Диалогическое общение

Диалогическое общение Полезное
Диалогическое общение — это… Характеристика, виды и развитие

Диалогическое общение

Под диалогом следует понимать равноправное общение субъект-субъектного плана, целью которого является саморазвитие, самопознание и взаимное познание партнеров. В нашей статье рассмотрим категорию диалогического общения: обучение, принципы, виды, характеристику. Помимо этого, коснемся вопроса развития.

Содержание
  1. Диалогическое и монологическое общение
  2. Основополагающие принципы общения
  3. Уровни общения
  4. Императив
  5. Манипуляция
  6. Творческий процесс
  7. Развитие общения
  8. Цель общения
  9. Диалог у дошкольников
  10. Этапы развития
  11. Актуальные приемы стимулирования речи
  12. Заключение
  13. Диалог в русском языке — структура, правила и примеры составления
  14. Виды и уровни общения
  15. Формы выражения
  16. Манера речи
  17. Понятие диалогической речи у детей
  18. Речевая активность
  19. Что такое диалог в общении?
  20. Диалог в общении как речевая реакция
  21. Понятие диалогической речи
  22. Диалогическая речь в общении
  23. Шаблоны диалогической речи
  24. Диалогическое общение детей
  25. Характеристика диалога
  26. Диалогическая речь как языковая функция
  27. Особенности диалогической речи
  28. Роль диалога в развитии ребенка
  29. ♀ «Диалогическое общение — это… Характеристика, виды и развитие»♂ | Агрегатор Новостей
  30. 🔍 Видео

Диалогическое и монологическое общение

Диалог — не что иное, как попытка разговора, причем на равных. Данное определение разработал Г. С. Померанц. Когда целое не складывается, речь идет о диалоге глухих. Так, можно косвенно определить подлинный диалог как общение с попыткой понять партнера.

Диалогическое и монологическое общение — категории противоположные. Монолог определяется односторонним характером. Он заключает в себе неизбежность неправдивого итога посредством абсолютизации частички истины.

По-видимому, именно об этом говорили средневековые монахи в пословице: “Дьявол — логик”. Под дьяволом целесообразно понимать наше желание навязывать собственную волю, желание доминировать, а также актуальные страсти.

Приблизительно это же отмечает Кришнамурти в притче, которую написал десятки лет назад: “Однажды человек отыскал кусок истины. Дьявол был огорчен, но после сказал: “Ничего страшного: он постарается сделать истину системой и вернется ко мне””. Диалог — это своеобразная попытка лишения дьявола его добычи посредством доверительности и открытости диалогового общения.

Основополагающие принципы общения

В качестве базовых принципов диалогического общения К. Роджерс выделил следующие:

  • Конгруэнтность собеседников. Здесь речь идет о соответствии опыта, его полного осознания и средств диалогического общения одного человека опыту, его полному осознанию и инструментам общения другого. Это разговор «здесь и сейчас», настрой на определенное психологическое состояние партнера и самого себя.
  • Априорное доверие к собеседнику. Принятие другого человека как безусловной ценности — «любовное устранение самого себя из жизни другого» («Эстетика словесного творчества», М. М. Бахтин).
  • Восприятие собеседника в качестве равного, который имеет право на собственное решение и мнение. Фактически люди так или иначе являются неравными: по способностям, возможностям, знаниям и так далее. Однако если взглянуть на ситуацию с другой стороны, то они равны, потому что способны выразить свое понимание того или иного вопроса. Диалогическое общение — это конструирование понимания ситуации и общности ее восприятия.
  • Дискуссионный, проблемный характер общения. Речь идет о разговоре на уровне позиций и точек зрения. Стоит заметить, что «устоявшееся» мнение может легко превратиться в догму. Народная мудрость по своей сути является диалогичной: по любой проблеме существуют утверждения противоположного плана.
  • Персонифицированный характер диалогического общения. Иными словами, это разговор от имени своего «Я». Обобщенные безличные выражения, такие как «Давно установлено» или «Всем известно», способны разрушить диалог.
  • Уровни общения

    Три представленных разновидности общения можно назвать уровнями в развитии диалогического общения. Ритуальное общение считается первичным и достаточно поверхностным, скажем так, формальным. Глубина в данном виде диалогического общения возникает лишь тогда, когда человек вступает в контакт с социальными субъектами (обществами, сообществами, группами) на уровне символики.

    Под ролевым общением в значительной степени следует понимать внутригрупповое и деловое общение. Его основой считается функциональное разделение общей деятельности. Диалогическое общение — это в первую очередь «чистое общение» (Г. Зиммель), словно коммуникация. Это формирование единого пространства смыслов, взглядов и людской метод существования.

    https://www.youtube.com/watch?v=w6_V7cpIKo8

    Сущность рассматриваемой категории становится предельно ясной, если охарактеризовать ее противоположность, то есть монологическое общение.

    Это не что иное, как навязывание одним лицом другому собственных целей, использование индивида для достижения своих умыслов. Здесь мы сталкиваемся не с общением «субъектно-субъектного» типа, а с «субъект-объектным».

    Целесообразно выделить два вида монологического общения: манипуляция и императив.

    Императив

    Императивное общение нужно рассматривать как авторитарную, директивную форму влияния на собеседника.

    Целью в данном случае является достижение контроля над его внутренними установками и поведением, принуждение к тем или иным решениям и действиям.

    Зачастую императивная форма общения применяется для установки контроля и управления внешним поведением индивида. Как средства воздействия здесь используются указания, приказы, предписания, наказания, требования, а также поощрения.

    Основная особенность императива состоит в том, что принуждение, будучи целью общения, не является завуалированным: «Будешь делать именно так, как я скажу».

    Данный вид в достаточной степени распространен в экстремальных и нетворческих разновидностях совместной деятельности.

    Сюда следует отнести функционирование «силовых структур», деятельность производственного значения, администрирование государственного (высокого) уровня.

    Манипуляция

    Манипуляция — не что иное, как воздействие на собеседника для достижения собственных намерений скрытого характера. В Оксфордском словаре данная категория определяется как акт влияния на человека, управления им с ловкостью, однако с особо пренебрежительным подтекстом.

    Другими словами, это скрытое воздействие и «обработка». Основное отличие манипуляции от императивного общения заключается том, что партнера не информируют об истинных целях контакта. Они или банальным образом скрываются от него, или заменяются иными.

    Манипулятор применяет уязвимые места индивида в психологическом плане.

    Среди них особенности характера, желания, привычки или достоинства, другими словами, все, что может срабатывать автоматическим образом, без сознательного анализа, способного разрушить манипуляцию или превратить ее в малоэффективную.

    Творческий процесс

    Диалогическое общение – это постоянный творческий процесс, связанный с взаимным раскрытием, пониманием, а также принятием другого взгляда на определенные вещи. Собеседники занимают такую позицию по жизни, которую Бахтин трактовал как «вненаходимость». Это позиция отсутствия прагматического интереса и бескорыстности в отношении собеседника.

    Диалог стоит рассматривать как разновидность общения, где дух целого появляется и начинает прокладывать себе дорогу через различия реплик. В беседе согласие можно достичь без явно выраженной гегемонии единого голоса.

    Под диалогическим текстом нужно понимать полифонический текст, иными словами, «хор ». Интересно знать, что самым близким к идеальной форме полифонического текста в отечественной литературе Бахтин отмечал творчество Ф.

    Достоевского.

    Развитие общения

    Рассмотрим развитие диалогического общения детей и взрослых. Под развитием диалога следует рассматривать в первую очередь развитие самосознания в личностном плане и на основе этого – способности не только слушать, но и слышать собеседника.

    Развитие дошкольника в отношении речи включает такой термин, как умение вести диалог, иными словами, общаться с окружающими. При общении реализуется первоначальная и основная функция речи – коммуникативная.

    Формирование и последующее развитие диалогической формы общения считается одной из текущих задач роста ребенка в личностном плане. Это направление в педагогическом взаимодействии происходит в рамках взаимного дополнения следующих образовательных сфер: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Цель общения

    Ключевые цели диалогического общения — это поддержка социальных контактов, влияние на поведение и эмоциональную составляющую партнера, а также обмен интеллектуальными сведениями.

    https://www.youtube.com/watch?v=ihoC2DBk-Xk

    Среди задач категории целесообразно отметить следующие:

  • Освоение языка, который является средством общения.
  • Установление и дальнейшее поддержание детьми и взрослыми социальных контактов при условии применения всех доступных, то есть речевых и неречевых, инструментов.
  • Овладение методиками и средствами формулирования развернутого текста при продуктивной творческой речи.
  • Сохранение интерактивного взаимодействия (это умение слушать и слышать партнера, задавать вопросы, инициативно высказываться, а также проявлять достаточно активное отношение в ответ).
  • Диалог у дошкольников

    В рамках речевого и социально-коммуникативного развития общение в диалогической речи является основной формой категории. Она характеризуется несогласованной активностью дошкольников.

    Здесь нельзя назвать задачей обмен сложными интеллектуальными данными или координацию совместных действий, достижение общего результата.

    В первую очередь удовлетворяется потребность, связанная с установлением эмоциональной связи и социального контакта со сверстниками.

    У ребенка предельно выражена необходимость в презентации собственного «Я», во внимании со стороны окружающих. У него есть неподдельное желание довести до собеседников содержание и цели собственных действий.

    Каждый ребенок испытывает потребность рассказать другим о своих впечатлениях в отношении личного опыта.

    Он охотно откликается, если поступает предложение описать свои походы в лес, любимые игрушки, маму, сестренку или брата.

    Этапы развития

    Развитие культуры диалогического общения проходит такие этапы:

  • Стадия преддиалога («коллективного монолога», «дуэта»).
  • Стадия скоординированных в речевом плане действий, которые направлены на поддержание беседы (социального контакта).
  • Стадия практического взаимодействия (личностно окрашенный контакт, содержательный диалог).
  • В результате осуществляется создание диалогической позиции, развивается умение слышать и слушать партнера.

    Предельно важным является целостный подход к созданию диалогической речи, а также недопустимость варианта, связанного со сведением задач обучения диалогическому общению лишь к освоению формы вопросно-ответного типа.

    Педагогу необходимо обращать внимание на то, чтобы дети овладевали невербальными средствами коммуникации (жестами, мимикой, пантомимикой), правильной грамматической и лексической направленностью в общении.

    У дошкольников следует воспитать звуковую культуру речи (четкую дикцию, чистое произношение, интонационную выразительность).

    Обучение общению диалогического плана осуществляется в процессе различных игр, бесед, драматизаций, инсценировок, занятий продуктивной работой. Именно в таких формах взаимодействия преодолеваются задачи, которые считаются традиционными для метода развития речи:

  • Воспитание речевой культуры во взаимосвязи со звуком.
  • Активизация и обогащение словаря.
  • Создание грамматического строя языка дошкольника.
  • Необходимо подбирать определенные игровые задания, языковой материал, проблемные ситуации так, чтобы активизировать общение между ребятами, их инициативные высказывания, рассказы из личного опыта, вопросы, а также инициировать творчество, связанное с речевой деятельностью.

    Актуальные приемы стимулирования речи

    Важнейшей характеристикой диалогического общения является применение определенных приемов, которые стимулируют речь. Среди них важно отметить следующие:

  • Сюрпризное возникновение предметов, игрушек.
  • Обследование предметов, а также свойств, касающихся их.
  • Драматизации, инсценировки.
  • Беседы на темы, сформулированные из личного опыта.
  • Свободное использование материалов (картинок, цветной бумаги, красок, кубиков), интересных костюмов, элементов декораций и так далее.
  • Заключение

    Итак, мы в полной мере рассмотрели категорию диалогического общения. В заключение стоит отметить, что диалог является основой равновесия, которое было достигнуто после двух мировых войн.

    Экономическая эффективность считается невозможной, если нет устойчивого порядка.

    Последний, в свою очередь, не является актуальным без социальной защиты, которой не существует при условии отсутствия понимания общественных жизненных миров.

    https://www.youtube.com/watch?v=ihoC2DBk-Xku0026t=1307s

    Диалог — не что иное, как выбор собеседниками совместного пути взаимодействия (Д. В. Майборода). Необходимо различать диалог в стандартном, традиционном понимании, то есть логический, и в современном — феноменологический. В первой разновидности связь осуществляется посредством речи (логоса).

    Феноменологический диалог — это непосредственный обмен между личностными мирами. Возможность, связанная с взаимопониманием, основывается на параллелях смыслового типа, на похожих интенциональных структурах и, конечно же, на подобии человеческих организаций сознания.

    Полноценность понимания может обеспечиваться лишь знанием языка собеседника, причем во всей его специфике.

    Прямое межличностное общение имеет место тогда, когда индивиды воспринимают внешний облик друг друга, то есть опираются именно на органы чувств. На основании знаний (опыта), а также увиденного формируются представления о личности собеседника. Они уточняются сведениями о поступках (поведении) человека. Далее осуществляется «объяснение» тех фактов, которые наблюдаются, их интерпретация.

    Чтобы обогатиться взаимным образом, люди должны наделять всех возможностью высказаться. Следует учиться слышать собеседника.

    Сегодня актуальным считается отход от представлений о современном обществе как исключительно о результате государственной деятельности, где в качестве почти единственного источника изменений в социальном плане выступает власть.

    Важно заметить, что внимание переносится на повседневную общественную жизнь, на рядового участника процессов, протекающих в социуме, рассматриваемого как деятеля.

    В различных областях гуманитарного и социального знаний ощущается надобность понимания человеческого опыта с учетом позиции тех людей, которые действуют, их когнитивных структур, образцов переживания и чувствования, нагруженности деятельности в смысловом ключе, телесных и вербальных практик идентичности.

    Видео:21 Психология общенияСкачать

    21 Психология общения

    Диалог в русском языке — структура, правила и примеры составления

    Диалогическое общение

    Одной из разновидностей речевых коммуникаций в русском языке является диалог. Это устный или письменный способ общения, который предполагает обмен репликами. В разговоре, в отличие от монолога, участвуют два человека, но присутствующих, обменивающихся последовательными репликами, может быть и больше.

    Конструктивная коммуникация между людьми основана на важных принципах и логических средствах, позволяющих составить диалог и добиться конечной цели беседы. К ним относятся:

    • способы доказательства и его формы (к примеру, демонстрация);
    • тактические приемы;
    • психологическое воздействие;
    • специальные способы невербального общения.

    Построение текста каждого участника диалога основано на тактах: один из них — произнесение речи, следующий — молчание. Это позволяет называть беседу активным ритмическим процессом.

    Специалисты в сфере коммуникации считают, что в общении также большую роль играет молчание. Если человек прерывает речь в раздумьях, его собеседник не обязан заполнять образовавшуюся паузу. Чаще всего в такой момент удается интерпретировать смысл заминки как согласие или несогласие второго участника со сказанным.

    В современных условиях коммуникации и активного развития ее отраслей (стилистики, риторики, лингвистической прагматики) правильное составление и написание диалогов имеет большое значение. Общение между двумя людьми — это очень сложный и многогранный процесс.

    В виде отдельного жанра такая форма общения появилась во II тысячелетии до нашей эры на Среднем Востоке. Также имеются доказательства ее присутствия в индийских песнопениях Махабхараты и Ригведы.

    На территории Европы огромный вклад в изучение диалога и его использование в литературе сделал Платон.

    https://www.youtube.com/watch?v=ake803fe6nM

    В современной практике понятие выступает в роли философского или литературного жанра, используется как коммуникативный или педагогический метод, а также представляет собой социальный инструмент.

    В теории выделяют два класса — информационные и интерпретационные диалоги. Первые свойственны ситуациям, когда в начале беседы между присутствующими ощущается разрыв в знаниях. Вторые характерны для случаев, когда партнеры владеют одинаковым объемом информации, но в процессе разговора представляют друг другу разное толкование.

    Виды и уровни общения

    В речевой коммуникации распространены два уровня общения — деловой (конвенциональный) и информационный (событийный). Последний характерен для любой сферы взаимодействия людей, он используется в быту, на работе, в деловых отношениях.

    В таких беседах, как правило, всегда есть общая тема и предмет, собеседники реализуют свои высказывания в ситуации партнерства, у них появляется возможность личностной самопрезентации.

    Для делового уровня свойственны другие черты:

    • разговор строится не на основе общего предмета;
    • каждому из участников отводится своя роль, в соответствии с которой частично реализуется партнерство;
    • самопрезентация происходит лишь в определенной степени.

    Таким образом, исходя из задач и целей, выделяют несколько подвидов диалогов. К ним относятся короткий бытовой разговор, деловая беседа, интервью, собеседование и переговоры.

    Общение, присутствующее в повседневности, возникает спонтанно, ему свойственна незапланированность. Участники могут затрагивать любые темы — от личных до политических. Разговору присуще частое отклонение и резкое перескакивание с одного предмета на другой.

    Целью беседы не является принятие какого-либо решения, используется простой разговорный стиль речи. Деловые беседы характерны для официальной среды.

    Они происходят с применением лексически и логически грамотных предложений, а также невербальных средств, позволяющих оказать влияние на собеседника (жестов, манеры поведения, мимики).

    Главной задачей взаимодействия является достижение цели, выдвижение предложений и их критическая оценка, решение возникшей проблемы и т. д.

    Специалисты советуют заранее писать небольшой план беседы, продумывать каждое слово использовать корректные формулировки, чтобы речь выглядела грамотной. Важно всегда учитывать мотивы и интересы собеседника, уважать его позицию и любые взгляды. В деловых беседах рекомендуется избегать лиц, не заинтересованных в теме.

    Особенностью собеседования как разновидности диалога является наличие цели. Один из присутствующих намерен получить как можно больше сведений о другом (работодатель — о кандидате на должность). Это всегда стрессовая ситуация для последнего, но можно подготовиться и корректно ответить на вопросы.

    В интервью одна из сторон представляет собой первичный источник информации, которая узнается собеседником посредством целенаправленно задаваемых вопросов.

    Формы выражения

    Диалогичность наглядно проявляется в беседе, дискуссии и споре. Первая форма — это последовательный обмен мнениями, способствующий пониманию и уточнению свойств конкретного предмета, описанию ситуации. Предполагаются аналогичные взгляды собеседников, доброжелательное отношение друг к другу.

    В споре проявляется противостояние. Участники отстаивают исключительно свою позицию, защищают собственную точку зрения, стремясь одержать победу в разговоре.

    Редко встречаются случаи, когда сторонам удается достичь компромисса, как правило, каждый остается при своем мнении. Не исключены некорректное поведение, хамство и оскорбления, перетекающие в драку.

    Эмоциональная окраска отсутствует, если субъекты решают написать друг другу взаимные претензии.

    Дискуссия как форма проявления диалога представляет собой ясное, последовательное и обоснованное оценивание различных мнений и взглядов. Она базируется на следующих принципах:

    • сопоставление;
    • грамотная и понятная аргументация;
    • рассмотрение и оценивание.

    Такая разновидность взаимодействия считается наиболее действенной, часто она встречается в политической сфере в виде полемики или дебатов.

    https://www.youtube.com/watch?v=ake803fe6nMu0026t=1306s

    Кроме того, выделяют диалоги публичные и «с глазу на глаз». В первом случае не удается сказать оппоненту то, что было бы допустимо наедине. Здесь важно умение убеждать не только собеседника, но и остальных присутствующих, используя железную логику и способность отстаивать свою позицию.

    К публичным беседам готовятся заблаговременно, если известна тема обсуждения. Рекомендуется составить план утверждений и опровержений. Постепенно можно дописать какие-либо факты, тезисы, а также изучить специальную терминологию.

    Манера речи

    Единого образца, как должен выглядеть, развиваться или писаться диалог, не существует. Принципы его построения основаны на взаимном уважении и корректном отстаивании интересов, умении внимательно слушать и логично объяснять свою точку зрения. В большинстве случаев на итог беседы оказывают влияние грамотность, правописание и манера речи.

    Если один из участников выражается слишком громко, то второй может это воспринимать как навязывание мнения. Чрезмерно тихий, невнятный и неуверенный голос, наоборот, приводит к непониманию, вынуждает собеседника переспрашивать, задавать дополнительные вопросы. Высказывания должны быть точными и однозначными, чтобы не возникало некорректного толкования.

    При очень быстром произнесении слов у одного из партнеров появляется впечатление навязчивости, ощущение незаинтересованности и желания поскорее закончить взаимодействие. Если же речь, наоборот, медленная, то второй участник может решить, что время затягивается намеренно с какой-либо целью.

    Независимо от того, происходит диалог устно или письменно, к нему предъявляются строгие требования. Должна присутствовать четкая и логически последовательная система убеждений и аргументов. Партнеры обязаны уметь правильно выстраивать структуру общения, начинать с введения в проблематику и описания ситуации, а затем излагать позицию, принимать решение и подводить итоги.

    Видео:15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)Скачать

    15 Мощных СЕКРЕТОВ Общения с Людьми (Психология Общения)

    Понятие диалогической речи у детей

    Диалогическое общение

    Термин «диалогическая речь» состоит из двух понятий, каждое из которые требует отдельного рассмотрения.

    Согласно С.Л. Рубинштейну речь является психическим процессом, который представляет собой деятельность общения с использованием языка. человеческая речь в силу своего семантического характера может быть использоваться для осознанного общения с другими людьми.

    Речевая активность

    Речевая активность – это одна из главных психических функций человеческого сознания. Все люди способны познавать что-то новое, саморазвиваться, сами себя организовывать, формировать свою собственную личность. Люди постоянно развивают и видоизменяют собственный внутренний мир посредством общения с другими людьми и сталкиваясь с разнообразными культурами.

    Главное предназначение речи – установление коммуникаций. Прежде всего речь нужна для общения с другими людьми. Она позволяет высказывать свои мысли и понимать мысли собеседника.

    Что такое диалог в общении?

    Если же говорить о диалоге, то с греческого языка этот термин переводится как «беседа» или «разговор». Это такая форма речи, которая подразумевает обмен репликами. Эти реплики имеют определенный языковой состав, который формируется на основании восприятия чужой речи. Единицей считается диалогическое единство.

    Оно проявляется в смысловом единстве группы реплик, высказанных для обмена точками зрения. Причем каждая реплика зависит от предыдущих.

    Л.П. Якубинский считает, что диалог – это не просто одна из форм речи. Диалог – это один из главных видов поведения человека. Для того, чтобы с помощью диалога взаимодействовать с окружающими, ребенку нужно обладать целым перечнем социальных и речевых навыков, которые осваиваются им постепенно.

    В процессе диалога обычно быстро обмениваются мыслями, каждая реплика зависит от предыдущих реплик обоих собеседников. Причем обмен мыслями происходит без предварительного обдумывания и сознательного формирования высказываний.

    https://www.youtube.com/watch?v=26IDdgQgJmw

    Обычно диалоги кратки.

    Диалог в общении как речевая реакция

    Согласно Л.В. Щербе диалог нужно рассматривать как речевые реакции, возникающие между двумя общающимися личностями. Эти реакции носят спонтанный характер и основаны на конкретной ситуации и репликах партнера по общению. То есть диалог – это просто последовательность реплик, зависимых друг от друга.

    Диалог – это главная форма общения между людьми. Он состоит из высказываний, которые могут принимать форму ответов и вопросов, возражений и пояснений.

    Во время диалога помимо речевых средств играют большую роль жесты, мимика, тон голоса – все это вкладывает свой смысл и может даже изменять значение произнесенных высказываний.

    Если общаются несколько человек, то грамотней будет назвать это полилогом.

    Понятие диалогической речи

    Теперь обсудим термин «диалогическая речь». Это очень яркая языковая функция, которая несет коммуникативный характер. Ученые связывают диалог с потребностью человека в естественном общении. Диалогическая речь является одной из ключевых форм общения. Немаловажно, что оба партнера понимают, о чем они ведут беседу.

    Поэтому нет смысла развернуто формировать свою мысль. Обычно диалогическая речь проходит в конкретной ситуации и зависит от нее. Она сопровождается и другими способами обмена мыслями – мимикой, тоном голоса, жестами. Поэтому диалогическая речь обычно имеет яркое оформление. Несмотря на то, что речь носит сокращенный характер, собеседники хорошо понимают друг друга.

    Во время диалога люди используют разговорную речь, говорят кратко и обрывисто, часто не договаривая фразы. Предложения используются просты и бессоюзные. Если нужно что-то обдумать, на это тратится очень немного времени. Связность общению придает участие двух собеседников.

    Диалогическая речь в общении

    С точки зрения психологии, диалогическая речь – это общение. Это особая деятельность человека. Эту точку зрения описывают А.В. Запорожец, М.И. Лисина и другие.

    Предметом диалога считаются отношения и взаимодействия между участниками общения.

    Согласно С.И. Лисиной диалог – это целенаправленная деятельность, которая призвана решить задачу согласовать действия между двумя или несколькими людьми.

    Получается, что с точки зрения автора взаимодействие в процессе диалога направляется на объединение и согласование усилий людей для налаживания отношений или для достижения общей цели.

    С точки зрения Л.С. Выготского диалог в общении – это среда, в которой развивается личность ребенка.

    Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге, ребенок должен уметь правильно понимать чужие мысли, формировать собственные высказывания в ответ, правильно выражать свои мысли с помощью языковых средств, поддерживать подходящий эмоциональный фон, осуществлять самоконтроль речи и вносить коррективы в процессе общения с собеседником.

    Шаблоны диалогической речи

    Обычно диалогическая речь по своему характеру непроизвольна и реактивна. Люди часто используют в ней различные шаблоны и принятые клише, в речи людей звучат устойчивые стереотипы.

    Человек в процессе общения использует собственные формулы общения, которые он привык использовать в данной конкретной ситуации по отношению к текущей теме разговора.

    Множество речевых клише позволяют облегчить процесс общения.

    Диалогическая речь может рождаться в силу как внутренних, так и внешних причин.

    Обычно в процессе диалога люди не склонны использовать сложные предложения.

    Они часто внедряют в свою речь сокращения, неправильные словообразования, нарушают существующие синтаксические нормы. Диалогическая речь позволяет ребенку учиться произвольно формулировать свои мысли, он начинает следить за логикой своей речи. Так зарождаются навыки монологической речи.

    Для того чтобы участвовать в диалоге, нужно обладать множеством сложных речевых навыков: ребенок должен уметь правильно понимать чужие мысли, формировать собственные высказывания в ответ, правильно выражать свои мысли с помощью языковых средств, поддерживать подходящий эмоциональный фон, осуществлять самоконтроль речи и вносить коррективы в процессе общения с собеседником.

    Диалогическое общение детей

    Диалогическое общение с ровесниками является очень важной составляющей для полноценного развития личности ребенка, для его социального становления. Ребенок так постоянно упражняется в развитии собственной речи, учится строить коммуникации. Это оказывает воздействие на его самостоятельную активность и саморазвитие.

    https://www.youtube.com/watch?v=rdYtSDHwtrI

    С точки зрения Л.П. Якубинского под диалогической речью нужно понимать такую форму речи, которая основывается на обмене репликами. Состав этих реплик определяется восприятием человека чужой речи и деятельности.

    Характеристика диалога

    Диалогической речи присущи следующие характеристики:

    • для диалогической речи в разговоре должно участвовать минимум два человека, между которыми происходит обмен репликами;
    • обстановка должна носить непринужденный характер;
    • речь постоянно меняет направление от одного участника к другому;
    • речь одновременно воспринимается, продуцируется и высказывается: все это происходит без значительных задержек;
    • активно используются внеязыковые коммуникативные средства;
    • языковая ситуация претерпевает постоянные изменения.

    С помощью диалога ребенок начинает осваивать речь. Это своего рода школа общения с другими людьми. Эта школа пронизывает всю жизнь ребенка, все его отношения. Именно диалог становится главным фактором, влияющим на формирование личности малыша.

    Диалогическая речь как языковая функция

    Диалогическая речь является яркой языковой функцией, носящей коммуникативный характер. Ученые склонны считать диалог ключевой формой общения.

    Диалог в общении проявляется в том, что люди поочередно говорят и слушают друг друга.

    Немаловажно, что в диалоге всегда имеет значение тема разговора. Поэтому собеседники не нуждаются в том, чтобы развернуто излагать свои мысли.

    Обычно диалогическое общение происходит в рамках определенной ситуации. Люди при этом активно используют разные методы передачи мыслей и чувств.

    Используемые жесты и мимика могут не только существенно дополнить, но и изменить смысл произносимых реплик. Иногда речь во время диалога носит фрагментарный характер, но собеседники все равно понимают друг друга.

    Во время диалога люди используют разговорную речь, говорят кратко и обрывисто, часто не договаривая фразы. Предложения используются просты и бессоюзные. Если нужно что-то обдумать, на это тратится очень немного времени. Связность общению придает участие двух собеседников.

    Особенности диалогической речи

    Диалогическая речь обладает целым рядом особенностей. Во-первых, она носит ситуативный характер. Это значит, что диалог в общении полностью зависит от обстановки, в которой он осуществляется, а также от отношений между собеседниками. Во-вторых, диалогическая речь контекстуальная.

    Это значит, что каждая реплика сильно зависит от контекста. В-третьих, она свернутая. Собеседники отлично понимают друг друга, поэтому многое подразумевается, но не произносится. В-четвертых, она реактивная.

    Это значит, что речевые реплики по своей сущности являются реакциями на различные стимулы. В-пятых, она плохо организована. Обычно реплики несут непроизвольный характер, не обдумываются заранее и не формируются в сознании человека. В-шестых, диалогическая речь кратка. Высказывания обычно очень просты в своей синтаксической структуре.

    Роль диалога в развитии ребенка

    Педагогические исследования показывают, насколько важна диалогическая речь в развитии ребенка. Ведь это позволяет ему лучше усвоить родной язык, научиться использовать различные языковые средства для понятного другим людям изложения своих мыслей.

    К сожалению, многие дошкольники старшего возраста способны участвовать лишь в простых формах диалога. Они не могут рассуждать и приводить аргументы своим высказываниям. Они не могут долгое время поддерживать разговор и не проявляют инициативу в том, чтобы его начать.

    Как правило, диалогическая речь всегда предшествует монологической.

    С помощью частых диалогов дети овладевают грамматическим строем речи, изучат фонетику, пополняют свой лексический словарь, расширяют кругозор. Диалог в общении позволяет ребенку развивать свои социально-речевые навыки.

    Таким образом, мы обсудили значение термина «диалог», поняли что важно разрабатывать методики для формирования диалогической речи у дошкольников.

    https://www.youtube.com/watch?v=rdYtSDHwtrIu0026t=286s

    Диалогическая речь – это сложный вид речевой деятельности, в которой каждая реплика носит контекстный характер.

    Формирование диалогической речи у старших дошкольников мы обсудим в следующих статьях.

    Видео:диалогическое общениеСкачать

    диалогическое общение

    ♀ «Диалогическое общение — это… Характеристика, виды и развитие»♂ | Агрегатор Новостей

    Диалогическое общение

    Под диалогом следует понимать равноправное общение субъект-субъектного плана, целью которого является саморазвитие, самопознание и взаимное познание партнеров. В нашей статье рассмотрим категорию диалогического общения: обучение, принципы, виды, характеристику. Помимо этого, коснемся вопроса развития.

    🔍 Видео

    Понятие общениеСкачать

    Понятие общение

    Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

    Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

    Психология общения. Урок 1. Понятие, функции, три основных типа общенияСкачать

    Психология общения. Урок 1. Понятие, функции, три основных типа общения

    Михаил Михайлович Бахтин. Диалогическая теорияСкачать

    Михаил Михайлович Бахтин. Диалогическая теория

    Открытый урок СПО. Структура общения.Скачать

    Открытый урок СПО. Структура общения.

    Секреты невербального общения. Разбор на примерах телеведущихСкачать

    Секреты невербального общения. Разбор на примерах телеведущих

    5 класс - Русский язык - Что такое речь? Речь монологическая и диалогическая, устная и письменнаяСкачать

    5 класс - Русский язык - Что такое речь? Речь монологическая и диалогическая, устная и письменная

    2. Диалогическая философия и диалогизмСкачать

    2. Диалогическая философия и диалогизм

    НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ | Язык телаСкачать

    НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ | Язык тела

    Пример манипулятивного общения.Скачать

    Пример манипулятивного общения.

    Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

    Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

    Философия М. М. Бахтина. Диалог и монологСкачать

    Философия М. М. Бахтина. Диалог и монолог

    Как убеждать людей? Психология общения для начинающих! Аудиокнига целикомСкачать

    Как убеждать людей? Психология общения для начинающих! Аудиокнига целиком

    Тренинг невербального общенияСкачать

    Тренинг невербального общения

    «Психологические аспекты общения» | Корпоративный университет РДШСкачать

    «Психологические аспекты общения» | Корпоративный университет РДШ

    Ненасильственное общение: семинар Маршалла Розенберга, ч. 1/4 (Русский язык)Скачать

    Ненасильственное общение: семинар Маршалла Розенберга, ч. 1/4 (Русский язык)
    Поделиться или сохранить к себе: