Общение и взаимодействие

Общение и взаимодействие Полезно
Сравнительный анализ понятий «общение» и «коммуникация», «общение» и «взаимодействие»

Общение и взаимодействие

Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение — сложный и весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д.

Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок как самого понятия «общение», так и нахождением его места в иерархии других социально-психологических феноменов, таких как #взаимодействие , #восприятие , #взаимоотношения и др.

Так, А.С. Золотнякова понимала #общение как социально и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой.

В определении общения, прослеживаемого в работах А.А. Бодалева, общение трактуется как средство «паблик рилейшнз», вытекающее из самого определения: «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в общении видят «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами. Общение же, как процесс взаимодействия гораздо шире. А.А.

Леонтьев понимает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно.

Социален процесс специфически человеческой деятельности, даже когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная деятельность»; вне общественных отношений человеческая деятельность вообще не существует…». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека». С этой позицией согласны многие авторы.

Так, например, В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Поддерживая точку зрения на общение как процесс взаимодействия, он подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности».

В свою очередь «общение как вид деятельности» и «общение как взаимодействие», рассматриваемые А.А. Леонтьевым как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение.

Корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только #межличностные отношения людей, т.е.

выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения.

Таким образом, в социально-психологической литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную точку осмысления и понимания других социально-психологических феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения принимается общение.

Содержание
  1. Межличностное взаимодействие — это… Определение, основные понятия..
  2. Что изучает социальная психология?
  3. Межличностное взаимодействие и обучение
  4. Процессы социального взаимодействия
  5. Уровни общения
  6. Формы межличностного взаимодействия
  7. Почему другие на нас влияют?
  8. Способы взаимодействия человека с социумом
  9. Особенности
  10. Коммуникативные цели
  11. Физиологическая основа социального взаимодействия
  12. Выводы
  13. Общение как взаимодействие
  14. Взаимодействие и общение
  15. Механизмы взаимодействия в общении
  16. Межличностное общение — взаимодействие, характеристики, психология, молодежная среда, культура
  17. Общение и межличностные отношения
  18. Межличностное общение, его психология
  19. Молодежная среда и межличностное общение
  20. Межличностное общение и его культура
  21. Межличностное общение
  22. Межличностные отношения и общение
  23. Психология межличностного общения
  24. Межличностное общение в молодежной среде
  25. Культура межличностного общения
  26. 🔍 Видео

Видео:Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 7. Общение и его роль в жизни человекаСкачать

Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 7. Общение и его роль в жизни человека

Межличностное взаимодействие — это… Определение, основные понятия..

Общение и взаимодействие

Межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.

Общение в группе изучает социальная психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения общего знаменателя для участников.

Что изучает социальная психология?

Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:

  • Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
  • Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
  • Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.
  • Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.

    Межличностное взаимодействие и обучение

    В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.

    https://www.youtube.com/watch?v=mCEzBrkHCtc

    Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.

    Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.

    Процессы социального взаимодействия

    Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.

    Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.

    Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.

    Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.

    Уровни общения

    Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.

    1. Конвенциональный уровень — сводиться к простому выполнению неписаных правил поведения в обществе.
    2. Примитивный. Участники не стремятся устанавливать долговременную коммуникацию, а только желают использовать возможности, которые могут друг другу предоставить.
    3. Манипулятивный. Когда один партнер в общении пытается использовать другого, менее опытного в социальных и житейских вопросах, а затем отвергнуть его общество.
    4. И при общении у субъектов коммуникации есть обоюдная заинтересованность в познании ролей другого. Это общение приятелей, которые проводят иногда время вместе и «отрабатывают» свои социальные роли, с целью их улучшить.
    5. Деловой. В этом взаимодействии люди не думают о лучшем исполнении роли или внешнем виде, они общаются с целью лучше выполнить совместную работу.
    6. Духовный уровень. Достигнув высшего уровня общения, люди могут узнать настроение друг друга по взгляду, без слов. Цель — познать глубокую сущность другого и свою, отображенную в поступках того, другого.

    Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.

    Формы межличностного взаимодействия

    Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.

    Формы общение выделяют такие:

  • Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость.
  • Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей.
  • Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам.
  • Взаимоотношения внутри рабочего коллектива.
  • Общение в группе психологической поддержки.
  • Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.

    Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.

    Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.

    Почему другие на нас влияют?

    Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.

    Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени.

    А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной.

    И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.

    Способы взаимодействия человека с социумом

    Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:

    1. Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
    2. Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
    3. Интерпретирующий.
    4. Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.

    Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.

    Особенности

    Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.

    https://www.youtube.com/watch?v=MMM-EBEK5YE

    Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?

  • Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
  • Этапность установления отношений.
  • Результативность.
  • Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.
  • Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».

    Коммуникативные цели

    Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными

  • Получение помощи.
  • Самовыражение.
  • Поиск партнера для развлечений.
  • Стремление получить эмоциональную поддержку.
  • Обучение или воспитание.
  • Приобщение к культурным принципам.
  • Стремление доминировать над более слабым партнером.
  • Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.

    Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.

    Физиологическая основа социального взаимодействия

    В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.

    Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.

    Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.

    Выводы

    Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.

    Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.

    Светлана Семак

    Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

    Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

    Общение как взаимодействие

    Общение и взаимодействие

    Общение – неотъемлемая часть человеческого бытия.

    Человек – существо общественное, поэтому в процессе жизнедеятельности люди вынуждены взаимодействовать. Взаимодействия могут происходить на разных уровнях, одним из которых является общение.

    Это — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми (или разумными в той или иной степени существами). Как правило, общение сопровождает практическое взаимодействие людей.

    Этот процесс становится более полным, если люди озадачены общими целями и представлениями об их достижении. Общие цели и взгляды создают почву для доверия и понимания.

    Взаимодействие и общение

    Общение – это особая форма взаимодействия, возможная между, как минимум, двумя разумными существами (это не обязательно люди), в результате которого происходит обмен информацией, выраженной в тех или иных формах.

    Известно множество различных систем передачи информации, одной из которых является язык, то есть, человеческая речь.

    Существуют и другие системы обмена информацией, дополняющие речевое общение (жесты, цвета, запахи, однако следует помнить, что в разных культурах их значение различно).

    Таким образом, можно сказать, что общение – это особая форма деятельности нескольких существ, приводящая к возникновению психических контактов и связей, которые обеспечивают взаимный обмен информацией. Зачастую общение происходит с различными эмоциональными проявлениями, однако, эмоции не обязательный компонент общения.

    https://www.youtube.com/watch?v=ytex7CFlN7Eu0026list=PLDwUtM91EMS4Jvw6Qrwloftw1tSot7zn9

    Общение как межличностное взаимодействие возможно только между разумными существами. Например, это могут быть люди и/или некоторые из китообразных.

    На сегодняшний день считается, что другие виды, не могущие выступать в роли субъектов, нельзя считать обладающими личностью в полной мере.

    Это вопрос спорный и недостаточно изученный, в особенности, если речь идет о высших приматах, а также о других стадных и стайных, которые разумны на своих уровнях.

    Предполагается, что вопрос о возможности развития личности у того или иного организма зависит от наличия второй сигнальной системы.

    Феномен общения неизменно вызывает интерес ученых: психологов социологов, биологов и философов. В каждой из наук общение рассматривается по-разному с различных точек зрения.

    Механизмы взаимодействия в общении

    Сама ситуация общения возможна благодаря функционированию так называемых социально-психологических механизмов. Рассмотрим некоторые из них.

    1. Психическое заражение – это особый способ воздействия с передачей эмоционально-психического настроя, собирает людей в группы (танцы, митинги, паника, спортивный азарт, религиозный экстаз). Заражение бессознательно. Для возникновения психического заражения нужен начальный транслирующий индуктор (то есть первый). После многократного повторения эмоциональный фон взаимопотенцируется и усиливается.
    2. Внушение – это целенаправленное, неаргументированное (или неадекватно аргументированное) воздействие одного человека на другого (или других). Внушаемыми информация воспринимается безоценочно, некритически. Внушение ориентированно на формирование особого психического состояния, служит для побуждения к определенным действиям. Осуществляется в большей мере вербально (речью), а также жестикуляцией. Внушению наиболее подвержены неуверенные в себе люди с характерным доминированием в психике ситуативного настроя. Для успешного внушения необходимо доверие к источнику информации (то есть, его авторитетность) и отсутствие сопротивления воздействию.
    3. Убеждение – это процесс и одновременно результат программно-целевого воздействия. Система доказательств, рациональных аргументов, ориентированных на личность, настроенную критически.
    4. Подражание – феномен, обеспечивающий воспроизводство человеком образцов поведения того, с кем он общается. Групповые нормы и ценности в сообществах возникают благодаря феномену подражания. Социально-психическое подражание выполняет коммуникативную, компенсаторную, интерактивную и защитную функции. Подражание основано на биологическом механизме повторения.
    В этой статье мы поговорим о критике, которая может быть конструктивной и деструктивной. Вы узнаете о том, какие виды критики предпочтительнее использовать, в зависимости от желаемой цели. Что значит «толерантный человек»? В последнее время мы все чаще слышим о толерантности, поэтому в нашей статье мы расскажем, что означает этот, относительно новый термин, и какие качества присущи толерантным людям
    Психология общения с людьми Общение играет важную роль в жизни каждого человека, поэтому нам необходимо понимать механизмы межличностного общения с людьми и общения в целом, так как эти знания важны для достижения жизненных целей. Что значит «толерантность»? Толерантность — то, чего нам зачастую не хватает в современном обществе. Многие относятся нетерпимо к людям, по каким-либо признакам отличающихся от них самих. Толерантность можно вкратце охарактеризовать, как терпимость, а подробнее об этом понятии расскажет наша статья.

    Видео:ОБЩЕНИЕ, КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕСкачать

    ОБЩЕНИЕ, КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

    Межличностное общение — взаимодействие, характеристики, психология, молодежная среда, культура

    Общение и взаимодействие

    Люди, состоящие в членах различных групп, неизбежно между собой общаются, что вполне естественно, мало того, закономерно. Складывающиеся межличностное общение и взаимодействие оказываются предметом, который подлежит изучению науки, называемой социальной психологией.

    В силу специфических особенностей человека он должен общаться внутри социальной группы, ибо в противном случае, при отсутствии надлежащего контакта между отдельными индивидами, ни одна из человеческих общностей не будет иметь никаких возможностей для реализации совместной деятельности.

    Общение и межличностные отношения

    В связи с необходимостью осуществления индивидами любой коллективной деятельности возникает потребность в общении, являющемся процедурой, способствующей развитию отношений между личностями.

    Буквально каждая возникающая межличностная связь сопровождается стремлением решить три ключевых задачи:

    • развитие межличностных связей;
    • расширение базы взаимопонимания человека человеком;
    • межличностная оценка.

    Межличностное общение всегда будет находиться в зависимости от ряда факторов, в частности от таких характеристик личности как: пол и национальность, темперамент и возраст, наконец, состояние здоровья индивида и накопленный им опыт общения. Со временем восприятие окружающего мира каждым индивидом начинает преломляться сквозь призму его образа жизни.

    https://www.youtube.com/watch?v=DAoiK8pJQDcu0026list=PLDwUtM91EMS4Jvw6Qrwloftw1tSot7zn9

    Чем выше уровень социального интеллекта у индивида, тем он более действенен в своей способности определения психического состояния, социального и физического облика окружающих, с которыми ему приходится поддерживать отношения.

    Изначально и прежде всего, происходит концентрация внимания человека на физическом, телесном образе индивида, а именно на его характеристиках:

    • физиологических – потоотделении, дыхании, кровообращении;
    • функциональных – позе, осанке, невербальных особенностях;
    • паралингвистических.

    Формирование социального облика индивида сопровождается его восприятием на уровне характеристик:

    • экстралингвистических, таких как тембр, высота голоса, его своеобразие;
    • проксемических, касающихся взаиморасположения общающихся;
    • социального оформления личности, выражающегося в одежде, обуви, аксессуарах;

    Социальные особенности оказываются более информативными, нежели особенности физического облика.

    Стоит заметить, что в любом случае работают механизмы, которые препятствуют восприятию неискаженного образа, что существенно ограничивает потенциал непредвзятого постижения окружающих.

    Речь в данном случае идет о роли первого впечатления, которое в значительной степени оказывает влияние на формирование образа индивида.

    Что еще немаловажно, так это включение механизма интерпретации, когда восприятие конкретного индивида сопряжено с использованием накопленного личного опыта. Нередко происходит так, что межличностное познание происходит через отождествление конкретного человека с другим индивидом, в результате чего ему могут приписываться не свойственные ему в действительности мотивы и особенности.

    Чем дольше взаимодействуют индивиды, тем глубже их межличностное взаимопроникновение. Вполне естественно, что одной из составных частей взаимодействия являются межличностные связи.

    Межличностное общение, его психология

    Процедура, при которой осуществляется взаимодействие индивидуумов с целью обоюдного познания, развития взаимосвязей, в результате чего проявляются взаимные влияния на поведение и взгляды участников таких связей, расценивается как психология межличностного общения.

    Ведь коммуникации (общение) оказываются одной из ключевых категорий психологии и рассматриваются ею на равных условиях с такими категориями, как:

    • Поведение
    • Мышление
    • Личность
    • Отношения

    Что же понимается под общением в психологии? Прежде всего – человеческие отношения, подразумевающие различные конфигурации общей деятельности индивидов.

    Чаще всего общение и деятельность распознаются как разные стороны социального человеческого бытия, либо общение разбирается как отдельный элемент той или иной деятельности, рассматриваемой в свою очередь как условие общения.

    Общаясь, люди обмениваются сформировавшимися у них взглядами, возникающими идеями, чувствами.

    Сложности межличностного общения и взаимодействия проявляются через возникновение мотивационных и операциональных затруднений, соотносящихся с интерактивной и коммуникативной сторонами общения.

    Характерными признаками оказываются недостаток желания осмыслить особенности личности собеседника, его интересы и внутреннее состояние.

    Как следствие – проявление проблем общения со стремлением извлечь выгоду от коммуникации с собеседником через его обман, запугивание или демонстрирования чрезвычайной о нем заботливости.

    Молодежная среда и межличностное общение

    Переломным периодом процесса эволюции межличностных отношений является подростковый возраст и особенно – юношеский. Именно в этом периоде, в возрасте 14 лет, происходит установление разных отношений к людям пожилого возраста, к собственным родителям, одноклассникам, друзья, учителям, к лицам других национальностей, к людям больным.

    Обычно подросток обращен вовнутрь себя, нередко он погружен в собственные фантазии, задумчив. Вместе с тем он часто нетерпим к окружающим, крайне раздражителен, имеет место проявление агрессии.

    В 16 лет обычно начинается период самопознания с самоутверждением, молодой индивид проявляет свою наблюдательность.

    Из-за своего предельно критичного отношения к реальности молодые люди многое не приемлют и отрицают.

    https://www.youtube.com/watch?v=vyFp9Ar_R9w

    Молодежная среда, из-за нередкого неумения студентов сострадать, уважать чувства других, наполняется конфликтами, что является причиной дестабилизации эмоционального фона студенческих коллективов.

    В этом возрасте молодые люди обоих полов часто преступают принципы культуры поведения. Для уклонения от активации подобных ситуаций, взрослые должны стараться не повышать градус общения, придерживаясь уважительного тона.

    Рекомендовано не использовать в отношении подростков безапелляционных суждений в вопросах, касающихся музыки и моды.

    Исключительно добрые отношения являются залогом уравновешенного межличностного общения в молодежной среде, к которому должны стремиться взрослые люди.

    Избегание скандалов и стремление достижения компромиссов – главная цель взрослых, которым необходимо стараться мягко уступать, не развертывая конфликты с их демонстрацией как можно большему числу окружающих.

    Именно такой подход будет благоприятствовать налаживанию стабильно хороших отношений.

    Межличностное общение и его культура

    Развитие межличностных отношений и их культуры, способствует умению верно определять черты человеческого характера с верным восприятием окружающих индивидов, выбором соответствующего стиля и тона общения. Часто одни и те же слова могут при общении с разными людьми, спокойными или возбужденными, провоцировать различную реакцию.

    С развитием межличностных отношений формируется и их культура, в основе которой – высокая потребность в глубоко эмоциональном, содержательном общении.

    Она удовлетворяется в том случае, когда личность способна сопереживать другим людям, воспринимая их мысли и чувства.

    Для соблюдения культуры межличностного общения важно обладать умением правильно формулировать вопросы, а также уметь на них отвечать исчерпывающе и точно, для чего иметь большой словарный запас и образность речи.

    Видео:Общение. ОбществознаниеСкачать

    Общение. Обществознание

    Межличностное общение

    Общение и взаимодействие

    Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

    Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу.

    Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания.

    Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

    Межличностные отношения и общение

    Общение выступает многоплановым процессом развития контактов между индивидами, которые порождаются потребностями совместной деятельности. Рассмотрим общение в системе межличностных отношений, а также взаимодействия индивидов. Определим место общения в структуре межличностного взаимодействия, а также взаимодействия индивидов.

    При межличностном взаимодействии рассматриваются три основные задачи: первое, межличностное восприятие; второе, понимание человека; третье, формирование межличностных отношений, а также оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» является недостаточным для окончательного познания людей.

    В дальнейшем к нему добавляется понятие, как «понимание человека», что включает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов.

    Эффективность восприятия напрямую связана со свойством личности (социально-психологической наблюдательностью), которая позволит уловить в поведении индивида малозаметные, однако очень существенные для понимания особенности.

    https://www.youtube.com/watch?v=wQmz-zT09IU

    Особенности межличностного общения отмечаются в восприятии речи и зависят от состояния здоровья, возраста, пола, национальности, темперамента, установок, опыта общения, личностных и профессиональных особенностей. С возрастом у человека дифференцируются эмоциональные состояния, индивид начинает воспринимать окружающий мир через призму личного национального образа жизни.

    Эффективнее и успешнее определяют разнообразные психические состояния, а также межличностные отношения индивиды с высоким уровнем социального интеллекта, а объектом познания при этом выступает как социальный, так и физический облик человека.

    Первоначально восприятие человека фиксируется на физическом облике, к которому причисляют функциональные, физиологические, паралингвистические характеристики. К физиологическим характеристикам относят потоотделение, дыхание, кровообращение.

    К функциональным особенностям относят позу, осанку, походку, невербальные особенности общения (мимика, телодвижения, жесты). Однозначно эмоции просто дифференцировать, а невыраженные и смешанные психические состояния гораздо труднее распознать.

    Социальный облик включает социальное оформление внешности (одежда человека, обувь, аксессуары), паралингвистические, речевые, проксемические и деятельностные характеристики.

    К проксемическим особенностям относят состояние между общающимися, а также их взаимное расположение. К экстралингвистическим особенностям речи относят своеобразие голоса, высоту, тембр. При восприятии индивида, социальные особенности в сравнении с физическим обликом выступают наиболее информативными.

    Процесс познания индивида состоит из механизмов, искажающих представления о воспринимаемом человеке. Механизмы, искажающие образ воспринимаемого, ограничивают возможность для объективного познания людей.

    Значимыми из них являются механизмы первичности или новизны, которые сводятся к тому, что первое впечатление о воспринимаемом, влияет на следующее формирование образа познаваемого объекта.

    При восприятии индивида, а также его понимания, субъект выбирает неосознанно различные механизмы межличностного познания. Основным механизмом является соотнесение (интерпретация) личностного опыта познания людей с восприятием данного индивида.

    Идентификация в межличностном познании предстает отождествлением с другим индивидом. Также субъект применяет механизм каузальной атрибуции, когда происходит приписывание воспринимаемому объекту определенных причин и мотивов, объясняющих его особенности и поступки. Механизм рефлексии другого индивида в межличностном познании отмечается осознанием субъекта, как он воспринимается объектом.

    Межличностное понимание и восприятие объекта осуществляется при достаточно строгом порядке функционирования механизмов межличностного познания, а именно от простых к сложным.

    В процессе межличностного познания субъект учитывает всю поступающую к нему информацию, которая говорит об изменении состояния партнера при общении. К условиям восприятия индивида относятся время, ситуации, место общения.

    Уменьшение времени в момент восприятия объекта понижает возможность воспринимающего получить о нем достаточную информацию. При тесном и длительном контакте у оценивающих отмечаются фаворитизм и снисходительность.

    Межличностные отношения выступают составной частью взаимодействия, а также рассматриваются в его контексте.

    Психология межличностных отношений — это переживаемые, осознаваемые в разной степени взаимосвязи между индивидами. В основе их лежат различные эмоциональные состояния взаимодействующих индивидов, а также их психологические особенности. Иногда межличностные связи называют эмоциональными, экспрессивными.

    Развитие межличностных отношений обусловлено возрастом, полом, национальностью и другими факторами. У женщин значительно меньше круг общения, чем у мужчин. Они нуждаются в межличностном общении для самораскрытия, для передачи другим личностной информации о себе. Также женщины жалуются чаще на одиночество.

    Для них наиболее значимы особенности, которые отмечаются в межличностных отношениях, а мужчинам важны деловые качества.

    https://www.youtube.com/watch?v=cr7XBXNBYnM

    Межличностные отношения в динамике развиваются по такой схеме: они зарождаются, закрепляются, а также достигают определенной зрелости, далее они способны постепенно ослабляться.

    Динамика развития межличностных отношений состоит из следующих этапов: знакомство, товарищеские, приятельские и дружеские отношения. Механизмом развития в межличностных отношениях выступает эмпатия, которая является откликом одной личности на переживания другой.

    По сравнению с сельской местностью, в городских условиях, межличностные контакты наиболее многочисленны, быстро заводятся и быстро прерываются.

    Психология межличностного общения

    Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

    Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

    Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов.

    Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается.

    Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения.

    Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

    Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах.

    Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов.

    Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

    Межличностное общение в молодежной среде

    Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

    Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии.

    К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению.

    Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

    Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе.

    Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения.

    Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

    https://www.youtube.com/watch?v=01_TfJmmMnY

    Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

    Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека,  поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

    Культура межличностного общения

    Развитие культуры общения включает развитие умений и способностей правильно воспринимать окружающих, в общем виде уметь определить характер человека, его внутреннее состояние и настроение в конкретной ситуации при взаимодействии.

    И уже из этого подобрать адекватный стиль, а также тон общения.

    Поскольку одни и те же слова, жесты, могут быть уместны в разговоре со спокойным и доброжелательным человеком и способны спровоцировать нежелательную реакцию у собеседника возбужденного.

    Культура межличностного общения предполагает развитие культуры общения, которая опирается на развитие речи, психических свойств, специфические социальные установки, особенности мышления. Высока потребность в глубоком эмоциональном, а также содержательном общении.

    Эта потребность удовлетворяется, когда личности присуща эмпатия, под которой понимается способность эмоционально отзываться на переживания других людей, а также понимать их переживания, чувства, мысли, проникать в их внутренний мир, сопереживать, а также сочувствовать им.

    Культура межличностного общения опирается на открытость, нестандартность плана действий, гибкость. Очень важно владеть большим запасом слов, образностью и правильностью речи, точно воспринимать устные слова, а также точную передачу идей партнеров, уметь корректно ставить вопросы; точно формулировать ответы на вопросы.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

    🔍 Видео

    Интерактивная сторона общенияСкачать

    Интерактивная сторона общения

    Временная связь (2020) - короткометражный фильмСкачать

    Временная связь (2020) - короткометражный фильм

    Общение как взаимодействиеСкачать

    Общение как взаимодействие

    Взаимодействие с другими людьми. Александр Палиенко.Скачать

    Взаимодействие с другими людьми. Александр Палиенко.

    Проблемы с рекламой | WB начал собирать обратную связь от селлеров | Когда начислят бонусыСкачать

    Проблемы с рекламой | WB начал собирать обратную связь от селлеров | Когда начислят бонусы

    Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!Скачать

    Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!

    Как обратная связь помогает выявлять причины неуспеваемости младших школьниковСкачать

    Как обратная связь помогает выявлять причины неуспеваемости младших школьников

    Ключ к эффективному взаимодействию с людьми | День 3. Мастер-класс «Искусство общения»Скачать

    Ключ к эффективному взаимодействию с людьми | День 3. Мастер-класс «Искусство общения»

    Андрей Державин - СвязьСкачать

    Андрей Державин - Связь

    NЮ - Связь (Lyric video)Скачать

    NЮ - Связь (Lyric video)

    Ковалентная Неполярная Связь — Химическая связь // Химия 8 классСкачать

    Ковалентная Неполярная Связь — Химическая связь // Химия 8 класс

    Голосовой чат NIYSO (на русском) | 04.03.2024 | Свободный микрофонСкачать

    Голосовой чат NIYSO (на русском) | 04.03.2024 | Свободный микрофон

    Как рвется духовная связьСкачать

    Как рвется  духовная связь

    Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 10. Противоречия межличностных отношенийСкачать

    Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 10. Противоречия межличностных отношений

    Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 8. Межличностные отношенияСкачать

    Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 8. Межличностные отношения

    Фильм про веру в чистую любовь. Сладкая связь | МЕЛОДРАМА 2024 | НОВИНКА КИНОСкачать

    Фильм про веру в чистую любовь. Сладкая связь | МЕЛОДРАМА 2024 | НОВИНКА КИНО
    Поделиться или сохранить к себе: