Специальная психология

Специальная психология Полезное
Специальная психология‎

Специальная психология

Специальная психология – подраздел психологии развития, изучающий проблемы развития детей (реже – взрослых) с определенными физическими или психологическими особенностями, преимущественно врожденными.

Другое название этой области психологической науки – коррекционная психология. Задача специальной психологии – определение особенностей, которые накладывает то или иное отклонение в развитии на личность, их коррекция, а также построение системы обучения и социальной адаптации людей с аномалиями.

Содержание
  1. Объект и предмет специальной психологии
  2. Предмет коррекционной психологии – формы и стороны особенностей развития личности в условиях депривации (недостаточности)
  3. Специальная психология работает со следующими категориями людей:
  4. История специальной психологии
  5. Современная специальная психология имеет следующие направления:
  6. Специальная психология: методы, предмет и объект исследования
  7. История развития и становления науки
  8. Основоположники и последователи
  9. Предмет и задачи
  10. Структура и разделы
  11. Методы исследования
  12. Проблемы
  13. Предмет специальной психологии: что изучает как наука, основные разделы
  14. Специальная психология что это такое
  15. Разделы современной специальной психологии
  16. С какими категориями людей работает
  17. Специальный психолог: по каким вопросам к нему обращаться?
  18. Что такое специальная или коррекционная психология? Разделы специальной психологии
  19. Специальный психолог: с какими проблемами к нему обращаться?
  20. Методы специальной психологии
  21. Коррекция когнитивных нарушений с помощью методов специальной психологии
  22. Практические советы: когда следует показать ребёнка специальному психологу?
  23. 📸 Видео

Объект и предмет специальной психологии

Объектом специальной психологии является индивидуум с отклонениями от норм развития. Это может быть ребенок, лишенный зрения, слуха, а также умственно отсталые дети, аутисты. Кроме того, объектом коррекционной психологии являются дети с речевыми дефектами.

Специальная психология‎

Предмет коррекционной психологии – формы и стороны особенностей развития личности в условиях депривации (недостаточности)

Выяснено, что первичный дефект (например, слепота), приводит к вторичным личностным изменениям. Они же накладывают отпечаток на мышление, восприятие, характеристики личности – происходят третичные отклонения.

Специальная психология рассматривает детей с отклонениями не как дефективных, а как особенных, «других» детей. Главной прикладной задачей спец. психологии является их социальная адаптация.

Кроме того, в задачу коррекционных психологов входит работа с семьями таких деток.

Специальная психология работает со следующими категориями людей:

  • дети и взрослые с особенностями физического и психического развития;
  • дети, лишенные контактов со сверстниками;
  • дошкольники и школьники с асоциальным поведением и депрессией.

История специальной психологии

Интерес учёных к людям с отклонениями в развитии до 20 века был эпизодическим. Массовый интерес к проблеме таких детей возникал в странах Европы, США и России после того, как вводилось обязательное обучение. Некоторые малыши не могли обучаться со сверстниками: возникла необходимость дифференциации, определения нормы.

В 1926 году Львом Выготским, психологом, внесшим огромный вклад в отечественную и мировую науку, была открыта «Лаборатория психологии аномального детства». Именно там были заложены основы теории и практики нормы.

Своими истоками современная специальная психология уходит в дефектологию. Специальная психология видит в нестандартном ребенке не дефект, а особенность развития, что качественно отличает её от дефектологии. Как самостоятельный раздел науки коррекционная психология появилась в 60-е годы 20 века. Самыми первыми разделами СП стали тифлопсихология, сурдопсихология и олигофренопсихология.

Сегодня отношение общества к «другим» деткам меняется. Люди начинают осознавать равные права и потребности таких членов общества.

Гуманизация сознания приводит к тому, что люди перестают отворачиваться от непохожих на себя индивидов. Постепенно общественная мораль приходит к выводу о недопустимости изоляции инвалидов, людей с особенностями индивидуального развития.

Интересно, что многие выводы о развитии личности сделаны на основе наблюдений за детьми с отклонениями в развитии. Некоторые методики обучения изначально создавались для «особых» детей, а затем были адаптированы для общей педагогики.

К примеру, Мария Монтессори разрабатывала свою методику обучения для умственно отсталых детей, в результате её малыши показывали лучшие показатели в письме и чтении, нежели сверстники из обычных школ.

После этого её методики приобрели необычайную популярность, и по сей день активно используются.

Современная специальная психология имеет следующие направления:

  • Тифлопсихология – помогает слепым от рождения, или потерявшим зрение в течение жизни.
  • Сурдопсихология – изучает психологические особенности и адаптирует глухих взрослых и детей.
  • Олигофренопсихология – незаменима при работе с умственно отсталыми детьми. Основной её целью является обучение таких деток навыкам самостоятельного обслуживания.
  • Логопсихология – вносит вклад в коррекцию дефектов речи детей, что необходимо для хорошего обучения, грамотного письма.
  • Психология людей с нарушениями опорно-двигательной системы.
  • Психология людей с опозданием психического развития, недостатками личностного развития.
  • Психологиялюдей с эмоционально-волевыми расстройствами – большой раздел, в значительной мере касающийся особенностей взрослого человека (алкоголизм, наркомания, сексоголизм, анорексия, дисфория – вспышки гнева, и многие другие), но также занимающийся детским аутизмом.
  • Психология одаренности иногда относят к разделу СП, поскольку одаренность и гениальность также являются отклонениями от статистической нормы.

Специальная психология связана со следующими научными дисциплинами: педагогика, ряд медицинских наук (анатомия, психиатрия, невропатология), социология, философия, а также многие разделы психологии.

https://www.youtube.com/watch?v=zhkuWwkSQDou0026list=PL8YvD1Ycb6kd842Zk4K16HkxHm6R9MsAP

Ежегодно количество «особенных» деток растет. Именно поэтому потребность в специальной психологии год от года нарастает. ВУЗы готовят специалистов со спецификацией «Коррекционная психология». Спец. психология готовит «маршруты обучения» особенных деток, разрабатывает технологии помощи для них. Выводы психологии даже приводят к изменениям в законодательстве.

Данные специальной психологии помогают при коррекции дефектов речи, присущих огромному числу детей (до 60%). Специальная психология занимается также отклонениями в поведении детей: агрессивностью, нежеланием учиться, суицидальными склонностями, а потому выводы спец. психологии касаются каждого из нас.

Видео:Специальная психологияСкачать

Специальная психология

Специальная психология: методы, предмет и объект исследования

Специальная психология

Специальная психология — отдельное научное направление, которое занимается изучением психических проблем детей, подростков. Его цель заключается в том, чтобы определить закономерности возникновения отклонений, разработать методики для улучшения состояния, нормализовать общение ребенка со сверстниками, преодолеть психические барьеры.

История развития и становления науки

До 20 века исследователи проявляли эпизодический интерес к изучению людей с психическими отклонениями. Спец. психология начала развиваться только с начала 20 века. Страны, которые начали заниматься изучением психологических проблем — Россия, США, Европа.

Лев Выготский в 1926 году открыл собственную лабораторию по изучению аномального детства. Проводившиеся исследования стали основой для дальнейшего развития специального направления.

Если говорить об истоках этого научного направления, нужно обратиться к дефектологии.

Главное отличие специальной          психологии от дефектологии в том, что ее последователи изучают отклонения как особенности развития, а не выявленные дефекты.

Сейчас общество относится к людям с нарушениями по-другому, нежели 100–200 лет назад. Появляются новые права, условия, позволяющие им не чувствовать себя отвергнутыми обществом.

Основоположники и последователи

Среди ярких последователей, основоположников научного направления можно выделить:

  • В. В. Ковалева;
  • Л. С. Выготского;
  • А. Р. Лурия;
  • Л. В. Кузнецову;
  • Т. А. Власову;
  • В. И. Лубовского;
  • Г. К. Ушакова.

Работы этих ученых стали основой для становления отдельного научного направления.

Предмет и задачи

Объект научного направления — человек с нарушениями в развитии. Предметом этой науки являются разные формы психических патологий, которые формируются под воздействием неблагоприятных условий.

Задачи:

  1. Анализ ситуаций, причин, приводящих к неправильному развитию.
  2. Разработка профилактических мероприятий, позволяющих предупредить психологические нарушения.
  3. Определение сущности, природы недостатков обучения, воспитания, которые проявляются в неправильном поведении подростков, детей. Выявление причин отклонений.
  4. Разработка специальных учреждений, которые предназначены для обучения людей с выявленными нарушениями психики.
  5. Выделение методик для повышения эффективности образовательных процессов, социальной адаптации субъектов с нарушениями развития.

Ученые разрабатывают различные методики обучения для людей с психическими отклонениями, которые применяются в общеобразовательных учреждениях.

Структура и разделы

Наука имеет определенную структуру, которая состоит из нескольких блоков:

  • механизмы, закономерности;
  • феноменология;
  • методология;
  • теоретическая праксиология.

Научное направление включает несколько разделов:

  1. Логопсихология — занимается разработкой методик для коррекции речевых дефектов у детей, из-за которые невозможно наладить эффективное лечение.
  2. Сурдопсихология — занимается изучением особенностей развития глухих детей, взрослых, чтобы разработать методики для их адаптации в обществе.
  3. Тифлопсихология — занимается оказанием помощи в обучении слепых людей.
  4. Психология субъектов, которые страдают от проблем с опорно-двигательным аппаратом.
  5. Психология субъектов с осложненными нарушениями развития.
  6. Психология личностей с задержкой в развитии психики.

В каждом направлении есть свои особенности, теоретическая база, методики для проведения исследований, практические рекомендации.

Методы исследования

Для получения новой информации ученые применяют различные методы:

  1. Эксперимент — может быть индивидуальным или групповым. Исследователи вмешиваются в привычный образ жизни испытуемого, создают определенные условия, воздействуют на человеческую психику.
  2. Наблюдение — способ получения информации о поведении, реакциях человека. Наблюдатель не вмешивается в жизнь подопытного, держит в тайне свою деятельность. Любая полученная информация является естественной.
  3. Опросы — пациенту задают вопросы определенную тематику, которые составлены заранее на.
  4. Тестирование — различные психологические задачи, вопросы, которые имеют определенную шкалу значений.
  5. Анализ продуктов деятельности. К ним относятся рисунки, произведения, которые появляются в процессе обучения или труда.

Особый метод проведения исследований в специальной психологии — катамнестический. Он предполагает наблюдение за пациентом, чтобы получить точную информацию о появлении, развитии аномалий.

Проблемы

Проблемы научного направления:

  1. Активное увеличение численности пациентов с аномалиями психики. При этом преобладают интеллектуальные нарушения.
  2. Специальное образование для обучения детей с аномалиями имеет только 8% сотрудников в спец. учреждениях.
  3. Поскольку специальная психология формировалась как смесь учений социологии, медицины, педагогики требуется дальнейшая интеграция наук.
  4. С каждый годом повышается количество психических отклонений, появляются смеси симптомов, которые сложно дифференцировать, изучать, корректировать.
  5. Медленное обучение детей с отклонениями в общеобразовательных учреждениях.
  6. Большинство детей с аномалиями обучается на дому, из-за чего требуется подготавливать больше специалистов.

Поскольку со временем появляются новые заболевания, психологи проводят постоянные исследования.

https://www.youtube.com/watch?v=GY0cteGVh8Iu0026list=PL8YvD1Ycb6kd842Zk4K16HkxHm6R9MsAP

Специальная психология занимается изучением детей, подростков с психическими патологиями. С помощью различных методик ученые получаются новую информацию, чтобы давать рекомендации для улучшения состояния детей с нарушениями, разрабатывать способы обучения.

В видео дан обзор формирования и развития специальной психологии, а также понятий нормы и отклонения в психическом развитии.

Видео:Специальная психологияСкачать

Специальная психология

Предмет специальной психологии: что изучает как наука, основные разделы

Специальная психология

Постоянное развитие науки о душе (психологии) приводит к образованию новых направлений, главными задачами которых является изучение аспектов психического развития человека.

Специальная психология считается наиболее перспективным ответвлением в научной среде.

Актуальность развития этой отрасли связана, в первую очередь, с увеличением числа детей, у которых наблюдаются психогенные нарушения: аутизация, агрессивность, поведенческие отклонения.

Работа специального психолога

Специальная психология что это такое

Специальная (коррекционная) психология (от греч. specialis – своеобразный, особенный) – это подраздел общей психологии, в рамках которого доступно изучать особые врожденные или приобретенные особенности, преимущественно у подростков и детей с характерным проявлением целого ряда психических, соматических, сенсорных или интеллектуальных отклонений в развитии.

Коррекционная психология располагается на стыке следующих наук:

  • педагогических: социальной и общей педагогики;
  • психологических: психодиагностики, возрастной, общей, социальной и педагогической психологии;
  • биологических и медицинских: офтальмологии, отоларингологии, ортопедии, психиатрии, невропатологии, генетики, анатомии, физиологии, биологии;
  • гуманитарных: истории, философии, теологии, права.

Ее развитие происходило под «руководством» дефектологии. Именно наука, в рамках которой изучаются психофизические дефекты развития детей с физическими и психическими недостатками, а также закономерности их воспитания и обучения, является краткой основой становления специальной психологии.

Взаимосвязь с другими науками

Важно! Коррекционная наука, в отличие от дефектологии, в нестандартных детях «видит» не дефекты, а особенности.

Главные задачи и требования, которые решает спец психология, заключаются в следующем:

  • в определении сущности развития подростков и детей, а также выявлении причин и условий проявления у них отклонений;
  • в анализе причин, которые привели к аномальному развитию;
  • в разработке специальных учреждений, в которых смогут развиваться особенные дети;
  • в обосновании учебно-воспитательных методов, применяемых в коррекционных классах;
  • в улучшении социальной адаптации людей с особенностями развития;
  • в разработке мер, позволяющих предупредить психофизические аномалии у ребенка.

Специальная психология занимается изучением целой области психологических особенностей детей, дефекты которых обусловлены парциальным или диффузным поражением коры головного мозга, нарушениями речи и слуха.

Дополнительная информация. При этом недостатки не являются признаком заболевания.

Данная отрасль работает с различными устойчивыми состояниями, появившимися из-за повреждений или перенесенной ранее болезни.

Разделы современной специальной психологии

Позитивная психология — что это такое

Статус самостоятельного раздела спец психология (СП) получила в начале 60-х годов 20 века.

Структура

С тех пор она «собрала» в себе целый ряд направлений:

  1. Сурдопсихологию. Главной ее целью является не только изучение психологических особенностей глухих детей и взрослых, но и помощь в их адаптации в социуме.
  2. Психологию людей, у которых наблюдаются эмоционально-волевые расстройства. Это большое направление, оно затрагивает в основном взрослых людей, страдающих наркоманией, алкоголизмом, анорексией, дисфорией, сексоголизмом. В рамках этого раздела также изучается детский аутизм.
  3. Тифлопсихологию. Основное направление раздела заключается в помощи слепым людям, потерявшем зрение в течение жизни или которые родились с диагнозом «слепота».
  4. Нередко к разделу СП относят психологию одаренности. Это связано с тем, что в совокупности с гениальностью она считается отклонением от статистической нормы.
  5. Психологию индивидов с дефектами личностного и психического развития.
  6. Олигофренопсихологию. Она незаменима во время коррекционного процесса с умственно отсталыми детьми. цель этого раздела заключается в обучении таких людей самостоятельно себя обслуживать.
  7. Психологию людей, у которых наблюдаются нарушения с опорно-двигательным аппаратом.
  8. Логопсихологию. В рамках этого направления профессиональные дефектологи и психологи корректируют недостатки речи детей, которые мешают грамотно писать и осваивать новые знания.

Некоторые специалисты рассматривают психологию детей-сирот как одно из направлений специальной психологии.

https://www.youtube.com/watch?v=zhkuWwkSQDou0026list=PL8YvD1Ycb6kd842Zk4K16HkxHm6R9MsAP

Ежегодно возрастает число особенных детей. Это связано с:

  • экологической обстановкой в мире;
  • неправильным образом жизни.

Поэтому специальная психология находится в постоянном развитии, потребность в ней увеличивается из года в год.

С какими категориями людей работает

Коррекционная психология осуществляет работу со следующими индивидами:

  • с детьми дошкольного и школьного возраста, у которых наблюдается депрессия или асоциальное поведение;
  • с подростками, которые по каким-либо причинам не имеют контактов со сверстниками;
  • с детьми и взрослыми с особенностями психического и физического развития.

Как не привязываться к людям — психология отношений мужчины и женщины

Важная роль в коррекционной психологии отводится работе с ближайшим окружением и семьей особенного малыша.

Справка. Специальный психолог – это тот человек, который находится рядом с родителями ребенка, помогая им справиться с возникшими эмоциональными трудностями.

https://www.youtube.com/watch?v=zhkuWwkSQDo

Семейная психотерапия

Появление особого человека в семье – это, прежде всего, тяжелое испытание. Оно нередко сопровождается угнетающим чувством вины. Негативные ощущения не лучшим образом влияют на ребенка. Поэтому специальный психолог помогает родным выработать алгоритм действий, позволяющий смягчить или полностью преодолеть нарушения развития у чада.

Благодаря эмпирической и теоретико-методологической базе знаний, которую за многие годы смогла накопить спец. психология, создаются оптимальные условия для психологической и социальной адаптации личностей с особыми потребностями, а также дальнейшего их социального самоопределения. Квалификационный труд большинства психологов помог многим людям занять достойную нишу в современном обществе.

Видео:Людмила Енькова: Общее представление о специальной психологии | Вилла ПапирусовСкачать

Людмила Енькова:  Общее представление о специальной психологии | Вилла Папирусов

Специальный психолог: по каким вопросам к нему обращаться?

Специальная психология

Люди, не связанные с педагогическими и медицинскими профессиями, часто не до конца понимают, что же такое специальная психология? И почему она вообще называется специальной? В этой статье специальный психолог Ольга Забияка расскажет вам о том, что изучает эта область науки, какие существуют разделы в специальной психологии, а также когда и в каких случаях следует обратиться к данному специалисту.

Специальный психолог: когда обращаться? Фото Matheus Ferrero, Unsplash

Специальный психолог: когда обращаться? Фото Matheus Ferrero, Unsplash

Что такое специальная или коррекционная психология? Разделы специальной психологии

Коррекционная и специальная психология обозначают одно и тоже, но термин «Коррекция» считается недостаточно тактичным в употреблении, так как указывает на «грубое» воздействие. В соответствии с Конвенцией ООН «Оправах инвалидов» принято отказаться от терминологии, указывающей на дефект и носящей уничижительную окраску.

Специальная психология изучает психофизиологические развитие детей с особенностями в развитии. Для того чтобы понять, что такое нарушенное развитие, нам необходимо прежде всего определить, а что такое норма?

Нет одного определённого вида нормы. Их делят на:

  • Статистическая норма – это какое-либо явление, находящееся в пределах средних показателей. Критерии выявляются при помощи обследования репрезентативной выборки. Статистическая норма может меняться: чем больше людей показали определённый результат по какому-то критерию, то этот результат и становится нормой. Если этот вид нормы представить в виде кривой Гаусса, станет видно, что отхождения от большинства и являются не нормой. Это может быть как отхождение со знаком «+», когда ребёнок опережает развитие большинства детей этого же возраста, так и со знаком «-», когда ребёнок запаздывает или задерживается в развитии по каким-либо показателям. Оценка только этим видом нормы может приводить к определённым замешательствам. Часто приводится такой пример: «а как же оценивать такое явление, как бескорыстие?» Если в исследовании мало человек проявили это явление, то, если судить по статистической норме, человек, проявляющий бескорыстие, будет считаться ненормальным.
  • Функциональная норма – это физиологические параметры состояния здоровья.
  • Социокультурная норма отличается у каждого народа и различных социальных групп. С нашей точки зрения поведение и жизнь других людей могут не входить в наши устои и моральные рамки жизни. Общество диктует определённые правила, по которым должны жить люди, и отхождение от них правил считается ненормальным, если придерживаться этого вида нормы. Как вы понимаете, такой вид нормы имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
  • Социально-психологическая норма — это то, что предъявляется обществом к психическому и личностному развитию человека.
  • Индивидуальная норма – это возможности и способности конкретного человека. То, что человек может на данный момент, и его самореализация в ближайшем будущем.

Таким образом, развитие считается отклоняющимся, если наблюдаются отхождение от социально-психологического норматива, выделенного для образовательной, этнической и социокультурной ситуации для определённого возраста вне зависимости от опережения или запаздывания развития.

https://www.youtube.com/watch?v=dtBLspigFtY

Тогда как аномальным развитием считается нарушение общего хода развития в результате физических или психических дефектов.

Специальная психология — это отрасль общей психологии, и как любая наука она имеет свои разделы:

  • Тифлопсихология;
  • Сурдопсихология;
  • Психология лиц с интеллектуальными нарушениями;
  • Психология детей с задержкой психического развития;
  • Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • Логопсихология;
  • Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  • Психология детей со сложными недостатками развития.

Вне зависимости в какой области работает специальный психолог задачи у всех общие:

  • Первоначально специалист собирает анамнез, проводит углублённую диагностику познавательных функций и личностного развития ребёнка с нарушением в развитии;
  • На основе проведённой диагностики специалист составляет и реализует психокоррекционную программу.
  • Обеспечение социально-психологической интеграции и адаптации в общество;
  • Также важной задачей является консультативная и просветительская работа. Проводятся консультации с родителями, воспитателями, педагогами и ближайшем окружением ребёнка.

Таким образом, специальный психолог раскрывает структуру нарушений, ищет пути коррекции и компенсации. Важно достичь того, чтобы ребёнок был полноценным членом общества, умел себя обслуживать, обеспечивать и жить в будущем самостоятельно. Так как детский мозг обладает высокой пластичностью, необходимо, чтобы как можно раньше осуществлялась коррекционная помощь.

Разделы и методы специальной психологии. Фото NeONBRAND, Unsplash

Разделы и методы специальной психологии. Фото NeONBRAND, Unsplash

Специальный психолог: с какими проблемами к нему обращаться?

Часто проблемы становятся заметными при поступлении в детский сад или школу, если ребёнок с затруднением усваивает программу и отстаёт от сверстников в психофизическом развитии.

Может проявляться гиперактивность, неусидчивость, замкнутость, агрессия, тревожность, повышенная утомляемость, плохая память, рассеянное внимание или низкая познавательная активность и запас знаний об окружающем мире. В таком случае родителям будет рекомендовано пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию).

После осмотра всеми специалистами будут выданы рекомендации, по какой программе обучаться ребёнку и какие должны быть созданы условия для его эффективного обучения.

Ещё одной причиной для обращения к специальному психологу могут быть нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Когда ребёнок проявляет агрессию, например, делает животным больно, это может быть причиной отставания не только в эмоционально-волевой сфере, но и в интеллектуальной, ребёнок попросту может не осознавать в полной мере свои действия и их последствия. Для того, чтобы подробнее разобраться в такой ситуации, стоит обраться к специальному психологу.

Если ребёнок избегает социальных контактов, плохо реагирует на какие-либо изменения, скандирует заученные или услышанные где-то фразы, использует речь, не направленную на собеседника, то есть это своеобразный монолог, есть и более явные признаки, например, мутизм – это отказ от речи при сохранном речевом аппарате и иннервации.

Специальный психолог оказывает помощь при социальной адаптации детей с особыми потребностями. Затруднения в самообслуживании и общении негативно сказываются на процессе адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Когда ребёнок становится старше, он начинает сравнивать себя с другими, появляется низкая самооценка, страхи и тревожность.

Появление малыша с особенностями меняет привычную жизнь родителей и их ожидания. Многие семьи распадаются или идут по неверному пути воспитания, поэтому чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем быстрее вам помогут и подскажут план действий.

Специальный психолог не работает один, он ориентируется на данные врачей и других специалистов и сам, в свою очередь, даёт рекомендации.

Методы специальной психологии

Наблюдение – это один из самых старейших методов в психологии, он основан на целенаправленном восприятии и фиксировании наличия каких-либо психологических явлений. Наблюдение как научный метод имеет цель, план и протокол наблюдения.

Эксперимент – исследование в специально созданных условиях с целью проявления изучаемых психологических явлений. К положительным сторонам этого метода относится объективность, так как эксперимент можно повторить. У этого метода есть чёткие критерии оценивания и фиксации психологических явлений, в числовой и качественной форме.

Метод беседы применяется вместе с другими методами. Обследование, как правило, начинается именно с метода беседы. План беседы должен быть продуман заранее, вопросы должны выводить человека на развёрнутый ответ.

Метод опроса включает в себя вопросы, с которыми нужно согласиться или не согласиться.

Тестирование позволяет охватить сразу несколько испытуемых, этот метод используется для выявления актуального уровня знаний, умений и навыков испытуемых. Тест предполагает одинаковую инструкцию для всех, кто проходит обследование. На сегодняшний день в связи с популяризации техники и интерактивных средств представления информации широкое распространите получили электронные тесты.

https://www.youtube.com/watch?v=kfDExbcdJPk

Наблюдая за тем, как ребёнок выполняет задания, можно обратить внимание на следующие особенности поведения:

  • внимательно ли он слушает взрослого, дослушивает ли инструкцию до конца, старается ли придерживаться правил выполнения задания;
  • задаёт ли вопросы, если что-то не понял или забыл;
  • как реагирует на замечания, исправляет ли свои ошибки.

Специальный психолог: практические советы. Фото Amy Hirschi, Unsplash

Специальный психолог: практические советы. Фото Amy Hirschi, Unsplash

Коррекция когнитивных нарушений с помощью методов специальной психологии

Как правило, психологическая коррекция проводится с детьми при помощи дидактических игр, подобранных таким образом, чтобы активизировать те области, в которых есть проблемы.

На сайте CogniFit можно самостоятельно проверить уровень своих когнитивных способностей и пройти тренировку в игровой форме по ключевым направлениям:

  • Память;
  • Концентрация;
  • Рассуждение;
  • Координация;
  • Устный счёт и др.

Высокоразвитые психические функции помогут не только в учебном процессе, но и в рабочем. Например, благодаря хорошей памяти вам будет проще запоминать большой массив информации, это сэкономит ваше время и поднимет эффективность и качество вашей работы.

Практические советы: когда следует показать ребёнка специальному психологу?

Существует множество литературы, посвящённой возрастной психологии. Я выделю основные маркеры, на которые стоит обратить внимание.

В 3 месяца появляется комплекс на говорящее лицо, ребёнок отвечает улыбкой, следит глазами за движущимся объектом.

В 4 месяца малыш отыскивает предмет по звуку, поворачивается со спины на бок, паузы во время плача для восприятия реакции родителя.

В 5 месяцев хорошо развивается акт хватания, различает знакомых и чужих людей, улыбается себе в зеркале.

В 6 месяцев проявляет активный интерес к предметам.

В 7 месяцев хорошо ползает, встаёт на четвереньки.

В 8 месяцев развивается страх расставания, ребёнок уже самостоятельно ложится и садится.

В 9 месяцев ребёнок знает своё имя и поворачивается, когда его зовут. 10 месяцев переступает, держась за опору.

В 11-12 месяцев совершенствуются действия, интерес к предметам и взаимодействия с ними.

В 2-3 года важным фактором является развитие речи. Насторожить может, если у ребёнка отсутствует звукоподражание, если не показывает предметы на картинке, не понимает простые слова, не выполняет команды, не отвечает на несложные вопросы.

В дошкольном возрасте ребёнок должен знать название цветов и оттенков, владеет классификацией и способен устанавливать причинно-следственную связь. Самостоятельно застёгивает пуговицы, соблюдает правила поведения.

В школьном возрасте должно насторожить, если ребёнок не может долго удерживать внимание, затрудняется действовать по инструкции, несамостоятелен, гиперактивен, например, ходит по классу вовремя урока, выкрикивает с места. Преобладание игровых мотивов над учебной задачей может говорить о неготовности ребёнка к школьному обучению.

Таким образом, специальный психолог решает широкий круг задач совместно с семьёй и близким окружением ребёнка, а также другими специалистами.

📸 Видео

Людмила Енькова: Методы специальной психологии | Вилла ПапирусовСкачать

Людмила Енькова: Методы специальной психологии | Вилла Папирусов

Выпуск 71. Психология VS физиология речи. Что важнее?Скачать

Выпуск 71. Психология VS физиология речи. Что важнее?

Людмила Енькова: Что является нормой и отклонением в развитии | Вилла ПапирусовСкачать

Людмила Енькова: Что является нормой и отклонением в развитии | Вилла Папирусов

01 Психология и философияСкачать

01 Психология и философия

Людмила Енькова: Принципы специальной психологии | Вилла ПапирусовСкачать

Людмила Енькова: Принципы специальной психологии | Вилла Папирусов

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.Скачать

Уникальный ТЕСТ! Выясните, какая травма детства влияет на вашу жизнь! Психология. Тест личности.

Выпускница факультета специальной педагогики и психологии Валерия ЧукальскаяСкачать

Выпускница факультета специальной педагогики и психологии Валерия Чукальская

Людмила Енькова: Закономерности развития психики в норме и при дизонтогенезе | Вилла ПапирусовСкачать

Людмила Енькова: Закономерности развития психики в норме и при дизонтогенезе | Вилла Папирусов

Людмила Енькова: Классификация нарушений психического развития | Вилла ПапирусовСкачать

Людмила Енькова: Классификация нарушений психического развития | Вилла Папирусов

Становление специальной психологии в РоссииСкачать

Становление специальной психологии в России

Специальная психология. Под ред. Шипицыной Л. М.Скачать

Специальная психология. Под ред. Шипицыной Л. М.

Основы коррекционной педагогики и психологииСкачать

Основы коррекционной педагогики и психологии

Быкова А.Е. - Теоретические основы специальной педагогики и психологииСкачать

Быкова А.Е. - Теоретические основы специальной педагогики и психологии
Поделиться или сохранить к себе: