Православная психология

Православная психология Полезное
Православная психология: это и если психика человека сломлена

Православная психология

Православная психология — отдельное направление, сформировавшееся в результате совпадения мнений последователей христианства и психологов. Активному развитию направления способствует то, что люди часто сталкиваются с проблемой утраты духовных ценностей, преобладания материального плана. Настоящий православный психолог может помочь вернуться к вере и разрешить личные проблемы.

История развития и становления науки

Психология и православие изначально развивались отдельно друг от друга, но в некоторых моментах учения, теоретические знания совпадали. У психологической науки нет единого мнения о человеческой природе.

Относительно этого вопроса существуют разные представления, среди которых одной из самых значимых является христианская.

Несмотря на отсутствие точной трактовки человеческой природы психологи смогли накопить огромное количество эмпирических фактов.

На основе теоретических знаний и утверждений была сформирована психотерапия. С ее помощью первые психологи помогали справиться с психическими заболеваниями.

В 1882 году Фридрих Ницше написал — «Бог умер». Это пошатнуло доверие к христианству, но позже началось соединение учений веры и психотерапии.

Например, во время Второй мировой войны австрийский психотерапевт Виктор Франкл работал в Освенциме и длительное время наблюдал за узниками. Психотерапевт утверждал, что люди с крепкой верой не теряли внутренней силы, преодолевали все сложности, выживали в немыслимых условиях. Он написал об этом в своих работах, которые продолжили развивать другие ученые.

Предмет и задачи направления

Предмет православной психологии — человек как личность. Наука рассматривает особенности развития, формирования сознания, изменение его свойств зависимо от укрепления или ослабления связей с духовно-нравственным состоянием.

Характеристики личности, которые рассматриваются православной психологией:

  1. Человек олицетворяет дух, духовность подразумевает под собой наличие иной природы.
  2. Человек никогда не сможет осознать свою значимость.
  3. Человеческую личность нельзя полностью свести к животной природе.
  4. Нельзя приравнивать личность к биологической, физиологической или химической системе.

Основы православной психологии:

  1. Главный смысл человеческой жизни — преодоление слабостей, страстей, развитие добродетели.
  2. Здоровый индивид рассматривается как единство духа, тела и души. Если связь между этими составляющими нарушается, появляются различные проблемы, заболевания.
  3. Смерть — освобождение души от телесной оболочки, ее переход к другому этапу развития.
  4. Невозможно полностью исцелиться, найти себя без познания Бога.
  5. Важно признавать воздействие ангелов (положительное) и падших духов (отрицательное) на человеческую душу.
  6. Любые психологические методики, применяемые православными психологами, преломляются о христианское мировоззрение.

Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:

  1. Разработка современных концепций на основе христианских учений. Совмещение духовных методик воздействия на личность с инновационными подходами из психологии.
  2. Разработка методов, с помощью которых можно описать личность.

Практические задачи:

  1. Восстановление человеческой индивидуальности, повышение самооценки. Воссоединение воли, сердца, ума.
  2. Оказание психологической помощи любому человеку, который начал отходить от Бога. Приведение в веру новых служителей.
  3. Разработка методик для коррекции психологического состояния на основе православных учений.
  4. Построение у неверующих целостного христианского мировоззрения. Объяснение основ христианских учений, проведения таинств.
  5. Оказание психологической помощи в преодолении соблазнов людям, который готовятся к причастию.

Основной инструмент, которым может пользоваться православный психолог — собственная личность. составляющая успеха — наличие практического и теоретического опыта в воцерковлении, проведении таинств.

https://www.youtube.com/watch?v=Iv-gbqlUu54

Общая задача христианского направления психологической науки — оказание помощи в преодолении тяготения падшей натуры.

Психолог должен помочь грешнику понять страстные механизмы жизни, которые приводят к появлению заболеваний или проблем. Так специалист исцеляет, указывает путь к внутренней свободе.

С помощью полученных знаний индивид получает шанс проявить свой внутренний потенциал на максимальном уровне.

Частная задача православной психологии — помощь при решении конкретных жизненных проблем, спорных ситуаций со стороны веры. При этом могут применяться современные психологические науки, которые не противоречат христианским учениям.

Принципы

Фундамент православной психологии состоит из нескольких основополагающих принципов:

  1. Антропоцентричность — определение отношения к человеку. За любыми слабостями, человеческими грехами в личности можно рассмотреть образ Божий. Для оказания помощи между психотерапевтом и пациентом должно установиться взаимное понимание. Достичь единодушия можно только при содействии Божественной благодати. Психотерапевт и пациент должны быть верующими, регулярно посещать церковь, участвовать в проведении таинств.
  2. Экклезиоцентричность — определение отношения к Церкви. Человек может воссоединиться с Христом только в Богочеловеческом теле Храма. Исцелиться от душевных болезней, избавиться от слабостей, соблазнов, побороть чертей можно только в лоне Церкви. При этом человек должен иметь крепкую веру, отдавать себе отчет в том, чего он хочет добиться.
  3. Христоцентричность — определение отношения к Богу. Считается главным целе- и смыслообразующим принципом среди всех.

Методы исследования

Методики для обследования прихожан, которыми пользуются православные психологи практически не отличаются от стандартных методов исследования официальной психологической науки. Основные способы исследования:

  1. Самонаблюдение — человек должен самостоятельно наблюдать за собой, своим поведением, проявлением эмоций, поступками в разных ситуациях. Нужно отмечать любые изменения, которые происходят с сознанием, физическим состоянием под воздействием посторонних раздражителей. Задача Святого Отца в этом процессе — оживить интерес к наблюдению за собой. Он должен научиться понимать свое внутреннее Я, чтобы появилась возможность к покаянию, дальнейшему просвещению.
  2. Диалог — психолог расспрашивает пациента о его состоянии, насущных проблемах, скрытых переживаниях, страхах. Он может приводить примеры из жизни, спрашивать, как бы человек поступил в разных ситуациях. Собрав интересующую информацию, специалист подбирает подход к человеку, чтобы привести его в веру, помочь найти себя, разрешить межличностный конфликт.

При рассмотрении методики православной психологии нельзя забывать о метанойи — покаянии, с помощью которого человек может закрепить результат проведенных методов, полностью очиститься от оскверненной натуры, вернуть себе нарушенную целостность. Проводится в лоне Церкви Святым Духом.

Требования к православному психологу

По мнению священнослужителей, любой невоцерковленный человек, который занимается изучением психологии в сознании представляет нарушенную систему ценностей. У него нет базовых представлений о связи тела, духа и души.

Заболевания и проблемы он связывает с чем угодно, кроме душевных нарушений. Он не может осознавать в полной степени свои чувства, мысли, ничего не знает о духовной сфере.

Любой православный психолог должен осознать свои слабости, немощи, греховности. Благодаря этому человек может уповать на то, что Богу все доступно, он все может. Это придает силы для проведения таинств, христианских психологических методик.

Одновременно с этим психолог не является ключевой фигурой. Он проводник воли Божьей, который сопровождает человека на пути духовного роста, помогает преодолеть препятствия.

Проблематика

Православная психология помогает:

  1. Наладить межличностные отношения между супругами, родителями и детьми, коллегами, начальником и сотрудниками.
  2. Совершать церковные таинства — крещение, причастие, исповеди.
  3. Избежать внутриличностных конфликтов — панических атак, неврозов, апатии, депрессии, нервных срывов, повышенная тревожности, детских страхов, фобий.
  4. Пережить серьезные психологические травмы — потерю родственников, детей, смертельные заболевания.
  5. Устранить смысловые и ценностные конфликты — навязчивые состояния, страх, зависимость.

Наука старается разрешить каждую из проблем. При этом человека медленно приобщают к вере, если он не противится этому.

Православная психология — отдельное направление психологической науки, которое возникло благодаря смешению учений, основ христианства с практическими и теоретическими методиками классической психологии. Она помогает людям очиститься, найти свое призвание, раскрыть потенциал, встать на путь просветления.

Видео:Стоит ли общаться с человеком, с которым тяжело? / Ответ православного психологаСкачать

Стоит ли общаться с человеком, с которым тяжело? / Ответ православного психолога

Православная психология

Православная психология

Почти у каждого человека наступает такой период, когда привычное поведение начинает вызывать у него лишь раздражение, появляются проблемы и душевные расстройства, человек впадает в депрессию. Именно в такое время ему необходима помощь специалиста. Помочь может православная психология.

Психология — это наука, изучающая психическую сторону жизни человеческой или животной. Психология же православная затрагивает проблему души и духа.

Что такое православная психология?

Православная психология — это разновидность психологии, занимающаяся анализом греховных страстей, лекарем в котором выступает пастырь. В ее основе лежит православная церковь.

Психологи изучают человека и его проблемы только с душевно-плотской стороны, что полностью отрицает существование другой жизни, некого потустороннего мира, в котором царит полная свобода мысли.

Именно рассмотрением дел, связанных с духом, перешедшим за грани материального, и занимается православная (святоотеческая) психология.

Современные люди полностью прикованы к материальному миру, поэтому не способны видеть того, что находится за его гранью.

https://www.youtube.com/watch?v=jGacMRh-Q78

Святоотеческая психология постоянно развивается, она динамична. Она изучает чувства и настроения, которые неподвластны большинству людей. Страсти, гордость и тщеславие — самое простое, что есть на Земле. Этим занимается православная психология, это некое откровение новой жизни, проникновение в самые потаенные уголки человеческой жизни.

Ни один, даже самый опытный психолог не сможет с помощью своих инструментов проникнуть так далеко, как делает это святоотеческая психология. Она изучает мир бездонный, полный духовных сияний и откровений.

Люди видят в уме и воле лишь греховное деяние, тогда как святые отцы — учителя православной психологии — учат видеть в разуме силу человеческой души, не просто его плотскую натуру, а душу, способную чувствовать и страдать.

Православная психология гораздо более полная, чем обычная: она изучает человека с трех разных сторон — духовной, душевной, и только потом — плотской.

Но большинство людей относится к православной психологии настороженно, считая ее скорее псевдонаукой.

Ни один психолог никогда не станет вмешиваться в религиозную жизнь человека, ведь его задача — находить травмы и вылечивать их.

Душа человека до тех пор будет закрыта ото всех, пока тот не раскроет своей психологической травмы специалисту. До тех же пор в каждом его жесте, каждой исповеди будет сквозить неестественность.

Обычно именно люди, остро нуждающиеся в помощи, яро отрицают необходимость ее как таковой и опровергают любой намек на психологию. Они боятся расшатать то, что уже почти зажило и забылось, пряча свои душевные травмы и выставляя лишь надежды на то, что все пройдет само собой.

Люди скрывают свои проблемы за религиозными заповедями, тем самым оставляют проблему в своей душе на длительный срок. Человек оказывается неспособен исповедаться, в результате чего вся его духовная жизнь начинает приобретать форму извращений. Для того чтобы этого избежать и нужна православная психология.

Цели православной психологии

Мнения о православной психологи расходятся. В основном этот термин отрицается как что-то, что не имеет места существовать. Но в то же время признается использование в психологических терапиях только те методики, которые не противоречат православному мировоззрению.

Священника можно сравнить с психологом: он тоже занимается врачеванием душ. Чаще всего они не осознают свою схожесть с психологами, вот почему их необходимо специально обучать психологии, дабы они не совершали непростых ошибок и не причиняли людям большего вреда.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами душевного здоровья: как остаться спокойным в раздражительной ситуации, как перебороть свою лень и многие другие вопросы. Святоотеческая психология детально рассматривает такие вопросы, такой подход называется возрождением человека падшего.

Православная психология черпает знания их церковных богослужений, философии христианства, наследие святых отцов. Все используемые методики проходят через православное мировоззрение, процесс познания бога, в котором заключается истинное исцеление, и принятие воздействия на душу человека ангелов и Демонов.

Смысл человеческой жизни понимается как развитие в себе добродетели, как преодоление страстей. Человек не может существовать без тела, души и духа — они считаются одним целым. Нарушение этого единства ведет к болезни или к смерти — переходу человеческой души в другое состояние.

Человек никогда не должен забывать, что он — существо духовное, часть духовного мира, созданного богом.

Методы православной психологии

Два основных метода, используемых в православной психологии — самонаблюдение (самоанализ) и диалог. Самонаблюдение — способность человека самостоятельно оценивать свои поступки и их последствия, способность к самопознанию. Когда человек начнет понимать, что является наиболее важным при решении его проблем, он осознает, что источником всех бед является он сам.

Православный человек каждую минуту должен бороться со своими страстями, греховными привычками. Если страсть не прекратить в самом начале, человек станет ее рабом, как алкоголики или наркоманы. Каждая страсть дает начало следующей, куда более страшной и греховной. Только уничтожив одну страсть, можно избавиться от другой.

https://www.youtube.com/watch?v=xpHGAIMAKBg

Православный психотерапевт может помочь в решении вопросов греховных, во внутриличностных и межличностных конфликтах, в воцерковлении. Святоотеческая психология — психологическая помощь для каждого православного верующего.

Большую популярность сейчас набирают православные ценности.

Ценность — это некий объект, обладающий значимостью в отношении человеческих потребностей, стремлений. Православная ценность — абсолютное благо, ценное для каждого из людей. Богооткровенная истина перед богом считается высшим благом. Важное место отводится и личности, как существу бессмертному, созданному по своему образу творцом.

Источником православных ценностей для каждого человека должен стать его дом.

Для православного человека главная цель жизни заключается в блаженстве в Царстве Небесном, в спасении и совершенствованию.

Каждая православная ценность — великое достояние человечества, благодатное сокровище. Но лишь тем, кто идет к спасению, они открывают свою настоящую сущность. Человек должен сделать правильный выбор.

Православная психология старается соотнести уже существующие психологические знания с православной концепцией человека. Это ее главное отличие от других разновидностей психологии, связанных в первую очередь с личностью человека. Но, несмотря на то, что у святоотеческой психологии другой подход к изучению человека, она все же использует методы психологии традиционной.

С древности считалось, что люди — это существа богословские, поэтому их проблемы никогда широко не освещались и не изучались подробно. И современная психология изучает не душу человека, а его психическое состояние. И проблема состояния человеческой души полностью отошла к православной психологии.

Православная психология was last modified: 20 апреля, 2019 by Елена Погодаева

Видео:Православная психология / доктор БоровскихСкачать

Православная психология / доктор Боровских

Православная психология — психология

Православная психология

Русская православная психология – что это за явление, зачем нужны православные психологи? И какое отношение Церкви к психологии? Ответы в нашей статье!

Православная психология

Нужно ли со своими «болячками» идти к психологу? Особенно если ты — верующий православный христианин? Если есть священники, Церковь, Евангелие и святоотеческое наследие, зачем еще нужна психология?

Все мы знаем, что в вопросах веры ничто так не ценно, как опыт. Поэтому, пытаясь ответить на вопрос «Нужна ли православному психология?», в первую очередь оглядываешься на реальный опыт своих близких. А он разный.

У одной из моих верующих, православных подруг была невыносимого характера и нрава сестра-подросток. Не получая от матери или сестры желаемого, кидалась утюгами, будильниками, громила мебель.

В том, что подруга не преувеличивает, мы и сами убедились, когда однажды она привезла ее в нашу подмосковную общину при храме, куда мы съезжались на субботу-воскресенье под крыло своего духовника.

До метания утюгов и будильников дело не дошло, но по речам и мелким поступкам, по увлеченному передразниванию взрослых было заметно, что подросток явно без тормозов. «Для меня нет авторитетов» — сквозило в бесшабашном ее тоне.

Дело дошло до того, что чрезвычайно умудренный, хорошо нас знающий священник однажды даже благословил Машу в период особо неукротимого буйства сестры… вызывать домой милицию.

Маша уходила от родных, чтобы не сталкиваться с сестрой, жила у друзей.

Потом наше общение стало не таким тесным, а когда спустя какое-то время, встретившись, мы поинтересовались у Маши, в каком состоянии сестра, оказалось, что метательница утюгов и будильников — отличница юридической академии и уже давно не тиранит семью.

«Что же произошло?!» — ахнули мы. «Я сводила ее к психологу в православный центр. Она с ней, видимо, точно и убедительно поговорила, и — как отрезало. Сестре вдруг стало все понятно и про себя, и про последствия своего поведения».

«Может быть, девочка «переросла» свое буйство, вышла из трудного подросткового возраста?» — не доверяли мы Машиному рассказу. «И это могло сказаться, — отвечала Маша, — но именно разговор с психологом оказался для нас тем самым ключом, который открыл ей дверь понимания — и себя, и других».

А вот совсем другая история. Еще одна моя знакомая, верующий человек, без особой нужды, ради любопытства к внутреннему миру стала ходить к давно знакомому и когда-то сыгравшему хорошую роль в ее жизни психологу на что-то вроде психоаналитических сеансов.

https://www.youtube.com/watch?v=R5gfURs8sEw

Над нею посмеивались даже неверующие — смотрите, она и на исповедь ходит, и к психоаналитику. Подруга поясняла: исповедь — целительное Таинство, а встречи с психологом — что-то вроде перестройки душевной архитектуры. Ей казалось, что они с ее знакомым психологом хорошие «прорабы» этой перестройки.

Спустя три года после начала этого интеллектуального и душевного приключения я встретила ее в состоянии мучительного кризиса. Она попала в тяжелые испытания, несчастья преследовали ее и ее родных, и она забыла обо всем на свете, кроме молитвы, постов, Церкви. На мой вопрос о психологе замахала руками: «Все это игрушки. И я не уверена, не опасные ли».

Прочитав удивление в моих глазах, уточнила: «Я передоверилась тому психологу, он сказал, что мы занимаемся с ним “психодрамой”, а на поверку оказалось — чем-то непонятным.

Похоже, он применял ко мне полугипнотические практики, а след этих практик я, несмотря на университетское образование и всегдашний интерес к гуманитарным текстам и практикам, сейчас не могу “считать”».

Та плотность боли и тот мучительный опыт реальных событий и переживаний, через которые моя подруга прошла потом, не оставил камня на камне от интереса к такого рода практической психологии, а подозрение к ней — оставил.

«Мне кажется, я развинтила себе душу этими странными самокопаниями и фантазиями, а когда пришли реальные испытания, встретила их в ослабленном состоянии, и чуть не погибла. В конце концов, Господь дает каждому то устроение души, которое дает. Надо терпеть в том числе и свои психологические слабости», — такую позицию заняла она в итоге.

Она не согласилась даже с моим соображением, что опасны, скорее всего, вот такие психоаналитические методы смутной духовной этимологии, ну а уж обычный-то разговор с хорошо образованным психологом — дело полезное. «Все нам дано, все у нас есть — в духовном опыте святых отцов. А психология — это “лабиринт, из которого нет выхода”».

Почему для кого-то психология становится нитью Ариадны, выводящей из лабиринта трудностей, а для кого-то — самим лабиринтом?

Сказать ли психологии решительное православное «нет»? Но не поскальзываемся ли мы тут на том самом обскурантизме, на который много раз указывала русская интеллигенция, говоря о церковном опыте?

Ведь у психологов в арсенале немало практических навыков. Недаром же на всех пресс-конференциях в дни напряженного поиска решений «что же делать с сидельцами пензенского оврага?» рядом со священниками сидела психолог и говорила дельные вещи. И из сект, все знают, людей лучше вытаскивать, опираясь на помощь профессионального психолога.

Ну и в конце концов: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12).

Психология как идея фикс, как нечто формирующее предельный мировоззренческий горизонт — вот это уже, может быть, «превышение полномочий».

А психология как опыт, как умное профессиональное знание — почему нет? Было бы большой гордостью пренебрегать и психологической культурой. Если, конечно, это не попытка вогнать в культурный слой нашей жизни бетонный раствор хамства и эпатажа.

Но всячески «снимая шляпу» перед психологической культурой, я бы, честно говоря, медлила восторги, когда речь заходит о психологии как таковой.

Конечно, любой предмет во всем великолепии своих глубоких смыслов предстает отнюдь не в учебниках. Честь всякой науки составляют авторы, первооткрыватели законов.

И вот тут надо, мне кажется, заметить еще одну ахиллесову пяту психологии как науки — отсутствие жестких законов, если речь не идет о рефлексах и собаках Павлова. И присутствие авторов — часто ярких, но очень субъективных.

В вершинах своих психология — это как раз набор ярких и противоречащих друг другу в позициях и взглядах фигур. Мне кажется, неискушенному легко оказаться в дебрях, может быть и весьма соблазнительных.

Спор одного из психологических столпов века Зигмунда Фрейда с религиозными основаниями наших мировоззрений меня лично и не страшит, и не отталкивает. Не страшит, потому что всякие системные наезды такого рода внутри нашей души и головы быстро рушатся. Это как интеллектуальная закалка.

https://www.youtube.com/watch?v=evLZeW_Y54A

А не отталкивает, потому что, например, из лекций известного современного христианского философа Владимира Бибихина, ученика Лосева, я знаю о последнем развороте Фрейда в сторону религии.

Просто этот разворот не успел отлиться в тексты, но все, что говорит о его духовном итоге Бибихин, цитируя Фрейда, мне кажется убедительным.

Однако молодой зеленый ум, руководимый страстью к оригинальности и ниспровергательству, склонный к шоку и эпатажу, вполне может вписать позиции Фрейда в число излюбленных постулатов.

И тут, конечно, встает вопрос о том, не приготовляют ли такого рода позиции человеческую душу, ту самую, которая, как мы любим повторять вслед за Тертуллианом, по природе своей христианка, — к инфицированию грехом?

Вопрос о соблазнах — духовных, мыслительных — почти всегда будет вставать, когда речь будет заходить о постижении психологии, ее теориях и теоретиках.

Елена ЯКОВЛЕВА

Видео:Чем опасна современная психология / доктор БоровскихСкачать

Чем опасна современная психология / доктор Боровских

Психолог для православного: убрать нельзя оставить

Православная психология

«Психология не помогает, молись и постись» —  говорили мне они, но я стояла на месте. Когда я только воцерковилась, непроработанные психологические травмы начали проникать в духовную жизнь, и она начала искажаться, приобретая черты невротической религиозности.

Новая жизнь никогда не дается даром

За возможность и право верить мне пришлось бороться, и эта борьба была преимущественно внутренней.

Я проходила испытание «церковной бабушкой» (собирательный образ, не зависящий от пола), когда мою невротическую религиозность взращивали, например, слова, что во время богослужения нужно стоять, держа руки по швам, и что я «дьявола в храм принесла» (речь шла о смартфоне, в котором я следила за ходом службы).

Преодолевала неловкость обращения к священникам: в моем, тогда еще спутанном представлении, это были люди совершенные, насквозь видящие мои грехи, а я, конечно же, была ничтожной. Да, все это было в моей голове, старательно вложенное новым окружением.

Такое психологическое состояние неумолимо отражалось на духовной жизни: она приобретала какую-то болезненность, неестественность, надрыв. Думаю, что в тот период и Бога я представляла «дедушкой на облаках, который строго смотрит на нас, и при каждом удобном случае грозиться наказанием».

Но милостивый Господь терпеливо направлял меня к ответам, к той самой Встрече с Ним, о которой говорил митрополит Антоний Сурожский. Поэтому вскоре я нашла свой приход, и до сих пор благодарна Богу за того батюшку, который духовно окормляет нашу общину.

Он сумел показать, что православие — радостная вера, свободная, разрушив все мои стереотипы о привычном чувстве вины и самоедстве, которые зачем-то должны были быть в ответ на грехи.

А еще он не отрицал важность психологии для православного человека, более того, учил отделять духовные и психологические проблемы на исповеди.

И, конечно, ответил одобрением на мое желание получить психологическое образование.

Сейчас я психолог с православным мировоззрением, поэтому могу писать эту статью, основываясь не только на своем опыте, но и профессиональных знаниях.

Так зачем православному психология?

1. Понять причину греха, страсти. В качестве объяснения приведу пример. Человек может бесконечно каяться в чревоугодии, страдая булимией, заболеванием, на границе психологической и психиатрической проблемы. Если не начать работать с именно этой причиной, то состояние от исповеди к исповеди может повторяться.

2. Разделить психологические и духовные проблемы. Например, прихожанка кается в страсти гордыни, священник начинает выяснять подробности, оказывается, что она отказывается подчиняться необоснованным требованиям начальника.

Проблему она видит в недостатке смирения, а на самом деле женщина просто не умеет говорить «нет» и берет на себя обязанности, выходящие за пределы должностных полномочий.

Или, например, человек кается в унынии, а на самом деле у него —  тяжелая депрессия, вызванная недавней смертью близкого человека.

3. Преодолеть психологические травмы.

Например, человек пострадал от моббинга или буллинга (формы психологического насилия в виде травли коллективом или отдельной группы людей) и теперь испытывает сложности с любовью к ближнему, потому что просто не умеет/боится доверять, или перманентно впадает в человекоугодие, желая заслужить хорошее отношение к себе, в котором он болезненно нуждается.

4. Познать себя, чтобы правильно полюбить. Чтобы любить ближнего, надо прежде научиться правильно относиться к себе. Принимать, заботиться, понимать, прощать. Да и святые отцы настаивали на том, что человеку важнее всего познать самого себя.

5. Разрешить житейские трудности. По большому счету это всё то, что препятствует выполнению заповеди о любви. Научиться искать причины раздражительности, гнева, обидчивости, сложностей взаимодействия с людьми, преодолевать, обходить эти состояния, выработав другие тактики поведения и сменив шаблоны привычных реакций.

https://www.youtube.com/watch?v=ZgT-yyZqYNo

Есть и много других причин, понятных и важных каждой личности. Передо мной сейчас не стоит цель превратить статью в учебник или научное пособие, я только лишь хочу помочь осознать необходимость психологии для православного человека.

Наиболее распространенные мифы

И в завершение хотелось бы коснуться наиболее частых мифов, а то и страхов, которые являются препятствием для обращения к психологу в православной среде.

1. Психолог будет навязывать свою систему ценностей

Если вы попали к дипломированному психологу, который в своей работе соблюдает Этический кодекс психологов, то он не имеет право навязывать не только свои ценности, но и мировоззрение. Цитирую документ:

«психологи не принимают участие в действиях, направленных против свободы личности, они не имеют права принуждать клиента рассказывать о своей жизненной философии, политических, религиозных и этических убеждениях, не должны требовать отказаться от них»

2. Психологи сейчас все больше используют сомнительные методики, эзотерику

Классическая психология, которую преподают в вузах, не признает эти методы, поскольку они ненаучны и не относятся к психологии. Безусловно, прежде чем пойти к психологу, стоит убедиться, что он не выходит за рамки психологического подхода.

3. К психологу обращаются только нездоровые люди

Возможно, в данном случае психолога путают с психиатром или психотерапевтом. Психолог же не имеет права назначать медикаменты, также он не ставит врачебный диагноз. Для всего упомянутого ему нужно получить второе образование — медицинское.

4. Православному человеку нужно обращаться к священнику, а не к психологу

Если у него еще и психологическое образование, то да. В другом случае священник психологом выступать не может, поскольку для этого нужен соответствующий объем и уровень знаний, практика, личная терапия, супервизия, интервизия и другие важные компоненты.

Где поставим запятую?

После «нельзя» . Психологию нельзя убрать из жизни православного христианина.

Еще святые отцы подтверждали ее важность, а некоторые из них (например, святитель Феофан Затворник) были основателями христианской психологии.

Современный православный, все дальше продвигаясь в духовной жизни, чувствует необходимость в психологии. Поэтому не будем отвергать то, что «полезно, и не обладает нами», по словам апостола Павла.

Анна Гонтовенко (ann_bringinglight)

🔥 Видео

Психология с точки зрения веры. Протоиерей Андрей Ткачёв.Скачать

Психология с точки зрения веры. Протоиерей  Андрей Ткачёв.

КАК ЦЕРКОВЬ ОТНОСИТСЯ К ПСИХОЛОГИИ ? Священник Владислав БереговойСкачать

КАК ЦЕРКОВЬ ОТНОСИТСЯ К ПСИХОЛОГИИ ?  Священник Владислав Береговой

Лекция православного психолога Елены Триандофиловой об одиночестве.Скачать

Лекция православного психолога Елены Триандофиловой об одиночестве.

Существует ли христианская психология? (Что такое психология? Православная психология) — Осипов А.И.Скачать

Существует ли христианская психология? (Что такое психология? Православная психология) — Осипов А.И.

Да и нет психологии в жизни христианина // Осипов Алексей ИльичСкачать

Да и нет психологии в жизни христианина // Осипов Алексей Ильич

Архимандрит Савва Мажуко — о православии и психологииСкачать

Архимандрит Савва Мажуко — о православии и психологии

В Национальной библиотеке состоялось торжественное открытие Дня православной книгиСкачать

В Национальной библиотеке состоялось торжественное открытие Дня православной книги

ДУШЕВНЫЕ И ДУХОВНЫЕ БОЛЕЗНИ. Депрессия, одержимость, шизофрения // прот. Владимир Новицкий, ДуханинСкачать

ДУШЕВНЫЕ И ДУХОВНЫЕ БОЛЕЗНИ.  Депрессия, одержимость, шизофрения // прот. Владимир Новицкий, Духанин

А.И. Осипов. Православная психология. Часть 1Скачать

А.И. Осипов. Православная психология. Часть 1

А.И. Осипов. Психология - враг или помощник для православных?Скачать

А.И. Осипов. Психология - враг или помощник для православных?

Болезни душевные и духовные: откровения священника-психиатраСкачать

Болезни душевные и духовные: откровения священника-психиатра

Обида, агрессия, манипуляция, жалость к себе | Православный психолог Марина ФилоникСкачать

Обида, агрессия, манипуляция, жалость к себе | Православный психолог Марина Филоник

Что мешает нам смиряться? Православная психологияСкачать

Что мешает нам смиряться? Православная психология

Эмоциональное выгорание. Взгляд православного психологаСкачать

Эмоциональное выгорание. Взгляд православного психолога

Созависимость. Ответ православного психологаСкачать

Созависимость.  Ответ православного психолога
Поделиться или сохранить к себе: