Повседневное общение

Повседневное общение Полезно
Виды общения в психологии — обзор типов, примеры

Повседневное общение

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти.

Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого.

В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

Содержание
  1. В зависимости от содержания
  2. В зависимости от целей
  3. В зависимости от средств
  4. В зависимости от времени
  5. Другие виды
  6. Основные типы общения
  7. Подводя итоги
  8. Культура повседневного общения
  9. по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК и кульура речи»
  10. Виды общения — классификация, особенности и нормы
  11. Содержательный компонент процесса общения
  12. Цели общения
  13. Средства общения
  14. Временной критерий коммуникации
  15. Другие виды общения
  16. Количество участников в процессе коммуникации
  17. Классификация по Е.И. Рогову
  18. Императивное
  19. Манипулятивное
  20. Диалогическое
  21. Педагогическое общение
  22. Способы общения: определение и типология — интернет энциклопедия для студентов
  23. С помощью каких средств они общались?
  24. Типология способов общения
  25. Особенности и виды недостатка общения
  26. Современные средства коммуникации
  27. Дефицит общения: возможные последствия негативного состояния
  28. Структуру речевого (вербального) общения составляют:
  29. 📹 Видео

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека.
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или ые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

  • Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

    • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.
  • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
  1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

https://www.youtube.com/watch?v=4fuw24fKB2Y

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.

( 5 среднее 4.4 из 5 )

Видео:30 фраз на английском для общенияСкачать

30 фраз на английском для общения

Культура повседневного общения

Повседневное общение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

Кафедра гуманитарно-правовых дисциплин

НАПРАВЛЕНИЕ «ЭКОНОМИКА»

по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК и кульура речи»

НА ТЕМУ

«КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ»

ВЫПОЛНИЛ:

студент I-го курса

направления

«Экономика»

  Макаренко Анастасия

ПРОВЕРИЛ:

доктор культурологии, профессор

                                                                                                                                         Жукоцкая З.Р.

Нижневартовск

2013

План

Введение………….………………………………………………………….…3

  1. Культура повседневного общения
    1. Культура речи…………………………………………………………….5
    2. Умение слушать…………………………………………………………7
    3. Жесты, мимика и позы в повседневном общении………………….…9

Заключение……………………….………………………………………..…..12

Аннотация по статье Фуражевой Н.С.  К вопросу о культуре общения. Прошлое и современность  // Вопросы культурологии. № 7. 2009.                 С. 85 – 88…………………………………………………………..……………13

Глоссарий……………………………….……………………………………….14

Список используемой литературы……….……………………………..…….15

ВВЕДЕНИЕ

«Язык – орудие мышления.

 Обращаться с языком кое-как –

 значит, и мыслить кое-как:

 неточно, приблизительно, неверно». 

А. Н. Толстой

Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека.

Личность человека формируется в процессе повседневного общения с окружающими. Культура определенного общества принимается человеком как состоящая из моделей соответствующего поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются постольку, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

Умеем ли мы общаться? Думаю, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие «общение» намного обширнее, чем наше обычное: «Привет!» – «Пока».

Предполагая, что «умею общаться» – означает: «умею правильно общаться», а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный.

Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга.

Общение, или как часть определяют этот процесс, коммуникация – чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная, невербальная и паровербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и везде.

Целью моей контрольной работы является выявление культуры общения, как одного из главных компонентов повседневного общения.

При написании контрольной работы были использованы следующие источники: Ефремов В. А., Мартьянова И. А. Риторика. Учебник. М., 2013. С. 123 – 133.,  Синцов Е. В. Русский язык и культура речи. Учебное пособие М., 2009. С. 21 – 22., Кашаева Е.Ю., Введенская Л.А., Павлова Л.Г.  Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Ростов-на-Дону,  2005. С. 69 – 71.

В учебнике Ефремова В.А. и др. представлены базовые теоретические сведения по истории риторики, ее основам, сформировавшимся на протяжении столетий, а также по основам современной коммуникации. Он преследует цель формирования коммуникативной и риторической компетенций.

https://www.youtube.com/watch?v=F6mo-MPveCI

В основе пособия Синцова Е.В. положена новая научная трактовка стилей русского литературного языка, основанная на выявлении форм мыслительной активности как основания каждого из стилей.

В пособии Кашавевой Е.Ю., Введенской Л.А., Павловой Л.Г. описываются основные свойства современного русского литературного языка, рассматриваются различные аспекты речевой культуры, говорится об организации эффективной речевой коммуникации, излагаются основы ораторского искусства.

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ

Культура речи

Вербальное общение в повседневной жизни заключается в том, что в процессе общения мы должны обращать внимание не только на то, что говорит наш собеседник, но и как он это делает, какие слова и фразы он для этого применяет. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности.

Общение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения.

Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности.

Термин «речь» используется в двух значениях.

Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми.

Во-вторых, речью называется результат деятельности в зависимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.).

Отличия речи от языка состоят в следующем.

Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве.

Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна, более динамична, подвижна.

В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.  
        Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека.

А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь.

Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово. 

Существует несколько правил культуры речи: 

-Избегайте многословия в любой ситуации общения. Если Вы хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

-Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.

-Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.

-Стремитесь к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения вы должны находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

-Научитесь находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения вашего собеседника, соблюдайте принципы культуры речи, будьте вежливы и дружелюбны.

-Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника, вы продемонстрируете только отсутствие собственной культуры речи.

-Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в вашем совете или внимании. Помните, когда вы не отвечаете на слова собеседника, вы грубейшим образом нарушаете речевой этикет.

-Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

— Ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

-Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек.

https://www.youtube.com/watch?v=LpP0ypg_4mM

Речевая культура помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности.

Умение слушать

Нетрудно заметить, что когда мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то, как правило, прекращаем слушать, и ждем своей очереди высказаться, подбираем доводы и аргументы, готовим достойный ответ. А когда начинаем спорить, то увлекаемся обоснованием своей точки зрения и тоже не слышим собеседника.

Между тем умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного проведения переговоров, беседы, существенный элемент культуры повседневного общения.

Умение слушать – непременная составляющая культуры повседневнего общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете, мнение своего собеседника, можете быть уверены в том, что вы хороший собеседник и людям приятно с вами общаться. Умение слушать является залогом вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления, и понимания речи говорящего. Это возможность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника.

Также умение слышать – есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием.

Манера слушать, или так называемый стиль слушания, во многом зависит от личности собеседников, от характера, и интересов слушателей, от пола, возраста, служебного положения участников общения.

Существует несколько правил умения слушать:

-Уделяйте внимание к собеседнику, внимание к тому, что он говорит.

— Погружайтесь в мысли и чувства собеседника, поддерживайте ход его мыслей и разделяйте его чувства.

— Хорошо ли, слушая собеседника, говорить о себе? – Лучше расспрашивать собеседника о нем: о его интересах и предпочтениях. О себе и о своем – тоже можно и хорошо, но в первую очередь для того, чтобы разговорить собеседника.

— Подстраивайтесь под собеседника. Подстройки по жестам, по выражению лица и глаз, темпу речи, словарю и ценностям, подстройки по дыханию – все это создает ощущение «мы вместе, мы свои» и улучшает контакт в общении.

-Вчувствуйтесь в собеседника – создает все нужные подстройки между вами, плюс дает вам максимально возможное чувствование того, что сейчас чувствует ваш собеседник, что ему сейчас сказать можно, а что будет неуместно.

-Не используйте в своем общении категоричные негативные оценки и возражения, упреки и обвинения, жалобы и оправдания.

— Применяйте использование знаков слушания: кивки, «угу», вспышки глазами на те или иные интересные или важные моменты в речи собеседника.

-Не навязывайте собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; пытайтесь вникнуть в доводы, которые приводит наш собеседник.

Необходимое условие эффективного слушания – зрительный контакт между собеседниками. Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга внимательно и заинтересованно.

Зрительный контакт (взгляд) – это зеркало  души человека, он может говорить о многом. Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит глазам, а не языку.

Взгляд, его направление, частота контакта глаз – еще один компонент культуры повседневного общения. Когда человек стремится к более теплым взаимопониманиям, он ищет взгляд собеседника.

Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Виды общения — классификация, особенности и нормы

Повседневное общение

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.

С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.

Содержательный компонент процесса общения

Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  1. Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
  2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  3. Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  4. Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  5. Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  1. Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  2. Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

  1. Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, ые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
  2. Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
  3. Прямое — люди общаются между собой лично.
  4. Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

  • вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
  • невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:

  • кратковременное — длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
  • долговременное — контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
  • инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

  1. Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
  2. Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
  3. Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

https://www.youtube.com/watch?v=LbJKHcavMIQ

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
  • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
  • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека.

Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей.

Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции — педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение — для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание — взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

https://www.youtube.com/watch?v=x9kMgjaRPm0

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Видео:Урок 9.Everyday conversation-повседневное общение, английский языкСкачать

Урок 9.Everyday conversation-повседневное общение, английский язык

Способы общения: определение и типология — интернет энциклопедия для студентов

Повседневное общение

В зависимости от формы представления информации, можно выделить вербальную и невербальную информацию. Данная типология не является единственной, но позволяет разделить все каналы на две группы. В наши дни можно заметить возрастающее влияние Интернета как способа коммуникации, что несколько выходит за рамки данной типологии.

Определение

Разговор непосредственно, обмен словами является вербальным процессом взаимодействия. Невербальный обмен информации подразумевает использование неречевых способов, знаков.

Невербальное общение может осуществляться посредством мимики, знаков, жестикуляции, при создании ассоциаций.

С помощью каких средств они общались?

Немец использовал слова, а венгр — жесты, телодвижения. И одно средство общения, и второй занимают много места в нашей жизни.

А какой средства общения люди предпочитают? Есть такая скандинавская сага об общении, которую пересказал академик А.А. Белецкий. В ней рассказывается, как однажды между мудрецом-богословом и глазом викингом состоялся диспут. Богослов показал один палец, на что одноглазый викинг ответил. показав два пальца.

Богослов показал три пальца, после чего викинг показал кулак, тогда богослов съел вишню и выплюнул косточку. Викинг нашел в кармане крыжовник и съел его.

Здесь богослов признал себя побежденным. «О чем вы спорили?» — Спросили члены жюри в богослова. — «Я показал один палец, указав тем, что Бог в мире один. Он возразил двумя пальцами, кроме Бога-Отца есть еще Бог-Сын. Я тогда показал три пальца, имея в виду, что если быть точным, то есть еще и Дух Святой. На это он показал кулак, отвечая, что все равно Троица едина.

Я почувствовал, что победить его в богословии не смогу, и сменил тему диспута.

Съев вишню, я сказал, что жизнь сладкая. Но и здесь он ответил мне очень метко: съев крыжовник, он подтвердил, что надо жить даже тогда, когда жизнь кисленькое «,» А о чем вы спорили? » — Спросили у одноглазого викинга. — «Я и не думал с ним спорить на богословские темы. Этот наглец показал, что у меня один глаз. Я ему ответил, что мое один глаз стоит его двух.

Он далее продолжал: у меня и у него вместе три глаза. После этого я сказал, что таких наглецов, как он, надо учить не научными спорами, а кулаком. Поэтому я съел крыжовник, чтобы показать, что жизнь у него после этого будет кислым «.

Типология способов общения

Рассмотрим типологию коммуникации более подробно.

Итак, вербальная коммуникация. Как было отмечено ранее, обмен информацией вербально предполагает использование речевых средств. Язык в данном случае выступает знаковой системой, кодирующей общение и позволяющей передать свои мысли. Речь в данном случае может выступать в качестве:

  • Продолжительного процесса, деятельности, выраженной в одной из двух форм – либо устной, либо письменной;
  • Результата, отражающего процесс и цели взаимодействия.

Несмотря на то, что язык и речь – не чуждые понятия, зачастую возникает проблема их синонимизации, что в корне неверно. Их отличия заключаются в следующем:

  • Язык – это стандартизированный набор символов, в то время как речь уникальна;
  • Язык статичен, а речь динамична;
  • Речь ситуативна, ей чужд порядок, она зависит от контекста.

Невербальный способ общения — это обмен знаками, без использования речи. Чтобы прояснить данный момент, рассмотрим типологию данной коммуникации. Выделяют такие способы:

Двигательные:

  • Общение посредством движения и положения тела. Жесты, походка, поза и мимика – важные источники информации для участников коммуникации;
  • Положение, направление взгляда, движение зрачка, открытость взгляда, продолжительность зрительного контакта.

Особенности речи:

  • Не сам смысл произнесённого, а интонация, громкость голоса, особенности дикции, паузы, эмоциональное сопровождение и т.д.

Телесное взаимодействие:

  • Рукопожатие, похлопывание, поцелуй и т.д.

Ориентация участников коммуникации:

  • В пространстве – на какой дистанции они находятся, как расположены относительно друг друга;
  • Во времени – пунктуальность, соотношение статусности и т.д.

Особенности и виды недостатка общения

Коммуникации современных людей меняются. Все большее значение приобретает электронная переписка, вытесняющая полноценные диалоги. Эмоциональное состояние другого человека в этом случае определить не удается, собеседники сами домысливают недостающие моменты, а затем анализируют полученную информацию.

Американский психотерапевт Эрик Берн еще в середине XX века сравнивал дефицит общения с голодом, который классифицировал следующим образом:

  1. Голод на стимуляцию. Отсутствие каких-либо вербальных коммуникаций. У полностью изолированных людей, не имеющих контактов с окружающими, уже через несколько дней сознание начинает меняться в худшую сторону. Самыми катастрофическими бывают такие последствия для маленьких детей, оставшихся без присмотра или по каким-либо другим причинам, испытывающим недостаток внимания.
  2. Голод узнавания. Незнакомые люди и обстановка часто негативно влияют на человека. Даже оказавшись в толпе, в другом городе или стране, он не сможет инициировать ни одного доверительного разговора, соответствующего потребностям. Тяжелее всего такие перемены в жизни переносят замкнутые, необщительные люди. У них подавленность и отчужденность могут вызвать депрессию.
  3. Отсутствие качественного общения. Взаимодействия между коллегами по работе часто имеют весьма формальный оттенок. И если нет дополнительных коммуникативных контактов, полноценно восполняющих этот пробел, человек начинает испытывать голод. Такое состояние наиболее типично для творческих людей, оказавшихся в чуждой, примитивной среде.
  4. Голод на события. Даже в кругу знакомых и интересных людей человек может ощущать недостаток общения. С этим видом дефицита общения хорошо знакомы коллективы рабочих, труд которых можно охарактеризовать как монотонный и однообразный. Чтобы получить хоть немного новых впечатлений, люди активно занимаются всевозможными обсуждениями и пересудами. Винить за это никого не следует, ведь это крайне важно для мужчин и женщин, поддерживающих жизненный тонус таким нехитрым образом.
  5. Голод на достижения и результаты. Претворенные в жизнь цели оказывают стимулирующее влияние на дальнейшую жизнь человека. Но если планка опускается, наступает апатия и разочарование. У некоторых возникает алкогольная зависимость.

Недостаточность простого человеческого внимания для многих людей оборачивается психическими расстройствами различной формы.

Современные средства коммуникации

Развитие современных средств связи способствует тому, что непосредственное общение практически сходит на нет. В связи с этим актуализируется возможность общения по сети.

Интернет и технические новинки перестраивают весь процесс общения – дистанционные возможности позволяют коммуницировать людям без прямого взаимодействия, что практически сводит на нет получение невербальных сигналов в процессе общения.

Конечно, даже на расстоянии можно использовать видео связь благодаря обилию современных программных средств, но такое замещение всё же снижает эффективность «чистой» коммуникации и формализует её.

Важный момент также заключается в том, что впредь нет необходимости открываться. Настоящие имена сменились никами, настоящие люди – фейками и ботами.

Интернет стал не только площадкой возможностей, но и площадкой рисков.

В то же время в Сети можно найти отзывы на номера телефонов, продукты, компании и даже на отдельных людей, что делает возможным проведение верификации, доступной любому пользователю.

https://www.youtube.com/watch?v=tdBBfKRHrpE

И всё же от тенденции сетевизации никуда не уйти, поэтому есть смысл рассмотреть правила эффективного общения посредством Интернета, исключающего использование невербальных сигналов:

  1. Чтобы быть правильно понятым, важно корректно формулировать свои мысли, соблюдая грамматические и пунктуационные правила языка. Минимизируйте использование специализированной и профессиональной лексики.
  2. Поток информации благоволит тому, чтобы отвечая на вопросы собеседника, вы обязательно задействовали элементы вопроса. В ином случае собеседник потеряет линию разговора и диалог зайдёт в тупик.
  3. Постарайтесь передать словами эмоцию или используйте эмодзи (смайлики), это значительно упростит коммуникацию.
  4. Соблюдайте меру, не перегружайте текст узкоспециализированными словами, аббревиатурами и сленговыми выражениями. Чтобы придать общению неформальность, это уместно, но всё же остаётся риск остаться непонятым.
  5. Использование электронных средств предполагает включение в цепь между отправителем и получателем множества иных точек, поэтому важно учитывать элемент конфиденциальности. Если ваша информация носит секретный характер и не предназначена для чужих глаз, разумнее исключить такую передачу.

Дефицит общения: возможные последствия негативного состояния

Большинство людей тяжело переносят одиночество, их гложет страх. Они убеждают себя в собственной никчемности и выстраивают предположения, усугубляющие истинное положение дел.

Дефицитом общения страдают все возрастные группы, в том числе:

  • маленькие дети;
  • неконтактные, замкнутые подростки;
  • молодые люди с ярко выраженной индивидуальностью, несоответствующей общепринятым нормам;
  • некоммуникабельные, скрытные личности;
  • пожилые или больные люди.

Недостаток общения может зависеть не только от особенностей характера, но и от обстоятельств. Вынужденная изоляция некоторых больных, ограничение свободы, одиночество в огромном мегаполисе усиливают воздействие этого фактора, ухудшающего развитие личности и здоровье. Люди с дефицитом общения не могут рассчитывать на особое долголетие, продолжительность их жизни обычно не превышает 70 лет.

Во второй половине жизни их поджидают следующие неприятности:

  • постоянные сомнения и неуверенность, трудность в принятии решений;
  • целый набор вредных привычек, обусловленных недостатком адекватной критики;
  • отсутствие стимулов к саморазвитию;
  • заболевания сосудистой системы, инфаркты;
  • деменция;
  • ожирение и диабет.

Чтобы избежать появления психических расстройств и серьезных заболеваний жизненно важных органов, достаточно вести открытую жизнь — общаться с друзьями и родственниками, дорожить семьей, ценить каждую минуту, проведенную вместе с интересными людьми.

Структуру речевого (вербального) общения составляют:

  1. Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его доступность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного.

  2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интонация, дикция речи.

    Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь.

  3. Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки — паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п.

Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

📹 Видео

Духовное и повседневное. Мужской и женский Путь (Андрей и Шанти Ханса)Скачать

Духовное и повседневное. Мужской и женский Путь (Андрей и Шанти Ханса)

Как сделать общение более качественным и осмысленным | Хелен Орзя | TEDxBaumanStStudioСкачать

Как сделать общение более качественным и осмысленным  | Хелен Орзя | TEDxBaumanStStudio

Жизненные фразы - Повседневное общение на турецком языкеСкачать

Жизненные фразы - Повседневное общение на турецком языке

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс: Формы общения и их характеристики | ВидеоурокСкачать

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс: Формы общения и их характеристики | Видеоурок

повседневное общение двух дотеровСкачать

повседневное общение двух дотеров

А. И. Иванченко – Французский язык. Повседневное общение. Практика устной речи. [Аудиокнига]Скачать

А. И. Иванченко – Французский язык. Повседневное общение. Практика устной речи. [Аудиокнига]

Основные правила этикета, которые помогут вам в повседневной жизниСкачать

Основные правила этикета, которые помогут вам в повседневной жизни

10 РАЗГОВОРНЫХ ФРАЗ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА | ПОВСЕДНЕВНОЕ ОБЩЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМСкачать

10 РАЗГОВОРНЫХ ФРАЗ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА | ПОВСЕДНЕВНОЕ ОБЩЕНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ

Сногаминадиване №22. Эмоциональная распущенность. "Меня несёт, и я несусь".Скачать

Сногаминадиване №22. Эмоциональная распущенность. "Меня несёт, и я несусь".

Как люди общались в прошлом, и как мы это делаем сейчас?Скачать

Как люди общались в прошлом, и как мы это делаем сейчас?

ВИДЕО поможет начать РАЗГОВОР с БОГОМСкачать

ВИДЕО поможет начать РАЗГОВОР с БОГОМ

Клинический психолог Маргарита Даревская про общение с пациентами и развитие доверияСкачать

Клинический психолог Маргарита Даревская про общение с пациентами и развитие доверия

100 ФРАЗ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ на итальянском 🇮🇹 Разговорный итальянскийСкачать

100 ФРАЗ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ на итальянском 🇮🇹 Разговорный итальянский

5. Чего хочет женщина? Чего хочет мужчина? Правила общения. Как влюбить в себяСкачать

5. Чего хочет женщина? Чего хочет мужчина? Правила общения. Как влюбить в себя

Французская разговорная лексика. Повседневное общение на французском. Уроки французского онлайн.Скачать

Французская разговорная лексика. Повседневное общение на французском. Уроки французского онлайн.
Поделиться или сохранить к себе: