Особенности педагогического общения

Особенности педагогического общения Полезное
Педагогическое общение — функции, особенности, барьеры и культура

Особенности педагогического общения

Процессом общения называют одну из форм взаимодействия между людьми. Педагогическое общение считают специфическим и многоплановым.

Это профессиональное общение педагогов с учащимися, которое строится на установлении и дальнейшем развитии между ними взаимопонимания и взаимодействия.

С помощью эффективных средств и современных методов обучения, происходит реализация поставленных целей, а также задач воспитания.

Содержание
  1. Педагогическое общение и его основные стили
  2. Значимые функции педагогического общения
  3. Существующие барьеры педагогического общения
  4. Сложности педагогического общения
  5. Эффективное педагогическое общение — видео-лекция
  6. Педагогическое общение
  7. Стили педагогического общения
  8. Демократический стиль педагогического общения
  9. Авторитарный стиль педагогического общения
  10. Либеральный стиль педагогического общения
  11. Структура педагогического общения
  12. Функции педагогического общения
  13. Стили педагогического общения и их характеристика
  14. Основы формирования стиля педагогического общения
  15. Виды педагогических стилей общения
  16. Влияние педагогического стиля на участников образовательного процесса
  17. Классификация педагогов по предпочитаемым стилям общения
  18. Связь стиля общения с производительностью воспитания
  19. Особенности педагогического общения
  20. Профессионально-педагогическое общение предполагает:
  21. Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая ..
  22. 2.Перцептивная ( восприятие и познание людьми друг друга)
  23. 2. Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимо-действие с обучающимися. В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:[Суханова, 2003];
  24. -диалог, монолог,
  25. Умениевступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться [Селевко, 2004, с. 138];
  26. Владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [Маркова, 1995]
  27. Педагогический такт – мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся с целью создания благоприятного психологического климата.. Тактика поведения и действий учителя состоит:
  28. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педа­гога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профес­сионального мастерства. Он является той основой, на которой вы­растает духовная близость между учителями и учащимися, зарожда­ется и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.

    … коррекции учебного процесса ИПК руководящих и педагогических работников г. Ярославля. 1. Учитель является для тебя авторитетом 5 4 … 5. Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 … принимать участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством учителя 10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя …
  29. Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотноше­ний, является то, что подростки не терпят никаких запретов (осо­бенно необоснованных).

    Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.
  30. Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедли­вых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те учени­ки, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей «сво­боде». Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педа­гогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося
  31. Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми ..
  32. 📽️ Видео

Педагогическое общение и его основные стили

От стиля педагогического общения зависят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие личности учащегося. С его помощью осуществляется выбор приемов и методов для воздействия воспитательного характера, а также предъявляемых требований к поведению воспитанников.

Существуют следующие стили общения:

  1. Демократический. Самый эффективный из всех, отличается налаженностью контактов с учащимися. Все отношения при этом стиле общения строятся на доверии и уважении, без строгости и наказаний. Между педагогом и воспитанниками налажено дружественное взаимопонимание, благодаря которому, дети становятся более уверенными, начинают понимать положительные стороны сотрудничества.
  2. Авторитарный. Для него характерна строгость и наказания, которые применяет педагог по отношению к учащимся. Много запретов и ограничений, а также высокий процент отрицательных негативно влияют на воспитание школьников. Использование педагогами авторитарных приемов зачастую связано с желанием ускорить темпы развития учащихся и их обучения. Однако такой стиль педагогического общения отдаляет их от воспитанников, которые начинают все больше испытывать чувства неуверенности, тревоги и незащищенности.
  3. Либеральный. Такой стиль общения характеризуется безответственностью и непоследовательностью, а также отсутствием решительности у педагога. Либеральные преподаватели часто меняют требования, а их оценки и мнение порой зависят от настроения. Из-за этого уровень их авторитета может упасть, даже несмотря на то, что в общении такие педагоги доброжелательные и приветливые. А все воспитанники характеризуются ими как общительные и инициативные.

На практике эти стили в чистом виде встречаются крайне редко. Каждый педагог подбирает свои приемы, у него, как правило, индивидуальный или «смешанный» стиль общения.

Значимые функции педагогического общения

Педагогическое общение обеспечивает весь процесс обучения и воспитания, способствует интеллектуальному и психическому развитию учащихся, но при этом сохраняет особенные черты личности.

В его основе такие функции как:

  • познавательная;
  • контактная;
  • эмотивная;
  • обозначающая;
  • регулятивная;
  • фасилативная.

Самой важной считается функция понимания и восприятия педагогом личности учащегося. Она выражается в познании духовного мира и индивидуальных, возрастных и психических состояний и особенностей воспитанников.

С индивидуальным общением связывают возможность познания личности, а контактная создает контакты и настрой для передачи и приема нужной информации. Эмотивная функция вызывает в учащихся необходимые эмоциональные переживания и изменения в состоянии педагога.

Любой стиль педагогического общения должен обеспечивать уважительное отношение к школьникам, ориентироваться на личное достоинство каждого человека и иметь в своей основе такие ценности как забота, доверие, терпение, вера, милосердие.

Существующие барьеры педагогического общения

Иногда при организации воспитательных и обучающих педагогических процессов могут возникать определенные трудности во взаимодействии между педагогом и учащимися. Их называют барьерами. Они могут являться причинами различных конфликтных ситуаций или косвенно способствовать их возникновению.

https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4

Полноценность восприятия и передачи обучающей и познавательной информации зачастую связана с наличием или отсутствием барьеров.

Культура педагогического общения нацелена на исключение подобных ситуаций, так как при имеющихся барьерах обучающая информация может искажаться или вовсе не дойти до учащихся. Поэтому считается, что барьеры — это, прежде всего, препятствия для передачи знаний.

Они бывают коммуникативными, связанными с непониманием говорящего, или психологическими, связанными с причинами психологического характера — негативным впечатлением, стеснительностью.

Сложности педагогического общения

Во время педагогического общения между преподавателем и учащимися могут возникнуть определенные трудности:

  1. Информационные сложности связаны с неспособностью точно выразить свое отношение к чему-либо. Завершить мысль, уточнить или сформулировать вопросы, которые требуют развернутых или односложных ответов.
  2. Аффективные. Выражаются в неумении одобрять правильные ответы воспитанников, хвалить за активную работу на занятии. Положительно отзываться о правильно сформулированных идеях, или демонстрировать недовольство в связи с грубыми ошибками или плохим поведением.
  3. Регуляционные — неумение повышать активность учащихся.

К особенностям педагогического общения относится специфика взаимодействия между всеми участниками воспитательного или обучающего процесса. Педагог строит отношения не только с учащимися, но и их родителями, а также своими коллегами по работе.

Эффективное педагогическое общение — видео-лекция

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Педагогическое общение

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение — это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников.

Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям.

Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки.

Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности.

В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4u0026t=1635s

Авторитарный стиль педагогического общения — строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей.

Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения.

Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей.

Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных плохое – негативные оценки.

Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Люди самолюбивые, самоуверенные, агрессивные и неуравновешенные склонны к авторитарному стилю.

К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, уравновешенные, доброжелательные, чуткие и внимательные к людям. В жизни в «чистом» виде каждый из стилей встречается редко.

На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный стиль» взаимодействия с воспитанниками.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения.

Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя.

Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

— заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

— внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

— убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

— подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения.

Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга.

Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога.

К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

https://www.youtube.com/watch?v=RCizr8ZF5Xs

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Ранние этапы педагогического взаимодействия с ребенком отмечаются отсутствием потенциала равноправного участника при обмене информацией, т.к. ребенок не имеет для этого достаточных знаний.

Педагог является носителем человеческого опыта, заложенного в образовательную программу знаний. Но это не означает, что коммуникация педагога на ранних этапах выступает односторонним процессом. В настоящее время недостаточно просто давать ученикам сообщение информации.

Необходимо активизировать собственные усилия учащихся по усвоению знаний.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом — это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция — установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция — стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция — побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Стили педагогического общения и их характеристика

Особенности педагогического общения
Определение 1

Под стилем общения подразумевается некоторое сочетание основных признаков поведения, проявляющихся в ходе общения.

Определение 2

Стиль педагогического общения — это сложившаяся система способов и приемов, которые педагог использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими педагогами.

Как правило, стиль общения учителя с учениками является отражением коммуникативной компетентности педагога, его привычками в общении и взаимоотношении с учениками, творческой стороной его личности. Немаловажную роль играет сам коллектив учеников и его особенности.

Основы формирования стиля педагогического общения

Стиль общения педагога обусловлен его отношением к учащимся.Также его в значительной мере определяют личные качества и коммуникативная ситуация, в которой происходит взаимодействие. Наиболее важным личным качеством при этом является способность к организации. Можно выделить следующие виды отношения педагога к ученикам:

  • устойчивое отрицательное;
  • пассивное положительное;
  • ситуативно-негативное;
  • активное положительное.

Первый тип проявляется в грубости, активном употреблении унизительных выражений, оскорблений, серьезных нарушениях правил профессиональной этики учителя.

Второй отличается повышенной требовательностью со стороны педагога и его стремлением к построению исключительно формальных, деловых отношений.

Он вреден для учащихся, поскольку официальный тон и низкая эмоциональность взаимодействия негативно сказываются на творческом развитии детей.

https://www.youtube.com/watch?v=rdYtSDHwtrI

При третьем типе отношения стиль сильно зависит от настроения и состояния учителя и может в связи с этим довольно сильно варьироваться. Такие колебания вызывают у учеников замкнутость, недоверчивость.

Наиболее благоприятно активное положительное отношение, которое заключается в деловой реакции на активность обучающихся, стремлении к реализации их потребностей в неформальном общении. В таком случае педагог настроен на помощь, а потребность в создании симбиоза с заинтересованностью в учениках создает атмосферу взаимного доверия, коммуникабельности и эффективного сотрудничества.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Виды педагогических стилей общения

Как мы уже говорили, в основе стиля общения лежит отношение педагога к детям. Оно обусловливает возможности организаторской деятельности. Все виды общения можно разделить на три основных типа: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль общения выбирают те педагоги, которые предпочитают самостоятельно решать все жизненно важные вопросы, связанные с функционированием детского коллектива, задавать четкие цели, исходя из своего опыта, организовывать контроль над своевременным выполнением задач и давать всем результатам свою субъективную оценку. В итоге стиль общения становится властным, в поведении педагога проявляется диктаторство и опека. Ученики ощущают давление и начинают противодействовать ему, в силу чего в таких коллективах всегда существует явный или скрытый протест.

Либеральный (анархический) стиль общения предпочитают те педагоги, которые избегают ответственности. Как правило, они выполняют свои обязанности чисто формально, пытаясь самоустраниться от какого-либо руководства.

Сама роль воспитателя для такого педагога нежеланна, он ограничивается только преподавательскими обязанностями. Посредством такого стиля реализуется тактика невмешательства, в основе которой лежит равнодушие, незаинтересованность в учениках и проблемах коллектива.

В результате такой позиции учитель, неспособный положительно повлиять на своих воспитанников, теряет авторитет и контроль над ними, и дисциплина стремительно падает.

Третий стиль имеет в своей основе опору на инициативу детского коллектива. Педагоги, избирающие демократический стиль общения, ориентированы на то, чтобы развить в своих учениках активность и самостоятельность, привлечь каждого из них к решению задач. Такая организация общения учеников с педагогом является наиболее благоприятной и продуктивной.

Влияние педагогического стиля на участников образовательного процесса

Замечание 1

Тот стиль, который педагог избирает для общения, значительно влияет на процессы становления личности обучающихся, формирует их познавательную активность и непосредственно связан с эмоциональным благополучием коллектива.

По данным исследований, в тех коллективах, которые возглавляют авторитарные, недоброжелательные педагоги, наблюдается высокий уровень заболеваемости (до трех раз выше среднестатистического уровня), в том числе нервными заболеваниями, а в коллективах со спокойными, уравновешенными педагогами эти показатели заметно снижаются.

Классификация педагогов по предпочитаемым стилям общения

В зависимости от того, какой стиль общения избирает для себя педагог, можно выделить три основных типа поведения: проактивный, реактивный и сверхактивный.

Проактивные педагоги с удовольствием инициируют и организуют процесс коммуникации, делают взаимодействие с учениками личностным, индивидуальным. Они четко осознают свои желания и понимают, как именно нужно изменить поведение, чтобы достичь нужной цели.

Реактивных педагогов отличает внутренняя слабость и излишняя гибкость наставлений. Их цели размыты, а поведение в основном приспособительное.

Сверхактивные педагоги склонны оценивать своих воспитанников гипертрофированно, а выстраиваемые ими модели поведения нереалистичны. Например, часто они склонны считать всех пассивных детей ленивыми, а всех активных – хулиганами.

Связь стиля общения с производительностью воспитания

Стиль общения обусловливает эффективность воспитательного влияния. В зависимости от нужного результата стили общения делят на:

  • общение на фоне совместного творчества;
  • общение на основе товарищества и привязанности;
  • общение со стратегией дистанцирования;
  • общение, включающее в себя элементы запугивания;
  • общение, включающее в себя элементы заигрывания.

Высокая эффективность общения достигается только тогда, когда педагог искренне уважает личность ученика и интересы коллектива, понимает их интересы и потребности, умеет правильно оценивать ситуацию и делать выбор между разными стилями общения.

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Особенности педагогического общения

Особенности педагогического общения

Начинающие педагоги замечают , что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.

Профессионально-педагогическое общение предполагает:

-знание основ педагогики общения;

-владение умениями организовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием;

формированностьопределенных нравственно-личностных качеств педагога.

-Педагогическое общение всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Оно ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений

-Педагогическое общение- процесс динамичный— с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога и детей в общении.

-Педагогическое общение проявляется через личность педагога. Именно в общении проявляются его взгляды, отношения к миру, к людям, к себе.

-Педагогическое общение- важное средство решения педагогических задач.. Общаясь с учащимися педагог получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков, изучает индивидуальные особенности школьников.

-Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие.

Новые технологии обучения и воспитания работают в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

-Общение оказывает значительное влияние на формирование познавательных интересов учащихся, обеспечивает создание благоприятного психологического климата

https://www.youtube.com/watch?v=rdYtSDHwtrIu0026t=13s

Таким образом, педагогическое общение- это система взаимодействия педагога и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия.

Выделяют три взаимосвязанных функции общения:

1.Коммуникативная ( обмен информацией)

Формирование толерантности у будущих педагогов как психолого-педагогическая ..

… бесед как средства формирования толерантности у будущих педагогов профессионального образования. Объект: формирование толерантности у будущих педагогов профессионального образования. Методы педагогического исследования: беседа, диалог, анализ, синтез, анкетирование. Глава1. …

2.Перцептивная ( восприятие и познание людьми друг друга)

3.Интерактивная( организация и регуляция совместной деятельности).

2. Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность это ядро профессионализма учителя, а сущность педагогической деятельности составляет взаимо-действие с обучающимися. В различных источниках коммуникативная компетентность рассматривается как:[Суханова, 2003];

— способность выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей,

-дискутировать и защищать свою точку зрения,

-выступать на публике,

-принимать решения,

-устанавливать и поддерживать контакты,

-справляться с разнообразием мнений и конфликтов,

-вести переговоры,

-сотрудничать и работать в команде

-диалог, монолог,

— порождение и восприятие текста;

-знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета;

-деловая переписка;

-делопроизводство,

-бизнес-язык;

— иноязычное общение,

— коммуникативные задачи,

Умениевступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться [Селевко, 2004, с. 138];

Способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов [Головко, 2004];

Владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности [Маркова, 1995]

Согласно обозначенным подходам исследователей, коммуникативная компетентность это -способность и готовность вступать в различного рода (невербальные и вербальные, устные и письменные) контакты для решения коммуникативных задач (передачи информации, ведение переговоров, установление и поддерживание контактов и т.п.).

Педагогический такт – мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся с целью создания благоприятного психологического климата.. Тактика поведения и действий учителя состоит:

в предвидении воз­можных последствий применения тех или иных методов и свое­временной их корректировке

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педа­гога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профес­сионального мастерства. Он является той основой, на которой вы­растает духовная близость между учителями и учащимися, зарожда­ется и крепнет дружба. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.

… коррекции учебного процесса ИПК руководящих и педагогических работников г. Ярославля. 1. Учитель является для тебя авторитетом 5 4 … 5.

Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 … принимать участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством учителя 10.

Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя …

Возраст и опыт не гарантирует уважительного от­ношения к учителю со стороны учащихся. Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить к себе такое отношение.

https://www.youtube.com/watch?v=MOJ1ZTu2qcs

Давно подмечено, что если в день знакомства с младшими подростками учитель произвел на них хорошее впечатление, то он вполне может в дальнейшем рассчитывать на их поддержку, даже если и отступит впоследствии от принятой им в тот день линии поведения.

Если с первых шагов он вызвал к себе анти­патию, то обычно педагогически целесообразные взаимоотноше­ния в дальнейшем не складываются.

Дело здесь в том, что сила первого впечатления настолько велика, что все, что соответству­ет ему, принимается закономерным и естественным, а то, что противоречит, — фальшивым и наигранным. Фальшь же в лю­дях дети особенно не любят.

Опыт показывает, что не стоит в этом возрасте игнорировать и фактор личного примера. Если учитель говорит одно, а делает другое, если он неряшлив, груб и косноязычен, если слабо знает

свой (да и не только свой) предмет, рассчитывать на уважение, а следовательно, ина установление хороших взаимоотношений с учащимися ему трудно.

Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотноше­ний, является то, что подростки не терпят никаких запретов (осо­бенно необоснованных).

Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой их прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.

Подростки восприимчивы ко всем промахам и неудачам учи­теля. Не все они замечаются учащимися, но если что-то привлек­ло их внимание, то они реагируют тотчас же, стремясь во что бы то ни было нанести ущерб авторитету учителя.

Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедли­вых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те учени­ки, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей «сво­боде». Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педа­гогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося

Установление педагогически це­лесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагоги­ческом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическо­му процессу.

Наличие в личности учителя таких качеств, как са­момнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистли­вость, не может остаться незамеченным.

Практика свидетельству­ет о том, что в тех классах, где классными руководителями, начи­ная с IV — VI классов, назначаются учителя с такими чертами ха­рактера, трудно налаживать отношения и другим педагогам.

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми ..

…  Степени социально педагогической запущенности.  1.10.Особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка.      1.11 Значение социализации в жизни …        Предметом исследования является изучение работы педагога-организатора с педагогически запущенными детьми.          Предмет, объект, цель …

📽️ Видео

Педагогика. Федякова Е.Ю. 3 курс, тема "Стили педагогического общения"Скачать

Педагогика. Федякова Е.Ю. 3 курс, тема "Стили педагогического общения"

Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Основы педагогического общенияСкачать

Основы педагогического общения

Трейлер | Психология педагогического взаимодействияСкачать

Трейлер | Психология педагогического взаимодействия

Ералаш №41 "Педагогическая драма"Скачать

Ералаш №41 "Педагогическая драма"

Педагогическое общениеСкачать

Педагогическое общение

Стили педагогического общения на примере киносаги о Гарри ПоттереСкачать

Стили педагогического общения на примере киносаги о  Гарри Поттере

Диалог с родителями _Ч 1 Стили педагогического общенияСкачать

Диалог с родителями _Ч 1 Стили педагогического общения

Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнкаСкачать

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

МПО Урок 2 Основы эффективного педагогического общенияСкачать

МПО Урок 2  Основы эффективного педагогического общения

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»Скачать

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»

ТОП 5 советов молодым учителям и педагогамСкачать

ТОП 5 советов молодым учителям и педагогам

Психологические особенности организации урока. Шингаев С.М., доктор психологических наукСкачать

Психологические особенности организации урока. Шингаев С.М., доктор психологических наук

Этика педагогического общенияСкачать

Этика педагогического общения

Без лица: учитель школы рассказывает правду о работеСкачать

Без лица: учитель школы рассказывает правду о работе

Особенности педагогического взаимодействия с учащимися в период подготовки и сдачи ГИАСкачать

Особенности педагогического взаимодействия  с учащимися в период подготовки и сдачи ГИА
Поделиться или сохранить к себе: