Сравнительная психология

Сравнительная психология Полезное
Сравнительная психология: происхождение, развитие и анализ

Сравнительная психология

Психология – это наука, включающая в себя большое число составляющих дисциплин, отличающихся между собой непосредственными направлениями интересов, задачами и целями.

Общим же, объединяющим фактором является предмет изучения – это закономерности в функционировании, развитии, и, конечно же, в возникновении процессов психической деятельности.

Одной из таких дисциплин и является сравнительная психология.

Содержание
  1. О нюансах в названии науки
  2. Что это такое? Определение
  3. Чем является анализ в этой науке? На чем базируется?
  4. Как появилась эта наука? Происхождение и становление
  5. Нюансы развития науки. Особенности восприятия в Америке и Европе
  6. В чем суть этой науки?
  7. Изучаем термин «сравнительная психология». Толкования в словарях
  8. Сравнительная психология
  9. История
  10. Изученные виды
  11. Познание животных
  12. Нарушения поведения животных
  13. Отношения человек-животное
  14. Сравнительная психология: происхождение, этапы развития и анализ
  15. Какова основная тематика занятий ученых этой науки?
  16. В чем заключаются прикладные задачи, стоящие перед учеными?
  17. Что является объектом исследований? Что конкретно изучают?
  18. Чем являются психика и поведение? Определения
  19. Что понимается под анализом в этой науке?
  20. Сравнительная психология: животная часть психологии
  21. Что такое сравнительная психология?
  22. Использование сравнительного метода
  23. Эксперименты с животными или наблюдение?
  24. Сравнительная психология и бихевиоризм
  25. Возможности этой отрасли психологии
  26. Вебинар «Язык собак: понять и объяснить» 01.11.17г Зоопсихолог Лидия Ушакова (June 2021)
  27. 🎥 Видео

О нюансах в названии науки

Оригинальное название дисциплины имеет англоязычное происхождение – «comparative psychology». На русский язык этот термин переводится в двух вариантах. Первый – зоопсихология. И сравнительная психология — второй. Соответственно, эти понятия являются не просто похожими, они полностью аналогичны, поскольку ими обозначают одну и ту же научную дисциплину.

Однако такой версии придерживаются не все ученые. Некоторые специалисты разделяют эти наименования, придавая каждому из них узкий специфический смысл. Иными словами, поведением животных занимается зоопсихология. И сравнительная психология, соответственно, изучает сходства и различия между поведенческими и мыслительными процессами людей и животных.

Но оригинальное англоязычное название дисциплины, возникшее в США, не разделяется на два варианта, как и сама наука. Соответственно, эти названия следует рассматривать в качестве синонимов.

Что это такое? Определение

Сравнительная психология – научная дисциплина, занимающаяся вопросами происхождения, становления, развития и иных закономерностей в поведении и сознании животных и людей.

В чем отличие от других, родственных дисциплин? Основное заключается в том, что эта наука рассматривает сходства и различия в психической деятельности людей и животных, сопоставляет их.

Чем является анализ в этой науке? На чем базируется?

Сравнительный анализ в психологии этого вида заключается в выявлении соотношений, сходств и различий между людьми и животными. Базируется он на данных о высшей нервной деятельности представителей животного мира, полученных в ходе специальных исследований. И, разумеется, на аналогичных сведениях о процессах психической деятельности людей.

Но только этими исходными данными анализ не ограничивается. Любое сравнительное исследование в психологии этого типа проводится с учетом исторических и социальных особенностей развития, определяющих ключевые отличия в высшей нервной деятельности людей и животных.

Иными словами, анализ в этой научной дисциплине направлен на нахождение в фило- и онтогенезе общностей и противоположностей. Разумеется, учитываются все известные факторы исторического развития, сказавшиеся на формировании человеческого разума и возникновении таких особенностей, как внятная речь, прямохождение, сложная социальная организация, трудовая деятельность и прочие.

Как появилась эта наука? Происхождение и становление

Сравнительная психология зародилась в позапрошлом столетии. Активное развитие и подъем научное направление начало переживать после обнародования теории Чарльза Дарвина о происхождении человека. Тогда же дисциплина окончательно оформилась и стала самостоятельной наукой.

До начала прошедшего столетия она воспринималась в качестве дисциплины, занимающейся эволюционными процессами в психике как животных, так и людей, с акцентом на определении взаимных сходств и проведении аналогий.

Постепенно, в ходе становления этой научной дисциплины, преимущество обрел так называемый «объективистский подход». Его сторонники придерживались позиции исключения из исследований термина «психика животных». Потому как термин звучит некорректно.

По их мнению, только поведенческие нюансы представителей мира фауны могла рассматривать сравнительная психология. Учебник для студентов также не должен был содержать упоминания о соответствующих процессах животных. Ограничиваясь лишь такими терминами, как «нервная деятельность», «повадки» и прочие.

В качестве основания подобного подхода выдвигалось утверждение о том, что о психических процессах животных невозможно получить объективных данных.

https://www.youtube.com/watch?v=DNW51MV2zRo

Такой подход пробыл на господствующем положении вплоть до конца семидесятых годов прошедшего столетия. Однако разделяли его далеко не все ученые, чьей сферой деятельности была зоопсихология. И сравнительная психология, учебник по которой для вузов был выпущен в Советском Союзе, в лице таких специалистов, как Н. Н. Ладыгина, придерживается позиции о наличии сознания у животных.

Нюансы развития науки. Особенности восприятия в Америке и Европе

В Старом и Новом свете сложилось несколько разное понимание того, чем является и занимается эта наука. Хотя расхождения во взглядах ученых и не особенно существенны, тем не менее они часто становятся причиной для различных недопониманий и ошибок среди учащихся вузов и тех, кто просто интересуется этим предметом.

В Старом Свете, как в Западной Европе, так и в Восточной, сложилось понимание того, что сравнительная психология занимается вопросами, относящимися к общему антропогенезу. То есть специалисты изучают и сличают между собой различия и сходства. Что помогает им понять нюансы и особенности исторического течения антропогенеза.

Соответственно, в Старом свете предмет сравнительной психологии – это соотношение характеристик происходящих в сознании людей и животных процессов, а также иных факторов. То есть – сопоставление, оно же и является основным методом познания.

В Новом свете же, данная научная дисциплина акцентирует внимание на познании особенностей поведения животных, не выходя при этом из рамок науки.

Основоположниками американского понятия «сравнительная психология» считаются такие ученые: Э. Торндайк и Р. Йеркс.

На специфику развития науки в Новом свете оказал серьезное влияние бихевиоризм, которому свойственна предельная упрощенность и объективность. Это выражается в обобщающей концепции «стимул влечет реакцию».

Конечно же, в США не ограничиваются изучением поведенческих реакций животных. Задачи зоопсихологии и сравнительной психологии в этой стране таковы, что им не чуждо выяснение соотношений между типами и процессами высшей нервной деятельности животных и людей.

Однако поведенческие стереотипы представителей фауны рассматриваются в качестве базовой основы, объясняющей ряд рефлексов и реакций людей. Исследовательские работы велись в основном в лабораторных условиях, с подопытными животными.

По этой причине сравнительный анализ в США практически «сошел на нет».

В чем суть этой науки?

Этот раздел психологии занимается не только сравнением особенностей людей и представителей фауны. Хотя, без сомнения, сравнительный анализ и выявление как соотношений, так и различий, имеют основополагающую роль в данной дисциплине.

Суть же занятий ученых не только в нахождении сходств или различий, но и в выяснении того, как именно шел процесс эволюционирования человеческого сознания. Иными словами, в определении тех факторов, которые обусловили процессы развития сознания людей.

Изучаем термин «сравнительная психология». Толкования в словарях

Наука эта является одним из разделов психологии. А данное название образовано из двух греческих слов:

  • «psyche», что означает «душа»;
  • «logos», это переводится, как «учение».

Специфической особенностью рассматриваемого научного раздела, согласно толкованию, приведенному в Словаре психологических терминов И. Кондакова, является то, что специалисты исследуют эволюционные процессы в психике.

Словарь психологических терминов Оксфордского университета придает несколько иное значение названию этой науки. Согласно ему, это наука, занимающаяся исследованиями поведенческих моделей и стереотипов, рефлексов, характерных для пре

Видео:Зоопсихология и сравнительная психологияСкачать

Зоопсихология и сравнительная психология

Сравнительная психология

Сравнительная психология

Сравнительная психология относится к научному изучению поведения и психических процессов животных, особенно в том, что касается филогенетической истории, адаптивного значения и развития поведения. Исследования в этой области затрагивают множество различных проблем, используют множество различных методов и исследуют поведение многих различных видов от насекомых до приматов. 

Иногда предполагается, что сравнительная психология подчеркивает межвидовые сравнения, в том числе между людьми и животными.

 Тем не менее, некоторые исследователи считают, что прямые сравнения не должны быть единственной целью сравнительной психологии, и что интенсивный фокус должен быть на одном организме, чтобы понять его поведение.

 Дональд Дьюсбери рассмотрел работы нескольких психологов и их определения и пришел к выводу, что целью сравнительной психологии является установление принципов общности, ориентированных как на непосредственную, так и на конечную причинность.

Использование сравнительного подхода к поведению позволяет оценить целевое поведение с четырех разных взаимодополняющих точек зрения, разработанных Нико Тинбергеном.

 Во-первых, можно понять, насколько распространено поведение среди видов (то есть, насколько распространено поведение между видами животных?).

 Во-вторых, можно понять, как поведение способствует репродуктивному успеху в течение всей жизни людей, демонстрирующих поведение? Теории, рассматривающие конечные причины поведения, основаны на ответах на эти два вопроса.

В-третьих, какие механизмы задействованы в поведении (т.е.

какие физиологические, поведенческие и экологические компоненты необходимы для формирования поведения)? В-четвертых, исследователь может спросить о развитии поведения внутри человека (то есть, с какими переживаниями, в процессе обучения, социального общения человек должен столкнуться, чтобы продемонстрировать поведение)? Теории, касающиеся непосредственных причин поведения, основаны на ответах на эти два вопроса.

История

Ученый 9-го века аль-Джахиз написал работы по социальной организации и методам общения животных. Арабский писатель 11-го века Ибн аль-Хайтам (Альхазен) написал «Трактат о влиянии мелодий на души животных».

 В трактате он демонстрирует, как темп верблюда может быть ускорен или замедлен с помощью музыки, и показывает другие примеры того, как музыка может влиять на поведение животных, экспериментируя с лошадьми, птицами и рептилиями. 

Важно! До 19-го века большинство ученых в западном мире продолжали верить в то, что музыка была явлением исключительно человеческим, но с тех пор эксперименты подтвердили мнение Ибн аль-Хайтама о том, что музыка действительно влияет на животных.

Чарльз Дарвин занимал главное место в развитии сравнительной психологии, считается, что о психологии следует говорить в терминах «до» и «после Дарвина», потому что его вклад был очень влиятельным.

 Теория привела к нескольким гипотезам, одна из которых заключалась в том, что факторы, которые отличают человека, такие как высшие умственные, моральные и духовные способности, могут быть объяснены эволюционными принципами. 

Ближе к концу 19-го века существовало несколько ученых, работа которых также была очень влиятельной. Дуглас Александр Спалдинг был назван «первым экспериментальным биологом» и работал в основном с птицами, над изучением инстинкта, импринтинга, визуального и слухового развития.

 Жак Леб подчеркнул важность объективного изучения поведения, Джону Лаббоку приписывают первое использование лабиринтов и устройств-головоломок для изучения обучения, а Конви Ллойд Морган считается «первым этологом в том смысле, в котором мы в настоящее время используем это слово». 

На протяжении всей долгой истории сравнительной психологии неоднократно предпринимались попытки обеспечить более дисциплинированный подход, при котором аналогичные исследования проводятся на животных разных видов, а результаты интерпретируются с точки зрения их разного филогенетического или экологического фона.

 Поведенческая экология 1970-х годов дала более прочную базу знаний, на основе которой могла бы развиваться истинная сравнительная психология.

 Тем не менее, более широкое использование термина «сравнительная психология» закреплено в названиях научных обществ и научных журналов, не говоря уже о том, что психологи других специальностей упоминают их, поэтому метка никогда не исчезнет полностью.

https://www.youtube.com/watch?v=TytgPBo8J08

Постоянным вопросом, с которым сталкиваются сравнительные психологи, является относительный интеллект различных видов животных. В самом деле, некоторые ранние попытки сравнительной психологии включали оценку того, насколько хорошо животные разных видов могут изучать разные задачи. Эти попытки провалились.

Оглядываясь назад, можно увидеть, что они не были достаточно изощренными ни при анализе требований различных задач, ни при выборе видов для сравнения. Однако, определение «интеллекта» в сравнительной психологии глубоко затронуто антропоморфизмом.

 Эксперименты, сфокусированные на простых задачах, сложных задачах, обратном обучении, обучении и задержке чередования, преследовали практические и теоретические проблемы.

 В литературе «интеллект» определяется как то, что наиболее близко к человеческому поведению, и пренебрегает поведением, на которое люди обычно не способны.

В частности, сравнительные исследователи сталкиваются с проблемами, связанными с индивидуальными различиями, различиями в мотивации, различиями в подкреплении, различиями в сенсорной функции, различиями в двигательных способностях и типичной подготовленности видов (то есть некоторые виды эволюционировали, чтобы приобретать некоторые виды поведения быстрее, чем другие поведения).

Изученные виды

Широкий спектр видов были изучены сравнительными психологами. Растущий интерес к изучению ненормального поведения животных привел к возвращению к изучению большинства видов домашних животных.

 Торндайк начал свои исследования с кошками, но американские сравнительные психологи быстро переключились на более экономичных крыс, которые оставались почти неизменным предметом в первой половине 20-го века и продолжают использоваться для исследований.

Скиннер ввел использование голубей, и они продолжают играть важную роль в некоторых областях. Всегда был интерес к изучению различных видов приматов. Важный вклад в социальную психологию и психику развития внесли исследования Гарри Ф.

Харлоу о материнской депривации у макак-резус. Исследования показали сходство между младенцами и шимпанзе.

 Исследования обнаружили, что шимпанзе по имени Гуа лучше распознавал человеческие запахи и одежду, и что младенец Келлоггс (Дональд) узнавал людей лучше по лицам. 

Важно! Исследование закончилось через 9 месяцев после его начала, после того, как младенец начал подражать шумам Гуа.

Приматы также использовались для демонстрации развития языка по сравнению с развитием человека. Например, Гарднер успешно преподавал женщине-шимпанзе Уошу 350 слов на американском языке жестов. Впоследствии Уошу передала часть этого учения своему приемному потомку Лулису.

 Критика приобретения Уошу языка жестов была сосредоточена на степени, до которой она фактически поняла то, что она подписывала. Ее признаки были основаны на ассоциации, чтобы получить вознаграждение, такое как еда или игрушка.

 Другие исследования пришли к выводу, что человекообразные обезьяны не понимают языковой вклад, но могут сформировать предполагаемое значение того, что сообщается. 

Интерес к исследованиям приматов увеличился с ростом исследований познания животных. Другие животные, считающиеся разумными, также все чаще изучаются. Примеры включают в себя попугаев — особенно серый попугай и дельфинов.

 Алекс (Avian Learning EXperiment) — хорошо известное тематическое исследование (1976–2007), которое было разработано Пеппербергом, который обнаружил, что африканский серый попугай Алексне подражал вокализации. Исследование млекопитающих также включало изучение собак.

 Из-за своего внутреннего характера и особенностей, собаки жили в тесном контакте с людьми, и поэтому были выявлены и исследованы параллели в общении и когнитивном поведении. 

Важно! Пилли и Рейд обнаружили, что бордер-колли по имени Чейзер смог успешно идентифицировать и найти 1022 различных предмета / игрушки.

Познание животных

Исследователи, изучающие познание животных, заинтересованы в понимании психических процессов, управляющих сложным поведением, и большая часть их работы аналогична работе когнитивных психологов, работающих с людьми.

 Например, проводятся обширные исследования с участием животных по вопросам внимания, категоризации, формирования понятий, памяти, пространственного познания и оценки времени.

 Многие исследования в этих и других областях прямо или косвенно связаны с поведением, важным для выживания в естественных условиях, таким как навигация, использование инструментов и численная компетентность. Таким образом, сравнительная психология и познание животных являются сильно пересекающимися категориями исследований.

Нарушения поведения животных

Распространенными причинами нарушения поведения у домашних животных  являются отсутствие стимуляции, неправильная стимуляция или чрезмерная стимуляция.

 Эти состояния могут привести к расстройствам, непредсказуемому и нежелательному поведению, а иногда даже к физическим симптомам и заболеваниям.

 Например, у крыс , которые долгое время подвергаются громкой музыке, в конечном итоге развивается нежелательное поведение, которое сравнивается с психозом человека, например, кусает своих хозяев. 

Считается, что поведение собаки при недостаточной стимуляции зависит от породы, а также от характера отдельного животного. Например, хаски, как известно, разрушают сады и дома, если им не позволено достаточно активности. Собаки также подвержены психологическому ущербу, если они подвергаются насилию. Если к ним относятся очень плохо, они могут стать опасными.

https://www.youtube.com/watch?v=7bc1U6fw8Ew

Систематическое изучение неупорядоченного поведения животных опирается на исследования в области сравнительной психологии, в том числе на ранних работах по обусловливанию и инструментальному обучению, а также на этологические исследования естественного поведения.

Отношения человек-животное

Отношения между людьми и животными уже давно представляют интерес для антропологов как один из путей к пониманию эволюции человеческого поведения. Сходства между поведением людей и животных иногда использовались в попытке понять эволюционную значимость конкретных видов поведения.

 Говорят, что различия в обращении с животными отражают понимание обществом человеческой природы и места людей и животных в схеме вещей. Приручение было особенно интересным.

 Например, утверждалось, что, когда животные стали одомашненными, люди относились к ним как к собственности и стали считать их низшими или принципиально отличными от людей.

Ингольд отмечает, что во всех обществах дети должны учиться дифференцироваться и отделяться от других. В этом процессе незнакомцы могут рассматриваться как «не люди» и как животные.

 Инголд процитировал Зигмунда Фрейда: «Дети не проявляют никаких следов высокомерия, побуждающего взрослых цивилизованных мужчин проводить жесткую границу между их собственной природой и природой всех других животных.

У детей нет никаких сомнений в том, что животные могут считаться равными своим равным».

Однако по мере взросления людям трудно признать, что они сами являются животными, поэтому они классифицируют, отделяя людей от животных и животных на диких животных и ручных животных, и приручают животных на домашних животных и домашний скот. Такое разделение можно рассматривать как сходное с категориями людей: кто является частью человеческого сообщества и кто не является.

Было доказано, что наличие домашнего животного действительно улучшает социальные навыки детей. В своей статье доктор Сью Ишер, психолог, участвовавший в исследовании, заявил: «Это сделало детей более способными сотрудничать и делиться». Также было показано, что эти дети были более уверенными в себе и более эмпатичными по отношению к другим детям.

Кроме того, в издании «Социальные науки и медицина» было указано: «Случайный опрос 339 жителей из Перта, Западная Австралия, был выбран из трех пригородов и опрошен по телефону. Было установлено, что владение домашними животными положительно связано с некоторыми формами социальных контактов.

После поправки на демографические переменные, владельцы домашних животных набрали больше баллов по социальному капиталу и шкале гражданской активности».

 Подобные результаты дают нам понять, что владение домашним животным предоставляет возможности для общения с соседями, среди многих других возможностей для социализации среди людей.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Видео:Зоопсихология и сравнительная психологияСкачать

Зоопсихология и сравнительная психология

Сравнительная психология: происхождение, этапы развития и анализ

Сравнительная психология

Психология – это наука, включающая в себя большое число составляющих дисциплин, отличающихся между собой непосредственными направлениями интересов, задачами и целями.

Общим же, объединяющим фактором является предмет изучения – это закономерности в функционировании, развитии, и, конечно же, в возникновении процессов психической деятельности.

Одной из таких дисциплин и является сравнительная психология.

Какова основная тематика занятий ученых этой науки?

Задачи сравнительной психологии зачастую понимаются по-разному. С одной стороны, основная тематика занятий ученых ясна из названия дисциплины. Это сравнение процессов психической деятельности людей и животных.

Однако, задачи, стоящие перед учеными, занимающимися данным направлением психологии, гораздо шире простого сравнения. Основные тезисы заключаются в следующем:

  • определение и понимание принципов работы психики животных;
  • анализ вопросов, связанных с процессами антропогенеза и формированием сознания человека;
  • изучение фило- и онтогенеза;
  • выявление закономерностей и стереотипов в психической деятельности;
  • познание приобретенных и врожденных особенностей функционирования психики.

Особенное внимание при решении задач, стоящих перед специалистами, в этой науке уделяется методикам сравнительного анализа психической деятельности людей и животных. Как правило, сравнивается функционирование психики у детей и приматов.

В чем заключаются прикладные задачи, стоящие перед учеными?

Вне зависимости от того, в какой научной отрасли трудятся специалисты, помимо основных, главных задач перед ними неизменно встают и дополнительные, прикладные. Конечно же, данная научная дисциплина исключением не является.

https://www.youtube.com/watch?v=7bc1U6fw8Ewu0026t=319s

Дополнительная задача, стоящая перед учеными, это проведение таких исследований, результаты которых могли бы быть использованы практически. Научные данные востребованы:

  • в психотерапевтических и развивающих методиках;
  • в хозяйственной и бытовой сферах;
  • в решении вопросов о сохранении окружающей среды.

Согласно тезису Выготского, в современном мире психика и поведение рассматриваются, как результат длительного процесса эволюционирования. Соответственно, и пригодится изыскания ученых могут во всех сферах и отраслях, имеющих отношение к эволюции, истории возникновения жизни и прочих, аналогичных.

Что является объектом исследований? Что конкретно изучают?

Объект сравнительной психологии – высшая нервная деятельность людей и животных. Иными словами, предметом для изучения является сознание. Или психика и ее проявления.

Под психикой понимается не только деятельность сознания, разума, но и особенности восприятия условий окружающей среды, позволяющие организму адаптироваться к ним, адекватно прореагировать. Иными словами, психика, как предмет изучения в этой науке, не только высшая нервная деятельность, проявляющаяся в сложных чувствах, но и элементарные реакции, выражаемые простыми ощущениями.

Субъектами же в этом разделе психологии являются представители мира фауны и люди.

Чем являются психика и поведение? Определения

Психика – термин, который обладает не единственным значением, понимается он по-разному, в зависимости от общего контекста и, конечно же, направления интересов конкретной научной дисциплины.

Первое и главенствующее определение этого термина заключается в том, что психика является ничем иным, как наивысшим видом отражения и восприятия объективной реальности. Так понимается данное свойство в ленинской теории.

Второе определение позиционирует психическую деятельность, как свойство высокоразвитой органической материи. Это означает, что термин понимается более широко. То есть, это свойство, благодаря наличию которого живые организмы способны реагировать на окружающие их раздражители и природные условия.

Согласно третьему определению, данному психике А. Н. Леонтьевым, она является неотъемлемым свойством живых и высокоорганизованных субъектов, проявляющемся в отражении собственным состоянием окружающей их действительности.

Хотя это толкование термина на первый взгляд кажется сложным, на самом деле оно весьма простое.

Речь идет о соответствии состояния живого организма окружающим условиям объективной действительности, не зависящей от поступков, поведения или же волеизъявлений, пожеланий.

В каком бы аспекте не рассматривалось такое свойство, как психика, она неотделима от поведения. Под ним же понимается полная совокупность реакций, рефлексов и прочих видов активности живых организмов, заметных окружающим.

Что понимается под анализом в этой науке?

Сравнительный анализ – это методика изучения чего-либо, при применении которой изучаются несколько субъектов. Разумеется, целью исследований является нахождение сходств и отличий между ними в той сфере, к которой относится конкретный анализ.

Методика эта распространена весьма широко и применяется практически во всех научных отраслях. В данной же дисциплине анализ ограничивается рамками психической деятельности и поведения субъектов изучения.

Видео:Зоопсихология и сравнительная психологияСкачать

Зоопсихология и сравнительная психология

Сравнительная психология: животная часть психологии

Сравнительная психология

Давно известно, что психическая и поведенческая жизнь нечеловеческих животных гораздо богаче, чем можно было бы предположить на первый взгляд. Сравнительная психология — это попытка понять логику действия, мышления и ощущения этих форм жизни.

Конечно, это также область исследований, которая не свободна от критики как в отношении использования сравнительного метода, так и в отношении этических подходов. Давайте посмотрим, из чего состоит эта область исследований в психологии .

Что такое сравнительная психология?

Сравнительная психология была определена как попытка понять поведение и умственную жизнь животных В общем, начиная с идеи, что есть определенные характеристики этих двух областей, которые развивались с течением времени.

Таким образом, сравнительная психология — это не просто исследование, в котором сравниваются сходства и различия разных видов животных (включая наш собственный вид), но предполагается, что за этими сходствами и различиями существует история о том, как ментальная жизнь и поведение этих жизненных форм развивались в процессе перехода от одного поколения к другому и создания новых видов.

Использование сравнительного метода

Итак, сравнительная психология использует сравнительный метод , который состоит из изучения психологических процессов у определенных видов и посмотреть, как эти выводы могут быть экстраполированы на другие виды.

В целом, исследования направлены на то, чтобы увидеть, в какой момент эволюционной истории появляются определенные психологические характеристики, и оттуда проверить, как они развивались, пока не достигли наиболее «развитых» видов животных по определенной характеристике.

https://www.youtube.com/watch?v=upXAbp0Owuku0026list=PLtRsZ1dKi85FAYNnuaAEBTgspGBv3Uekr

На практике это означает, что виды, чье поведение и психические процессы предназначены для косвенного исследования с видами, связанными с ним, почти всегда принадлежат нам.

Тем не менее, многие исследователи считают, что цель сравнительной психологии не должна быть оправданием для разговора о психологии человека, но это Умственная жизнь и поведение нечеловеческих видов животных имеют личный интерес .

Эксперименты с животными или наблюдение?

В принципе, в определении того, что такое сравнительная психология, нет ничего, из чего можно предположить, что это зависит только от экспериментального метода; он также может быть основан на полевых наблюдениях, проведенных на естественной территории, на которой обитает вид, как этология традиционно делала .

Однако на практике экспериментирование является наиболее часто используемым вариантом в сравнительной психологии по двум причинам:

  • Возможные непредвиденные события избегаются.
  • Это позволяет лучше изолировать переменные.
  • Факт отбрасывания влияния конкретной природной среды вида облегчает делать выводы, которые предоставляют информацию о поведении людей.

Конечно, это сделало сравнительную психологию очень критикуют за случаи жестокого обращения с животными как эксперимент Гарри Харлоу и обезьян, лишенных контакта с матерью в первые недели жизни.

Сравнительная психология и бихевиоризм

Исторически бихевиоризм был течением психологии, которое больше всего прибегало к сравнительной психологии, чтобы делать открытия.

Это так, потому что, поскольку поведенческие исследователи сосредоточились на компонентах психологии, которые могут быть записаны объективно и количественно, они предположили, что непредвиденные обстоятельства, которые для них были основными строительными блоками моделей поведения, они могут быть изучены в их самых основных элементах в формах жизни с менее сложной нервной системой чем человек.

Так, например, Б. Ф. Скиннер стал хорошо известен своими экспериментами с голубями, а Эдвард Торндайк, который был одним из прецедентов бихевиоризма, создал теории об использовании интеллекта для экспериментов с кошками.

Конечно, Иван Павлов, который заложил основы для развития бихевиоризма путем изучения простых условий, экспериментировал с собаками из области физиологии , Даже Эдвард Толман, исследователь бихевиоризма, ставивший под сомнение допущения этого психологического течения, сделал это путем изучения крыс.

Возможности этой отрасли психологии

Дикий внешний вид животных, отсутствие лицевых жестов, таких как человек и язык, заставляют нас полагать, что все, что связано с психологией этих форм жизни, просто. Сравнительная психология придает большое значение поведению животных .

В любом случае, он много обсуждается, если это делает через глаз человека или ищет подлинное понимание психической жизни этих организмов. Есть много разных видов животных, и традиционно сравнительная психология в основном изучала нечеловеческие приматы и некоторые животные, которые могут хорошо адаптироваться к домашней жизни, как крысы или морские свинки.

Возможности сравнительной психологии связаны с лучшим пониманием форм жизни, которые нас окружают, а также с более глубоким знанием моделей поведения, унаследованных от тысячелетий через нашу эволюционную линию.

Его ограничения связаны с использованием сравнительного метода и с Вы никогда не знаете очень хорошо, в какой степени можно экстраполировать выводы от одного вида к другому , И, конечно же, этические проблемы, возникающие в результате экспериментов на животных, полностью вошли в дискуссию о том, полезна ли сравнительная психология или нет.

Вебинар «Язык собак: понять и объяснить» 01.11.17г Зоопсихолог Лидия Ушакова (June 2021)

🎥 Видео

Стадии развития психики Леонтьева и Фабри. Зоопсихология. Теория деятельности Леонтьева (Часть 2).Скачать

Стадии развития психики Леонтьева и Фабри. Зоопсихология. Теория деятельности Леонтьева (Часть 2).

Почему в далеком прошлом Земли была инволюция, а не эволюция. Александр Белов 02.03.2024 г.Скачать

Почему в далеком прошлом Земли была инволюция, а не эволюция. Александр Белов 02.03.2024 г.

Зоя Зорина о курсе "Зоопсихология и сравнительная психология"Скачать

Зоя Зорина о курсе "Зоопсихология и сравнительная психология"

Зоопсихология и сравнительная психологияСкачать

Зоопсихология и сравнительная психология

Теория деятельности Леонтьева (Часть 1). Отечественная психология.Скачать

Теория деятельности Леонтьева (Часть 1). Отечественная психология.

Зоопсихология и сравнительная психологияСкачать

Зоопсихология и сравнительная психология

Сравнительная психология! Дарвин рулит!Скачать

Сравнительная психология! Дарвин рулит!

III Всероссийская научная конференция «Эволюционная и сравнительная психология в России - 2020» Ч.2Скачать

III Всероссийская научная конференция «Эволюционная и сравнительная психология в России - 2020» Ч.2

III Всероссийская научная конференция «Эволюционная и сравнительная психология в России - 2020». Ч.1Скачать

III Всероссийская научная конференция «Эволюционная и сравнительная психология в России - 2020». Ч.1

Зоопсихология и сравнительная психологияСкачать

Зоопсихология и сравнительная психология

Как понимать котов — объясняет зоопсихолог // Наука противСкачать

Как понимать котов — объясняет зоопсихолог // Наука против

02 Житейская психологияСкачать

02 Житейская психология

Зоопсихология и сравнительная психологияСкачать

Зоопсихология и сравнительная психология
Поделиться или сохранить к себе: