Модели общения

Модели общения Полезно
Эффективное общение — модели

Модели общения

Модель — вещь, используемая, чтобы следовать или подражать. Модели коммуникации обеспечивают входные данные для установки стандартной системы связи и обеспечения эффективной коммуникации в организации бизнеса. Они рассматриваются с организационной точки зрения. Каждая организация устанавливает свою собственную систему связи, в основном черпая вдохновение в популярных моделях общения.

  • Модели общения — это концептуальные модели, которые используются для объяснения процесса общения человека.
  • Модели являются визуальным представлением процесса общения.
  • Первая формальная модель коммуникации была изложена Клодом Элвудом Шенноном в 1948 году и была опубликована с введением Уоррена Уивера. Эта модель широко известна как модель общения Шеннона и Уивера.

Модели общения — это концептуальные модели, которые используются для объяснения процесса общения человека.

Модели являются визуальным представлением процесса общения.

Первая формальная модель коммуникации была изложена Клодом Элвудом Шенноном в 1948 году и была опубликована с введением Уоррена Уивера. Эта модель широко известна как модель общения Шеннона и Уивера.

В следующих разделах давайте обсудим базовые модели коммуникации для более легкого понимания их моделей, которые помогут нам подготовить модель эффективной коммуникации в бизнесе и других областях.

Содержание
  1. Модель односторонней связи
  2. Транзакционная модель
  3. Модель интерактивного общения
  4. Компоненты интерактивной модели
  5. Эффективность коммуникационных моделей
  6. 14 моделей общения, среди которых каждый найдёт свою — Лайфхакер
  7. 1. Опора
  8. 2. Мастер разговора
  9. 3. Юморист
  10. 4. Оратор
  11. 5. Инфлюенсер
  12. 6. Слушатель
  13. 7. Магнит
  14. 8. Рассказчик
  15. 9. Заботящийся
  16. 10. Расшифровщик
  17. 11. Лидер
  18. 12. Связующее звено
  19. 13. Создатель мечты
  20. 14. Хамелеон
  21. Модели общения — Психолог
  22. Общая классификация моделей педагогического общения
  23. Классификация моделей педагогического общения по типу взаимодействия
  24. Модели общения: когда какую выгоднее применять
  25. 1. Познавательная модель общения
  26. 2. Убеждающая модель общения
  27. 3. Экспрессивная модель общения
  28. 4. Суггестивная модель общения
  29. 5. Ритуальная модель общения
  30. Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой
  31. Структура и виды общения
  32. Значение общения в онтогенезе
  33. Три стороны общения
  34. Описание моделей общения
  35. Описание типов общения
  36. Составляющие общения и его разновидности
  37. Классификация
  38. 📹 Видео

Модель односторонней связи

Он также известен как линейная модель связи, поскольку происходит по прямой линии от отправителя к получателю и служит для информирования, убеждения или управления.

В этом типе связи информация передается только из одной точки в другую или во многие точки в один момент времени.

Передача информации из пункта приема отсутствует. Здесь получатель пассивен.

Односторонняя связь в основном используется для передачи текущей информации, такой как информация о погоде, информация о надвигающихся стихийных бедствиях, программах и общественных наблюдениях на пресс-конференциях, а также по радио и телевидению. Точное время и интенсивность погодных явлений передаются или передаются посредством односторонней связи.

Как и при двусторонней связи, при односторонней связи отправителем и получателем информации могут быть не только люди, но и компьютеры или автоматические устройства.

Он состоит из отправителя, кодирующего сообщение и передающего его по соответствующему каналу получателю при наличии шума.

Предполагается, что есть четкое начало и конец общения.

Можно сказать, что модель связи Аристотеля является односторонней моделью связи, в которой отправитель отправляет информацию или сообщение получателю, чтобы повлиять на них и заставить их реагировать соответствующим образом.

Эта модель считается золотым правилом преуспеть в публичных выступлениях, семинарах, лекциях, где отправитель разъясняет свою точку зрения, создавая впечатляющий контент, передавая сообщение второй части, и они просто отвечают соответствующим образом.

Аристотель был первым, кто проявил инициативу и разработал модель коммуникации.

Можно сказать, что модель связи Аристотеля является односторонней моделью связи, в которой отправитель отправляет информацию или сообщение получателю, чтобы повлиять на них и заставить их реагировать соответствующим образом.

Эта модель считается золотым правилом преуспеть в публичных выступлениях, семинарах, лекциях, где отправитель разъясняет свою точку зрения, создавая впечатляющий контент, передавая сообщение второй части, и они просто отвечают соответствующим образом.

Аристотель был первым, кто проявил инициативу и разработал модель коммуникации.

Отсутствие обратной связи от приемника является одним из основных недостатков этой модели.

https://www.youtube.com/watch?v=775bomNpj1E

В этом типе модели отправитель является активным членом, а получатель — пассивным.

Транзакционная модель

«Транзакционный» просто означает обмен или взаимодействие между людьми. Он основан на базовых предпосылках «обмен» или «дать и взять».

Следовательно, транзакционная модель связи относится к обмену сообщениями или информацией между отправителем и получателем, где каждый по очереди отправляет или получает сообщения.

Эта модель является наиболее общей моделью общения, так как даже наши ежедневные взаимодействия являются примерами транзакционной модели общения.

Транзакционная модель становится более эффективной и действенной, когда участники находятся в одинаковой среде, знают друг друга и имеют общую социальную систему. Каждый человек в этом процессе реагирует в зависимости от таких факторов, как их происхождение, опыт, отношения, культурные убеждения и самооценка.

Правильный выбор канала повышает эффективность и надежность передаваемого сообщения.

Модель интерактивного общения

Модель интерактивного общения также известна как модель конвергенции.

Согласно этой модели, обмен идеями и сообщениями происходит в обоих направлениях: от отправителя к получателю и наоборот.

Процесс общения происходит между людьми или машинами как вербальным, так и невербальным образом.

Отправитель направляет сообщение получателю, а затем получатель становится отправителем и направляет сообщение исходному отправителю.

В нем подчеркивается обратная связь, указывающая на то, что общение является не односторонним, а двусторонним процессом.

Вместо того, чтобы отправлять информацию в одну сторону, от отправителя к получателю, оба участника отправляют информацию туда и обратно.

Уилбур Шрамм, ученый и авторитет в области коммуникации, также предложил отправителю и получателю интерпретировать сообщение, а не точно оценивать смысл сообщения.

В этой модели, однако, обратная связь не является одновременной и обычно требует времени, так как эта модель в основном используется для Интернета.

Компоненты интерактивной модели

В этом разделе мы рассмотрим компоненты, связанные с интерактивной моделью общения. Это одна из основных моделей общения —

  • Отправитель и получатель действуют как кодер и декодер, а также как источники сообщения.
  • Сообщение — это информация, подлежащая передаче.
  • Обратная связь, то есть когда декодер формирует второе сообщение после получения первого сообщения.
  • Полевой опыт — это опыт и знания, которые влияют на формирование и интерпретацию сообщения. Такие знания и опыт часто определяются культурными, психологическими, социальными и ситуационными условиями, в которых формируется и интерпретируется сообщение.
  • Интерактивная модель также поддерживает концепцию шума и барьеров для общения, таких как язык, проблемы с сетью, неправильный выбор канала, который влияет на модель общения.
  • Интернет, социальные сети, интерактивный маркетинг. Банкоматы, интернет-магазины, чат являются примерами модели интерактивного общения.

Отправитель и получатель действуют как кодер и декодер, а также как источники сообщения.

Сообщение — это информация, подлежащая передаче.

Обратная связь, то есть когда декодер формирует второе сообщение после получения первого сообщения.

Полевой опыт — это опыт и знания, которые влияют на формирование и интерпретацию сообщения. Такие знания и опыт часто определяются культурными, психологическими, социальными и ситуационными условиями, в которых формируется и интерпретируется сообщение.

Интерактивная модель также поддерживает концепцию шума и барьеров для общения, таких как язык, проблемы с сетью, неправильный выбор канала, который влияет на модель общения.

Интернет, социальные сети, интерактивный маркетинг. Банкоматы, интернет-магазины, чат являются примерами модели интерактивного общения.

Эффективность коммуникационных моделей

Модели общения являются достоверными результатами систематического изучения различных аспектов общения. Модель общения дает полезное понимание системы или структуры, с помощью которой люди могут понимать похожие системы или структуру.

https://www.youtube.com/watch?v=mTqNygByVgg

Рассмотрим следующие важные моменты, связанные с важностью моделей общения:

  • Коммуникационные модели помогают определить и понять компоненты и взаимосвязи изучаемого коммуникационного процесса.
  • Модели представляют новые идеи и идеи по различным аспектам коммуникации, что помогает нам планировать эффективную систему коммуникации. Они действуют как стимулятор для исследователей и студентов общения.
  • Модели являются наглядным представлением процесса общения.
  • Они используются для исследований и исследований в области связи.
  • Поскольку общение является жестким процессом для понимания, модель общения может быть важным источником для понимания такой жесткости.
  • Модели прогнозируют более эффективное общение в будущем. Они также предсказывают успех или неудачу определенного процесса общения.
  • Модели помогают объяснить явления, предоставляя информацию в упрощенном виде, который в противном случае был бы сложным или неоднозначным.
  • Мы можем использовать модели общения для анализа реальных проблем и предотвращения возникновения будущих проблем.

Коммуникационные модели помогают определить и понять компоненты и взаимосвязи изучаемого коммуникационного процесса.

Модели представляют новые идеи и идеи по различным аспектам коммуникации, что помогает нам планировать эффективную систему коммуникации. Они действуют как стимулятор для исследователей и студентов общения.

Модели являются наглядным представлением процесса общения.

Они используются для исследований и исследований в области связи.

Поскольку общение является жестким процессом для понимания, модель общения может быть важным источником для понимания такой жесткости.

Модели прогнозируют более эффективное общение в будущем. Они также предсказывают успех или неудачу определенного процесса общения.

Модели помогают объяснить явления, предоставляя информацию в упрощенном виде, который в противном случае был бы сложным или неоднозначным.

Мы можем использовать модели общения для анализа реальных проблем и предотвращения возникновения будущих проблем.

Актуальность коммуникационных моделей нельзя переоценить. Они добавляют к реализации эффективной системы связи.

Модели коммуникации обеспечивают входные данные для установки стандартной системы связи и обеспечения эффективной коммуникации в организации бизнеса.

Различные модели —

Модель односторонней связи

Транзакционная модель

Модель интерактивного общения

Модели общения являются достоверными результатами систематического изучения различных аспектов общения.

Видео:Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать

Психология общения! Наглядный пример. ))

14 моделей общения, среди которых каждый найдёт свою — Лайфхакер

Модели общения

27 июля 2020ЖизньЕлена ЕвстафьеваПроверьте, кто вы: слушатель или рассказчик, а может, магнит или хамелеон — и определите свои сильные социальные навыки.

Немногие из нас могут похвастаться хорошо развитыми социальными навыками, которые нужны, чтобы продуктивно общаться с окружающими. Родители обычно думают, что мы просто приобретём их со временем, учителя надеются, что получим, контактируя со сверстниками.

Выходит, никто нас толком не учит приёмам коммуникации, хотя они необходимы для того, чтобы:

  • поддерживать любой разговор;
  • просить о помощи;
  • устанавливать границы в общении;
  • заводить друзей;
  • эффективнее взаимодействовать;
  • запоминаться другим людям.

Хорошая новость в том, что никогда не поздно развить социальные навыки. Их очень много, но большинство можно сгруппировать в 14 категорий — моделей общения и поведения в разных ситуациях.

Проверьте, к какой из них вы относитесь (или хотели бы относиться), чтобы узнать свои сильные стороны или определить навыки, над которыми стоит поработать.

Это поможет вывести ваше общение на новый уровень.

1. Опора

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Мой круг общения держится на мне.
  2. На работе я участвую в куче проектов и объединяю разных людей.
  3. Я единственный человек, который поддерживает отношения со всеми в семье и держит остальных в курсе семейных новостей.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы умеете удерживать разных людей вместе: на работе, в семье, в компании друзей.
  • Вы хороший организатор. Причём не только инициируете социальное взаимодействие, планирование и устройство мероприятий тоже даются вам легко.
  • Вы добросовестный и любите руководить.

2. Мастер разговора

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Мне часто говорят, что я прекрасно умею поддержать беседу.
  2. Я могу вести и направлять разговоры на глубокие темы.
  3. Я чётко формулирую и легко выражаю свои мысли.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы умеете дать положительный фидбэк.
  • Во время разговора вы жестикулируете, используете разную интонацию, улыбаетесь. Это демонстрирует вашу заинтересованность и располагает к вам собеседника.
  • Вам без труда удаётся разговорить людей с помощью вербальных и невербальных знаков поощрения.

3. Юморист

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Я забавный человек.
  2. Я люблю смешить людей.
  3. Я могу найти положительную сторону в любой ситуации.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы используете юмор в добрых целях, чтобы развлечь или ободрить окружающих.
  • С помощью шуток вы можете успокоить человека и укрепить с ним связь.
  • Вы найдёте, над чем посмеяться, даже когда испытываете стресс и тревогу.

4. Оратор

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Я могу увлечь аудиторию.
  2. Я люблю быть на сцене и руководить собранием.
  3. Мне нравится писать речи, произносить тосты и выступать с презентациями.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы умеете искусно выразить свои мысли и повлиять на слушателей.
  • У вас есть харизма, которая помогает вам управлять вниманием публики.
  • Вы можете донести идею так, чтобы это казалось спонтанным и незапланированным, хотя на деле тщательно готовитесь к выступлениям.

5. Инфлюенсер

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Люди обычно прислушиваются к тому, что я говорю.
  2. Я могу быть очень убедительным.
  3. Я умею «продать» себя.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы способны вызвать перемены или повлиять на них, даже если у вас нет формальной власти.
  • У вас талант мотивировать других, чтобы они поддержали ваше дело. В этом помогает ваша уверенность в себе, в то же время людям легко найти с вами что‑то общее.
  • Вы без проблем продвигаете себя.

6. Слушатель

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Люди приходят ко мне, чтобы выговориться, пожаловаться или обсудить свои проблемы.
  2. Я чаще слушаю, чем говорю.
  3. Я умею полностью сосредоточиться на собеседнике.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы с уважением относитесь к людям и их чувствам, поощряя их делиться своими эмоциями, интересами и заботами. За это близкие вас ценят. Вы отдаёте своё внимание безраздельно, поэтому поговорить с вами — это как сходить к психотерапевту.
  • Вы улавливаете разницу между сказанным и тем, что человек имел в виду.
  • Вы наблюдательны и любопытны.

7. Магнит

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Обычно я нравлюсь окружающим.
  2. Я харизматичный и искренний человек.
  3. Люди считают меня открытым и дружелюбным.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы излучаете харизму и уверенность в себе, заражая ею других.
  • Вы кажетесь привлекательным и открытым человеком. Это даёт вам преимущество во всех сферах жизни.
  • Люди тянутся к вам и хотят с вами дружить.

8. Рассказчик

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. У меня всегда есть история, которой можно поделиться.
  2. Я сохраняю и запоминаю интересную информацию.
  3. Меня постоянно просят произнести тост или представить человека.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы умеете создать историю, которая вызывает интерес, вдохновляет и мотивирует. При этом вы используете различные техники убеждения: пояснения, эмоциональный язык, цепляющие детали.
  • Вы можете изменить атмосферу в комнате, поведав историю.
  • Вы рассказываете так, что у слушателей возникает эмоциональный отклик, они как будто проживают события вместе с вами.

9. Заботящийся

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Я люблю заботиться о людях.
  2. Я стараюсь сделать другим приятно, и мне тяжело говорить «нет».
  3. У меня хорошо развита эмпатия.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы с теплотой и заботой относитесь к окружающим и хотите сделать так, чтобы им было хорошо.
  • Благодаря развитой эмпатии вы понимаете и позитивные, и негативные переживания других.
  • Вы любите испытывать общую радость и готовы разделить с кем‑то боль.

10. Расшифровщик

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Я проницательный человек.
  2. Я обычно могу определить, что люди думают и чувствуют.
  3. Я хорошо понимаю язык тела.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы умеете определить, говорит ли человек правду, можете расшифровать различные социальные ситуации и сценарии.
  • Вы любопытны, вам нравится наблюдать человеческое поведение, стараясь понять его, при этом вам не свойственны предубеждения.
  • У вас хорошо развит эмоциональный интеллект, вы чувствительны к вербальным и невербальным сигналам.

11. Лидер

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Я люблю воодушевлять других.
  2. Ко мне часто приходят за советом.
  3. У меня лучше получается давать указания, чем следовать чьим‑то другим.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вам комфортно, когда вы берёте на себя ответственность за ситуацию и людей.
  • Вы вдохновляете других добиваться целей, стимулируете их ум.
  • Вы стараетесь по‑настоящему понять других и учесть их потребности. Благодаря вашему авторитету и харизме люди хотят следовать за вами.

12. Связующее звено

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Я вкладываю много времени и сил в установление связей с людьми.
  2. Я умею строить отношения с влиятельными личностями.
  3. У меня большая сеть коллег и знакомых, к которым я могу обратиться за помощью.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы легко заводите новые контакты и умеете поддерживать отношения. Это открывает для вас широкие карьерные возможности.
  • Вы знаете много важных людей, потому что вам по‑настоящему нравится устанавливать связи и общаться.
  • Вы умеете использовать свои контакты, чтобы получить желаемое.

13. Создатель мечты

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Я отлично умею разрешать проблемы людей.
  2. Я люблю вдохновлять.
  3. Меня воспринимают как мастера на все руки.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы позитивный и оптимистичный человек, способны зарядить мотивацией, вдохновить и повысить самооценку других.
  • Вы умеете и любите доводить чужие идеи до совершенства.
  • Многие обращаются к вам со своими проблемами, потому что вы и слушаете, и находите решения.
  • Вы стараетесь рассмотреть ситуацию с разных сторон и не зацикливаетесь на одном варианте.

14. Хамелеон

Вы относитесь к этой категории, если киваете, читая следующие характеристики:

  1. Я могу поладить с кем угодно.
  2. Я легко адаптируюсь в разных социальных и профессиональных кругах.
  3. У меня очень разнообразные интересы и друзья.

Вот важные для вас социальные навыки:

  • Вы очень гибкий в общении, потому что хорошо подмечаете социальные роли и контекстуальные сигналы, а также подсознательно копируете манеры и позы тех, с кем общаетесь. Это помогает понравиться.
  • Прежде чем реагировать, вы тщательно изучаете ситуацию, чтобы понять, чего от вас ожидают. Если вы чувствуете, что это не приносит желанного эффекта, легко меняете стратегию поведения.
  • Вы умеете подружиться с совершенно разными людьми.

Источник статьи: 14 Social Skills to Help You Win in LifeОбложка: кадр из фильма «Отец-молодец»

Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Модели общения — Психолог

Модели общения

Определение 1

Педагогическое общение — это профессиональное общение педагога с детьми, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию отношений между педагогом и детским коллективом.

В настоящее время проблеме организации эффективного общения в сфере педагогической деятельности уделяется большое внимание. Это связано с тем, что педагогический процесс по своей сути является коммуникативным процессом, реализация которого осуществляется через общение педагога и детей.

Через педагогическое общение педагог организует деятельность детей и их поведение, осуществляет оценку их поступкам и работе, сообщает о происходящих событиях, помогает преодолеть трудности как личного, так и учебного характера, поддерживает и сохраняет веру в себя и свои возможности.

https://www.youtube.com/watch?v=cJV1H3qfRlw

Замечание 1

Особенность педагогического общения, где участниками общения выступает педагог и дети, заключается в том, что говорит с ребенком труднее, чем со взрослым. Общение с детьми требует от педагога умения правильно воспринимать внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учитывать возможную непредсказуемость эмоциональной реакции на слова и действия педагога.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Педагогическое общение реализуется не только посредством слова (вербальным способом), но и с помощью жестов, взглядов, прикосновений и т.д. (невербальные способы).

Направленность педагогического общения характеризуется тройственностью:

  • направленность, непосредственно на детей, с целью их личностного развития и становления;
  • направленность на процесс взаимодействия между педагогом и детьми;
  • направленность на организацию педагогического процесса.

Таким образом, педагогическое общение – это процесс взаимодействия и сотрудничества между педагогом и детьми, имеющий личностный и социально-ориентированный характер.

Общая классификация моделей педагогического общения

Эффективность педагогического общения, реализуемого педагогом, во многом зависит от того как он умеет оперировать многообразием существующих моделей общения.

Выделяют следующие модели педагогического общения:

  1. Учебно-дисциплинарная модель педагогического общения, является одной из наиболее первых моделей, берущей свое начало с серединных 70-х годов прошлого столетия. Особенность данной модели в том, что она в основном ориентирована на авторитет педагога. Ведущим стилем общения в рамках данной модели является авторитарный стиль, при котором:

    • ведущие способы общения: запреты, наставления, разъяснения, угрозы, нотации, окрик, наказания
    • тактика общения: опека и диктат
    • личностная позиция педагога: удовлетворение требований руководства образовательной организации и контролирующих органов.

    Данная модель признана отрицательно влияющей на личность ребенка, так как зачастую педагог ставит детей в рамки и «давит» на них своим авторитетом.

  2. Личностно-ориентированная модель педагогического общения. Цель данной модели – обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к окружающим, ощущение радости от общения с педагогом, формирование и развитие личности каждого с учетом индивидуальных особенностей.

    Суть личностно-ориентированной модели заключается в том, что в процессе взаимодействия педагог не «подгоняет» развитие ребенка, а предупреждает возможные отклонения, способствует их устранению и полноценному развитию личности. Она подразумевает:

    • ведущие способы общения: понимание, признание, доверие, принятие
    • тактика общения: сотрудничество
    • личностная позиция педагога: опора на интересы и потребности ребенка.

    Таким образом, личностно-ориентированная модель предполагает организацию педагогического общения в виде диалога.

  3. Социально-психологическая модель – основана на закономерностях межличностных отношений между ребенком и педагогом, а также между ребенком и детским коллективом. В рамках данной модели выделяют ряд социально-психологических эффектов, оказывающих влияние на педагогическое общение:

    • Эффект бумеранга – заключается в том, что в силу ряда причин происходит подрыв доверия к педагогу и процесс общения становится детям не интересен и теряет своей значимости.
    • Эффект ореола – основан на закономерности межличностного восприятия, когда о партнере общения мало информации или она искажена, то формируется заочно негативное, либо позитивное отношение к нему. В дальнейшем поступающая информация корректирует представление о собеседнике, но первые впечатления еще долго время остаются яркими и ведущими.
    • Эффект новизны – состоит в том, что не вся информация, поступающая от третьих лиц о субъекте общения должна рассматриваться как равнозначная.

Классификация моделей педагогического общения по типу взаимодействия

Помимо представленной классификации моделей педагогического общения, существует еще одна классификация, основанная на типе взаимодействия педагога и детей:

  • Информационная модель педагогического общения – применяется участниками педагогического общения с целью передачи и получения учебной информации.
  • Убеждающая модель педагогического общения. В основе данной модели взаимодействия лежит убеждение – деятельность или процесс, в котором педагог пытается вызвать изменение во взглядах, отношении или поведении ребенка через передачу сообщения в таком контексте, где убеждаемый имеет некоторую степень свободного выбора.
  • Экспрессивная модель педагогического общения – направлена на передачу чувств и ощущений, вызов соответствующих эмоций, формирование у детей психоэмоционального настроя, побуждает к деятельности.
  • Внушающая, или суггестивная, модель – направлена на формирование определенных установок, осуществление внушения, привлечение к какой-либо деятельности.

Замечание 2

В образовательном процессе при соорганизации взаимодействия обучающихся, педагогу приходится использовать разные модели и в разной последовательности в зависимости от цели обучения, особенностей контингента детского коллектива, складывающейся ситуации и формы взаимодействия.

Модели общения: когда какую выгоднее применять

Борис Михайлович Мастеров, кандидат психологических наук, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества.

https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0

Существуют следующие основные модели общения:

  • в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;
  • в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;
  • в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;
  • в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;
  • в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.

Профессиональная компетентность проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей. Остановимся более подробно на содержании моделей общения.

1. Познавательная модель общения

а) используйте ее, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;

б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм воздействия:

  • отчет о деятельности;
  • сообщение о результатах деятельности;
  • информация о принципах понимания или путях решения проблемы;
  • общение по результатам изученных первоисточников информации;
  • информационно-аналитическое выступление;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

  • концентрация внимания на предмете информирования;
  • рационализация изложения материала;
  • логически безупречная аргументация;
  • доказательность всех выдвигаемых положений;
  • подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.

2. Убеждающая модель общения

а) используйте ее, если вы хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;

б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

  • торжественная речь;
  • поздравление;
  • напутствие;
  • комплимент;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

  • опора на эмоциональный настрой партнера;
  • учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;
  • эмоциональное отношение к предмету общения.

3. Экспрессивная модель общения

а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);

б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

  • рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;
  • мотивированный призыв;
  • анализ возможных последствий;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

  • краткость изложения;
  • ситуативная обусловленность;
  • яркость жестикулирования;
  • демонстративный характер поз;
  • интонирование голосом;
  • аффектация и акцентация;
  • фасцинации при помощи художественного подкрепления.

4. Суггестивная модель общения

а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;

б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

  • внушение через мотивационную сферу сознания;
  • внушение через идентификацию;
  • внушение через ссылки на авторитет;
  • внушение через персонификацию;
  • внушение через предупреждение;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

  • опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;
  • постоянное разъяснение внушаемых установок;
  • формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;
  • интонационная стимуляция внушаемой информации;
  • дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Сильная и слабая нервная система

5. Ритуальная модель общения

а) используйте ее, если вы хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;

б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно);

в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:

  • ритуальные акты;
  • церемонии;
  • обряды;
  • обрядовые комплексы;

г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:

  • опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;
  • предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;
  • концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;
  • театрализация коммуникативного поведения.

Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Наша задача была, во-первых, представить общение в системной характеристике и показать возможности его модификации от конкретных факторов, а во-вторых — показать возможные подходы к моделированию собственной коммуникативной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=DYbB-W8mLig

В представленных моделях сделан акцент на коммуникативно-ролевые действия партнеров по общению. Такой акцент необходим для руководителя, по крайней мере, по двум причинам.

Во-первых, для самопрограммирования собственного коммуникативного действия в общении. Во-вторых, для разработки прогноза ответных действий своего партнера по общению.

Психологический и социальный прогноз коммуникативных действий партнера по общению опирается не только на модели общения, но и на глубокое знание психотипов людей.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Видео:№41 Модели общения. На работе. Определите модель общения пары в ресторане.Скачать

№41 Модели общения. На работе. Определите модель общения пары в ресторане.

Структура и виды общения

Модели общения

Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.

Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые.

Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:

  • самоуважение;
  • уважение собеседника, признание его прав и интересов;
  • терпимость, толерантность;
  • справедливость, честность;
  • непредвзятое отношение к людям.

Значение общения в онтогенезе

В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

https://www.youtube.com/watch?v=0numVTUHH-E

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

  • Непосредственно-эмоциональное

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

  • Внеситуативное интимно-личностное

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.

Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

  • Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.

  • Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

  • Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Описание моделей общения

Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:

  1. «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
  2. «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
  3. «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
  4. «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
  5. «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
  6. «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
  7. «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
  8. «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

https://www.youtube.com/watch?v=r508ga8wrdw

Типы общения:

  1. Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
  2. Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
  3. Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
  4. Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Составляющие общения и его разновидности

Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.

К ним относятся:

  • содержание,
  • цель,
  • средства,
  • субъекты (участники взаимодействия),
  • тип связи между субъектами,
  • стиль,
  • тактика,
  • техники, методы,
  • результат.

В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

  • эмоциональное – обмен эмоциями;
  • когнитивное – обмен знаниями;
  • деятельностное – обмен навыками и умениями;
  • мотивационное – обмен желаниями и целями;
  • материальное – обмен предметами или продуктами.

Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

Классификация

Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:

  1. Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
  2. Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
  3. Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
  4. «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
  5. Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
  6. Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
  7. Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».

Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:

  • Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
  • Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
  • Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.

Также известны следующие виды коммуникации:

  1. Непосредственное. Осуществляется при помощи ых связок, глаз, ушей, рук и других органов человеческого тела.
  2. Опосредованное. Взаимодействие с помощью специально изготовленных приборов и средств обмена информацией (по переписке, по телефону, через интернет-ресурсы и так далее).
  3. Прямое. Личный контакт и непосредственное восприятие собеседника.
  4. Косвенное. Взаимодействие через посредников или представителей, передающих и воспроизводящих необходимую информацию.
  5. Вербальное – взаимодействие посредством устной речи.
  6. Невербальное – взаимодействие без слов, но при помощи мимики, жестов, поз, прикосновений и так далее. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются бессознательно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.

Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.

https://www.youtube.com/watch?v=_8mDUBTAKZQ

Особенности общения – это те элементы взаимодействия двух людей, которые каждый из них привносит ради улучшения (или ухудшения) качества взаимодействия. От личности зависит успешность и характер социальных контактов с другими людьми, способность быть полноценным членом общества и счастливым человеком.

📹 Видео

Лучшая модель поведения с женщинами | Как не получать отказы | Как управлять девушкойСкачать

Лучшая модель поведения с женщинами  | Как не получать отказы  | Как управлять девушкой

Новые модели общения врача и пациента. Лекция Бузиной Т.С.Скачать

Новые модели общения врача и пациента. Лекция Бузиной Т.С.

Пример эффективной коммуникацииСкачать

Пример эффективной коммуникации

Модель общения доктора и пациентаСкачать

Модель общения доктора и пациента

Модель OSI | 7 уровней за 7 минутСкачать

Модель OSI | 7 уровней за 7 минут

Без этого понимания не будет! Модель конструктивного общения в НЛПСкачать

Без этого понимания не будет! Модель конструктивного общения в НЛП

#ВрачБудущего: "Модели общения с пациентом" [ДМИТРИЙ КОНОНОВ]Скачать

#ВрачБудущего: "Модели общения с пациентом" [ДМИТРИЙ КОНОНОВ]

Как влюбить в себя любого. Методика спецслужб.Скачать

Как влюбить в себя любого. Методика спецслужб.

Новые модели общения врача и пациента. Дискуссия. Ответы на вопросыСкачать

Новые модели общения врача и пациента. Дискуссия. Ответы на вопросы

Нездоровые модели общения #отношения #психологияСкачать

Нездоровые модели общения #отношения #психология

Отличный пример правильного и неправильного поведения в конфликтеСкачать

Отличный пример правильного и неправильного поведения в конфликте

Калгари-Кембриджская модель общения врача с пациентомСкачать

Калгари-Кембриджская модель общения врача с пациентом

Как себя ведёт уверенный человек. Анализ языка телаСкачать

Как себя ведёт уверенный человек. Анализ языка тела

Круглый стол «Модели профессионального общения в клинической практике»Скачать

Круглый стол «Модели профессионального общения в клинической практике»

Модель общения руководителя с подчиненными. Часть 2Скачать

Модель общения руководителя с подчиненными. Часть 2

Посмотри, если тебе ТРУДНО ОБЩАТЬСЯ с людьми: С ЧЕГО НАЧАТЬ?Скачать

Посмотри, если тебе ТРУДНО ОБЩАТЬСЯ с людьми: С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Мастер-класс «Как работать с непрофессиональными моделями» | vigbo.comСкачать

Мастер-класс «Как работать с непрофессиональными моделями» | vigbo.com
Поделиться или сохранить к себе: