Эрих фромм

Эрих фромм Полезное
Эрих Фромм (Fromm Erich) | Биография

Эрих фромм

Годы жизни:1900 -1980 г.

Родина: Франкфурт-на-Майне (Германия)

Эрих Фромм — Всемирно известный психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в психоаналитическом движении второй половины XX столетия и ратовавший за творческое возрождение психоанализа — за развитие того, что он назвал гуманистическим психоанализом.

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Он был единственным ребенком в семье ортодоксальных евреев. Его прадед был знатоком священных книг и исследователем Талмуда, отец — сыном раввина, а мать — племянницей известного талмудиста Л. Краузе, под влиянием которого он хотел стать талмудистом. Мать Э. Фромма мечтала, чтобы он стал знаменитым пианистом и до начала Первой мировой войны мальчик занимался музыкой.

В возрасте 12 лет Э. Фромм был потрясен самоубийством молодой художницы, которая лишила себя жизни вскоре после смерти своего отца и в завещании просила исполнить ее последнюю волю — похоронить ее рядом с отцом. Юный Э.

Фромм не мог понять, как могло произойти такое, когда любовь молодой красивой женщины к отцу оказалась столь сильной, что она предпочла радостям жизни и живописи смерть. Только позднее, познакомившись с идеями 3.

Фрейда об эдиповом комплексе, он пришел к понимаю причин потрясшего его в детстве самоубийства молодой художницы.

Последующие события, связанные с Первой мировой войной, также заставили юного Э.

Фромма задуматься над тем, как и почему люди поддаются ненависти и национальному самообожествлению, каковы причины возникновения войн и как возможно такое, что люди начинают убивать друг друга.

Позднее, вспоминая о своих юношеских переживаниях, он писал: «Меня мучили вопросы о явлениях индивидуальной и общественной жизни, и я жаждал получить на них ответы».

В школьные годы Э. Фромм изучал латынь, английский и французский языки, интересовался текстами Ветхого Завета. После получения аттестата зрелости в 1918 г. изучал право во Франкфурте, философию, социологию и психологию в Гейдельберге. В 1922 г.

окончил Гейдельбергский университет, получил степень доктора социологии, под руководством немецкого социолога А. Вебера подготовил диссертацию «Об иудейском Законе. К социологии еврейской диаспоры». В 1926г. Э. Фромм закончил аспирантуру Мюнхенского университета. В 1924г. он познакомился с Ф.

Райхманн, прошедшей курс психоаналитической подготовки у Г. Закса, практиковавшей психоанализ, ставшей его первым аналитиком, а два года спустя — женой. В дальнейшем он прошел анализ у трех психоаналитиков, включая В. Виттенберга и Г. Закса. Как и Ф.

Райхманн, он отошел от иудейской ортодоксии, а позднее порвал с сионизмом, культивировавшим национализм.

Кризис середины жизни 35 – 45 лет

… охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону …

возраста Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций.

В 30-33 года наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций – памяти, …

Брак с Ф. Райхманн, которая была старше Э. Фромма на 10 лет, оказался недолгим. Прожив вместе более трех лет, они разошлись, однако сохранили дружеские отношения. Впоследствии Ф.

Фромм-Райхманн получила мировую известность как психоаналитик, добившийся значительных результатов в работе с больными, страдавшими психическими расстройствами, включая шизофрению. В 1927-1928гг. Э.

Фромм установил контакты с Берлинским институтом психоанализа, в котором выступил с такими докладами, как «Лечение случая туберкулеза легких методом психоанализа» (1927) и «Психоанализ мелкого буржуа» (1928).

Последний доклад вызвал оживленную дискуссию, в которой участвовали известные психоаналитики того времени, включая Ф. Александера, 3. Бернфельда, Ш. Радо, Г. Закса, М. Эйтингона.

https://www.youtube.com/watch?v=hLMrn2VAUrc

В 1929-1930гг. Э. Фромм прошел курс обучения в Берлинском психоаналитическом институте и открыл свой кабинет для частной психоаналитической практики.

В начале 1929 г. на торжественном открытии Франкфуртского психоаналитического института он прочел лекцию о применении психоанализа в социологии и науке о религии. В 1930 г. Э. Фромм был избран внештатным членом Немецкого психоаналитического общества. В конце 20-х — начале 30-х гг. он познакомился с известными психоаналитиками К.

Хорни и В. Райхом, а также участвовал в обсуждении их докладов в психоаналитическом сообществе. Под влиянием Т. Райка в 1930 г. им была опубликована дискуссионная статья «Развитие догмы Христа. Психоаналитическое исследование социально-психологической функции религии» и сделан доклад «К вопросу о вере во всемогущество мыслей».

В 1931 г. он заболел туберкулезом легких и лечился в Давосе у Г. Гроддека, у которого в разное время проходили лечение многие известные психоаналитики, в том числе Г. Закс, В. Райх, К. Хорни, Ш. Ференци, и который сказал Э. Фромму о том, что его болезнь является результатом нежелания признаться в неудачном браке с Ф.

Фромм-Райхманн.

В 1929г. Э. Фромм работал во Франкфуртском психоаналитическом институте, получившем пристанище в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, возглавляемом М. Хоркхаймером, который прошел курс психоанализа у К. Ландауэра. В период с 1930 по 1933 г.

он работал в Институте социальных исследований, где руководил отделом социальной психологии и проводил эмпирические исследования, на основе которых был сделан вывод, что рабочие и служащие Германии не окажут сопротивления приходу нацизма к власти.

Именно в этот период он познакомился с идеями К. Маркса и Я. Баховена, опубликовавшего работы по теории материнского права. В 1932 г.

вышла в свет его статья «Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии», в которой содержались представления об общественном характере.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Разумова Е.Ю. 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. 1. Рабочая учебная …

В 1933г. по приглашению Ф. Александера Э. Фромм приехал в США для чтения лекций в Чикагском психоаналитическом институте, где к тому времени обосновалась К. Хорни. Год спустя он перебрался в Нью-Йорк, где на протяжении нескольких лет работал в Институте социальных исследований, который до 1934г. функционировал в Женеве, а затем присоединился к Колумбийскому университету.

В рамках института им был подготовлен социально-психологический раздел, включавший в себя идеи об авторитарном характере. Этот раздел вошел в опубликованный М. Хоркхаймером сборник «Исследования авторитета и семьи» (1936), предопределивший последующее изучение данной проблематики, нашедшей отражение, в частности, в получившем широкую известность труде Т.

Адорно «Авторитарный характер» (1950).

В 30-е гг. Э. Фромм преподавал в Нью-Йоркском, Колумбийском и Йельском университетах, а также сотрудничал с Г. С. Салливаном, К. Хорни, Ф. Фромм-Райхманн и К. Томпсон, которая, пройдя анализ у Ш. Ференци, впоследствии продолжила его у Э. Фромма. В основанном в 1938г. Г. С. Салливаном журнале «Психиатрия» он впервые опубликовал свои статьи на английском языке.

Из-за идейных разногласий с коллегами (в частности, с Т. Адорно и М. Хоркхаймером), не разделявшими его критическое отношение к некоторым концепциям 3. Фрейда, в 1938 г. он отказался от сотрудничества с Институтом социальных исследований. В 1941-1943 гг.

Э. Фромм преподавал в Американском институте психоанализа, созданном рядом психоаналитиков, покинувших Нью-Йоркское психоаналитическое общество из-за дисквалификации К. Хорни как обучающего аналитика (фактически, за ее критику классического психоанализа).

В 1943 г. комиссия данного Института не удовлетворила требование студентов предоставить Э. Фромму, не имеющему медицинского образования, право вести клиническо-технический семинар, и в ответ на его несогласие с подобным решением лишила его привилегий преподавателя.

https://www.youtube.com/watch?v=kqtPSvmLRxQ

Конфликт был предопределен не только позицией американских коллег, разделявших официальную точку зрения, согласно которой психоаналитики должны иметь медицинское образование, но и ухудшением отношений с К. Хорни, одна из дочерей которой проходила анализ у Э.

Фромма, в результате чего у нее усилился протест против матери. Часть психоаналитиков, включая Г. С. Салливана и К. Томпсон, ушли вместе с Э.

Фроммом из Американского института психоанализа и, объединившись с коллегами из Вашингтон-Балтиморского психоаналитического общества, создали филиал Вашингтонской школы психиатрии, основанной Г. С. Салливаном в 1936 г.

На протяжении ряда лет, начиная с 1946 г., когда филиал Вашингтонской школы психиатрии был переименован в Нью-Йоркский институт психологии, психиатрии и психоанализа им. У. Уайта, Э.

Фромм принимал активное участие в работе данного института и подготовке специалистов в области психоанализа.

До переезда в Мехико он руководил учебной частью и преподавательским персоналом, а после своего отъезда из США периодически приезжал в Нью-Йорк для чтения лекций и проведения семинаров в институте.

С 1949 по 1967г. Э. Фромм жил и работал в Мексике, куда пришлось переехать по совету врачей, рекомендовавших его второй больной жене, брак с которой был заключен в 1940 г.

, сменить климат и попробовать лечение радиоактивными источниками в Сан Хосе Пурна. В 1951г. он стал внештатным профессором медицинского факультета Национального университета в Мехико.

В качестве обучающего и контролирующего аналитика он подготовил группу мексиканских психоаналитиков.

В 1953 г., после смерти второй жены, Э. Фромм вновь женился и переехал в пригород Мехико. В 1956 г. по его инициативе было основано Мексиканское психоаналитическое общество. С целью распространения психоаналитических знаний в испаноязычном регионе Э.

Фромм организовал публикацию серии «Психологическая библиотека», основал «Журнал психоанализа, психиатрии и психологии», а также организовал цикл лекций, в котором приняли участие видные ученые. В 1957 г.

по его инициативе был проведен семинар по психоанализу и дзен-буддизму, в котором, наряду с известным в то время представителем дзен-буддизма Д. Судзуки, приняли участие около 40 психоаналитиков и психиатров.

Психоанализ о кино и кино о психоанализе

Таким образом, смысл изображения зависит от тех кадров, которые ему предшествуют в фильме, а их последовательность создает новую реальность, не являющуюся простой суммой использованных элементов. Р.

Леенхардт добавлял, что следует также принимать в расчет длительность каждого изображения: короткая длительность подходит для забавной улыбки, средняя – для безразличного лица, долгая – для выражения …

На протяжении нескольких лет Э. Фромм осуществлял подготовку психоаналитиков на медицинском факультете университета в Мехико, а с 1963 г. — в Мексиканском институте психоанализа. В 1957 г. совместно с М.

Маккоби и другими сотрудниками он начал исследовать характер одной мексиканской деревни. Результаты этого полевого исследования нашли свое отражение в публикации «Психоаналитическая характерология в теории и практике.

Общественный характер мексиканской деревни» (1970).

Не являясь членом Международной психоаналитической ассоциации, Э. Фромм инициировал создание Международного форума психоанализа, позволившего единомышленникам обмениваться мнениями по актуальным проблемам теории и практики психоанализа. Этот форум проводился в Амстердаме (1962), Цюрихе (1965), Мехико (1969), Нью-Йорке (1972), Цюрихе (1974), Берлине (1977).

В 60-е гг. Э. Фромм принимал активное участие в политических событиях США и мира в целом. Он стал членом Социалистической партии США, подготовил новую программу, но после того, как она не была принята руководством этой партии, вышел из нее.

Э. Фромм включился в политическое движение в защиту мира, в 1962 г. принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению, состоявшейся в Москве.

Он был членом национального комитета «Американское объединение за гражданские свободы», поддерживал кампанию за ядерное разоружение, сотрудничал с вашингтонским Институтом по исследованию проблем мира, принимал активное участие в предвыборной кампании 1968 г.

по выдвижению в кандидаты на пост президента США сенатора-демократа Ю. Маккарти. С 1960 по 1973г. Э. Фромм проводил летние месяцы в Локарно (Швейцария).

В 1974г. он принял решение не возвращаться в Мексику, а в 1976 г. окончательно переехал в Швейцарию.

https://www.youtube.com/watch?v=1bS41JQBBWE

Перенеся три инфаркта, в преклонном возрасте Э. Фромм продолжал ежедневно медитировать, следуя учению одного буддистского монаха из Шри-Ланки. Он умер 18 марта 1980 г. в г. Муральто, почетным гражданином которого стал незадолго до смерти. Во Франкфурте, где он родился, состоялось посмертное чествование, сопровождавшееся награждением мемориальной медалью Гете.________________

Видео:Психология Фромма за 7 минут!Скачать

Психология Фромма за 7 минут!

Эрих Фромм — биография, личная жизнь, фото

Эрих фромм

Эрих Зелигманн Фромм – немецкий социолог, философ, психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из родоначальников неофрейдизма и фрейдомарксизма. Всю жизнь посвятил исследованию подсознания и осмыслению противоречий человеческого существования в мире.

В биографии Эриха Фромма найдется немало интересных фактов из личной и научной жизни.

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Эриха Фромма.

Биография Эриха Фромма

Эрих Фромм появился на свет в 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне. Он рос и воспитывался в семье набожных евреев.

Его отец, Нафтали Фромм, был владельцем винной лавки. Мать, Роза Краузе, являлась дочерью эмигрантов из Познани (на тот момент Пруссии).

Детство и юность

Эрих ходил в школу, где помимо традиционных дисциплин детей обучали основам вероучения и религиозным устоям.

Все члены семейства придерживались основных предписаний, связанных с религией. Родители хотели, чтобы в будущем их единственный сын стал раввином.

После получения школьного аттестата юноша поступил в Гейдельбергский университет.

В 22-летнем возрасте Фромм защитил докторскую диссертацию, после чего продолжил учебу в Германии, в институте психоаналитики.

Философия

В середине 20-х годов Эрих Фромм становится психоаналитиком. Вскоре он занялся частной практикой, которая продолжалась в течение долгих 35 лет.

За годы своей биографии Фромм успел пообщаться с тысячами пациентов, пытаясь проникнуть и понять их подсознание.

Эрих Фромм в юном и зрелом возрасте

Доктору удалось собрать множество полезного материала, который позволил ему в деталях изучить биологические и социальные особенности формирования психики человека.

В период 1929-1935 гг. Эрих Фромм занимался исследованием и классификацией своих наблюдений. Одновременно с этим он написал свои первые труды, в которых говорилось о методах и задачах психологии.

В 1933 г., когда к власти пришли национал-социалисты, во главе с Адольфом Гитлером, Эрих был вынужден бежать в Швейцарию. Спустя год, он решил уехать в США.

Оказавшись в Америке мужчина преподавал в Колумбийском университете психологию и социологию.

Сразу после окончания Второй мировой войны (1939-1945) философ стал родоначальником Института психиатрии Уильяма Уайта.

В 1950 г. Эрих отправился в Мехико, где в течение 15 лет преподавал в Национальном автономном университете. В это время биографии он издал книгу «Здоровое общество», в которой открыто критиковал капитализм.

Работы психоаналитика имели большой успех. Его труд «Бегство от свободы» стал настоящим бестселлером. В нем автор рассказывал об изменениях в психике и поведении человека в условиях западной культуры.

В книге также уделялось внимание периоду Реформации и идеям теологов – Жана Кальвина и Мартина Лютера.

В 1947 г. Фромм опубликовал продолжение нашумевшего «Бегства», назвав его «Человеком для самого себя». В этой работе автор развил теорию человеческой самоизоляции в мире западных ценностей.

В середине 50-х годов Эрих Фромм увлекся темой о взаимосвязи общества и человека. Философ стремился «примирить» противоборствующие теории Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Первый утверждал будто человек по своей натуре асоциален, тогда как второй называл человека «общественным животным».

Изучая поведение людей из разных социальных пластов и живущих в различных государствах, Фромм увидел, что наименьший процент самоубийств приходился на бедные страны.

Радиовещание, телевидение, митинги и прочие массовые мероприятия психоаналитик обозначил «путями спасения бегством» от нервных расстройств, и если на один месяц отнять у западного человека подобные «блага», то с немалой долей вероятности у него диагностируют невроз.

https://www.youtube.com/watch?v=1bS41JQBBWEu0026t=2725s

В 60-х годах из-под пера Эриха Фромма вышла новая книга «Душа человека». В ней он рассуждал о природе зла и ее проявлениях.

Писатель заключил, что насилие представляет собой продукт стремления к господству, и что угрозу несут не столько садисты и маньяки, сколько обычные люди, у которых сосредоточены все рычаги власти.

В 70-х годах Фромм издал труд «Анатомия человеческой деструктивности», где поднял тему относительно природы саморазрушения индивида.

Личная жизнь

Эрих Фромм проявлял больший интерес к зрелым женщинам, объясняя это дефицитом материнской любви в детстве.

Первой женой 26-летнего немца стала коллега Фрида Райхманн, на десять лет старшая своего избранника. Этот брак просуществовал 4 года.

Фрида серьезно повлияла на становление супруга в его научной биографии. Даже после расставания, они поддерживали теплые дружеские отношения.

Карен Хорни

После этого Эрих начал ухаживать за психоаналитиком Карен Хорни. Их знакомство произошло в Берлине, а настоящие чувства у них развились уже после переезда в США.

Карен обучала его принципу психоанализа, а тот в свою очередь помогал ей познать основы социологии. И хотя их отношения не окончились браком, они помогли друг другу в научной сфере.

Второй женой 40-летнего Фромма была журналистка Хенни Гурланд, которая на 10 лет была старше супруга. Женщина страдала от серьезной болезни спины.

Чтобы облегчить мучения возлюбленной пара, по рекомендации докторов, перебралась в Мехико. Смерть Хенни в 1952 г. стала настоящим ударом для Эриха.

Хенни Гурланд

В данный период биографии Фромм увлекся мистикой и дзен-буддизмом.

Со временем ученый познакомился с Аннис Фримен, которая помогла ему пережить утрату покойной супруги. Они прожили вместе 27 лет, вплоть до кончины психолога.

Смерть

В конце 60-х у Эриха Фромма случился первый инфаркт. Через несколько лет он переехал в швейцарскую коммуну Муральто, где завершил написание своей книги под названием «Иметь и быть».

В период 1977-1978 гг. мужчина перенес еще 2 инфаркта. Прожив еще около 2-х лет философ скончался.

Эрих Фромм умер 18 марта 1980 года в возрасте 79 лет.

Если вам понравилась биография Эриха Фромма – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Видео:Эрих Фромм о счастливых людях (отрывок из интервью 1977 года)Скачать

Эрих Фромм о счастливых людях (отрывок из интервью 1977 года)

Эрих Фромм

Эрих фромм
Эрих Фромм (1900 – 1980) – немецко-американский психолог, представитель неофрейдизма. Развивая учение Зигмунда Фрейда, он, однако, сдвинул акцент в исследованиях с биологических явлений на социальные и попытался использовать психоанализ для решения социальных и этических проблем.

Эрих Фромм происходил из семьи ортодоксальных иудеев.

Родился он во Франкфурте-на-Майне, где первое время учился в школе. Он посещал национальную еврейскую школу, в которой, однако, помимо традиционных религиозных дисциплин преподавались и все предметы стандартной школьной программы. Это позволило ему после окончания школы поступить в Гейдельбергский университет, где он изучал философию, психологию и социологию.

В дальнейшем Эрих Фромм учился и в других университетах.

В Берлинском психоаналитическом институте Эрих Фромм, помимо прочего, познакомился и с Карен Хорни – американским психологом, которая помогла ему впоследствии переселиться в США и стать там профессором.

В 1925 году он закончил основное обучение и открыл частную практику как психоаналитик. Этим он занимался более тридцати лет; его частная практика помогла ему собрать большой фактический материал для собственных исследований.

Когда в 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер Эрих Фромм переехал вначале в Швейцарию, а затем в США. Там он преподавал в Колумбийском университете, а также начал писать работы на английском языке.

https://www.youtube.com/watch?v=z4U8yLf5u_4

Супругу Эрих Фромм нашёл «среди своих»: ею стала Фрида Райхман, сестра жены друга и соплеменника психолога – израильского писателя Шмуля Агнона.

Философия психоаналитика

Эрих Фромм считал себя верным последователем идей Зигмунда Фрейда.

Однако, по его мнению, классический фрейдизм следовало развивать дальше, поскольку он открыл многие тайны сущности человека и его психики, но не давал ответа на вопросы о том, каким человек должен быть и как ему нужно поступать. С помощью теории Фрейда Эрих Фромм попытался исследовать социальную и политическую жизнь людей.

Фромм утверждал, что человеческие страхи, влечения, желания являются не продуктами внутреннего развития человека, а следствиями воздействия культуры.

По его мнению, человеку изначально не свойственны стремления повелевать и подчиняться, дружелюбие и враждебность, созидательность и разрушительность, гордыня, тяга к развлечениям, любовь к чувственным наслаждениям или страх перед ними и другие проявления психики; всё это, считал Фромм, является реакциями на определённые жизненные условия.

Главной темой исследований Эриха Фромма является, так сказать, проблема отчуждения индивида от общества. Фромм соединил фрейдизм с марксизмом и попытался дать глубинную характеристику и критику человека эпохи капитализма.

Стремление человека к индивидуальности при капитализме приводит к чувству одиночества и беспомощности. В этом кроются многие психологические проблемы людей; в этом, как считал Фромм, состоят даже причины многих неврозов. Их сущностью является борьба внутренней зависимости и стремления к свободе.

Эрих Фромм разделяет две «совести». Одна – внешняя, сформированная навязанными извне установками: воспитанием, государственной пропагандой, религиозным учением и др.

Вторая – внутренняя, являющаяся внутренним голосом самого человека независимо от внешних обстоятельств.

Задача человека – следовать как раз «внутренней совести», реализовывать свой собственный потенциал, а не подстраиваться под некие внешние стандарты; только тогда человек обретёт подлинную свободу и счастье.

В этом заключается предложенный психологом гуманистический психоанализ.

Если большинство бытовавших тогда методов психотерапии основывались на приспособлении пациента к существующей реальности, экономической и социальной системе и господствующей культуре, то гуманистическое направление должно иметь целью раскрытие собственных возможностей личности, реализацию его собственного потенциала. Психотерапевт поэтому должен быть не «наставником по приспособлению», а в буквальном смысле «целителем души».

При этом «исцеление» должно предполагать изменение поведения человека: он должен стремиться не столько обладать чем-то, сколько давать. «Быть» — значит отдавать, созидать, а не брать.

Эрих Фромм приводит символический пример: Синий стакан кажется нам синим потому, что он пропускает через себя лучи синего цвета и поглощает все остальные; следовательно мы называем его «синим» не на основании того, что он «забирает», а на основании того, что он отдаёт.

Фромм пересмотрел и идею Фрейда об эдиповом комплексе. Так принято называть неосознанное сексуальное влечение ребёнка к родителю противоположного пола и двойственное чувство к родителю своего пола.

Эрих Фромм считал, что Фрейд неправильно понял смысл античной легенды о царе Эдипе. По его мнению, истинный смысл эдипова комплекса кроется не в сексуальном влечении ребёнка к родителям, а в его реакции на давление родительского авторитета.

Не соглашался Эрих Фромм и с фрейдистским пониманием религии. Фрейд был убеждённым атеистом и трактовал религию как систему иллюзий.

Фромм же считает, что в основе религии лежит стремление каждого человека систематизировать весь свой опыт, привести его к определённому порядку и составить из него некий идеалистический конструкт.

Видимо, дело обстоит в том, что Фромм изначально рос в ортодоксальной религиозной семье и получил религиозное воспитание.

https://www.youtube.com/watch?v=MXCTq2B8GUg

С другой стороны, Фромм критикует современные традиционные конфессии, поскольку они, по его мнению, способствуют не раскрытию внутреннего потенциала человека, а его ликвидации.

Вместо того, чтобы учить верующих, что нужно делать и как это можно сделать лучше всего, современные религии лишь указывают, чего делать нельзя, и устанавливают настолько огромное количество запретов, что попросту лишают человека свободы.

Существующие религии Фромм разделяет на авторитарные и гуманистические. В первых человеку навязывается вера, что его жизнью и всем миром вокруг управляют некие «высшие силы», а сам он абсолютно беспомощен перед ними.

В таких религиях добродетелью считается послушание, а стремление самостоятельно мыслить и действовать именуется страшным грехом. Чем больше превозносится бог, тем меньше уважения достаётся человеку.

Такие религии, помимо всего прочего, приучают верующего к лицемерию, стремлению скрывать свои истинные мысли и чувства и подавлять их в себе.

Напротив, гуманистические религии помогают человеку реализовать свой внутренний потенциал и обрести гармонию с внешним миром. В таких религиях может существовать понятие «бога», однако его смысл совсем не такой, как в авторитарных культах. Примерами гуманистических религий Фромм считает буддизм, учение Сократа, культ Разума в эпоху Просвещения и др.

В свете своего учения рассматривает Эрих Фромм и явление любви. Он говорил, что любовь в современном мире превратилась в вещь, тогда как на самом деле она является процессом, актом, действием. В связи с этим существует истинная любовь – «любовь по принципу бытия» и ненастоящая любовь, то есть «любовь по принципу обладания».

Смотреть видео

Видео:Эрих Фромм — Искусство Любви (аудиокнига)Скачать

Эрих Фромм — Искусство Любви (аудиокнига)

Эрих Фромм: биография и вклад в психологию

Эрих фромм

Эрих Фромм – представитель немецкой социологии, занимался философией, психологией и являлся великим ученым в области психоаналитики. Выдающийся мыслитель двадцатого века. Автор большого количества книг.

Немного биографии

Биография Фромма весьма интересна. Он родился в Германии, в городе Франкфурт-на-Майне, в марте 1900 года в еврейской семье. Там же он получил образование. Сначала Эрих Фромм обучался в национальном учебном заведении, затем поступил в Гейдельбургский университет, где получил основные знания по таким предметам, как философия, психология и социология.

Свое обучение он закончил в Берлинском психоаналитическом институте. Этот институт известен тем, что в разное время его существования в нем преподавали великие аналитики, такие как Макс Эйтингон и многие другие психоаналитики.

Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда

После окончания учебы Эрих Фромм открыл свой собственный кабинет. Если обобщить, то психоаналитиком он был в среднем тридцать пять лет своей жизни. Когда к власти в Германии пришел Гитлер, Фромм переехал в Соединенные Штаты Америки и преподавал там в одном из университетов. Там же он помог открыть первые школы психиатрии и даже институт.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

На протяжении всей своей жизни он работал преподавателем в большом количестве университетов и институтов. Ближе к 60-м годам 20 века он написал программу Социалистической партии Соединенных Штатов Америки.

Занимался политикой. Под конец своей жизни начал писать книги. В последние годы жизни у него были проблемы со здоровьем. Эрих Фромм перенес целых три инфаркта. Умер он на восьмидесятом году жизни в Швейцарии.

Основные направления деятельности. Вклад в психологию

Большое количество времени Эрих Зелигман Фромм уделял изучению всего, что связано с философией и психологией. Но основные направления его деятельности были связаны лишь с несколькими течениями. Википедия определяет их так:

1. Неофрейдизм. Эрих Фромм доказывал наличие в нашем обществе патриархального и матриархального принципа организованной жизни, авторитарного и гуманистического сознания – на этом строится теория личности Фромма. Выделяются следующие типы характера по Фромму:

  • Эксплуататорская типовая характеристика.
  • Рецептивная, то есть послушная, типовая характеристика.

2. Фрейдомарксизм. При разработке научного учения, которое состояло из синтеза различных мировоззренческих идей, он попытался решить проблему человеческого существования. Фромм пытался показать различные пути, пройдя по которым человек может развить в себе особенные личные качества.

Рекомендуем: Бессознательное: понятие в психологии

https://www.youtube.com/watch?v=h3vqQTseBmQ

Он считал, что такие взгляды на жизнь должны помочь человечеству стать на правильный путь. Эрих доказал всем, что между людьми не должно быть разногласий в том, что самое главное это – мир.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Самой настоящей человеческой ценностью Фромм считал любовь. Он полагал, что способность к искренней человеческой любви – самое важное в каждом человеке, так как именно любовь дает ответ на вопрос: «Зачем человек живет на этом свете?» Эрих Фромм о любви говорил как о возвышенном чувстве, которое должен познать каждый человек, чтобы понять сущность бытия.

В процессе постижения любви характер человека претерпевает изменения к лучшему. По мнению философа, иногда порывы человека изменить свою настоящую жизнь обусловлены лишь стремлением избежать тех трудностей, которые несет за собой любовь.

Эрих Фромм книги пишет на различные темы. Например, в книге Э. Фромма «Душа человека» мыслитель находится в поиске источников мирового порядка, гармонии в обществе. Он уверен, что мир обязательно должен прийти к торжеству гуманистического мира. А в другой книге, «Здоровое общество», автор рассказывает о том, как в настоящий момент происходит становление человека в социуме.

Рекомендуем: Эрик Эриксон (биография)

Одной из самых известных работ Эриха Фромма является книга «Искусство любить». В этой книге автор рассказывает о том, как он понимает любовь.

Он сравнивает любовь с искусством и одновременно доказывает, что любить по-настоящему может только сильный человек. Также Эрих Фромм отмечает причины возникновения чувства любви с точки зрения психологии.

На самом деле любовь оказывается не так уж и проста, как может показаться на первый взгляд.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В другом своем произведении он описывает все, что связано с властью. В книге «Бегство от свободы» Фромм говорит, что для кого-то власть – это подарок, а для кого-то – величайшая угроза.

Вообще, Эрих Фромм оказался довольно успешным писателем, произведения которого легко и приятно читать. Его книги прочитываются на одном дыхании. Он в легкой для понимания форме преподносит читателю сложные вещи в таком свете, что они становятся ясны даже тем, кто ничего не понимает в психологии. К тому же его книги просто интересны.

Вот еще несколько хороших произведений, которым стоит уделить свое драгоценное время. Кстати, они находятся в свободном доступе в сети Интернет, и ни для кого не составит труда их скачать и прочесть:

  • Иметь или быть?
  • Анатомия человеческой деструктивности.
  • Человек для себя.
  • Сумерки богов.
  • Забытый язык.
  • Здоровое общество.
  • Адольф Гитлер. Клинический случай некрофилии.
  • И многие другие произведения.

Очевидно, что Эрих Зелигман Фромм является крайне интересной личностью. Его жизнь была богата различными событиями. Он внес существенный вклад в психиатрию и психологию. Он пытался связать несколько философских течений в одно, найти в них что-то общее, и у него это получилось.

У Эриха Фромма было мнение, что общество должно стать таким, чтобы люди в нем были связаны любовью друг к другу, считали себя братьями и сестрами, были солидарны друг с другом. Это был великий ученый, философ, психолог, автор многих книг и политический деятель своего времени, о котором будет помнить не одно поколение. Ольга Морозова

Библиография

  • 1922 – «Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства»
  • 1941 – «Бегство от свободы»
  • 1947 – «Человек для самого себя»
  • 1949 – «Мужчина и женщина»
  • 1950 – «Психоанализ и религия»
  • 1951 – «Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов»
  • 1955 – «Здоровое общество»
  • 1956 – «Искусство любить»
  • 1962 – «По ту сторону порабощающих нас иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом»
  • 1968 – «Природа человека»
  • 1970 – «Кризис психоанализа»
  • 1973 – «Анатомия человеческой деструктивности»
  • 1976 – «Иметь или быть»
  • 1979 – «Величие и ограниченность теории Фрейда»
  • 1981 – «О неповиновении и другие эссе»

Эрих Фромм

🎥 Видео

Эрих Фромм. Свобода, религия Маркс и Фрейд.Скачать

Эрих Фромм. Свобода, религия Маркс и Фрейд.

СПАСИТЕЛЬНЫЕ цитаты Эриха ФроммаСкачать

СПАСИТЕЛЬНЫЕ цитаты Эриха Фромма

Эрих Фромм Человек для самого себяСкачать

Эрих Фромм   Человек для самого себя

Эрих Фромм стоит ли изучатьСкачать

Эрих Фромм стоит ли изучать

Интервью с Эрихом Фроммом на телеканале «Эй би си» эфир от 25 мая 1958 гСкачать

Интервью с Эрихом Фроммом на телеканале «Эй би си» эфир от 25 мая 1958 г

Эрих Фромм - Чем меньше я имею, тем больше я способен любить.Скачать

Эрих Фромм - Чем меньше я имею, тем больше я способен любить.

Маргинал про Эриха ФроммаСкачать

Маргинал про Эриха Фромма

Эрих Фромм и бегство от свободы или как мы загоняем себя в рамки [Психотерапия #51]Скачать

Эрих Фромм и бегство от свободы или как мы загоняем себя в рамки [Психотерапия #51]

Эрих Фромм - лекция в Калифорнийском университете, 30.10.1964Скачать

Эрих Фромм - лекция в Калифорнийском университете, 30.10.1964

Эрих Фромм Социально-философский подход к проблеме личностиСкачать

Эрих Фромм  Социально-философский подход к проблеме личности

Как справляться с одиночеством? |Обзор Эрих Фромм "Искусство Любить" |Книжный клуб с Ксенией МазуриСкачать

Как справляться с одиночеством? |Обзор Эрих Фромм "Искусство Любить" |Книжный клуб с Ксенией Мазури

Эрих ФроммСкачать

Эрих Фромм

Эрих Фромм «Бегство от свободы» / ИГН МГПУСкачать

Эрих Фромм  «Бегство от свободы» / ИГН МГПУ

Эрих Фромм - Отчуждение как болезнь общества и индивидаСкачать

Эрих Фромм - Отчуждение как болезнь общества и индивида

Искусство любить (Эрих Фромм)Скачать

Искусство любить (Эрих Фромм)

Эрих Фромм - Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить.Скачать

Эрих Фромм - Для человека все важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить.
Поделиться или сохранить к себе: