Уровни научного познания

Уровни научного познания Полезное
Уровни научного познания

Уровни научного познания

Существует два уровня научного познания — эмпирический и теоретический. Эти уровни также называют эмпирическим и теоретическим исследованием.

Содержание
  1. Эмпирический и теоретический уровни
  2. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания 
  3. Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания. Различия по предмету
  4. Различия по средствам познания
  5. Различия по характеру используемых методов
  6. Единство эмпирического и теоретического уровней научного познания
  7. Уровни познания
  8. Характеристика уровней научного познания
  9. Пределы эмпирического, теоретического познания
  10. Ключевые подходы к научному познанию
  11. Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы
  12. Что такое научное познание?
  13. Особенности научного познания
  14. Уровни научного познания
  15. 1. Эмпирический уровень познания
  16. 2. Теоретический уровень познания
  17. Методы научного познания
  18. Заключение
  19. Уровни научного познания
  20. Границы теоретического и эмпирического познания
  21. Основные методы научного познания
  22. Научное познание и его особенности
  23. Характеристика
  24. Принципы и формы
  25. 🎦 Видео

Эмпирический и теоретический уровни

В эмпирический уровень научного познания входит эксперимент. Группировка, наблюдение, классификация и описание результатов наблюдения и эксперимента, моделирование.

Теоретический уровень научного познания предполагает включение в себя построения, выдвижения и разработку научных гипотез и теорий.

Также на этом уровне формулируются законы, выводятся логические следствия из законов, сопоставляются различные гипотезы и теории, осуществляется теоретическое моделирование, процедуры объяснения, предсказания и обобщения.

Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания 

Почти общепринятым стало утверждение о роли и значении эмпирического познания. Их определяет связь с чувственной ступенью познания. Но эмпирическое познание не может быть только чувственным. 

При фиксации показаний прибора, можно утверждать, что стрелка находиться на делении шкалы 744. Данное утверждение еще не является научным знанием. Такое утверждение может стать научным знанием или фактом только в том случае, когда оно соотносимо с соответствующими понятиями, например, с давлением, силой или массой (и соответствующими единицами измерения: мм ртутного столба, кг массы).

О теоретическом уровне научного познания также невозможно сказать, как о знании, которое он доставляет, что оно является «чистой рациональностью». Для того, чтобы выдвинуть гипотезу, разработать теорию, сформировать закон и сопоставить теории друг с другом, могут быть использованы наглядные («модельные») представления, принадлежащие чувственной ступени познания.

Формы чувственного познания превалируют на низших уровнях эмпирического исследования, на высших уровнях теоретического исследования — формы рационального познания.

Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания. Различия по предмету

Эмпирический и теоретический уровни различаются по предмету. Один и тот же объект может исследоваться на обоих уровнях, при этом «видение» этого объекта, как и его репрезентация в знаниях одного или другого уровня будут различаться.

В целом, эмпирическое исследование изучает явления и эмпирические зависимости между ними. На этом уровне сущностные, глубокие связи не выделены в чистом виде: их представляют связи между явлениями, которые регистрируются в эмпирическом акте познания.

На теоретическом уровне знаний выделяются сущностные связи, определяющие основные черты и тенденции развития предмета. Сущность изучаемого объекта представляется нами как взаимодействие некой совокупности открытых и законов, которые сформулированы нами. 

Теория служит для того, чтобы расчленить сначала эту совокупность законов, а после их изучения по отдельности, помогает воссоздать с помощью синтеза их взаимодействие и раскрыть тем самым (предполагаемую) сущность изучаемого предмета.  

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Различия по средствам познания

Основанием эмпирического исследования является непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемым объектом.

Такое непосредственное взаимодействие исследователя с объектом не характерно для теоретического исследования.

Объект в таком случае изучается в той или иной мере опосредованно, а если и говорится об эксперименте, то это «мысленный эксперимент», т.е. идеальное моделирование.

Уровни научного познания имеют различия в понятийных средствах и языке. эмпирических терминов, как особый род абстракции, состоит из «эмпирических объектов». Они не относятся к объектам изучаемой реальности (или «данности»): реальные объекты представляются как идеальные, они наделены фиксированным и ограниченным набором свойств (признаков). 

Каждый признак, представленный в содержании термина, который обозначает эмпирический объект, есть и в содержании термина. Этот термин обозначает реальный объект, хотя и не наоборот. 

Предложения языка эмпирического описания называются эмпирическими высказываниями. Они проходят конкретную, непосредственную проверку в следующем смысле. Высказывание вроде «стрелка динамометра установилась около деления шкалы 100» будет истинным, если показание этого прибора является таковым на самом деле. 

Теоретические же высказывания или иначе говоря предложения, использующиеся в теоретических выкладках, не проверяются с помощью вышеописанного способа. 

Сопоставление теоретических высказываний с результатами наблюдений и экспериментов осуществляется не по раздельности, а совместно — в рамках определенной теории. В языке теоретического исследования используются термины. В их содержание входят признаки «теоретических идеальных объектов». 

Например, «абсолютно твердое тело», «идеализированная популяция» (в биологии), «точечный заряд» (в физике), «материальная точка», «идеальный газ», «идеальный товар» (в экономической теории в формуле товар-деньги — товар). 

Эти идеализированные теоретические объекты наделены не только реально обнаруженными свойствами в опыте, но также и свойствами, которыми не обладает ни один реальный объект.

Различия по характеру используемых методов

Методы эмпирического познания направлены на объективную характеристику изучаемого объекта. Эта характеристика должна быть свободна от субъективных напластований. 

Методы теоретического исследования направлены на фантазии и воображение субъекта, его особые способности и «профиль» его личностного познания. Предоставляется свобода, пусть вполне конкретная, т.е. ограниченная.

Единство эмпирического и теоретического уровней научного познания

Эмпирический и теоретический уровни познания имеют определенную связь. Без теории для исследователя не предоставлялась бы возможность его понимания того, что он наблюдает и для чего необходимо провести эксперимент, т.е. что он ищет и что изучает. 

Например, чтобы сформулировать эмпирическое высказывание: «Тело движется равномерно по прямой линии», — используется определенная схема описания, предполагающая определенную теорию — теорию равномерного и прямолинейного движения.

https://www.youtube.com/watch?v=wvPWYL5_ezQ

Из этого можно заключить, что эмпирические данные любой науки являются результатами, которые воспринимаются нами в опыте, они могут быть истолкованы теоретически. 

Разумеется, в процессе истолкования мы говорим одно, но видим другое», хотя заметна связь между первым и вторым. Есть очевидные обоснования того, что мы не видим электрический ток, идущий по проводнику, но видим отклонение стрелки прибора — амперметра.

Несопоставимость результатов наблюдений и экспериментов для различных теорий может иногда пониматься как зависимость опытных данных от теоретических положений. В действительности это не так. «Языки наблюдения» различных теорий могут сопоставляться: ведь они используют, в конце концов, одни и те же числовые шкалы для измерений и т.п.

Слишком преувеличенная роль теории без должного уважительного отношения к результатам эмпирического исследования несостоятельна с точки зрения плодотворности исследования. 

Собственным самостоятельным научным значением обладает эмпирический уровень научного познания. Например, огромное значения для мира науки имело открытие в 1896 г. Французский физик А. Беккерель обнаружил естественную радиоактивность урановой соли.

В сфере биологии начались большие изменения после того, как естествоиспытатель Антони ван Левенгук из Нидерландов начал свои исследования многих природных объектов. В своей работе он использовал микроскоп. После этого последовали такие фундаментальные открытия, как открытие сперматозоидов и красных кровяных телец. 

Для антропологов большое значение имел опыт голландского ученого Э. Дюбуа в 1890 г. Прибывая на острове Ява, он обнаружил останки челюсти питекантропа. 

Самостоятельность значения эмпирического уровня научного познания состоит в результатах всякого опыта. Опыт зависим в его истолковании и понимании от определенной теории, по отношению к некоторой другой теории (разумеется, релевантной, которая относится к той же самой предметной области) вполне могут выступать как основа ее анализа и критики.

Видео:Познание | Обществознание ЕГЭ 2023 | УмскулСкачать

Познание | Обществознание ЕГЭ 2023 | Умскул

Уровни познания

Уровни научного познания
Формулировка

Под человеческим познанием принято понимать совокупный комплекс процессов, процедур, разнообразных способов получения знаний о феноменах, закономерностях объективной действительности. По сути, процесс познания это ключевой предмет эпистемологии, гносеологии, — 2-х ключевых направлений теоретических аспектов познания.

Во время определения смысла, форм, характеристики познания, в целом теория познания предпринимает определенные попытки предоставить ответ на вопрос о формировании знания, о том, как данное познание соотноситься, совмещается с фактическими реалиями.

Характеристика уровней научного познания

Вопросы познавательной функции индивида исследуются многими науками, в том числе философией. В современных условиях существует огромное количество прочих гуманитарных наук, дисциплин, которые также изучают уровни и формы познания.

Наиболее популярными считаются: науковедение, социология познания, историческое формирование науки, познавательная психология, научная методология и прочие. И все же, большая часть из представленных научных направлений реализуют исследование предмета познания, анализируя его выборочно, обособленные проблемы.

Тогда как комплексное познание так и остается объектом анализа философии.

Различают следующие уровни научного познания:

  • Уровень эмпирического познания:
  • — присущи чувственные познавательные формы;— основная цель – характеристика явлений, предметов;— базовые формы знания – эмпирические законы, факты.

  • Уровень теоретический:
  • — характерны рациональные познавательные формы;— основная цель – аргументация исследуемых феноменов;— базовые формы знания – научная теория, принципы, законы.

Рисунок 1. Существующие уровни познания

https://www.youtube.com/watch?v=wvPWYL5_ezQu0026t=9s

На сегодняшний день принято определять 2 уровня знаний научного характера: эмпирический, теоретический. Так, теоретический уровень познания сводится к синтезированию итогов эмпирического уровня, посредством гипотез, концепций, законов.

Это рациональный уровень, поскольку он основан на логике западноевропейского учения. Одновременно с этим, эмпирический уровень познания нужен в случае проведения эксперимента, моделирования ситуации, наблюдения.

Фундамент данного подхода составляет восприятие чувственного типа.

Развитие эмпирического познания выполняется путем взаимодействия с исследуемым объектом, в ситуации, когда индивид самолично воздействует на него, помогает ему, выполняет обработку результатов, а также делает конкретные заключения.

И все же, на основе результата обособленных эмпирических фактов, законов далеко не всегда можно сформировать общую систему законов.

Чтобы комплексно изучить смысл познания сущности необходимо применить теоретическое познание, рациональный уровень восприятия.

Пределы эмпирического, теоретического познания

Уровни познания эмпирического, теоретического типа в каждом случае достаточно тесно взаимосвязаны между собой. Они предопределяют взаимное сосуществование, предоставляют индивиду возможность осуществления выбора либо же интеграции 2-х доступных концепций познания.

Можно заключить, что результат познания эмпирического типа предшествует уровню теоретическому, поскольку детерминирует новую информацию, результаты, факты исследований.

Такое познание активизирует развитие логического, рационального познания, которые сводятся к здравому переосмыслению всех установленных нюансов.

Теоретический уровень научного познания детерминирует эмпирическое – иначе говоря, теоретическое познание определяет, какие факты, процедуры, события обязаны выступать в качестве предмета эмпирического анализа, в каких конкретных условиях нужно реализовывать эксперимент.

Что касается рационального уровня, здесь так само отмечаются, определяются те пределы, при которых познавательные результаты на эмпирическом уровне будут правдивыми, в которых знания эмпирического характера можно применить на практике. В этом полагает значение эвристической функции теоретического познавательного уровня.

Рисунок 2. Характеристика пределов уровней познания

Уровни научного познания имеют условную границу, по отношению к друг другу уровень их самостоятельности — относительный. Так, эмпирический превращается в теоретический, в свою очередь, то, что прежде считалось теоретическим, на следующей более значительной стадии развития трансформируется в доступное эмпирически.

Примечание

Во всех сферах научного познания, на любых уровнях отслеживается метафизическое единство эмпирического, теоретического.

Ключевое значение в таком единении зависимости от конкретных условий, предмета, а также от уже сформированных, приобретенных научных результатов принадлежит либо теоретическому, либо эмпирическому.

Фундамент единства данных уровней познания является целостностью практики научно-исследовательской деятельности, научной теории.

Ключевые подходы к научному познанию

По сути, научное познание – это историческая процедура достижения, развития определенных правдивых познаний относительно устройства нашей действительности. Истинность информации, знаний – базис деятельности индивида, практики в области человеческой жизнедеятельности.

Важно обозначить, что научное познание постепенно выходит за пределы обыкновенного бытия, будничного опыта, поскольку оно постигает такие объекты, с которыми индивид контактирует в обыкновенной жизни, а также те, которые сможет постичь в отдаленном будущем.

Чтобы исследовать, определить данные объекты невозможно обойтись обыкновенной практикой, привычной деятельностью, поскольку важно уникальным способом постигать этот мир.

К тому же, посредством рефлексия допустимо помочь поставить такие когнитивные цели, которые прежде никогда не создавало человеческое мышление.

https://www.youtube.com/watch?v=i5GiT2n0Em0

Особенность научного познания полагает в следующем — оно пребывает в подчинении определенных строгих принципов (относительность и объективность познания научного типа, корректности либо истинности, причинности фактов, феноменов), а значит в ходе познания применяются определенные подходы, которые гарантируют истинность приобретаемых знаний.

Как демонстрирует практический опыт развития, преображения научной мысли, активности, результаты человеческой жизнедеятельности в анализируемой сфере познания детерминируются с помощью точности применяемых подходов.

Примечание

Методы теоретического уровня научного познания, их разработка – это достаточно продолжительный, затруднительный процесс, регулируемый посредством начальных понятий по отношению к рассматриваемому объекту.

Данные понятия – объективные мотивы подхода.

Они преображаются в методы, правила, применяя которые, в конечном результате научное познание сможет выявить ранее неизвестные характеристики, свойства модели, поведения анализируемого предмета.

Следовательно, принято выделять некоторые базовые подходы к научному познанию: эксперимент, моделирование ситуации, синтезирование, а также анализ.

Видео:Уровни научного познания: объясняет Иван Хеорхе | Преподаватели Фоксфорда | Обществознание ЕГЭСкачать

Уровни научного познания: объясняет Иван Хеорхе | Преподаватели Фоксфорда | Обществознание ЕГЭ

Научное познание: что это простыми словами, особенности и методы

Уровни научного познания

Одним из важнейших видов человеческой деятельности является исследование окружающей действительности.

Важность познания заключается в том, что именно оно способствует всестороннему развитию человека и совершенствованию условий его жизнедеятельности. Среди всех форм познания высшей считается научная.

Разберемся более подробно, что такое научное познание, в чём его особенности и какие виды научного познания существуют.

Что такое научное познание?

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, который способствует появлению у человека вполне конкретных и объективных знаний о природе, человеке и обществе. При этом все полученные знания объединяются и классифицируются в единую систему.

Научное познание является крайне сложным и комплексным процессом воспроизведения этих знаний. Основная цель заключается в получении информации об объективной истине за счет использования определенных приемов и алгоритмов. суть заключается в обнаружении законов различных отраслей деятельности.

Все научное познание опирается на практические исследования, формулируется специальным языком, где используются вполне конкретные термины, символы и схемы.

Все утверждения, выстраиваемые в научном познании должны строго опираться на достоверные доказательства, а также формировать конечные логические выводы. На промежуточных этапах допускается выдвижение теорий и гипотез.

В целях научного познания требуется использование специального оборудования и приборов.

Особенности научного познания

Научное познание, как одна из форм изучения действительности, определяется следующими характеристиками:

  • Необходимость получения точных и достоверных данных;
  • Наличие доказательной базы и фактов, подтверждающих утверждение;
  • Рациональный и непротиворечивый подход;
  • Возможность проверки результатов;
  • Комплекс систематизированных знаний, изложенных в специальной форме в виде определений и понятий;
  • Демонстрация существенных свойств и объективных законов;
  • Использование специфических методик в ходе осуществления деятельности;

Исходя из подобных свойств, научное познание может быть названо универсальным, поскольку оно позволяет детально рассмотреть любой объект или явление. Однако в таком случае исследование должно проводиться только со стороны системы закономерностей и причин, а также подчиняться определенным логическим цепочкам.

Уровни научного познания

Научное познание может быть отнесено к категории систем, которые находятся в постоянном движении и развитии. Все эти элементы тесно связаны между собой, хоть и обладают определенными различиями. Методики и уровни научного познания во многом определяются эмпирическими и теоретическими свойствами.

1. Эмпирический уровень познания

Этот уровень характеризуется непосредственным изучением объекта, которое направлено на получение комплекса необходимой информации и фактов. После проведения исследований проводится фиксация данных, их последующий анализ и систематизация.

https://www.youtube.com/watch?v=i5GiT2n0Em0u0026t=80s

Выделяются следующие формы эмпирического познания:

  • Научный факт. Подразумевает некоторое отражение объективного факта в человеческом сознании, то есть, требуется использование некоторого языка для описания;
  • Эмпирический закон. Формирование конкретной устойчивой и объективной связи между конкретными явлениями и процессами.

На эмпирическом уровне познания используются особенные методики. Сред них можно выделить следующие:

  • Наблюдение. Под наблюдением подразумевается организованное восприятие объектов с конкретной целью. В ходе наблюдения должны формироваться объективные результаты, которые не будут зависеть от воли, стремлений и желаний субъекта.
  • Эксперимент – активный способ воздействия на происходящие события и явления с целью изучения. В ходе эксперимента человек производит вмешательство в естественное течение процесса с целью получения определенных результатов. Все полученные результаты должны быть обязательно зафиксированы.
  • Измерение – процесс получения численных величин конкретного явления;
  • Классификация – методика разделения объектов или явлений по группам на основе их свойств;
  • Систематизация – методика определения отношений между различными факторами и явлениями.
  • Сравнение – сопоставление основного перечня признаков двух объектов или явлений.

2. Теоретический уровень познания

На теоретическом уровне происходит более глубокое изучение конкретного объекта, поскольку основной целью является получение некоторой фундаментальной информации о закономерностях протекания явления или свойствах конкретного объекта.

Выделяются следующие формы теоретического познания:

  • Проблема – перечень вопросов и суждений, которые требуют ответа и подтверждения. Проблема возникает в случае появления противоречия между введенными до этого определениями;
  • Гипотеза – научное предположение, цель которого – формирование определения, позволяющего описать поведение явления или объекта. Любая гипотеза требует научного обоснования и экспериментальной проверки.
  • Теория – наиболее детальная и полная форма научного знания, поскольку дает полноценное представление о закономерностях связей явления.

В ходе теоретического научного познания используются следующие методы:

  • Единение между историческими фактами и логическими размышлениями. Подобный подход используется для формирования наиболее полной научной картины и представления.
  • Переход от конкретики к абстракции. Данный метод используется для мысленного воспроизведения целостного объекта.
  • Формализация. Позволяет провести сопоставления объектов и процессов на различных уровнях, а также сформировать их закономерности.
  • Математизация. Использование математических способов измерения с целью присвоения объектам и их характеристикам конкретных числовых значений. За счет внедрения чисел становится возможным использование численных методов, что существенно упрощает моделирование системы и расчетов.

Между эмпирическими и теоретическими методами есть тесная связь, поскольку каждый из них требует обязательной проверки и обоснования. Для получения достоверных научных знаний требуется тесное использование каждой из методик.

Методы научного познания

Под научным методом подразумевается комплекс правил, приемов и принципов, который позволяет получить наиболее полное представление об объекте, его характеристиках и свойствах.

К общенаучным методам исследования относятся:

  • Анализ – проведение подробного изучения отдельных компонентов объекта изучения;
  • Синтез – выделение конкретных связей между отдельными компонентами, выделенными на этапе анализа;
  • Дедукция – полный переход от общего знания к частному;
  • Индукция – обратный процесс, подразумевает переход от частного знания к общему;
  • Аналогия – формирование гипотезы о сходстве части свойств двух объектов на основе эквивалентности других их свойств;
  • Моделирование – воспроизведение определенной частицы признаков объектов с рядом допущений, которые оставляют поведение модели реалистичным;
  • Абстрагирование – мысленное выделение определенной части признаков предмета.
  • Идеализация – создание комплекса абстрактных объектов, которые не соответствуют действительности;
  • Сравнение – проведение сопоставления характеристик двух объектов;
  • Обобщение – проведение слияния отдельных объектов в ходе изучения.

На текущий момент основной задачей научного познания является создание комплексной и целостной картины мира, а также всего происходящего в нем. В рамках научного познания происходит объединение знаний и живых и неживых объектах природы, о человеке и обществе. В ходе исследований также учитываются все социокультурные особенности современного общества.

https://www.youtube.com/watch?v=tIa1oikDLq8

Как результат, в ходе научного познания формируются конкретные систематизированные сведения о том или ином объекте, явлении или процессе окружающего мира. Универсальность научного познания заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира, в том числе и невещественному.

Однако научная деятельность невозможна без использования определенных базовых положений, которые являются следствием открытых ранее законов и аксиом. Их использование позволяет направить и ограничить научную деятельность таким образом, чтобы максимально рационализировать знание, а также получить достоверный итоговый результат.

Ключевыми принципами научного познания являются:

  • Объективность. Ни одно мнение не может считаться более авторитетным при поиске ответа;
  • Обобщение – объединение ряда характеристик в общее основание;
  • Соответствие полноты обоснования – все выдвинутые гипотезы и суждения должны быть проверены теоретически и практически;
  • Системность – все объекты должны рассматриваться в рамках какой-либо системы, либо как система;
  • Критичность – любой факт может быть оспорен или опровергнут;
  • Единство анализа и синтеза – изучения требуют все стороны конкретного изучаемого предмета;
  • Причинность – использование методов документальной и экспериментальной проверки для установления взаимосвязей;
  • Проверяемость – факт будет признан достоверным только в том случае, если он был произведен любое количество раз другими исследователями.

Немаловажным вопросом является рассмотрение критериев научного познания, поскольку именно они позволяют провести границу между наукой и псевдонаукой. Выделяются следующие критерии:

  • простота — в процессе познания используется минимальный набор необходимых средств и алгоритмов, позволяющих прийти к решению за минимальное количество действий;
  • когерентность — полученные результаты должны стать частью уже имеющихся знаний и не должны противоречить им;
  • эвристичность — результаты работ должны быть направлены на совершенствование и дальнейшее развитие науки, создавать фундамент для получения новых знаний;

Именно эти принципы и определяют современное научное познание.

Заключение

Стоит понимать, что научное и ненаучное познание являются крайне взаимосвязанными понятиями. Одно невозможно без второго, поскольку они взаимно дополняют друг друга и формируют основы для развития более глубокого понимания в каждом из направлений.

Уровни научного познания

Проблема познавательной функции человека изучается не только философской наукой. Существует множество иных гуманитарных знаний и наук, которые исследуют данный предмет.

К таковым относятся: научная методология, когнитивная психология, история науки, социология знания, науковедение и т.п. Тем не менее, большая часть данных наук занимается изучением познания, рассматривая лишь его частично или отдельные моменты.

Целостное познание остается предметом рассмотрения именно философского знания.

Рисунок 1.

В современном мире выделяют несколько уровней научного знания: теоретический и эмпирический. Теоретический уровень познания заключается в обобщении результатов эмпирического уровня, в законах, теориях, гипотезах.

Данный уровень является рациональным, так как базируется на западноевропейской логике.

В то же время, эмпирический уровень познания необходим при наблюдении, моделировании и эксперименте, а его основу составляет чувственное восприятие.

Формирование эмпирического познания происходит посредством взаимосвязи с объектом исследования, когда мы сами влияем на него, содействуем ему, производим обработку результатов и делаем определенные выводы.

Тем не менее, вывод отдельных эмпирических законов и фактов не всегда позволяет составить единую систему законов.

Для тотального познания сущности требуется использовать к рациональному уровню восприятия и теоретическому познанию.

Границы теоретического и эмпирического познания

Теоретический и эмпирический уровни познания всегда очень плотно взаимодействуют друг с другом. Именно они обуславливают существования друг друга и дают человеку возможность выбора или синтеза двух моделей познания.

Так, эмпирическое познание предшествует теоретическому, так как выявляет новые данные наблюдения, факты и результаты экспериментов.

Именно это познание стимулирует развитие рационального и логического познания, которое основывается на разумном осмыслении всех определившихся аспектов.

Эмпирическое знание опосредуется теоретическим — теоретическое познание утверждает, какие события или явления, процессы должны быть предметом эмпирического исследования и в каких условиях должно осуществляться эксперимент.

На рациональном уровне также выявляются и указываются те границы, в которых результаты на эмпирическом уровне истинные, в которых эмпирическое знание может быть использовано практически. Именно в этом и заключается эвристическая функция теоретического уровня научного познания.

https://www.youtube.com/watch?v=tIa1oikDLq8u0026t=485s

Рисунок 2.

Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями весьма условна, самостоятельность их друг относительно друга относительная. Эмпирическое переходит в теоретическое, а то, что когда-то было теоретическим, на другом, более высоком этапе развития, становится эмпирически доступным.

Замечание 1

В любой сфере научного познания, на всех уровнях наблюдается диалектическое единство теоретического и эмпирического.

Ведущая роль в этом единстве зависимости от предмета, условий и уже имеющихся, полученных научных результатов принадлежит то эмпирическом, то теоретическом.

Основой единства эмпирического и теоретического уровней научного познания выступает единство научной теории и научно-исследовательской практики.

Основные методы научного познания

Научное познание являет собою исторический процесс непосредственного развития и достижения конкретных истинных знаний об устройстве нашего мира. Достоверность данных – знаний – основа человеческой деятельности и практики в сфере жизнедеятельности.

Следует заметить, что научное познание выходит за рамки повседневного бытия и обыденного опыта, так как оно исследует не только те объекты, с которыми человек взаимодействует в мирской жизни, но и те, которые только еще в далеком будущем сможет человеческое естество освоить.

Для изучения и выделения таких объектов совершенно недостаточно обыденной деятельности и практики, так как необходимо особым способом познавать мир. Кроме того, рефлексия может помочь ставить такие задания познания, которые ранее никогда не продуцировала человеческая мысль.

Специфика научного познания заключается в том, что оно подчиняется некоторым строгим принципам (причинности явлений и событий, истинности или достоверности, объективности и относительности научного знания), поэтому в процессе познания используются соответствующие методы, которые обеспечивают достоверность получаемых результатов.

Опыт трансформации и развития научной деятельности и мысли показывает, что результаты нашей жизнедеятельности в данной области знания определяется посредством точности используемых методов.

Замечание 2

Разработка данных методов являет собой очень сложный и длительный процесс, который целенаправляется и регулируется предварительными представлениями об изучаемом объекте.

Такие представления являются объективным основанием метода.

Они переосмысливаются в правила и приёмы деятельности, используя которые, научное познание раскрывает новые свойства и параметры конструкции и поведения изучаемого предмета.

Таким образом, выделяют несколько основных методов научного познания: анализ, синтез, моделирование, эксперимент.

Видео:Познание | обществознание ЕГЭ 2022Скачать

Познание | обществознание ЕГЭ 2022

Научное познание и его особенности

Уровни научного познания

Исследование окружающей действительности – важнейший вид человеческой деятельности. Познание мира необходимо человеку для ориентации в нем, общения, развития, воспроизводства и изменения бытия. Высшей формой познания является научное.

Характеристика

Научное познание – это специфическая деятельность человека, направленная на выработку и систематизацию объективных, обоснованных знаний о мире. Цели научного познания:

  • выявление законов, в соответствии с которыми объекты изучения могут преобразовываться в человеческой деятельности;
  • объяснение процессов и явлений действительности на основе открываемых законов.

Научное познание осуществляется профессионально подготовленными людьми, опирается на определенные принципы, правила, методы, нормы. Его высшая ценность – установление объективной истины. Его результаты универсальны, раскрывают свойства и особенности исследуемого предмета или явления. По сравнению с другими видами познания, научное имеет свои специфические особенности:

  • ориентация на раскрытие общих, наиболее значимых свойств объекта, стремление к постижению сущности изучаемых явлений;
  • любой предмет изучения рассматривается как подчиняющийся объективным законам функционирования и развития;
  • научное знание является одновременно целью и методом исследования;
  • изучение объекта в развитии, понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, на основании чего возникает предвидение возможностей их преобразования и развития;
  • включение разрозненных знаний в систему понятий, теорий, законов и закрепление их при помощи специального языка;
  • преобладание рациональных средств и методов познания над внерациональными;
  • использование специфических методов исследования и специального оборудования – приборов, инструментов;
  • строгая доказательность, обоснованность, проверяемость полученных результатов, и в то же время – наличие гипотез, предположений, догадок.

В структуре научного познания выделяют 2 уровня:

  1. Эмпирический – начальный этап научного познания, на котором осуществляется наблюдение за объектом, описание, сбор фактов, первичное их обобщение и систематизация. Здесь преобладает чувственное познание (ощущение, восприятие, представление), а рациональное имеет подчиненное значение.
  2. Теоретический – выявление сущности, закономерностей исследуемых явлений. Рациональный компонент играет ведущую роль, чувственный – второстепенен.

Оба уровня взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Каждому из них присущи свои методы исследование предметов и явлений.

Эмпирические методы научного познания:

  • Наблюдение – целенаправленное визуальное восприятие объекта, обусловленное задачей исследования. Позволяет изучить объект в его естественном функционировании и получить данные, необходимые для дальнейших теоретических построений.
  • Измерение – действия, выполняемые для нахождения числового значения физической величины, характеризующей объект или явление.
  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью выявления их сходства и различий.
  • Эксперимент – изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых, управляемых условиях. Активное оперирование изучаемым объектом – главное отличие эксперимента от наблюдения.

Теоретические методы научного познания:

  • Анализ (от греч. analyein – разбирать) – разложение исследуемого объекта на элементы, части, ступени с целью выявления их отдельных свойств, сущности закономерностей.
  • Синтез (от греч. synthesis – соединение, составление) – соединение разнообразных явлений, качеств, сторон объекта в единое целое (систему) с целью установления их взаимодействия и связей, познание предмета как единого целого.
  • Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) – способ рассуждения от отдельных, частных фактов к общим выводам. Полученные при помощи индукции умозаключения иногда оказываются ошибочными, потому что имеют формально-логическое, вероятностное обоснование. Индуктивные обобщения хороши как средство поиска предположений, гипотез, теорий. Метод приводит к всеобщим понятиям и законам, которые могут быть положены в основу дедукции.
  • Дедукция (от лат. deductio – выведение) – способ рассуждения от общих положений к частным, построение умозаключения из некоторых посылок. Дедукция опирается на законы логики, поэтому от истинных исходных данных ведет только верному выводу. Дедуктивные выводы используют в обосновании гипотез, теорий.
  • Абстрагирование (от лат. abstrahere – отвлечение) – мысленное выделение существенных, интересующих исследователя свойств объекта и временное игнорирование того, что в данный момент не имеет существенного значения. Абстрагирование является одним из приемов образования понятий и категорий.
  • Моделирование (от ла. modulus – мера, образец) – исследование предметов, процессов, явлений путем построения и изучения их моделей. Потребность в модели возникает тогда, когда исследование самого объекта (оригинала) по каким-либо причинам затруднительно. Цель метода – перенести знание, полученное при исследовании образца, на его прототип. Моделирование является важным элементом в процессах выдвижения и проверки гипотез.
  • Аналогия – рассуждение путем переноса знания об объекте на другой, сходный объект. Умозаключение на основе аналогии обладает слабой доказательной силой, поскольку базируется на частичном сходстве между предметами, явлениями. Аналогии служат средством объяснения сущности явлений, дают импульс к рождению новых гипотез и идей.
  • Идеализация (от греч. idea – образ, идея) – процесс мысленного конструирования представлений и понятий об объектах, явлениях, процессах, не существующих, но имеющих прообразы в реальном мире. Это способ упрощения, схематизации действительности, используемый в науке для построения и развития теорий, которые впоследствии применяются к реальным объектам.
  • Классификация (от лат. classis – разряд и facere – раскладывать) – систематизация соподчиненных понятий, объектов какой-либо области знания и деятельности человека. Цель классификации – установление определенной структуры порядка, где каждый элемент множества попадает в то или иное подмножество. Классификация раскрывает внутренние сущностные характеристики явления или предмета, основанные на знании законов связи между их видами (например, таблица Менделеева).
  • Формализация (от лат. forma – вид, образ) – отражение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях, выражение знания при помощи специально создаваемого научного языка (символов, формул, терминов, определений). В формализованной теории доказательство выводится последовательностью формул, аксиом.

Все методы научного познания взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Ни один из них не используется изолированно, поскольку не является достаточным для достижения достоверного, истинного знания.

Принципы и формы

Каждый ученый в своей исследовательской деятельности опирается на определенные исходные положения, сформулированные на основе открытых законов, аксиом, доказанных теорий. Они направляют и ограничивают его действия таким образом, чтобы результат исследования был однозначным и достоверным. Научное познание базируется на принципах:

  • объективности – в поиске истины ничье мнение не имеет решающего значения;
  • обобщения – объяснения множества явлений посредством немногих общих оснований;
  • соответствия(полноты обоснования) – всякое научное суждение должно быть доказано в теории и на практике;
  • системности – каждый объект изучения рассматривается как элемент системы либо как система;
  • дополнительности – данные исследований должны совмещаться в рамках одной теории, а не противоречить друг другу;
  • критичности – любая истина может быть оспорена;
  • единства анализа и синтеза – каждую из сторон в изучаемом предмете необходимо выделить и изучить по отдельности, а затем результаты такого исследования объединить в конкретный образ;
  • причинности – установление взаимосвязей предметов и явлений путем доказательства и экспериментальной проверки;
  • проверяемости – достоверным признается только тот научный факт, который был воспроизведен другими исследователями любое количество раз.

Этапы научного познания:

  1. постановка проблемы – осознание недостаточности имеющихся знаний и необходимости их расширения для решения поставленной задачи;
  2. выдвижение гипотезы – положения, предварительно объясняющего какое-либо явление;
  3. проверка гипотезы – ее обоснование и доказательство;
  4. создание теории – целостной развивающейся системы истинного знания, описывающей и объясняющей определенную совокупность явлений.

Формы научного познания:

  • научный факт – результат исследования, устанавливающий количественные и качественные характеристики объекта;
  • гипотеза – научное предположение или допущение, требующее экспериментальной или теоретической проверки;
  • закон – форма знания, отражающая устойчивые, повторяющиеся, существенные связи между процессами и явлениями;
  • теория – система обобщенных положений определенной области знания;
  • концепция – способ понимания предмета, явления, процесса, основная точка зрения, руководящая идея.

Научный факт устанавливается на эмпирическом уровне научного познания, законы, концепции, теории, гипотезы формируются на теоретическом уровне.

🎦 Видео

Научное познание ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2024Скачать

Научное познание ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2024

Познание. Ступени, виды, формы, уровни познания. Как это все запомнить?Скачать

Познание. Ступени, виды, формы, уровни познания. Как это все запомнить?

ЛАЙФХАК | этапы познания и уровни научного познания #егэ #обществознание #соткаСкачать

ЛАЙФХАК | этапы познания и уровни научного познания #егэ #обществознание #сотка

#39 Эмпирические методы научного познанияСкачать

#39 Эмпирические методы научного познания

Методы научного познания. ЕГЭ обществознаниеСкачать

Методы научного познания. ЕГЭ обществознание

Наука на ЕГЭ по обществознанию | Обществознание ЕГЭ | УмскулСкачать

Наука на ЕГЭ по обществознанию | Обществознание ЕГЭ | Умскул

А 1.12 Что такое эмпирическое знание? - Философия науки для аспирантовСкачать

А 1.12 Что такое эмпирическое знание? - Философия науки для аспирантов

Познание на ЕГЭ по обществознанию | Обществознание ЕГЭ | УмскулСкачать

Познание на ЕГЭ по обществознанию | Обществознание ЕГЭ | Умскул

1.3 Виды знаний. Научное познание. Социальное познание 🎓 ЕГЭ по обществознаниюСкачать

1.3 Виды знаний. Научное познание. Социальное познание 🎓 ЕГЭ по обществознанию

ЕГЭ 2016: Научное познание.Скачать

ЕГЭ 2016: Научное познание.

Научное познание | Признаки, уровни, формы | ЕГЭ обществознание 2024Скачать

Научное познание | Признаки, уровни, формы | ЕГЭ обществознание 2024

5.7 Научное познание и знание - Философия для бакалавровСкачать

5.7 Научное познание и знание - Философия для бакалавров

НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | НЕОСКИЛЛ | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2023Скачать

НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | НЕОСКИЛЛ | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2023

ПОЗНАНИЕ | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2021 PARTA|Скачать

ПОЗНАНИЕ | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2021 PARTA|

Методы научного познания | Биология 2024Скачать

Методы научного познания | Биология 2024

Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.Скачать

Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.

Вопрос 25. Структура научного познания, эмпирический и теоретический уровни знания...Скачать

Вопрос 25. Структура научного познания, эмпирический и теоретический уровни знания...
Поделиться или сохранить к себе: