Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой общения: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, М. А. Василик, Г. Лассуэлл, Д. Брэддок и др.
- Понятие
- Структура общения
- Функции общения
- Виды общения
- Развитие общения
- Развитие коммуникации необходимо каждому человеку
- Развитие коммуникации
- Технологии коммуникации
- Эффективная коммуникация
- Книги по коммуникации
- Развитие общения со сверстниками — Педагогика раннего детства
- Направления педагогической работы по развитию общения детей со сверстниками
- Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми
- Список литературы
- Развитие общения дошкольников со сверстниками
- Стадии развития общения детей со сверстниками
- От 2-х до 4-х лет
- Дети до 4-х лет
- Дети 4-6-ти лет
- Старшие дошкольники 6-7 лет
- Роль взрослого в формировании общения детей со сверстниками
- Рекомендации родителям
- . Трудности в общении со сверстниками: что делать
- Развитие коммуникации и животных и человека: общая характеристика
- Развитие коммуникации у животных
- Развитие коммуникации у человека
- Вывод
- 💥 Видео
Понятие
Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.
Определение
В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».
Структура общения
Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:
- перцептивная сторона общения (термин «перцепция» означает восприятие; таким образом, данная сторона характеризует процесс восприятия собеседниками друг друга);
- коммуникативная сторона общения (состоит в передаче информации);
- интерактивная сторона общения (взаимодействие).
Структура общения представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. «Структура (стороны) общения»
Функции общения
Выделятся ряд основных функций общения.
- Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.
- Контактная функция общения предполагает установление коннекции.
- Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей. Регуляторами поведения могут выступать:
- советы;
- инструкции;
- требования;
- приказы и др.
Виды общения
- Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем. Здесь такой знаковой системой является, несомненно, язык. Язык – оптимальное средство для выражения человеческих мыслей. Также рассмотрим понятие речи.
Данный термин используется в двух значениях:
- речь как определенная деятельность индивида, которая может осуществляться как устно, так и письменно;
- речь как результат деятельности в контексте условий и целей коммуникации.
Речь и язык кажутся схожими понятиями, поэтому необходимо их разграничить, рассмотрев их отличия.
- Речь уникальна и неповторима, она осуществляется во пространственно-временном континууме.
- Речь активна и более динамична.
- Речь является малоупорядоченной, зависит от контекста ситуации.
- выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);
- визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
- пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);
- время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).
Развитие общения
Эмоционально-личностное общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте. Так, уже в таком возрасте идет стремительное накопление знаний об окружающем мире посредством общения.
https://www.youtube.com/watch?v=KtXRL4rqJKs
Общение служит некой основой для формирования личности человека. Это подтверждается культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского. В ней он описывает процесс развития человека с точки зрения усвоения культурных аспектов. Инструментом усвоения культуры является язык. А моделью поведения для ребенка является взрослый.
Определенные аспекты культуры как бы «вращиваются» в сознание ребенка. Другими словами, они проходят процесс интериоризации (термин Л.С. Выготского). Интрериоризация в самом общем смысле – переход внешнего вовнутрь, то есть это процесс усвоения чего-либо.
Видео:Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать
Развитие коммуникации необходимо каждому человеку
Развитие коммуникации, безусловно, позволит вам легко находить общий язык с другими людьми. К тому же общаться и выступать в деловых кругах. А также быть харизматичным и уверенным в себе человеком. Для того чтобы, повысить эффективность вашего общения, необходима постоянная практика. Поэтому нарабатывайте в себе следующие навыки, и несомненно, все ваши цели реализуются гораздо быстрее.
Развитие коммуникации
Слова паразиты. Избавляйтесь от слов паразитов, чтобы развивать грамотную речь. Аргументировано и лаконично доносите свою мысль. А также будьте хорошим оратором, для этого практикуйте общение на постоянной основе. Избегайте частых переписок в соцсетях. Отдайте предпочтение общению вживую, на работе и с друзьями.
Невербалика, несомненно, очень важный навык в развитии коммуникации. Старайтесь при каждом своем выступлении использовать невербальные жесты.
Так как язык тела и наши движения помогают быстрее передать нужную информацию. К примеру, сделав жест рукой, вы можете выделить определенную фразу или акцентировать внимание собеседника.
Это отличный метод, который используют все публичные личности на своих выступлениях.
Вы испытываете страх публичных выступлений?
Многочисленность вопросов. Чтобы развивать свою коммуникацию, не злоупотребляйте большим количеством вопросов. Так как выпытывая всю информацию сразу, ваш диалог превратится в собеседование. Учитесь распознавать и считывать настроение вашего оппонента. Используйте для разговора утверждения или риторические вопросы.
Всё гениальное просто. Учитесь говорить простыми словами и не старайтесь показаться слишком умными. Быть умным и умничать – это разные вещи. Если вы, используя нестандартные слова, теряете смысл сказанного, то это приведет только к недопониманию. Для лучшего эффекта развивайте свои интеллектуальные способности.
Классическая синусоида. Для того чтобы, развивать коммуникацию, используйте синусоиду в разговоре с публикой. Например, вы должны периодически ускоряться и наоборот — замедлять подачу информации.
К тому же ваша речь не должна быть монотонной. Поэтому изменяйте громкость своих слов. Говорите громче или тише, выделяя определенные фразы.
Делайте паузы в своем разговоре, формируйте структуру и смысловое наполнение вашего текста.
Технологии коммуникации
Оптимизм является одним из способов, как начать мыслить позитивно у преуспевающего человека. Будьте позитивны в общении с другими людьми. Старайтесь не портить человеку настроение и чересчур не напрягать его своими проблемами. Используйте чувство юмора в развитии своей коммуникации. Рассказывайте смешные истории и не бойтесь показаться глупыми.
Наглядные примеры. Для улучшения взаимопонимания приводите примеры и сравнения. К примеру, простое сравнение, поможет разобраться даже в самой сложной ситуации. Используйте этот распространённый метод, чтобы вас лучше понимали. Разумеется, его уже взяли на вооружение большинство успешных ораторов мира.
Зрительный контакт. Старайтесь всегда держать визуальный контакт с вашим оппонентом. Если вы, рассказывая свою историю, отводите глаза в разные стороны, вас могут расценить как нечестного человека. Для того чтобы, люди оценили искренность ваших намерений, научитесь фокусировать свой взгляд. К тому же самореализация личности поможет вам сохранять уверенность в себе.
Эффективная коммуникация
Эмпатия. Научитесь использовать эмпатическое слушание в диалоге. Вы должны слушать не только слова, но и эмоции человека. Чтобы улучшить коммуникацию, вам необходимо понимать эмоциональное состояние человека. Эмпатия, несомненно, служит для понимания глубинных проблем, которые человек и сам может не осознавать. Психологи часто используют этот метод в своей практике.
Признание ошибок. Развитие коммуникации строится на доверии. Поэтому вам необходимо научиться признавать свои ошибки и опыт. Всем людям свойственно ошибаться, если вы кого-то обидели, найдите в себе силы попросить прощения. Объясните человеку, что вы осознали неправильность своих действий и проявите эмпатию к его чувствам.
Неловкие моменты. Если у вас в процессе общения возникает пауза или неловкий момент, то очень важно озвучить и проговорить эту ситуацию. Скорее всего, это чувство испытывают оба собеседника, поэтому наберитесь смелости и обсудите этот момент. Сделав это, скорее всего, вам будет легче построить дальнейший разговор.
Восприятие критики. Научитесь контролировать свои эмоции в случае возражений или проявления агрессии в вашу сторону.
Вы удивитесь, но между раздражителем, который на вас действует и вашей реакцией есть определенный промежуток времени. Попробуйте проанализировать свое состояние в этот момент и осознанно выбрать необходимую реакцию.
Понятное дело, в любой ситуации сохраняйте спокойствие и держите себя в руках.
Книги по коммуникации
- Ларри Кинг – «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно»;
- Дейл Карнеги – «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»;
- Роберт Чалдини – «Психология влияния».
У вас есть мечта или цель в жизни?
Видео:КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыковСкачать
Развитие общения со сверстниками — Педагогика раннего детства
В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детейсо сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяетособенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям.
Общениесо сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, являетсяисточником ярких положительных эмоций, создает условия для проявлениятворческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детскийколлектив, служит основой развития качественно новых форм общения междудетьми..
Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается отобщения более старших детей и от общения ребенка со взрослыми.
Контакты детейраннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга,которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом,смехом, веселыми гримасами и др.
Такое взаимодействие детей получило названиеэмоционально-практического общения. Оно позволяет ребенку ощутить сходство сравным ему сверстником, создает оптимальные условия для самовыражения,осознания и познания самого себя.
https://www.youtube.com/watch?v=4L87SBkrHMc
На первых порах (на втором году жизни) ребенок воспринимаетсверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают другдруга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенокначинает открывать в сверстнике его субъектные качества, что выражается впоявлении совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у малышей ещеотсутствует совместная игра с предметами.
Даже играя с одной игрушкой, дети невступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Игра с предметом длямалыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками.
Игрушка заслоняетчеловеческие качества другого ребенка. Открыть их малышу помогает взрослый.
Именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике партнера не только поэмоционально-практическому взаимодействию, но и по совместной предметнойдеятельности.
Для поддержания интереса детей друг к другу можно использоватьразличные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминание в них имякаждого малыша.
Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, длявозникновения чувства общности со сверстниками, важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у нихтоже ест глазки, ручки, что они также умеют говорить, бегать, играть.
Наиболее эффективным средством развития общения детей сосверстниками является организация субъектного взаимодействия между ними.
Сначала взрослый организует взаимодействие малышей при отсутствии каких-либопредметов, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга, побуждаявступать в эмоциональные контакты.
После того как у детей появится потребностьв эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно включать их вновый вид взаимодействия – совместную предметную деятельность.
Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми,длительными, разнообразными по содержанию. Возрастает инициативность детей ичувствительность к воздействиям друг друга.
К концу раннего возраста дети ужеспособны к совместным играм с предметами и сюжетными игрушками.
Эти игрыявляются важной предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, накотором ведущей деятельностью становится совместная сюжетно-ролевая игра.
Направления педагогической работы по развитию общения детей со сверстниками
Для сближения детей, организации им совместной деятельности,поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразныеигры. При этом воспитатель должен учитывать возраст ребенка, его умение и желаниеобщаться со сверстниками. Можно выделить 4 этапа в развитии общения детей, всоответствии с которыми воспитатель организует те или иные виды совместных игр.
— на первом этапе происходит становление субъектного отношенияребенка к сверстнику. Ключевая роль здесь принадлежит взрослому, который долженвыделить и показать субъективность другого ребенка, его привлекательность,сходство между детьми, их общие возможности.
— на втором этапе развивается эмоционально-практическоевзаимодействие, наиболее типичное для детей раннего возраста. Такоевзаимодействие, помогает малышу пережить чувство общности и сходства с равнымему сверстником.
-Третий этап подготавливает ребенка к принятию роли и ролевомуобщению со сверстниками. Дети раннего возраста еще не умеют самостоятельнобрать на себя ту или иную роль, придумывать воображаемые ситуации,предполагающие ролевое взаимодействие друг с другом.
— На четвертом этапе начинает развиваться совместная предметная ипродуктивная деятельность детей, в ходе которой они изготавливают различныеподелки.
Хорошим приемом, сближения детей, является совместный просмотрдетских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. Приэтом воспитатель должен обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая другихмалышей похвалить сверстника.
Первые контакты между детьми часто осложняются тем, что малыши неумеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстникакак неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себевзрослого. Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми,без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия,переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы.
https://www.youtube.com/watch?v=c0cVtQxuJmI
С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малышейуважительное отношение к другим детям, независимо от национальности,особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разныхнародов и рассматривание иллюстраций к ним.
Если в группе есть дети разных национальностей, нужно следить, чтобы дети не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следуетвоспитывать тактическое отношение к детям с недостатками развития, поощрятьпроявление сочувствия, стремления помочь.
Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей сосверстниками, предполагает решение следующих задач:
• создание условий для возникновения и поддержания у детей интересак сверстникам;
• стимулирование эмоциональных контактов между детьми;
• организация разных форм взаимодействия малышей.
Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использоватьсамые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру,групповые занятия, специально организованные игры.
Специальные игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми
Для сближения детей, организации их совместной деятельности,поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразныеигры.
Основываясь на выделенных закономерностях, игры и занятия,направленные на развитие общения между детьми, можно разделить на шесть групп.Каждая из них вносит специфический вклад в становление положительныхвзаимоотношений между детьми.
Игры в парах способствуют становлению субъектногоэмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности вобщении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей,которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками.Целью игр в парах являются привлечение внимания ребенка к сверстнику,формирование чувства общности.
Все это чрезвычайно важно для возникновения субъектных отношениймежду детьми. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей безиспользования предметов. Они содержат ярко выраженный эмоциональный компонент,побуждают ребенка подражать действиям партнера.
В центре их находится взрослый,который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки,поочередно обмениваться ими или воспроизводить их синхронно.
Находясь между детьми,взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой иодновременно является ее участником.
Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости ирасполагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контактавзглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Эти игры могут начинаться срассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковыхпоглаживаний.
В такие игры любят играть не только те дети, у которых нет опытавзаимодействия со сверстниками, но и те малыши, у которых уже сформированапотребность в общении со сверстниками.
Совместные игры нескольких детей требуют от них большейсобранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувствообщности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическоевзаимодействие с группой сверстников.
Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детямдвижениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиямидругих детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому,согласовывать свои действия с действиями ровесника.
В ходе игры взрослый предлагает малышам вместе выполнитькакое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши,покружиться и др.), побуждает их подражать действиям друг друга.
В дальнейшемигру можно усложнить, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга исамостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети.
Можно попросить малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить,обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).
Необходимо поддерживать инициативу ребенка, если он сам пытаетсязатеять игру со сверстниками, предоставлять детям больше свободы в организуемыхиграх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видетьдруг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, воспитатель должен мягкопредложить им более спокойное занятие.
https://www.youtube.com/watch?v=VCH8ZfSNx9w
Таким образом, следует соблюдать баланс между подвижными,эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно игратьсидя на ковре или за столиком.
К таким играм относятся пальчиковыеигры , в которых дети также могут подражать друг другу. Их можноорганизовывать в любое время дня, чередовать с подвижными играми.
Пальчиковыеигры помогут воспитателю занять всю группу детей, сидящих за столом в ожиданииобеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.
Развитию совместной деятельности способствуют и хороводныеигры , созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетанияпростых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронностьдвижений и физический контакт участников..
В хороводных играх создаютсяоптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия сдействиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. Посвоему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышейк образцам народного поэтического творчества.
В хороводные игры можно включатьмелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.
Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясьдруг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягатьдействия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.
Потребность детей в общении друг сдругом складывается постепенно, на протяжения раннего возраста. Ееокончательное оформление происходит на третьей году жизни. Первоначальные формыинтереса и эмоционального отношения детей друг к другу не следует рассматриватькак общение.
Они являются линь предпосылками, на основе которых в дальнейшемстроится субъектное, собственно коммуникативное взаимодействия детей.Основанием для утверждения о сформированности деятельности общения можетслужить лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех компонентовпотребности в общении.
Вместе с тем уже самые маленькие детиэпизодически адресуют сверстнику действия, которые сложились в практике ихобщения со взрослым и которые можно характеризовать как субъектные.
Таким образом, на первоначальном этапе становления общения междудетьми их отношение к сверстнику двойственно; последней воспринимается и какобъект, и как субъект, причем преобладает объектное отношение.
Инициативныедействия и чувствительность к отношению ровесника, характеризующие субъектноевзаимодействие детей, возникает последним среди компонентов коммуникативнойпотребности, и именно они становятся основными и везущими в общениисверстников.
Рисунок 2 – подвижные игры.
Рисунок 3 – игры с помощью предметов.(кукла)
Список литературы
1) Е.О. Смирнова. В. М. Холмогорова — «Развитие общения детей со сверстниками»
2) Л. Н. ГАЛИГУЗОВА- «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
3) Павелко Р.О. Особенности общения в раннем возрасте.
Видео:Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать
Развитие общения дошкольников со сверстниками
Ребенок – это маленькая частичка нашего общества. Он живет и развивается среди людей, а это значит, что он нуждается в общении с окружающими.
Общительный человек всегда уверенно чувствует себя в компании людей, независимо от их социального статуса. С таким человеком всегда интересно и комфортно, как правило, они являются «душой» любой компании.
Для того чтобы достичь таких результатов, ребенок за период своего дошкольного детства, проходит через определенные формы общения.
https://www.youtube.com/watch?v=KtXRL4rqJKs
Общение со сверстниками – важная составляющая социализации
Стадии развития общения детей со сверстниками
При успешном развитии малыша, каждая из нижеперечисленных форм общения формируется на определенном этапе дошкольного детства.
От 2-х до 4-х лет
- Одной из первых форм общения со сверстниками, которым овладевает малыш, считается ситуативно-личностной, для нее характерен период с 1до 6 месяцев. При рождении у ребенка отсутствует потребность в общении. Но его развитие не стоит на месте. Спустя месяц, малыш начинает реагировать на присутствие взрослого человека.
Он начинает их узнавать и реагировать на их появление. Первичное общение основывается на гулении, лепете и первым несложным словам.
- Следующей формой общения, которой овладевает ребенок, носит эмоционально–практический характер.
Особенности общения малышей между собой
На втором – четвертом году жизни, попадая в детский коллектив, малыш приобретает свой первый опыт.
Ему нравится находиться среди детей, ребенок испытывает повышенное внимание к ним и проявляет интерес к действиям других дошкольников. К трем годам, показывая свои достижения, малыш пытается привлечь внимание сверстников к себе, в надежде на самовыражение. Также, он с интересом принимает участие в забавах и шалостях других детей, усиливая веселье от общей игры.
https://www.youtube.com/watch?v=AbZPhkHdPiI
Роль общения со сверстниками – главные моменты
Дети до 4-х лет
До 4 лет для детей большое значение имеет их собственная значимость в детском коллективе.
В общении со сверстниками они очень часто произносят: «ты мой друг», «ты моя подруга».
Если ребенок, на подобную реплику, получает положительный ответ от сверстника, то он улыбается, и наоборот, фраза «нет, я не твой друг» – может вызвать у ребенка протест либо слезы.
Подобная реакция говорит о том, что в сверстнике малыш способен воспринимать только отношение к самому себе, для ни какого значения не имеет настроение или действия своего товарища. В этом возрасте сверстник служит для малыша зеркальным отражением самого себя.
Проблемы в общении проявляются с 4-х лет
Дети 4-6-ти лет
Следующей формой общения со сверстниками считается ситуативно-деловая.
Для нее характерен период с четырех до шести лет. Если развитие ребенка происходит в дошкольном учреждении, то малыша больше привлекает общение со сверстниками, чем со взрослыми. К четырем годам ребенок уверенно владеет речью и имеет небольшой опыт социальной жизни, эти факторы способствуют развитию ролевой игры.
От форм игровой деятельности в одиночку, где действия с предметами были ведущими, дети начинают играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры.
Первые друзья появляются с 4-5 лет
В коллективных играх формируется социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Игры в магазин, больницу, зоопарк учат детей договариваться, избегать конфликтных ситуаций, правильно вести себя в обществе.
Взаимоотношения дошкольников больше напоминают деловое сотрудничество и являются приоритетными, а общение со взрослыми являются второстепенными и больше похожи на консультации и советы.
Сотрудничая со сверстниками, происходит и развитие личности ребенка.
Для него очень важно, чтобы его признавали и уважали в детском коллективе. Ребенок, любыми способами, пытается к себе привлечь внимание товарищей. В их мимике и взглядах он старается найти признаки позитивного или негативного отношения к своей персоне. В эмоциональной форме он уже может выразить обиду или упрекнуть других дошкольников в недостаточном к себе внимании.
В этот период детям свойственно проявлять интерес к действиям своих товарищей. Они являются их невидимыми наблюдателями. Ребята внимательно, с признаками некой ревности, следят за действиями дошкольников – сверстников, подвергая их поступки оценке и критике.
В случае если взрослыми оценка поступка другого товарище не совпадает со взглядами ребенка, то он может в одной из острых форм отреагировать на нее.
Нарушения в общении – какие бывают у дошкольников
В 4-5 лет, в процессе общения со взрослыми, дети интересуются у них о некоторых успехах своих товарищей, при этом не забывают подчеркнуть на их фоне и свои преимущества, а о собственных неудачах и промахах в беседе стараются не упоминать. В этом возрасте положительная оценка взрослыми поступка сверстника может огорчить ребенка, и наоборот, он радуется любым его неудачам.
К 5 годам у дошкольников изменяются отношения со сверстниками. Товарищ, в некоторой форме, служит объектом постоянного сравнения со своими поступками.
Таким образом, ребенок пытается противопоставить себя со своим товарищем. На фоне сравнения с собственными умениями и навыками ребенок учится давать оценку своим качествам. Это позволяет ему начать смотреть на собственные поступки «глазами товарищей», таким образом, в одной из форм общения появляется соревновательное и конкурентное начало.
Дети в 6 лет должны уметь общаться с коллективом
Старшие дошкольники 6-7 лет
С 6-7 лет общение дошкольников со сверстниками переходит на новый уровень и носит внеситуативно-личностный характер. Среди форм и средств общения преобладают речевые навыки. Ребята много времени уделяют общению. В дружбе наблюдаются устойчивые избирательные предпочтения.
Среди вышеперечисленных форм, внеситуативно-личностное общение оказывает особое воздействие на развитие личности дошкольников.
К 7 годам, в процессе ежедневного общения со взрослыми, дети не только усваивают определенные нормы поведения, но и успешно пытаются применять их в повседневной жизни.
Они могут отличить плохие поступки от хороших, поэтому стараются поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Глядя на себя «со стороны» дети умеют сознательно управлять собственным поведением.
https://www.youtube.com/watch?v=umkiJAah8FQ
Психологические аспекты общения детей со сверстниками
Дети хорошо знакомы с некоторыми профессиями взрослых людей (воспитателя, продавца, врача), поэтому умеют подбирать соответствующий стиль общения со взрослыми людьми.
Роль взрослого в формировании общения детей со сверстниками
Развитие всех форм общения детей со сверстниками возможно только под непосредственным руководством взрослого человека. Ребенок должен последовательно пройти через все его формы.
Но бывает так, что ребенок 4 лет не умеет играть со сверстниками, а в 5 лет не в состоянии поддержать элементарную беседу.
Можно ли наверстать упущенное и научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками?
Для этого существуют специальные занятия и носят они опережающий характер. Что это значит? Взрослый человек дает ребенку такие образцы общения, с которыми тот еще не знаком. Для этого необходимо достаточно хорошо научиться общаться самому.
Основная проблема при организации таких занятий заключается в том, чтобы не просто продемонстрировать перед ребенком совершенную, пока недоступную для него форму общения – познавательную или личностную, а умение вести за собой ребенка, незаметно включая его в само общение.
Сюжетные игры – пусть к общению
Опираясь на достигнутый уровень общения, можно предложить ребенку поиграть в совместную игру, количество участников не должно превышать 5-7 детей.
Особенность игры заключается в том, что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры.
В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре.
При проведении таких занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом.
Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.
В совместной игре дети раскрепощаются
Рекомендации родителям
Каждый ребенок индивидуален. Есть дети с заниженной самооценкой, агрессивные, застенчивые, конфликтные и замкнутые – все они в той или иной степени могут испытывать проблемы в общении. Мы предлагаем познакомиться с простыми играми и упражнениями, направленными на коррекцию некоторых форм общения дошкольников со сверстниками.
Основы полноценного общения закладываются в семье
1. Упражнение «Составь рассказ».
Предложите ребенку составить небольшой рассказ на тему: «Я люблю, когда…», «Когда я сердитый…», «Меня беспокоит…», «Когда меня обижают…», «Я боюсь…».
Позвольте ребенку составить развернутый рассказ и в полной мере изложить свои мысли. Впоследствии, все рассказы можно проиграть, но в главной роли должен быть сам рассказчик.
Совместно с ребенком можно продумать и найти пути преодоления некоторых ситуаций.
2. Беседа «Как стать самим собой».
В процессе беседы нужно обсудить и выяснить причины, мешающие ребенку быть таким, каким он хочет. Подумать вместе с ребенком, какими способами можно от них избавиться.
3. Упражнение «Рисуем себя».
Упражнение “Нарисуй себя” поможет ребенку справиться со страхами
Предложите ребенку изобразить себя цветными карандашами сейчас и в прошлом. После чего обсудите детали рисунка, найдите в них различия. Выясните у ребенка, что ему не нравится и нравится в себе. При помощи этого упражнения ребенок сможет осознать себя как индивидуум, взглянуть на себя с разных сторон.
Эти простые игры помогут усилить внимание ребенка к самому себе, помогут увидеть свои чувства и переживания, а также способствуют развитию уверенности в собственных силах.
https://www.youtube.com/watch?v=x8BIZhWzpYg
Они научат детей с пониманием относиться к различиям между сверстниками и увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка.
. Трудности в общении со сверстниками: что делать
Видео:Как Улучшить Свои Разговоры (Социальные Навыки)Скачать
Развитие коммуникации и животных и человека: общая характеристика
Развитие общества происходит в онтогенезе и филогенезе и включает в себя изучение содержания, целей и средств.
Определение 1
Онтогенез (от греч. «ononto» — «сущее», «genesis» — «происхождение» ) – с точки зрения психологии, это эволюция психики и физики ребенка, происходящее в условиях воспитания и обучения.
Определение 2
Филогенез (от греч. «phyle» — «вид», «племя»; «genos» — «присхождение»)- с точки зрения психологии, это процесс возникновения и историческая эволюция психики и поведения животных, а также возникновение и развитие форм сознания в ходе истории человечества.
Эволюция общества в рамках филогенеза рассматривает изменение содержания и проявляется в следующих аспектах:
- Увеличение содержания общения новыми сведениями, которые передаются в процессе взаимодействия. Первая информация включает в себя биологические состояния организма, а последующая – сведения о жизненно важных свойствах и воздействии внешней среды. Также в содержание коммуникации входит информация когнитивного характера, которая включает объективные, независимые от личных потребностей существа, знания о мире. Первоначально знания выступают в виде образов, после – в форме понятий. Последний этап развития коммуникации происходи на уровне человека, первые два – на уровне животных. Онтогенез имеет схожий путь развития взаимодействия, но при этом достигается третья ступень к началу школьного возраста.
- Увеличение целей происходит за счет изменений и развития потребностей организмов в процессе коммуникации. Чем выше и разнообразнее нужды, тем цели взаимодействия совершеннее и разностороннее.
- Развитие средств общения можно разделить на несколько уровней:
- выделение специальных органов, которые являются средствами взаимодействия (руки и т.д.);
- эволюция экспрессивных способов выразительных движений (жесты, мимика, пантомимика);
- формирование и использование знаковых систем как средств кодирования и передачи сведений;
- улучшение технических средств хранения, преобразования, передачи информации (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, Интернет и т.д.)
Формирование коммуникации у животных естественным образом входит в эволюционный биологический процесс, а у человека изменение содержания, целей, средств взаимодействия имеет исторический характер.
Развитие коммуникации у животных
На ранней стадии эволюции животные практически не взаимодействуют, исключение – инстинкт продолжения рода. Они ведут стадный образ жизни. Именно поэтому животные взаимодействуют внутри своего вида. Такой образ жизни и вид коммуникации присущ:
- насекомым;
- рыбам;
- птицам;
- млекопитающим;
- обезьянам (высший уровень совершенства).
При взаимодействии животные в стаде обмениваются биологически важными сведениями, а также защищают и поддерживаются жизнь друг друга. Например, в стаде обезьян выделяется вожак, которому подчиняются остальные, т.е. своего рода иерархия «статусов».
У животных хорошо развит обонятельный мозг, поэтому при начале коммуникации они обмениваются биохимическими сведениями. После включается слуховая и зрительная информации.
У антропоидов формируется общение в виде языка жестов, мимики, пантомимики, что схоже с невербальной коммуникацией людей.
Чарльз Дарвин в XIX веке утверждал, что экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян схожи с людьми.
https://www.youtube.com/watch?v=5ew8KWJl5Z0
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Развитие коммуникации у человека
У ребенка появляется способность к невербальному взаимодействию на третьем месяце жизни, что получило название «комплекс оживления». К году экспрессия коммуникации малыша увеличивается. Это помогает быстрому усвоению вербального языка и пользованию звуковой речи.
Этапы онтогенетической эволюции взаимодействия у человека формируется до поступления в школу. Рассмотрим данный процесс в виде возрастной шкалы:
- от рождения до 2-3 месяцев: здесь наблюдается контактное общение, т.е. биологическое по содержанию. Это помогает удовлетворить органические нужды ребенка. Основное средство взаимодействия – примитивная мимика, элементарное не организованное телодвижение;
- от 2-3 до 8-10 месяцев: первый этап познавательного взаимодействия. Связан уровень с функционированием основных органов чувств, формированием нужд в новых впечатлениях;
- от 8-10 месяцев до 1,5 года (условно): появление координированной, вербально-невербальной коммуникации. Они отвечают за когнитивные нужды. Подключение к невербальным средствам взаимодействия языка и речи;
- от 1,5 года (условно) до 3 лет: формирование простого делового и игрового взаимодействия. Это связано с появлением предметной деятельности и игры с участием других людей;
- от 3 лет до 6-7 лет: развитие произвольного выбора и использование разных естественных или приобретенных средств общения. Формируется сюжетно-ролевое взаимодействие, которое рождается в процессе игры.
Когда ребенок поступает в школу:
- рост интеллекта и личностных качеств увеличивается и углубляется;
- появляется разнообразие в содержании;
- дифференцируются цели;
- совершенствуются средства.
Это помогает развить деловую и личностную коммуникацию.
Вывод
В процессе развития речи у людей появляется:
- содержание передаваемой и воспринимаемой информации;
- пользоваться разными средствами взаимодействия при научении;
- возможность обогатить инструментальную сторону коммуникации.
Последующее развитие общения представляется в виде накопления культуры взаимодействия на базе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Отличительные черты психологически высокоразвитого человека от менее развитого:
- сформированная нужда в общении с разными людьми;
- множественность целей;
- использование разных средств общения.
Эссе по основам консультативной психологии
Вид работы:
Эссе
Выполнена:
20 июля 2017 г.
Стоимость:
400 руб
Заказать такую же работу
Психологическое исследование трех детских возрастов. Заказ: 254744
Вид работы:
Курсовая
Выполнена:
23 апреля 2017 г.
Стоимость:
1 000 руб
Заказать такую же работу
Развитие познавательной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности
Вид работы:
Курсовая
Выполнена:
11 апреля 2017 г.
Стоимость:
1 000 руб
Заказать такую же работу
Теория библиопсихологии н а рубакина
Вид работы:
Курсовая
Выполнена:
6 июня 2016 г.
Стоимость:
1 000 руб
Заказать такую же работу
Мини исследование по психологии на тему связанная с медициной
Вид работы:
Курсовая
Выполнена:
20 мая 2016 г.
Стоимость:
900 руб
Заказать такую же работу
Особенности темперамента в юношеском возрасте
Вид работы:
Курсовая
Выполнена:
11 марта 2016 г.
Стоимость:
1 000 руб
Заказать такую же работу
Смотреть все работы по психологии
Не получается написать работу самому?
Доверь это кандидату наук!
💥 Видео
21 Психология общенияСкачать
3 правила, которые сделают тебя МАСТЕРОМ общенияСкачать
Как развить навыки общения. Петля общения. Как научиться общаться легко и естественноСкачать
Эти 3 Книги Сделают тебя Мастером Общения за 30 дней!Скачать
Психология общения! Наглядный пример. ))Скачать
Медитация-гипноз от стеснительности и волнения при общении с людьми🙏 100 уверенность при общении!Скачать
Психотрюки. 69 приемов в общении, которым не учат в школе самостоятельное обучениеСкачать
КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕСкачать
КАК БЫТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ ? Психология общения. Быть приятным в общении, располагать к себе.Скачать
Как общаться с ребенком без ругани и криков? 5 правил общения с детьмиСкачать
Как получить МАКСИМУМ от общения. Простой гайдСкачать
5 правил эффективной коммуникации | Радислав ГандапасСкачать
Саентология: суть и развитие общения, как правильно общаться - онлайн курс (12+)Скачать
Что получает человек после общения с вами? Развитие или деградацию?Скачать
Самые важные навыки делового общенияСкачать
Искусство говорить красиво. Техника речи и постановка голоса. Узнай как говорить красиво и уверенно!Скачать