По тому, как часто мы слышим термин «гиперактивный ребенок», может сложиться впечатление, что таких малышей вокруг очень большое количество. Однако это, конечно же, заблуждение, потому что большинство детей, которых родители и педагоги называют гиперактивными, с медицинской точки зрения таковыми не являются. Это просто активные дети.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности- это серьезный клинический диагноз и его ставят врачи на основе различных лабораторных исследований ребенка и длительного наблюдения за ним.
Проявлениями этого синдрома являются неврологические и поведенческие нарушения в развитии ребенка: высокая возбудимость и активность действий, отсутствие концентрации внимания на определенном предмете, импульсивность.
Но в первую очередь такие дети испытывают огромный дефицит внимания и всеми силами стараются привлечь его к себе, отсюда и повышенная травмированность таких детей.
Важно! Данный синдром отличают от других болезней с похожими проявлениями и лечат длительное время под постоянным наблюдением специалистов: невролога, психотерапевта, психолога, а при необходимости привлекая и других специалистов.
В этой статье мы поговорим о причинах и симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания, а также каким должно быть воспитание гиперактивного ребенка и как помочь ему социализироваться.
- Причины гиперактивности у детей
- Симптомы гиперактивности у детей
- Нужно ли лечение гиперактивного малыша
- Как вести себя с гиперактивным ребенком
- Гиперактивный школьник или как воспитывать непоседу
- Как помочь если началась истерика
- Гиперактивный ребенок, что делать? Советы родителям
- Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?
- Специфика воспитания гиперактивного ребенка
- Что делать, если ребенок рассеянный?
- Как воспитывать импульсивного ребенка?
- Как конструктивно использовать избыточную энергию ребенка?
- Чего делать нельзя при воспитании гиперактивных детей?
- Воспитание гиперактивного ребенка, или Чего не знают родители гиперактивных детей
- Синдром гиперактивности: при чем здесь кожный вектор?
- Как различить нормальную активность и гиперактивность
- Воспитание гиперактивного ребенка: родители, начинаем с себя!
- Воспитание гиперактивного ребенка: главные принципы
- Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка, ошибки и советы
- Причины гиперактивности
- Как понять, что у ребенка гиперактивность?
- Критичный возраст
- Нужно ли идти к врачу
- Как вести себя с ребенком с СДВГ?
- Как воспитывать активного «непоседу»?
- Понять особенности
- Установить правила
- Управлять сбросом энергии
- Убрать раздражители
- Что делать при истерике?
- Возможные ошибки при воспитании
- 📸 Видео
Причины гиперактивности у детей
На формирование СДВГ и непосредственно гиперактивность малыша могут влиять очень большое количество факторов. Официальная медицина выделяет следующие причины возникновения СДВГ у детей:
- Наследственные факторы;
- Органические поражения ЦНС плода в период беременности;
- Патологические состояния и вредные привычки матери при беременности;
- Родовые травмы, перенесенные ребенком;
- Ранние черепно-мозговые травмы у ребенка, полученные в первые месяцы жизни;
- Инфекции;
- Отравления;
- Неблагоприятные экологические условия и плохое питание.
Изменения, происходящие в нервной системе детей при СДВГ, связаны с выработкой дофамина и истончением коры больших полушарий мозга. Они незначительны, но их последствия необратимы, ведь этот синдром не лечится никакими лекарственными средствами и остается с человеком на всю жизнь.
Симптомы гиперактивности у детей
Гиперактивность — это одно из проявлений СДВГ наряду и импульсивностью и сильным нарушением внимания. Наглядно выражается в неудержимой болтливости и суетливости, отсутствии усидчивости и концентрации на одном предмете или действии, высокой двигательной активности, повышенной эмоциональности поведения, громком и импульсивном выражении эмоций, которые быстро сменяют друг друга.
Воспитание такого малыша намного труднее, чем обычного ребенка. Такие дети спокойно и тихо не могут играть, очень много бегают и ерзают на месте, не соблюдают правил игры, мешают другим, перебивают, начинают отвечать на вопросы, не дослушав их до конца.
Нужно ли лечение гиперактивного малыша
Существует много мнений относительно лечения повышенной (гипер) активности у детей, в том числе и связанной с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Чаще всего родители предпочитают «не пичкать» свое чадо лекарственными средствами и надеются, что ребенок «перерастет» свою болезнь. Здесь надо заметить, что, как правило, это большое заблуждение и гиперактивные дети становятся гиперактивными взрослыми с еще большим набором социальных и психологических проблем в жизни.
Такие взрослые, бесспорно обладающие талантом, не могут реализовать себя в жизни из-за того, что любое новое дело, за которое они берутся, никогда не доводится до конца, быстро наскучивает.
Важно! Синдром дефицита внимания и гиперактивности нельзя полностью вылечить, но с ним можно научиться жить.
https://www.youtube.com/watch?v=h7NoAPRN41U
Лечение СДВГ проводится с целью облегчить симптомы течения болезни. При этом, в зависимости от выраженности заболевания у данного малыша, назначаются ноотропные и седативные препараты, витамины, гомеопатические средства, массажи и т.д.
Но самым важным в лечении гиперактивности является психологическая сторона, то есть установление контакта с таким ребенком, постоянное внимание к нему.
Как вести себя с гиперактивным ребенком
Если у родителей в семье действительно растет гиперактивный ребенок, то главная задача в данной семье сблизиться с ним, вызвать доверие. Обычно такие детки больше привязаны к матери, но они ищут одобрения и внимания и со стороны отца, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек.
Как же следует вести себя родителям? Существует несколько рекомендаций для семей, в которых растут дети с повышенной активностью поведения:
- Хвалите свое чадо как можно чаще и по малейшему поводу.
- Соблюдайте строгий режим дня, он просто необходим для облегчения течения данного заболевания.
- Чтобы помочь малышу влиться в коллектив родители должны поощрять и развивать его таланты и увлечения.
- Не говорите длинными фразами. Малыш все равно их не запомнит. Старайтесь коротко и точно формулировать свои требования к ребенку.
- Как можно реже используйте в своей речи запреты с «не»: не болтай, не бегай. Для того, чтобы заперт был понятен, вместо этих глаголов используйте словосочетания: перестань разговаривать, перейди на шаг или остановись.
- Делайте задания вместе с ребенком, а не посылайте его в другую комнату с повелением: иди и делай уроки. Со временем, можно давать закончить задание самому, но обязательно проверять точность выполнения.
- Научитесь контролировать и регулировать поведение ребенка при помощи разных методик.
Гиперактивный школьник или как воспитывать непоседу
Именно в начальной школе чаще всего и обнаруживается проблема гиперактивности ребенка. До этого относительно спокойные дети становятся слишком импульсивными, болтливыми и непоседливыми, теряется концентрация, могут возникать проблемы со сном, речью, и даже судорожные подергивания отдельных частей тела, а также проблемы в общении с другими детьми.
Чем помочь маленькому школьнику, если сконцентрироваться на предмете изучения или просто усидеть на уроке для него уже большая проблема. Психологи рекомендуют родителям и педагогам таких учеников действовать поэтапно в соответствии с описанными ниже пунктами.
Шаг первый: понять особенности.
То есть родители и педагоги должны согласовывать свои действия с лечащим врачом психологом и неврологом. В
соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать нагрузку и психологический климат в коллективе для данного учащегося. Обязательно малыша заранее подготовить к школе психологически.
Шаг второй: установить правила
Как было уже сказано, необходим строгий распорядок и правила, в соответствии с которыми строится взаимодействие малыша в школьном коллективе.
Шаг третий: управлять сбросом энергии
Взрослые должны научиться управлять сбросом энергии у малышей с помощью различных методик, чтобы ее выход не стал неконтролируемой катастрофой. Планируйте детский досуг, занимайте чадо любимыми занятиями: танцами, рисованием, плаванием, прогулкой в парке или др.
Шаг четвертый: убрать раздражители
Больные СДВГ не могут надолго концентрировать свое внимание, поэтому очень важно, чтобы их не отвлекало ничего от предмета изучения.
Как помочь если началась истерика
Истерика у детей с СДВГ проходит очень тяжело, поэтому до нее лучше не допускать и переключить внимание ребенка на что-то другое. Если чувствуете, что ваше чадо вот-вот взорвется, то лучше уступите его желанию.
Видео:10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор КомаровскийСкачать
Гиперактивный ребенок, что делать? Советы родителям
Дети дошкольного возраста часто очень активны, импульсивны и рассеяны, но никаких заболеваний центральной нервной системы у них нет.
Далеко не все родители способны разграничить особенности детского характера и темперамента и синдром гиперактивности – для возникновения опасений признаки патологии должны проявляться и повторяться в течение долгого времени.
Точный диагноз может поставить только специалист после комплексного обследования.
https://www.youtube.com/watch?v=yJDKlJWrzGg
При возникновении подозрений не пытайтесь накормить отпрыска успокоительными. Первое, что нужно сделать, – обратиться к доктору. Второе – запастись терпением.
Гиперактивный ребенок: что делать и чего ждать родителям?
Предположим, обследование подтвердило ваши подозрения и у вашего ребенка действительно синдром гиперактивность. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Главный момент — не впадайте в панику. Такие дети обладают уникальными способностями, а если правильно заниматься с ними, то и потенциальными возможностями.
Для того чтобы развить у особенных гиперактивных детей умения и навыки, которыми они ранее не обладали, необходим такой же особенный родительский подход:
- Во-первых, постарайтесь смягчить любые проявления агрессии. Импульсивность и драчливость имеют непреднамеренный характер у таких детей. Объясните вашему чаду, что агрессивные действия разрушительны и вредны и что их нужно сдерживать. Расскажите ребенку, что приносить извинения за причиненный вред – это первая необходимость. Агрессивное поведение необходимо исправлять сразу, как только заметите его, чтобы защитить ребенка от взаимных обид среди сверстников и психологических травм из-за драк, споров или оскорблений.
- Во-вторых, не воспринимайте гиперактивность ребенка как свою вину. Причин гиперактивного поведения может быть масса и практически все они не зависят от родителей, а потому вместо терзаний чувством вины лучше заняться поиском решения возникшей проблемы.
- В-третьих, гиперактивные особенные дети нуждаются в разнообразной поддержке и помощи квалифицированных и любящих взрослых – задействуете усилия всей заинтересованной группы людей: воспитателей, преподавателей, психологов. И помните, что традиционные методики воспитания необычных детей, как правило, неэффективны.
- В-четвертых, не вешайте ярлыки и противодействуйте этому в обществе. Ярлык «плохое поведение», а за ним «плохой ребенок», возникающие из-за нестандартного поведения отпрыска, провоцируют его на еще большие проступки, агрессию и неадекватное поведение – малыш привлекает внимание взрослых. Ярлыки усугубляют антисоциальное поведение и нивелируют все цели воспитания: сформировать личность, которая сможет быть счастливой в учебе, работе и личной жизни.
- В-пятых, гиперактивного ребенка делает более спокойным и уравновешенным тесное общение с родителями. Ласковый и понимающий подход к чаду способен сдержать его вспыльчивость, и помочь сконцентрировать внимание на каком-либо занятии. Это может быть время, проведенное наедине с малышом, чтение сказок, беседы, совместное прослушивание тихой и спокойной музыки, ласковые объятия и постоянный визуальный контакт.
- В-шестых, гиперактивные дети практически всегда нуждаются в квалифицированной помощи специалиста по воспитанию или психолога. Эти специалисты помогут ребенку избавиться от негатива и заниженной самооценки, возникшей из-за неприятия его в воспитательном или учебном заведении (сад или школе). Часто ребенок все делает назло только потому, что не находит понимания у своего близкого окружения, а потому родителям тоже не мешает посетить психолога, чтобы научиться формировать альтернативную наказаниям форму поведения в ответ на агрессию, импульсивность и непослушность ребенка.
- В-седьмых, для гиперактивных детей очень важна среда, в которой они находятся. Составьте список мест и ситуаций, в которых ребенок чувствовал себя комфортно и был спокойным. Обращайте внимание на то, как влияют на его поведение сверстники. Исключите из круга общения детей, которые усугубляют импульсивность и агрессию вашего отпрыска. После анализа попытайтесь устроить его окружение и стиль жизни в соответствии с этим списком.
- В-восьмых, у вас есть шанс воспитать из гиперактивного ребенка одаренного и талантливого взрослого. Невнимание у таких детей часто переходит в гипервнимание, а интенсивной концентрацией могут похвастаться далеко не все дети и взрослые. Также во многих профессиях очень важны способности фантазировать, воображать и замечать детали, что свойственно детям с гиперактивным поведением. Ребенок, неспособный проводить время впустую, может вырасти и стать трудоголиком. Миф о том, что гиперактивность предполагает лень, не выдерживает ни одного исследования в этой области.
Помните, что не существует единого руководства по обучению и воспитанию гиперактивных детей. Любая методика индивидуальна и должна пересматриваться при отсутствии реакции ребенка.
Специфика воспитания гиперактивного ребенка
Гиперактивные особенные дети видят мир по-другому, реагируют на него не так, как все и решают возникшие задачи и трудности иначе. Эти отличия требуют специфического подхода к обучению и воспитанию гиперактивных детей.
Что делать, если ребенок рассеянный?
Почти невозможность гиперактивного ребенка сосредоточиться приводит к нестабильному интересу к занятиям и отсутствию концентрации на каком-то одном предмете. Постоянная рассеянность ребенка требует выполнения психологического закона трехкратного «Н»: короткие, но частые наставления, награды, напоминания.
https://www.youtube.com/watch?v=a_unOfG9Z2c
Несколько советов по борьбе с рассеянностью детей:
- Старайтесь всегда, разговаривая с ребенком, устанавливать зрительный контакт.
- Используйте короткие фразы, обращаясь к малышу, как правило, у детей с гиперактивностью страдает аудиальная память. Просите ребенка повторять то, что вы сказали, а не ограничиваться односложными ответами.
- Говорите четко, ясно, прямо и единожды: «Перестань прыгать/бегать/кричать». Используйте не абстрактные фразы вроде «убери в комнате», а конкретные: «убери книги на место», «убери игрушки в ящик». Задания должны быть ясными и последовательными.
- Ставьте задачи поочередно и постепенно, проверяя выполнение предыдущей. Ребенок может не запомнить все задания, высказанные одновременно: «Иди в комнату, умойся, переодень футболку, сделай домашнее задание…».
- Попробуйте дробить домашние задания на небольшие задачи. Можно начать выполнять работу вместе, а затем отойти и иногда подходить с предложением помощи или совета.
- Говорите с отпрыском лично. Не кричите из кухни «Иди обедать!», если дитя во что-то играет. Присоединитесь к игре, и при первом удобном моменте позовите его к столу. Гиперактивность не означает упрямство или глупость, просто ребенку сложно быстро перейти от своих действий к вашим.
- Для привлечения внимания ребенка и его концентрации можно использовать нестандартный подход: игры, рассказы, юмористические приемы, интересные жесты, мимику, прикосновения.
- Ребенок нуждается в порядке, тем более – гиперактивный, поэтому навсегда исключите беспорядок там, где вы живете.
- Старайтесь держать отпрыска в поле зрения и слуха. Гиперактивным детям очень легко найти отвлекающий объект, поэтому им нужно постоянно помогать концентрироваться на конкретной задаче.
- Хвалите и благодарите детей за выполненные задания. Будет это словесная похвала или материальное вознаграждение – решать вам.
Как воспитывать импульсивного ребенка?
Поведение гиперактивных детей зависит от импульса, они не могут спрогнозировать последствия, поэтому будьте готовы к тому, что ребенок может попадать в несчастные случаи.
Рекомендации, как бороться с импульсивностью:
- Приучите вашего ребенка считать в уме, например, до десяти, и только после этого что-либо делать. Попробуйте объяснить отпрыску, что есть действия и их последствия, и это всегда нужно учитывать. Воспитайте в отпрыске способность представлять себя на месте другого человека. Закрепляйте привитые навыки на практике.
- Давайте возможность отпрыску делать выбор. Принятие решения заставляет его остановиться и не поступать импульсивно. Вопрос может быть, например, таким: «Какие задания ты бы сделал в первую очередь: по математике или русскому языку?»
- Доверьте ребенку заботу о домашнем питомце, чтобы воспитать эмпатию, мягкость, чуткость, умение присматривать за живым существом.
- Помните, что рядом с импульсивным ребенком не может находиться такой же воспитатель – это абсолютно недопустимо. Работайте над собой, в первую очередь, будьте мудрее в любой ситуации. Вашему ребенку не на кого больше положиться, кроме вас.
- Заранее продумывайте, чем занять ребенка во время вынужденного ожидания, например, в очереди. Это могут быть мысленные игры или словесные, книга, ваш интересный рассказ.
Как конструктивно использовать избыточную энергию ребенка?
Бесцельные движения, беспокойство, постоянная суета детей с гиперактивностью вынуждают их родителей постоянно и без устали присматривать за ними. родительская задача – применить избыточную энергию ребенка в конструктивном русле.
Рекомендации по борьбе с повышенной моторикой гиперактивного отпрыска:
- Вы должны научить ребенка полностью расслабляться, например, с помощью спокойной музыки, дыхательных упражнений или медитации.
- Ваш отпрыск должен уважать личное пространство окружающих его людей.
- Обустройте ваше жилье так, чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно. Учтите, в доме вряд ли когда-нибудь будет идеальный порядок, не ждите от гиперактивного ребенка слишком многого.
- Воспитайте в ребенке умение внимательно слушать и не перебивать.
- Сохраняйте стабильность и систематичность методов воспитания. Попустительство может разрушить результаты годами внедряемой концепции.
Чего делать нельзя при воспитании гиперактивных детей?
Существует несколько «золотых» правил, указывающих родителям, чего избегать и чего категорически делать нельзя при воспитании гиперактивных детей:
- Не используйте слово «нет» в разговоре с ребенком. Попробуйте строить фразы так, чтобы в них не было запретов через отрицание. Например, вместо запрета «не ходи по газону» скажите «иди по дорожке».
- Не читайте длинных нотаций. Запрещайте коротко и понятно.
- Не наказывайте. Наказания только злят гиперактивного ребенка, он не способен понять, за что его наказали.
- Не используйте слово «плохо» в высказываниях по поводу поведения отпрыска. Вместо «не делай этого» используйте «мы вместе сделаем правильно».
- Забудьте о негативе и скандалах. Это касается отношения к ребенку, к себе и к ситуации.
- Не отдавайте малыша в секции или кружки, чтобы там направили его энергию в нужное русло. Дети с гиперактивностью не могут выдержать повторения в любом их виде. Составьте график «выплескивания энергии» для ребенка дома, если нет возможности нанять индивидуального тренера.
- Не забывайте о безопасности гиперактивного ребенка, ведь для него получить ссадины, порезы или синяки — пустячное дело.
- Не пытайтесь исправить ошибки во время усердного выполнения задания, это может сбить увлеченность малыша.
- Не допускайте переутомления ребенка (телевизор, компьютер, магазины, рынки и т.п.).
- Не предъявляйте к дитю завышенных требований.
- Не заставляйте отпрыска есть через силу.
- Не забывайте говорить малышу о том, как вы его любите.
Заниматься воспитанием гиперактивного ребенка чрезвычайно сложно, возможно, порой вы будете чувствовать, что это он управляет вами, а не вы им. Но всегда помните: особенные дети не хуже всех, они просто другие. Развивайтесь, постигайте нестандартные методики воспитания и однажды поймете, что не только вы делаете своего отпрыска лучше, но и он вас. ( 11 среднее 3.5454545454545454 из 5 )
Вам также может понравиться
Видео:СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детейСкачать
Воспитание гиперактивного ребенка, или Чего не знают родители гиперактивных детей
Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что состояние ребенка до 6 лет теснейшим образом связано с психологическим состоянием родителей: напрямую зависит от матери, косвенно от отца. Именно родители обеспечивают своему ребенку базовое чувство защищенности и безопасности, а нарушение этого чувства приводит к самым печальным последствиям.
..
4 4839 1 Января 2018 в 23:33
Начнем с самого главного: синдром гиперактивности, или, как его называют, Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), очень часто связан с психическими особенностями ребенка и при правильном подходе хорошо поддается коррекции.
Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, что подобные нарушения чаще всего могут проявиться у детей с кожным вектором, реже — у обладателей уретрального вектора. Если у вас растет гиперактивный ребенок, можно с гарантией сказать, что у него есть либо кожный, либо уретральный вектор.
Исходя из этого базового положения, мы и будем рассматривать пути коррекции и особенности воспитания гиперактивного ребенка. В данной статье рассмотрим особенности подхода к детям с кожным вектором.
https://www.youtube.com/watch?v=XuQfv18Qp20
В этой статье мы расскажем:
- о том, что такое кожный вектор и какое отношение он имеет к гиперактивности;
- о том, как родители влияют на состояние и поведение ребенка;
- как родителям не перепутать синдром гиперактивности и нормальную детскую активность;
- что делать, если у вас действительно гиперактивный ребенок, и что ни в коем случае не делать, какие методы воспитания использовать, а какие нет.
Для начала, дорогие родители, спешим вас успокоить. Если вашему ребенку поставили диагноз синдром гиперактивности (симптомы будут описаны далее), то это еще совершенно не значит, что его ждет плохая судьба. Есть много известных и очень успешных в современном мире людей, которым в детстве ставили такой диагноз.
Это, например, обладатель Грэмми, певец Джастин Тимберлэйк, звездный шеф-повар Джейми Оливер, актер, певец и знаменитый отец Уилл Смит и многие-многие другие. Так что присмотримся к этим свойствам внимательнее и не будем ругать таких деток за те таланты, которые достались им от природы.
Не сомневайтесь, вы еще сможете испытать гордость за своего непоседу!
Синдром гиперактивности: при чем здесь кожный вектор?
Многие родители думают, что гиперактивный ребенок — это тот, кто вечно бегает, прыгает, крутится, не может усидеть на одном месте. То есть ведет себя не совсем нормально. Системно-векторная психология поясняет, что высокая подвижность — это абсолютно естественное проявление для детей с кожным вектором.
При правильном воспитании из таких деток вырастают спортсмены, бизнесмены, инженеры и топ-менеджеры. Гибкая психика, быстрая переключаемость, неусидчивость и подвижность людей с кожным вектором — это не симптомы болезни, а абсолютно востребованные в современном мире качества.
Им сопутствует общая энергичность, логическое мышление и способность мгновенно просчитать выгоду или ее отсутствие.
Считается, что причиной гиперактивности могут быть: неблагоприятная беременность, патологии в родах, психологические причины (излишняя строгость, конфликтные отношения в семье).
Но если посмотреть внимательнее, то при одних и тех же нарушениях развития (например, при потере чувства защищенности и безопасности) у одного малыша может проявляться синдром гиперактивности, а у другого, например, наоборот — заторможенность. Системно-векторная психология эти различия объясняет наличием врожденных особенностей — векторов, которые и определяют особенности поведения ребенка, в том числе в случае отклонений.
Если вам кажется, что ваш малыш чрезмерно подвижный и беспокойный, конечно, стоит показать его врачу-неврологу или психиатру.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это диагноз, который ставится в результате медицинского обследования при обнаружении ММД (минимальных мозговых дисфункций), а не только общей подвижности малыша.
Практика показывает, что немедикаментозный путь лечения для гиперактивных детей намного эффективней медикаментозного. И это не случайно.
Как различить нормальную активность и гиперактивность
Самый обычный ребенок с кожным вектором для мамы с анальным вектором будет казаться сверхактивным и даже невыносимым, потому что у нее другая психика, другой ритм жизни, другие свойства и желания, она любит порядок и спокойствие, а маленький кожник — это сгусток неуправляемой энергии. Поэтому в определении нормы и патологии многое зависит от наблюдателя.
Просто активный ребенок:
- Не может долго сидеть на одном месте, зато любит подвижные игры и может долго с увлечением играть во что-то одно (играть в мяч, кататься на самокате, складывать конструктор).
- Любопытный, задает много вопросов, может много говорить. Если говорит постоянно и очень много — это может быть один из признаков наличия у малыша орального вектора, для него это норма.
- По ночам спит спокойно, нарушения пищеварения бываю редко.
- Если его обижают, может дать сдачу, хотя в обычном общении малыш не агрессивен.
Гиперактивный ребенок:
- Малыш постоянно находится в движении, часто хаотичном, его активность не направлена на достижение какого-то результата. Когда совсем устает, начинает плакать, капризничать, истерить. Не может сосредоточиться на чем-то одном даже ненадолго.
- Много и быстро говорит, перебивает, спрашивает, но не дослушивает ответов на вопросы. Не обязательно, но такие признаки также могут говорить и о начальных нарушениях в развитии орального вектора. Как его развивать правильно, читайте в отдельной статье.
- Часто встречаются аллергии, ребенка трудно уложить спать, ночью спит беспокойно.
- Малыш часто бывает агрессивен без видимого повода, может сам провоцировать конфликты с другими детьми.
- Малыш невнимателен, суетлив, имеет трудности в обучении, а также в создании нормальных отношений и общении с другими детьми в группе детского садика или в школьном классе.
Воспитание гиперактивного ребенка: родители, начинаем с себя!
Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает, что состояние ребенка до 6 лет теснейшим образом связано с психологическим состоянием родителей: напрямую зависит от матери, косвенно от отца.
Именно родители обеспечивают своему ребенку базовое чувство защищенности и безопасности, а нарушение этого чувства приводит к самым печальным последствиям.
Если мама малыша нервничает, чувствует себя тревожно или испытывает недовольство по какой-то причине, то это непременно отразится на состоянии ребенка.
https://www.youtube.com/watch?v=Ae8970Uhc3c
Когда нормализуется психическое состояние мамы, а также когда мама начинает понимать потребности ребенка с кожным вектором, ее малыш приходит в норму без каких-то специальных усилий с ее стороны. О позитивных изменениях в поведении детей говорят больше тысячи отзывов людей, прошедших тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Смотрите один из отзывов:
Если женщина воспитывает ребенка одна, она часто бывает в плохом психологическом состоянии, что также напрямую отражается на ребенке. По этой же причине детки с кожным вектором из детских домов тоже часто проявляют гиперактивность и дефицит внимания. И приемные родители прилагают большие усилия, чтобы восстановить у них утерянное в раннем возрасте чувство защищенности и безопасности.
Воспитание гиперактивного ребенка: главные принципы
Дорогие родители, помните! Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ — это значит, что ему нужно еще больше вашей любви, ласки, внимания и терпения, а также понимания его внутренних потребностей. Мы собрали для вас главные рекомендации для психокоррекционной работы, которые помогут вам справиться с этой проблемой.
Никогда не бейте. Как бы вам ни хотелось применить телесные наказания, вы должны помнить: битые дети с кожным вектором страдают во взрослой жизни комплексом неудачника.
Кроме того, от потери базового чувства защищенности и безопасности именно ребенок с кожным вектором из-за телесных наказаний может начать подворовывать, сначала по мелочи, а потом и по-крупному. Если вы уже столкнулись с такой проблемой, помните — телесные наказания не только не помогут, а лишь усугубят ситуацию.
Не кричите. Если хотите, чтобы ваш непоседа вас услышал, подойдите, присядьте на уровень роста ребенка и скажите свою просьбу спокойным голосом. Если кроме кожного вектора у вашего малыша окажется звуковой вектор, то ваш крик может спровоцировать у него расстройства аутистического спектра.
Помогите гиперактивному ребенку реализовать свою активность. Запишите его в спортивную секцию — хорошо подойдут плавание, большой или настольный теннис, легкая атлетика, гимнастика, акробатика. Но не требуйте от ребенка высоких результатов. Главное в этих занятиях — уменьшение внутреннего дисбаланса.
Купите для дома спортивный уголок и научите ребенка разным видам упражнений, чтобы у малыша в любое время была возможность подвигаться и сбросить напряжение.
Большую пользу принесут занятия танцами: осознанные движения под музыку и приятны, и незаметно улучшают самоконтроль у малыша.
Существуют также специальные коррекционные комплексы упражнений для детей на развитие произвольности, когда нужно начинать и заканчивать движения строго по команде.
Например: двигаемся, пока звучит музыка; как только музыка остановилась, замираем на месте и не шевелимся, пока музыка не зазвучит снова. Постепенно упражнения можно усложнять. Главное, чтобы все занятия проходили не насильно, а с удовольствием и хорошим настроением.
Ни в коем случае нельзя записывать гиперактивного ребенка в секции единоборств! Родители очень часто думают, что умение постоять за себя — это умение драться.
Как мы знаем, любой навык хочется применить и продемонстрировать, поэтому в драки ваш ребенок станет попадать еще чаще, чем раньше.
Гиперактивный ребенок (как и любой другой) нуждается в обучении навыкам общения, а не навыкам драки.
Проявляйте к малышу нежность. Кожники вообще любят нежные прикосновения. Старайтесь его как можно больше гладить, а легкий массажик на ночь поможет заснуть без капризов.
Заведите дома четкий распорядок дня. У кожников врожденная способность к самоограничению, но ее нужно помочь развить, ставя ему с детства разумные рамки. Поэтому ритм и ограничения (разумные) — лучшие условия для воспитания будущего успешного человека.
Поощряйте проявления самоконтроля, покажите выгоду хорошего поведения. Кожники — очень практичны с детства: убрал свои игрушки — смог посмотреть мультфильм, сделал сам один урок — получил бонус. Для девочек прямое материальное поощрение лучше не применять. Нежные объятия и ласковые слова и на мальчиков, и на девочек действуют безотказно.
Не позволяйте малышу бесконтрольно смотреть телевизор, зависать на планшете или телефоне. Введите четкий режим просмотра телевизора, временные ограничения на гаджеты и следуйте этому неукоснительно. Понятно, что это практически единственное время, когда родители могут отдохнуть, тем не менее, если этого не сделать сейчас, потом будет уже поздно.
https://www.youtube.com/watch?v=eKjRzXj9v8k
Дорогие родители! Не надейтесь на чудодейственные лекарства! Только ваша внимательность, хорошее внутреннее состояние, а также понимание врожденных особенностей вашего малыша позволят вам справиться со всеми трудностями и воспитать из него реализованного и счастливого человека.
Более подробную информацию по воспитанию гиперактивного ребенка вы сможете получить на ближайшем бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Видео:Доминантные и гиперактивные детиСкачать
Как правильно воспитывать гиперактивного ребенка, ошибки и советы
Гиперактивные ребята отличаются импульсивностью, невозможностью усидеть на одном месте, изменчивостью интересов. Сами родители, порой неправильно трактуя поведение любимого чада, начинают совершать ошибки, которые усугубляют ситуацию. Поэтому мамам и папам нужно знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка.
Причины гиперактивности
Гиперактивность ребенка является расстройством развития поведенческого характера. В медицине такая особенность называется синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Причиной такого отклонения врачи считают неблагоприятное развитие детей внутри материнской утробы, а также тяжелые роды у женщины.
К остальным причинам, способствующим тому, что малыш становится гиперактивным, относятся:
- поражение мозга плода на последних сроках беременности, во время родов, а также в первые недели после появления малыша на свет;
- прием беременной женщиной сильнодействующих лекарств, снотворных и гормональных препаратов;
- появление на свет посредством кесарева сечения;
- мозговые дисфункции минимального характера у малыша;
- некоторые нарушения, произошедшие у младенца в грудничковом возрасте;
- беременность женщины, протекающая с осложнениями, сильным токсикозом, инфекциями и частыми стрессами.
Такие нарушения влияют на психическое развитие ребенка. Малыш, может, и хотел бы вести себя хорошо и послушно, но не может этого сделать. В группу риска также входят детки, которые с рождения находятся на искусственном вскармливании, а также родившиеся недоношенными и с маленьким весом.
Иногда провоцирующим фактором становится наследственность. Если кто-либо в роду отличался повышенным беспокойством и возбудимостью, тогда существует риск того, что младенец тоже столкнется с гиперактивностью.
Как понять, что у ребенка гиперактивность?
Распознать гиперактивность у собственного ребенка можно по характерным признакам. У годовалых малышей заметны нарушения со стороны ритма крупной моторики и координации движений. В два года появляется задержка развития речи. Малыш может сказать свои первые слова, а потом замолчать и пытаться объясняться посредством жестов.
В последующем подрастающее чадо может иметь сложности в общении и проблемы в поведении.
Самостоятельно определить гиперактивность малыша можно по следующей симптоматике, которая отличается систематическим проявлением:
- суетливость и неусидчивость;
- невнимательность и отставание в развитии от сверстников;
- малышу трудно усидеть на одном месте, ничего при этом не делая;
- движения ребенка не скоординированы и порой неуклюжи;
- имеются различные нарушения со сном;
- со стороны поведения наблюдается импульсивность и непредсказуемость.
Критичный возраст
Гиперактивность больше всего проявляется в возрасте от трех до шести лет. Поведение ребенка моментами становится невыносимым. Он не воспринимает замечаний, звучащих со стороны родителей. У малыша начинаются проблемы с общением со сверстниками. Ситуация улучшается лишь к 12 годам, когда признаки гиперактивности постепенно сглаживаются.
Нужно ли идти к врачу
При повышенной гиперактивности малыша стоит обратиться к детскому неврологу. Если поведенческое отклонение не скорректировано, то его признаки могут потом перейти во взрослую жизнь, негативно сказываясь на построении карьеры и семейных отношений.
https://www.youtube.com/watch?v=FTqNeC0RDq0
Детский невролог назначает следующие препараты:
- витаминный комплекс;
- ноотропы;
- фитопрепараты.
Лечение лекарственными средствами поможет устранить сопутствующую неприятную симптоматику у ребенка, связанную с физиологическим изменением состояния.
Как вести себя с ребенком с СДВГ?
Помимо медикаментозной терапии, врач назначит коррекцию поведения родителей малыша. Это:
- избегание слишком завышенных требований к ребенку;
- соблюдение режима дня;
- частые похвалы малыша;
- обучение ребенка правильным взаимоотношениям со сверстниками;
- знакомство малыша с социальными нормами в игровой форме.
Родители должны стараться создавать для ребенка те ситуации, в которых он сможет показать самые сильные стороны. Для этого лучше использовать различные игры, в которых двигательная активность сочетается с моментами спокойного состояния.
Скорректировать поведение гиперактивного ребенка помогает плавание, лепка, танцы. Но без медикаментозного лечения также не обойтись.
Как воспитывать активного «непоседу»?
В воспитательных мерах не стоит ломать чадо, нужно стараться с ним договариваться. На негативные поступки надо стараться не обращать внимания. Именно этого и добивается ребенок.
Если такого ребенка насильно посадить на стул и начать читать книжку, либо пытаться объяснить, что можно и нельзя делать, он все равно ничего не поймет и не запомнит.
Все внутренние силы будут направлены на то, чтобы оставаться в состоянии спокойствия. А вот во время шалостей малыш как раз и может усвоить основной объем информации.
Понять особенности
Родителям нужно постараться понять специфику поведения, психологии и физиологии гиперактивного ребенка. У деток с такой особенностью бывают проблемы с вестибулярным аппаратом и кровообращением. Справиться в такой ситуации помогает смена позы или активное движение.
Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, малышу сложно сосредоточиться на чем-то одном. А если он начинает шалить, то уже не может остановиться. Никакие запреты на него не действуют. Родители должны понять, что так малыш ведет себя лишь потому, что у него имеются природные особенности физиологического характера.
Установить правила
Несмотря на то, что гиперактивному малышу довольно сложно контролировать свои поступки, это не значит, что ему родители должны позволять абсолютно все. Такие детки должны знать, что существуют некоторые правила и строгий распорядок дня. Поэтому родителям нужно разработать специальный график, в котором будет оговорено время для всех занятий и их последовательность.
Управлять сбросом энергии
Гиперактивный ребенок обладает большим количеством энергии. И ее нужно направить в мирное русло. Для этого родителям следует придумывать для своего чада различные занятия и полезные игры. Это может быть небольшая работа по дому, спортивные секции. При этом важно дозировать нагрузку, чтобы ребенок не переутомлялся. Иначе в ослабленном состоянии он может стать неконтролируемым.
Убрать раздражители
Для детей с гиперактивностью важно создать спокойную окружающую атмосферу. Для этого нужно отказаться от активных игр перед сном, комнату малыша желательно сделать в пастельных тонах.
Следует убрать с поля зрения младенца вещи и игрушки, которые будут отвлекать его. Не стоит дома собирать шумные компании и не нужно устраивать слишком масштабные праздники с большим количеством людей.
Малышу лучше находиться в узком кругу.
Что делать при истерике?
Если у гиперактивного ребенка случилась истерика, и он перестает слышать окружающих, родителям можно просто уйти в другую комнату. Тогда малыш, лишившись имеющейся аудитории, постепенно успокоится.
Можно попробовать переключить внимание ребенка на интересный мультфильм или новую игрушку. Неплохо предложить ему поиграть в активную игру, например, догонялки. Также малышу полезно сделать успокоительный чай или теплую сладкую воду.
https://www.youtube.com/watch?v=YJLBF3xFGhg
Чтобы в последующем избежать истеричного состояния собственного ребенка, нужно укреплять его нервную систему. Для этого полезно делать ванны с добавлением травы валерианы.
Возможные ошибки при воспитании
Самой главной ошибкой родителей при воспитании гиперактивного малыша является игнорирование ими такого отклонения. К основным ошибкам, совершаемыми мамами и папами, можно отнести:
- завышенные ожидания от ребенка;
- слишком жесткие требования в отношении развития и обучения;
- повышенная опека над малышом.
Гиперактивные детки непослушные. Дисциплина – точно не для них. Они равнодушно относятся как к похвале, так и к наказаниям. Они легко отвлекаются на сторонние вещи, не заканчивая начатое дело.
Если родители слишком строги и требовательны к собственному чаду либо, наоборот, чрезмерно его опекают, то малыш растет тревожным и гиперактивным ребенком. Бывает и так, что недавно мама с папой все разрешали, а потом вдруг стали запрещать баловаться. Тогда он может болезненно воспринять такие резкие переходы в воспитательной методике.
📸 Видео
Гиперактивный ребенок: 10 советов психологаСкачать
Как воспитывать гиперактивного ребёнка? - Доктор КомаровскийСкачать
Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГСкачать
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.Скачать
Как убрать гиперактивность и агрессивность у ребенкаСкачать
Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор КомаровскийСкачать
Как помочь учиться ребенку с СДВГ: опыт папы-психологаСкачать
Гиперактивный ребенок - Школа доктора КомаровскогоСкачать
Гиперактивные дети. Как не сойти с умаСкачать
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью \ СДВГ \ Невролог \ ПетроваСкачать
Гиперактивный ребенок: как ему помочьСкачать
СДВГ у детей | симптомы | лечениеСкачать
Полезно знать - Как воспитывать гиперактивного ребёнкаСкачать
Как успокоить гиперактивного ребенка?Скачать
СДВГ: воспитание ИДЕАЛЬНОГО ребенка. Работаем над поведением гиперактивного ребенка. Как воспитыватьСкачать
Секреты питания детей с СДВГ. Школа детского питания Наталии ЧернегиСкачать
ГИПЕРАКТИВНЫЕ дети - как найти к ним подход?Скачать