› Психология › Психология отношений ›
16.08.2018
У межличностных отношений есть свои виды:
- положительные — любовь, дружба, близость;
- отрицательные — неприязнь, ненависть, агрессия, негативизм;
- нейтральные — безразличие, отчуждение, эгоизм, конформизм.
В их основу положены эмоциональные переживания людей.
- В группах и коллективах
- В классе
- Особенности
- Закономерности
- Межличностные и общественные отношения: их разница
- Типы межличностных отношений
- Психодиагностика
- Особенности межличностных отношений в рабочем коллективе – проблемы и решения
- Классификация отношений между коллегами
- Проблемы межличностных отношений в коллективе и пути их решения
- Как наладить отношения между сотрудниками?
- 3. Межличностные отношения в группах и коллективах
- 1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики
- Понятие и классификация межличностных и межгрупповых взаимоотношений
- Понятие общественных и межличностных отношений
- Классификация межличностных отношений
- Официальные и неофициальные
- Деловые и личные
- Рациональные и эмоциональные
- Руководства и подчинения
- Первичные и вторичные
- Рассмотрение межличностных отношений в группе
- 📺 Видео
В группах и коллективах
В группах и коллективах межличностные отношения также делят на виды:
- неофициальные и официальные
- рациональные и эмоциональные;
- личные и деловые;
- руководитель и подчинённый.
Официальные отношения возникают на работе, их регулирует Трудовой Кодекс Российской Федерации. Неофициальные складываются между друзьями, в семье, в кафе — это могут быть даже новые знакомства. Они не опираются на законы, а основаны на личных чувствах и эмоциях.
Рациональные отношения примечательны тем, что человек действует на основе своей логики. Например, общается с человеком, который ему совершенно не нравится, ища в этом знакомстве выгоду. Эмоциональные — наоборот, основываются только на личных ощущениях и эмоциях. В них человек смотрит на характер своего собеседника, на его жизненную позицию и убеждения.
Личные отношения складываются в семье и так далее, деловые между людьми на работе или на одном и том же предприятии. Личные могут складываться и между работниками одной фирмы, однако дома. В рабочее время — это деловые отношения.
В коллективе межличностные отношения могут рассматриваться:
- статически (в определённый промежуток времени);
- динамически (в развитии, как менялись отношения двух людей).
В классе
У подростков весьма тяжелые отношения друг с другом, поскольку у большей части из них уже начался переходный возраст. Из-за переходного возраста в подростках играет максимализм. Именно из-за него практически каждый хочет выбиться в лидеры. Из-за этого в классе часто бывают конфликты. Чтобы стать лидером, необходимо обладать некоторыми качествами:
- общительность;
- смелость;
- решительность;
- коммуникабельность.
У лидеров высокая самооценка, они считают себя самыми лучшими. Иногда это гнетёт других одноклассников. У них зачастую самооценка несколько ниже. Из-за чего они не видят никакого смысла в соперничестве.
Некоторые «не лидеры» в классе хотят занять весьма высокое положение, однако не могут сделать это в силу своей низкой самооценки или отсутствия мотивации.
Согласно статистике, лидерство в классе зачастую занимают девочки.
Специалисты отмечают, что часто люди, которые не хотят соперничать и занимать позицию лидера в классе, хуже учатся или же они недисциплинированные.
Особенности
Особенности межличностных отношений состоят в том, что они свойственны только людям. У животных, конечно, тоже устанавливаются отношения, однако они не опираются на чувства и эмоции, как люди.
Но межличностные отношения могут складываться и без определённой связи двух людей, например, когда человек приходит на приём к стоматологу и в салон красоты.
Тогда никаких эмоциональных связей не будет, если только люди не были знакомы до этого.
Закономерности
В межличностных отношениях существуют некоторые закономерности:
- Все усилия и затраченное время принесут результат.
- Если вы достигли желаемого результата, то это повлечёт за собой вознаграждение.
- Оно удовлетворит человека.
Межличностные и общественные отношения: их разница
Общественные отношения также называют социальными, а межличностные психологическими. У них есть весьма серьёзные отличия:
- Общественные отношения складываются у групп, а межличностные у двух людей.
- Общественные отношения объективны, а межличностные субъективны, поскольку основываются на наших личных предпочтениях и зависят от характера. Общественные отношения же зачастую основаны на законах и правовых нормах.
- Понятия, которые вкладывают специалисты в общественные и межличностные отношения разнятся — «социальная роль» и «личные отношения».
- Общественные отношения могут существовать, не «включая» людей, а межличностные отношения всегда задействуют человек (его эмоции и так далее, человек — и есть источник отношений).
Типы межличностных отношений
У каждого человека есть свой характер и «система», в соответствии с которой он ведёт себя в любых отношениях. В межличностных же выделяют восемь таких типов:
- Подчиняемый. Такие люди любят самоунижение. Их легко подстроить под себя. Они подчиняются другим людям, которые сильнее их духом. Такой тип людей чаще всего не говорит своё мнение напрямую, любит умолчать, они стеснительные и выполняют практически любые просьбы, не перечат и не высказывают недовольство.
- Альтруистический. Это люди могут пожертвовать своими интересами на благо другим людям. Подвержены самокопанию и страданиям. Их помощь иногда кажется навязчивой.
- Зависимый. Такие люди послушны. Часто не могут ничего сделать самостоятельно, им необходим человек, который будет их направлять в жизни. Они не смогут принять тяжёлое решение, обратятся за помощью. Всегда опираются на мнение других.
- Агрессивный. Такие люди прямолинейны, никогда не стесняются высказывать своё мнение, заведомо осознавая, что оно может кому-то не понравиться. Раздражительны, их легко вывести их себя. Жестоки. Агрессивных людей очень тяжело растрогать.
- Дружелюбный. Хочет быть другом для всех. Ждёт одобрения со стороны окружающих. Может уступить в спорной ситуации, чтобы не было конфликта. Дарит окружающим теплоту.
- Подозрительный. Этот тип людей думает, что все вокруг — враги, которые ненавидят его. Они злопамятные и не терпят к себе дурного отношения. Им всегда всё не нравится, любят жаловаться на жизнь и критиковать всё вокруг.
- Эгоистичный. Это люди, которые думают только о собственной выгоде. Могут перекладывать свои обязанности и трудности на посторонних.
- Авторитарный. Чаще всего — лидеры в своих кругах. Властные и деспотичные. Любит не что-то делать, а давать указания другим, следить за обстановкой и работой. Ненавидит, когда ему указывают или дают советы, считает, что знает обо всём лучше всех. Не терпят неуважения.
Психодиагностика
Межличностные отношения — очень широкое явление, которое сложно диагностировать. Основания для диагностики:
- объект;
- задачи, которые решаются исследованиями (выявить сплочённость, к примеру);
- структурные особенности методики (опросы, социометрии);
- исходная точка отсчёта (индивидуальные предпочтения).
Также существуют некоторые критерии, по котором и оцениваются отношения:
- объект;
- задача, которую нужно решить;
- особенность методики;
- точка исследования (суждения психолога).
Самой лучше диагностикой становится социометрический тест Морено. Он основан на субъективных предпочтениях людей и разделён на сферы. На основе этого теста можно определить, кем человек является (лидером, подчинённым и так далее), сплочённость членов семьи, тип каждого члена и многое другое.
https://www.youtube.com/watch?v=HccuCkeM9M0
Чтобы выявить данные об отношениях между сверстниками (лучше всего применять в классе), можно использовать аутосоциоматрицу. Однако, если у ребёнка сильная психологическая защита, то он может просто обойти этот тест и он совсем ничего не покажет.
Методики бывают:
- наблюдение за реальной ситуацией;
- самостоятельное моделирование и помещение людей в ситуацию;
- проективные средства.
Межличностные отношения — это очень запутанная вещь, которая основана на чувствах и эмоциях конкретных людей. Они очень субъективны, поэтому даже специалисты иногда затрудняются сказать что-то точно об этих отношениях.
Межличностные отношения Ссылка на основную публикацию
Видео:Как заставить себя уважать в коллективе, даже среди «змей». Уважение на работе!Скачать
Особенности межличностных отношений в рабочем коллективе – проблемы и решения
Около трети нашей жизни мы проводим на работе, поэтому так важно поддерживать комфортное общение среди коллег. Новички, впервые попадая на рабочее место, долго вливаются в общество. Но если знать тонкости тактики общения и правильно преподнести себя, такой проблемы можно избежать. Для начала рассмотрим, какие бывают взаимоотношения в коллективе.
Классификация отношений между коллегами
Мудрые руководители много времени уделяют психологической обстановке на местах. Научно доказано, что производительность труда во многом зависит от морального состояния рабочего.
Каждый человек хочет прослыть «своим» среди сослуживцев, но не всегда это возможно. Разобраться в тонкостях делового общения можно, зная классификацию взаимоотношений в коллективе.
Она поможет понять структуру подразделения и мягко влиться в уже состоявшееся общество.
Основные виды межличностных отношений в группах и коллективах это: начальник-подчинённый и коллега-коллега. В свою очередь они подразделяются на конкретные типы взаимоотношений в коллективе. Итак, руководитель может вести себя с членами рабочего общества следующим образом:
- Практически не вмешиваться в процесс, не заботясь о психологической сплочённости среди рабочих. В этом случае начальник переживает лишь о сохранении собственной должности и не передаёт свою работу на заместителей и руководителей отделов.
- Дружить и неформально общаться. Руководитель хочет создать приятную расслабленную атмосферу, но в результате отсутствия жёсткого управления может пострадать результат производства.
- Ставить труднодостижимые задачи и цели. Такая постановка вопроса сосредотачивает сослуживцев исключительно на работе и не даёт практической возможности отвлекаться на общение.
- Уделять внимание личным интересам персонала, только если это не влияет на рабочий процесс.
- Создавать сплочённую команду, стимулируя сотрудников к товариществу и достижению общих рабочих целей. Такое поведение руководства является идеалом взаимоотношений в коллективе между начальником и подчинённым.
Немаловажной частью корпоративной культуры является и общение с сослуживцами. На работе могут быть следующие типы отношений с коллегами:
- Дружественное общение. Предполагает взаимовыгодную поддержку и оправданное честное соревнование в целях получения выгоды или повышения по службе. На работе без конкуренции не обойтись.
- Дистанция. Все заняты своим делом и общаются только формально.
- Соперничество с использованием нечестных приёмов исключительно для получения личной выгоды.
- Открытые конфликты и негатив. Самый деструктивный тип межличностных отношений в коллективе.
Внимательно изучив структуру общения между всеми товарищами по работе, можно не сразу увидеть подводные камни. Поэтому будьте осторожны, не спешите сходу заводить друзей и доверять кому-либо. Информация в общении с коллегами должна быть строго дозирована, иначе ваша открытость рано или поздно сыграет против вас.
https://www.youtube.com/watch?v=ot9Lf-Jxykw
Отдельно отметим особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Отношения между военнослужащими регулируются не только законами общества, но и воинским уставом. Его основные принципы предполагают соблюдение субординации, гуманизм, доброжелательность, честность и справедливость.
Основными видами взаимоотношений в воинском коллективе являются:
- командир-подчинённый,
- войсковое товарищество.
Для молодых солдат, которые обязаны защищать честь и свободу своей страны, рабочая этика имеет основополагающее значение для прививания чувства патриотизма.
Для военнослужащих дружба в коллективе сродни братству. В настоящее время, как это ни прискорбно, в армии всё ещё встречаются дедовщина и неуставные отношения.
Поэтому командиры должны стремиться к созданию благоприятного микроклимата в войсках нашей страны.
Проблемы межличностных отношений в коллективе и пути их решения
Разногласия на работе неизбежны. Негативные эмоции, получаемые в процессе диспутов и урегулирования споров, способны сильно испортить нравственные отношения в служебном коллективе, а также снизить трудоспособность. Хотя перепалки между коллегами быстро позволяют узнать истинные лица окружающих.
Часто причиной распрей становится непосредственный начальник, хотя психология отношений в коллективе на работе должна быть хорошо изучена руководством. Из-за неадекватного управления работники страдают особенно сильно, так как бороться с произволом верхов практически невозможно.
Вот список возможных ошибок шефа при работе с коллективом:
- Винить одного работника за ошибки и недоработки другого, а также перекладывать ответственность за свои огрехи на подчинённых.
- Принимать различные рабочие решения, касающиеся коллектива, в отсутствии персонала.
- Устраивать разбор полётов в присутствии третьих лиц или вышестоящего руководства.
- Не поощрять талантливых подчинённых, не продвигать по службе достойных этого.
- Находить любимчиков и козлов отпущения.
- Участвовать в сплетнях, поощрять ябедничество.
Действительно хороший руководитель должен постоянно совершенствоваться в своём профессионализме и иметь беспристрастный взгляд на подчинённых. При нарушении субординации лучшим методом борьбы будет, конечно, обращение к высшим инстанциям с жалобами.
Но такой способ может также стоить и рабочего места. Лучше объективно оценить ситуацию, взвесить все «за» и «против» перед войной с начальством или объединиться в борьбе с ним с другими сотрудниками.
Если ситуация с поведением шефа не сильно вас затрагивает, то можно и промолчать.
Споры и конфликты между сослуживцами среднего звена неизбежны. На работе вынужденно сталкиваются люди с совершенно разными характерами и стилем поведения. Особенно трудна для понимания психология отношений на работе в женском коллективе. Прекрасный пол любит плести интриги и заговоры, что плохо сказывается на трудовой атмосфере.
Основными видами конфликтов между рабочими являются:
- Наиболее распространённый – конфликт между отдельными личностями. Возникает за счёт разницы интересов между сотрудниками или склонности индивидуумов создавать вокруг себя шумиху.
- Разногласия между одним коллегой и остальными сослуживцами. Обычно возникает при приходе новичка на работу и третировании его «дедами». Или в коллективе просто много склочных людей.
- Ссоры между группами. Например, между разными структурными подразделениями одного предприятия или более мелкими неформальными объединениями в отделах. Такое поведение чаще всего вызвано конкурентной борьбой за выполнение плана или премию.
Как на работе наладить отношения с коллегами, не потеряв при этом достоинства? Если вы оказались в пучине конфликта, то есть несколько вариантов решения данной проблемы:
- Старайтесь во время разгорающихся споров вести себя мудро. Не стоит срываться на оскорбления. Хладнокровное поведение в конфликтной ситуации поднимет вас в глазах начальства, а дебошир будет выглядеть весьма нелепо в глазах остальных.
- Не участвуйте в перемывании косточек, как бы этого ни хотелось. Во-первых, вас потом могут обвинить в распускании слухов. А во-вторых, возможно, в другое время вы сами станете объектом обсуждения.
- В погоне за повышением ведите честную конкурентную борьбу. Если вы добьётесь своим трудом новой заветной должности, то никто не сможет укорить вас в нечестности. А это значит, что ещё одним поводом для междоусобиц станет меньше.
Самый главный совет такой – если есть возможность избежать конфликта, нужно идти на компромисс. На работе мы проводим слишком много времени, чтобы портить своё существование неприятным осадком от склок.
Как наладить отношения между сотрудниками?
Комфортная атмосфера на рабочих местах оказывает непосредственное влияние на производительность труда.
Если человек напряжён и находится в плохих отношениях с сотрудниками, то он не сможет обратиться за помощью в сложной ситуации. Появляются трудности с работой в тандеме.
Этика взаимоотношений в трудовом коллективе предполагает общий корпоративный дух и общность целей у товарищей по службе. Как понять, что сотрудники сплочены:
- Большинство людей на работе имеет сходные интересы и мировоззрение, что возможно при примерно одинаковом возрасте сотрудников.
- В коллективе находятся в основном воспитанные и доброжелательные люди.
- Начальник активно вовлечён в рабочий процесс и является строгой, но справедливой личностью.
- Руководитель пресекает сплетни и пустословие, а также попытки отдельных сотрудников создать конфликтные ситуации.
- Коллектив регулярно общается в неформальной обстановке.
К сожалению, не все трудовые отношения можно назвать сплочёнными. Идеальных доброжелательных сотрудников одного возраста подобрать практически невозможно. Но существует несколько реальных способов для руководителя, как можно наладить отношения в коллективе на работе:
- Пресекать сплетни, доносы, не бояться увольнять. Никогда не принимать чью-либо сторону полностью и стараться вникнуть в исток конфликта.
- Мотивировать сотрудников на достижение общих целей. Конкуренция за повышение ставки или желанное рабочее место будет всегда, но главный залог успеха в любом деле – это командная работа.
- Следить за организованностью рабочего процесса. Не нужно позволять опоздания без уважительной причины. Ведь кто-то приходит вовремя, и такому ответственному человеку будет неприятно от регулярных задержек на работу других сотрудников.
- Завести собственные традиции. Это помогает почувствовать себя нужной частью общества. Например, можно отмечать день рождения каждого сотрудника и дарить ему небольшой подарок. Или каждую пятницу в конце рабочего дня отмечать выходные.
- Чаще собираться в неформальной обстановке, к примеру, за городом. В эти дни можно представить коллективу краткий отчёт о положительных тенденциях и достижениях каждого. Всем будет приятно и радостно в этот день. Это отложится в подсознании и потом на работе проявится прекрасными отношениями с сослуживцами.
- Выпускать юмористическую стенгазету о нелёгких трудовых буднях предприятия. Минута смеха заставит смотреть с позитивом на пребывание на работе.
- Стараться сделать рабочий процесс более интересным и командным. Можно придумать целый квест, результатом прохождения которого станет выполнение трудовой задачи.
Чтобы коллектив был сплочён и успешно решал все поставленные задачи в комфортной обстановке, нужно, чтобы все члены рабочего процесса доверяли друг другу. Опытный руководитель всегда найдёт индивидуальный подход к каждому сотруднику и обязательно будет изучать основы психологии трудового общения.
Вы подозреваете, что ваш партнёр вас обманывает? Пройдите тест и узнайте, может ли вас водить за нос ваша вторая половина.
Видео:Межличностные отношения в коллективе и вне егоСкачать
3. Межличностные отношения в группах и коллективах
Исследуя социально-психологическиеаспекты взаимоотношений между членамигрупп и, в частности, коллективов, можноустановить несколько видов этихвзаимоотношений: официальные инеофициальные; деловые и личные;рациональные и эмоциональные; руководителяи подчиненных.
Официальные отношения возникаютмежду членами группы на должностнойоснове, утверждаются официально исоответствуют определенным установленнымправилам.
Неофициальные отношения основываютсяна личных взаимоотношениях людей – дляних не существует юридических норм изаконов.
Деловые отношения возникают привыполнении членами группы своихдолжностных обязанностей, аличные – независимо от выполняемой работы.
Рациональными взаимоотношениястановятся, когда за основу принимаютсязнания людей друг о друге, объективныеоценки окружающих, аэмоциональными– когда превалируют субъективныеоценки друг друга, основанные на личномвосприятии человека (как правило, онисопровождаются положительными илиотрицательными эмоциями).
Взаимоотношения руководителя иподчиненных регулируют управлениегруппой.
https://www.youtube.com/watch?v=ZExEeyNZzcU
Межличностные отношения в групперассматривают либо в статике, т. е.в том виде, в каком они существуют вданный момент времени, либо вдинамике,или развитии. Отношения в группахникогда не остаются неизменными, стечением времени под влияниям тех илииных обстоятельств они изменяются.
Существует следующая закономерность:чем ближе по уровню своего развитиягруппа находится к коллективу, тем болееблагоприятные условия она создает дляпроявления лучших сторон в личности.Особые нормы взаимоотношений в коллективепредопределяют положительное отношениечеловека к другим членам коллектива.
1. Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики
Любая наука имеет свою историю, котораязачастую дает представление об еепредмете, проблемах, задачах и методах.Возникновение той или иной специализированнойотрасли знаний диктуется определеннымиобщественными потребностями. И педагогика,и психология первоначально существоваликак разделы философии, от которой вначалеотпочковалась педагогика, а затем ипсихология.
Почти каждый из нас связывает слово«педагогика» со школой и процессомобучения. Первое упоминание о школеобнаружено в древнеегипетских папирусахза 2,5 тыс. лет до н. э. В них упоминается,что жрецы обучали детей фараонов началамарифметики и геометрии.
Свое названиепедагогика получила от функции, которуюв Древней Греции исполняли рабы,специально приставленные к детям изаристократических семей. Этим рабамродители поручали присмотр за своимидетьми, когда те шли к учителям, либо напрогулках. Их называли педагогами36.
Позже данный термин закрепился за всемсвязанным с обучением и воспитаниемподрастающего поколения, а затем сталобозначать и собственно науку.
Окончательное выделение педагогики всамостоятельную науку завершилось свыходом трудов выдающегося чешскогомыслителя-гуманиста, педагога и писателяЯна Амоса Коменского (1592–1670) и, преждевсего, его основополагающего труда –«Великая дидактика»37изданного в 1657 г. Именно в этой книгебыли разработаны основные вопросытеории и практики учебной работы сдетьми. Я. А. Коменский внес впедагогику весомый вклад:
– впервые обосновал идею всеобщегообучения;
– создал систему связанных ступенейобучения;
– внедрил и теоретически обосновалклассно-урочную систему обучения;
– разработал основные принципыобучения (сознательность, наглядность,постепенность, последовательность,прочность, посильность);
– изложил основные требования кучебнику;
– сформулировал основные требованияк учителю. Коменский противопоставилсредневековой зубрежке новую системуучебной работы, соответствующуювозрастным и психологическим особенностямдетей.
Дидактические идеи Коменскогополучили дальнейшее развитие в трудахпедагогов XVIII–XIX вв. Ж. Ж. Руссо,И. Г. Песталоцци.
В настоящее времядидактика – это самостоятельная отрасльпедагогики, теория образования иобучения.
Педагогика является сложной общественнойнаукой, объединяющей, синтезирующей всебе данные многих естественных иобщественных наук о ребенке, о законахразвития общественных отношений.Педагогика – это наука о сущности,закономерностях, принципах, методах иформах обучения и воспитания человека.
Предметом педагогики какнауки является педагогический процесс,т. е. процесс обучения и воспитаниячеловека как особая функция общества,реализуемая в условиях той или инойпедагогической системы.
Объектами педагогики могутбыть ученики, воспитанники, учебныеколлективы, учителя, воспитатели,педагогические коллективы, а такжеотносящиеся к области воспитания иобразования явления, которые обусловливаютразвитие индивида в процессецеленаправленной деятельности общества.
Приоритетными научными задачами педагогики являются:
• нахождение закономерностейобразования, обучения, воспитания;
• изучение и обобщение практическогоопыта педагогической деятельности;
• разработка новых методов, средств,форм, систем обучения и воспитания;
• прогнозирование развитияобразовательных систем;
• внедрение результатов педагогическихисследований в практику, расширениесвязей теории и практики;
• разработка новых концепций, учебныхпрограмм, стандартов, учебников иучебно-методических материалов.
https://www.youtube.com/watch?v=QpJtSWmjX88
Как любая другая наука, педагогикахарактеризуется своим набором методов.
Методы педагогики делятся на:методыцелостного педагогического процесса;методы обучения; методы воспитания;
методы научно-педагогическихисследований.
С помощью методов обучения и воспитанияосуществляется управление педагогическимпроцессом, воплощаются в жизньпедагогические цели, решаютсяпедагогические задачи, а такжеприобретаются сами знания.
Методынаучно-педагогических исследований –это способы получения педагогами-исследователямизнаний о своем предмете с цельюустановления закономерностей,зависимостей, свойств и построениянаучных теорий.
Методы научно-педагогических исследований,в свою очередь, подразделяются наэмпирические иметоды теоретическогоисследования. Эмпирические методыисследования направлены на накоплениепедагогических фактов, их анализ,классификацию, обработку, к ним относятся:наблюдение, опрос, изучение документациии материалов.
Методы теоретическогоисследования таковы: теоретическийанализ и синтез материалов по темеисследования, индуктивные (от частногок общему) и дедуктивные (от общего кчастному), методы обобщения полученныхданных, работа с научной литературой(конспектирование, реферирование,цитирование и пр.), математические истатистические методы.
Основными категориями педагогикиявляются: обучение; воспитание;образование; развитие; самообразование;педагогический процесс; педагогическаясистема; педагогическая деятельность;педагогическая технология; педагогическоевзаимодействие.
Обучение – специальноорганизованный, целенаправленный иуправляемый процесс взаимодействияучителей и учеников, результатом которогоявляется усвоение знаний, умений инавыков, формирование мировоззрения,развитие ума, дарований учеников всоответствии с поставленными целями.
Каждой исторической эпохе присуща своясистема обучения, которая специфичноотвечает на вопросы – для чего, кого,чему икак учить. Обществопередавало молодому поколению содержаниенакопленного человечеством социальногоопыта избирательно, т. е.
различныесоциальные группы получали знания вобласти социальной культуры в разномобъеме и разного характера. Современноеобщество заинтересовано в передачевсему подрастающему поколению всегосодержания социального опыта.
Цельюобучения, направленного на разностороннееразвитие личности, является обеспечениевсем учащимся оптимального интеллектуальногоразвития, сознательного и прочногоусвоения знаний, овладения умениямипользоваться этими знаниями на практике.
Эта цель выступает в единстве с целямивоспитания, направленного на формированиеличности во всей совокупности.
Воспитание – это процессцеленаправленного формирования личности,одна из центральных категорий впедагогике.
Образование – единыйпроцесс физического и духовногоформирования личности, процесссоциализации, целенаправленно исознательно ориентированный на некоторыеидеальные образы, на историческиобусловленные, более или менее четкозафиксированные в общественном сознаниисоциальные эталоны. Говоря об «образовании»,можно рассматривать эту категорию вразных качествах:
– как ценность развивающегосячеловека и общества;
– как процесс обучения и воспитаниячеловека;
– как результат процесса обученияи воспитания;
– как систему образования.
Цели образования определяют егосодержание.
В современном обществе онопредполагает систему знаний о природе,обществе, технике, человеке; системуспособов деятельности, преобразующихсяв результате их усвоения в умения инавыки; опыт творческой деятельности,обеспечивающий развитие творческихспособностей личности; систему нормотношений к миру и друг к другу. Все этов совокупности обеспечивает развитиеразносторонних качеств личности, еенравственную, эмоциональную, эстетическуюкультуру, ее ценности и идеалы.
Развитие – это объективныйпроцесс внутреннего, последовательногоколичественного и качественногоизменения физических и духовных силчеловека, освоение им внутреннего –индивидуально-психологического ивнешнего – общечеловеческого (культурногобогатства) потенциалов возможностей.
https://www.youtube.com/watch?v=7YXer-kxgoU
Эти два потенциала осваиваются не вотрыве друг от друга, а одновременно ивзаимосвязанно. Освоение внутреннегопотенциала может осуществляться толькочерез общественный опыт. Ребенок, видя,что умеют другие, пытается сделать этосам и таким образом развивает своивнутренние возможности.
Можно выделить развитие физическое,психическое, социальное, духовное.Развитие личности осуществляется подвлиянием внешних и внутренних, социальныхи природных, управляемых и неуправляемыхфакторов.
Самообразование – этосистема внутренней самоорганизациичеловека по усвоению опыта поколений,направленная на его собственное развитиепосредством собственных устремленийи им самим выбранных средств.
Педагогический процесс представляет собой специальноорганизованное взаимодействие педагогови воспитанников (педагогическоевзаимодействие), целью которого являетсяпередача педагогами и освоение учащимисясоциального опыта, необходимого дляжизни и труда в обществе.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанныхструктурных компонентов, объединенныхединой образовательной целью развитияличности и функционирующих в целостномпедагогическом процессе.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной)деятельности, направленный на реализациюцелей образования.
Педагогическая технология – это система последовательных,взаимосвязанных действий педагога,направленных на решение педагогическихзадач: структурирования и конкретизациицелей педагогического процесса;преобразования содержания образованияв учебный материал; анализа межпредметныхи внутрипредметных связей; выбораметодов, средств и организационных формпедагогического процесса и т. д.
Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые иликосвенные преднамеренные контактыпедагога с воспитанником, целью которыхявляются изменения в поведении,деятельности и отношениях ребенка кокружающему миру.
Важнейшей характеристикойличностной стороны педагогическоговзаимодействия является возможностьвоздействовать друг на друга и тем самымпроизводить реальные преобразованияне только в познавательной илиэмоциональной, но и в личностной сфере.
Под прямым взаимодействием понимаетсянепосредственное общение педагога сучеником. Специфика деятельностипедагога обусловливает необходимостьиспользования именно этого видавзаимодействия.
Но в определенныхслучаях более эффективным являетсякосвенное взаимодействие, т. е.направленное не на самого ученика, а наего привычное окружение, напримеродноклассников или друзей.
Изменяяокружающие обстоятельства жизни ученика,педагог может изменить со временем иего самого.
Одним из способов реализации педагогическоговзаимодействия является совместнаядеятельность педагогов и учащихся.Существует мнение, что при совместной(или коллективной) деятельности тормозитсяразвитие личности.
Однако полученыэкспериментальные данные, доказывающиевозможность развития каждого членагруппы, участвующего во взаимодействии.Установлено, что среди единомышленников,объединенных общей деятельностью,человек чувствует себя более уверенно,испытывает состояние духовного подъема,осознает собственную значимость.
Смысломсовместной деятельности в педагогическомпроцессе является сотрудничество егоучастников.
Видео:Межличностные отношения в группеСкачать
Понятие и классификация межличностных и межгрупповых взаимоотношений
Здоровое развитие общества и личности в целом не может существовать без связей между индивидами. Подобные взаимосвязи и есть взаимоотношения, которые могут быть как межличностными, так и межгрупповыми. Разберем основы данных понятий, их различия и аспекты формирования.
Понятие общественных и межличностных отношений
Между людьми в их социальном взаимодействии неизбежно складываются всевозможные взаимоотношения, которые характеризуются сложной системой связей. Первоначально они подразделяются на общественные и межличностные отношения, между которыми существуют различия:
- Отношения общественной структуры характеризуют взаимодействия в обществе или между социальными группами, входящими в это общество. Тогда как межличностные отношения – это взаимодействия между конкретными людьми.
- Общественные отношения объективны, межличностные – субъективны. В общественном понятии подобное подразумевает пренебрежением эмоциями отдельных людей и существование этих отношений независимо от чувств конкретных личностей. Межличностные отношения напротив всегда непосредственно связаны с переживаниями, чувствами и эмоциями.
- Межличностные отношения также существуют независимо от отдельных людей, а межличностные отношения без прямого участия человека не могут существовать, поскольку являются выражением внутреннего мира человека, который и является их источником.
- Описание социальных отношений происходит через понятие «социальная роль», в то время как межличностные отношения характеризуются с помощью терминов «социальная установка» или «личное отношение».
Социальных психологов интересуют отношения межличностного характера, в то время как социологи исследуют социальное направление общения. Характеризуя общественные отношения между людьми, принято прибегать к понятиям «социальная роль» и «статус».
Определение 1
Социальная роль – это совокупность прав и обязанностей, форм поведения, социальных действий, которые приписываются человеку, занимающему определенное положение в обществе.
https://www.youtube.com/watch?v=D8gD5FfT25w
Пример 1
Руководители всех уровней имеют определенные права и обязанности, которые существенно отличаются от прав и обязанностей их подчиненных. Занимающие различные должности люди, также имеют неодинаковые обязанности и права.
Это относится к социальным ролям, существующим в обществе независимо друг от друга, исполняющих или принимающих их людей.
В ролевом поведении существует не только социологический, но и социально-психологический аспект, который заключается в индивидуальном, своеобразном и различном исполнении одних и тех же обязанностей различными людьми. При всех возможных вариациях исполнения одних и тех же социальных ролей, существуют общественно принятые нормы и варианты исполнения, за которые не должен выходить человек, выступающий в данной роли.
Замечание 1
Подобные нормативы исполнения социальных ролей регламентируются документально и имеют некое правовое основание.
Определение 2
Статус – положение, занимаемое человеком в системе общественных и межличностных взаимоотношений.
Чем дальше продвинулся человек по социальной лестнице и чем выше занимаемое им социальное положение в обществе, тем выше его социальный статус.
Обладая высоким авторитетом и уровнем признания в обществе, человек может считаться обладателем высокого статуса в системе межличностных отношений.
Таким образом, понятие «социальный статус» и термин «социальная роль» обладает социологический и социально-психологический аспекты.
Впервые поставила и решила вопрос соотношения общественных и психологических отношений Г. М. Андреева, которая также выделила несколько видов общественных отношений:
- Политические.
- Идеологические.
- Социальные.
- Экономические.
По мнению Андреевой их содержание раскрывается и обсуждается не только в социологии, но и в других социальных науках.
Межличностные же отношения являются непосредственным предметом исследования конкретно социальной психологии.
Вследствие чего при изучении человеческих отношений в первую очередь психологи обращают внимание на межличностные отношения, которые существуют между людьми или внутри малых социальных групп.
Классификация межличностных отношений
Классификация межличностных взаимоотношений между отдельными людьми имеет следующую структуру:
- Официальные и неофициальные.
- Деловые и личные.
- Рациональные и эмоциональные.
- Руководства и подчинения.
- Вторичные и первичные.
Более подробное изучение каждого из представленных видом позволит получить исчерпывающее представление о структуре тех или иных систем отношений между людьми.
Официальные и неофициальные
Определение 3
Официальные – это отношения, которые возникают между людьми на основании должностного общения.
Их регуляция основывается на документационных положениях, имеющих правовую природу и официальное подтверждение, тогда как неофициальные отношения складываются на основе личных взаимоотношений между людьми. Они не регулируются официально и не имеют правовой базы.
Определение 4
Неофициальные отношения – это взаимодействие между людьми, которые не носят официального характера. Это также отношения, складывающиеся помимо должностных и деловых отношений, в которые они обязаны вступать.
В официальные или формальные отношения люди вступают из-за должности, а не по личному предпочтению, что является объединяющим фактором с деловыми отношениями. Но не все деловые отношения могут быть официальными, ровно, как и наоборот.
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Деловые и личные
Деловые отношения возникают в последствии совместной работы людей, личные же складываются независимо от производимых совместных действий. В качестве образа деловых отношений можно представить служебные взаимоотношения, распределение обязанностей в коллективе или группе.
Характер деловых взаимоотношений не имеет определяющего эмоциями фактора и больше зависят от распределения ролей в совместной деятельности.
Деловые отношения основаны на ролях, которые люди играют в совместной деятельности, обязательствах, которые возлагаются на них или возлагаются на себя по предпочтению самой личности.
https://www.youtube.com/watch?v=AU1I7uGXEiQ
Определение 5
Личные взаимоотношения – это те отношения, которые складываются между людьми независимо от их совместной деятельности.
В качестве примера таких взаимоотношений можно рассматривать симпатию, антипатию, уважение, неуважение и прочее. Основой личных отношений являются чувства, возникающие между участниками общения и индивидуальные психологические особенности. Проявляемые в отношениях чувства могут быть положительными или отрицательными, а именно:
- Симпатия/антипатия.
- Любовь/вражда.
- Доверие/недоверие.
- Уважение/неуважение.
- Признание/непризнание и прочие.
К индивидуальным особенностям, которые могут повлиять на развитие личностных отношений, можно отнести волю, мотив, темперамент, характер, потребности, способности. Характер у личных взаимоотношений субъективный, они выражают личное отношение человека, которое может не разделяться группой или обществом.
Рациональные и эмоциональные
В отношениях рациональных предопределяющим фактором являются знания людей друг о друге и объективные оценки личности от окружающих.
Определение 6
Рациональные – это отношения, которые основаны на расчете и разуме, строятся и развиваются исходя из ожидаемой или реальной пользы, которые участники этих отношений могут принести или уже приносят друг другу.
Определение 7
Эмоциональные – отношения, основанные на субъективной оценке людей, личном, индивидуальном восприятии окружающих.
Подобные взаимоотношения сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями и не всегда основываются на объективной информации участников друг о друге. Рациональные отношения не всегда могут эмоционально подкрепляться.
Пример 2
Человек может испытывать в отношении другого положительные эмоции и чувства, в то же время, имея четкое понимание того, что эти отношения не несут никакой материальной или другого рода пользы. И наоборот, имея личную неприязнь к человеку можно вступать с ним в рациональные отношения, рассчитывая на извлечения определенной выгоды.
Руководства и подчинения
Отношения руководства и подчинения выражаются неравноправностью, в которой некоторые люди обладают большими правами, чем другие, находящиеся в подчинении. Подобные отношения имеют название «субординационные», а равноправные отношения руководства и подчинения принято называть координационными.
Определение 8
Субординационные – это отношения между людьми, имеющими различный социальный статус, занимающими разные должностные позиции в определенной организации или группе, различное положение в обществе.
Параллельно этим существуют отношения равноправные или паритетные отношения, в которых социально-психологическая основа заключается в равноправии участников отношений, определяющимся в паритетной форме.
Такие личности не состоят в подчинении друг у друга, действуют самостоятельно и независимо.
Первичные и вторичные
Определение 9
Первичные – это базовые, устойчивые и долгосрочные отношения людей, основанные на глубоких эмоциональных связях, которые обуславливаются чувством личной привязанности и преданности друг другу.
Подобный вид отношений является общим для многих, он охватывает многие социальные роли, формы поведения и ситуации. В них не наблюдается строгих норм взаимодействия, а люди, вовлеченные в первичные отношения, давно и хорошо знают друг друга.
Определение 10
Вторичные отношения – это относительно кратковременные и поверхностные отношения, которые характеризуются ограниченным опытом взаимодействия между участниками и отсутствием четких норм.
Вторичные отношения, в отличие от первичных, редко обусловлены глубоко эмоциональным вовлечением людей.
Рассмотрение межличностных отношений в группе
Межличностные отношения в группе можно рассматривать как в статическом, так и в динамическом положении.
В первом случае подразумевается исследование отношений на конкретный период времени, посредством анализа существующей системы отношений.
Динамическое же изучение подразумевает исследование отношений в процессе их развития и изменения, используя законы их формирования и последующего прогрессивного преобразования.
https://www.youtube.com/watch?v=ET7GCaKuRd8
Межличностные отношения в социальных группах имеют изменчивый характер. На этапе начального группового развития часто имеют безразличный характер. В последующем они могут перерасти в противоречивые, и даже конфликтные отношения, которые, при условии благоприятного развития трансформируются в коллективистские.
Понятия «межличностные отношения», «общение» и «взаимодействие людей» обладают схожими чертами, хоть и кардинально отличаются друг от друга по содержанию и объему. Общим объединяющим фактором является объяснение природы социальных и психологических связей, которые складываются в обществе и различных социальных группах. Их особенности можно проследить в терминологических определениях.
Общение – понятие, которое имеет самый широкий смысл и объем. В него включены всевозможные контакты, которые возникают между людьми, независимо от их содержания и формы.
Межличностные отношения – это понятие, в более узком смысле отражающее отношения между людьми, которые находят выражение в психологических терминах, имеют связь с восприятием и оценкой людьми друг друга как личностей.
Общение же вовсе может не иметь эмоциональной окраски.
Общение не обязательно должно включать конкретные действия, которые предпринимаются людьми для оказания определенного воздействия друг на друга. Тогда как взаимодействие не будет являться таковым при отсутствии определенного ряда действий направленных на влияние одного человека на другого. В данном положении выражается основное отличие взаимодействия и общения.
📺 Видео
1.8 Отношения в малых группах. Межличностные отношения | ОГЭ обществознаниеСкачать
Идеальные Отношения: 3 Принципа. Признаки здоровых и больных отношенийСкачать
СКРЫТАЯ АГРЕССИЯ НА РАБОТЕ: как противостоять? | Психология отношенийСкачать
Межличностные отношения. Обществознание с Марией ВеденеевойСкачать
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение 🎓 ОГЭ без репетитораСкачать
Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»Скачать
Исследование межличностных отношений в коллективе методом социометрииСкачать
Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!Скачать
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс: Межличностные отношенияСкачать
ВЕЧНО СРАВНИВАЮТ? #мориарти #психология #саморазвитие #манипуляции #отношения #советыСкачать
7 стадий в отношениях между мужчиной и женщинойСкачать
Деятельность, общение, взаимодействие. Тема 8. Межличностные отношенияСкачать
ЖЕНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯСкачать
Как устроены отношения между мужчиной и женщиной / Нам надо поговорить с Алексеем СитниковымСкачать
Травля в коллективе. БуллингСкачать
Как Влиться В НОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ // Как вести себя в новом коллективеСкачать
Обществознание 6 класс (Урок№16 - Конфликты в межличностных отношениях.)Скачать