К моральным нормам относятся

К моральным нормам относятся Полезное
Моральные нормы: понятие, примеры, отличия от правовых норм

К моральным нормам относятся

Поведение человека регулируется и определяется широким перечнем факторов. Одним из способов нормативного регулирования поведения выступает мораль. Она также может рассматриваться в качестве особой формы общественного сознания и разновидности общественных отношений. Принципы морали содержатся в моральных нормах.

Содержание
  1. Что такое моральные нормы?
  2. Примеры моральных норм
  3. Как работают моральные нормы?
  4. Последствия нарушения моральных норм
  5. Как формируются моральные нормы?
  6. Функции моральных норм
  7. Чем моральные нормы отличаются от правовых?
  8. Заключение
  9. К моральным нормам относятся: 1)уважение к другим народам 2)верховенство закона 3)преданность и любовь к отечеству 4)бережное отношение к природе 5)талант 6)честное исполнение долга
  10. Page 3
  11. Page 4
  12. Page 5
  13. Page 6
  14. Page 7
  15. Page 8
  16. Page 9
  17. Page 10
  18. Page 11
  19. Page 12
  20. Page 13
  21. Page 14
  22. Page 15
  23. Page 16
  24. Page 17
  25. Page 18
  26. Page 19
  27. 1
  28. 2
  29. 3
  30. 4
  31. 5
  32. 6
  33. Понятие морали и её нормы
  34. Определение и характерные черты
  35. Концепции появления морали
  36. Мораль дарована людям богом
  37. Этические нормы заложены природой в людях изначально
  38. Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества
  39. Нормы и принципы морали
  40. Назначение морали
  41. Регулятивная функция
  42. Оценочная функция
  43. Воспитательная функция
  44. Контролирующая функция
  45. Интегрирующая функция
  46. Значение морали в человеческом обществе
  47. Моральные нормы — виды, функции и признаки
  48. Классификация канонов
  49. Право и нравственность
  50. Черты и концепции
  51. Основные нормы
  52. Известные принципы
  53. 🔍 Видео

Что такое моральные нормы?

Моральные нормы —  это комплекс правил поведения, который устанавливается в рамках конкретного общества в зависимости от имеющихся у людей представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Сохранность моральных норм обеспечивается за счет общественного одобрения и внутреннего убеждения каждого члена общества.

Все моральные нормы формируются из имеющихся у людей реальных принципов, идеалов, понятий о добре и зле. Таким образом, все они проходят некоторое «общественное сито», через которое просеиваются все нормы поведения и остаются действительно корректные.

Благодаря наличию моральных норм осуществляется регулирование поведения человека в различных отраслях и сферах общественной жизни. В первую очередь здесь можно выделить быт, работу, семейные и личные отношения, межгрупповые и международные. Однако любая разновидность взаимодействия определяется конкретным набором моральных норм.

Стоит отметить, что моральные нормы заметно отличаются от особых требований каждой из отрасли своим социально-всеохватывающим характером, поскольку они являются обязательными для всех людей.

Они фиксируют в себе особые требования и составляют базис и норму поведения общества, определяют культуру межчеловеческих отношений.

Любая моральная норма должна быть обоснованной с точки зрения ценностной базы общества, а также его идеалов, поскольку моральные нормы выступают в качестве подчиненного инструмента данных идеалов.

Контроль за соблюдением моральных норм складывается под воздействием общественного мнения и авторитетов, которое культивирует в сознании каждого человека позицию в вопросах личностных представлений о достойном и недостойном, нравственном и безнравственном.

Примеры моральных норм

За всю историю существования человечества было сформировано огромное количество различных моральных норм, большинство из них закреплено во всех современных религиях и учениях. Рассмотрим перечень наиболее важных моральных норм:

  • Благоразумие. Человек должен уметь руководствоваться собственным разумом, а не внезапными порывами эмоций.
  • Воздержание. Этот базис затрагивает не только сферу личных отношений, но и культуру питания, развлечения, а также весь комплекс удовольствий. С давних времен люди пришли ко мнению, что материальные блага являются помехой для духовных ценностей. Великий пост является одним из проявлением конкретно этой моральной нормы.
  • Справедливость. Этот принцип можно охарактеризовать пословицей «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Необходимо проявлять уважение по отношению к другим людям.
  • Вежливость. Также произрастает из необходимости уважать других людей. Вежливость является основой дипломатии.
  • Трудолюбие. На любом из этапов становления человечества, в любом обществе, труд всегда поощрялся.
  • Смирение. Под смирением подразумевается умение вовремя сделать паузу и остановиться. Человек должен уметь своевременно останавливать свои порывы.

Как работают моральные нормы?

поведение человека определяется имеющимися у него моральными принципами, поскольку они содержат в себе некоторые базовые алгоритмы поведения в конкретной ситуации. Набор этих принципов определяется особенностями конкретного общества.

Они направлены на регулирование различных отраслей жизни человека, а также его поступков.

При этом все моральные нормы постоянно поддерживаются общественным авторитетом, дисциплиной и мнением, также это закрепляется убеждением каждого человека в обществе о необходимости придерживаться должного поведения в конкретных условиях.

https://www.youtube.com/watch?v=ThKQDpyOcDY

Стоит отметить еще одну особенность моральных норм.

Они не просто являются следствием имеющегося общественного порядка, а выступают в качестве идейного обоснования конкретных представлений человека о должном или недолжном поведении, как в целом, так и в конкретной жизненной ситуации. Это одно из ключевых отличий моральных норм от простых обычаев и привычек, к которым можно отнести празднование дня рождения, свадьбы, Нового года.

Последствия нарушения моральных норм

В первую очередь следует отметить добровольный характер соблюдения моральных норм. Однако нарушение подобных принципов приводит к наложению определенных санкций, проявляющихся в отрицательной оценке и осуждении поведения конкретного человека.

Подобный характер санкций демонстрирует моральное осуждение и запрет на повторение подобного поведения человека в будущем. При этом подобные моральные санкции могут быть адресованы как конкретному человеку, так и определенным социальным группам.

Моральные санкции выступают в качестве еще одного столпа, который поддерживает и закрепляет нравственные требования общественных норм.

Стоит отметить, что некоторые моральные нормы, а точнее их нарушение, могут подразумевать значительно более жесткие санкции, которые определяются нормами действующих в обществе формальных требований.

К примеру, если военнослужащий солгал своему командиру, то подобное поведение приведет к серьезным последствиям, которые будут определены степенью тяжести последствий, сформировавшихся в результате обмана.

Моральные нормы могут выражаться в положительной и негативной форме. Примером положительной являются такие законы как «будь честен», «уважай старших», «помогай ближнему». Негативные же проявления подразумевают запрещающий характер норм, к примеру «не укради».

Как формируются моральные нормы?

Здесь в первую очередь следует осознавать, что такие категории как «добро» и «зло», «плохое» и «хорошее» являются весьма условными и относительными. В каждом обществе могут существовать собственные оценочные суждения на этот счет.

Поскольку мораль также формируется на основе данных условных категорий, то она также носит относительно условный характер, который будет присущ конкретной социальной группе.

Также на формирование моральных норм в значительной степени влияют многовековые традиции и обычаи, которые могут значительно варьироваться в зависимости от общества.

На текущий момент ученые проявляют большую заинтересованность к процессам формирования морали в различных этносах.

Исследования подобного характера направлены на изучение социальной эволюции и опираются на тот факт, что поведенческие нормы формируются таким образом, чтобы обеспечить выживание конкретной этнической группы, а также гарантировать продолжение рода. В таком случае каждый человек будет заниматься соблюдением норм всеобщей морали, поскольку будет ощущать ответственность перед социумом.

Функции моральных норм

Моральные нормы выполняют в обществе несколько важных функций:

  • Мировоззренческая. Исходя из морали общества, происходит формирование ценностных ориентаций и категорий: норм, оценок и запретов. Все индивиды общества занимаются выполнением данных установок.
  • Познавательная. Каждый человек способен лучше узнать об особенностях культуры собственного общества.
  • Регулятивная. Мораль выступает в качестве средства регулирования повседневной жизни людей. При этом она накладывает некоторые санкции, а также поддерживает правила поведения.
  • Оценочная. Гуманистический подход становится основой рассмотрения всех окружающих явлений и процессов. Подобный подход позволяет различать такие условные категории как «добро» и «зло».
  • Воспитательная. Обеспечивает передачу конкретных ценностей из поколения в поколение.
  • Мотивационная. Поведение каждого человека определяется широким количеством факторов, одним из которых является мотивация, которая подталкивает человека к действию или бездействию.
  • Контролирующая. Индивид должен осуществлять самостоятельный контроль над собой, основываясь на осуждении со стороны других членов общества.
  • Координационная. Описывает принципы взаимодействия людей в различных обстоятельствах.
  • Интегрирующая. Заключается в единстве общества, а также его целостности по отношению к внутреннему миру конкретного человека.

Чем моральные нормы отличаются от правовых?

Стоит отметить, что право и мораль в современном обществе строятся на схожих принципах, поскольку находятся на страже общечеловеческих ценностей и идеалов.

Однако всегда стоит помнить о том, что право и мораль выступают в качестве разных нормативных регуляторов. Для каждой из этих категорий характерны свои особенности и область воздействия.

При этом данные категории обладают определенными точками соприкосновения. Однако имеются и определенные различия. Рассмотрим их:

  • Моральные нормы по своему характеру являются довольно расплывчатыми и неопределенными. Правовые нормы не допускают различных трактовок и всегда являются определенными и четкими;
  • Нормы права занимаются регулированием наиболее важных общественных отношений, которые являются ключевыми с точки зрения жизнеобеспечения человека. Нормы морали регулируют все личностные и общественные принципы поведения;
  • Форма закрепления. Правовые нормы закрепляются в законах, моральные нормы откладываются в сознании общества.
  • Санкции правовых норм обеспечиваются государственным принуждением, а моральные нормы охраняются возможностью общественного осуждения.

Заключение

Появление норм морали не является случайным процессом с точки зрения эволюции человеческого общества. Они сформировались как необходимое условие обеспечения нормального функционирования общества и его отдельных членов. Моральные нормы продолжают развиваться параллельно с обществом.

Видео:Мораль. Видеоурок 11. Обществознание 10 классСкачать

Мораль. Видеоурок 11. Обществознание 10 класс

К моральным нормам относятся: 1)уважение к другим народам 2)верховенство закона 3)преданность и любовь к отечеству 4)бережное отношение к природе 5)талант 6)честное исполнение долга

К моральным нормам относятся

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 3

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 4

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 5

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 6

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 7

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 8

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 9

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 10

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 11

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 12

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 13

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 14

1. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мyдpoгo и созидательного образа действий, сочетание благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством.

«Это благоразумие,- говорил Адам Смит,- предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем».

Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной гoловы с превосходным сердцем»? В чем, на ваш взгляд, coстоит связь этого положения с моральными ценностями?

 

2. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением ученогo? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать свое определение понятия «порядочность».

 

Page 15

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 16

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 17

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Page 18

прочитайте утверждения и заполените таблицу, ответьте на утверждения так — согласны или нет, и почму? 1-среди задач, стоящих перед подростком, нет более или менее важных, они все одинаково значимы, все требуют решения, 2-умение находить компромисс в отношениях с людбми формируется только у взрослых, подросткам из-за отсутсвия жизненного опыта это умение недоступно, 3-обучение в школе является частью подготовки к будщей профессиональной деятельности, 4-без проблем и трудностей нельзя решить стоящие перед подростком задачи

Page 19

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

0

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

1

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

2

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

3

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

4

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

5

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

6

Хелп…. надо срочно сделать1. составьте электронные уравнения. расставьте коэффициенты н уравнении реакции. укажите, какое вещество является окислителем, какое восстановителем; какое вещество окисляется, какое — восстанавливается h. aso, + kmno, + h,so, -> h, aso, + mnso, + k,so, + h,o

Видео:Обществознание 8 класс (Урок№4 - Основные нормы морали.)Скачать

Обществознание 8 класс (Урок№4 - Основные нормы морали.)

Понятие морали и её нормы

К моральным нормам относятся

Люди вкладывают в понятие морали уже обыденное представление о добре и зле. В действительности же все сводится к двум вышеназванным категориям и умению различать их в каждой отдельной ситуации. Спектр моральных норм гораздо шире, чем это представляется на первый взгляд.

Определение и характерные черты

Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.

Нормы морали имеют свои отличительные признаки:

  1. Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
  2. Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
  3. Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.

Концепции появления морали

Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:

Мораль дарована людям богом

Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности) состоит из трех ступеней:

  1. вечный закон, который таится в божественном разуме, подразумевает то, что без веры в бога не будет и морали;
  2. естественный закон нравственности, смысл которого в том, что человеческая природа, душа, сотворенная создателем, все время стремится слиться с ним;
  3. позитивный человеческий закон, низшая ступень из трех, — общность правовых и моральных норм, которые приняты в социуме.

Религиозная концепция авторитарна и неизменна, она предполагает четкие границы в рассмотрении добра и зла. Требования божественного закона выражены в заповедях.

Этические нормы заложены природой в людях изначально

Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных.

В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое.

Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.

Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности.

Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Назначение морали

Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:

Регулятивная функция

Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне.

Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.

Оценочная функция

Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.

Воспитательная функция

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.

Контролирующая функция

Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.

Интегрирующая функция

Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.

https://www.youtube.com/watch?v=2CIeja0x7UA

Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens.

Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.

Мораль очень важна как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования всего общества в целом, ведь она выступает естественным регулятором отношений, неким внутренним цензором, к которому мы обращаемся, когда не знаем, правильно ли мы поступаем.

Видео:Мораль - область духовной культуры за 20 минут | Обществознание с Алексеем КулагинымСкачать

Мораль - область духовной культуры за 20 минут | Обществознание с Алексеем Кулагиным

Моральные нормы — виды, функции и признаки

К моральным нормам относятся

Иногда нравственные нормы считаются приоритетными по отношению к иным канонам в отдельные периоды развития общества, они характеризуются универсальностью, категоричностью, неизменностью.

В других случаях абсолютизация моральных принципов рассматривается как фанатизм. В результате моральные нормы отражают потребности общества.

Некоторые авторы трудов разделяют каноны нравственности на категории:

  • основные, которые формируют законы этики;
  • второстепенные, вытекающие из структуры приоритетных положений.

Закономерности, изложенные в авторских трудах Фомы Аквинского, относятся к высокодуховным примерам норм морали. Итальянский теолог и философ, признанный церковью святым учителем, призывал стремиться к добру и максимальной выгоде для большого числа людей.

Это понятие раскрывается также в философии И. Канта о нравственности (книга «Категорический императив») и отображает категории высокоморальных ценностей. Позднее автор выпускает два труда, которые посвящаются исследованию духовной этики:

  1. 1785 г. — «Основы метафизики нравственности».
  2. 1788 г. — «Критика практического разума».

Основные каноны общественной морали остаются непоколебимыми и содержат положения о стремлении к добру, противостоянии злу. Общие этические признаки заключаются в том, чтобы не причинять вреда другим личностям независимо от социального статуса, религиозных убеждений и национальности.

Классификация канонов

Нормы могут касаться существования человека как биологического вида, ценностью является жизнь индивидуума. В поступки и поведение вкладывается такой смысл, чтобы они защищали бытие в целом. Другие каноны имеют значение для чести и достоинства человека, они выполняют функции охраны личных свобод и независимости индивидуума.

Ключевые особенности моральных норм состоят в том, что в их правилах предусматриваются отличительные показатели верности и правдивости. Также в них дается определение справедливости и этических добродетелей. Выделяются следующие виды моральных норм:

  1. Табу является нерушимым запретом на действия. Нарушение правил вредит обществу и определяет выбор поведения в социальном и житейском плане. Такой устой в виде правового канона практиковался еще на заре развития человечества и сохранился в некоторых культурах до нашего времени.
  2. Обычай является определенным сочетанием действий и представляет собой повторение событий в некоторых обстоятельствах. Значение таких поступков особенно велико в традиционном восприятии общества.
  3. Традиции повторяют обычаи в виде устойчивых форм поведения и передаются наследникам. Для них характерны регулярное воспроизведение и длительный период существования.
  4. Моральные правила представляют структуру поведенческих норм, которые требуют от индивидуума осознанного выбора при совершении поступка. Облик человека формируется на основе морального самоопределения.

Между этими понятиями есть отличия и сходства, поскольку все правила касаются существования человека.

https://www.youtube.com/watch?v=2CIeja0x7UAu0026t=334s

Идеалы поведения предполагают полное подчинение требованиям нравственности, действенность достигается за счет общих норм для всего общества. Если каноны не исполняются, это вызывает неодобрение других людей, мораль формируется на чувстве стыда, вины и угрызений совести.

Право и нравственность

Области права и нравственности во многом связаны в жизни. Регулирование отношений рассматривается наукой обществознанием. В обеих сферах прописаны правила поведения, которые направлены на сохранение порядка и справедливости. Мораль и право имеют особенности:

  • моральные каноны имеют общественное происхождение, а в юрисдикции правит государство;
  • нравственные устои человек выполняет осознанно и добровольно под действием общественного уклада, а правовые нормы относятся к принудительным понятиям;
  • для духовного совершенствования нет сводов и кодексов, тогда как законы формулируются в правовых актах;
  • нравственности присуща гибкость, абстрактность, разные толкования, а содержание законов подчиняется строгим формулировкам;
  • мораль определяет ценность поведения в разрядах зла и добра, предвзятости и беспристрастия, а юрисдикция регулирует поступки в категориях законного и необоснованного.

Моральные правила не являются обязательными к выполнению, за их нарушением следует общественное неодобрение, но человек остается на свободе, его имуществу ничто не грозит.

При игнорировании норм права индивидууму назначается обязательное наказание, связанное с лишением свободы или изъятием материальных ценностей.

Некоторые принципы морали и права совпадают, например, закон о воровстве. Человек не желает красть чужое имущество в результате страха перед общественным порицанием или из-за боязни получить тюремный срок.

В любом случае индивидуум не совершает плохого поступка. Иногда понятия в корне противоречат друг другу, например, кража лекарства или еды происходит для спасения жизни близкого человека.

В этом случае правовые законы конфликтуют с моральными обязательствами.

Черты и концепции

Мораль относится к общепринятым в социуме понятиям о зле и благе. Умение различать критерии проявляется в поведении отдельного индивидуума или в коллективах людей. Нравственность выступает в роли метода самоорганизации общественного формирования с определенными аспектами контролирования. Отличительные признаки моральных норм:

  • правила действуют для всех членов социума и не зависят от положения в обществе;
  • у человека есть право выбора выполнять или нет нравственные каноны, при этом решение определяется совестью, религиозностью, другими предубеждениями и общественным сознанием;
  • моральные устои захватывают все сферы жизнедеятельности в экономике и социальной структуре, распространяются на области человеческих интересов (бизнес, образование, творчество).

Философская этика занимается изучением сущности нравственных канонов и их влияния на поведение и сознание человека. В вопросе происхождения и становления духовных правил ученые занимают несколько позиций и имеют различные точки зрения.

Первая категория научных деятелей склоняется к мысли о божественном разуме, который определяет моральные устои общества. Их концепция говорит о стремлении человеческой души слиться с создателем, для чего требуется проявление высокой нравственности, слово о которой бог оставил людям в заповедях.

Иные философы в своей точке зрения опираются на труды ученых П. Кропоткина и Ч. Дарвина. Высказывается мысль, что у животных и первобытного человека наблюдалось сходство психологии сознания, поэтому этические нормы были первоначально заложены природой. Регулировались устои запретами и обычаями, при этом индивидуумы отождествляли себя с другими особями.

Третья категория ученых говорит о становлении морали в результате развития человеческого социума. Источником нравственности индивидуум не является, а корни кроются в условиях общественного и исторического развития. Основой выступают потребности и стремления более оптимально организовать сосуществование отдельных людей в окружающем пространстве.

Основные нормы

Моральные устои отличаются большим разнообразием, касаются всех сфер деятельности. Основные вопросы, которые затрагиваются, представляют понятие о добре и зле, их относительной оценке в зависимости от периода социального развития и эпохи. Семь основных моральных норм, которые являются характерными для религиозных учений и прослеживаются в современном обществе:

  • рассудительность и здравое размышление определяются в качестве способности принимать решения без лишней эмоциональности и не поддаваться секундным порывам;
  • аскетизм означает воздержание от чрезмерности в половой жизни, ограничение в удовольствиях и приеме пищи, поскольку материальные излишества мешают духовному совершенствованию;
  • беспристрастность и справедливость проявляются в оценке людей, уважении к членам общества, их интересам и потребностям, при этом одни поступки вызывают восхищение, другие требуют порицания;
  • умение преодолевать трудности, желание делиться полученным опытом с окружающими;
  • усидчивость и трудолюбие не только помогают преодолеть преграды на своем пути, но и приносят пользу обществу;
  • покорность и смирение говорят о способности индивидуума вовремя осознать ситуацию и остановиться перед совершением порочащего поступка;
  • деликатность и вежливость позволяют человеку наладить конструктивные отношения и получить множество выгодных связей.

В философских трудах решается проблема поиска смысла жизни, роли индивидуума и человечества. В каждом обществе есть свои критерии для определения морального устоя из предложенного списка. Значение имеет соотношение обязанностей и прав в среде, распределение вознаграждения за труд, подход к социальному неравенству.

Известные принципы

Кроме общепризнанных моральных законов есть принципы нравственности. Эти понятия помогают определять формы взаимного общения и жизнедеятельности человека в обществе. Нормы касаются совершения отдельных поступков, а принципы определяют концепцию направления усилий. Принципы поведения:

  • гуманное отношение к окружающим, признание в каждом достоинств и важности;
  • коллективное сознание, направленное на помощь общему делу;
  • альтруизм и желание бескорыстной поддержки другому человеку;
  • милосердие, добродушие, проявление человеколюбия в разных условиях, сострадательность;
  • отказ от эгоизма и глобальной индивидуализации;
  • ощущение чувства меры в эмоциях и поступках.

Каждый человек должен настраиваться на конструктивные и позитивные способы решения спорных ситуаций, при этом не желать зла, если люди причиняют ему вред по незнанию.

https://www.youtube.com/watch?v=niBb67DXBeM

Не в почете старый принцип «око за око», который не считается высокоморальным. Правило нравственности, которое изложил Аристотель в своих трудах (тезис золотой середины) не изменяется на протяжении веков. Оно гласит, что человеку нужно придерживаться такого поведения с людьми, какое он хочет получить от них взамен.

🔍 Видео

Право в системе социальных норм за 15 минут | Обществознание с Алексеем КулагинымСкачать

Право в системе социальных норм за 15 минут | Обществознание с Алексеем Кулагиным

Правила поведения в современном обществе. Деловой этикет. Анна Чаплыгина и Валерий МартыненкоСкачать

Правила поведения в современном обществе. Деловой этикет. Анна Чаплыгина и Валерий Мартыненко

ЕГЭ обществознание. Мораль и нравственностьСкачать

ЕГЭ обществознание. Мораль и нравственность

Основные нормы моралиСкачать

Основные нормы морали

Право в жизни обществаСкачать

Право в жизни общества

Социальные нормы в ОГЭ 2024Скачать

Социальные нормы в ОГЭ 2024

"О детях по-взрослому": Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила ПетрановскаяСкачать

"О детях по-взрослому": Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила Петрановская

Философия права | В гостях Андрей Нехаев [S01:E40]Скачать

Философия права | В гостях Андрей Нехаев [S01:E40]

Правила морали и нравственностиСкачать

Правила морали и нравственности

1.15 МОРАЛЬСкачать

1.15 МОРАЛЬ

Социальные нормы и отклоняющееся поведение | ЕГЭ по обществу 2021Скачать

Социальные нормы и отклоняющееся поведение | ЕГЭ по обществу 2021

Обществознание. ЕГЭ2021. Социальный контроль: нормы и санкцииСкачать

Обществознание. ЕГЭ2021. Социальный контроль: нормы и санкции

Разбор открытого варианта ЕГЭ по обществознаниюСкачать

Разбор открытого варианта ЕГЭ по обществознанию

Что нужно знать и уметь, если вас пригласили на встречу в дорогой ресторан? Учимся есть элегантно.Скачать

Что нужно знать и уметь, если вас пригласили на встречу в дорогой ресторан? Учимся есть элегантно.

1.15 Мораль ЕГЭ по ОбществознаниюСкачать

1.15 Мораль ЕГЭ по Обществознанию

Обществознание 8 класс 9-11 недели. Долг и совестьСкачать

Обществознание 8 класс 9-11 недели. Долг и совесть

Параграф 13 "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"Скачать

Параграф 13 "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"
Поделиться или сохранить к себе: