Интерактивное общение

Интерактивное общение Полезное
Интерактивная сторона общения: определение, значение, функции

Интерактивное общение

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомофизиологически напоминающим человека.

Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.

В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза.

В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Содержание
  1. Проявление интерактивного аспекта общения
  2. Значение интерактивного общения в современном мире
  3. Основная литература
  4. Интеракция в межличностных отношениях
  5. Значение и функции общения
  6. Структура интерактивного взаимодействия
  7. Пример взаимоотношений
  8. Основные виды
  9. Сферы применения
  10. Общие цели и результат
  11. Аспекты совместимости
  12. Другие стороны отношений
  13. Перцептивная
  14. Коммуникативная
  15. Регулятивная
  16. Поведенческие стили
  17. Эффекты восприятия
  18. Интерактивное общение
  19. Понятие общения
  20. Понятие интерактивной функции общения
  21. Сущность интерактивной функции общения
  22. Интерактивная функция общения с точки зрения трансактного анализа Э. Берна
  23. Интерактивное общение — это быстрый и эффективный способ достижения результата
  24. Основы интерактивного общения
  25. Интерактивное общение: виды
  26. Варианты поведения участников интерактивного общения
  27. Плюсы и минусы интерактивного общения
  28. Интерактивное общение в Интернете
  29. Особенности интерактивной стороны общения: что означает термин, характеристика
  30. Интеракция в психологии
  31. Что влияет на результат интерактивного общения
  32. Факторы и основные стили поведения
  33. Факторы, влияющие на процесс контакта
  34. 🎦 Видео

Проявление интерактивного аспекта общения

Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

Сферы общения

Вид общенияОсобенности
Трудовая сфераНаиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
ОбучениеПосещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
Семейные отношенияСамый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
ДосугСвободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях

Отдых в кругу друзей

Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

  1. продуктивное;
  2. непродуктивное.

Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение

https://www.youtube.com/watch?v=NRcarXNIyH8

Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

  • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
  • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
  • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
  • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

Основное внимание уделяется психологической совместимости

Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения

Значение интерактивного общения в современном мире

Интерактивное общение — это активная деятельность группы людей, направленная на конкретный результат, общающихся реально, без каких-либо средств техники, либо посредством телефонной связи.

О роли интерактивного общения с помощью Интернет-ресурсов можно сказать без всякого преувеличения:

  1. Интерактивное общение — это уникальный инструмент в развитии бизнеса и экономического сотрудничества (использование серверов и программ для быстрого обмена файлами).
  2. Оно позволяет организовать, дополнить учебный процесс эффективными методами (дистанционное обучение по разным предметам).
  3. Сближает людей, позволяя общаться, находясь на дальнем расстоянии друг от друга.

Современному человеку необходимо усвоить принципы и правила интерактивного общения.

Это позволит безболезненно адаптироваться в условиях современного общества, достигнуть успешных результатов в реализации поставленных целей.

В этом видео вы узнаете много интересного об интерактивном общении:

Основная литература

  1. Андреева Г.М.

    Социальная психология: учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. «Психология». — Изд. 5-е, испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2010 ; 2008.

  2. Андриенко Е.В.

    Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. — М.: Академия, 2008.

  3. Богомолова Н. Н.

    Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. и направл. «Психология». — М.: Аспект-Пресс, 2010.

Интеракция в межличностных отношениях

Общению в жизни человека отводится главная роль. С помощью коммуникации с окружающим миром формируется личность, вырабатывается поведение. Человек зависит от мнения окружающих и сам оказывает влияние на собеседника. Полноценная жизнь невозможна без взаимодействия с социумом.

Значение и функции общения

Интерактивная функция коммуникации направлена на выработку стратегии и тактики во взаимоотношениях и взаимодействии людей. Это вид общения предусматривает вовлечение всех участников в совместный процесс. Психологи рассматривают его разных сторон. Стадии, которые проходят участники:

  1. Пространственная.
  2. Психологическая.
  3. Социальная.
  4. Взаимодействия.
  5. Отношения.

Изначально люди оказываются в одном пространстве, притираются друг к другу, начинают активно обмениваться информацией, определяют общие цели и мотивы. Затем они вовлекаются в активный процесс реализации задуманного. В конце совместных действий выстраивается определенная модель отношений. Люди продолжают поддерживать связь и общаться либо разбегаются в разные стороны.

Интерактивное общение необходимо для выстраивания отношений с социумом, помогает человеку реализоваться как личность. Его функция заключается в налаживании контактов и выстраивании модели совместных действий. Применяется не только в деловой сфере, но и при повседневном общении с близкими людьми, членами семьи.

Структура интерактивного взаимодействия

Социальная психология пыталась объяснить и описать структуру взаимодействий людей и интерактивной стороны общения в целом. Процесс и суть коммуникации не представляет ничего сложного.

Для участников общения характерны:

  • общая цель;
  • совместные мотивы;
  • единое пространство;
  • координация действий;
  • знание общепринятых правил;
  • передача информации.

Другими словами, это не просто разговор ни о чем, а целенаправленный обмен информацией для достижения конкретного результата. В процессе общения участники договариваются, как будут действовать, что сделает каждый из них.  Предусматривается:

  • анализ планов партнеров и их сопоставление с собственными стремлениями;
  • оценка вклада участников при взаимодействии;
  • осмысление отдачи партнеров.

Интеракция в межличностных отношениях играет важную роль. Без взаимодействия невозможно скоординировать действия, добиться желаемых результатов.

https://www.youtube.com/watch?v=bRLPCzd_cpk

Организация взаимодействий происходит в соответствии с нормами, а пути реализации задуманного каждый участник выбирает в соответствии с собственными принципами. Мотивацией является удовлетворение потребностей. В процессе совместной деятельности происходит несколько видов контактов: пространственный, психологический, социальный.

Участник выбирает определенную стратегическую позицию:

  • «Ребенок». Желания и действия мотивированы желанием «хочу».
  • «Родитель». Отвечает позиции «надо».
  • «Взрослый». Совмещает две предыдущие позиции.

Интеракция и дальнейшее взаимодействие возможны при совпадении интересов. В противном случае контакт разрушится, желаемая цель не будет достигнута.

Пример взаимоотношений

Жена говорит мужу о сломанном кухонном комбайне как адекватный взрослый человек. Ответы мужа с разной позиции:

  • Взрослый: «Посмотрю, отвезу мастеру, если все плохо».
  • Родитель: «Вечно у тебя что-то происходит».
  • Ребенок: «И что мне теперь делать?».

У участников должно быть адекватное понимание и принятие ситуации.

Четкой структуры интерактивной функции общения нет. Специалисты рассматривают компоненты коммуникации с разных сторон, приводя свою классификацию.

Основные виды

Условно интерактивную коммуникацию разделяют на 2 вида:

  1. Кооперация. Представляет собой совместную деятельность людей, в результате которой все действия синхронизированы и скооперированы. Участники действуют как одна команда, каждый вносит свой вклад в общее дело. Как говорится, общаются на одной волне. Кооперация предусматривает разделение обязанностей между партнерами ради достижения общей цели.
  2. Конкуренция. Противодействие участников. Основой таких взаимодействий выступает конфликт, заставляющий человека действовать, доказывать, достигать. Конфликт предусматривает наличие противоположных мнений, тенденций. При таких отношениях развязка одна — решение конфликта, достижение желаемых целей.

Разделение на виды условное, поскольку конфликт возникает и при скооперированных действиях. В то же время конкуренция может перерасти в плодотворное сотрудничество.

Также психологи выделяют несколько видов взаимодействия:

  • С одновременным вовлечением в процесс всех участников. Спортивная команда.
  • Последовательное выполнение заданий по типу конвейера.
  • Разделение функций между участниками, при этом каждый сохраняет свою индивидуальность и имеет свободу действий. Сюда можно отнести работу в корпорации, коммерческой компании.

Интеракция обозначает активное взаимодействие всех участников и использование той или иной модели поведения.

Сферы применения

Деловая коммуникация присутствует в разных сферах человеческой жизни. Вопросы относительно совместных действий решаются на работе, в семье, даже во время досуга. Коммуникативные направления:

  1. Коллективная трудовая деятельность. Каждый сотрудник выполняет обязанности, решает поставленные задачи. В результате все коллеги трудятся во благо организации. Общаются между собой вербально, невербально, с использованием цифровых и компьютерных технологий.
  1. Обучение. Образовательный процесс — неисчерпаемый поток информации с обратной отдачей. Человек, доносящий информацию, должен получить обратно результат своих трудов. Интерактивная сторона общения в процессе обучения предусматривает активное использование компьютерной техники, обмен знаниями, ответную реакцию, вовлечение всех участников в процесс.
  2. Досуг. Организация досуга и отдыха предусматривает деловое сотрудничество и распределение обязанностей. Если каждый будет действовать, как вздумается, мероприятие сорвется. Современный досуг предусматривает привлечение специалистов (ведущих, музыкантов). Это уже явное деловое сотрудничество.

ЧИТАТЬ  Способы ответить на оскорбление: от игнора до хамства

В быту ни одна семья не обходится без интеракции. Муж и жена выполняют свои обязанности во благо семьи. Вносят вклад в общее дело дети.

Общие цели и результат

У участников должны быть общие цели и направленность на результат. В результате происходит обмен информацией, поступками и действиями, осуществляется взаимное влияние.

В процессе коммуникации происходит обмен опытом,  становление и совершенствование личности, появляются новые стремления и желания. Результативный процесс присутствует во всех сферах человеческой жизни, начиная с учебы и заканчивая досугом.

При слаженной работе наблюдается порядок в обществе и отдельных его составляющих. Это неотъемлемая часть социальной, общественной и личной жизни.

Аспекты совместимости

Длительное и плодотворное общение возможно только при совпадении интересов целей. Когда нет ничего общего, тандем распадается. В качестве примера можно привести личные отношения между влюбленными, когда девушка планирует построить семью, выйти замуж, а парень желает приятно проводить время, отдыхать. Когда участники понимают, что цели не совпадают, взаимодействие прекращается.

Другие стороны отношений

Интерактивная коммуникация рассматривается в сочетании с другими функциями общения и не может быть обособленной.

Перцептивная

Определение перцептивной функции связано с восприятием человеком информации или ситуации. Это понимание самого себя и партнеров. В процессе коммуникации работают психологические процессы, позволяющие адекватно оценивать поведение и индивидуальные особенности людей.

В ходе перцептивной коммуникации формируется идентификация, рефлексия, эмпатия:

  • Идентификация означает отождествление себя с партнером и уподобление ему. В результате происходит понимание и принятие мотивов собеседника, а также приспособление к общей цели.
  • Эмпатия — эмоциональное переживание ситуации и принятие линии поведения другого человека. На основе психологической оценки формируется симпатия либо антипатия. Дальнейшее общение продолжится по сценарию либо сотрудничества, либо конфликта.
  • Рефлексия побуждает участника действовать рефлекторно, основываясь на личных потребностях.

Перцептивная функция помогает выстраивать интеракцию.

Коммуникативная

Заключается в обмене информации. В процессе коммуникации участники обмениваются мнениями, опытом, знаниями, интересами, чувствами и настроениями. Любой разговор несет определенную информацию и активизирует познавательную функцию. При интеракции информационный поток является основой долгосрочных взаимодействий и отношений.

Регулятивная

Предусматривает изменение поведения под влиянием других людей. Регулятивная функция контролирует и координирует деловое общение. Взаимодействие и поведение участников основывается на эмоциях:

  • позитивные — солидарность, согласие, отсутствие напряжения;
  • негативные — конфликт, несогласие, напряженность, демонстрация антагонизма;
  • проблемные — просьба высказать мнение, поделиться информацией, необходимость в указаниях, предложениях, наставлениях.

Регулятивная функция определяет характер взаимодействия участников. Это может быть индивидуальная деятельность, последовательная, одновременная. В процессе взаимного влияния происходит формирование убеждения, внушения и подражания.

Поведенческие стили

Вырабатываются в результате возникновения конфликта. Их виды:

  • Уклонение. Исход конфликтной ситуации для человека не имеет значения либо нет сил, возможностей решать проблему. Он начинает всячески игнорировать общение, у него отсутствует желание отстаивать интересы, доказывать правоту, сотрудничать для достижения общей цели.
  • Противоборство, конкуренция. Активная борьба участников, отстаивание позиций, мнений, интересов. Применяются доступные способы для решения проблемы с пользой в свою сторону. Используется давление или принуждение. Участники стремятся к победе любыми методами и способами.
  • Уступчивость, приспособление. Действия участников направлены на создание и сохранение тандема, идиллии в отношениях. Наблюдается сглаживание разногласий путем ущемления собственных интересов. Эта модель поведения используется, если важна не ситуация, а сохранение отношений.
  • Сотрудничество. Участники находят альтернативные варианты, удобные пути решения. Происходит удовлетворение потребностей и интересов партнеров не в ущерб собственным стремлениям. Для этой модели поведения присущ компромисс, когда любая проблема решается путем обсуждения и принятия совместного решения.

Поведенческий стиль вырабатывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Зависит от субъективных и объективных обстоятельств.

Эффекты восприятия

Одна и та же информация воспринимается людьми по-разному. Партнерам свойственно искажение сведений, в результате чего формируется неправильное мнение:

  • Эффект ореола. Представление об объекте формируется на основе отдельного значимого качества. Проявляется, когда участник обладает недостаточным количеством информации либо оценивает моральные качества. Так, неправильное впечатление о человеке часто возникает при первой встрече. В дальнейшем, что бы он ни делал, мнение не меняется.
  • Новизна. Суть заключается в тенденции доверять новой информации. При недавнем получении негативных сведений об объекте или человеке такое же мнение и останется.
  • Контраст. Оценивание объектов и людей при сравнивании с идеалами.
  • Проекция. Собеседнику, который вызывает симпатию, приписываются самые лучшие качества, собственные достоинства. При антипатии партнер оценивается с худшей стороны.

Ошибки восприятия негативно влияют на результативность совместного труда, не дают объективно и адекватно оценивать ситуацию.

https://www.youtube.com/watch?v=sDzliXWt4NY

Интеракция присутствует во всех сферах жизни человека, в том числе при общении в социальных сетях. Она считается современным методом обмена информацией.

Видео:2) Виды сторон общение коммуникативная, интерактивная и перцептивнаяСкачать

2) Виды сторон общение коммуникативная, интерактивная и перцептивная

Интерактивное общение

Интерактивное общение

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.Ученые, которые занимались проблемой общения: Э. Берн, Б. Д. Парыгин, Г.М.Андреева, Л. Карпенко, А.Н. Леонтьев и др.Для изучения проблемы интерактивной функции общения рассмотрим понятие данного термина, а также коснемся трансактного анализа Э. Берна.

Понятие общения

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Понятие интерактивной функции общения

Определение 1

Интерактивная функция общения – это функция, которая направлена на сам процесс взаимодействия между людьми.

Сущность интерактивной функции общения

Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.

Регуляторами поведения могут выступать:

  • советы;
  • инструкции;
  • требования;
  • приказы и др.

Совместная деятельность, ее содержание и условия выполнения выстраивают такую модель взаимодействия личностей, когда каждый из участников последовательно влияет своими поступками на других и в свою очередь изменяет свои действия под их влиянием.

Определение 2

Социальный контроль — это оценка деятельности с точки зрения ее соответствия принятым в обществе нормам поведения, которые регламентируются нормами взаимоотношений людей. Совместная деятельность людей – это общественное явление, которое происходит под социальным контролем.

Взаимодействие между людьми происходит эффективно, если их поведение отвечает принятым примерам, тем ролям, которые играют собеседники.

Определение 3

Социальная роль — нормативно одобренный пример поведения, которого ждут от каждого, кто занимает ту или иную социальную позицию. Оно может восприниматься как специфическое либо профессиональное поведение — врач, учитель, инженер; возрастное — ребенок, взрослый.

В целом, выделяют три группы взаимодействия.

  1. Позитивная. В данной группе выделяются:

    • кооперация (упорядочение действий партнеров. А.Н. Леонтьев выделяет две черты такого типа деятельности:
      • разделение единого процесса деятельности между участниками;
      • изменение деятельности каждого из участников.).
    • согласие,
    • приспособление,
    • ассоциация.

    Здесь взаимодействие выступает как организация совместной деятельности.

  2. Состязательная. В данной группе выделяются:

    • конкуренция,
    • соперничество.

    Здесь взаимодействие выступает в качестве соревновательного момента.

  3. Негативная. В данной группе выделяются:

    • конфликт,
    • оппозиция,
    • диссоциация.

    Здесь взаимодействие представляет собой различные препятствия.

Интерактивная функция общения с точки зрения трансактного анализа Э. Берна

Рассмотрим интерактивную функцию общения с позиций трансактного анализа Э. Берна. Начнем изучения вопроса с особенностей трансактного анализа. Э. Берн выделяет несколько типов поведения людей во время общения:

  1. взрослый;
  2. ребенок;
  3. родитель.

Специфика приведенных выше позиций отражена на рисунке 1.

Разумеется, данные позиции проявляются в общении каждого человека; при том, они вовсе не являются абстрактными. То есть они совершенно конкретны и уникальны для каждого индивида. Позиция человека определяется по:

  1. эмоциональной составляющей фразы;
  2. интонации;
  3. наличию/отсутствию подтекста.

Рисунок 1. Особенности позиций родителя, ребенка и взрослого по Э. Берну

https://www.youtube.com/watch?v=7nNmUKB9ktg

Также в процессе общения происходит, следуя терминологии Э. Берна, игра. Она отражает все взаимодействия между людьми.

Определение 4

Игра – неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости путем манипулятивного поведения.

Под близостью подразумевается свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение.

По Э. Берну выделяется три группы игры, различающихся по степени:

  1. игры 1-й степени приняты в обществе: они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям;
  2. игры 2-й степени скрываются: не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым;
  3. игры 3-й степени скрываются: осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего.

Видео:05 Интерактивное общениеСкачать

05 Интерактивное общение

Интерактивное общение — это быстрый и эффективный способ достижения результата

Интерактивное общение

Интерактивное общение — это взаимодействие собеседников, обмен в процессе общения не только информацией, выражающейся в речевой деятельности, но и действиями, поступками.

Такое общение больше похоже на совместную деятельность, направленную на реализацию общих для группы целей, достижение конкретного результата.

Интерактивное общение — это взаимное влияние друг на друга участвующих в процессе общения людей для достижения конкретного результата.

Только в процессе совместной деятельности нескольких людей формируется становление личности. Человек видит себя и свои поступки в других как в зеркальном отражении, развивает в себе новые качества, борется с недостатками.

Интерактивное общение — это результативный процесс, в котором развиваются личностные качества при выполнении какой-либо деятельности: работа, учеба, культурно-массовые и спортивные мероприятия, организация и проведение досуга.

Для чего нужно такое общение, и как оно должно строиться для достижения желаемого результата, следует знать больше.

Основы интерактивного общения

Природа человека устроена таким образом, что общению отводится главная роль в жизни. При этом человек неизбежно зависим от мнения всех, с кем общается. Сотрудничество в процессе интерактивного общения накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей.

Общению играет едва ли не главную роль для человека

Для всех участников одинаково характерны:

  • общая цель;
  • общие мотивы для совместной деятельности;
  • единое пространство и время для выполнения совместных действий;
  • своевременная координация действий каждого участника;
  • знание каждого участника правил межличностного взаимодействия;
  • передача информации от одного к другому. 

Однако, одинаковые правила и принципы, создающие основу интерактивного общения, вовсе не означают одинаковое поведение каждого участника при совместной деятельности.

Интерактивное общение: виды

В современном обществе, в котором прогрессируют различные технологии, интерактивное общение имеет больше способов реализации, чем несколько десятилетий назад.

Технологии дают нам больше способов интерактивного общения

Основными видами интерактивного общения являются:

  1. Трудовая деятельность коллектива. Решение поставленных задач в трудовом коллективе — самый распространенный вид интерактивного общения. Совместная деятельность для достижения желаемого результата характерна для любого коллектива. Помимо реальных бесед, обсуждений на помощь приходят компьютерные технологии: «Skype для бизнеса» — общение в реальном режиме времени нескольких собеседников (переписка, беседа в режиме «конференция») с возможностью обмена файлами.
  2. Обучение. Любое занятие в школе, колледже, университете – это вид интерактивного общения. Широко используется дистанционное обучение с помощью специальных программ («Skype»), во время которого преподаватель и ученик, используя интерактивные наушники, могут находиться на дальнем расстоянии друг от друга, но это не помешает нормальному протеканию учебного процесса.
  3. Организация свободного времени и проведение досуга. Взаимодействие организаторов и исполнителей любого мероприятия также является формой интерактивного общения.

Телевидение и радио сегодня для проведения многих передач используют интерактивные методы. Обратная связь со зрителями или слушателями в прямом эфире позволяет создать интересные программы.

Варианты поведения участников интерактивного общения

Различные точки зрения в процессе совместной деятельности нередко порождают споры и конфликты. О различных вариантах развития таких ситуаций рассуждали знаменитые специалисты по конфликтологии Кеннет и Килменн.

https://www.youtube.com/watch?v=7nNmUKB9ktgu0026t=233s

Стили поведения определились, исходя из принципов интерактивного общения:

  1. Выражение собственного мнения, ряд действий для реализации собственных интересов, достижения своих целей.
  2. Мера восприятия интересов другой стороны.

Если представить эти два показателя интерактивного общения в графической форме, получается всем известная сетка Томаса-Килменна.

Обозначены пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

  1. Уклонение (отмалчивание, бездеятельность). Происходит, если человек по каким-то причинам не желает отстаивать свои права, предлагать собственные пути решения, воздерживается от высказывания своей точки зрения, не участвует в споре. В таком случае предполагается уход от ответственности за принятие решений. Такое поведение объясняется отсутствием важности ситуации для человека либо высокой степенью сложности решения.
  2. Конкуренция (соперничество). Активная форма отстаивания собственных интересов с применением всех доступных участнику средств для достижения поставленных целей: власти, различных форм давления на конкурентов. В данном случае ситуация крайне важна для участника. Выражается жесткая позиция к другим участникам взаимодействия в случае их несогласия.
  3. Приспособление (поведение «по обстоятельствам»). Поведение участника целиком и полностью направлено на сохранение и укрепление благоприятных отношений путем полного соглашения с любой точкой зрения собеседника. Такая ситуация развивается, если вклад участника в результат не слишком велик. Случается так, что сохранить хорошие отношения важнее, чем отстаивать свою точку зрения, тем более если у участника слишком мало авторитета.
  4. Сотрудничество. Участник настроен на поиск решения, которое удовлетворит всех участников взаимодействия с учетом соблюдения своих собственных интересов. Приветствуется открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников в выработке общего решения.
  5. Компромисс. Деятельность участников сводится к поиску решения, удовлетворяющего всех участников.

Основной инструмент в современной конфликтологии позволяет анализировать каждый конфликт,  выбирать наиболее оптимальный стиль поведения.

Плюсы и минусы интерактивного общения

К плюсам интерактивного общения стоит отнести:

  • быстрое достижение результата;
  • эффективность при достижении цели;Плюсов интерактивного общения заметно больше
  • формирование личности участников процесса;
  • социальная адаптация участников в обществе;
  • быстрота доступа (при использовании Интернет-ресурсов)

К минусам можно отнести:

  • возможность развития конфликтных ситуаций;
  • неполная самореализация участников процесса.
  • чрезмерная увлеченность проведения досуга.

Происходит в случае использования в интерактивном общении Интернет-ресурсов: социальные сети, интерактивные игры и прочее.

Интерактивное общение в Интернете

С появлением Интернета сбылась многовековая мечта пользователей телефоном – видеть собеседника. И не только.

Сегодня можно видеть собеседника, который находится на другом конце земного шара, даже в своем телефоне

Интерактивное общение в Интернете в реальном режиме времени появилось не так давно.

С увеличением скорости передачи данных появилась возможность общаться посредством аудио- и видеосвязи:

  1. Серверы интерактивного общения. Всемирная паутина обладает тысячами серверов Internet Relay Chat (IRC), посредством которых интерактивное общение становится доступным. Подключиться к такому серверу может любой пользователь. Общаться можно с любым посетителем этого сервера, возможны коллективные беседы.
  2. Общение в чатах. Самый простой и всем полюбившийся разговор — обмен сообщениями с клавиатуры. Окно с сообщениями видят сразу все участники беседы. В случае оборудования компьютера звуковой картой, микрофоном, наушниками, акустическими колонками можно обмениваться ыми сообщениями. Реальная беседа в одно и то же время возможна только между двумя участниками. Для того, чтобы во время разговора видеть друг друга, к компьютерам должны быть подключены видеокамеры. Обычные аналоговые видеокамеры подключают к видеоплатам, цифровые камеры подключаются к параллельному порту компьютера. Ноутбуки продаются с уже встроенными видеокамерами. Айфоны, смартфоны, айпэды имеют встроенную фронтальную камеру.
  3. Специальное программное обеспечение. Таких программ много, например, NetMeeting (входит в состав Internet Explorer), Skype.

Видео:Интерактивная сторона общенияСкачать

Интерактивная сторона общения

Особенности интерактивной стороны общения: что означает термин, характеристика

Интерактивное общение

Взаимодействие людей определяется как интерактивная сторона общения. Осуществляется оно не только посредством обмена информацией, но также поступками и действиями. От результатов подобного поведения зависит степень формирования личности.

Позитивное взаимодействие

Интеракция в психологии

Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.

В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.

Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.

Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=geJxj09hc80

Вариант интерактивного общения

Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:

  • наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
  • предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
  • механизм регулирования отношений.

Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.

Что влияет на результат интерактивного общения

Средства общения человека в психологии

Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

Слаженное взаимодействие

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

  • у человека высокая потребность во взаимодействии;
  • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
  • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
  • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат.

Факторы и основные стили поведения

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Взаимодействие будет эффективным, если субъекты не только правильно понимают ситуацию, но и адекватно в ней себя проявляют. У каждого человека своя манера поведения, она влияет на самоподачу.

Стили взаимодействия

НаименованиеОсобенности
РитуальныйСостоит из приветствий, вежливых вопросов, праздничного общения (юбилеи, свадьбы, корпоративы и т.п.). Стиль задается общепринятой культурой и нацелен на взаимодействие в социуме
МанипулятивныйЗаключается в желании подчинять и контролировать других субъектов, относясь к ним как к средству достижения цели
ГуманистическийВ основе лежат доверительные, честные отношения, терпимость к окружающим, осознание себя как личности

В результативной взаимодеятельности важен не только стиль поведения, но и вклад каждого участника в общее дело. Здесь можно выделить 3 модели совместного общения:

  1. индивидуальная деятельность, когда субъект выполняет свою часть функций, независимо от того, как с этим справляются другие члены коллектива;
  2. последовательная, когда люди вовлечены в конвейер; общая задача решается поочередно каждым из участников;
  3. взаимодействующая, при которой цель достигается только одновременными совместными усилиями.

Соотношение индивидуальных вкладов определяет форму взаимодействия. В интерактивной стороне общения это проявляется 2-мя типами.

Основные виды интеракции

Способ взаимодействияОписание
КооперацияОпределяется объединенными усилиями участников, нацеленных на решение одной задачи. Между членами коллектива органично распределены обязанности и функции, что приводит к плодотворному сотрудничеству.Кооперации присущи такие черты деятельности:• распределение процесса между всеми участниками;• изменение действий субъектов, если деятельность не дает удовлетворения личностных потребностей.

Лучшая кооперация – та, что основана на совместно-взаимодействующем общении.

КонкуренцияВыражается как противостояние участников. При противоборстве для субъекта имеют значение личные цели, которые обычно идут в разрез с задачами партнеров.

Наиболее яркий вариант проявления конкуренции – конфликт, расшатывающий совместную деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=geJxj09hc80u0026t=33s

Конфликт интересов

Типы поведения во время конфликтов

Вариант поведения
УклонениеСубъект не стремится отстаивать свои права, не высказывает собственную точку зрения, уходит от принятия ответственных решений. Это вызвано сложностью задачи либо отсутствием ее важности
СоперничествоАктивное отстаивание собственных интересов любыми доступными средствами. Жесткая позиция в отношении несогласных участников взаимодействия говорит о большой важности ситуации для субъекта
ПриспособлениеДействуя по обстоятельствам, индивид стремится наладить и сохранить благоприятные для себя отношения. Постоянное соглашение с точкой зрения собеседника тормозит личное развитие
СотрудничествоДля варианта характерны заинтересованность всех участников интеракции и открытый обмен мнениями. При этом индивид учитывает и собственные интересы
КомпромиссКраткое определение термина можно представить как взаимодействие, нацеленное на поиск решений, удовлетворяющих каждого участника

Современная наука конфликтология проводит анализ всех ситуаций и помогает участникам выбрать наиболее приемлемый стиль поведения, используя тесты и тренинги.

Умение пойти навстречу

Факторы, влияющие на процесс контакта

Чтобы взаимодействие получилось продуктивным, нужны определенные обстоятельства. Основные предпосылки включают в себя:

  • осознание человеческих потребностей (собственных и участников интеракции);
  • умение создавать мотивы, усиливать их, побуждая участников к активному действию в нужном направлении;
  • использование различных стимулов, помогающих усилить мотивацию.

Факторы, подкрепленные нравственными нормами, общечеловеческими правилами, помогут избежать конфликтов в процессе контакта и поднимут интерактивное общение на максимальный уровень.

🎦 Видео

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕСкачать

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

интерактивное общение видео файламиСкачать

интерактивное общение видео файлами

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)Скачать

Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)

За интерактивное общение с читателямиСкачать

За интерактивное общение с читателями

Психология. Интерактивное общение (лекция)Скачать

Психология. Интерактивное общение (лекция)

ЖИТЬ И ПРЕДОЛЕТЬ 2024 ГОД | Анастасия Арта | Встреча в Запорожье | Интерактивное общениеСкачать

ЖИТЬ И ПРЕДОЛЕТЬ 2024 ГОД | Анастасия Арта | Встреча в Запорожье | Интерактивное общение

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ, день 12-й, 11.11.2020 г.Скачать

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ, день 12-й, 11.11.2020 г.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ 17 04 2019Скачать

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ 17 04 2019

Интерактивное общение со зрителемСкачать

Интерактивное общение со зрителем

интерактивное общениеСкачать

интерактивное общение

Интерактивное общение с Владимиром Слепцовым. Встреча №2. 08.05.2020Скачать

Интерактивное общение с Владимиром Слепцовым. Встреча №2. 08.05.2020

психологическая играСкачать

психологическая  игра

Общение онлайн: как втянуть людей, как добиться внимания, как хорошо выглядеть в зуме.Скачать

Общение онлайн: как втянуть людей, как добиться внимания, как хорошо выглядеть в зуме.

Интерактивное общение с Владимиром Слепцовым. Встреча № 7. 13.05.2020Скачать

Интерактивное общение с Владимиром Слепцовым. Встреча № 7. 13.05.2020

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. ПУРИ, день 16-йСкачать

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. ПУРИ, день 16-й

Коммуникация и интерактивное взаимодействие #shortsСкачать

Коммуникация и интерактивное взаимодействие #shorts
Поделиться или сохранить к себе: