Культура педагогического общения

Культура педагогического общения Полезно
Педагогическое общение — функции, особенности, барьеры и культура

Культура педагогического общения

Процессом общения называют одну из форм взаимодействия между людьми. Педагогическое общение считают специфическим и многоплановым.

Это профессиональное общение педагогов с учащимися, которое строится на установлении и дальнейшем развитии между ними взаимопонимания и взаимодействия.

С помощью эффективных средств и современных методов обучения, происходит реализация поставленных целей, а также задач воспитания.

Педагогическое общение и его основные стили

От стиля педагогического общения зависят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на развитие личности учащегося. С его помощью осуществляется выбор приемов и методов для воздействия воспитательного характера, а также предъявляемых требований к поведению воспитанников.

Видео:Культура педагогического общенияСкачать

Культура педагогического общения

Существуют следующие стили общения:

  1. Демократический. Самый эффективный из всех, отличается налаженностью контактов с учащимися. Все отношения при этом стиле общения строятся на доверии и уважении, без строгости и наказаний. Между педагогом и воспитанниками налажено дружественное взаимопонимание, благодаря которому, дети становятся более уверенными, начинают понимать положительные стороны сотрудничества.
  2. Авторитарный. Для него характерна строгость и наказания, которые применяет педагог по отношению к учащимся. Много запретов и ограничений, а также высокий процент отрицательных негативно влияют на воспитание школьников. Использование педагогами авторитарных приемов зачастую связано с желанием ускорить темпы развития учащихся и их обучения. Однако такой стиль педагогического общения отдаляет их от воспитанников, которые начинают все больше испытывать чувства неуверенности, тревоги и незащищенности.
  3. Либеральный. Такой стиль общения характеризуется безответственностью и непоследовательностью, а также отсутствием решительности у педагога. Либеральные преподаватели часто меняют требования, а их оценки и мнение порой зависят от настроения. Из-за этого уровень их авторитета может упасть, даже несмотря на то, что в общении такие педагоги доброжелательные и приветливые. А все воспитанники характеризуются ими как общительные и инициативные.

На практике эти стили в чистом виде встречаются крайне редко. Каждый педагог подбирает свои приемы, у него, как правило, индивидуальный или «смешанный» стиль общения.

Значимые функции педагогического общения

Педагогическое общение обеспечивает весь процесс обучения и воспитания, способствует интеллектуальному и психическому развитию учащихся, но при этом сохраняет особенные черты личности.

В его основе такие функции как:

  • познавательная;
  • контактная;
  • эмотивная;
  • обозначающая;
  • регулятивная;
  • фасилативная.

Самой важной считается функция понимания и восприятия педагогом личности учащегося. Она выражается в познании духовного мира и индивидуальных, возрастных и психических состояний и особенностей воспитанников.

С индивидуальным общением связывают возможность познания личности, а контактная создает контакты и настрой для передачи и приема нужной информации. Эмотивная функция вызывает в учащихся необходимые эмоциональные переживания и изменения в состоянии педагога.

Любой стиль педагогического общения должен обеспечивать уважительное отношение к школьникам, ориентироваться на личное достоинство каждого человека и иметь в своей основе такие ценности как забота, доверие, терпение, вера, милосердие.

Существующие барьеры педагогического общения

Видео:Ералаш №41 "Педагогическая драма"Скачать

Ералаш №41 "Педагогическая драма"

Иногда при организации воспитательных и обучающих педагогических процессов могут возникать определенные трудности во взаимодействии между педагогом и учащимися. Их называют барьерами. Они могут являться причинами различных конфликтных ситуаций или косвенно способствовать их возникновению.

https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4

Полноценность восприятия и передачи обучающей и познавательной информации зачастую связана с наличием или отсутствием барьеров.

Культура педагогического общения нацелена на исключение подобных ситуаций, так как при имеющихся барьерах обучающая информация может искажаться или вовсе не дойти до учащихся. Поэтому считается, что барьеры — это, прежде всего, препятствия для передачи знаний.

Они бывают коммуникативными, связанными с непониманием говорящего, или психологическими, связанными с причинами психологического характера — негативным впечатлением, стеснительностью.

Сложности педагогического общения

Во время педагогического общения между преподавателем и учащимися могут возникнуть определенные трудности:

  1. Информационные сложности связаны с неспособностью точно выразить свое отношение к чему-либо. Завершить мысль, уточнить или сформулировать вопросы, которые требуют развернутых или односложных ответов.
  2. Аффективные. Выражаются в неумении одобрять правильные ответы воспитанников, хвалить за активную работу на занятии. Положительно отзываться о правильно сформулированных идеях, или демонстрировать недовольство в связи с грубыми ошибками или плохим поведением.
  3. Регуляционные — неумение повышать активность учащихся.

К особенностям педагогического общения относится специфика взаимодействия между всеми участниками воспитательного или обучающего процесса. Педагог строит отношения не только с учащимися, но и их родителями, а также своими коллегами по работе.

Эффективное педагогическое общение — видео-лекция

Культура педагогического общения

Культура педагогического общения

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Важнейшим условием удачной педагогической деятельности является готовность к педагогическому общению.

Готовность к педагогическому общению включает: владение основами педагогического общения, его функций, закономерностей, содержания, структуры; сформированность умений и навыков организовать и управлять общением, своим собственным психическим состоянием; сформированность нравственных, личностных качеств педагога.

Все знания, навыки, умения, личностные качества характеризуют культуру педагогического общения, которая позволяет эффективно осуществлять педагогическое общение, учебно-воспитательный процесс на высоком профессиональном уровне.

Культура педагогического общения представляет собой часть всей профессионально-педагогической культуры.

Гуманистическая направленность личности учителя выражается в формировании благоприятной психологической атмосферы во время учебно-воспитательного процесса.

В процессе учебной деятельности должно быть, как деловое, так и личностное общение: сопереживание, соучастие в проблемах, сопереживание и др.

Замечание 1

Культура педагогического общения возможна только при знании личности и индивидуальных особенностей ребенка.

Показатели культуры педагогического общения

К показателям культуры педагогического общения относятся:

Видео:Профессионально-педагогическая культура учителяСкачать

Профессионально-педагогическая культура учителя
  • общительность;
  • культура речи;
  • умение владеть невербальными средствами общения (пантомимика, мимика);
  • саморегуляция психической деятельности;
  • педагогический такт.

Общительность — интегральное качество, которое выражается в потребности в систематическом общении с коллегами, детьми, родителями; в способности устанавливать контакты; в эмоциональном благополучии, в чувстве радости и удовлетворения от общения; в интересе к ребенку, в понимании его душевного состояния и сопереживании чувствам.

Общительность неразрывно связана с такими качествами, как: непринужденность, легкость, простота, искренность, приветливость, отзывчивость; терпеливость, сдержанность и чувство юмора в конфликтных ситуациях, проявление требовательности, уважения и расположения, педагогическая интуиция, тактичность в общении с детьми.

https://www.youtube.com/watch?v=z_B4udTCAM4u0026t=1635s

Общительность проявляется в системе коммуникативных навыков и умений, которые базируются на способности управлять общением воспитанников и воздействовать на них.

Показателем культуры педагогического общения является умение управлять настроением, эмоциями, умение управлять психическим состоянием, поддерживать творческое настроение, доброжелательный настрой, снимать психическое напряжение.

Для эффективного педагогического общения педагогу важно:

Видео:Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения
  • умение формировать в процессе общения комфортный психологический климат;
  • умение ориентироваться в конкретной ситуации;
  • умение анализировать свое общение с воспитанниками;
  • умение моделировать стиль общения, учитывая индивидуальные особенности партнеров по общению.

Культура речи

В речевой деятельности проявляется как профессиональное мастерство, так и эрудиция педагога. В педагогическом общении можно наблюдать все разнообразие видов речи, независимо от действий педагога (внушает, убеждает, информирует, призывает к действию, обращается к эмоциям и чувствам воспитанников и т.д.).

К речи педагога предъявляют определенные требования:

  • речь должна быть правильной, соответствовать литературно-языковым нормам;
  • точное употребление слов;
  • простота, ясность, доступность, логичность;
  • разнообразие используемых языковых средств;
  • эмоциональность и образность.

Искусству речи обучает риторика. Речь отображает отношение педагога информации, поэтому важна эмоциональная выразительность речи: темп, интонация, громкость, дикция, тембр голоса, паузы, сила, ритмика и т.п.

Замечание 2

Речь дополняют невербальные средства общения, которые оказывают выраженное эмоциональное воздействие на воспитанников, передают переживания и чувства педагога.

Педагогический такт

Видео:Этика педагогического общенияСкачать

Этика педагогического общения

Педагогический такт – соблюдение педагогом меры в общении с воспитанниками в разных областях деятельности, сочетание требовательности и уважения, избежание крайностей в общении, умение выбрать правильный подход к воспитаннику.

Педагогический такт подразумевает соблюдение нравственно-этических установок, учет личностных характеристик субъектов общения.

Педагогический такт проявляется в формах обращения и отношениях, в умении вести беседу, не задевая самолюбия собеседника, в умении сдерживать свои эмоции и чувства, в умении организовать учебно-воспитательную деятельность воспитанников и проверить ее исполнение, в умении заметить/ не заметить воспитанника, в умении требовать.

Замечание 3

Педагогический такт проявляется в оценочных суждениях, в замечаниях, в интонации, в умении быть внимательным и терпеливым, поощрять и наказывать. Именно такт подсказывает время и место общения с учеником.

🎬 Видео

Основы педагогического общенияСкачать

Основы педагогического общения

Культура профессионально-педагогического общения (Акимов С.С.)Скачать

Культура профессионально-педагогического общения (Акимов С.С.)

Педагогика. Федякова Е.Ю. 3 курс, тема "Стили педагогического общения"Скачать

Педагогика. Федякова Е.Ю. 3 курс, тема "Стили педагогического общения"

Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнкаСкачать

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅Скачать

✨ Этикет. Школа хороших манер | Познавательный мультик для детей ✅

Коммуникативно-речевая культура как главная составляющая профессионального мастерства педагогаСкачать

Коммуникативно-речевая культура как главная составляющая профессионального мастерства педагога

Вебинар для педагогов "Коммуникативная культура педагога. Высокая техника педагогического общения."Скачать

Вебинар для педагогов "Коммуникативная культура педагога. Высокая техника педагогического общения."

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

Ролик о важности образованияСкачать

Ролик о важности образования

Культура делового общенияСкачать

Культура делового общения

Стили педагогического общенияСкачать

Стили педагогического общения

Педагогическая культураСкачать

Педагогическая культура

#Речевой этикет и культура общения// Искусство беседы, запретные темы, "Ты" или "Вы"Скачать

#Речевой этикет и культура общения// Искусство беседы, запретные темы, "Ты" или "Вы"
Поделиться или сохранить к себе: