Синдром рассеянного внимания

Синдром рассеянного внимания Полезное
Синдром рассеянного внимания у детей: что делать родителям

Синдром рассеянного внимания

Что такое синдром рассеянного внимания у ребёнка: общая информация, причины появления, симптомы и признаки. Комплексное лечение, смысл медикаментозной терапии, работа психолога.

Часто родители замечают, что их ребёнок не может надолго концентрироваться на чём-то одном. Он проявляется забывчивость, повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам и школьникам и не несёт никакой угрозы.

Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.

Содержание
  1. Общие признаки СРВ у детей
  2. Причины возникновения синдрома
  3. Симптомы рассеянного внимания
  4. Особенности диагностики СРВ
  5. Методы лечения
  6. Медикаментозный способ
  7. Распорядок дня
  8. Занятия с психологом
  9. Родительский контроль
  10. Профилактика проблемы во время беременности
  11. Рассеянное внимание
  12. Признаки СДВГ у детей
  13. Рассеянное внимание у взрослых
  14. Проблемы диагностики
  15. Лечение
  16. Вывод
  17. Разница между расстройствами внимания с похожими симптомами
  18. Сдвг и аутизм (рас)
  19. сдвг
  20. Аутизм
  21. Сдвг и нсв (нарушение слухового восприятия)
  22. Общие симптомы
  23. НСВ
  24. СДВГ
  25. Расстройства обучения
  26. Симптомы СДВГ : диагноз и признаки синдрома дефицита внимания | Neuroapex
  27. Диагностические критерии СДВГ
  28. Подтипы или формы  СДВГ-синдрома
  29. Ключевые характеристики СДВГ
  30. СДВГ. Советы детского врача-психиатра
  31. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
  32. Причины СДВГ
  33. СДВГ или избалованность?
  34. Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
  35. 💥 Видео

Общие признаки СРВ у детей

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

  • Только отсутствие внимания;
  • Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
  • Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
  • Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.

Причины возникновения синдрома

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

  1. Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
  2. Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
  3. Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
  4. Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
  5. Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
  6. Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

https://www.youtube.com/watch?v=1isOH4hBDAM

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

  1. Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
  2. Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
  3. Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
  4. Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

  1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
  2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
  3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

Методы лечения

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Медикаментозный способ

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.

Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:

Время Действие
07:00 — 07:05 Ребёнок просыпается
07:05 — 07:20 Зарядка, гигиена
07:20 — 07:35 Завтрак
07:35 — 08:00 Сборы в школу
08:00 — 08:30 Дорога в школу
08:30 — 13:05 Уроки
13:05 — 13:30 Дорога домой
13:30 — 13:40 Переодевание, гигиена
13:40 — 14:00 Обед
14:00 — 16:00 Свободное время, секции
16:00 — 18:00 Выполнение домашнего задания
18:00 — 18:30 Ужин
18:30 — 20:00 Свободное время
20:00 — 21:00 Подготовка ко сну
21:00 — 07:00 Ночной сон

Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.

Занятия с психологом

Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.

https://www.youtube.com/watch?v=HptqrmgtnHo

Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.

Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.

Родительский контроль

Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.

Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.

В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.

Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.

Профилактика проблемы во время беременности

О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

Что делать при синдроме рассеянного внимания у детей

Видео:СДВГ бинго! Собери весь — НаучпокСкачать

СДВГ бинго! Собери весь — Научпок

Рассеянное внимание

Синдром рассеянного внимания

Рассеянное внимание – сложность или невозможность сконцентрироваться на чем-то одном – с каждым годом распространяется все сильнее. Обусловлено это, в первую очередь, информационной перенасыщенностью окружающего мира и быстрым темпом жизни.

Термин «рассеянное внимание» часто употребляется не столько в качестве отдельного диагноза, сколько в комплексной диагностике Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а иногда рассеянное внимание приписывают трудным детям, оправдывая тем самым свои педагогически провалы.

Разберемся подробнее, что такое Синдром дефицита внимания и гиперактивности. По статистике от этого заболевания страдают примерно  7-10% детей и 4-6% взрослых. 

Сложности с усвоением информации вследствие рассеянного внимания никак не связаны с уровнем интеллекта и не являются ни причиной, ни последствия отставания в развитии.

Зачастую диагноз ставится в школьном возрасте, в основном потому, что взрослые чаще всего считают свою рассеянность чертой характера, а не расстройством внимания.

Однако СДВГ может возникать или обостряться и у взрослых людей.

Признаки СДВГ у детей

  • Не способен удерживать внимание на деталях, часто допускает мелкие  ошибки в школьных заданиях «по невнимательности»
  • Складывается впечатление, что ребенок не слушает речь, которая обращена к нему, или «витает в облаках»
  • Не способен самостоятельно организовать работу
  • Отвлекается на посторонние вещи, звуки и т.д. во время выполнения задачи, требующей концентрации
  • Теряет или забывает повседневные предметы: игрушки, письменные принадлежности, варежки и т.д.,

Дети с преобладанием гиперактивности могут проявлять следующие симптомы:

  • Беспокойные движения:
  • покачивание ноги или стук пальцами по парте, «вертится за партой»
  • Бесцельная двигательная активность, невозможность оставаться в одном положении в течение некоторого времени
  • Болтливость
  • Нетерпеливость
  • Ворочается во сне, сбрасывает одеяло, сбивает простыню.

Рассеянное внимание у взрослых

Синдром дефицита внимания у взрослых, как было уже сказано, зачастую принимается за особенность характера: «ну что поделать, я рассеянный», «вот такой я невнимательный» и т.д. Основными признаками могут считаться:

  • частая смена увлечений (при глубоком погружении в новую тему)
  • неспособность соблюдать сроки выполнения поставленных задач, например «дедлайны» на работе, задержки оплаты ЖКХ в быту
  • неспособность планировать рабочий день и личные дела
  • игнорирование социальных норм
  • импульсивные покупки

Проблемы диагностики

Начиная с 70-х годов 20 века, ведутся активные споры, является ли СДВГ психическим расстройством или должен рассматриваться как вариант нормы здорового человека и характерной особенностью личности.

https://www.youtube.com/watch?v=kflDoRJcYkc

Сложность диагностики заключается в том, что особенности поведения, которые можно считать признаком синдрома, должны рассматриваться в нескольких ситуациях и на протяжении длительного времени, чтобы понять, являются ли они моделью поведения или реакцией на конкретный раздражитель. При этом диагноз может быть поставлен с учетом доминирующего симптома расстройства:

  • с акцентом на дефицит внимания, когда больному сложно сконцентрироваться на какой-либо задаче, появляется быстрая утомляемость при продолжительной монотонной работе, человек рассеян и забывчив, не может правильно организовать быт и работу.
  • с акцентом на гиперактивность, когда больной слишком импульсивен и активен, но при этом не испытывает серьезных проблем с концентрацией.
  • комбинированный вариант

Лечение

Существуют несколько способов лечения СДВГ в зависимости от степени его проявления и особенностях пациента:

Медикаменты: психостимуляторы на основе амфетамина, ингибиторы обратного захвата норадреналина, гипотензики и трициклические антидепрессанты. Такой способ применяется, в основном, при сильных проявлениях синдрома, которые не позволяют вести полноценную жизнь.

Психотерапия: одно из наиболее эффективных способов купирования расстройства и избавления от наиболее мешающих симптомов. Терапия направлена на развитие осознанности человека, подавление импульсов, обучение планированию и систематизации жизни.

Питание и образ жизни в целом. Питание — это, скорее, поддерживающее средство, которое обеспечивает поступление важных для мозга микроэлементов и питательных веществ. Наиболее важным является четкий распорядок дня и планирование времени занятости и отдыха.

Вывод

Медики во всем мире так и не пришли к единому мнению о причинах появления синдрома дефицита внимания, его диагностике и классификации. Нет одного мнения и по поводу того, является ли СДВГ единым диагнозом или набором отдельных симптомов. В любом случае, если вы обнаружили у себя признаки рассеянного внимания, не стоит затягивать с визитом к врачу.

Заинтересовались, но остались вопросы?

Позвоните по телефону +7 (908) 633-56-60 или напишите нам

Видео:СДВГ ✅ синдром дефицита внимания и гиперактивности: лечение, симптомы и признакиСкачать

СДВГ ✅ синдром дефицита внимания и гиперактивности: лечение, симптомы и признаки

Разница между расстройствами внимания с похожими симптомами

Синдром рассеянного внимания

СДВГ является самым распространенным диагностируемым расстройством поведения среди детей младше 18 лет, согласно статистике Центров по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention).

Когда ребёнок страдает от забывчивости, неусидчивости, рассеянности и проблем со сном, ему чаще всего диагностируют СДВГ, однако существует множество других расстройств и заболеваний, которые также могли бы быть причиной проявления этих симптомов.

Когда симптомы разных расстройств совпадают, это легко может сбить с толку. Поисковые запросы таких симптомов, как импульсивность, плохая концентрация внимания и прочее, могут вывести Вас на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), нарушение слухового восприятия (НСВ), расстройства аутистического спектра (РАС) и много чего еще.

Необходимо работать со специалистом, которому Вы доверяете, чтобы получить комплексную оценку Вашего ребёнка. Порой бывает, что у ребёнка больше одного расстройства, а иногда бывает, что ребёнку ставят неправильный диагноз. Типы коррекции могут сильно отличаться для каждого диагноза, поэтому ключ к правильному лечению — это понимание того, с чем именно Вы имеете дело.

Готовясь к встрече с Вашим специалистом, необходимо быть крайне внимательным и записывать все детали поведения Вашего ребёнка, чтобы Вы могли предоставить полную картину того, что происходит дома.

Разбираться в симптомах Вашего ребёнка может быть сложно, поэтому мы выписали три самых распространенных расстройства, симптомы которых совпадают с симптомами СДВГ, чтобы помочь Вам лучше понять схожести и различия этих расстройств.

Сдвг и аутизм (рас)

у этих двух расстройств много похожих симптомов, но важно помнить, что они разные.

у ребёнка могут быть сдвг и рас одновременно, но сдвг — это физиологическое расстройство, а аутизм — это вариации неврологических расстройств.

в зависимости от диагноза сдвг, аутизм или и то и другое, вы получите разные рекомендации по лечению. ниже перечислены симптомы для каждого из расстройств, а также схожие симптомы обоих расстройств.

сдвг

  • Легко отвлекается
  • Постоянно витает в облаках
  • Забывчивый
  • Не слушает, когда с ним говорят
  • Плохо следует указаниям
  • Плохо контролирует импульсы
  • С трудом заканчивает дела
  • Проблемы с самоорганизацией
  • Нетерпеливый, не умеет ждать своей очереди
  • Перебивает других
  • Действует, не думая о последствиях
  • Грубо играет

Аутизм

  • Избегает зрительного контакта
  • Стесняется прикосновений
  • Проблемы с речью
  • Часто повторяет одни и те же фразы
  • Привыкает к рутине и расстраивается, если она меняется
  • Успокаивается с помощью повторяющихся движений тела (качается, щелкает пальцами и т.д.)
  • Одержим интересом к чему-то
  • Проблема с пониманием чувств других и выражением эмпатии

Сдвг и нсв (нарушение слухового восприятия)

не смотря на то, что это два физиологических расстройства с несколькими похожими симптомами, сдвг и нсв очень разные. различить их симптомы не всегда бывает легко, но необходимо для того, чтобы подобрать правильную помощь.

при сдвг у детей проблема с концентрацией внимания, а при нсв детям сложно обрабатывать информацию, которую они слышат.

нарушение слухового восприятия затрагивает навыки, связанные с речью, а у детей с сдвг нарушены исполнительные функции и память, и им трудно справляться со своими эмоциями. ниже перечислены сходства и различия в симптомах.

Общие симптомы

  • Не слушает, когда с ним говорят, как будто выпадает из разговора
  • Забывчивый
  • Плохо следует указаниям
  • Легко отвлекается

НСВ

  • С трудом поддерживает разговор
  • Трудно отвечать, если ему задали вопрос вслух
  • Часто просит повторить сказанное
  • Часто переспрашивает: “а?” “что?”
  • Плохо следует устным указаниям
  • Могут быть проблемы с речью, возможно путает похожие звуки
  • Не умеет рифмовать
  • Плохое понимание речи на слух
  • Предпочитает читать книгу сам, нежели, чтобы ему читали

Симптомы СДВГ и расстройств обучения могут быть очень похожими, в зависимости от того, какое именно у ребёнка расстройство обучения. Не смотря на то, что у 30-50% детей с СДВГ также есть некое расстройство обучения, сам СДВГ расстройством обучения не считается.

Вы можете наблюдать похожее поведение и симптомы, или же перед Вами ребёнок, у которого одновременно СДВГ и расстройство обучения. Так как причины затруднений у ребёнка могут быть очень разными, интервенции (способы помощи) следует подбирать индивидуально, в зависимости от ситуации.

Вот некоторые симптомы СДВГ и расстройств обучения, которые могут проявиться у детей:

СДВГ

  • Не слушает, когда с ним говорят, как будто выпадает из разговора
  • Постоянно витает в облаках
  • Плохо следует указаниям
  • Нетерпеливый, не умеет ждать своей очереди
  • Перебивает других
  • Действует, не думая о последствиях
  • Грубо играет
  • Когда ребёнок расстроен, это часто доходит до скандалов
  • Сложно заводить друзей, поддерживать разговоры и  приемлемо реагировать
  • Постоянно ерзает, двигается и перебирает в руках предметы
  • Не понимает невербальные сигналы

Расстройства обучения

  • Задержка речевого развития
  • Плохо развитые социальные навыки и координация
  • Трудности с написанными словами и быстрым распознаванием букв
  • Трудности с произношением слов вслух
  • Трудности с самостоятельным чтением и запоминанием
  • Трудности с организацией мыслей
  • Плохо понимает концепт времени и все, что с ним связано

Распознать симптомы или понять причины расстройств не всегда легко, особенно когда у расстройств так много похожих симптомов. Изучите разные расстройства внимания, чтобы лучше понять их и соответствующее им поведение. Необходимо работать вместе с квалифицированным профессионалом для точной оценки Вашего ребёнка и для того чтобы подобрать ему лучшие программы помощи.

Видео:Синдром дефицита внимания с гиперактивностью \ СДВГ \ Невролог \ ПетроваСкачать

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью \\ СДВГ \\ Невролог \\ Петрова

Симптомы СДВГ : диагноз и признаки синдрома дефицита внимания | Neuroapex

Синдром рассеянного внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой форму поведенческого расстройства, которой в настоящее время страдают миллионы детей, подростков и взрослых во всем мире.

На сегодняшний день проведено огромное количество клинических, нейропсихологических, нейрофизиологических и многих других исследований для изучения природы, разнообразия симптомов и того, что собой представляют причины СДВГ.

Диагностические критерии СДВГ

Диагностические критерии и признаки СДВГ детально описаны в американском руководстве DSM-5 и европейской Международной Классификации Болезней МКБ-10. В целом, согласно этим руководствам, все разнообразие симптомов при СДВГ укладывается в 3 большие группы –

  • собственно дефицит внимания
  • гиперактивность или повышенная подвижность
  • импульсивность или несдержанность

Едва ли не самая важная группа симптомов с точки зрения школьного «функционирования» ребенка связана с нарушением функции внимания, причем критерием нарушения является наличие 6 или более различных проявлений невнимательности, имеющих место на протяжении более, чем 6 месяцев и серьезно нарушающих социальное поведение ребенка и его успеваемость в школе.

https://www.youtube.com/watch?v=a_unOfG9Z2c

Возможные варианты нарушения внимания могут выглядеть следующим образом:

  • ребенок часто упускает из виду, «теряет» детали классного или домашнего задания, делает большое число небрежных и трудно объяснимых ошибок при выполнении задания;
  • испытывает трудности в длительном удержании внимания на предмете урока в классе, во время лекции или при выполнении длительного задания;
  • ребенок часто не может ответить на обращенный к нему вопрос, находясь в прострации и с отсутствующим видом;
  • часто ребенок не в состоянии самостоятельно выполнить классное или домашнее задание, безуспешно тратя на него все отведенное время;
  • часто испытывает трудности с организацией и планированием своих действий и деятельности в целом, не может выполнить задание к сроку, не может самостоятельно спланировать выполнение различных заданий;
  • ребенок часто сопротивляется и избегает выполнения заданий, которые ему не нравятся, которые он не понимает и которые требуют усилий, чтобы в них разобраться;
  • часто теряет различные вещи и предметы, в том числе, необходимые для учебы в школе – ручки, тетради, ключи, очки и т.д.
  • легко отвлекается на посторонние раздражители как в школе, так и дома;
  • отличается повышенной забывчивостью – забывает дома тетрадки, карандаши и ручки, забывает выполнить задание, забывает записать в дневник домашнее задание, забывает о запланированных делах и т.д.

Гиперактивность может проявляться в следующих конкретных проявлениях поведения ребенка:

  • в поведении ребенка часто присутствуют беспокойные и непрекращающиеся движения руками и ногами, не может неподвижно сидеть на стуле – все время ерзает;
  • ребенок не выдерживает сидения на месте какое-то время, особенно когда это необходимо, например, на занятии в школе, на спектакле в театре и т.д.
  • ребенок много и постоянно бегает, постоянно куда-то забирается, что-то открывает, трогает, двигает и т.д.
  • ребенок долго не выдерживает, тихо и спокойно играя, периодически вскакивает и бегает, отвлекаясь на что-то другое;
  • такая избыточная и беспорядочная двигательная неусидчивость имеет стойкий характер, не зависящий от каких-либо ограничений и требований внешних условий.

Наконец, импульсивность может проявляться в следующем:

ребенок имеет обыкновение отвечать на вопросы, не задумываясь и не выслушав до конца то, о чем его спрашивают;Не может дожидаться своей очереди.

при общении ребенок постоянно перебивает говорящего, не зависимо от того, сверстник это или взрослый;

ребенок болтлив и несдержан, может беспричинно вдруг сказать обидную или даже оскорбительную вещь, может разговаривать так, как будто у него отсутствуют внутренние «тормоза».

Аналогичные диагностические критерии детально прописаны в данных руководствах также как для группы гиперактивных, так и импульсивных симптомов СДВГ.

Подтипы или формы  СДВГ-синдрома

Важно также отметить, что у конкретного ребенка с СДВГ-синдромом могут иметь место нарушения любой из трех основных групп симптомов в любой комбинации, и в зависимости от относительной выраженности той или иной группы симптомов выделяют 3 основные формы или подвида синдрома –

  • а) форма с преобладанием в клинической картине нарушений поведения преимущественно симптомов нарушения внимания;
  • б) форма с преобладанием преимущественно симптомов гиперактивности/импульсивности и
  • в) смешанная форма с наличием и тех и других симптомов примерно в равной пропорции.

Особый акцент в этих руководствах ставится на всеобщий и инвариантный в отношении различных ситуаций характер этих расстройств.

Другими словами, если речь идет о гиперактивности ребенка, то она в равной степени должна проявляться как в школе, так и в любых других ситуациях – дома, в общественных местах, в общении со сверстниками и т.д.

Если же «подозрительное» поведение наблюдается у ребенка в какой-то единичной ситуации, например, в школе, то здесь можно заподозрить обусловленность такого неправильного поведения какими-то другими, ситуативными факторами.

Ключевые характеристики СДВГ

Важным аспектом диагностического критерия является временной фактор – нарушение поведения должно наблюдаться на протяжении не менее 6 месяцев. Это связано с тем, что с точки зрения сегодняшней медицины, нарушения функционирования головного мозга, лежащие в основе СДВГ, являются весьма продолжительными, часто пожизненными, в том числе и по причине частичной генетической обусловленности.

https://www.youtube.com/watch?v=CZnrdb_dAUY

Ну и чтобы уж совсем диагноз о наличии СДВГ был надежным, клинические руководства требуют инвариантности в отношении наблюдателя, т.е. на основании использования описанных критериев к аналогичным выводам должны придти разные наблюдатели поведения ребенка – не только врач, но и педагог, родитель и любой другой незаинтересованный наблюдатель.

Также стоит упомянуть тот факт, что классификация симптомов и диагностические критерии СДВГ в своем современном виде оформились относительно недавно, в силу чего особенности поведения СДВГ-ребенка даже врачом-педиатром, не говоря уже о родителях и школьных педагогах, до недавнего времени оценивались неправильно – неусидчивость и невнимательность, неспособность самостоятельно справиться с заданием обычно списывались на плохое воспитание, недостаточное внимание со стороны родителей, капризность и разбалованность ребенка и другие подобные причины.

Именно поэтому при возникновении подозрений о наличии в поведении ребенка каких-то отклонений прежде всего следует обращаться к опытному специалисту, что позволит правильно оценить все нюансы и особенности нарушения поведения ребенка с диагностической точки зрения и выбрать правильный и наиболее эффективный способ коррекции его СДВГ-поведения.

В нашем Центре работают именно такие специалисты, которые не только разберутся во всех нюансах поведения ребенка с СДВГ, но и обеспечат максимально эффективное, безопасное и надежное лечение самым современным и перспективным нелекарственным методом – методом биологической обратной связи или БОС-терапии.

Видео:Лучшие средства для концентрации внимания и работы мозга🔥Скачать

Лучшие средства для концентрации внимания и работы мозга🔥

СДВГ. Советы детского врача-психиатра

Синдром рассеянного внимания

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода.

Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная.

Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации.

У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят.

В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода.

Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога.

Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

https://www.youtube.com/watch?v=1wCdqNd2Ykg

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%.

Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив.

Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности.

К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

https://www.youtube.com/watch?v=CRT8VjYfKx4

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями.

И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам.

Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций.

При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается.

Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

  • ослабление физического здоровья;
  • расхождение уровня школьной программы с интеллектуальными возможностям ребенка;
  • вовлечение ребенка в решение семейных проблем с выполнением ребенком несвойственных ему ролей;
  • закрепление семьей болезненных форм поведения или реагирования ребенка.

Признаки невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

💥 Видео

Синдром дефицита внимания у детей / гиперактивностьСкачать

Синдром дефицита внимания у детей / гиперактивность

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ. ПсихотерапияСкачать

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ. Психотерапия

Тест на СДВГ(Синдром дефицита внимания и гиперактивности)Скачать

Тест на СДВГ(Синдром дефицита внимания и гиперактивности)

20 признаков СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ у взрослыхСкачать

20 признаков СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ у взрослых

#47 Синдром дефицита внимания у взрослых // Психология Что?Скачать

#47 Синдром дефицита внимания у взрослых // Психология Что?

СДВГ. Правильное питание при синдроме дефицита внимания и гиперактивностиСкачать

СДВГ. Правильное питание при синдроме дефицита внимания и гиперактивности

Суперсредство при СДВГ🙌 Синдром дефицита внимания и гиперактивностиСкачать

Суперсредство при СДВГ🙌 Синдром дефицита внимания и гиперактивности

5 признаков СДВ у ребенкаСкачать

5 признаков СДВ у ребенка

Гиперактивный ребенок - Школа доктора КомаровскогоСкачать

Гиперактивный ребенок - Школа доктора Комаровского

Психиатр Мартынихин И.А.: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: взгляд психиатраСкачать

Психиатр Мартынихин И.А.: Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: взгляд психиатра

Три важных шага коррекции СДВ и СДВГ: коррекция нарушения внимания с диагнозом СДВСкачать

Три важных шага коррекции СДВ и СДВГ: коррекция нарушения внимания с диагнозом СДВ

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ: 20 СПОСОБОВ ВЫЧИСЛИТЬ ВРАГА В СЕБЕ САМОМСкачать

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ: 20 СПОСОБОВ ВЫЧИСЛИТЬ ВРАГА В СЕБЕ САМОМ

Симптомы СДВГ у ДЕТЕЙ. Признаки гиперактивности и синдрома дефицита внимания у ребенкаСкачать

Симптомы СДВГ у ДЕТЕЙ. Признаки гиперактивности и синдрома дефицита внимания у ребенка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых: лечениеСкачать

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых: лечение

СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детейСкачать

СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детей

У моих детей синдром дефицита внимания и гиперактивности: Марьяна | Быть мамойСкачать

У моих детей синдром дефицита внимания и гиперактивности: Марьяна | Быть мамой
Поделиться или сохранить к себе: