Общение википедия

Общение википедия Полезно
Виды общения — классификация, особенности и нормы

Общение википедия

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.

С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.

Содержание
  1. Содержательный компонент процесса общения
  2. Цели общения
  3. Средства общения
  4. Временной критерий коммуникации
  5. Другие виды общения
  6. Количество участников в процессе коммуникации
  7. Классификация по Е.И. Рогову
  8. Императивное
  9. Манипулятивное
  10. Диалогическое
  11. Педагогическое общение
  12. Общение в психологии и переговорах. Кратко научно-популярным языком
  13. Блок 1. Общение. Определение. Терминология. Позиции.
  14. Блок 2. Межличностные и общественные отношения.
  15. Блок 3. Конфликт социальных ролей.
  16. Блок 4. Конъюнктивные и дизъюнктивные переживания.
  17. Блок 5. Составляющие общения.
  18. ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с сетевым клиентом. Что говорить в жестких переговорах?!»
  19. Что такое общение, его виды, функции и составляющие
  20. Общение как метод коммуникации
  21. Виды взаимодействий (трансакций)
  22. Коммуникативные функции
  23. Средства при взаимодействии
  24. Основные составляющие коммуникации
  25. Классификация общения
  26. По целям и содержанию
  27. По степени опосредованности
  28. По временному контексту
  29. По форме отношений
  30. Типы психологических взаимоотношений
  31. Императивый
  32. Манипулятивный
  33. Диалогический
  34. Помехи в общении
  35. 📽️ Видео

Содержательный компонент процесса общения

Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  1. Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
  2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  3. Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  4. Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  5. Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  1. Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  2. Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

  1. Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, ые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
  2. Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
  3. Прямое — люди общаются между собой лично.
  4. Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

  • вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
  • невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:

  • кратковременное — длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
  • долговременное — контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
  • инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

  1. Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
  2. Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
  3. Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

https://www.youtube.com/watch?v=p5_6i6ici0Y

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
  • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
  • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека.

Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей.

Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции — педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение — для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание — взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

https://www.youtube.com/watch?v=V5ZeEqEPngI

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Видео:Как размещать и править статьи на ВикипедииСкачать

Как размещать и править статьи на Википедии

Общение в психологии и переговорах. Кратко научно-популярным языком

Общение википедия

Общение — это кратко в психологии! Общение и переговоры. Часть 1. Определение. Межличностные и общественные отношения. Конфликт социальных ролей. Конъюнктивные и дизъюнктивные переживания. Составляющие. Обмен информацией. Зачем обмениваться информацией?

Здравствуйте, интеллектуалы!

Меня зовут Влад Ядро! Мне 45 лет. Профессиональный переговорщик, тренер и консультант по переговорам. Клинический психолог. Построил карьеру в продажах с «0» до генерального директора крупного торгового оптового бизнеса. С 2014 г собственный консалтинговый бизнес в области переговоров. Звоните! Пишите! Я Вам помогу решить сложности в коммуникациях с другими людьми!

Специально для Вас, умных и готовых глубоко изучать материал, эта статья! О том, что такое общение в социальной психологии!

Блок 1. Общение. Определение. Терминология. Позиции.

Общение – это взаимодействие субъектов друг с другом для получения ожидаемых результатов путем установления отношений.

Терминология:

Общение, двухконтурное общение, первая позиция, вторая позиция, третья позиция, четвертая позиция, ассоциированное состояние, диссоциированное состояние, общественные отношения, межличностные отношения, наблюдатель, наблюдатель за наблюдателем, переговоры, межличностные отношения, общественные отношения, безличностные отношения, социальная роль, конъюнктивные переживания, дизъюнктивные переживания, интерактивная функция, коммуникативная функция, перцептивная функция, передаточная функция языка, невербальные средства коммуникации, вербальные средства коммуникации, целевой ресурс, эксплицитность, имплицитность, индуктор, реципиент, страж целевого ресурса.

Простой вопрос:

— Зачем люди общаются?

Простой ответ:

— Для того, чтобы получить то, что желают!

Когда человек страдает, например, аутизмом, общение с другими людьми сильно затруднено. И без помощи со стороны аутист обречен на быстрое «исчезновение», потому что не может донести до людей свои желания. Человек через общение реализовывает свои желания!

В двухстороннем (двухконтурном) общении индивид проявляет себя как субъект воздействия (первая позиция) и одновременно является объектом воздействия (вторая позиция) со стороны другого человека. Личность пребывает одновременно в двух ассоциированных состояниях.

Однако, кроме двух состояний, человек способен находится в качестве «НАБЛЮДАТЕЛЯ» за процессом общения (третья позиция), оказываясь в диссоциированном состоянии.

А также быть «НАБЛЮДАТЕЛЕМ ЗА НАБЛЮДАТЕЛЕМ» (четвертая позиция), увеличивая количество диссоциированных состояний.

Цивилизация немыслима без общения людей, которое предполагает выстраивание взаимных отношений. Отношения могут носить общественный характер или межличностный вид.

Именно отношения раскрывают себя в общении. Оба типа отношений крайне важны для понимания того, как люди ведут себя в переговорах.

Через общение личность раскрывает персональное отношение не только к другим людям, а и ко множеству других явлений в жизни.

Блок 2. Межличностные и общественные отношения.

Межличностные отношения могут быть частью общественных отношений, которые по сути своей безличностные либо обладают самостоятельным характером.

Общественные отношения не могут быть частью межличностных отношений!

Нередко для людей в повседневной жизнедеятельности этот фактор выпадает из внимания и поэтому какая-то часть отношений воспринимается сугубо как межличностная, тогда как на самом деле обусловлена общественными отношениями. Не всегда это видно «поверхностным взглядом».

Персонализация отношений приводит к тому, что человек видит «своего парня» или «злобного карлика» там, где в действительности противоположная сторона занимает позицию под влиянием общественных отношений, будучи вовлеченной в иные коммуникации и иногда вынуждено отрабатывая определенную социальную роль.

Блок 3. Конфликт социальных ролей.

Человек, помимо своей биологической стороны, является социальным существом, потому что сам факт вступления в коммуникацию с другим индивидом есть суть социализации.

И занимая определенную позицию при этом, личность проявляется как носитель той или иной социальной роли. Вместе с тем это не означает, что поведение субъекта детерминировано только одной социальной общественной ролью в заданном контексте переговоров.

Периодически переговорщики попадают в ловушку ложной диагностированной социальной роли.

Например, менеджер по закупкам далеко не всегда в переговорах с менеджером по продажам исходит из установок, потребностей официальной общественной роли. Включаются мотивы в некоторых случаях даже контрпродуктивные для роли менеджера по закупкам, вопреки ожиданиям менеджера по продажам.

Недопонимание пересечения общественного и индивидуального в переговорах приводит к ошибочным выводам в определении мотивов поведения сторон, что в итоге мешает таким образом выстраивать коммуникативный процесс, который приведет к сдвигу несовпадающих позиций противоположной стороны.

Как договориться менеджеру по продажам с менеджером по закупкам? Вы узнаете, если закажите мой тренинг!

Блок 4. Конъюнктивные и дизъюнктивные переживания.

Характерной особенностью межличностных отношений является их эмоциональность. У людей возникают эмоциональные переживания друг к другу, которые можно разделить на конъюнктивные и дизъюнктивные по параметру направленности.

Конъюнктивные переживания характеризуется движением к сближению. В этом случае, сторона, испытывающая данные чувства, желает сотрудничать, найти приемлемые варианты совместным способом.

Дизъюнктивные переживания, наоборот, определяют стремление в обратном направлении. Человек не желает сотрудничать. В восприятии людей с данными чувствами противоположная сторона выглядит неприемлемой для сотрудничества, раздражающей, непривлекательной, неадекватной.

https://www.youtube.com/watch?v=JyTYLVFRb1g

Эмоциональные переживания оказывают значительное влияние на формирование отношений, однако не определяют их полностью. Субъект в переговорах может быть наполнен дизъюнктивными чувствами и при этом успешно осуществлять сдвиг позиций противоположной стороны. Тем не менее, вероятность результативного завершения переговоров значительно снижается при наличии дизъюнктивных чувств у обеих сторон.

Блок 5. Составляющие общения.

Андреева Г. М. (Социальная психология. Учебник для высшего учебного заведения. — М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.) в структуре общения выделяет три составляющих: интерактивную, коммуникационную, перцептивную.

Коммуникация – это обмен информацией между субъектами.

Интерактивный процесс – это взаимодействие между субъектами, т.е. обмен не только информацией, а и действиями.

Перцептивная сторона общения – процесс восприятия субъектами друг друга, способствующий установлению взаимопонимания.

Подобное распределение условно. Перцептивная сторона всегда присутствует в любом общении. В переговорах стороны обычно не только информируют друг друга, а и осуществляют действия.

Люди не только что-то рассказывают друг другу, а также могут передавать что-либо друг другу, показывать что-либо, перемещаться куда-либо, совместно есть и пить, производить вместе определенные манипуляции с объектами или иными субъектами.

В переговорах присутствуют все три составляющие общения.

В процессе общения участники отправляют информацию и получают информацию, происходит обмен. Идет постоянный процесс осмысливания входящих – выходящих идей. Важно понимание сторонами при общении предмета обсуждения. Помимо этого, субъекты оказывают взаимное влияние друг на друга. Именно через изменение поведения противоположной стороны проявляет себя эффективное взаимодействие.

В современной лингвистике широко распространено понимание языка как средство общения, в процессе которого происходит выражение и передача мыслей от коммуникатора к реципиенту. Ставится во главе угла именно передаточная функция языка. Коммуникация рассматривается как обмен информацией.

Эта модель близка и понятна любому не специалисту, она находится на поверхности понимания, в пределах видимой и очевидной доступности. Она проста и понятна.

Тезис, характеризующий эту точку зрения заключается в том, что язык как средство коммуникации способствует обмену информацией между отправителем и получателем прямым непосредственным образом.

При этом обмен информацией между индивидуумами возможен и без использования вербального языка. Существуют невербальные средства коммуникации. Можно обмениваться информацией с помощью жестов (язык глухонемых), с помощью прикосновений, с помощью запахов, с помощью смеха, плача, свиста, крика.

Вот только зачем человеку обмениваться информацией с другими человеком? Что он хочет? Просто донести информацию, рассказать что-то? А зачем это делать?

Кто-то ответит, что это свойство человека, его натура. Правда, звучит это не убедительно. Получается, что следствие «коммуникационная деятельность» запускается некой бесформенной причиной «натура человека». Натура человека действительно такова, что в основе жизнедеятельности субъекта лежат его разнообразные потребности. На фоне эмоций образуются мотивы, запускающие действия.

Обмен информацией – это упрощенное представление значения речи и неверное по сути, потому что не учитывает направленный характер, как генеральное свойство любой деятельности, обусловленной мотивами, сформированными потребностями на фоне эмоциональных переживаний.

В общении коммуникатор стремиться добиться конкретного результата даже в тех случаях, когда этот результат не представлен эксплицитно в сознании.

И данный результат в том, чтобы получатель информации совершил действия, которые приведут к удовлетворению значимых потребностей отправителя.

Или по-другому, коммуникатор стремиться в любом акте общения получить целевой ресурс, который может быть эксплицитным либо имплицитным как для самого индуктора, так и для реципиента. Целевой ресурс удовлетворяет желание, за которым находятся потребности.

Итого, любой акт общения — это способ обрести субъективно значимый целевой ресурс.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с сетевым клиентом. Что говорить в жестких переговорах?!»

Рассмотрим пример, когда две пожилые соседки на лавочке обсуждают современную молодежь. Могут даже поспорить между собой, для одной молодежь – это «потерянное поколение», а для другой это «поколение надежды».

Зачем они это делают?

Получают целевые ресурсы:

  • Сбросить эмоциональное напряжение.
  • Избавиться от чувства одиночества.
  • Узнать новую информацию.
  • Быть услышанной – выразить себя, свое отношение, свою значимость, свое присутствие на планете Земля не в качестве «червяка», а в качестве личности.
  • Получить положительные эмоции и т.д.

Какие потребности маячат за данными целевыми ресурсами?

Потребности:

  • Экономия сил.
  • В сопереживании.
  • Формирование групповой иерархии.
  • Следование нормам.
  • В исследовании.
  • В подражательном поведении и т.д.

Подобные целевые ресурсы не доступны, пока реципиент не среагирует определенным образом. Если одна из двух соседок на лавочке будет молчать, то целевой ресурс все-равно может быть достигнут у отправителя информации, если коммуникатор принимает молчание, как знак согласия.

Если одна из соседок демонстрирует полное равнодушие и отсоединение от собеседницы, то целевой ресурс коммуникатором не будет достигнут, хотя на каких-то начальных этапах передача информации может состояться, но это не будет акт общения или коммуникации. Казалось бы, все просто, сидят соседки на лавочке и судачат о том, о сем.

Для большинства проходящих мимо «серьезных» людей это бессмысленное и бесцельное времяпровождение. Однако, через проявления реципиента коммуникатор получает доступ к субъективно значимым целевым ресурсам. Реципиент выступает в роли «СТРАЖА целевого ресурса». Обе соседки одновременно являются «СТРАЖАМИ целевых ресурсов».

И в процессе общения обе стремятся получить доступ, атакуя или защищая целевые ресурсы.

Здесь, пожалуй, мы с Вами прервемся, чтобы попить кофейку и отдохнуть от плотной научно-популярной информации. И в следующей статье нас с Вами ждет продолжение этой интересной темы!!! А пока Вы сможете разбавить свое времяпровождение чтением статей по схожей тематике! Жмакайте, друзья, на ссылки и загружайтесь знаниями в области психологии!

Речь в психологии это? Язык это в психологии? Концепт это в лингвистике?

Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.

https://www.youtube.com/watch?v=KtXRL4rqJKs

Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.

Мотив это в психологии? Мотивация это в психологии?

Потребности в психологии это? Классификация Симонова П.В. Взгляды Леонтьева А.Н.

Желание это в психологии? Интерес что это такое? В чем отличие?

Видео:Государство "Википедия": как оно работает? | Интервью с администраторамиСкачать

Государство "Википедия": как оно работает? | Интервью с администраторами

Что такое общение, его виды, функции и составляющие

Общение википедия

Правильно выстроенное общение — это необъемлемый вид взаимодействия с обществом, способ получения информации и обмена ею. Избежать ошибок поможет знание форм и типов, видов и функций, которые несет общение.

Общение как метод коммуникации

Общение — это устная или письменная беседа, коммуникация между двумя людьми или группой лиц. Метод передачи знаний и информации имеет особенности, которые следует знать и учитывать для успешного взаимодействия:

  1. Каждый из участников процесса может являться активным субъектом.
  2. В процессе происходит налаживание совместной деятельности.
  3. Специфика коммуникации — значимость общения и обмена информацией для каждой из сторон высокая.

Неотъемлемый компонент обмена знаниями — выработка общего смысла. Для этого требуется принятие, понимание и осмысление полученной информации. Коммуникативный процесс — единство деятельности, общения и познания. Участники влияют друг на друга:

  • эмоционально;
  • с помощью системы знаков;
  • изменением манеры поведения.

В процессе общения в 50% случаев появляются коммуникационные барьеры. Выражается это в сложности связи между общением и отношением. Избежать проблем и разногласий позволяет цель общения. Нормы и ситуации, в которых оно протекает, определяет психологическое состояние человека.

Коммуникацию можно разделить на несколько этапов:

  1. Вход в ситуацию.
  2. Оценка характера коммуникации.
  3. Ориентирование в ситуации.
  4. Своевременное определение задачи беседы.
  5. Оценка психологического состояния участников процесса.
  6. Оценка степени готовности к взаимодействию с окружающими.
  7. Разработка стратегии подхода.

Психология общения предполагает личностный эмоциональный рост.

Для этого нужно уметь привлечь внимание к обсуждаемой теме, вывести собеседника на подходящее для ситуации психоэмоциональное состояние.

Требуется стимулировать человека на ответную реакцию, чтобы получить новую информацию. Общение — достижение поставленной цели, полноценное включение себя в контакт с окружающей действительностью.

В общественной жизни распространение и получение информации осуществляется с помощью фильтра «доверие — недоверие». В результате правда может быть отторгнута человеком или обществом, а ложная часть воспринята как единственно верная информация.

Виды взаимодействий (трансакций)

Трансакция — это понятие, которое означает психологическую единицу взаимодействия партнеров по общению. В процессе собеседник получает определенную роль и следует заданной форме диалога. Виды взаимодействий:

  1. Параллельные — вопрос и ответ не мешают друг другу, общение протекает спокойно с мягким эмоциональным фоном. Уровень напряжения низкий. Обмен информацией происходит в настоящем времени. Роли могут быть распределены с позиции «взрослый — взрослый» или «взрослый — ребенок».
  2. Пересекающиеся или конфликтные — вопрос и ответ не следуют параллельно друг другу. Примером может служить спор, стремление доказать или отстоять собственную точку зрения. Эмоциональная структура может быть окрашена как в позитив, так и в негатив. Роли собеседников: «взрослый — взрослый», «взрослый — ребенок».
  3. Скрытые (с двойным дном) — собеседники передают друг другу 2 сообщения. Одно из них открытое, то есть определяющее социальный уровень. Роль: «визуально взрослый», «эмоционально взрослый» или «ребенок». Это определяется мимикой и жестами. Скрытое сообщение определяет психологический уровень собеседника. Роли распределяются так: «родитель — ребенок» или наоборот.
  4. Мунипулятивные или угловые скрытые — модель характерна для неожиданных ситуаций, взаимодействия с незнакомыми между собой людьми.

Понять, какой вид взаимодействия используется, можно по выражению лица, голосу, тембру и мимике.

Коммуникативные функции

Во время общения происходит взаимоинформирование сторон. Коммуникативная функция общения реализуется в обмене между людьми, имеющимися знаниями или навыками. Также обмену подлежат:

  • интересы;
  • идеи;
  • настроения;
  • чувства;
  • установки;
  • эмоции.

Процесс коммуникации призван помогать обретать смысл, обрабатывать и принимать информацию. В этом заключается одна из функций. Другая — обретение единства деятельности, общения и познания.

Человек должен научиться контролировать чувства и эмоции, уметь слушать и слышать, понимать основную мысль. Полная и правильная реализация коммуникативной функции общения  разделена на уровни.

В начале человек и его собеседник входят в контакт, затем они начинают передавать и принимать информацию. В конце возникает стремление понять  взгляды и установки каждой из сторон.

Средства при взаимодействии

Информацию передает слово или символ. Для включения в общение взаимодействий применяются дополнительные средства. Выделяют несколько вариантов:

  1. Вербальное общение включает символы и звуки (речь на родном или понятном языке). В процессе происходит обмен не только информацией, но и чувствами, эмоциями. Значение слов, форма и суть повествования дополняются интонациями, паузами, громкостью, темпом и тембром речи, манерой вести себя с собеседником.
  2. Невербальное общение — жесты, выражение лица, выбранные позы и положение тела, установление зрительного контакта , прикосновения.

Невербальные средства общения подразделяются на несколько типов, которые позволяют ускорить появление взаимопонимания между собеседниками:

  • оптико-кинестетическая связь;
  • паралингвистическая;
  • экстралингвистическая;
  • проксемическая.

Основной способ  установления доверия — визуальное общение.

Основные составляющие коммуникации

Речь, мимика, эмоциональная окраска — основной компонент формирования общения. Чтобы привнести в информационное поле яркость, снизить или повысить нагрузку, ускорить процесс осмысления, применяются другие составляющие коммуникации:

  1. Стереотипность восприятия окружения.
  2. Первое впечатление (возникает в первые секунды знакомства).
  3. Оценочное суждение — усредненность восприятия (человеку дается ярлык: серая мышка, скромник, обычный, притягательный).
  4. Установка (предубеждение) — характеристика человека искажается под влиянием уже известных данных о личности.
  5. Проекция собственных убеждений, мыслей, устремлений, чувств.
  6. Сравнение и оценка личности с другими людьми или с собой.
  7. Негативное восприятие — акценты расставляются на ошибках или неточностях, которые допускает собеседник в процессе общения.
  8. Эффект ореола — известная позитивная информация заставляет быстрее проникаться доверием, воспринимать полученные сведения, запоминать и воплощать идеи.

Эффект неудачника заставляет отрицать полученную информацию. Если же использовать в процессе коммуникации порядок, тогда при поступлении противоречивой информации человек воспринимает ту, что появилась или была услышана им первой. Составляющим элементом общения являются взаимодействия, стремление сравнить, удивить.

Классификация общения

Коммуницирование — стремление создать и развить контакты между двумя людьми или группой. В процессе применяются несколько структурно-функциональных процессов, которые направлены на реализацию практических навыков, умений и знаний. Классификация позволяет разделить его на группы, определить тип и средство достижения поставленной цели коммуникации.

По целям и содержанию

— информационный элемент, который передается людям во время контактов с целью обмена опытом и знаниями. Виды содержания:

  1. Материальное — позволяет удовлетворить активные потребности.
  2. Когнитивное — обмен накопленными знаниями.
  3. Кондиционное — психическое или физиологическое состояние является основой для коммуникации.

может быть мотивационным. Люди обмениваются целями, идеями и задачами.

По цели оно разделяется на:

  • биологическое (необходимо для сохранения вида);
  • социальное (укрепление достигнутых связей, поиск новых контактов для взаимодействия);
  • деловое;
  • личностное;
  • инструментальное — стимулирует, ставит задачи и заставляет искать пути их решения.
  • целевое — служит средством удовлетворения специфической потребности (передача знаний, умений и навыков).

По степени опосредованности

По этому показателю различают непосредственное взаимодействие (лицом к лицу) и опосредованное. Каждая вовлеченная в процесс сторона получает информацию по телефону, в сообщении или письме.

По временному контексту

По этому показателю межгрупповой контакт может быть длительным или коротким. Обмениваться сведениями и повышать свой социальный статус люди могут ежедневно или по определенному графику.

По форме отношений

Классификация по этому параметру следующая:

  • дружественное;
  • деловое;
  • личностное;
  • массовое;
  • прямое;
  • косвенное.

Человек стремится адресовать информацию определенному кругу лиц, среди которых могут быть друзья или деловые партнеры. От этого зависит форма подачи, манера поведения, эмоциональность.

Типы психологических взаимоотношений

Для организации правильного и полного взаимодействия необходимо принимать во внимание типы межличностных контактов.

  Каждый из них имеет отличия, по которым можно определить, как передать сообщение.

Для выстраивания беседы и контактов, закрепления достигнутых результатов и создания необходимого впечатления требуется искусство расположения к себе. Существуют 3 основных типа:

  • императивый;
  • манипулятивный;
  • диалогический.

Каждый тип определяет восприятие, которое будет постепенно выстраиваться во время общения.

Императивый

Императивное общение представляет собой сложный для восприятия и принятия тип коммуникации. По своей сути это авторитарная форма воздействия на партнера, задействованного в беседе. Цель — проявить ораторское искусство и с его помощью подчинить  собеседника своей воле, заставить согласиться с мыслями и убеждениями.

https://www.youtube.com/watch?v=mCzbwDZkDnM

Императивный тип позволяет достичь контроля над поведением, мыслями. Ему свойственно принужде­ние к определенным действиям и решениям.

Парт­нер по общению рассматривается человеком в качестве объекта или механизма, которым можно управлять, подстраивать под себя. Особенность типа заключается в том, что принуждение не скрывается.

В качестве доказательства своих действий выступают такие приемы, как угрозы, требования, запугивания.

ЧИТАТЬ  Как найти друзей: действенные рекомендации и практические советы

Манипулятивный

Манипуляция — тип, к которому прибегают в общении достаточно часто. Он имеет сходные черты с принуждением. составляющая коммуникации — оказание воздействия на партнера по общению. Отличие от императива — скрытые от другого человека намерения, утаивание истинного смысла действий. Основа — контроль над мыслями и поступками собеседника.

Второй участник не воспринимается как полноценный участник беседы. Это механизм, который можно подстроить под собственные желания, направлять и руководить им.

Позитивные действия и добрые поступки воспринимаются в этом случае как сигнал к возможностям манипулятора достичь поставленной им цели. В 90% случаев общество не воспринимает и не поддерживает выбранную модель поведения, так как она ведет к разрыву отношений и потере доверительных связей.

Диалогический

Тип, который можно сформулировать как золотую середину между императивом и манипуляцией. В основе лежат равные права всех участников беседы, общения и взаимодействия.  Диалог выстраивается при соблюдении следующих правил:

  1. Выбран правильный психологический настрой.
  2. Присутствует доверие к партнеру по коммуникации (отсутствуют сравнения, оценка действий и внешности).
  3. Доверие к намерениям.
  4. Партнер воспринимается как равный.

Общение протекает в русле общих проблем, интересов и привязанностей — реализуется принцип проблематизации. Коммуникация не должна мешать целям и задачам, которые каждый из участников поставил перед собой. Не следует привлекать в качестве доказательств чужие мысли или указывать на авторитетных личностей, так как главными в общении являются собственные мысли и чувства.

Помехи в общении

Снижению качества коммуникации способствуют помехи в общении. В психологии выделяют следующие причины:

  • источник информации;
  • получатель (второй участник общения или остальные члены группы);
  • окружение.

Человек, выступающий в качестве источника информации, плохо передает суть сказанного, делает это грубо, невнятно. Получатель — участник коммуникации, который не хочет участвовать в разговоре или чувствует себя дискомфортно. Окружение может помешать общению, создавая шумовые помехи. Также участники могут выстраивать проблемы следующих типов:

  • физиологические (проблемы со слухом, речью, зрением или подвижностью);
  • языковые (возникают у иностранцев);
  • поведенческие (несоответствие действий и жестов с речью и информацией, неумение или нежелание слушать собеседника).

Помехи в общении могут иметь психологическую природу: предвзятость и узость мышления, неоправданные ожидания и надежды, выставленные конфликтные параметры. Стереотипы также относятся к помехам в процессе коммуникации.

Необходимо стремиться к устранению возникающих проблем и помех, чтобы расширять круг общения, постоянно получать информацию, развиваться и совершенствоваться.
Общение — важная часть жизни человека. Без него невозможными будут развитие и социализация.

Соблюдение правил поведения и выстраивание доверительных отношений помогут в процессе коммуникации.

📽️ Видео

Как стать редактором "Википедии"Скачать

Как стать редактором "Википедии"

Большое интервью вора в законе Саши СевераСкачать

Большое интервью вора в законе Саши Севера

Как правильно пользоваться Википедией ❘ Поиск и проверка информацииСкачать

Как правильно пользоваться Википедией ❘ Поиск и проверка информации

Обратная СвязьСкачать

Обратная Связь

[ОтУС] Поиск и работа с источниками в ВикипедииСкачать

[ОтУС] Поиск и работа с источниками в Википедии

Побудь в Тишине Ума. Общение с пробужденным, ответы на вопросы, практика очищения и исцеленияСкачать

Побудь в Тишине Ума. Общение с пробужденным, ответы на вопросы, практика очищения и исцеления

ЧТО ТАКОЕ ВИКИПЕДИЯ?Скачать

ЧТО ТАКОЕ ВИКИПЕДИЯ?

Посмотри, если тебе ТРУДНО ОБЩАТЬСЯ с людьми: С ЧЕГО НАЧАТЬ?Скачать

Посмотри, если тебе ТРУДНО ОБЩАТЬСЯ с людьми: С ЧЕГО НАЧАТЬ?

✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅Скачать

✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅

Татьяна Полякова: правила этикета, дресс-код, сервировка и светские табуСкачать

Татьяна Полякова: правила этикета, дресс-код, сервировка и светские табу

Вор Саша Север о бандитахСкачать

Вор Саша Север о бандитах

Википедия. Как она устроена и работаетСкачать

Википедия. Как она устроена и работает

Википедия - "свободная" энциклопедияСкачать

Википедия - "свободная" энциклопедия

[ОтУС] Википедия. Работа с источникамиСкачать

[ОтУС] Википедия. Работа с источниками

Мизулина угрожает закрыть YouTube и ВикипедиюСкачать

Мизулина угрожает закрыть YouTube и Википедию

Пишу про себя статью на ВикипедииСкачать

Пишу про себя статью на Википедии

Интервью Александра Северова Ивану Банникову. Часть 5 из 5 (ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ)Скачать

Интервью Александра Северова Ивану Банникову. Часть 5 из 5 (ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ)

Сплетни или разговоры за спиной!Скачать

Сплетни или разговоры за спиной!
Поделиться или сохранить к себе: