Общение младших школьников

Общение младших школьников Полезное
Особенности общения детей младшего школьного возраста

Общение младших школьников

Общение – это социальная форма взаимодействия людей, посредством которой они обмениваются мыслями и чувствами, действиями и мотивами при помощи знаковых, в частности, языковых средств, при этом цель общения – это взаимопонимание, а также согласование совместной деятельности.

Чтобы правильно выстраивать общение с детьми 7-10 лет, то есть младшими школьниками, нужно, прежде всего, знать их психолого-возрастные особенности развития.

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что ребенок становится учеником, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться.

Теперь его положение в обществе – это положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю.

Не случайно первоклассники, особенно впервые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

Видео:6 Общение со сверстникамиСкачать

6  Общение со сверстниками

Ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия с взрослым человеком.

Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений.

В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны.  Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла  (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты.

Лишь постепенно, под влиянием воспитания у детей  начинает складываться коллективистическая направленность.

Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах (звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры.

К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.

Но в конце этого возрастного периода  адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе) благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, чток концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка  как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей.

Нередко, практикуемое взрослыми осуждение ребенка  за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Видео:Общение младших школьников. монахиня Нина (Крыгина).Скачать

Общение младших школьников. монахиня Нина (Крыгина).

https://www.youtube.com/watch?v=79Ky-mMDlpw

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.


Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка  во внимании, уважении, сопереживанииявляется основной в этом возрасте.

И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Подведем итог.

Ведущей в младшем школьном возрасте  становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями  младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

Видео:Ералаш Правила этикета (Выпуск №317)Скачать

Ералаш Правила этикета (Выпуск №317)

Статью подготовила: педагог-психолог Ларионова М.Н.

В статье использованы материалы сайтов:

  • http://veselajashkola.ru;
  • http://festival.1september.ru.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас посетить индивидуальную психолого-педагогическую консультацию по вопросам воспитания и поведения детей.

Тел для справок и записи: 46-85-00

Психологические особенности общения младших школьников

Общение младших школьников

Уже с рождения ребенок нуждается в общении с окружающими людьми. Мотивы общения развиваются параллельно с развитием личности ребенка, системы его интересов и потребностей.

Общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника, поэтому проблема общения младших школьников в настоящее время актуальна. С появлением и расширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть появляется негативная тенденция – отношение детей к непосредственному общению ухудшается.

Психологические особенности общения

Одним из важнейших факторов психического развития ребенка является общение. Оно понимается как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, которое направлено на согласование их усилий с целью достигнуть определенный результат.

Видео:Трогательный ролик о доброте и дружбеСкачать

Трогательный ролик о доброте и дружбе

Замечание 1

Как всякая деятельность общение предметно. Предметом деятельности общения служат качества и свойства коммуникатора, проявляющиеся при взаимодействии. В общении выделяется ряд аспектов: цель, содержание и средства.

Цель общения – для чего субъект вступает в акт общения? Цель человека может содержаться в познавательных, культурных, социальных потребностях.

общения – информация, передающаяся от одного субъекта к другому.

Средства общения – кодирование (способ передачи) информации, передающейся в процессе общения.

Психологи выделяют 3 типа межличностного общения:

  1. Императивное – авторитарная форма воздействия на партнера по общению. Цель этого типа общения – подчинение одного партнера к другому, достижение контроля над его мыслями, поведением и принуждение к определенным действиям и решениям. Особенность общения в том, что принуждение к чему-либо не скрывается. Средством влияния выступают указания, приказы, требования.
  2. Манипулятивное похоже на императивное. Цель общения – оказание воздействия на партнера, однако достижение намерений осуществляется скрытно.
  3. Диалогическое является альтернативой двум предыдущим типам общения. Общение основано на равноправии партнеров.

Средствами общения являются:

  • Язык;
  • Интонация;
  • Мимика, поза;
  • Жесты;
  • Расстояние собеседников.

Замечание 2

Именно в процессе общения проявляются и формируются межличностные отношения. Функции общения многообразны – оно является важным условием становления личности человека, осуществления личностных целей и удовлетворения потребности в информации, в межличностном контакте.

Общение младших школьников

Ребенок, пришедший в школу, занимает новое место в системе отношений людей. У него появляются обязанности, связанные с учебной деятельностью. Индивидуальные особенности ребенка дошкольника не мешали его естественному развитию, поскольку принимались близкими людьми; в школе же происходит стандартизация условий жизни ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=4MOhqKnCPlQ

Видео:Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»Скачать

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»

При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится трудным в отношении воспитания. Такой характер становится переходной ступенью в развитии.

Школьная система обучения предполагает, как особые отношения ребенка с учителем, так и отношения с другими детьми. Школьники должны учиться деловому общению друг с другом, умению взаимодействовать, выполнять совместные учебные действия. С самом начале школьного обучения складывается новая форма общения со сверстниками.

Дружеские отношения формируются в младшем школьном возрасте между детьми одного пола, так как ослабляет связь с родителями, ребенок ощущает потребность в товарищеской поддержке, а также эмоциональной безопасности.

Группа сверстников является для ребенка своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, определяя, на какие из них ориентироваться, а какие отбросить. Для 6-7-летних детей характерно кооперативно-соревновательное общение. Они следуют общей цели, друг в друге видят соперников.

Сотрудничество сверстников встречается редко, когда дети могут принять общую для них задачу и проявить сопереживание. Умеющие сотрудничать друг с другом дети пытаются найти общий способ решения задач, составить план действий.

Ребенок в младшем школьном возрасте представляет собой личность. Как личность он отдает отчет в том, какое место занимает среди людей. Он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих взаимоотношений.

К моменту поступления в школу ребенок много достигает в межличностных отношения, а также может ориентироваться в семейно-родственных отношениях.

Развивается умение построения отношений со взрослыми и сверстниками и с этого момента складывается система поступков и мотивов, появляется самоотчет, самооценка.

Устноречевое общение школьников охватывает такие темы как учеба, природа, фильмы, родственные отношения, игра и т.д. Младшие школьники могут осмыслить и обсудить политические, социальные, нравственно-этические, бытовые вопросы.

Вместе с обсуждением общих тем среди сверстников для каждого пола выделяются специфические темы, обусловленные нормами и воспитанием. Ожидания родителей и педагогов от детей различны: как правило, от мальчиков ожидают достижения уважения, власти, продолжения рода, а от девочек – чуткости, заботы, помощи по дому.

В тематическом плане общение мальчиков разнообразно, свободно от школьных дел, привязано к предметной деятельности. Они чаще всего обсуждают спорт, игры, технику. Наряду с этими вопросами в разговорах детей присутствуют диалоги о военной службе, героях и т.д.

Стоит отметить, что в общении мальчиков немалое место занимают анекдоты, секреты, страшные истории, шутки, дразнилки – это считается развлечением, способом выйти за рамки обыденного. В кругу общения мальчиков – 3-4 сверстника. Предпочитаемое место общения – улица, двор.

Как правило, мальчики избегают общения с девочками, не принимают в свои игры и переносят форму общения на них – дерутся, толкаются и т.д. В общении мальчики независимы, самостоятельны, встречаются ссоры, драки.

Девочки чаще всего ведут разговоры о школе, игрушках, животных, делятся секретами, тайнами, рассказами о родственниках. Рассказы девочек содержат информацию о красоте, одежде, привлекательности. Не малый интерес вызывают темы, связанные с человеком, его возможностями.

Для девочек характерно общение в группах из 2-3 человек, важно хранение тайны и секрета, который никто не должен знать. По сравнению с мальчиками девочки терпимо относятся к мальчикам, играют в их игры, но ожидают от них обиды, драки.

Место общения – школа, дом, улица, в гостях.

Общение между мальчиками и девочками происходит в играх и видах деятельности, организованных педагогом. В процессе совместной деятельности вполне характерно разделение детей на однополые объединения, которые сопутствуют становлению психологического пола.

Итак, общение младших школьников со взрослыми и сверстниками в рамках учебной и внеучебной деятельности способствует развитию характера взаимодействия с окружающими. Младший школьник становится субъектом межличностных отношений.

🔥 Видео

Как воспитывать современных подростков / Людмила Петрановская // Нам надо поговоритьСкачать

Как воспитывать современных подростков / Людмила Петрановская // Нам надо поговорить

✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅Скачать

✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅

Ролик о важности образованияСкачать

Ролик о важности образования

Этикет общения: правила вежливости и уваженияСкачать

Этикет общения: правила вежливости и уважения

Психологические особенности младшего школьного возрастаСкачать

Психологические особенности младшего школьного возраста

Лекция Катерины Мурашовой "Как перестать раздражаться и начать дружить со своим ребенком?"Скачать

Лекция Катерины Мурашовой "Как перестать раздражаться и начать дружить со своим ребенком?"

Практикум "Как настроить ребенка на учебу и научить общаться?"Скачать

Практикум "Как настроить ребенка на учебу и научить общаться?"

Как правильно воспитать мальчика | Советы психологаСкачать

Как правильно воспитать мальчика | Советы психолога

Вежливость. Про Миру и Гошу. Мультфильм для детей.Скачать

Вежливость. Про Миру и Гошу. Мультфильм для детей.

Слайд-шоу: Особенности общения младших школьниковСкачать

Слайд-шоу: Особенности общения младших школьников

"О детях по-взрослому": Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому": Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила Петрановская

Видеоурок для классного часа «Один на один с Интернетом»Скачать

Видеоурок для классного часа «Один на один с Интернетом»

"О детях по-взрослому": Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому": Мой ребенок идет в школу, возраст 6-9 лет. Людмила Петрановская

Правила поведения в сети ИнтернетСкачать

Правила поведения в сети Интернет

Посмотри этот ролик / отношения с родителями / поучительное видео /Скачать

Посмотри этот ролик / отношения с родителями / поучительное видео /
Поделиться или сохранить к себе: