Православный психолог

Православный психолог Полезное
Школа православной психологии — описание онлайн курсов

Православный психолог

Православным людям нередко свойственно настороженное отношение к психологии: не душевредное ли это дело? Но этот стереотип ломается самой жизнью.

Оказывается, психологи могут быть и православными, и, более того, они могут работать в связке со священниками, каждый со своей стороны помогая людям решать не только душевные, но и отчасти духовные проблемы.

Как же это происходит? Мы беседуем с руководителем православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской в Москве Михаилом Хасьминским.

Из милиционеров — в психологи

— Вы раньше работали в милиции, потом стали психологом. Нетипичный сюжет, прямо скажем.

— Да, в целом нетипичный. Когда я работал в органах правопорядка, у меня уже было второе, психологическое, образование, полученное как дополнительное, когда я учился в Академии МВД, в начале 1990-х годов.

Надо сказать, что уровень преподавания там был очень серьезный, причем, что важно, нас нацеливали на практическую работу с людьми, особенно с людьми, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации и в первую очередь с жертвами криминальных преступлений. То есть у меня было два высших образования: одно юридическое, другое психологическое.

И когда впоследствии я работал на разных оперативных должностях, то полученные психологические знания использовал ситуативно, они у меня оставались как бы на заднем фоне.

— Как же так получилось, что Вы вдруг стали православным психологом?

— Знаете, меня самого удивляет эта траектория: из милиционеров — в психологи. Ведь у меня никакого особого интереса к психологии тогда не было! Трудно поверить, что можно однажды поехать в Троице-Сергиеву Лавру и вернуться другим человеком, с совершенно другими мыслями, мировоззрением, желаниями.

— Почему трудно?

— Потому что, глядя со стороны, по-моему, тяжело в это поверить. Вообще, мне очень трудно про это говорить, это ведь было настоящее чудо. В самых общих чертах: однажды совершенно случайно я съездил в Троице-Сергиеву Лавру и приложился к мощам преподобного Сергия Радонежского. И вдруг прямо по дороге обратно в Москву понял, что нахожусь не на своем месте.

Внезапно возник­ло ясное желание помогать больным раком. В это время, кстати, и у моей мамы был рак в последней стадии, который после той поездки неожиданно перешел в стойкую ремиссию, удивив врачей. Иду, увольняюсь — и устраиваюсь работать психологом в Российский онкологический научный центр им.

Блохина Академии медицинских наук и волонтером в Первый хоспис для детей с онкозаболеваниями.

Наверное, возникает вопрос: если человек совершает такие кульбиты, то как он столько прослужил в милиции и как ему доверяли оружие (улыбается). Но уверяю, это было совсем нормально, просто Бог посетил. Хотя со стороны, возможно, это действительно выглядело странно.

— То есть Вы ушли из милиции не потому, что разочаровались в этой работе?

— Нет. Никакого разочарования не было. Просто когда человека посещает Бог, жизнь видится ему под несколько иным углом и в ней появляется другой смысл и другие точки приложения, а соответственно, открываются и другие места служения.

— Спрашиваю, потому что в обществе много предубеждений против этой профессии…

— В милиции (а сейчас в полиции), как и везде, разные люди. Могу сказать, что за время службы я видел в силовых структурах совершенно потрясающих людей, самоотверженных, которые действительно болели за дело.

А эти предубеждения вызваны и незнанием реальной обстановки в милиции, и какими-то личными проблемами, комплексами, ну и, бывает, ошибками сотрудников милиции. Да и вообще, всегда не любят тех, кто следит за порядком.

Вот, например, школьники, они любят учителей? К тому же сейчас ведь очень многие строят свои представления об органах правопорядка на основе дурацких телесериалов!

— Но из-за чего Вы все-таки ушли?

— Я не знаю, как об этом рассказать. Ну как объяснить то, что с тобой происходит за несколько часов? Когда все меняется внутри, и ты понимаешь, что ты не там, где надо.

— А есть что-то общее в работе оперативного работника и психолога?

— Одно из важных профессиональных качеств опера — это способность к системному объективному анализу любой информации. Важно для оперативника и понимание психологии разных людей. Но просто вызубрив учебники и сдав зачеты, профессионалом не станешь.

Сотрудник органов правопорядка должен иметь живой, быстрый ум, нестандарт­ное мышление, ответственность, внимательность, гибкость, правильную мотивацию, доброе сердце. Должна быть и честность, определенная личностная прямота, чтобы суметь увидеть и высказать ту правду, которую человек от себя очень часто прячет.

Эти же качества важны и для практикующего психолога. Он должен очень трезво, очень критично относиться к тому, чтó человек, обратившийся к нему за помощью, о себе рассказывает (потому что людям свойственно что-то приукрашивать, что-то скрывать, что-то произвольно интерпретировать).

И обычно он должен говорить пациенту правду, пусть подчас и неприятную. Да, психолог иногда должен быть и жилеткой, куда можно поплакаться, но жилетка эта может быть и достаточно жесткой, так сказать, бронежилеткой.

То есть человека надо понять, надо дать ему выплеснуть чувства, но после этого четко обозначить суть его проблемы и ответственно предложить реальные способы ее решения. Это может восприниматься как жесткость, но это часто необходимо.

https://www.youtube.com/watch?v=D7MZq4MVXVw

Храм Воскресения Христова на Семеновской, г. Москва. Фото Lodo27

Христианская психология

В самой церковной среде все чаще говорят о пользе психологического образования. Если священник знает азы, то сумеет определить, нужна ли прихожанину помощь психотерапевта или психиатра.

Во многих семинариях с 1990-х годов есть курс общей психологии.

Православные СМИ тоже часто поднимают вопросы, связанные с психологией и уместностью психотерапии для верующих людей: «Священник и психолог: противостояние или альянс?», «Духовник и психолог: в чем разница?» и даже «Зачем монаху психолог».

В 1990-е некоторые российские специалисты и священники заговорили о появлении в России и так называемой «христианской психологии» — научной школы, которая исходит из принципов православной антропологии. Она рассматривает человека как творение Бога по его образу и подобию, а смерть — как переход души в иное состояние.

Один из основоположников этого направления — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ Борис Братусь. Он утверждает, что христианская психология — явление далеко не новое («Медуза» поговорила с Борисом Братусем, но впоследствии он запретил публиковать его слова; все цитаты Братуся приводятся по открытым источникам).

«Связь между психологией и духовным образованием в России присутствовала издавна, со времен еще Киево-Могилянской духовной академии», — писал Братусь в статье «Христианская психология как научное направление: к истории вопроса». В 2015 году эта статья была опубликована в «Национальном психологическом журнале», учрежденном МГУ им. М.В.

Ломоносова.

В своем учебнике «Начала христианской психологии», опубликованном издательством «Наука» в 1995 году, Братусь объясняет, что до революции христианская психология развивалась одновременно с научной психологией.

Разница была в том, что одно направление опиралось на философские и религиозные традиции, а другое — на естественнонаучные, материалистические. С революцией христианской психологии как направлению пришел конец. Эта школа вновь появилась только в 1990-е годы.

При факультете психологии МГУ появился кружок, где Братусь проводил семинары по христианской антропологии и психологии. В 2002 году при Православном институте Иоанна Богослова в Москве открылся факультет психологии под руководством священника Андрея Лоргуса.

Научным руководителем факультета также стал Борис Братусь. В 2021 году на базе факультета зарегистрировали «Московскую школу христианской психологии».

С 2009 года в Москве работает и Институт христианской психологии. На сайте института говорится, что «психология в целом и отечественная школа психологии в особенности весьма далеки от христианских ценностей», но для современного христианского служения бывают нужны психологические знания.

Как объясняет Борис Братусь, христианская психология отличается от обычной тем, что «пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека».

На практике, по его словам, это выглядит так: «Вот ситуация: человек приходит с какой-то проблемой, что-то его волнует, он смущается, он не может выполнить задачу, связанную с публичным действием.

И психолог может ему помочь, то есть научить его действовать определенным образом, но на этом его задача как психолога обрывается. Кроме того, не ставится вопрос о том, что, возможно, способ, которым психолог научил чему-то пациента, на самом деле приносит ему вред.

А терапевт, который исповедует направление христианской психологии, всегда будет помнить об этом и будет стараться не совершить ошибки».

]]>]]>

Не все служители церкви — даже с психологическим образованием — убеждены, что для помощи прихожанам необходимо специальное психологическое направление. Например, Ростислав Мороз к понятиям «православная психология» и «духовно ориентированная психология» относится осторожно.

Он считает, что христианская психология пока недостаточно сформировалась, чтобы быть уверенным во всех ее представителях. По его словам, чаще всего практикующими «православными психологами» становятся обычные психологи, принявшие веру и пытающиеся вносить религиозные воззрения в свой труд.

Учитывая, что мало кто из них получает хорошее богословское образование, результаты могут быть любыми.

«Попыток вывести понятие православной психологии, область ее деятельности и практического применения предпринималось много, но к единому знаменателю ученые и богословы пока не пришли», — говорит Мороз.

По его мнению, стоит отдельно работать с расстройствами психики, и отдельно говорить с человеком о духовных вопросах: «Пусть это будут два разных компетентных специалиста, тем более, что между ними можно наладить взаимодействие».

С ним согласен кандидат биологических наук, директор Центра когнитивной терапии Яков Кочетков. «Людям любой конфессии ничто не мешает проходить психотерапию, — говорит он.

— Вопросы веры и расстройств психики — это разные вещи, а некоторые специалисты, называющие себя православными психотерапевтами, иногда идут вразрез с принципами психотерапии».

Например, бывает важно помочь клиенту научиться отстаивать свои права, но «православный психолог» с недостаточной психологической подготовкой может решить, что такой подход противоречит христианским ценностям.

Профессиональное душеведение

— Каким людям нужен православный психолог? Маловерующим или даже просто впервые пришедшим в храм? Или воцерковленным тоже?

— Есть и очень верующие люди, которые обращаются к психологу. Ко мне на консультацию приходили даже настоятели храмов. Они тоже могут, например, тяжело переживать смерть близкого человека или советоваться о проблемах в семье.

https://www.youtube.com/watch?v=jGacMRh-Q78

Проблема бывает еще и в том, что некоторым священникам просто не удается говорить на одном языке с приходящими к ним людьми. Их правильные рекомендации — смиряться, терпеть, молиться и поститься — часто может воспринять лишь духовно опытный, глубоко верующий человек. А ведь даже среди давно воцерковленных далеко не все такие.

Допустим, в храм впервые пришел человек, у которого определенные проблемы в семье, ссоры с женой и так далее. И ему батюшка, например, справедливо указывает, что нужно снисходительно относиться к слабостям жены и ее нервам. И добавляет, что если в данном случае человек не может терпеть тяготы и немощи другого, то это может быть следствием его собственного гордого устроения.

Какая, очень вероятно, будет реакция этого нашего гордого человека? Он скажет: «Что Вы мне тут говорите? У меня гордыня? Да с какого перепугу я вообще должен снисходить до ее дури?» Поэтому с этим человеком еще нужно суметь поговорить так, чтобы его первый приход в храм не стал последним. И психологу зачастую проще понять нецерковного человека и быть понятнее ему, но одновременно являться тем звеном, которое нужно, чтобы человек не только пришел в Церковь, но и остался там навсегда.

После окончания однодневного семинара — фото группы с руководителем центра и ведущим тренинга Михаилом Хасьминским

Видео:Низкая самооценка / Православный психологСкачать

Низкая самооценка / Православный психолог

Православный психолог

Православный психолог

По благословению настоятеля, на приходе святого Георгия Победоносца несет послушание штатный православный психолог Базанович Юлия Анатольевна.

Православный психолог Базанович (Бармина) Юлия Анатольевна. Замужем, трое детей.

Образование:

Окончила РГУ (ЮФУ) с красным дипломом, по специальности «Психология», 2000 г., МГИ – «Гештальт-терапевт», 2004 г., проходила обучение по специальностям «Символдрама» 2001-2004, «Телесно-ориентированная терапия» 2001-2004 г., «Холотропное дыхание» 2001 г.

, «Организация реабилитационных центров» 2004-2005г. Автор статей по юридической психологии, психологии зависимого поведения, методических пособий по психологии для студентов и интернов РостГМУ.Проходила катехизаторские курсы для мирян в 2005-2006 г.

Работа:

Работала медицинским психологом в Реабилитационном Центре «Надежда», руководителем амбулаторной программы РРОО «Новое Поколение Против Наркотиков», ассистентом кафедры психиатрии РостГМУ, медицинским психологом в Городском Психоневрологическом Диспансере, специалистом по социальной работе в Программе Развития ООН. С 2016 г. несет послушание в храме.

Специализация:

психологическая диагностика, детско-родительские отношения, семейная психотерапия, терапия наркозависимых.

Зачастую жизненные трудности наваливаются на нас и сложно найти выход, и страшно доверится незнакомому человеку. Работа с психологом требует смелости, доверия и настойчивости. Ведь увидеть корень своих трудностей – это только начало, надо изменить жизненный стереотип, который приводит к системным ошибкам.

В нашей жизни возникают уныние, обиды, депрессии, разногласия с родственниками, конфликты с детьми – эти трудности и есть точки нашего роста, духовного возрастания; ведь, зачастую, именно они приводят нас к Богу, и, следовательно, делают нас лучше, а жизнь гармоничнее.

Православный психолог в своей работе опирается как на достижения современной науки, так и на Евангелие, труды Святых отцов.

Психологическое консультирование — процесс, направленный на изменение к лучшему, и этот путь нужно проходить вдвоём, психолог служит «проводником» в новый мир. Мы, находясь в критической ситуации, не можем рассмотреть её со стороны, непредвзято.

Психолог позволяет увидеть себя не в «кривом» зеркале, научит справляться со стрессом, проживать свои эмоции безопасным способом. Для того, чтобы осознать свои проблемы, изменить привычные стереотипы поведения, научится новым, ранее неиспользуемым паттернам поведения, требуется время.

Длительность терапии зависит от заявленной терапии и личности клиента, однако положительные изменения будут происходить даже после первой встречи.

https://www.youtube.com/watch?v=uVf9Bu4PASs

Отдельное направление работы — психологическая диагностика. Она позволяет узнать особенности своего характера, увидеть ресурсы своего развития. Для деток – психологическая диагностика может определить причины нарушений, мешающих обучению, определить готовность к школе, узнать будущую профессию.

Вы можете записаться на встречи, обратившись к нашему психологу Юлии Анатольевне по телефону: 8(903)406-25-13

Статьи-размышления о внутреннем мире человека, роли семьи в становлении личности ребенка, которые помогут нам лучше понять себя, своих родителей, детей и стать ближе к Богу.
Рубрику ведут православные психологи Прихода Георгия Победоносца: Гончарова Е.Н. и Бармина Ю.А.

Начиная этот раздел, мы понимаем, что, во-первых, при рассмотрении любой темы мы можем всего лишь заглянуть, «приоткрыть дверь», обозначить предмет нашего рассмотрения.

А во-вторых, при таком изобилии информации на сегодняшний день не составляет труда найти и углубиться по интересующему вопросу. Наши беседы будут носить несистемный характер (т.е.

рассматриваемые темы не связаны между собой).

Понимая занятость и загруженность современного человека, мы ставили своей целью обозначить православный взгляд на волнующие вопросы.

Озабоченность, как порой нам кажется, неразрешимыми проблемами, житейскими невзгодами, проблемами во взаимоотношениях, одиночеством, страхом и тревогой, заставляют нас искать «срочной» помощи.

Поэтому когда мы идем на консультацию к психологу, читаем статью или книгу по психологии нам хочется сразу найти ответ и «быстренько» решить свою проблему.

Мы с вами будем, хотя и кратко, но вдумчиво двигаться по этому непростому пути самопознания и реализации в своей жизни Промысла Божьего о каждом из нас.

Если у вас возникнут вопросы и желание высказать своё мнение, вы можете оставлять свои отзывы в православном магазине, в ящичке «Для психолога» или через сообщение в WhatsApp. Таким образом, мы с вами можем совместно обсуждать насущные вопросы на сайте нашего Прихода Георгия Победоносца.

Беседа №1. Найти Образ Божий…Мы глубоко уверены в том, что в жизни самое главное – не обогащение, достижение вершин власти, собственная слава и разнообразные удовольствия, а духовное развитие, возрастание в любви, раскрытие внутреннего потенциала личности, Образа Божьего в человеке.
Беседа №2. Об обидеОбида – очень часто встречающееся чувство в нашей жизни. Дети обижаются на родителей – те, что-то не додали, родители на детей — дети практически не общаются, отмахиваются, подчиненные обижаются на руководителей, школьники на учителей, и этот список может быть бесконечным. Что же делать? Как выйти из тупика, который зачастую прекращает или искажает общение между людьми?

19769

Мобильная версия сайта

Экскурсиипо приходу Построим храм вместе!Пожертвовать 3D-турпо храму

Навигация в Просмотре улиц

  • Чтобы посмотреть налево или направо, нажмите кнопку мыши и потяните в нужном направлении. Также можно использовать стрелки рядом со значком компаса.
  • Чтобы увеличить или уменьшить масштаб, прокрутите колесико мыши (или проведите двумя пальцами вверх или вниз по сенсорной панели ноутбука). Также можно воспользоваться кнопками + и -, которые находятся под значком компаса.
  • Чтобы сориентировать просмотр на север, нажмите на значок компаса в правом нижнем углу.
  • Чтобы перейти на другую улицу, нажмите на выделенный синим цветом участок в окне «Вернуться к карте» (внизу слева).

Выражаем огромную благодарность Cube Online Россия и корпорации Google Россия за организацию тура!

Календарь

9 июня 2021 г. ( 27 мая ст.ст.), среда. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. День постный. 08.00 – Божественная Литургия. Панихида16.00 – Всенощное бдение ЗАДАТЬ ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ ПОМОЛИМСЯ ВМЕСТЕ

Видео:Чем опасна современная психология / доктор БоровскихСкачать

Чем опасна современная психология / доктор Боровских

Учебные программы по православной психологии

Православный психолог

Ни для кого уже  не секрет, что православная  психология давно уже  стала научно-практическим  направлением, имеющем свою уникальную парадигму,  свой  предмет и метод.

Как сказала в   своей  статье  доктор  психологических  наук, профессор  кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, председатель  Епархиального Общества  православных психологов  Санкт-Петербурга  Л.Ф. Шехофцова:

«В течение 15–20 последних лет в нашей стране происходит становление православной психологии – психологии, основанной на православном понимании человека.

Нам православная психология представляется как научная дисциплина, интегрирующая современную психологию и христианскую антропологию, а также и как прикладное знание.» (Л.Ф.

Шеховцова, Православная  психология   в России, Психологическая  наука  и образование, 2011 г.)

По запросу  православная (христианская)  психология  интернет  выдаёт  сегодня   почти  1 000 000  (миллион) ссылок. В России  в  настоящее уже несколько  высших  учебных заведений  имеют  соответствующие   кафедры  и курсы, включая  и  магистерские:  

Предметом  нравственно-ориентированной христианской психологии является  человек, созданный   по  образу  и подобию,  в   его  тримерии  тело-душа-дух  и его  уникальная личность, а также все процессы формирования, развития и функционирования человеческой личности, изменения её качеств и  направленности,  в связи с её духовно-нравственным  состоянием.

Личность (от слов лик, лицо, ипостась) – это неповторимое и уникальное сочетание в  триединстве тела-души-духа всех творческих сил и способностей  человека,  духовно-нравственный  образ  которых   определяет  не  только  уникальность, но  и  всю   направленность  человека  в жизни  и весь характер   его  чувственности, волеизъявления  и мыследеятельности.

Православная   психология  – это область знания, базирующаяся  на   христианской  антропологии  и святоотеческой традиции,    исследующая  через призму антропологической  катастрофы  все закономерности изменения формирования и развития душевных качеств, свойств  и состояний человеческой личности в  разрезе  трёх  базовых  состояний (телесного, душевного и духовного).

Что же представляют собой на   сегодняшний   день учебные   программы  по христианской  и православной  психологии и каково  их содержание ?

Институт  христианской  психологии г. Москва

1-й   модуль 3   месяца (квартал) – 130 часов – «Христианская психология  личности».

  • Богословское учение о личности
  • Введение в теорию личности
  • Духовный путь личности
  • Возрастные этапы развития личности
  • Возрастная психология

2-й   модуль 3   месяца (квартал) – 100 часов – «Христианская  семейная  психология».

  • Семья с точки зрения христианской антропологии
  • Стадии жизненного цикла семьи
  • Семейные роли и функции
  • Функциональные и дисфункциональные семьи
  • Нормативные семейные кризисы
  • Ненормативные семейные кризисы
  • Основы социальной психологии

3-й  модуль 3  месяца (квартал) – 120 часов – «Христианская  практическая  психология»

  • Основы духовно-ориентированного подхода в практической психологии
  • Социальное служение
  • Работа с группами риска
  • Профилактика эмоционального выгорания
  • Психопатология религиозной жизни
  • Клиническая психология
  • Духовно-ориентированная работа с эмоциональными состояниями

4-й   модуль 3   месяца (квартал) – 120  часов – «Введение  в  духовно-ориентированное психологическое   консультирование»

  • Богословие встречи
  • Особенности духовно-ориентированного подхода в консультировании
  • Основы психологического консультирования
  • Методы работы в духовно-ориентированном консультировании
  • Психология общения
  • Библиодрама
  • Определение собственного индивидуального стиля работы

Общий  срок  обучения – 470 часов (календарный  год)

Московский православный  институт  святого Иоанна Богослова, факультет  православной психологии

А)  Программа  курса дополнительного  образования  «Основы  христианской  психологии»

  1. Психология в современном мире.
  2. Личность – норма и аномалии.
  3. Духовные и психологические основы семьи и брака.
  4. Социальная психология.
  5. Психология религии.

Объём – 118  уч. часа,   срок обучения 3  мес.

Б)  Программа  курса дополнительного  образования «Введение в практическую христианскую психологию»:

  1. Самоотношение.
  2. Человек и Мир.
  3. Экстремальная психология.

Объём – 88  уч. часов,    срок обучения 3  мес.

Русский   православный институт культуры

Программа   курса  (2   семестра – 8  месяцев)

Основные  темы:

  1. Общая психология: православный подход
  2. Взаимоотношения в семье
  3. Православный подход в психологическом консультировании
  4. Православная антропология
  5. Психология и социальное служение Церкви
  6. Основы православной семейной психотерапии
  7. Теория и практика православного психологического консультирования
  8. Телефонное психологическое консультирование
  9. Православие и психотерапия. Понимающая психотерапия
  10. Психологическая помощь в принятии травматических обстоятельств

Сроки обучения: 8 месяцев  из объёма 144 уч. часа (2 семестра по 4 мес. с перерывом на каникулы).

Отделение  катехизаторов Минского духовного училища, модуль Православная  психология

Программа курса:

  1. Введение в специальность  8 ч.
  2. Введение в общую психологию  40 ч. (экзамен)
  3. Методологические основы православной психологии 76 ч. (экзамен)
  4. Основы православного психологического консультирования 30 ч. (зачёт)
  5. Семейное консультирование 36 ч. (зачёт)
  6. Психология воцерковления 20 ч. (зачёт)
  7. Кризисная православная психология 60 ч. (экзамен)
  8. Практическая православная психология 60 ч. (экзамен)
  9. Психология миссионерской работы 20 ч. (зачёт)
  10. Психологические аспекты внутрицерковных отношений 20 ч. (зачёт).

Срок  обучения:  10  месяцев  из  объёма  370 уч.  часов  (2 семестра по 5 мес. с перерывом на каникулы).

Наиболее  авторитетно, как видно из сравнительной  характеристики, выглядит курс в   Институте христианской  психологии (г. Москва), который   возглавляет Андрей Лоргус.  4   модуля  в  объёме  470 учебных  часов – это, вне сомнений, основательная   подача материала. В то же  время богословское   учение  о личности  по  Н.В.

Лосскому  и  святоотеческое  учение  о  тричастной   природе  души, движущих силах души и трёх состояниях души (естественном, нижеестественном  и сверхъестественном), данном в книге Вадима Коржевского  «Пропедевтика  аскетики, компендиум  по  святоотеческой   православной  психологии»  – это не  одно и то же.

 К тому  же  стоимость одного модуля  составляет  33 000 руб  или  около  500$,  а   весь курс  около 2 000 $.

В Московском  православном  институте  святого Иоанна Богослова  (факультет  православной психологии) курс  гораздо проще и  ориентирован  на   два модуля дополнительного образования  по  3  месяца  каждый. Объём  модулей  относительно небольшой  118 уч.  часа  и 88 уч.

часов  или 206 уч. часов  при   стоимости модуля  28 000 руб  или  450 $, а  весь курс 900 $.

 Из недостатков  программы курса можно отметить  малый  объём  учебных  часов   и  усиленную ориентацию  на   практическую православную  психологию при слабой  методологической основе  психологии  святоотеческой.

https://www.youtube.com/watch?v=ZgT-yyZqYNo

В  Русском  православном  институте   культуры  курс  православной  психологии  относительно сбалансирован, но упор  также  сделан  не  на   святоотеческую  православную психологию, а  на академическую  психологию и психотерапию в  нравственно-ориентированном варианте через  призму концепции  «Понимающей психотерапии»  Ф.Е. Василюка.  Объём  курса  также относительно не большой, если не   сказать малый  – 144  учебных  часа  или 2   семестра по  4   месяца  при   самой  низкой  из вышеперечисленных  стоимости обучения 24  000 руб. за 2   семестра   или около 400 $.

На этом   фоне курс «Православная   психология»  профессионально-ориентированного модуля  отделения   катехизаторов   Минского духовного училища  в  объёме 370 учебных  часов  из расчёта  10  месяцев  при   стоимости  200 $  выглядит  практически бесплатным.

В  целом программы коррелируют по объёму, содержанию  и соотношению  теоретической  и практической   частей.

 Из некоторых явных  недостатков, бросающихся в  глаза   можно выделить всё  же  недостаточное   внимание  разработчиков   программ  к:  христианской   антропологии,  истории  христианской  психологии  с  16-го по  19-й   века, а  также  святоотеческой психологии и в   частности  учению  святых отцов  о душе, движущих силах души, страстях души и трёх  состояниях (падшего, первозданного и искупленного).  А в  остальном  движение в  направлении  развития  нового  направления достаточно уверенное  и  поступательное.

В условиях  кризиса  веры,  многие   специалисты  усматривают в  развитии  направления православная  святоотеческая  психология  новое  дыхание для   православия  не  только  в  форме  традиционного  душепопечения, но  и  профессионального  подхода  к  социальному служению и  работе  с  кризисными  и наиболее  острыми  социальными  проблемами,  где   кроме   помощи священника,  требуется  и помощь подготовленного православного психолога.  Более  того, на   перспективу  с   учётом  нарастания  кризисных  тенденций,  многие священнослужители  уже   сегодня задумываются  о наличии при   приходах  православно-психологических  служб и служб приходского консультирования.

Руководитель курса «Православная   психология», кризисный   православный  психолог, зам. главного редактора рецензируемого научно-практического журнала  Медицина – К.В. Яцкевич 

Похожее

Видео:Лекция православного психолога Елены Триандофиловой об одиночестве.Скачать

Лекция православного психолога Елены Триандофиловой об одиночестве.

«Православный психолог» внушает доверие | Милосердие.ru

Православный психолог

Существует ли православная психология, почему клиенты ищут верующих психологов и когда это действительно необходимо? Разбираемся в этих вопросах вместе с Мариной Филоник, психологом, психотерапевтом и соучредителем Ассоциации понимающей психотерапии; супервизором, лектором психологической службы храма Космы и Дамиана в Шубине, руководителем проекта «Психология для Церкви».

Фактор доверия

– Почему ищут православного психолога?

– Православного психолога ищут по очень разным причинам. В основном, конечно, из желания безопасности, доверия, ценностного созвучия. Возможно, зная, что психолог его ценности уважает, но не разделяет, клиент будет чувствовать себя менее уютно.

Православие психолога для клиента бывает важным фактором доверия, безопасности и уверенности. Можно спорить с тем, объективен ли такой фактор. Но доверие к специалисту однозначно способствует успеху работы.

Принципиально важной православность психолога становится тогда, когда клиент хочет обсуждать какие-то вопросы, связанные со своей верой, образом Бога или, например, свои отношения с Богом.

То есть, практический религиозный опыт терапевта становится важным, как только и клиент, и терапевт начинают обсуждать вопросы, в которых Бог фигурирует как реально существующий, а не просто какая-то «фигура жизненного мира клиента».

Может ли неправославный психолог успешно работать с православным клиентом?

– На самом деле, если психолог достаточно профессионален, он будет соблюдать уважение к ценностям клиента, даже если не будет их разделять.

https://www.youtube.com/watch?v=5DgmYwdYwkI

Такова профессиональная этика – ценности и религия клиента под сомнение не ставятся.

В ряде случаев можно сказать, что искать православного психолога – это все равно, что искать православного хирурга. Конечно, приятно, если врач будет одного с тобой мировоззрения, но гораздо важнее, чтобы он умел хорошо делать операции.

Если вопрос клиента касается понимания себя или отношений с другими людьми, пойти он может к любому специалисту. Даже если проблема – в отношениях с прихожанами или внутри религиозной общины, то есть, вопросы вроде бы церковные, на самом деле, суть проблемы, как правило, такая же психологическая – везде люди.

Почему верующие иногда боятся неправославных психологов? Что именно может настораживать?

– Во-первых, есть немало мифов о психологах. Например, клиент может бояться, что неправославный психолог будет давать советы вроде «заведи любовника», «разведись», «сделай аборт».

Обычно психолог советов вообще не дает, но очень многие клиенты об этом не знают. Такие предложения говорят о том, что психолог просто не профессионален. То есть, беда не в том, что он неправославный.

Есть отдельный миф, что психолог будет использовать какие-то методики, которые не разрешены православным. Очень боятся Фрейда, просто потому, что в массовом представлении он тесно связан с тематикой сексуальности. Боятся гипноза.

При этом более чем за столетие своего существования психоанализ очень далеко ушел от какой-то акцентированности на сексуальных вопросах, сейчас это – одна из самых уважаемых психотерапевтических школ мирового уровня.

В Русской Православной Церкви нет ни одного постановления Собора или решения Межсоборного присутствия о том, какие методы недопустимо использовать православным. Есть частные мнения отдельных священников, которые, скорее всего, плохо разбираются в предмете; где-то такие мнения стали приходской традицией.

Еще двадцать лет назад в православных кругах всерьез обсуждалось, что православным нельзя обращаться к психологу вообще. В разнообразных руководствах по подготовке к исповеди можно было увидеть строчку: «Обращалась к астрологу, экстрасенсу, психоаналитику».

Сейчас противостояние священников и психологов стало гораздо мягче, все чаще священники стали направлять людей к психологу или психиатру, я лично знаю много таких священников, причем не только из тех, кто у нас учится.

Психолог советов не дает

Как правильно расставить границы между психологом и духовником?

– Грамотный психолог, как мы уже говорили, советов не дает. Он понимает, поддерживает, помогает клиенту взглянуть на себя и проблему со стороны и самому найти решение.

Психологическая работа способствует тому, что человек становится более осознанным, более личностно зрелым. Он лучше понимает, что он чувствует и хочет, и лучше выстраивает отношения с другими людьми. Все это оздоравливает и духовную жизнь. Ведь для человека, которому трудно быть искренним с самим собой, искренние отношения с Богом тоже затруднены.

Условно считается, что священник обсуждает с человеком его отношения с Богом, а психолог – отношения с собой и другими людьми.

Но все-таки случается, что человек много лет ходит в храм, и при этом в его поведении сохраняются, например, невротические модели поведения.

Например, человека никогда не хвалили в детстве, постоянно ругали в школе. У него сформировалась низкая самооценка. До прихода в церковь он считал себя просто плохим и никчемным.

И вдруг, придя в храм, узнает, что «самыми грешными» себя именовали святые, что он с таким самоощущением здесь практически «в тренде».

В итоге человек остается все в том же невротическом ощущении своей «плохости», но называет это «смирением».

То же самое происходит, например, с созависимыми отношениями, которые со стороны и самим человеком могут восприниматься как «мой крест».

«Психолог, православный человек»

Когда специалист представляется именно как «православный психолог» – это хорошо или плохо?

– Не могу сказать, потому что каждый в этой ситуации руководствуется какими-то своими соображениями.

https://www.youtube.com/watch?v=tLi8NQ4bOdM

Вообще «православной психологии» как отдельного специального направления не существует. То есть, если я говорю, что являюсь экзистенциально-гуманистическим психологом или психоаналитиком, то я обозначаю принадлежность к определенной школе и профессиональному сообществу со своими взглядами на психологическую работу, своей методологией, методами, пониманием проблем и т.п.

«Православной психологии» или «православной психотерапии» как отдельной школы не существует. Это – острая тема, которая широко обсуждается в профессиональном сообществе и его окрестностях уже более двадцати лет.

Если отдельные работы можно условно причислить к христианской психологии, то «православная психология» – это понятие из разряда «православная физика».

При этом есть довольно много людей, которые считают себя православными психологами. Так довольно часто называют и меня, я соглашаюсь на это отчасти вынужденно, поскольку на это есть большой спрос.

Я открываю инстаграм и вижу огромное количество людей, которые учились совершенно в разных местах, работают в совершенно разных методах, но при этом именуют себя «православными психологами». Как правило, такое словосочетание означает «психолог, православный человек» – это корректно и честно.

А дальше начинаются разночтения. Кто-то, именуя себя «православным психологом», работает обычными психологическими методами. У меня, например, много коллег, которые, являясь православными людьми, свою веру в консультацию не вносят, даже не будут ставить иконы в кабинете. Такова их принципиальная позиция.

Кто-то, напротив, активно вносит элементы своего мировоззрения в психологическую практику – будет говорить о необходимости воцерковления, направлять к конкретным священниками, отправлять в паломническую поездку или приложиться к мощам. Такие психологи считают, что именно в этом проявляется православность их метода.

Смешать консультацию с религиозной практикой могут не только православные. Те же особенности мы можем видеть и у представителей других религий или верований – когда в психологическую консультацию могут быть внесены элементы астрологии, эзотерики. И все это будет называть психологией, что неверно.

Чаще всего в консультацию вносят какую-то эклектику – смесь отрывков из разных традиций. И очень можно понять правомерное желание христианина, чтобы ему под видом психологии не подсовывали какую-то чуждую религиозную практику. Но здесь мы опять упираемся в некомпетентность специалистов, потому что гадать на картах или составлять гороскоп добросовестный психолог не должен.

При этом, понятно, что клиент должен очень четко смотреть, что именно предлагает специалист, к которому он идет, и выражать свои запросы и желания.

Но у нас не принято открыто формулировать желание: «Я хочу». И считается невежливым говорить: «Нет!»

– Да, это проблема. Но, в конце концов, учимся же мы выбирать врачей в последнее время. То есть, мы найдем, к кому пойти, если терапевт у нас на участке нам не нравится.

А если психолог православный, но ни в своем резюме, ни в своей работе этого не афиширует, как мне узнать об этом?

– Спросите. Хороший специалист поймет, что это важно для вашего ощущения безопасности. Он сам может спросить, важно ли для вас, чтобы психолог с уважением относился к вашей вере и разделял ваши ценности. Это может стать хорошим вопросом для начала совместной работы.

У квалифицированного психолога должно быть высшее психологическое образование.Активный в профессии специалист регулярно повышает квалификацию, у него есть сертификаты об участии в семинарах, конференциях.Сертифицированный психолог сам провел не меньше пятидесяти часов в качестве клиента; иногда информацию об этом указывают на личном сайте.

У сертифицированного психолога есть практика супервизии. Супервизор – более опытный психолог, к которому психолог обращается по поводу сложных случаев в своей работе с клиентами.

Хорошо, если психолог состоит в каком-то психологическом сообществе или ассоциации – такие сообщества предъявляют требования к своим участникам и заботятся о профессиональном уровне своих членов.

🔥 Видео

Честный разговор о семье | Православный психолог Мария ПаршинаСкачать

Честный разговор о семье | Православный психолог Мария Паршина

Про обиду. Почему мы обижаемся и как с этим справиться? Беседы психолога и священника.Скачать

Про обиду. Почему мы обижаемся и как с этим справиться? Беседы психолога и священника.

Семейный конфликт / Православный психологСкачать

Семейный конфликт / Православный психолог

Стоит ли общаться с человеком, с которым тяжело? / Ответ православного психологаСкачать

Стоит ли общаться с человеком, с которым тяжело? / Ответ православного психолога

Бесы / Православный психологСкачать

Бесы / Православный психолог

Манипуляции / Православный психологСкачать

Манипуляции  / Православный психолог

Обида, агрессия, манипуляция, жалость к себе | Православный психолог Марина ФилоникСкачать

Обида, агрессия, манипуляция, жалость к себе | Православный психолог Марина Филоник

Психология с точки зрения веры. Протоиерей Андрей Ткачёв.Скачать

Психология с точки зрения веры. Протоиерей  Андрей Ткачёв.

Недолюбленная дочь / Православный психологСкачать

Недолюбленная дочь / Православный психолог

О суете. Православный психолог/священник/православиеСкачать

О суете. Православный психолог/священник/православие

Созависимость. Ответ православного психологаСкачать

Созависимость.  Ответ православного психолога

Православная психология / доктор БоровскихСкачать

Православная психология / доктор Боровских

Последствия онанизма под порнографию / Православный психологСкачать

Последствия онанизма под порнографию / Православный психолог

Основы супружеского счастья / Православный психологСкачать

Основы супружеского счастья / Православный психолог

А.И. Осипов. Психология - враг или помощник для православных?Скачать

А.И. Осипов. Психология - враг или помощник для православных?
Поделиться или сохранить к себе: