№13 - Общение.)

Определение общения человека с человеком: чем является процесс, краткое описание

Процесс общения

Общение это в психологии определение важной потребности человека в любом возрасте. Благодаря ему, планируется, контролируется и осуществляется деятельность людей, устанавливаются дружеские и любовные отношения. Для более обширного понимания этого вида коммуникации в психологии, социологии, обществознании и педагогике требуется изучить, что значит общение, каковы его цели и функции.

Коммуникации в обществе

Общение с позиции психологии

Под термином «общение» понимаются разные формы взаимодействия людей, которые осуществляются при помощи различных знаковых средств, таких как:

Желание контактировать с другим человеком возникает из-за потребности действовать совместно.

Значение в психологии

Чтобы ясно понимать, что такое общение, необходимо рассмотреть различные определения этого термина. Они помогут составить многогранное представление об этом способе коммуникации:

  1. Человеческое общение – это в психологии считается сложным и многоплановым процессом, который направлен на установление и развитие контактов между группой лиц.
  2. Согласно литературе по культуре коммуникаций, общение – это своеобразный процесс обмена результатами духовной и психической деятельности между людьми. Сюда можно отнести оценки, мысли, чувства, суждения, установки.
  3. Также коммуникация является основной психологической потребностью человека, которая способствует формированию личности. В процессе межличностных контактов субъективный мир одного индивида открывается для другого. Это позволяет человеку самоопределиться и самопрезентовать себя в обществе.

Суть общения, цель, функции

Вербальное общение — что это в психологии

Социологи считают, что межличностные коммуникации – это отличный способ передать другим людям общественный опыт и культуру.

Отечественные психологи поддерживают мысль, что целью общения является создание единства между обменом информацией и деятельностью в обществе.

Но совершить обмен нереально, если между людьми отсутствует понимание, ведь оно помогает добиться успеха и наладить тесный контакт.

Важно! Поэтому понимание является главной целью межличностных контактов. Именно от него зависит результат коммуникаций.

https://www.youtube.com/watch?v=KtXRL4rqJKs

Цели общения

Общение в жизни человека выполняет 8 основных функций.

Контактная

Чтобы понять, что значит контактная функция, и для чего она нужна, достаточно вспомнить главный страх человека – боязнь быть непонятым.

Важно! Этот барьер препятствует установлению близких и длительных взаимоотношений с людьми.

Чем больше один человек общается с другим, тем легче устанавливается контакт между ними и как следствие – понимание.

Информационная

Информационная функция отвечает за формирование, передачу и прием информации. Реализуется она в несколько этапов:

  • вначале выравниваются различия в информированности индивидов, которые нацелены на вступление в психологический контакт;
  • затем происходит передача убеждений, мыслей, фактов, и делаются выводы об услышанном;
  • на третьем этапе формируется желание понять собеседника.

Эта функция общения важна, так как сообщения, замыслы, решения и мнения помогают наладить понимание между контактирующими субъектами.

Побудительная

Побудительная функция позволяет стимулировать человека на активные действия. В этом случае общение позволяет управлять людьми.

Дополнительная информация. В современном мире эта функция используется во всех сферах деятельности для манипуляций.

Рекламные ролики – яркий пример успешной реализации функции.

Координационная

Координационная функция позволяет людям заниматься совместной деятельностью. Благодаря ей, группа лиц может согласовать свои действия и эффективно выполнить поставленную задачу. Если функция будет реализована некачественно, такое общение принесет разочарование и убытки.

Эмотивная

Благодаря эмотивной функции, люди способны возбудить в партнере необходимые эмоциональные переживания, а также осуществить изменение собственного состояния.

Важно! Передача эмоций может происходить как вербальным, так и невербальным способом.

Если способы эмоционального регулирования у партнеров различны, то эффективная реализация этой функции в общении будет невозможна, и люди столкнуться с недопониманием и конфликтами.

Функция понимания

Терминология слова «понимание» связана с такими понятиями, как «значение» и «смысл». Исходя из этого, главная задача этой функции заключается в том, чтобы объяснить двум контактирующим людям цель их общения, а также дальнейшее развитие событий. Также понимание позволяет партнерам узнать друг друга и в будущем предугадывать поведение, установки и состояние собеседника.

Функция влияния

Функция влияния похожа на побудительную функцию. ее цель – изменить поведение, состояние, личностно-смысловые образования собеседника.

Важно! Для реализации функции могут использоваться разнообразные психосоциальные приемы воздействия. Использоваться она может как в позитивных, так и негативных целях.

Функция отношения

Функция управления отношениями позволяет индивиду осознать и зафиксировать свое место в деловых, статусных, межличностных связях. При помощи нее у человека появляется свой круг интересов, важных и нужных людей, а также знакомства для каких-то конкретных дел.

Виды общения

Невербальное общение — что это такое в психологии

Обмен информацией между людьми может проходить чрезвычайно разнообразно. Осознать, что такое общение, какова его роль в обществе, и каких видов оно бывает, поможет коммуникативная классификация.

Виды общения

По содержанию

Когда между людьми выстраивается общение, определение его целей является главной задачей в самом начале. Поэтому деление коммуникации по содержанию позволяет установить мотивы контакта. Согласно этой классификации общение бывает:

  1. Деятельностное. Между индивидуумами происходит обмен навыков, умений, операций и действий.
  2. Мотивационное. При таком общении люди обмениваются потребностями, интересами, побуждениями.
  3. Кондиционное. Благодаря этому виду, один человек способен совершить обмен физиологического и психического состояния.
  4. Когнитивное. Основная цель такого общения заключается в передаче знаний.
  5. Материальное. При коммуникации люди обмениваются продуктами и предметами.

По целям

По целям общение подразделяется на 2 вида:

  • социальное, при котором преследуется цель расширить и укрепить межличностные контакты;
  • биологическое, которое требуется обществу для поддержки и развития организма.

По каналу коммуникации

По каналу коммуникации общение подразделяется на следующие виды:

  1. Невербальный. Обмен информацией между людьми осуществляется при помощи жестов, мимики.
  2. Вербальный. Этот канал социальной коммуникации реализуется при помощи речи.
  3. Искусственный. Общение осуществляется за счет своеобразных амулетов, татуировок, символов, которые имеют определенное значение. Также к этому виду относятся книги, пресса, телефоны, телевидение и радиовещание.

По средствам

По средствам общение бывает:

  1. Косвенным. Общение осуществляется при помощи посредников.
  2. Прямым. Беседа людей происходит при личном контакте.
  3. Опосредованным. При этом общении используются различные средства и орудия для обмена информацией между людьми. Социальные сети – яркий пример такой коммуникации.
  4. Непосредственным. Общение происходит при помощи естественных органов, например, зрения, слуха.

По контакту

В зависимости от контакта с собеседником, общение бывает:

  1. Опосредованным. Такой вид общения считается косвенным. Обмен между людьми осуществляется тогда, когда они отдалены друг от друга. Например, это переписка, разговор по телефону.
  2. Непосредственным. Является прямой коммуникацией, при которой субъекты находятся рядом друг с другом и обмениваются информацией при помощи мимики, жестов и речи. Этот вид считается наиболее полноценным, так как в процессе индивиды способны получать максимум знаний друг о друге.

По условиям ситуации

По условиям ситуации общение бывает:

  1. Официальным. Должностное общение осуществляется исключительно в деловой сфере. Для него характерно наличие большого количества формальностей и правил.
  2. Неофициальным. Частное общение не ограничивается набором правил. Оно может происходить в любой сфере.

Особенности коммуникации

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

После того, как стал понятен термин «общение», что это такое и для чего нужно, самое время изучить его особенности. Они помогут выстроить правильную коммуникацию:

  1. Для качественного общения необходимо присутствие двух активных индивидов.
  2. Во время беседы необходимо наличие взаимного влияния друг на друга, как эмоционального, так и физиологического.
  3. У партнеров должна осуществляться единая или схожая система обмена информацией.
  4. При общении требуется наличие возможности для возникновения коммуникативных барьеров.

Основные правила

https://www.youtube.com/watch?v=ihoC2DBk-Xk

Помимо этих норм, существуют социальные правила, которые способны улучшить общение между людьми.

Правила общения (коммуникации)

Чтобы межличностные отношения с друзьями, коллегами или любимым человеком  не портились со временем, требуется изучить основные правила коммуникаций:

  1. Для создания доверительной и познавательной беседы необходим визуальный контакт.
  2. Говорить желательно только по делу. Следует исключить из словарного запаса выражения, которые не несут никакой смысловой нагрузки.
  3. Разговор необходимо всегда поддерживать, задавая вопросы и уточняя информацию.
  4. Чтобы беседа не угасла, требуется отвечать развернуто. Лучше исключить односложные и простые ответы при разговоре.
  5. Не следует употреблять неизвестные для собеседника слова. Язык и рассуждения должны быть понятны обоим.
  6. Хорошее настроение – залог интересного разговора. Даже деловой встрече не помешает немного юмора и улыбок.
  7. Во время разговора в руках не должно быть вещей. Они могут забирать внимание собеседника на себя.
  8. Паузы при беседе – коварные враги. Длинное молчание (более 10 секунд) вызовет дискомфорт.

Общение человека с другим индивидом – это искусство, которое может постичь каждый, если будет следовать вышеизложенным рекомендациям.

Как общаться с невозможными людьми

К сложным людям требуется особый подход во время беседы. Если нужно контактировать с неприятным человеком, минимизировать получение негативных эмоций можно при помощи 5 основных правил:

  1. Не следует принимать на свой счет критику оппонента и советы, о которых не просили.
  2. Если собеседник любит перебивать, не следует позволять ему это делать. Для этого требуется вежливо объяснить человеку, что его аргументы не будут услышаны до тех пор, пока речь не будет закончена.
  3. Если собеседник не хочет говорить, но получить ответ от него необходимо, в этом случае лучшее общение – это кратко изложить суть вопроса.
  4. Не следует забывать об умении слушать оппонента. Благодаря внимательному отношению к собеседнику, будет видно уважение к его словам и мыслям.
  5. Не нужно учить человека общаться, если он это делает как-то не так. У каждого индивида своя манера разговора. Поэтому оценочная беседа будет только раздражать.

Коммуникация – это ключ к целому миру. Внимательное изучение инструкции по управлению ей и грамотное использование позволят легче добиваться поставленных целей.

Видео:Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать

Психология общения! Наглядный пример. ))

Структура общения — три стороны, особенности процессов, видео

Процесс общения

Общение бывает разным, межличностным, межгрупповым и порождается всегда совместной деятельностью людей. Структура общения, рассматриваемая с позиций социальной психологии, имеет три стороны.

Коммуникативная — в момент взаимодействия происходит обмен информацией и понимание полученного ее фрагмента. Эти действия обеспечивается единой знаковой системой для адресата и адресанта, осуществлением взаимного влияния и установлением отношений.

Интерактивная — осуществляется между партнерами в момент организации или выполнения совместной работы или другой деятельности. Форма общения дополняется мотивами и целями общения, а также взаимодействием.

Перцептивная — показывает уровень восприятия одним партнером другого.

Процесс общения считается основным в жизни отдельного человека и всего общества. Его главная задача — донесение мыслей и опыта до другого индивида. Все стороны общения взаимосвязаны, и могут перемежаться во время диалога в зависимости от ситуации и уровня взаимопонимания между собеседниками.

Особенности коммуникативных процессов

При коммуникативной структуре общения основной упор делается на обмен информацией. Интерактивная часть подразумевает обмен действиями и опытом в них.

При этом происходит не только передача самой информации, но и ее дальнейшее развитие и уточнение.

Люди взаимно влияют друг на друга, однако возможно это только в случае совпадения систем кодификации как у человека-коммуникатора, так и реципиента.

https://www.youtube.com/watch?v=YWhgTdhByvU

Побочная сторона общения — возникновения различных специфических коммуникативных барьеров.

цель интерактивного общения — удовлетворение потребностей, а также реализация идеи или конкретного плана. Взаимодействие может быть разным, как положительным (кооперация, ассоциация, согласие, приспособление), так и отрицательным, что приводит к препятствиям и мешает построению полноценной системы для обмена информацией (конкуренция, оппозиция, диссоциация, конфликт).

Перцептивное общение — процесс познания друг друга. Собеседники стремятся установить взаимопонимание различными способами, чтобы улучшить свое общение.

В самом процессе человек выступает как субъект и объект межличностного восприятия, причем на это оказывают влияние различные факторы:

  • половые различия между субъектами (женщины лучше понимают эмоциональные состояния собеседника, его достоинства, недостатки, а мужчины способны быстро определить интеллект);
  • темперамент (интровертам легче оценить своего собеседника, тогда как экстраверты могут более точно идентифицировать эмоциональное состояние собеседника);
  • возраст;
  • социальный интеллект (чем лучше развиты общие и социальные знания, тем легче будет установить контакт и провести оценку собеседника);
  • физические различия;
  • состояние здоровья;
  • ценностные ориентации.

Кроме указанных факторов, учитываются и другие установки структуры общения, которые ранее влияли на предшествующие оценки объектов восприятия и уровень социально-психологической компетентности объектов:

  • физический облик (рост, вес, цвет кожи, телосложение);
  • функциональные особенности (возраст, осанка, походка и используемые позы);
  • речевые характеристики (мимика, движения, используемый «язык тела», фонетика);
  • отношения между объектом восприятия и субъектом;

Прямое действие на процесс понимания оказывает взаимодействие между собеседниками, их готовность идти на контакт.

Структура общения и ее разделение на уровни

Общение может происходить как на вербальном уровне, так и невербальном, учитывающим движения глаз, головы, тела. На основании мимики, пантомимики и жестов говорящего, человек часто интуитивно понимает достоверную ли информацию он получает.

Уровни общения бывают следующими:

  1. Манипулятивный. Один из собеседников пытается добиться каких-либо выгод, стараясь вызывать у партнера чувство жалости или простого сочувствия, что влияет на принятие решения.
  2. Примитивный. Один человек выступает в роли коммуникатора и подавляет остальных. В этом случае другие объекты выступают как постоянные реципиенты.
  3. Высший. На этом уровне все относятся друг к другу равным образом, вне зависимости от различных факторов.

Общение — сложный процесс, смысл которого изначально заключается именно в передаче информации. Эволюция внесла множество корректив в способы коммуникации, которые человек использует практически подсознательно.

Структура процесса общения — видео

📹 Видео

Пример эффективной коммуникацииСкачать

Пример эффективной коммуникации

Открытый урок СПО. Структура общения.Скачать

Открытый урок СПО. Структура общения.

КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыковСкачать

КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыков

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.Скачать

КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.

ЯЗЫК И РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО И ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ//ТЕОРИЯСкачать

ЯЗЫК И РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО И ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ//ТЕОРИЯ

Как Никогда Не Молчать в Общении с Девушкой (5 Трюков)Скачать

Как Никогда Не Молчать в Общении с Девушкой (5 Трюков)

5 правил эффективной коммуникации | Радислав ГандапасСкачать

5 правил эффективной коммуникации | Радислав Гандапас

Тема 5. Процесс общенияСкачать

Тема 5. Процесс общения

Формула общения с любым человеком. Ненасильственное общение. Маршалл Розенберг. ННО.Скачать

Формула общения с любым человеком. Ненасильственное общение. Маршалл Розенберг. ННО.

Лекция 4, Коммуникативная сторона общения, Андреева Г.М.Скачать

Лекция 4, Коммуникативная сторона общения, Андреева Г.М.

Основы педагогического общенияСкачать

Основы педагогического общения

Лекция 6, Перцептивная сторона общения, Андреева Г.М.Скачать

Лекция 6, Перцептивная сторона общения, Андреева Г.М.

Развитие в процессе общения.Скачать

Развитие в процессе общения.

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)Скачать

15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)

Интроверт. Трудности в общении. Как получать УДОВОЛЬСТВИЕ от общения?Скачать

Интроверт. Трудности в общении. Как получать УДОВОЛЬСТВИЕ от общения?
Поделиться или сохранить к себе: