Многим известен знаменитый психолог и специалист по психолингвистике, автор многочисленных работ, в значительной мере повлиявших на развитие отечественной науки, Алексей Алексеевич Леонтьев. Биография этого выдающегося ученого довольно насыщенная, как и его профессиональная деятельность. Он прошел длинный научный путь от филологии к психологии и педагогике.
Получив основное филологическое образование, А. А. Леонтьев тяготел к междисциплинарному пространству в области гуманитарных знаний. Со временем центральной проблематикой его исследований стала тема общения, рассматриваемая им как общетеоретическая и имеющая влияние на другие смежные с психологией дисциплины.
Леонтьев является одним из первых российских исследователей из числа занимавшихся разработкой теории «Педагогического общения» в дидактике.
Несмотря на огромное количество собственных известных науке трудов (около 900 работ и 30 книг), Алексей Алексеевич стал первопубликатором некоторых работ таких известных ученых, как И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л.
С. Выготский, Е. Д. Поливанов, А. Н. Леонтьев и Л. П. Якубинский.
- Семья Леонтьевых
- Отец. Профессиональная деятельность
- Детство
- Институтские годы
- Начало профессиональной работы
- Психолингвистика
- Переход от лингвистики к педагогике
- Достойная смена
- Леонтьев Алексей Николаевич | Биография
- Советская психология в 1920-1930 годах
- Леонтьев, Теплов и т.д
- Алексей Николаевич Леонтьев
- Научный вклад А. Н. Леонтьева
- Смотреть видео
- А.Н. Леонтьев: биография и его вклад в психологию
- Биография А.Н. Леонтьева. Детские годы психолога
- Образование
- Карьера ученого. Начало
- Взлет карьеры
- Научная деятельность. Вклад в психологию
- Расширение проблематики
- О проблеме личности
- Проблема восприятия
- Награды и достижения
- 🔥 Видео
Семья Леонтьевых
14 января 1936 у Леонтьевых родился сын Алексей. Его семья – мать Маргарита Петровна (1905-1985), отец Алексей Николаевич (1903-1979) и его родители, Александра Алексеевна и Николай Владимирович, тогда жили в Москве.
По словам их друзей, отношения в семье были очень теплыми. Это касалось как отношений с родителями Алексея Николаевича, так и супругов между собой. Маргарита Петровна посвятила свою жизнь семье и поддержке своего великого супруга, являлась для него надежным тылом и опорой до последнего дня его жизни.
Отец. Профессиональная деятельность
Отец – выдающийся российский психолог Алексей Николаевич Леонтьев. Биография А. Н. Леонтьева чрезвычайно насыщена научной деятельностью.
Под руководством Льва Семеновича Выготского (1896-1934) совместно с Александром Романовичем Лурия (1902-1977), с которыми Леонтьев познакомился в Институте психологии, придя на работу после окончания МГУ, они разработали известную культурно-историческую теорию и проводили многочисленные экспериментальные исследования, направленные на изучение механизмов формирования психологических процессов.
В совместной работе с ними, а также с рядом других коллег он детально прорабатывал проблематику взаимосвязи практической деятельности и сознания, понимания, общения через деятельность.
Таким образом, в 30-е годы он сформировал общепсихологическую концепцию деятельности, которая и по сей день оказывает большое влияние на развитие теоретических направлений в психологии как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Таким образом, А. Н.
Леонтьев по праву считается создателем обширной научной психологической школы и многочисленных трудов, оказавших влияние не только на развитие психологии, но и педагогики, философии, культурологи, других гуманитарных наук. Знаменитая научная работа, которую опубликовал в 1975 старший Алексей Леонтьев, «Деятельность. Сознание. Личность», является обобщающим трудом по теории деятельности.
Детство
Учитывая то, что детство Алексея Алексеевича пришлось на предвоенные годы, его детские воспоминания так или иначе связаны с войной, бомбоубежищами и поездкой в Ашхабад (в конце 1941-го) и Свердловск (в середине 1942-го), куда был эвакуирован МГУ. В свой дом семья смогла вернуться лишь в 1943 году.
Еще до того как А. А. Леонтьев начал учиться в школе, он занимался в детской группе по изучению немецкого языка. Подготовка была довольно серьезной, а задания сложными (например, перевод текстов).
При поступлении в школу № 110 Алексей Алексеевич был определен не в первый класс, а сразу во второй. Более того, по результатам исследований, проводимых среди учеников, он был зачислен в список вундеркиндов.
Результатом обучения в школе стала золотая медаль.
Институтские годы
По словам самого Алексея Алексеевича, еще в 1953-м, когда он окончил школу, было абсолютно понятно, что заниматься наукой – его истинное призвание. Среди всевозможных вариантов для поступления он рассматривал разные гуманитарные науки и даже органическую химию.
https://www.youtube.com/watch?v=kDzvnnp4LVc
Как вспоминает Леонтьев А. А., психология, несомненно, была среди тех наук, которые его привлекали. Но поступать на этот факультет он не стал.
Конечно, одной из основных причин послужило то, что его отец заведовал кафедрой психологии в МГУ им. Ломоносова.
Как специальность в прочих учебных заведениях психология либо отсутствовала, либо только начинала появляться. Поэтому А. А. Леонтьев выбрал факультет филологии.
Начало профессиональной работы
Алексей Алексеевич успешно окончил университет по специальности «языковедение» в 1958 г. Его выпускная дипломная работа была высоко оценена преподавателями и стала основой для 2 публикаций. Результатом такой работы послужило предложение должности преподавателя в Институте языковедения Академии наук СССР.
За время работы стал автором и соавтором публикаций, которые отличались разнообразием направлений. Кроме того, к 1963 г. защитил кандидатскую по общелингвистическим взглядам Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ.
Психолингвистика
Помимо выдающихся филологических способностей и знаний, Алексея Алексеевича привлекали и другие гуманитарные науки. Его работы подтвердили, что Алексей Леонтьев – психолог, психолингвист и педагог. Его основной темой того периода научной работы стала психолингвистика (книга вышла в 1967-м).
Тогда же был основан психологический факультет в МГУ, где был введен одноименный предмет.
Помимо этого курса, который Алексей Алексеевич преподавал всю оставшуюся жизнь, он разрабатывал и читал также другие дисциплины психологической, социально-психологической, психолингвистической, педагогической, криминалистической и прочих направленностей.
Алексей Алексеевич стал доктором философских наук в 1968-м.
Следует также отметить, что выходу данной докторской диссертации по психолингвистическому моделированию речи предшествовали 9 монографий разных тематических направлений, которые не теряют своей актуальности и в наше время. Докторская степень позволила Алексею Алексеевичу в 1969 г. организовать психолингвистическую исследовательскую группу на базе Института языкознания.
Область интересов этого выдающегося ученого довольно велика, однако объединяющей проблематикой для него стала проблема общения. А. А.
Леонтьев видел в ней общетеоретический аспект, который проявляется во многих гуманитарных науках.
Результатом его многочисленных трудов и исследований стало выдвижение многоуровневой междисциплинарной теории общения человека и книга по психологии общения, опубликованная в 1974 году.
Переход от лингвистики к педагогике
Со временем для Алексея Алексеевича лингвистика стала отходить на второй план, и свое внимание он обратил на образование. Подтверждением стала докторская по психологии речевого общения (1975). После этого он перешел работать в созданный тогда Институт русского языка им. А. С. Пушкина, а в 1976-м стал профессором.
Также в определенные периоды жизни он работал в методическом центре русского языка МГУ, возглавлял различные советы. В 1986-м он — профессор МГПИ. В 1988-1991 гг. – руководитель Лаборатории языкового образования, в 1990-м – генеральный секретарь Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков. В 1992 г. Леонтьева избрали действительным членом РАО.
В 1994-м он возглавил Институт языков и культур им. Л. Н. Толстого, который сам и создал. С 1995 года стал членом Совета по русскому языку. С 1997-го руководил «Школой 2000». Параллельно с другой работой в 1998-м стал профессором в МГУ. В 2000 г. начал сотрудничество с Центром при РАО.
Достойная смена
У Алексея Алексеевича есть сын Дмитрий (1960 г. р.), который также стал продолжателем дела семьи. Сейчас он довольно известный психолог, доктор наук, профессор МГУ, директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества.
Также у А. А. Леонтьева есть дочь, но о ней, к сожалению, ничего не известно, кроме того, что она тоже училась в МГУ.
Видео:Теория деятельности Леонтьева (Часть 1). Отечественная психология.Скачать
Леонтьев Алексей Николаевич | Биография
Годы жизни:1903 -1979
Родина: Москва (Российская Империя)
Леонтьев Алексей Николаевич — психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор (1932).
В 1924 г. окончил факультет общественных наук Московского университета. В 1924-31 гг. вел научную и преподавательскую работу в Москве (Институт психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н. К. Крупской), в 1931-1935 гг. — в Харькове (Украинская Психоневрологическая академия, Педагогический институт).
В 1936-1956 гг. — в Институте психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны — начальник экпериментального госпиталя восстановления движений под Свердловском. С 1941 г. — профессор МГУ, с 1950 г. — зав. кафедрой психологии, с 1966 г. — декан факультета психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии (1950-1957 г.г.) и вице-президент (1959-1961 г.г.) АПН РСФСР.
https://www.youtube.com/watch?v=AFThZk47CIY
Профессиональное становление Леонтьева как ученого произошло в 1920-е гг. под влиянием его прямого учителя Л. С.
Выготского, который буквально взорвал традиционную психологию своими методологическими, теоретическими и экспериментальными работами, заложившими основы новой психологии. Своими работами конца 20-х гг.
Леонтьев также внес вклад в разработку созданного Выготским культурно-исторического подхода к становлению человеческой психики.
Однако уже в начале 1930-х гг. Леонтьев, не порывая с культурно-исторической парадигмой, начинает дискутировать с Выготским о путях ее дальнейшего развития.
Если для Выготского основным предметом изучения было сознание, то для Леонтьева более важным представлялся анализ формирующей сознание человеческой практики, жизнедеятельности. В работах Леонтьева 30-х гг.
, опубликованных лишь посмертно, он стремился утвердить идею о приоритетной роли практики в формировании психики и понять закономерности этого формирования в фило- и онтогенезе.
Его докторская диссертация была посвящена эволюции психического в животном мире — от элементарной раздражимости у простейших до человеческого сознания.
Господствовавшей в старой психологии картезианской оппозиции «внешнее — внутреннее» Леонтьев противопоставляет тезис о единстве строения внешних и внутренних процессов, вводя категориальную пару «процесс-образ». Леонтьев разрабатывает категорию деятельности как действительного (в гегелевском смысле) отношения человека к миру, которая и выступает как основа этого единства. Это отношение не является в строгом смысле индивидуальным, а опосредованно отношениями с другими людьми и социокультурно выработанными формами практики.
Советская психология в 1920-1930 годах
… практически закрыты и запрещены, и были поглощены психологией. Годы Большого террора (1937-38), во время которых …
Харькове · октябрь-декабрь — переезд Лурии, Лебединского, Леонтьева, Запорожца и Божович из Москвы в Харьков, …
заметки, вполедствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса, ставшие манифестом культурно-исторической психологии 1927 · апрель — Всесоюзная …
Сама структура деятельности по своей природе социогенна.
Идея о том, что формирование психических процессов и функций происходит в деятельности и посредством деятельности, послужила основой многочисленных экспериментальных исследований развития и формирования психических функций в онтогенезе, выполненных Леонтьевым и его сотрудниками в 1930-60-е гг. Эти исследования заложили основу для целого ряда новаторских психолого-педагогических концепций развивающего обучения и воспитания, которые в последнее десятилетие получили широкое распространение в педагогической практике.
К периоду конца 30-х — началу 40-х годов относится также разработка хорошо известных представлений Леонтьева о структуре и единицах анализа деятельности и сознания.
Согласно этим представлениям, в структуре деятельности различаются три психологических уровня: собственно деятельности (акт деятельности), выделяемой по критерию ее мотива, действий, вычленяемых по критерию направленности на достижение осознанных целей, и операций, соотносящихся с условиями осуществления деятельности. Для анализа сознания принципиально важной оказалась введенная Леонтьевым дихотомия «значение — личностный смысл», первый полюс которой характеризует «безличное», всеобщее, социокультурно усвоенное содержание сознания, а второй — его пристрастность, субъективность, обусловленную неповторимым индивидуальным опытом и структурой мотивации.
Во второй половине 1950-60-х гг. Леонтьев формулирует тезис о системном строении психики и вслед за Выготским разрабатывает на новой концептуальной основе принцип исторического развития психических функций.
Практическая и «внутренняя» психическая деятельность не только едины, но могут переходить из одной формы в другую.
По сути, речь идет о единой деятельности, которая может переходить из внешней, развернутой формы во внутреннюю, свернутую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация), может одновременно включать в себя собственно психические и внешние (экстрацеребральные) компоненты.
https://www.youtube.com/watch?v=1HdOnRusJjw
В 1959 г. вышла первым изданием книга Леонтьева «Проблемы развития психики», обобщавшая его работы 1930-50-х гг., за которую он был удостоен Ленинской премии.
В 1960-70-х гг. Леонтьевпродолжает разрабатывать «деятельностный подход» или «общепсихологическую теорию деятельности». Аппарат деятельностной теории он применяет для анализа восприятия, мышления, психического отражения в широком смысле слова.
Рассмотрение их как активных процессов, имеющих деятельностную природу, позволило продвинуться на новый уровень их понимания.
В частности, Леонтьевым была выдвинута и подкреплена эмпирическими данными гипотеза уподобления, гласящая, что для построения чувственных образов необходима встречная активность органов восприятия.
Леонтьев, Теплов и т.д
… книге «Деятельность. Сознание. Личность» (1975 г.
), которую можно рассматривать как научное завещание Леонтьева, он особое внимание уделил системному анализу деятельности, ее связи со строением сознания. В ходе …
ярких представителей отечественной психологической науки. Свою научную деятельность он начинал с изучения процессов ощущения и восприятия и установил, что в построении чувственных образов …
В конце 1960-х гг. Леонтьев обращается к проблеме личности, рассматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием.
В 1975 г. выходит книга Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», в которой он, подводя итоги своим работам 60-70-х гг.
, излагает философско-методологические основания психологии, стремится «психологически осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов».
Категория деятельности вводится Леонтьевым в этой книге как путь преодоления «постулата непосредственности» воздействия внешних раздражителей на индивидуальную психику, который нашел наиболее завершенное выражение в бихевиористской формуле «стимул — реакция».
Деятельность выступает как «молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта». Ключевым признаком деятельности выступает ее предметность, в понимании которой Леонтьев опирается на идеи Гегеля и раннего Маркса. Сознание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. Оно многомерно.
В его структуре выделяются три основных составляющих: чувственная ткань, служащая материалом для построения субъективного образа мира, значение, связывающее индивидуальное сознание с общественным опытом или социальной памятью, и личностный смысл, связывающий сознание с реальной жизнью субъекта.
Основанием для анализа личности также выступает деятельность, вернее система деятельностей, осуществляющих разнообразные отношения субъекта с миром. Их иерархия, а точнее иерархия мотивов или смыслов, и задает структуру личности человека. В 1970-е гг.
Леонтьев вновь обращается к проблемам восприятия и психического отражения, но по-иному. Ключевым для него становится понятие образа мира, за которым стоит прежде всего идея непрерывности воспринимаемой картины действительности и образов отдельных объектов.
Невозможно воспринять отдельный объект, не воспринимая его в целостном контексте образа мира. Этот контекст задает перцептивные гипотезы, направляющие процесс восприятия и опознания. Это направление работ не успело получить какого-либо завершения.
Леонтьев создал обширную научную школу в психологии, его работы оказали заметное влияние на философов, педагогов, культурологов и представителей других гуманитарных наук.
Видео:Леонтьев А.Н. - Как дебил экзамен сдалСкачать
Алексей Николаевич Леонтьев
Алексей Николаевич Леонтьев (1903 – 1979) считается одним из самых выдающихся отечественных психологов ХХ века. Несмотря на то, что он был сторонником марксистского учения и внедрял его в психологию, многие его идеи не утратили значения и сегодня.
Родился Алексей Николаевич Леонтьев в Москве в семье мещан. После окончания реального училища поступил в Московский университет на факультет общественных наук. В то время среди его учителей были Георгий Чепланов и Густав Шпет – известные психологи и философы.
После окончания обучения Леонтьев остался при университете, где проводил исследования. Его коллегами в Московском университете были Бернштейн и Лурия, а позднее и сам Выготский.
Вместе с этими исследователями Леонтьев разрабатывал новую для того времени культурно-историческую теорию в психологии.
https://www.youtube.com/watch?v=SbeaHTbg_TM
В 1929 году Леонтьев познакомился со своей женой. В дальнейшем она всячески помогала ему в научной деятельности. А заниматься наукой в начале тридцатых годов стало нелегко – начала свою работу сталинская репрессивная машина.
Организации, в которых работал Леонтьев, либо закрывались, либо из них увольнялись видные деятели. В МГУ с 1931 года психология вообще перестала преподаваться.
Сталинскими властями был разгромлен и ВГИК, в котором Леонтьев также работал.
Некоторое время работать по специальности, то есть учёным-психологом, Леонтьеву было негде.
Поэтому он вынужден был работать в других сферах – например, в Высшем Совете Народного Хозяйства СССР, где он исполнял обязанности консультанта техпропа, то есть «технической пропаганды».
Наконец, его пригласили работать в Харьковский психоневрологический институт, в котором планировалось открыть факультет психологии. Так Леонтьев стал одним из основателей Харьковской психологической школы.
Научный вклад А. Н. Леонтьева
Как уже говорилось, Леонтьев вместе с Выготским и Лурией создавал так называемую культурно-историческую теорию в психологии.
Это направление стремилось связать развитие человеческого сознания с общественно-историческим процессом.
Большое внимание здесь уделялось промежуточному звену между стимулом и реакцией – культурному знаку, которым служит слово, произведение искусства и другие единицы.
Со временем концепция Леонтьева переросла в отдельное направление, которое было названо теорией деятельности. Данную теорию помимо Леонтьева разрабатывал и С. Л. Рубинштейн, но независимо от него.
Теория деятельности базировалась на том, что не сознание определяет деятельность, а наоборот – деятельность определяет сознание. При этом сознание и деятельность как бы сливаются воедино.
Деятельность понимается не просто как совокупность рефлекторных реакций на внешние стимулы, поскольку она регулируется сознанием. Её можно представить как систему действий, направленных на достижение поставленных целей.
При этом сознание не может быть познано само по себе, поскольку оно выражает себя именно через деятельность.
Леонтьев и его последователи развили понятие ведущей деятельности, которое применяется прежде всего в изучении развития детской психологии.
Ведущая деятельность – это такая деятельность ребёнка, которая определяет наиболее важные изменения в его психике. На основе этой деятельности изменяются и другие действия ребёнка, его поведение и отношение к окружающему миру.
В каждый период развития ребёнка ведущая деятельность отражает актуальные для этого периода отношения ребёнка и взрослых.
Леонтьев дал и периодизацию ведущей деятельности ребёнка:
- От рождения до года ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение с ближайшим взрослым (прежде всего родителями).
- От года до 3 лет – предметно-орудийная деятельность, которая направлена на освоение способов использования окружающих предметов.
- От 3 до 7 лет – сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок учится ориентироваться в социальных и межличностных отношениях, познаёт задачи, цели и мотивы человеческой деятельности, при этом он принимает на себя и других те или иные роли.
- От 7 до 11 лет – ведущей деятельностью является учебная.
О том, какая деятельность является ведущей в более позднем возрасте, у психологов нет единого мнения. Так, Эльконин считал, что от 11 до 15 лет такой деятельностью является общение со сверстниками, а от 15 лет – учебно-профессиональная деятельность.
Леонтьев обратил внимание на то, что способности и действия людей, которые имеют социальный характер, не фиксируются в мозге и не передаются по наследству.
Это хорошо вино по так называемым «детям-маугли»: ребёнок, который с младенчества рос вне человеческого общества, не обретает дара речи, не развивает человеческого мышления, даже его движения не напоминают движения людей, такие люди даже не приобретают человеческую осанку.
Таким образом, даже те некоторые факторы человеческого развития, которые могут показаться биологическими, на самом деле имеют социальную природу. Можно сказать, что человек не рождается человеком, а лишь становится им в социальной среде; человеком он может и не стать если не получит соответствующего воспитания.
https://www.youtube.com/watch?v=so9YN-RIBYs
Критики указывают на то, что Леонтьев, подобно своим коллегам, принимал участие в дискуссиях об идеологических основаниях психологии. Во время дискуссий Леонтьев отстаивал мнение о том, что психика человека формируется в основном внешними факторами.
В таких заявлениях, конечно же, политический аспект явно преобладал над научным, что являлось определённым шагом в сторону лженауки. Леонтьев считал, что в современном мире психология выполняет прежде всего идеологическую функцию и служит классовым интересам.
В своих книгах Леонтьев рассматривает эволюционное развитие психики живых существ, начиная от самых примитивных животных, и высшим звеном в его теории является «человек социалистической эпохи». Психолог Леонтьев был человеком своего времени, он грезил идеями воспитания «нового человека».
В СССР это воспитание связывали с коммунистическим учением Маркса, однако сами идеи создания «нового человека» развивались и в западном мире, в том числе в американской науке.
В Советском Союзе «видоизменять человека» учёные планировали на основе работ Ивана Павлова.
В связи с этим один из критиков замечает, что в своей книге «Очерк развития психики» Леонтьев приводит некоторые идеи Павлова, однако не указывает на первоисточник; и в целом теории Павлова в книге уделяется недостаточно внимания.
«Павловские сессии», в которых участвовал и Леонтьев, во многом были своего рода актами «культа личности», где политическим вопросам и культу личности Павлова уделялось больше внимания, чем науке как таковой.
Леонтьев, стоя на «марксистских» позициях, критиковал концепции известных в то время зарубежных психологов.
Он считал, что теории американских учёных намеренно «биологизируют» человека, приравнивают его к животному, поскольку не уделяют внимания общественным аспектам его сознания.
В то же время сам Леонтьев одно время впадал в другую крайность, отвергая биологическую природу человека вообще.
Смотреть видео
Видео:Жизненный и творческий путь А.Н.ЛеонтьеваСкачать
А.Н. Леонтьев: биография и его вклад в психологию
- 28 Апреля, 2020
- Медицина
- Анастасия Казюлина
Знаменитый психолог Алексей Николаевич Леонтьев привнес много нового в изучение человеческой психики, также этот деятель занимался философией и педагогикой.
Основной же его деятельностью было исследование общих вопросов науки, таких как эволюция психики человека, явления памяти и устройство внимания, проблемы личности и многих других. Также Леонтьев разрабатывал методологическую базу для психологических исследований.
Каждый из вас наверняка слышал, по крайней мере, фамилию ученого, но много ли вы о нем знаете? Биографию А.Н. Леонтьева, его вклад в научную деятельность вы можете узнать, если прочитаете данную статью. Но обо всем — по порядку.
Биография А.Н. Леонтьева. Детские годы психолога
Алексей Николаевич родился 5 февраля 1903 года в Москве. Родители Алексея Николаевича Леонтьева — Николай Владимирович и Александра Алексеевна — были зажиточными купцами. Каждый год семья ездила на отдых в Ялту, но, несмотря на это, маленький Алеша рос болезненным ребенком. Тогда родители даже отправили сына в санаторий, который находился в Австро-Венгерской империи.
Образование
Хотя биография А.Н. Леонтьева уже изучена многими исследователями, о школьных годах Алексея Николаевича по-прежнему известно немного. Будущий психолог окончил 1-е Московское реальное училище, переименованное в годы обучения Алексея Николаевича Леонтьева в Единую трудовую школу.
После окончания трудовой школы (а он окончил ее досрочно) Алексей Леонтьев, уже заинтересованный психологией, поступил в Московский государственный университет, на факультет общественных наук. Преподавателями будущего психолога были такие великие ученые, как Георгий Иванович Челпанов и Густав Густавович Шпет.
В годы, когда Алексей Николаевич Леонтьев был студентом, в университете была неспокойная обстановка — накалялась борьба за создание материалистической психологии, последствием которой стал своего рода античелпановский путч. Благодаря новому директору в жизни Леонтьева появились такие люди как Александр Романович Лурия и Лев Семенович Выгоцкий.
Совместно с ними Леонтьев впоследствии напишет свои знаковые труды.
https://www.youtube.com/watch?v=D_Gs9ZO1arU
Алексей Николаевич окончил университет в 1923 году. Однако после окончания учебы он остался при Психологическом институте, для того чтобы подготовиться к деятельности профессора психологических наук.
Карьера ученого. Начало
Биография А.Н. Леонтьева складывалась в дальнейшем в русле научной деятельности. В 1925 году Алексей Николаевич начал работу над культурно-исторической теорией, если быть точнее, психолог изучал вопросы развития памяти в рамках культуры. Этому исследованию посвящена целая книга, изданная в 1931 году.
В этом же году Алексей Николаевич Леонтьев переехал из Москвы в Харьков. Уже в конце 1931 года ученый стал заведующим отделом психологии в Украинской психоневрологической академии.
Позднее, с 1933-го по 1938 год, Леонтьев занимал пост заведующего кафедрой психологии в Харьковском педагогическом институте.
С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, в биографии А.Н. Леонтьева, кратко говоря, случился поворот. Он был эвакуирован в Ашхабад.
Однако уже через два года переехал в Свердловскую область.
Здесь он руководил научными сотрудниками в восстановительном госпитале, в конце 1943 года психолог Алексей Николаевич Леонтьев вернулся в родную Москву и работал здесь до конца войны в госпитале.
Взлет карьеры
В 1947 году А.Н. Леонтьев подал заявку на вступление в партию. Без членства в ВКП(б) невозможно было в те времена построить карьеру и заниматься научной деятельностью. В 1948 году заявка ученого была одобрена и его приняли в партию. С этого момента карьера психолога пошла в гору.
В 1950 году Алексей Николаевич стал действительным членом Академии педагогических наук. Здесь он занимал сначала должность академика-секретаря отделения психологии, позже, в 1959 году, Алексей Николаевич Леонтьев стал вице-президентом академии.
Параллельно с научной деятельностью Алексей Николаевич занимался и педагогикой. В 1951 году он вновь приходит в Московский государственный университет, теперь на должность заведующего кафедрой психологии на философском факультете.
В 1966 году Леонтьев и вовсе основал в МГУ новый факультет — факультет психологии. Он существует и по сей день. Через десять лет Алексей Николаевич Леонтьев совершает новое открытие. На этот раз открытие психологической лаборатории, в которой изучалось восприятие. Эта лаборатория также работает и сейчас.
Умер А.Н. Леонтьев в 1979 году, 21 января. До самой смерти ученый занимался исследованиями.
После себя он оставил множество трудов, которые и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности и используются студентами в качестве учебников. Вклад в психологию Алексея Николаевича Леонтьева неоценим.
Кроме этого дело Алексея Николаевича продолжают его сын Алексей Алексеевич и внук Дмитрий Алексеевич. Оба они пошли по стопам отца и стали изучать психологию.
На этом закончим краткую биографию Алексея Николаевича Леонтьева. Перейдем к его основным трудам.
Научная деятельность. Вклад в психологию
Больше всего своего внимания уделял Леонтьев Алексей Николаевич деятельности и сознанию личности. Именно этим проблемам были посвящены в большей степени его исследования.
Алексей Николаевич Леонтьев создал основу культурно-исторической отечественной психологии. Эта тема впоследствии касалась всех его трудов.
Изначально, на заре своей научной деятельности, Алексей Николаевич Леонтьев занимался изучением критериев и принципов культурно-исторического подхода к психологии. Материалом для этого ему послужили исследования о памяти и воле человека, регуляции.
Расширение проблематики
В дальнейшем Алексей Николаевич расширил проблематику своих работ. Он не только теоретически обосновывал многие положения в психологии, но и экспериментально их подтверждал.
Ученого интересовали вопросы не только общей психологии, но и педагогические проблемы, с нею связанные. Достойными изучения знаменитый исследователь считал также и философский аспект науки. Кроме этого А.Н.
Леонтьев занимался психологией не только людей, но и зоопсихологией — наукой, которая изучает психику животных.
https://www.youtube.com/watch?v=Oe_wKu-HjIo
В 1940 году Александр Николаевич защитил докторскую диссертацию под названием «Проблемы развития психики». Основной ее темой было развитие психики человека в его индивидуальном развитии, или в филогенезе, говоря научным языком.
Александр Николаевич не просто рассмотрел существующие проблемы, но и предложил свою классификацию этапов развития психики. Этой классификацией до сих пор пользуются современные психологи. А.Н.
Леонтьев выделил несколько фаз, этапов развития, через которые проходит психика каждого здорового человека.
Изначально у человека есть элементарная сенсорная психика, затем она усложняется и становится перцептивной, последняя — высшая стадия развития психики — это интеллект.
Ученики и последователи Алексея Николаевича развивали это учение. Благодаря основе, заложенной Леонтьевым, появилось множество русскоязычных работ, посвященных развитию ребенка, роли игры в нем. Этой проблемой занимался в основном Харьковский психологический институт, где некогда работал Леонтьев.
О проблеме личности
В 1975 году в свет вышла монография Алексея Николаевича Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», в которой он обобщил все ранее полученные знания о личности.
В этой же книге психолог говорит о том, что психика человека по большей части формируется под воздействием внешних факторов.
На эту тему впоследствии велось множество споров, часть из которых организовывал сам Алексей Николаевич.
Проблема восприятия
Примерно в это же время Леонтьева начинает интересовать проблема восприятия. Ученый выработал целую систему, которая бы помогала в дальнейшем анализировать сознание человека. Леонтьев предлагал изучать психику на основе таких категорий, как личностный (индивидуальный) смысл, предметное значение явления, а также так называемая чувственная ткань.
Награды и достижения
Как и у любого знаменитого ученого, у Леонтьева было много званий и наград.
Так, в 1940 году он защитил докторскую работу и стал доктором педагогических наук, как мы уже говорили, с 1950 года Леонтьев поступил в Академию педагогических наук и стал ее действительным членом.
Кроме этого за вклад в науку, Алексею Николаевичу дали звание почетного доктора Парижского и Будапештского университетов.
В 1953 году психологу была вручена медаль Константина Дмитриевича Ушинского, а через десять лет, в 1963 году, Леонтьев был удостоен Ленинской премии, в 1976 году ученому присудили также Ломоносовскую премию I степени.
🔥 Видео
Общепсихологическая теория деятельности А.Н. ЛеонтьеваСкачать
Категории деятельности в психологии. А.Н.Леонтьев, С.Л.РубинштейнСкачать
Как жить в условиях неопределенности // Нам надо поговорить с Дмитрием ЛеонтьевымСкачать
Психология счастья — Дмитрий ЛеонтьевСкачать
Экзистенциальная психология (лекция Д.А. Леонтьева)Скачать
07 Сознание и деятельностьСкачать
«Лаборатория субъектности» с Дмитрием Леонтьевым / 31 мая 2023, 17:20Скачать
Лекция Д.А. Леонтьева "На острие НОЖа :Нездоровый Образ Жизни и жизненные ориентиры личности"Скачать
Дмитрий Леонтьев. Смысл свободыСкачать
Москва. Конгресс психологов. Алексей Леонтьев 5.08.1966Скачать
Лекция Д.А. Леонтьева «От прошлого к будущему: тропами расходящихся смыслов»Скачать
Личность в трудных жизненных условиях // Дмитрий ЛеонтьевСкачать
Дмитрий Леонтьев. Как человек выбирает. Взгляд психологаСкачать
ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕОНТЬЕВА. Часть 3. Происхождение сознания человека. Алексей Николаевич ЛеонтьевСкачать
Экзистенциализм как мировоззрение. Дмитрий ЛеонтьевСкачать