Общение со сверстниками

Общение со сверстниками Полезно
Развитие общения со сверстниками — Педагогика раннего детства

Общение со сверстниками

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детейсо сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяетособенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям.

Общениесо сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, являетсяисточником ярких положительных эмоций, создает условия для проявлениятворческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детскийколлектив, служит основой развития качественно новых форм общения междудетьми..

Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается отобщения более старших детей и от общения ребенка со взрослыми.

Контакты детейраннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга,которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом,смехом, веселыми гримасами и др.

Такое взаимодействие детей получило названиеэмоционально-практического общения. Оно позволяет ребенку ощутить сходство сравным ему сверстником, создает оптимальные условия для самовыражения,осознания и познания самого себя.

На первых порах (на втором году жизни) ребенок воспринимаетсверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают другдруга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенокначинает открывать в сверстнике его субъектные качества, что выражается впоявлении совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у малышей ещеотсутствует совместная игра с предметами.

Даже играя с одной игрушкой, дети невступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Игра с предметом длямалыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками.

Игрушка заслоняетчеловеческие качества другого ребенка. Открыть их малышу помогает взрослый.

Именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике партнера не только поэмоционально-практическому взаимодействию, но и по совместной предметнойдеятельности.

Для поддержания интереса детей друг к другу можно использоватьразличные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминание в них имякаждого малыша.

Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, длявозникновения чувства общности со сверстниками, важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у нихтоже ест глазки, ручки, что они также умеют говорить, бегать, играть.

Наиболее эффективным средством развития общения детей сосверстниками является организация субъектного взаимодействия между ними.

Сначала взрослый организует взаимодействие малышей при отсутствии каких-либопредметов, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга, побуждаявступать в эмоциональные контакты.

После того как у детей появится потребностьв эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно включать их вновый вид взаимодействия – совместную предметную деятельность.

Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми,длительными, разнообразными по содержанию. Возрастает инициативность детей ичувствительность к воздействиям друг друга.

К концу раннего возраста дети ужеспособны к совместным играм с предметами и сюжетными игрушками.

Эти игрыявляются важной предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, накотором ведущей деятельностью становится совместная сюжетно-ролевая игра.

Содержание
  1. Направления педагогической работы по развитию общения детей со сверстниками
  2. Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми
  3. Список литературы
  4. Каким может и каким должно быть общение ребенка со сверстниками?
  5. Особенности общения дошкольников со сверстниками
  6. О формах общения детей со сверстниками
  7. Правила общения со сверстниками, особенности, как научить ребенка
  8. Особенности общения со сверстниками
  9. Основные правила общения ровесников
  10. Возрастные особенности общения детей — видео
  11. Чем характерно общение дошкольников со сверстниками
  12. Как развивается общение со сверстниками у дошкольников
  13. Отличительные особенности общения детей со сверстниками
  14. Формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  15. Эмоциональное общение младших школьников
  16. Деловая форма общения у детей
  17. Общение как необходимое условие развития личности дошкольника
  18. 🎦 Видео

Направления педагогической работы по развитию общения детей со сверстниками

Для сближения детей, организации им совместной деятельности,поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразныеигры. При этом воспитатель должен учитывать возраст ребенка, его умение и желаниеобщаться со сверстниками. Можно выделить 4 этапа в развитии общения детей, всоответствии с которыми воспитатель организует те или иные виды совместных игр.

— на первом этапе происходит становление субъектного отношенияребенка к сверстнику. Ключевая роль здесь принадлежит взрослому, который долженвыделить и показать субъективность другого ребенка, его привлекательность,сходство между детьми, их общие возможности.

— на втором этапе развивается эмоционально-практическоевзаимодействие, наиболее типичное для детей раннего возраста. Такоевзаимодействие, помогает малышу пережить чувство общности и сходства с равнымему сверстником.

-Третий этап подготавливает ребенка к принятию роли и ролевомуобщению со сверстниками. Дети раннего возраста еще не умеют самостоятельнобрать на себя ту или иную роль, придумывать воображаемые ситуации,предполагающие ролевое взаимодействие друг с другом.

— На четвертом этапе начинает развиваться совместная предметная ипродуктивная деятельность детей, в ходе которой они изготавливают различныеподелки.

https://www.youtube.com/watch?v=HU8Jllyr7mQ

Хорошим приемом, сближения детей, является совместный просмотрдетских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. Приэтом воспитатель должен обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая другихмалышей похвалить сверстника.

Первые контакты между детьми часто осложняются тем, что малыши неумеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстникакак неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себевзрослого. Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми,без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия,переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малышейуважительное отношение к другим детям, независимо от национальности,особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разныхнародов и рассматривание иллюстраций к ним.

Если в группе есть дети разных национальностей, нужно следить, чтобы дети не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следуетвоспитывать тактическое отношение к детям с недостатками развития, поощрятьпроявление сочувствия, стремления помочь.

Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей сосверстниками, предполагает решение следующих задач:

• создание условий для возникновения и поддержания у детей интересак сверстникам;

• стимулирование эмоциональных контактов между детьми;

• организация разных форм взаимодействия малышей.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использоватьсамые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру,групповые занятия, специально организованные игры.

Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми

Для сближения детей, организации их совместной деятельности,поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразныеигры.

Основываясь на выделенных закономерностях, игры и занятия,направленные на развитие общения между детьми, можно разделить на шесть групп.Каждая из них вносит специфический вклад в становление положительныхвзаимоотношений между детьми.

Игры в парах способствуют становлению субъектногоэмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности вобщении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей,которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками.Целью игр в парах являются привлечение внимания ребенка к сверстнику,формирование чувства общности. 

Все это чрезвычайно важно для возникновения субъектных отношениймежду детьми. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей безиспользования предметов. Они содержат ярко выраженный эмоциональный компонент,побуждают ребенка подражать действиям партнера.

В центре их находится взрослый,который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки,поочередно обмениваться ими или воспроизводить их синхронно.

Находясь между детьми,взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой иодновременно является ее участником.

Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости ирасполагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контактавзглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Эти игры могут начинаться срассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковыхпоглаживаний.

В такие игры любят играть не только те дети, у которых нет опытавзаимодействия со сверстниками, но и те малыши, у которых уже сформированапотребность в общении со сверстниками.

Совместные игры нескольких детей требуют от них большейсобранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувствообщности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическоевзаимодействие с группой сверстников.

Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детямдвижениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиямидругих детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому,согласовывать свои действия с действиями ровесника.

https://www.youtube.com/watch?v=zGs_uuJUYEo

В ходе игры взрослый предлагает малышам вместе выполнитькакое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши,покружиться и др.), побуждает их подражать действиям друг друга.

В дальнейшемигру можно усложнить, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга исамостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети.

Можно попросить малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить,обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).

Необходимо поддерживать инициативу ребенка, если он сам пытаетсязатеять игру со сверстниками, предоставлять детям больше свободы в организуемыхиграх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видетьдруг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, воспитатель должен мягкопредложить им более спокойное занятие.

Таким образом, следует соблюдать баланс между подвижными,эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно игратьсидя на ковре или за столиком.

К таким играм относятся пальчиковыеигры , в которых дети также могут подражать друг другу. Их можноорганизовывать в любое время дня, чередовать с подвижными играми.

Пальчиковыеигры помогут воспитателю занять всю группу детей, сидящих за столом в ожиданииобеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводныеигры , созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетанияпростых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронностьдвижений и физический контакт участников..

В хороводных играх создаютсяоптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия сдействиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. Посвоему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышейк образцам народного поэтического творчества.

В хороводные игры можно включатьмелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.

 Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясьдруг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягатьдействия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.

Потребность детей в общении друг сдругом складывается постепенно, на протяжения раннего возраста. Ееокончательное оформление происходит на третьей году жизни. Первоначальные формыинтереса и эмоционального отношения детей друг к другу не следует рассматриватькак общение.

Они являются линь предпосылками, на основе которых в дальнейшемстроится субъектное, собственно коммуникативное взаимодействия детей.Основанием для утверждения о сформированности деятельности общения можетслужить лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех компонентовпотребности в общении.

Вместе с тем уже самые маленькие детиэпизодически адресуют сверстнику действия, которые сложились в практике ихобщения со взрослым и которые можно характеризовать как субъектные.

Таким образом, на первоначальном этапе становления общения междудетьми их отношение к сверстнику двойственно; последней воспринимается и какобъект, и как субъект, причем преобладает объектное отношение.

Инициативныедействия и чувствительность к отношению ровесника, характеризующие субъектноевзаимодействие детей, возникает последним среди компонентов коммуникативнойпотребности, и именно они становятся основными и везущими в общениисверстников.

Рисунок 2 – подвижные игры.

Рисунок 3 – игры с помощью предметов.(кукла)

Список литературы

1)    Е.О. Смирнова. В. М. Холмогорова — «Развитие общения детей  со сверстниками»

2)    Л. Н. ГАЛИГУЗОВА- «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

3)   Павелко Р.О. Особенности общения в раннем возрасте. 

Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Каким может и каким должно быть общение ребенка со сверстниками?

Общение со сверстниками

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.

И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.

И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника.

Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.

https://www.youtube.com/watch?v=nXKmkEVoiQk

Группа детского сада — это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми — ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости.

Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности.

В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.

Какими бывают проблемные формы отношения к сверстникам?

К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.

Кратко рассмотрим факторы неправильного общения между детьми дошкольного возраста со сверстниками.

Агрессивные дети

Если ребенок агрессивен, то вряд ли с ним станут дружить сверстники. Скорее всего, дети будут избегать такого ребенка. Такие дети являются объектами повышенного внимания со стороны родителей и педагогов.

У большинства дошкольников агрессивность проявляется в той или иной степени. И это нормально, когда ребенок с некоторой долей агрессии реагирует на несправедливые действия со стороны. Однако такая форма агрессивного поведения никак не отражается на общем состоянии малыша и всегда уступает место миролюбивым формам общения.

Но есть дети, чьи агрессивные проявления являются устойчивой стороной личности, сохраняются и даже развиваются в качественные характеристики дошкольников. Это вредит нормальному общению детей.

Обратимся к другой проблеме общения детей.

Обидчивые дети

Хотя обидчивые дети не причиняют другим особого вреда, но общаться с ними тоже очень сложно. Любой неправильно брошенный взгляд в сторону таких дошкольников, случайно выроненное словечко, и вы уже теряете всякий контакт с таким ребенком.

Обиды бывают очень продолжительными. Обидчивому ребенку непросто преодолеть это чувство, и он надолго может замкнуться в себе.

Это чувство разрушительно действует на любые дружеские отношения. Обиды приводят к болезненным переживаниям детей. Они берут свое начало в дошкольном возрасте. Дети более раннего возраста еще не знакомы с этим чувством.

В период дошкольного детства, когда формируется самооценка ребенка, обида возникает внезапно и укореняется глубоко в детском сознании.

В отличие от агрессивного ребенка, обидчивый малыш не дерется, не проявляет физическую агрессию. Но поведение обидчивого дошкольника демонстративно страдальческое. И оно не располагает к дружескому общению.

Зачастую обиженный дошкольник специально привлекает к себе внимание окружающих, намеренно отказываясь от общения с любым, кто к нему приближается.

И еще одна проблемная категория детей в плане общения.

Застенчивые дети

Общение с застенчивыми детьми приносит мало удовольствия. С незнакомыми детьми и взрослыми они вообще отказываются общаться. Познакомиться с ними — проблема высшего уровня.

К сожалению, у большинства детей дошкольного возраста можно наблюдать зачатки застенчивости. И если у 60% дошкольников застенчивость улетучивается как только ребенку предлагают что-то интересненькое, то других вытянуть на разговор — большая сложность.

Разговорить застенчивого дошкольника удается далеко не каждому и не всегда. При приближении незнакомого человека, будь то взрослый или ребенок, застенчивый малыш чувствует эмоциональный дискомфорт, робеет. В его поведении можно уловить нотки тревоги, и даже страха.

У застенчивых дошкольников, как правило, заниженная самооценка, что и мешает им вступать во взаимоотношения со сверстниками. Им кажется, что они сделают что-то не так, как от них требуют. И поэтому отказываются вообще делать шаги навстречу к коллективу детей.

Остаются в стороне от общих дел и любой совместной деятельности, наблюдая за играми других детей со стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=EnaYl2xUGWk

Хочется отметить еще один тип детей, имеющих проблемы в общении.

Демонстративные дети

Такие дети, как правило, сравнивают себя с другими детьми и демонстрируют свои успехи всем окружающим. Они высокомерны и горды, даже будучи в детском возрасте.

Демонстративность переходит постепенно в устойчивое качество личности ребенка и приносит ему самому немало негативных переживаний. С одной стороны, ребенок расстраивается, если его воспринимают иначе, чем он себя выставляет. С другой стороны, он не желает быть таким как все.

Временами демонстративный ребенок способен совершить положительный поступок. Но это совсем не ради другого, а только лишь для того, чтобы в очередной раз показать себя, продемонстрировать свою доброту.

Общение с демонстративным ребенком очень осложняется в дошкольном возрасте. Демонстративные дети любят привлекать к себе излишнее внимание, часто приносят в детский сад красивые игрушки, чтобы похвастаться перед другими детьми.

Что интересно, демонстративные дети бывают активны в процессе общения. Но это общение с их стороны лишено интереса к другому.

Говорят они исключительно о себе любимом. Если же им не удается самоутвердиться в глазах сверстников, и особенно взрослых, то такие дети начинают проявлять агрессию, скандалят, ссорятся со всеми подряд.

И хотя общаться с ними другие дети особо не хотят, сами же они очень нуждаются в окружении. Потому что им нужно, чтобы их кто-то слушал, чтобы демонстрировать себя перед социумом.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демонстративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.

Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.

Дошколята отличаются повышенной эмоциональностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.

Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время общения.

Хочется отметить некоторые особенности общения детей в дошкольном возрасте. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюдаются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.

Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут преобладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, кривляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происходит в общении со взрослым.

Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивидуально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения детей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.

Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно считать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью.

В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается сказать свое веское слово последним.

 И никто из детей не желает уступать.

О формах общения детей со сверстниками

Теперь стоит поговорить немного о формах общения ребенка в кругу сверстников.

Первой формой общения детей дошкольного возраста принято называть эмоционально-практическую.
Ребенок, чаще в младшем дошкольном возрасте, ожидает соучастия в затеях и шалостях. Такая форма общения ситуативна и зависит от конкретной ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=FkMV6yPpdjo

Проблемы в такой форме общения могут возникать в моменты взаимодействия партнеров коммуникации. Либо дети переключаются во внимании от собеседника на какой-то предмет, либо дерутся из-за этого предмета.

Это связано с тем, что развитие предметных действий еще не происходит на достаточном уровне, а потребность в использовании предметов при общении уже формируется.

Проблемные ситуации дети в таких случаях разрешают неохотно.

Другой формой общения между сверстниками назовем ситуативно-деловую.

Где-то к четырем года начинается ее формирование и продолжается до 6-летнего возраста. Особенности данного этапа в том, что теперь у детей начинают развиваться навыки ролевой, даже сюжетно-ролевой игры. Общение становится уже коллективным.

Берет начало развитие навыков сотрудничества. Это не то же самое, что соучастие. Если в эмоционально-практической форме общения дети действовали и играли индивидуально, хотя и находились в одном коллективе. Но каждый представлял себя другим. Здесь же дети в игре тесно связаны единым сюжетом и взятыми на себя ролями.

Выпадет одна роль, и возникает проблема — сюжет игры нарушен.

Поэтому можно констатировать, что ситуативно-деловая форма возникает на почве общего дела для достижения некоего общего результата взаимодействия со сверстниками.

У популярных детей формирование навыков общения в такое форме сотрудничества опережает развитие коммуникативных умений детей, менее заметных в детском коллективе.

Тут даже стоит отметить, что агрессивные дети и демонстративные, о которых мы говорили ранее, больше преуспевают в формировании навыков общения, нежели дети обидчивые и завистливые, которые чаще остаются в стороне из-за личностных особенностей.

В 6-7-летнем возрасте у детей дошкольного возраста навыки общения приобретают уже более-менее сформированный характер. Дети становятся более доброжелательными к сверстникам. Начинается формирование навыков взаимопомощи. Даже демонстративные дети уже начинают не только говорить о себе, но проявляют внимание к высказываниям других детей.

В это время начинается формирование внеситуативной формы общения, которое идет в двух направлениях:

  • рост и формирование внеситуативных контактов (дети рассказывают о том, что делали и видели, планируют дальнейшие действия и делятся своими планами с другими, учатся оценивать слова и поступки других);
  • формирование образа сверстника (появляются избирательные привязанности к сверстниками независимо от ситуации общения, и эти привязанности весьма устойчивы к концу дошкольного периода детства).

Таковы в общих чертах особенности форм и проблемы общения дошколят. Теперь перейдем к рассмотрению эффективных способов развития навыков общения между ребенком в кругу сверстников.

Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.

При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.

Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон.

Это будет располагать дошкольника к разговору.

Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.

https://www.youtube.com/watch?v=FLe0AdHWj80

Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как собственно речевые, так и навыки речевого этикета.

Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном возрасте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.

Видео:Обществознание 6 класс (Урок№15 - Отношения со сверстниками.)Скачать

Обществознание 6 класс (Урок№15 - Отношения со сверстниками.)

Правила общения со сверстниками, особенности, как научить ребенка

Общение со сверстниками

По мере взросления человек органично вливается в любой коллектив и находит друзей по возрасту. Но иногда возникают проблемы в отношениях, чтобы ребенок не превратился в замкнутого и скрытного подростка, необходимо усвоить простые правила общения со сверстниками. 

Особенности общения со сверстниками

В каждой возрастной группе свои законы и приемы общения, но взрослым следует помнить, что ребенок транслирует отношения в семье на всех окружающих.

Мотивированное, самостоятельное поведение в семье поможет ребенку адаптироваться в другом месте.

Если дома не спрашивают его мнение, то он привыкнет всегда находиться в последних рядах, потом бесполезно возмущаться, где же личная инициатива и лидерские качества.

Многие поступки детей обусловлены простыми инстинктами, в том числе, физическими. Например, более старший или сильный человек, значит, более умный и справедливый, поэтому дети, не думая повторяют поступки своего лидера в группе – он же не может ошибаться.

Если позволяет состояние ребенка, обязательно нужно его учить физическому контакту с другими:

  • как забирать свою вещь обратно;
  • правильно действовать, когда угрожают;
  • как правильно догонять, чтобы не запнуться и не уронить другого и так далее.

Психологи отмечают, что физически активные дети начинают раньше читать и считать, у них более крепкая нервная система.

Конфликтные ситуации – отдельная категория поступков и эмоций. Нужно приучить ребенка к мысли, что драки и ссоры являются частью общения. Невозможно прожить без проблем и конфликтов, они показывают сложные противоречия между людьми. Чтобы научить ребенка, как общаться со сверстниками в таких случаях, не нужно вмешиваться до критического предела.

Взрослый человек может быстро прекратить ссоры между детьми и добиться послушания, но это видимая часть айсберга.

Если ребенок справляется сам, может ответить, сделать замечание, добиться справедливого решения, не нужно вмешиваться и выступать арбитром.

Ведь с каждым годом задача будет усложняться и рано или поздно ему пригодятся усвоенные правила общения со сверстниками, чтобы самому преодолевать бурное течение жизни.

Самообразование и помощь квалифицированного психолога – обязательные условия для развития каждой личности в семье.

Необходимо выявить психотип ребенка, темперамент и основные черты характера, чтобы ставить перед ним адекватные цели и задачи в процессе воспитания.

Основные правила общения ровесников

Буквально с детского сада нужно приучать ребенка к «взрослым» правилам общения со сверстниками. Если вспомнить собственное детство, то дети – самые неподкупные судьи. Они требуют выполнения обещаний и точных определений к любому явлению. Ведь у них формируется устойчивая система ценностей, поэтому им важно все разделить и ранжировать хотя бы условно на «хорошее» и «плохое».

Только собственным примером можно показать, как общаться со сверстниками:

  • вместе обсуждать происходящие проблемы;
  • оценивать ситуацию;
  • планировать будущие события;
  • исправлять допущенные ошибки.

В обязанности родителей входит:

  1. Почаще проводить семейные «ревизии». Узнавать мнение ребенка, просить его аргументировать и доказывать свою позицию. Так он научится формулировать свои мысли и высказывать вслух.
  2. Организовать участие в общих мероприятиях, хотя кажется, что школьные конкурсы и дискотеки – бесполезное занятие. На самом деле – это ключ к межличному общению, где ребенок проявляется с неожиданной стороны.
  3. Соблюдать баланс между личными и общими интересами. Занимается программированием или рукоделием? – может рассказать самые интересные моменты. Но при этом старается узнавать, чем занимаются другие.
  4. Разделять «свое» и «чужое» – можно поделиться угощением, игрушками, канцтоварами. Но, если друзья просят более сложные и ценные вещи, нужно помнить об ответственности за них. Лучше всего прямо сказать: «Я не смогу отдать эту вещь, она мне нужна самому для занятий».
  5. Формировать базовые навыки общения со сверстниками. Внимательно слушать, адекватно реагировать, в том числе, на критические замечания, контролировать мысли и эмоции, не обсуждать отсутствующих в негативном смысле.
  6. Не создавать «запретные» темы. Лучше своевременно обсуждать все, что интересует ребенка: преступления, интимные отношения, поведение взрослых. Иначе у него могут сформироваться ложные представления, он будет глупо выглядеть в кругу сверстников. Даже самые сложные понятия можно объяснить простыми словами или показать в интернете.

Даже самые обидные, отрицательные эмоции можно выражать, не используя измывательства и оскорбления. Можно смоделировать дома конфликтную ситуацию, чтобы закрепить способности к самозащите и конструктивному общению.

Возрастные особенности общения детей — видео

Видео:6 Общение со сверстникамиСкачать

6  Общение со сверстниками

Чем характерно общение дошкольников со сверстниками

Общение со сверстниками

Часто наблюдается такая ситуация, что ребенок проявляет активность и общительность в семье, но становится тихим и нерешительным, когда оказывается среди других детей.

На это влияют как личностные характеристики ребенка, так и особенности общения дошкольников со сверстниками. Общаться со взрослыми малышу привычно и комфортно. Взрослые проявляют заботу и во всем оказывают помощь.

В обществе детей все на равных, и отношения выстраиваются по своим правилам.  

Как развивается общение со сверстниками у дошкольников

Общение детей на протяжении всего лишь нескольких лет – от 3 до 7 – проходит бурную эволюцию. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте начинается с того, что малыш просто желает играть рядом с такими же детками, как он сам.

https://www.youtube.com/watch?v=M9QX2rb4ENY

А к тому времени, когда дошкольнику предстоит идти в первый класс, происходит становление потребности в общении со сверстниками. У детей формируется заинтересованность в сотрудничестве. Им интересно вместе играть и выполнять различные дела. В старшем дошкольном возрасте ребята начинают замечают личностные качества сверстников и оценивают их как желанные, или такие, которые им не нравятся.

Получается, что от случайных минут взаимодействия, которыми ограничивается общение 3-4 малышей, коммуникативный процесс за два-три года стремительно обогащается.

И вот уже 6-летние дети не мыслят своей жизни без общения со сверстниками.

У них формируется устойчивая потребность быть в кругу таких же детей: играть вместе, дружить, ссориться, заниматься познавательной деятельностью, делиться впечатлениями…

Отличительные особенности общения детей со сверстниками

Дети общаются между собой вовсе не так, как со взрослыми. Взрослые задают четкие рамки поведения ребенка и контролируют, чтобы его действия и слова соответствовали установленным стандартам.

Находясь в обществе сверстников, ребенок, к его радости и огорчению одновременно, лишен регламента, регулирующего общение.

То есть, некоторые стандарты вежливости и нравственности уже сформировались и у детей, но они еще минимальны.

Общение дошкольников имеет следующие особенности:

  1. Это эмоционально насыщенные контакты, сопровождающиеся импульсивной сменой эмоций, криками, смехом, плачем, обзыванием друг друга, восхищением от новых игрушек. Обычная картина: только что дети строили башню из кубиков сообща, а минуту спустя один из «строителей» хулиганит и разваливает конструкцию.
  2. Дошкольник в обществе детей более расковано высказывается, часто сопровождая слова кривлянием, необычными возгласами. Дети любят изобретать некие странные словечки, особенно в период активного словотворчества, и вместе обхохатываться над какой-нибудь «буквоежкой».
  3. Дети игнорируют принципы диалога. Им, главное, высказаться самим, чем выслушать приятеля. Отсюда так много непонимания между детьми. Каждый сказал, что думал, а что говорил сверстник, пролетело мимо ушей.
  4. Многофункциональность детского общения. Общение со взрослым служит для ребенка источником информации и камертоном, отделяющим положительное от негативного и оценивающим правильность действий. От детей также можно услышать оценку своих действий, но и в ответ можно поуправлять. Даже младший дошкольник запросто поучает сверстников, заявляя, что они делают не правильно, а нужно «так, как я».

Очевидно, что среди сверстников у ребенка больше свободы. Но некоторых дошкольников этот факт больше пугает, чем радует.

Когда во взаимодействие детей вовлечен взрослый, то активно работают правила «нельзя обзываться», «нельзя отбирать игрушки» и пр. Без взрослого контроля эти заповеди далеко не всегда соблюдаются, порождая конфликты и обиды.

Но, несмотря на эти нюансы, после 4-х лет подавляющее большинство детей предпочитает общение с ровесниками.

Специфической особенностью общения дошкольников со сверстниками является то, что дети практически не видят личность партнеров по взаимодействию. Они пристально наблюдают за их действиями, пытаются превзойти, указывают на ошибки. Но совершенно не осознают, что перед нами такой же ребенок со своими пожеланиями, интересами, предпочтениями.

Дошкольник ждет внимания и понимающего отношения по отношению к себе. Но он не готов проявлять ответное внимание и замечать достоинства своих сверстников.

Формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте

Предсказуемо, что 3-летние малыши не могут общаться так, как дети постарше, а 6-7 летние дошкольники уже накопили опыт для более многогранного взаимодействия. Общение дошкольников протекает, в основном, в рамках игрового контекста. Преимущественно, в условиях сюжетно-ролевой игры. А также взаимодействуют в любой активной деятельности.

В психологии выделяют три формы общения в среде дошкольников:

  • Эмоционально-практическая
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно-деловая

Нельзя сказать, что перечисленные формы последовательно сменяют друг друга. Более подходящим является вывод, что каждая последующая форма общения наслаивается на уже опробованный в повседневных контактах формат взаимодействия. Например, пятилетние дети при встрече первым делом похвастаются игрушками или обновками, а затем начнут по-деловому договариваться об игре.

https://www.youtube.com/watch?v=6TAd2bA6NaY

Кратко рассмотрим, как общаются дошкольники между собой на каждой возрастной ступени. Больше информации в статье Формы общения.

Эмоциональное общение младших школьников

Эмоционально-практическое взаимодействие малышей выражается в том, что они на непродолжительное время становятся соучастниками по шалостям, простеньким играм и действиям. Полепить куличики рядом, побегать вокруг горки, заливаясь смехом, — вот и весь процесс совместных действий. Результат не важен. Малыши стремятся привлечь внимание к себе, занимаясь ровно тем же, чем и сверстники.

Но в эмоционально-практической форме общения есть место тому, чтобы ребенок проявил инициативу. Младшие дошкольники нуждаются в очень частой смене деятельности. И за те полчаса, которые они проводят на детской площадке, они несколько раз меняют свое занятие.

Редко ребенок сам по себе переходит из песочницы к качелям или горкам. Как правило, активные дети приглашают своих партнеров по игре последовать за ними. Приглашают взглядом, увлеченными возгласами «Смотри, как я умею!».

Деловая форма общения у детей

В дошкольном возрасте заявляют о себе задатки делового сотрудничества. Пусть «делом» выступает только игра, детям приходится многое обсуждать и договариваться. Они вместе решают, в какую игру будут играть, устанавливают правила, придумывают наказания нарушителям этих правил и пр.

Деловые мотивы поначалу связаны с конкретными ситуациями. К примеру, пятилетний мальчик, заметив у сверстника робота-трансформера, подобного своему, тут же показывает, как его можно преобразовать. Девчонки, разложив своих кукол, выдают «рекомендации» по кукольному гардеробу.

Усложнение игр, исследовательская потребность детей, зарождение первых привязанностей приводят к формированию внеситуативно-деловой формы общения. Тенденции к такому общению появляются не ранее 6 лет. Старшим дошкольникам важнее, с кем играть. А уж какую игру выберут, или каким делом займутся – этот вопрос решится в процессе совместных обсуждений.

Развитию внеситуативного общения дошкольников способствует становление связной речи. Дети уже способны все понятно объяснить, аргументировать свою точку зрения, обсудить правила, по которым они намерены играть.

К тому же, после 5 лет дошкольники любят рассказывать другим о себе — где они были, что увидели, что узнали. Подобные разговоры также становятся предметом общения. Заинтересованные дети задают вопросы, сомневаются в достоверности некоторой информации, что требует от рассказчика дополнительных доводов и является первым вызовом к формированию навыка убеждения.

Общение как необходимое условие развития личности дошкольника

Общество сверстников для дошкольника – это зеркало, в котором он видит свое отражение.

В разные годы ребенку посильно видеть только некоторые качества своих партнеров: «она добрая», «он жадина», «тот мальчик дерется», «эта девочка опять грустная»… Тем не менее, благодаря подобным отражениям дошкольник больше понимает самого себя. Он определяет, какими достоинствами и качествами обладает сам, сравнивая себя со сверстниками.

Среди ровесников дети повторяют нравственные суждения, которые сами неоднократно слышали от взрослых. Ничто так не помогает осознанию, как проговаривание вслух. Поучая сверстников, дети постигают истинный смысл нравственности: что можно, чего нельзя, как можно поддержать товарища, а что принесет обиду.

Конечно, в детском общении много категоричности и мало предупредительности. Однако к концу дошкольного возраста детям открывается ценность личностных качеств, что является главным достижением общения старших дошкольников со сверстниками.

🎦 Видео

Консультация психолога: подросток не общается со сверстникамиСкачать

Консультация психолога: подросток не общается со сверстниками

Дневник подростка. История № 2: у меня проблемы в общении со сверстниками и родителямиСкачать

Дневник подростка. История № 2:  у меня проблемы в общении со сверстниками и родителями

Как помочь ребенку начать общение со сверстниками.Скачать

Как помочь ребенку начать общение со сверстниками.

Как научить ребенка общаться со сверстниками?Скачать

Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Проблемы общения со сверстниками в подростковом возрастеСкачать

Проблемы общения со сверстниками в подростковом возрасте

Общение детей со сверстниками: возрастные и индивидуальные особенностиСкачать

Общение детей со сверстниками: возрастные и индивидуальные особенности

Общение со сверстниками.Скачать

Общение со сверстниками.

Как научить ребенка общатьсяСкачать

Как научить ребенка общаться

Отношения со сверстникамиСкачать

Отношения со сверстниками

Общение со сверстникамиСкачать

Общение со сверстниками

как научить ребенка общаться со сверстникамиСкачать

как научить ребенка общаться со сверстниками

МОЁ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ И ПРОБЛЕМЫ В КОЛЛЕКТИВЕСкачать

МОЁ ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ И ПРОБЛЕМЫ В КОЛЛЕКТИВЕ

Как придать ребёнку уверенность в себе? Страх общения со сверстниками | Максим ИльяховСкачать

Как придать ребёнку уверенность в себе? Страх общения со сверстниками | Максим Ильяхов

Хороший Совет: "Общение со сверстниками"Скачать

Хороший Совет: "Общение со сверстниками"

Общение ребенка со сверстникамиСкачать

Общение ребенка со сверстниками

Культура общения со сверстникамиСкачать

Культура общения со сверстниками

Как научить ребенка дружить? 🧡 BabyTime №9Скачать

Как научить ребенка дружить? 🧡 BabyTime №9
Поделиться или сохранить к себе: