СДВГ до сих пор многие считают придуманным диагнозом. «Он просто не умеет внимательно слушать, надо с ним пожёстче», — советуют родителям таких детей. Наш блогер, клинический психолог Вера Толмачева, рассказывает, что такое СДВГ и как заниматься с гиперактивными детьми.
В последнее время многие педагоги и врачи уделяют времени очень активным и невнимательным детям. Гиперактивность с нарушениями вниманиями может быть причиной нарушения поведения, трудностей в обучении и проблем в общении со сверстниками.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это расстройство связанное с трудностями в поведенческой саморегуляции и нарушением исполнительных функций (внимания, концентрации, памяти, планирования). Первые признаки расстройства развития появляются в детском возрасте.
Во взрослом возрасте эти расстройства компенсируются. В соответсвии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), которую используют в России, СДВГ относят к группе F90.0. «Гиперкинетические расстройства», диагнозу F.90 «Нарушение активности и внимания».
В будущей МКБ-11 СДВГ относят к группе 6А05 «нейроонтогенитические расстройства».
Обычно гиперактивность проявляется рано (уже в первые 5 лет жизни) в сочетании с плохой контролируемостью поведения и выраженной невнимательностью. Эти поведенческие характеристики проявляются по всех ситуациях (в школе, дома и т. п.) и обнаруживают постоянство во времени.
Нарушенное внимание проявляется в преждевременном прерыванием заданий: дети часто бросают одно дело, оставив его неоконченным, утратив к нему интерес, по всей видимости, в связи с тем, что отвлеклись на что-то другое.
Характерные проблемы поведения должны проявляться до 6 лет и иметь существенную продолжительность (не менее 6 месяцев на момент решения о постановке диагноза).
Считается, что до возраста поступления в школу гиперактивность тяжело распознать из-за разнообразных вариантов нормы и только выраженная гиперактивность должна приводить к решению о постановке диагноза СДВГ детей дошкольного возраста.
У детей с СДВГ кроме невнимательности, гиперактивности и импульсивности часто встречаются другие особенности развития:
- 1. Нарушения координации
- 2. Эмоциональные нарушения
- 4. Парциальные задержки развития
- 5. Поведенческие расстройства
- СДВГ. Советы детского врача-психиатра
- Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
- Причины СДВГ
- СДВГ или избалованность?
- Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
- В классе ребёнок с сдвг: что делать учителю
- Как распознать СДВГ:
- 1. Установите дисциплину в классе
- 2. Поймите, какой уровень нагрузки ребёнок может вынести
- 3. Выясните, как привлечь его внимание
- 4. Выясните, какие ситуации провоцируют ребенка на проявление сильных эмоций
- 5. Помогайте разрешать возникающие конфликты
- Хвалите его даже за небольшие достижения
- Поддерживайте его работоспособность
- Помогайте организовывать рабочий процесс
- Как учителю поддерживать своё эмоциональное состояние:
- Гиперактивные дети в школе. Что делать?
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности: симптомы
- Дисциплина и поведение
- Пример для подражания
- Питание
- Режим
- Домашнее задание
- Обучение детей с СДВГ: как помочь ребенку с дефицитом внимания
- Что такое СДВГ и каковы причины его возникновения
- Сдвг – синдром конфликта со школой?
- Так как же помочь ребенку с СДВГ?
- Лечение СДВГ, которое позитивно воздействует на любого ребёнка
- Как сделать будущее детям с СДВГ
- 📺 Видео
1. Нарушения координации
Выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственные коорлинации (неспособность к спортивным играм).
2. Эмоциональные нарушения
Тоже часто наблюдают при СДВГ. Эмоциональное развитие рёбнка, как правило, запаздывает, что проявляется неурановешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.
3. Отношения с окружающими
Как правило, нарушены отношения со сверстниками и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей.
4. Парциальные задержки развития
Многие дети, страдающие от СДВГ, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков (счёт, письма, чтения).
5. Поведенческие расстройства
При СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.
Причинами СДВГ могут быть биологические и социальные факторы.
К биологическим относят генетическую предрасположенность, особенности нейробиологической регуляции мозговой активности, неароанатомические отклонения в развитии мозга, отклонения функционального состояния мозга.
К социальным — воспитание и взаимоотношения в семье. То есть, СДВГ может возникнуть путём социального влияния на специфический биологический фон. Однозначного ответа пока нет.
https://www.youtube.com/watch?v=zVllRSeBcww
При СДВГ страдают когнитивные функции — фукнции программирования, регуляции и контроля деятельности (управляющих функций или executive functions).
Система методов исследования когнитивных функций основателя нейропсихологии А. Р.
Лурии позвоволила описать освновные нарушения функций программирования, регуляции и контроля деятельности, которые отмечаются у больных с лобными поражениями головного мозга.
Во-первых, это неспообность к затормаживанию непосредственных реакций на ситуацию, приводящая к появлению импульсивности в поведении.
Во-вторых, трудности переключения от одного элемента к другому и с одной программы на другу.
Эти нарушения приводят к невозможности создавать программы деятельности, следовать им и контролировать поведение. В их основе лежит единый механизм, связанный с поражением префронтальных отделов коры — один из вариантов «лобного синдрома».
Два других варианта связаны с поражением премоторных и медиобазальных отделов лобной области. В первом случае в центре сидрома стоят нарушение двигательных навыков, а во втором случае центр синдрома — это аффективные расстройства.
Детям с СДВГ трудно учиться в школе. Многие учителя жалуются на их поведение. Педагоги считают, что ребёнок должен быть послушным и тихим, он не должен мешать и вызывать тревоги.
Важно отметить, что дети с с СДВГ имеют хорошие интеллектуальные способности, но они испытывают трудности в организации занятий. Любые письменные ошибки выглядят неряшливо, в них много исправлений, ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или попросту угадывания.
Навыки чтения, письма и счёта у этих детей могут быть значительно ниже, чем у сверстников, хотя читать и писать они чаще умеют ещё до школы.
Важно, учитывать особенности ребёнка с СДВГ при проведений занятий.
1. Ничего в комнате не должны отвлекать ребёнка: ни члены семьи, ни звуки телевизора.
2. На столе, за которым работает ребёнок, не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.
3. Общаться с ребёнок с СДВГ надо спокойно, без раздражения. Объяснять инструкции заданий надо ясно. Ребёнок не поймёт сложной инструкции и длинных предложений. Сначала убедитесь сами, что задание понятно вас самом.
4. Для того чтобы скоцентрировать внимане ребёнка, можно использовать систему жестов, мимику и другие средства. Внимание можно привлечь словами, постукиванием карандаша.
5. Обязательным является работа «глаза в глаза». Такой приём позволяет ребёнку сосредточиться и не отвлекаться.
6. В ходе работы можно использовать чёткие и короткие указания: «слушай», «запомни», «не торопись», «подумай». Они не должны звучать как военные приказы. Тон должен быть доброжелательным и мягким.
7. Если задание большое, необходимо разделить его на части и к каждой давать новую инструкцию. Причём начинать объяснение следующей части задания можно только после того, как заполнена предыдущая часть.
8. В случае агрессивного поведения не надо делать грубые замечания, категорически нельзя кричать, использовать резкие движения. Нужно отвлечь ребёнка, отвести в сторону и посадить отдохнуть.
Пока он не успокоится, он не слышит замечаний и фактический не понимает, чего от него хочет взрослый. Когда ребёнок успокоится, то его поведение можно обсудить и объяснить, что конкретно вас огорчает.
Существуют немедикаментозные методы лечения СДВГ: нейропсихологическая коррекция и когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Целью нейропсихологической коррекции является развитие компенсации «слабой» функции при опоре на сильные функциональные звенья.
В детской нейропсихологии разработаны методические комплексы, направленные на развитие разных слабых функциональных звеньев. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия представляет собой комплекс методик, которое направленное на коррекцию поведения и неправильного мышеления о себе. Дети научаются справляться с агрессией, общаться, решать проблемы, у них развивается самоорганизация.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Видео:Доминантные и гиперактивные детиСкачать
СДВГ. Советы детского врача-психиатра
«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.
Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода.
Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная.
Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.
https://www.youtube.com/watch?v=zVllRSeBcwwu0026t=1085s
А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.
Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации.
У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят.
В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода.
Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога.
Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.
Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)
СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%.
Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив.
Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.
Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.
Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.
Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.
Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности.
К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.
Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.
У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.
Причины СДВГ
1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.
2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.
3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.
https://www.youtube.com/watch?v=h7NoAPRN41U
В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.
СДВГ или избалованность?
К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:
1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).
2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.
3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.
4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.
5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.
6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.
7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.
8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.
9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.
10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.
11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.
Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!
Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.
Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.
Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями.
И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам.
Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).
Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.
По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.
2. Невроз и невротические реакции
В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.
Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.
Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:
1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.
2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.
3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.
https://www.youtube.com/watch?v=h7NoAPRN41Uu0026t=373s
Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.
Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.
В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.
Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.
Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций.
При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается.
Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.
Возможные причины невроза:
- ослабление физического здоровья;
- расхождение уровня школьной программы с интеллектуальными возможностям ребенка;
- вовлечение ребенка в решение семейных проблем с выполнением ребенком несвойственных ему ролей;
- закрепление семьей болезненных форм поведения или реагирования ребенка.
Признаки невроза:
1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.
Видео:Гиперактивный ребенок - Школа доктора КомаровскогоСкачать
В классе ребёнок с сдвг: что делать учителю
Если ребёнок в классе часто отвлекается и отвлекает других, не может сосредоточиться на занятии, постоянно крутит что-то в руках и ему тяжело сидеть на месте, это не обязательно происходит потому, что он намеренно хочет вести себя плохо.
Иногда у таких детей есть серьезная медицинская проблема: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). О том, это за расстройство, и как педагогу вести себя с такими детьми, рассказывает автор курса Яндекс.
Учебника «СДВГ у детей: рекомендации учителю» и мать ребёнка с СДВГ Ирина Лукьянова.
Как распознать СДВГ:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детстве. При таком синдроме человек слишком активен и импульсивен, ему сложно концентрироваться и удерживать внимание.
Выделяют три основные группы симптомов СДВГ:
- гиперактивность (ребенок много и бесцельно двигается);
- импульсивность (ребенок перебивает, выкрикивает с места, вмешивается в разговоры, не может дождаться своей очереди);
- невнимательность (ребенок не может управлять своим вниманием и отвлекается на все, что способно его увлечь — скажем, на то, что быстро движется, мелькает, блестит, шумит).
Эти симптомы могут быть выражены по-разному: или один сильнее других или все три в равной степени. Проявляются в любой обстановке, не соответствуют возрасту и создают трудности для самого ребенка и окружающих.
СДВГ часто сочетается с расстройством аутистического спектра, расстройствами учебных навыков: дислексией, дисграфией или дискалькулией; диспраксией (моторной неловкостью), тиками и синдромом Туретта.
Конечно, эти симптомы не означают стопроцентного наличия у вашего ученика СДВГ, это могут быть проявления и других расстройств. Поэтому диагноз может поставить только квалифицированный врач.
Большинство учёных сегодня сходится на том, что в основном за возникновение синдрома отвечает генетика, но свой вклад вносят и неврологические нарушения.
Это могут быть осложнения в период беременности и родов, сложности послеродового периода, внешние факторы (например, курение матери во время вынашивания ребенка, черепно-мозговые травмы и воздействие некоторых химических веществ).
У большинства людей симптомы после подросткового возраста сглаживаются или уходят совсем. Сохраняется синдром примерно у 40 процентов людей. Им приходится учиться с ним жить.
https://www.youtube.com/watch?v=XuQfv18Qp20
Для детей с СДВГ учеба в школе – это вызов. От них требуют усидчивости, концентрации, примерного поведения и следования правилам, а эти качества у них в дефиците.
Из-за СДВГ им сложно справляться со школьной программой, устанавливать отношения с одноклассниками и учителям, ведь своими эмоциями они тоже не слишком умело управляют. Все это, да еще и сопутствующие расстройства вроде тика часто становятся поводом для школьной травли.
Педагогу важно учитывать эти трудности в работе с учеником, создавать для него комфортную среду, в которой ребенок бы мог показать свои способности по максимуму.
1. Установите дисциплину в классе
Правила поведения и пребывания в классе должны быть общими для всех учеников и максимально четкими.
Это защитит ребёнка с СДВГ от претензий со стороны одноклассников, что он находится в особых условиях, и поможет ему привыкнуть к распорядку.
Желательно разместить устав класса на видном месте, потому что гиперактивным детям тяжело удержать в голове много информации. Все ученики должны осознавать, какие последствия наступят за несоблюдение правил.
2. Поймите, какой уровень нагрузки ребёнок может вынести
Это нужно сделать в первые недели вашей совместной работы. Например, отследить, сколько минут подряд такой ученик может читать текст или решать задачи до того, как переключит внимание, и сколько информации он усваивает. Не нужно давать больше, пытаясь таким образом повысить его работоспособность – это не сработает, а ребенок может просто испугаться объёма задания, и не сделать ничего.
3. Выясните, как привлечь его внимание
В первое время когда ученик отвлекается, попробуйте вернуть его внимание (например, договоритесь с ним о секретном сигнале: подойдите и покажите ему какой-то знак, постучите по столу, щелкните пальцами вместо громкого замечания вслух – это может значить «ты отвлекся, вернись к работе»). Иногда стоит сажать такого ученика за первую парту, где его ничего не отвлекает, давать ему листок с индивидуальным заданием. Когда у вас появятся наработанные варианты, вам будет легче выстраивать работу дальше.
4. Выясните, какие ситуации провоцируют ребенка на проявление сильных эмоций
Это могут быть школьные праздники, родительское собрание, контрольная работа или разбор конфликта. Если что-то из этого планируется, подготовьте к этому ученика – напомните, какие правила нужно соблюдать и что будет за их нарушение.
Если взрыв эмоций у ребенка вызывают плохие оценки, объясняйте, что вы оцениваете только то, как он усвоил материал, а не его личность.
Если школьника всё же захлестнули эмоции, первое, что нужно сделать – успокоить его: отвести в тихое место, дать воды, если это уместно – обнять, и ни в коем случае не ругать.
5. Помогайте разрешать возникающие конфликты
Ребёнок с СДВГ не всегда может понять, почему поступает именно так, и часто не осознаёт, почему это плохо.
Ученик кого-то обидел? Объясните ему, почему человек расстроился, в чём была проблема, как можно было избежать такой ситуации. Если это случилось во время урока и отвлекло весь класс, лучше сразу разобраться в произошедшем.
В любом случае нужно дать школьнику понять, что в его поведении вызывает проблемы и как с ними можно справиться.
Хвалите его даже за небольшие достижения
Гиперактивные дети часто привыкают к тому, что им всё даётся труднее, чем другим. Они ругают себя, когда что-то не получается, и разочаровываются в своих способностях ещё сильнее.
Вам под силу сделать так, чтобы ученик в себя поверил, главное – замечать, когда он действительно с чем-то справился и подчеркивать его достижения. Большие задания, вызывающие у ребёнка страх, делите на части, и хвалите за каждое выполненное упражнение.
Давайте ему задания, с которыми он может справиться, заменяйте сложные для него задачи на более простые, сокращайте объём текста для пересказа.
Обращайте внимание на моменты, когда он высказывает ценные мысли, чтобы и ему, и всему классу было понятно, что он может внести важный вклад в общее обсуждение. Игнорируйте мелкие нарушения и пустяковые реплики с его стороны, если они не слишком мешают общей работе, не делайте ему замечаний каждый раз.
Поддерживайте его работоспособность
У детей с СДВГ работоспособность колеблется: гиперактивное поведение сменяется усталостью, они могут на уроке лечь в изнеможении на стол, даже заснуть. Чтобы поддерживать внимание учеников, чередуйте виды деятельности. Показывайте видео, читайте тексты, решайте задачи, проводите физкультминутки, добавляйте работу в группах.
Помогайте организовывать рабочий процесс
Если ребёнку тяжело отвечать устно или письменно, можно договориться с ним о приемлемой форме сдачи работ. Например, вместо письменного задания, он может ответить устно, а вместо пересказа может сдать сочинение (или наоборот). Некоторым легче печатать на компьютере, чем писать от руки.
Как учителю поддерживать своё эмоциональное состояние:
Работа с детьми с СДВГ для учителя – это профессиональный вызов. Она требует усилий, специальных знаний и терпения. Не пытайтесь справиться с этим в одиночку – так вы сэкономите силы и здоровье. Педагогу могут помогать сотрудники администрации школы, более опытные учителя, школьный психолог, родители ребёнка.
С администрацией можно заранее обсудить возможные решения конфликтов с участием ученика с СДВГ: например, что делать, если школьник оскорбляет педагога, провоцирует словесный конфликт или драку в классе.
Если ребенок вышел из себя и не может успокоиться, можно позвать психолога или дежурного администратора, чтобы он отвел ученика в тихое место и дал ему прийти в себя. Таким местом может быть и кабинет врача, и библиотека.
Если школьник плохо себя чувствует, если у него истерика – возможно, стоит отправить его к медсестре или пригласить ее в класс. Вы и сами можете обратиться за психологической помощью, если чувствуете, что не справляетесь.
Иногда даже простой разговор со школьным психологом, завучем и классным руководителем приносит облегчение: вы не один на один с этим классом и учеником, у вас есть поддержка.
В особо сложных ситуациях попытайтесь найти приемлемый способ выразить эмоции: позвольте себе ненадолго выйти из класса, оставив открытой дверь, чтобы присматривать за происходящим, и немного подышать. Или же спокойно проговорите свои эмоции и дайте понять ученику, что он что-то сделал не так.
Главное – не переходите на личности и не оскорбляйте ребенка, избегайте оценочных суждений: «ты плохой», «ты поступил неприемлемо».
Здесь очень помогают «я-сообщения»: «мне неприятно, когда со мной так говорят», «мне больно от происходящего», «я возмущена», «мне тяжело, когда в классе происходит то-то».
Родители ученика – тоже ценные советчики, которые знают своё чадо лучше всех. Важно построить с ними хорошие отношения, не ругать и не оценивать их воспитательные способности. Этим вы только заставите их занять защитную позицию. Лучше всего договориться действовать с ними вместе и разделить зоны ответственности: чем вы можете помочь ученику в классе, а они – дома.
Если педагог научится работать с гиперактивными детьми, это будет огромный шаг в его профессиональном развитии. После такого опыта с менее сложными учениками работать гораздо легче. Главное – не стараться нести весь груз ответственности самостоятельно, это не добавит вам здоровья, а только отнимет силы.
В рамках программы развития педагогов «Я Учитель» Яндекс запустил бесплатный онлайн-курс «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова. Она подробно рассказывает об особенностях детей с СДВГ, о том, как создать в классе дружелюбную среду для такого ребёнка и как поддерживать дисциплину.
После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации.
Партнерский материал
Подписаться на канал ЯКласс
Видео:10 правил воспитания гиперактивного ребёнка - Доктор КомаровскийСкачать
Гиперактивные дети в школе. Что делать?
Обсудить тему «Здоровье детей» на форуме
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство, которое воздействует на части мозга, ответственные за планирование, концентрацию и решение различных задач. Подобные нарушения мозговых процессов мешают повседневной деятельности ребёнка.
Гиперактивных детей в школе всегда видно. Они постоянно в движении, резко перескакивают с одного вида деятельности на другой и с трудом высиживают 40 минут урока. СДВГ обычно негативно влияет на способность ребенка к обучению. Дети с этим синдромом сталкиваются с рядом проблем в школьной среде:
- их отвлекает всё вокруг (окна, другие дети, интересные плакаты на стене и т.п.);
- им трудно сосредоточиться на объяснениях учителя;
- они постоянно поворачиваются к соседям за партой;
- они часто забывают домашнее задание или неправильно выполняют важные поручения.
Школьная успеваемость и взаимодействие с учителями строятся на дисциплине и продуктивности. Поэтому гиперактивные ученики часто попадают в конфликтные ситуации с учителями и сверстниками.
Всё это приводит к низкой самооценке, а с ней и проблемам со здоровьем.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности: симптомы
СДВГ — это генетическое заболевание, возникающее в мозге, а не просто нарушение исполнительных функций. Диагноз СДВГ может быть поставлен ребенку только в том случае, если у него выявлено минимум 6 симптомов, и если они заметны в течение полугода как дома, так и в школе.
Главные признаки СДВГ у детей:
невнимательность к деталям, небрежные ошибки в школьных заданиях и других видах работы и деятельности;
трудности с удержанием внимания во время выполнения заданий, игр;
отсутствие реакции на собеседника, даже при прямом обращении;
проблемы с организацией действий: часто не завершают начатое;
проблемы с заданиями, требующими напряженной умственной деятельности;
забывчивость: часто теряют личные вещи;
повышенная отвлекаемость: мешают любые внешние стимулы;
чрезмерная подвижность: часто машут руками и ногами, не могут спокойно сидеть;
трудности с “тихим” досугом, излишне шумны;
трудности с коммуникаций: не реагируют должным образом на социальные ограничения, часто перебивают говорят.
Для первого шага будет достаточно принять тот факт, что ваш ребенок, как и все дети, неидеален. СДВГ у детей является распространенным явлением, но не простым.
Ребенок, который чувствует недовольство родителей — и пессимизм по поводу их перспектив — вряд ли разовьет чувство собственного достоинства. Научитесь видеть дары СДВГ — неиссякаемый поток энергии, креативность и лидерские качества.
Designed by pressfoto/Freepik
Дисциплина и поведение
Многие родители используют термины «дисциплина» и «наказание» как взаимозаменяемые. На самом деле, они сильно отличаются. Дисциплина предпочтительнее, потому что она учит ребенка, как себя вести. Она включает в себя объяснение плохого поведения и перенаправление на приемлемое.
Наказание, безусловно, имеет свое место. Однако оно никогда не должно включать в себя физическое или словесное оскорбление, и его следует использовать только в качестве крайней меры.
Часто лучший способ дисциплинировать ребенка с СДВГ — это простая программа изменения поведения. Определите достижимые цели в соответствии с возрастом, затем систематически вознаграждайте каждое небольшое достижение до тех пор, пока такой образ действий не станет привычным для ребенка.
https://www.youtube.com/watch?v=rNgNwFHJd_A
Поощряя позитивное поведение (а не наказывая за негативное), вы помогаете ребенку чувствовать себя успешным — и еще повышаете его мотивацию к правильным поступкам.
Пример для подражания
Будьте хорошим примером для подражания. Если родитель не может контролировать себя, то не стоит ожидать выдержки от ребенка. Многие склонны думать, что чем громче они становятся, тем сильнее воздействие. Единственное, что слышит ребенок в таких случаях — это гнев. Когда не удалось сдержать эмоции, стоит извиниться перед ребенком.
Питание
Скорректируйте рацион питания ребенка. Цинк и магний используются для создания нейротрансмиттеров, через которые подаются импульсы в мозг. Витамины оказывают успокаивающее действие и повышают концентрацию. низкий уровень железа также связан с когнитивными нарушениями. Все три минерала содержатся в мясе, домашней птице, морепродуктах, орехах, соевых продуктах и зерновых культурах.
Режим
Гиперактивным детям необходимы естественные рамки в виде режима дня, чтобы не терять самообладание. Плохой сон усугубляет симптоматику СДВГ. При этом не стоит забивать день кружками (спортивными в том числе), ведь ребенок и так устает от собственной непроизвольной деятельности. Эффективнее здесь будет привить “спокойное” хобби (рисование, чтение, лепка и т.д.)
Designed by Freepik
Домашнее задание
Наглядный календарь. Использование большой доски-органайзера для фиксирования заданий, мероприятий и проектов позволяет ребенку отслеживать их выполнение и свои успехи.
Порядок на рабочем месте. Ученики с СДВГ нуждаются в свободном и удобном рабочем месте, которое поможет им сосредоточиться. Все отвлекающие факторы должны быть устранены.
Общение с учителями. Большую часть времени ребенок проводит в школе, поэтому важно поддерживать связь с классным руководителем, чтобы ребенок чувствовал поддержку и вне дома.
Видео:Гиперактивный ребенок идет в школуСкачать
Обучение детей с СДВГ: как помочь ребенку с дефицитом внимания
Словосочетание «гиперактивный ребёнок» мы слышим сегодня очень часто. Кто-то считает это особенностью развития детей, кто-то болезнью, а кто-то убеждён, что данное понятие указывает не столько на проблему ребёнка, сколько на нерадивость родителей, учителей и воспитателей, которые не хотят заниматься малышом из-за собственных эгоизма, лени и неумения.
В действительности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) официально внесён в медицинские справочники и упоминается в международной классификации болезней. При этом по части диагностики заболевание остается одним из наиболее проблематичных. Трудности вызывают:
- Клиническое диагностирование, для которого не существует лабораторных или радиологических подтверждающих заболевание тестов и характерных физиологических особенностей организма.
- Частое изменение критериев диагностики и очень разный процент заболеваемости в различных странах.
- Отсутствие эффективного способа лечения, не считая очень долгих и медикаментозных, с использованием психотропных веществ (метилфенидата, декстроамфетамина).
Недостаточная ясность по поводу СДВГ рождает этические и юридические проблемы. Но как быть тем, кому диагноз уже поставлен или имеются на него серьёзные подозрения? Для начала всё же определим, что это за синдром и как он может возникнуть.
Что такое СДВГ и каковы причины его возникновения
«Наденьте на голое тело шерстяную, колючую одежду, и ваше поведение будет полностью повторять поведение детей с СДВГ», – предлагает врач-исследователь Родион Кузнецов, который более 20 лет занимается составлением математической модели нервной системы и имеет в этой области патенты на изобретения, авторские свидетельства и книги.
Согласно его исследованиям, синдром дефицита внимания и гиперактивности – это следствие неэффективного распространения энергии по нервным волокнам. Ребёнок постоянно испытывает дискомфорт и даже боль.
Он пытается найти положение, при котором эти ощущения уменьшаются, и физически не может находиться в покое. Со стороны это выглядит как повышенная физическая активность. Традиционные способы успокоить ребёнка здесь малоэффективны.
Ведь уменьшение частоты поступления нервных сигналов в мозг снижает его работоспособность, не позволяет сосредоточиться и полноценно проявить заложенный умственный потенциал.
Более «официальное» определение причин заболевания даёт психолог, детский нейропсихолог Михаил Владимирский. Причины возникновения СДВГ он разделяет на биологические и социальные.
К биологическим относятся неблагоприятная наследственность и нарушения в период вынашивания ребёнка и/или непосредственно после родов. В итоге из-за возникших неврологических расстройств происходит недостаточная активация корковых структур головного мозга и больные СДВГ ищут более сильной стимуляции, которая присутствует в драках, азартных играх, экстремальном спорте.
https://www.youtube.com/watch?v=a_unOfG9Z2c
К социальным причисляется ситуация хаоса в сознании период взросления ребёнка. Неудержимые информационные потоки с экранов телевизоров и гаджетов чреваты для детей потерей контроля над эмоциями и импульсивностью.
В итоге при отсутствии грамотного наставника изменения могут нести клинический характер. Пресловутый клиповый стиль мышления молодёжи формируется клиповым стилем подачи медиаобразов.
Подобная форма познания мира похожа на СДВГ до степени смешения.
Сдвг – синдром конфликта со школой?
Американский эволюционный нейропсихолог Питер Грей, не отрицая существования СДВГ, тем не менее с большим сомнением относится к количеству его носителей. В существенном завышении реальных цифр он обвиняет самую обыкновенную общеобразовательную школу.
Как свойственно учёным, он не грешит голословными утверждениями, а делает выводы из проведённых исследований. Так, в 16 разных школах с общим количеством учеников, превышающим 3000, учителей попросили заполнить стандартный диагностический опросник о нарушениях поведения детей.
По результатам заполнения диагностировали СДВГ у 25% учеников начальной школы и 20% учеников средней школы. Получилось, что каждый четвертый ученик начальной школы и каждый пятый в средней школе психически нездоров. Остаётся надеяться, что это мнение американских педагогов и российские их коллеги относятся к своим подопечным более щадящим образом.
Ведь там и обладателей диагноза в процентном отношении значительно больше. Питер Грей же разъясняет ситуацию так:
«Традиционно люди жили сообществами, а сообщества выигрывают от разнообразия. Кто-то более консервативен и сдержан, кто-то осторожен, а другой безрассуден и т. д. Каждый находит подходящую нишу и вносит свой особый вклад в общество.
Современная же школа требует единообразия, все должны делать одно и то же. Большинство приспосабливается. Диагноз ставится детям, которые конфликтуют с системой». И далее: «СДВГ можно назвать синдромом конфликта со школой».
В практическом смысле СДВГ – это неспособность ребёнка адаптироваться к условиям обычной школы. «Проблемный» ребёнок – источник постоянного раздражения учителей: он невнимателен, не выполняет заданий, мешает классу, вертится, болтает.
Своё отношение к ученику, который мешает учиться и играть, находят свои способы выразить и одноклассники. И если говорить о школах, не готовых к особому отношению к детям с нестандартными потребностями, то такое образовательное учреждение становится пыткой для ребёнка.
Последствия школьных переживаний преследуют человека многие годы.
Нужно заметить, что обучение в обычной школе может иметь и свои плюсы при неосложнённом диагнозе. Это возможность социализации среди сверстников и адаптации к жизни в обществе, адаптации к своим особенностям. Правда, об этом можно говорить только при наличии хороших педагогов, которые представляют себе особые потребности такого ребёнка.
Так как же помочь ребенку с СДВГ?
По российской статистике, СДВГ страдают около 4 % школьников, причём у мальчиков его диагностируют в 5–6 раз чаще, чем у девочек. Его обладателям от сомнений в существовании недуга не становится легче, ведь у них портятся отношения с родителями, сверстниками, да и с успеваемостью всё складывается не так, как хотелось бы.
Подборкой рекомендаций о том, как помочь таким детям, делится детский нейропсихолог Михаил Владимирский.
1. Соблюдайте дома условия неврологического здоровья:
- твёрдый режим дня (отдыха и питания);
- спокойная обстановка, порядок, минимум отвлечений;
- дружественные отношения со взрослыми. За правильное поведение (концентрацию внимания, пусть это всего лишь собирание кубиков) – немедленная похвала;
- спортивные игры с усложняющейся инструкцией;
- отсутствие телесных наказаний.
2. Желательны еженедельные занятия с нейропсихологом в присутствии взрослых, которые могут повторять их в течение недели дома.
3. Рекомендации Американской ассоциации СДВГ (ADDA)
- Постарайтесь удалить причины рассеивания внимания. Сажайте ученика с проблемами внимания поближе к учителю и ученикам с хорошим поведением, подальше от окон и одноклассников, которые могут отвлекать.
- Готовьте к смене занятий. Напоминайте ученику о предстоящих событиях (следующий урок, перемена, взять другой учебник). Перед особыми событиями, например экскурсией, повторите напоминание многократно!
- Разрешайте ученику двигаться или ёрзать. Дайте повод для физической активности: отправьте его за мелом или за водой, попросите очистить доску. Разрешите играть с мелкими объектами на парте, если это не отвлекает других.
- Не занимайте перемену уроками. Пусть дети играют. Игра тренирует фокусирование внимания при СДВГ.
Рекомендации Американской ассоциации родителей детей с СДВГ
- Предлагайте на выбор несколько игровых способов запоминания правописания слов.
- Структурируйте задания и дайте ребёнку план.
- Покажите видео с навыками написания сочинения и оставьте на видном месте ключевые пункты.
- Вовлекайте ребёнка в групповую работу.
- Ученики пишут ответы на доске, отвечают хором или показывают ладонью ответ на вопрос. Ладонь вверх значит «да», вниз – «нет», горизонтальная – «не знаю».
- Используйте наглядно-образное мышление. Пусть дети разыгрывают сценку или собирают модели.
Рекомендации учителям
1) С помощью учеников сформулируйте простые правила в позитивных формулировках. Повесьте их на стене. Пример:
- «Войдя в класс, прочти задание на доске и приступай к работе».
- «Сев на место, можешь тихо поговорить с соседом, пока учитель не начнёт урок».
2) Установите рутинные действия.
https://www.youtube.com/watch?v=Ae8970Uhc3c
Домашнее задание всегда записывают на доске. Дежурные проверяют, что все задания записаны, а тетради собраны на проверку. После уроков одноклассники проверяют, что ученики с СДВГ правильно поняли задания.
3) Повышенное внимание детям с СДВГ.
Такие ученики более забывчивые, отвлекаемые и неорганизованные. Найдите им «шефа» – одноклассника, который напоминал бы им о текущем задании. Помогайте «шефам» в этой работе.
Лечение СДВГ, которое позитивно воздействует на любого ребёнка
Родион Кузнецов обращает внимание читателя на другие методы, а именно на использование физиотерапевтических воздействий. Нужно отметить, что такой подход может порадовать любого ребёнка, а не только обладателей неприятного диагноза.
Наиболее перспективным методом из существующих учёный считает создание новых рефлекторных путей с нервными волокнами высокой проводимости. Говоря проще, все занятия, которые доставляют радость, являются такими рефлексами. Неслучайно и обучение в виде игры обретает всё большую популярность.
«Найдите то, что доставляет вашему ребёнку настоящую радость. Не уход от реальности, а именно радость. И стройте школьное обучение вокруг этого занятия. Не заставляйте непоседу сидеть неподвижно, делая уроки.
Пусть он каждые 5 минут попрыгает, пусть во время прыжков изучает счёт до 10. Если в это время он счастлив, то через 3–4 недели домашние занятия для него станут удовольствием.
Постепенно уменьшайте время на физические упражнения и добавляйте спокойные занятия. Но не перегибайте палку.
Многие родители готовы усадить ребёнка на весь вечер за стол потому, что задали много уроков. Ни один ребёнок не способен высидеть более 45 минут.
Помните, что ваша задача – не выучить всю школьную программу за один год, а создать у ребёнка рефлекс, связывающий учебу и удовольствие. Никто не знает его лучше вас.
Пробуйте, экспериментируйте, советуйтесь со специалистами, но помните, что результатом должно быть удовольствие от учёбы».
Дополнительно напомним, что, конечно же, не следует забывать об оздоровительном массаже, плавании и ЛФК. В результате таких занятий происходит дополнительное раздражение рецепторов, увеличивается количество энергии, протекающей по нервным путям.
Возможно, применительно к конкретному заболеванию эффективность таких воздействий не абсолютна. Однако они точно положительно влияют на иммунитет и способствуют получению массы позитивных эмоций.
А это, как показывает практика, уже весьма эффективный путь к выздоровлению.
Как сделать будущее детям с СДВГ
Кем же вырастают дети с диагнозом СДВГ и стоит ли ставить крест на качественном образовании? Практика показывает, что от 25 до 50% из них теряют симптомы с возрастом. При отсутствии травли и дополнительных стрессов в школе у таких подростков и взрослых отклонений от нормы не наблюдается.
В большинстве оставшихся случаев симптомы разной степени просматриваются, однако патологическими не являются. Дети, не умея сосредоточиться на школьных предметах, тем не менее вполне успешно работают с темами, которые им интересны. «Когда сыну что-то очень интересно, он зарывается в информацию как крот, – рассказывает мама ребёнка с диагнозом СДВГ.
– Хотя обычно с ним очень тяжело: он импульсивен, оппозиционен, конфликтен, постоянно спорит…».
Худший вариант – когда ребёнка не понимают, считая, что его проблемы лишь плод плохого воспитания и нежелания «взять себя в руки».
У таких детей портится здоровье, простуды следуют одна за другой с переходом в сопутствующие более сложные заболевания.
Человек замыкается в себе, в нём возникает чувство социальной неадекватности и низкой самооценки. Ни к чему хорошему это, конечно, не приводит.
Как же сделать так, чтобы ребёнка-непоседу не травили в школе, не издевались над ним, а позволяли заниматься тем, что ему интересно и у него оставалось желание работать над собой? Семейное и дистанционное образование для многих становится выходом из непростой ситуации.
Домашняя школа «ИнтернетУрок» позволяет полноценно осваивать школьные предметы в удобном темпе. урок можно остановить в любой момент, когда у ребёнка появится потребность подвигаться, «прокрутить» назад, если он отвлёкся и пропустил объяснение.
По ряду предметов – алгебре, геометрии, физике – разработан специальные эффективные курсы обучения, позволяющие освоить школьную программу за меньшее количество уроков.
https://www.youtube.com/watch?v=HX07iSfe8mM
Всегда стоит помнить, что, если ребёнок с симптомами СДВГ, поддерживаемый родителями, находит силу и мужество, несмотря на сложности, продолжать заниматься, учиться работать со своими особенностями, брать обстоятельства в руки, то нередко он становится лидером в своем окружении и добивается больших успехов. Проявления синдрома в этом случае резко идут на убыль.
Поэтому, как бы ни было сложно с СДВГ, очень многое остаётся в ваших руках!
📺 Видео
Как помочь учиться ребенку с СДВГ: опыт папы-психологаСкачать
СДВГ: как учить уроки с ребенком? Обучение гиперактивных детей в школе и дома. Советы педагога СДВГСкачать
Гиперактивный ребенок. Как распознать СДВГСкачать
СДВГ у детей | Главный совет родителям гиперактивных детейСкачать
5 признаков СДВ у ребенкаСкачать
Как живётся людям с СДВГ? Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Мой опыт учебы в школе, МГИМОСкачать
Как убрать гиперактивность и агрессивность у ребенкаСкачать
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью \ СДВГ \ Невролог \ ПетроваСкачать
Гиперактивный ребенок: 10 советов психологаСкачать
СДВГ и школа l Учеба гиперактивного ребенка в школеСкачать
Тест на СДВГ(Синдром дефицита внимания и гиперактивности)Скачать
У моих детей синдром дефицита внимания и гиперактивности: Марьяна | Быть мамойСкачать
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Как помочь ребенку с СДВГ – советы нейропсихолога.Скачать
Гиперактивные дети. Как не сойти с умаСкачать
Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? - Доктор КомаровскийСкачать
СДВГ у детей | симптомы | лечениеСкачать